«Челябинский государственный университет» (фгбоу впо «ЧелГу») Костанайский филиал 9

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

заседанием кафедры СГЕНД

Протокол № ____ от «____» ________ 20__ г.

Методические указания для студентов

по изучению дисциплины

«Деловая этика»

Костанай 2013 г.

Методические указания для студентов составлены:

Ивановой Нели Александровной, к.и.н., доцентом кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин;

Методические указания для студентов обсуждены на заседании методической комиссии кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № ___ от «____» _________ 20__ г.

Председатель метод. комиссии __________________ И.А.Волошина

Методические указания по изучению дисциплины

Изучение дисциплины требует от студента знания предмета, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма. Приступая к изучению дисциплины, продумайте последовательность выполнения заданий. Между выполнением заданий делайте перерывы.

При чтении материала задавайте себе вопросы: о чём или о ком говорится в этом тексте и т.п. Ищите связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаете, с тем, что уже знаете. Следите за тем, чтобы это были главные связи, связи по смыслу. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбейте его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.

19 стр., 9227 слов

Методические указания к изучению дисциплины и контрольной работе ...

... студентами; - на семинарах активно используются: дискуссии, социально-психологические тренинги, доклады и работы по ним. Изучение дисциплины завершается проведением зачета. 2. Методические указания к изучению дисциплины 2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины ... дисциплиной. Поскольку качество управления напря­мую влияет на качество жизни людей, управление рассматривается как социально ...

Используйте метод ключевых слов. Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Правила работы:

  1. Читая абзац, выбери для него одно- два ключевых слова.
  2. После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
  3. К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
  4. Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
  5. Запиши эту цепочку и постарайся её выучить.
  6. Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Не оставляйте подготовку к творческим работам на последний день. Готовьтесь к ним заранее, распределяя нагрузки равномерно.

Методические указания по подготовке к практическИм занятиям

При подготовке к практическим занятиям студент должен использовать не только учебники, но и периодическую, научную, художественную литературу, цитаты известных людей, карты, схемы, презентации. Они помогут лучше понять и запомнить материал.

Для эффективного усвоения материала и выступления на практическом занятии студенту необходимо составлять план устного и письменного ответа.

Практическое занятие №1

Тема 1.Этика: понятие, содержание и социальная ценность

Цель:

Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.

Основные вопросы:

  1. Предмет этики
  2. Высшие моральные ценности
  3. Этика в системе гуманитарного знания.
  4. Связь этики с этнографией, философией, экономикой, политикой, литературой и искусством.

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— знать определение и содержание понятий «этика» и «мораль»;

— уметь составлять структуру этики;

— знать определение категорий этики;

— уметь обосновывать междисциплинарные связи этики с другими науками;

— уметь отстаивать собственную точку зрения на теоретические проблемы этики.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

12 стр., 5503 слов

Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии

... педагогического процесса в ходе обучения школьников работе с текстом учебника. Научная новизна. В данной работе выявлены функции учебных текстов, их виды, показана значимость специальной работы учащихся с ... и горных пород) нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учебные пособия [11]. Следовательно, методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так ...

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №2

Тема 2. Важнейшие моральные и этические учения

Цель:

Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.

Основные вопросы:

  1. Важнейшие моральные и этические учения
  2. Становление и развитие основных этико-нравственных категорий в Казахстане
  3. Основные исторические вехи развития нравственных идей в России и Казахстане.

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— уметь сравнивать моральные и этические учения различных эпох и народов;

— знать нравственную основу религиозных учений;

— повторив лекционный материал, уяснить разницу в развитии основных этических категорий в России и Казахстане;

— использовать при подготовке тезисы, высказывания, цитаты моралистов.

.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №3

Тема 3. Прикладная этика

Цель:

Формирование общей культуры и основ профессиональной этики.

5 стр., 2022 слов

Учебники и учебные пособия

... и формы 25. Отношение детей к родителям. Основная литература Учебники и учебные пособия 1.Беленчук, Л.Н. История зарубежной и русской педагогики. / Л.Н. ... М.: «Школьная пресса», 2000. Режим доступа: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html 2. Культура семьи. Учебное пособие. Москва, Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии, 2009. ...

Основные вопросы:

  1. Основные понятия профессиональной этики.
  2. Деловая этика.
  3. Этика менеджера.
  4. Экологическая этика.
  5. Биоэтика.

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— знать структуру прикладной этики;

— знать специфику профессиональной этики;

— уметь отстаивать собственную точку зрения по проблемам этики;

— знать в какой исторический период и кем были введены термины «эвтаназия», «биоэтика», «экологическая этика» и др.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №4

Тема 4. Вербальные и невербальные коммуникации

Цель: Формирование основ ораторского искусства и публичного выступления.

Основные вопросы:

  1. Виды убеждающих воздействий.
  2. Основы ораторского мастерства.
  3. Самоанализ качества выступления.

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

знать и уметь применять на практике убеждающие воздействия;

— уметь применять правила известных ораторов;

— уметь составлять план выступления и делать самоанализ.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... они, насколько это возможно, реализованы в самом пособии. Иными словами, пособие имеет структуру, похожую на структуру курсовой и ... специалиста. Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме стремиться к стандартам научного текста (статьи, книги). ... первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным ...

