§ I. Некоторые теоретические посылки

Поступление ребенка в школу является очень важным и сложным .моментом в его развитии. Меняется социальная ситуация развития ребенка, качественно иными становятся его деятельность и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками, сам процесс обучения предъявляет высокие требования к уровню его психического развития. В связи с этим особую практическую значимость приобретает определение готовности ребенка 6 лет к обучению в школе, т.е. наличие у ребенка определенного комплекса качеств, обеспечивающих ему школьную адаптацию, успешность обучения в школе.

Сложившаяся практика отбора детей 6-летнего возраста такова, что учитывается прежде всего физическое развитие ребенка я состояние его здоровья на основе заключения медико-педагогической комиссии. Для успешного обучения в начальной школе это действительно важно, но недостаточно. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новый условиям, не справляются с режимом и программой школы. Эти дети вызывают беспокойство учителей и родителей, травмируется психика самого ребенка в первые годы обучения, из них формируются в дальнейшем группы отстающих и второгодников.

С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними при поступлении в школу целесообразно определение «готовности к школьному обучению» или «школьной зрелости» в плане психического развития каждого ребенка. Практическая психология все настойчивее проникает в школу. Поэтому учитель должен уметь пользоваться простыми, информативными методами диагностики «школьной зрелости». В данных рекомендациях представлен систематизированный материал, который поможет учителям в диагностической работе с детьми 6-7 лет, направленный не на отбор, а на контроль за ходом психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений.

Проблема готовности детей 6-летнего возраста к обучению в школе в настоящее время активно разрабатывается. В литературе имеются обобщенные характеристики психических свойств, определяющих готовность детей к школьному обучению (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, B.C. Мухина др.).-

Исходными в разработке критериев психологической готовности к школе в советской психологии являются положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонгьев, Д.Б. Эльконин):

6 стр., 2702 слов

Готовность к профессиональному развитию

... планы практических занятий, список литературы. Программа курса «Готовность к профессиональному развитию» направлена на обучение студентов навыкам эффективной самопрезентации, формирование представлений о становлении ... воздей­ствия учащихся на учителей. Особенности взаимовлияния родителей и детей школьного возраста. Причины внушаемости. Общие правила противостояния деструктивному влиянию. ...

а) развитие ребенка связано с развитием его деятельности, что предполагает наличие в каждом возрастном периоде центрального новообразования которое обусловливает все другие свойства;

б) психологическая готовность к школе — это новообразования, возникающие в игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, по

своему содержанию психологическая готовность представляет собой комплекс составляющих, которые обеспечивают ребенку возможность успешного овладения учебной деятельностью;

в) возраст 6-7 лет квалифицируется как переходный, «критический» в ходе которого совершается переход ребенка к поведению и деятельности, подчиненной правилам, сознательно принятым нормам;

г) положение теории Л.С. Выготского «О зоне ближайшего развития» как умение принимать и использовать помощь взрослого. Это умение является показателем умственного развития.

Понятие «готовность к школьному обучению»включает в себя: развитие аффективно-потребностной интеллектуальной, речевой и произвольной сферы.

Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном детстве, приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер.

Названные положения получили разное содержательное развитие в экспериментальных исследованиях проблемы готовности детей 6 лет к школьному обучению. Назовем некоторые из них.

В работах Д.Б. Эльконина выделяются три основных новообразования, по уровню сформированности которых должна определяться, готовность к школе. Это: произвольность психических процессов, владение средствами деятельности (сенсорными, интеллектуальными и др.) и учет позиции другого, т.е. поведение, подчиняющееся правилам, социальным нормам.

ЛЛ. Венгер, развивая идею Л.С. Выготского о соблюдении правил как центральном новообразовании дошкольного возраста, считает необходимой предпосылкой будущей учебной деятельности умение ребенка выполнять действия по правилам, по указанию взрослого.

Одним из показателей готовности к школе в работах Кравцовой Е.Е., Лисиной М.И. выдвигается уровень общения, в работах Н.Г. Салминой -уровень сформированности симиотической функции.

Эти различия в подходах к выделению содержательных характеристик готовности к школе определили и различия в отношении к тому, что и как должно диагностироваться в комплексе «готовность к школе» чтобы выявить наиболее полную и адекватную картину возможностей ребенка в предстоящей ему учебной деятельности.

Обобщая данные, полученные в специальных исследованиях (некоторые были названы выше), можно сделать вывод о необходимости изучения трех групп факторов для определения уровня готовности дошкольника к школьному обучению: уровень личностного развития дошкольника, особенности его познавательной деятельности, физическое и психомоторное развитие.

В качестве, показателей готовности к шкоде могут выступать: уровень произвольности поведения и деятельности ребенка, как одной из предпосылок учебной деятельности, личностные характеристики, включающие особенности общения и эмоциональной сферы, наличие желания идти в школу, умение организовать свою двигательную активность,

4 стр., 1868 слов

Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….49 5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже ...

