Понятие интеллекта 2

  1. Понятие интеллекта.

Стернберг выделил три фактора интеллекта в своей триархической теории: 1) способность решать практические проблемы (чел. улавливает связь идей, имеет несколько точек зрения на одну проблему); 2) вербальные способности (ясно и четко формулирует свои мысли, обладает беглой речью); 3) социальная компетентность( умеет признав. свои ошибки, испыт. интерес к окруж. миру).

В результате дальнейших исследований выявились три биполярных параметра, описывающих интеллект:

1. Способность к решению практических задач (практичность, разумность, гибкость в применении знаний) – вербальная способность (ясность и беглость речи).

2. Интеллектуальная интеграция (способность видеть различия и согласовывать разные точки зрения) – целенаправленность (селективный поиск информации, настойчивость).

3. Контекстуальный интеллект (знание о мире, умение пользоваться личным опытом) – текучее мышление (сообразительность, быстрота мышления, умение мыслить абстрактно).

Под влиянием практического запроса в перв. очередь стали разрабатываться тесты, а затем теории составления тестов, т.е. возникла тестология.

Так сложилось в истории развития представлений об интеллекте, что психологи под интеллектом стали понимать коэффициент интеллекта, возникло явление реификации (материализации, рассмотрение понятия абстрактного как реально существующего).

Вместе с тем коэффициент IQ оказался удобным средством для различения людей по интеллекту в целях прогнозирования успешности овладения какой-либо деятельностью. Это подтверждается относительной слабостью коэф., установленной при тест-ретестовых исследованиях одних и тех же групп индивидов.

Однако стабильность интеллекта носит статистический характер только при групповых исследованиях. Исследователи пришли к выводу что коэффициент интеллекта это в сущности интеллект.

Интеллект- это то что измеряют тесты интеллекта.(по Борингу)

У отдельных индивидов может обнаруживаться значительные сдвиги показателей IQ полученных через временные интервалы.

Тестология накопила в настоящее время множество фактов, неопровержимо свидетельствующих об изменчивости того, что обозначается показателем IQ. Исследования, в которых собраны эти факты группируются по 2-м направлениям:

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... новизны в способности к различению. Кроме того, существует такое понятие, как психометрический интеллект, измеряемый обычными ... неоправданно сложной концепции социального интеллекта. С этой точки зрения биологический интеллект является гораздо более целостной ... коэффициент корреляции между 0,5 и 0,6); это оставалось справедливым даже для выборки студентов с незначительными вариациями уровня интеллекта. ...

  1. Доказ-т зависимость тестовых оценок от культурной среды
  2. Обнаруж-т значит. различия в результатах тестир-я IQ в разн. культ или субкультурах.

    2 История возникновения коэффициента IQ.

    80-е годы 19 века — Гальтон выдвинул идею создания интеллектуальных тестов. Чтобы можно было отбирать людей с высоким интеллектом. Данная идея интеллектуального тестирования подхвачена Дж.Кеттелом в конце 19 начале 20 века.

    Он основал такую же лабораторию в Кембридже, затем при Колумбийском университете и стал изучать интеллектуальные различия по тестам похожим на тесты Гальтона.

    Система из 50 тестов. Оценивалось время реакции на звук, цвет, называние цвета, сила руки, чувствительность, пороги чувствительности, умение различать вес.

    Они считали, что все психические функции и высшие и низшие находятся в единстве. Но система тестов Кеттела не оправдалась. Неудачный опыт.

    Джеймс Кеттел ввел термин «интеллектуальный тест» в 1890 году.

    Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине.

    Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие «умственный возраст» . Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью. Предложили комплектовать классы по понятию умственного возраста. Бине ввел понятие умственного возраста и коэф. Интеллекта (разн. м-у умствен и биологич возрастом).

    Коэффицие́нт интелле́кта — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.

    Понятие относительного коэффициента интеллекта ввёл в психологию немецкий учёный В. Штерн в 1912 году. Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста, как показателя в шкaлах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

    В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень затруднительно и само число IQ утратило информативную ценность.

    4 История возникновения интеллектуальных тестов.

    80-е годы 19 века — Гальтон выдвинул идею создания интеллектуальных тестов. Чтобы можно было отбирать людей с высоким интеллектом.

    Гальтон — сторонник евгеники — улучшение породы человека с помощью искусственного отбора.

    16 стр., 7926 слов

    Тесты общего интеллекта

    ... а в конечном итоге полезности человека как такового. Следует различать тесты развития интеллекта и тесты интеллекта как такового. В первый, как правило, включены вопросы образовательного характера, ... образного, творческого и технического мышления. Тесно связанные с уровнем интеллекта оказались и тесты профессиональной пригодности. Более того, для получения должности государственного служащего США, ...

    Интеллект для Гальтона — наследственное качество. В 1884 году — Гальтон основал антропометрическую лабораторию для проверки интеллектуальных способностей.

    Данная идея интеллектуального тестирования подхвачена Дж.Кеттелом в конце 19 начале 20 века.

    Он основал такую же лабораторию в Кембридже, затем при Колумбийском университете и стал изучать интеллектуальные различия по тестам похожим на тесты Гальтона.

    Система из 50 тестов. Оценивалось время реакции на звук, цвет, называние цвета, сила руки, чувствительность, пороги чувствительности, умение различать вес.

    Они считали, что все психические функции и высшие и низшие находятся в единстве. Но система тестов Кеттела не оправдалась. Неудачный опыт.

    Джеймс Кеттел ввел термин «интеллектуальный тест» в 1890 году.

    Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине.

    В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью — понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

    Симон и Бине — проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

    В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов, затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

    Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие «умственный возраст». Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

    Эти тесты — индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

    Для каждой возрастной категории — свои задания.

    Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

    Диагностика по тестам Бине-Симона.

    Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

    Определяли максимальный возраст — базовый умственный возраст (когда решались все задания)

    Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

    Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

    Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

    В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

    Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

    1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ — коэффициент интеллектуальности.

    2. Введено понятие «статистической нормы».

    5 стр., 2151 слов

    анализ психологической сущности, структуры и содержанию кризиса ...

    ... очень заметные окружающим. К кризисам детского возраста относится кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Критическим периодам ... материалы, могут быть использованы родителями, педагогами при организации работы с детьми первого года жизни. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что теоретические ...

    Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

    Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

    IQ= (умственный возраст : хронологический возраст) х 100

    1916 года — первая редакция Стенфорд-Бине.

    Сейчас содержание IQ совершенно другое, данная формула не действительна. Сейчас используется IQ-показатель по интеллектуальному тесту, соотнесенный со статистической нормой.

    Статистическая норма — это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

    В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.