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.: Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №5

Тема 5.Вербальные и невербальные коммуникации

Цель: Формирование основ ораторского искусства и публичного выступления.

  1. Спор в ходе делового общения.
  2. Национальные стили ведения переговоров.
  3. Деловой разговор по телефону.

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— уметь вести спор разными способами;

— знать национальные особенности ведения переговоров;

— знать и применять на практике особенности ведения переговоров по телефону.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров. Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.: Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №6

Тема 6. Документационное обеспечение делового общения

Цель:

Формирование профессиональных коммуникативных качеств в процессе овладения основами делопроизводства.

Основные вопросы:

  1. Деловая и коммерческая переписка
  2. Виды деловых писем
  3. Требования к составлению деловых писем
  4. Электронная почта

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— знать правила составления деловых писем;

— уметь составлять текст приглашений, объявлений, служебных записок, деловых и электронных писем, визиток.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №7

Тема 7. Деловой этикет.

Цель: Формирование основ профессионального этикета

  1. Имидж делового человека
  2. Этикет менеджера
  3. Этикет в общении начальника и подчиненного.
  4. Международный этикет

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— знать особенности делового стиля одежды;

— уметь находить решения в определенных ситуациях общении на рабочем месте;

— иметь представления об обычаях и этикете в разных странах.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №8

Тема 8. Этический кодекс.

Цель: Формирование основ корпоративной этики.

Основные вопросы:

  1. Этический кодекс.
  2. Кодексы профессиональной этики в РК, РФ и зарубежных странах.
  3. Кодекс чести современного человека

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— знать основные принципы и составляющие этических кодексов;

— уметь анализировать и сравнивать этические кодексы;

— уметь составлять этический кодекс.

Рекомендуемая литература:

1. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Практическое занятие №9

Тема 9. Проблемы этики

Цель: Формирование целостного представления о научной картине мира и месте в нем этики.

Основные вопросы:

  1. Проблемы этики
  2. Конфликт в деловом общении
  3. Современные нравы

Методические рекомендации:

На практическом занятии студент должен:

— уметь отстаивать собственную точку зрения на конкретную проблему;

— знать приемы урегулирования конфликта;

— уметь анализировать предложенную ситуацию.

Рекомендуемая литература:

11. Голубева Г.А Этика: [Текст]: учебное пособие. – М.Издательство «Альфа»- Пресс, 2011. – 368 с.

2.Кошевая И.П., Канке А.А Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.: ил. – (профессиональное образование).

3. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение [Текст]: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. П.И.Сидорова. – 2-е изд. Переаб. – М.: ИНФРА-М, 2011. — -384 с.: ил. – (Высшее образование).

4. Подольская Е.А. Этика : Кредитно-модульный курс [Текст] : учебное пособие : / Е.А. Подольская ; .- М. ; Ростов н/Д. : «Дашков и К» ; Спектр, 2012.- 424 c.

5. Скворцов А.А. Этика [Текст] : учебник : / А.А. Скворцов ; под общ. ред. А.А. Гусейнова .- 2-е изд., испр. и доп..- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 310 c.- (Бакалавр. Базовый курс).

6. Психология и этика делового общения. Учебник для бакалавров.Бороздина Г.В., Кормнова Н.А..М.:Издательство Юрайт.-2013.-463 с.

Рекомендации к выполнению творческого задания

Цель: развитие творческих индивидуальных способностей

Задачи:

  1. Изучение и закрепление программного материала.
  2. Расширение кругозора.
  3. Воспитание нравственных и деловых качеств. Формирование профессиональной этики.

Рекомендации: студент может выбрать любую форму выполнения творческого задания.

Портфолио – накопленный и систематизированный материал по данной теме, включающий:

  1. Реферат
  2. Статьи из газет (не менее 3-х)
  3. Статьи из журналов (не менее – 2-х)
  4. Иллюстративный материал (презентация, фото, картины, видео-ролики)

Презентация

В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше. Программа PowerPoint (входящая в состав пакета Microsoft Office) позволяет создавать презентации с эффектами анимации отдельных объектов (надписей, фотографий, рисунков), со звуковым сопровождением, демонстрацией видеофрагментов, с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок. Программа включает в себя возможности несложного рисования и обработки рисунков и фотографий.

Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться следующих требований:

  • Титуальный слайд должен содержать название презентации, её автора, контактную информацию автора.
  • На втором слайде обычно представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
  • Остальные слайды нужно строить по модели: тезис — аргументы — вывод.
  • Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном слайде.
  • Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.
  • Последний слайд может повторять титульный с добавлением фразы «Спасибо за внимание!».

Мультпрезентация – подборка нарезок из мультфильмов на данную тему, в которой прослеживается логика, план, используются комментарии.

Кинопрезентация — подборка нарезок из кинофильмов на данную тему, в которой прослеживается логика, план, используются комментарии.

Ролик – самостоятельная видеосъемка, режиссура (подбор актеров и составление сценария на данную тему), в которой прослеживается логика, план, используются комментарии.