умение действовать в соответствии с указаниями взрослых и в соответствии с принятым намерением, достаточная продолжительность .умственной работоспособности, наличие определенного уровня познавательного отношения к действительности, умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умение пользоваться знаком как средством в познавательной деятельности.

Эти показатели готовности к школе, видимо, будут претерпевать изменения по мере совершенствования существующих условий обучения: наполняемости классов, программ обучения, класйно-урочной системы и др.

§ 2. Обоснование методик диагностики готовности детей к школе

Выбор предлагаемого комплекса методик для индивидуального обследования детей обусловлен: пригодностью их совокупности для выявления признаков готовности детей к школе, их направленностью на выявление новообразовании психики, доступностью для детей 6-7 лет, разработанностью критериев оценки получаемых результатов, по которым диагностируется уровень сформированности того или иного процесса, функции, информативностью, экономичностью во времени проведения, простотой использования и материального обеспечения исследования, возможностью введения помощи, (соложение Л.С. Выготского «О зоне ближайшего развития»).

Применение этих методик возможно также в динамике процесса обучения для контроля за ходом психического развития ребенка. При исследовании важно помнить о принципе всестороннего и целостного изучения ребенка. Он означает, что психическое развитие ребенка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребенке только на основе исследования состояния его памяти, мышления или других психических функции. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке. Методики должны дополнять друг друга и в совокупности давать полное представление о степени психического развития ребенка в ракурсе его готовности к школьному обучению.

Результаты диагностики и возможности ребенка могут не совпадать с диагностической нормой. Данные экспериментальных методик — это предварительная ориентировка в уровне развития, при этом должны учитываться реальные достижения ребенка, сложившиеся в условиях воспитания и обучения в детском саду и семье. Различия в развитии психических, функций изучаемого ребенка (отставание, опережение или соответствие своему возрасту) показывают индивидуальные особенности, которые следует учитывать в учебно-воспитательном процессе.

Психолого-педагогическое обследование детей проводится учителем. который будет осуществлять набор учащихся в первый класс следующего года. Целесообразно исследование проводить в две этапа. На I этапе (ноябрь месяц) выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... по развитию музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в том, что подобранные методики и методический материал может быть использован ... воспитателями и музыкальными руководителями для диагностики музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ...

школьному обучению; Целенаправленная работа родителей и воспитателей с детьми этой группы дает возможность коррекции развития школьно-необходимых функций у них.

Второй этап обследования осуществляется в апреле-мае по тем же самым методикам и делается окончательное заключение о готовности детей к школе.

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку для поступления в школу и рекомендовать обучение в подготовительных группах детских садов и программу индивидуальных занятий.

В данных методических рекомендациях предлагается следующий комплекс методик:

  1. Ориентировочный тест школьной зрелости. Вербальное мышление. (И.Йирасек).
  2. Тестовая беседа для оценки психо-социальной зрелости.
  3. Картинка с нелепыми ситуациями — «нелепицы».

4. Методики для изучения процесса мышления: «4-ый лишний», «Противоположные понятия».

  1. Тест Керна-Йерасека.
  2. Методика «Да» и «Нет».
  3. Методика «Анализ образца».
  4. Методика «Развитие движений».
  5. Методика «Опосредованное запоминание».
  1. Методика «Лабиринт».
  2. Методика «Графический диктант».
  3. Методика «Образец и правило».
  1. Методика для изучения интеллектуальной готовности детей 7 дет и старше.

Пользуясь методиками «Графический диктант», «Лабиринт», «Образец и правило», возможно оценивать не только степень готовности детей 6 лег к обучению в школе, но и оценивать уровень сформированности компонентов учебной деятельности 7-8-летаих детей, ври этом нужно спускаться на 1-2 градации вниз (см. описание методик).

В начале и конце обследования проводится беседа с ребенком. Полученные данные отмечаются в протоколе индивидуального психолого-педагогического обследования ребенка.

§ 3. Комплекс методик для индивидуального обследования детей. Оценка психо-социальной зрелости по тестовой беседе

Беседа позволяет собрать сведения о запасе, представлений ребенке его ориентировке в окружающем, семейной ситуации, наконец, именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа, не должна выглядеть опросом, поэтому к его организации предъявляются требования. Человек

проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости следует возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы. Ни в, коем случае не следует торопить ребенка, ругать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.

Прежде чем начинать беседу, надо дать ребенку осмотреться в новой для него ситуация. Во время обследования родители должны сидеть поодаль у него за спиной, чтобы он общался не с ними, а с педагогом. Беседуя с особо застенчивым и робким ребенком, можно преложить кому-либо из родителей сесть рядом с ним, взять за руку, чтобы успокоить. Надо следить, чтобы родители не отвечали за ребенка, не подсказывали ему ответ.