№ недели

Тема

Форма творческой работы (на выбор)

Количество баллов

30

Проблемы этики

Портфолио

Презентация

Мультпрезентация

Кинопрезентация

Ролик

3

Методические указания по подготовке к срс

При подготовке СРС студент должен знать требования к каждому виду задания.

Словарь основных категорий этики в афоризмах –это упорядоченное собрание слов, в котором толкуются основные категории этики и дополняются цитатами и афоризмами известных людей. Такие комментарии позволяют студенту расширять свой кругозор, обогащать речь и заинтересовывать аудиторию.

Пример: Мораль (от лат.Moralis — касающийся нравов) — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.

«Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным».

Поль Анри Гольбах

Эссе -это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

  • вступление
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • тезис, аргументы
  • заключение.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Презентация -это форма представления информации как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Как правило, представляются новые проекты, идеи, а также учебный материал. В целом задача презентации – сделать так, чтобы ее объект заинтересовал аудиторию. Для этого составляется сценарий презентации, в соответствии с которым подбираются: компьютерная графика, видеоряд, раздаточный материал, цветовое и звуковое оформление и другие средства. Чем ярче, интереснее и необычнее презентация, тем лучше. Программа PowerPoint (входящая в состав пакета Microsoft Office) позволяет создавать презентации с эффектами анимации отдельных объектов (надписей, фотографий, рисунков), со звуковым сопровождением, демонстрацией видеофрагментов, с возможностью разветвления презентации путем создания гиперссылок. Программа включает в себя возможности несложного рисования и обработки рисунков и фотографий.

Презентация состоит из слайдов. Старайтесь придерживаться следующих требований:

  • Титуальный слайд должен содержать название презентации, её автора, контактную информацию автора.
  • На втором слайде обычно представлен план презентации, основные разделы или вопросы, которые будут рассмотрены.
  • Остальные слайды нужно строить по модели: тезис — аргументы — вывод.
  • Выводы всегда должно быть даны ясно и лаконично на отдельном слайде.
  • Убедительными бывают презентации, когда на одном слайде даётся тезис и несколько его доказательств.
  • Последний слайд может повторять титульный с добавлением фразы «Спасибо за внимание!».

Схема — графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы. Прочитать схему — это значит почерпнуть из нее сведения, необходимые для выполнения определенной работы, или более четкого представления об изучаемом предмете, явлении.

К чтению схем нужно готовиться, т. е. накопить необходимый минимум знаний, точно так же, как перед чтением текста нужно изучить алфавит.

Таблица — список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Составление таблицы представляет собой сводную ведомость по изученному блоку, теме или курсу.

Задания, упражнения, решение ситуаций — занятие для приобретения, усовершенствования профессиональных навыков. Решая задачи по выбору одного из нескольких возможных вариантов действия или ситуаций, студент учится правильно оценивать альтернативы и делать правильный выбор.

План подготовки публичного выступления. План — это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль.

Рекомендации:

  1. Изучите литературу по данной теме, конспект лекции.
  2. Выберите тему выступления
  3. Составьте план текста по выбранной теме
  4. Составьте план публичного выступления
  5. Презентуйте свой доклад согласно правилам публичного выступления.

Составление документа. Деловые письма обладают правовой значимостью, поэтому их стиль должен удовлетворять определенным требованиям. Текст письма не должен допускать нескольких толкований. Официальный язык должен отличаться точностью и красотой математической формулы. Общие требования к тексту делового письма: лаконичность, ясность и точность изложения. Текст должен быть изложен грамотно в соответствии с действующими правилами орфографии и пунктуации, в официально-деловом стиле.

Рекомендации:

  1. Изучите требования к составлению деловых писем.
  2. Выберете вид и тему делового письма.
  3. Составьте письмо согласно требованиям деловой переписки.

Портфолио — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий творческой работы — уникальность результата, нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее, ценное не только для данного человека, но и для других.

Рекомендации:

  1. Выберете тему, проблему творческого исследования.
  2. Изучите литературу по данной теме, проблеме.
  3. Подберите вырезки из материалов периодической печати (статистику, примеры, ситуации), фотографии, иллюстрации, видеоролики и т.п.
  4. Составьте графики, таблицы, модель и т.п.
  5. Сделайте выводы и резюме по отдельным пунктам и всей работе.
  6. Подготовьте презентацию своей работы.

Конспект, тезисы из первоисточников.

Конспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Виды конспектов:

План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат одного текста.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Рекомендации:

  • Используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает…», «раскрывает…»).
  • Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
  • Познакомьтесь с правилами конспектирования.
  • Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
  • Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  • Составить план — основу конспекта.
  • Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
  • Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
  • Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
  • Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
  • Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
  • Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом — подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным — подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым — делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.
  • Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.

Тезисы — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.

Умение правильно формулировать тезисы говорит об уровне подготовленности читателя, понимании темы, степени овладения материалом и методами самостоятельной работы над книгой.

Рекомендации:

  • При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  • Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  • Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
  • По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте

Ф МИ 01-09-08 Методические указания для студентов. Издание второе