7 стр., 3091 слов

Методика определения степени риска совершения суицида

... друзьями, одноклассниками и сослуживцами потенциального суицидента.   Достоверность методики повышается с расширением источников информации и способов изучения личности. ... отсутствует — ставится —0,5. «Вес» факторов 5—7 оценивается баллами от -0,5 до +2, а факторов 1-4, 10 ... не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме ...

Вопросы к беседе:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
  6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
  7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин? День или ночь?
  8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  9. Кем работает твой отец?
  1. Ты любишь -рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
  2. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  3. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
  4. Почему снег, бывает зимой, а не летом?
  5. Что делают почтальон, врач, учитель?
  6. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?.
  7. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
  8. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответит?
  9. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  10. Каких животных ты знаешь? Каких птиц?
  1. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
  2. Что больше: 8 или. 5, 5 или 3? Посчитай от 6 до 9, от 5 до 3.
  3. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки зрения соответствующих представлений и сфомированности понятий, доступных возрасту.

Оценка вопросов

  1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок модет получить только один балл (за исключением контрольных).
  2. Ребенок может получить 0,5 б. за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
  3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленное вопросу и достаточно полные, например: «Папа — работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха, Яючрмучто у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки, .»больше-меньше» без наглядных примеров.
  4. К контрольным относятся следующие пункты вопросы: 5, 8, 11, 15, 22. Они оцениваются следующим образом: № 5 — если ребенок может вычислить., сколько ему будет лет — 1 балл, если он называет с учетом .месяцев — 3 балла, № 8 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла. Я» 11 — за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) — 2 балла, до 3 признаков -1 балл, № 15 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — I балл, № 22 — за правильный ответ — 2 балла.
  5. Пункт 16 оценивается совместно с п. 15 и п. 17. Если в п. 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 16 или п. 17, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 15-17 надо набрать 4 балла).

Оценка результатов беседы.

17 стр., 8390 слов

Готовность ребенка к обучению и адаптации в школе. Потребности ...

... благодаря которым они могли бы общаться с дру­гими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибки ... эффективной формой индивидуали­зации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфорт­ные условия для ребенка (при подборе соответствующего содер­жания, соблюдении дидактических принципов доступности, по­сильности), ...

Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов, «средне-зрелыми» считаются дети, получившие 20-24 балла и «незрелыми» — 15-20 баллов. Давая заключение, не следует забывать, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. Психолого-педагогический диагноз может быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Следует помнить также, что, если ребенок с нетерпением ожидает поступления в школу, обследование может вызвать у него излишнюю скованность, нерешительность. В этом случае и в случае чрезмерной застенчивости ребенка для установления контакта с ребенком, для создания у него положительного эмоционального отношения к исследованию можно использовать картинку с нелепицами.

«Нелепицы»

Экспозицией картин с изображением так называемых «несообразностей» пользовался еще А.Н. Бернштейн для исследования способности к критике. С.Д. Забрамная подробно описала этот, методический прием и применила его в исследовании детей 5-7 лет с нормальным интеллектом и детей умственно отсталых, показав существенные различия между ними в степени

выраженности, эмоциональной реакции, проявления интереса, активности рассматривания объекта.

Иллюстративный материал можно взять в детских книжках для дошкольников.

Инструкция и техника проведения.

Картинка предъявляется ребенку нейтрально. Экспериментатор говорит: «Сейчас я закончу готовиться к нашей работе, а ты пока, чтобы не скучать, посмотри вот эту картинку».

Ребенок получает картинку, а экспериментатор делает вид, что занят делом (например, перебирает лежащие на столе методики).

В течение 30 сек. ребенок имеет возможность рассматривать картинку. Экспериментатор в это время незаметно для ребенка, но внимательно следит за ним и фиксирует возможные проявления ориентировочной деятельности. Через 30 сек., картинка отбирается у ребенка, экспериментатор фиксирует спонтанные высказывания испытуемого. Если ребенок молчит, то по истечении 15 сек. ему начинают задавать вопросы в следующей последовательности:

— Понравилась тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос:

— Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечисления

фрагментов ситуации, то следующий вопрос:

— Что там нарисовано?

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Если фрагментов воспроизведено мало и

воспроизведение вялое, требуется

стимуляция в форме вопросов:

А еще что? Может

быть, вспомнишь? и т.п.

фиксируются дополнительные ответы, если их

нет, задается вопрос:

— Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, новый вопрос:

— Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к

ситуации как к нелепой» то задается вопрос:

— А может быть такое в жизни? Может быть тут что-то перепутано?

(здесь возможна опора на отдельные фрагменты, названные ребенком).

В тех случаях, когда ребенок сразу оценивает ситуацию, как нелепую («тут все перепутано», «путаница какая-то» и т.п.) и активно называет запомнившиеся ему фрагменты, все перечисленные вопросы соответственно снимаются.

При оценке результатов учитываются как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и эмоциональные реакции его при изучении объекта и количество воспроизведенных им фрагментов.

Определение школьной зрелости по тесту Керна — Йирасека.

Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оценки уровня развития школьно-необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении (рис. I).

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, а также о выраженности тонких двигательных координации. Развитие последних Связано как с определенной зрелостью ЦНС, так и со степенью развития мышц кисти руки. Без этого невозможно успешное становление у ребенка навыков письма и совершенствование рисунка, выполнение которого отражает развитие второй сигнальной системы, абстрактного мышления и речи.

Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР разработана подробная инструкция к использованию теста Керна — Йирасека, которая приводится ниже.

Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.

Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому указывается, где), нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются. Когда какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Можно ребенка подбодрить, когда он начнет рисовать, следующим образом: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли рисовать тетю, необходимо объяснить, что все рисуют дяди, так и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ему ее дорисовать, а затем просить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... в учебе – отличник или хорошист, - но в результате экзамена получает довольно средние баллы. Одна из главных причин такой ситуации, на мой взгляд, стресс. Проблема психологической ... более глубоким и спокойным. 1.6. Обсуждение   Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. 2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.) 2.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения домашнего ...

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из 10 точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое».

Если кто-нибудь из детей не рассчитает длину графы, и треть слова у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что его можно написать ниже или выше.

Третье задание делается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий школьник пишет, не перекладывает ли вовремя карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его при работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и пр.

Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от I (наилучшая оценка) по 5 (наихудшая).

Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе. Образцы выполнения заданий представлены на рис. I.

Задание № I. Рисование мужской фигуры.

  1. балл — у нарисованной фигуры должна быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище).

    На голове — волосы (возможны шляпа или шапка); уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.

  2. балла — выполнение всех требований как и в оценке I, кроме синтетического способа изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, I палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рис. должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

  1. балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
  2. баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание.№ 2. Имитация написанного текста.

  1. балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше).

    Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии не более, чем на 30°.

  2. балла — предложение можно прочесть. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота не обязательна.
  3. балла — буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.
  4. балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».
  5. баллов — каракули.

Задание 3. Срисовка группы точек.

  1. балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в 1,5 раза.
  1. балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу.

Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

  1. балла — общее впечатление — похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180°.
  2. балла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
  3. баллов – каракули

Оценка полученных результатов

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. «Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, «средне-зрелыми» — 6-9.баллов, «незрелыми» — 10 и более баллов.

Учителю необходимо проявить максимум такта, внимания, не «приклеивать» ярлык неполноценности к таким детям и корректно информировать родителей о результатах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе.

Методика «Да» и «Нет»

Эта методика является модификацией известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного с белым не носите».

Инструкция испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». Испытуемый повторяет эти слова. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых встречаются провоцирующие ребенка высказать свое отношение к школе и учению. А поскольку все его помыслы в этот момент должны быть сконцентрированы на соблюдении правил игры, то вероятнее всего, что дети отвечают достаточно искренне. Таким образом, учитель получает некоторый материал и о мотивационной готовности ребенка к школе. Задаются следующие вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
  3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
  4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду? (Если ребенок не ходит в д/сад, то вопрос звучит так: «Ты хочешь пойти в школу не с осени, а только через год?»).
  5. Ты любишь гулять?
  6. Ты любишь играть?
  7. Ты хочешь учиться?
  8. Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности.

Некоторые дети пытаются облегчить поставленную перед ними задачу различными способами. Так, часть из них выбирает какое-то одно слово, например, «хочу», т.к. оно было ответом на первый вопрос, и дальше все

время повторяли его, совершенно не беспокоясь о содержательной бессмыслице ответов. Самым главным для них было соблюдение формального правила игры.

Другие решают задачу, подменяя слова «да» и «нет» утвердительным кивком или отрицательным мотанием головы, тем самым они соблюдают условие игры и не утруждают себя поиском адекватного ответа. Прежде, чем дать содержательный ответ, не включающий запретные слова, многие из них долго молчали.

Обработка результатов

Производится путем подсчета баллов, начислявшихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в I балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат оценивается «О». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл.

В группу с относительно хорошим развитием произвольности относят детей, получивших не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. (Вторая попытка предоставляется ребенку, если с первого раза он потерпел неуспех в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условиях игры).

Методика «Анализ образца»

На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец (см. приложение II. рис. 4) не соответствовал детскому стандартному варианту (рис. 5).

Сначала проверяющий спрашивает «Что это?» Если ребенок сам не говорит, что это человек, то ему сообщают это. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Далее проверяющий говорит:

«Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты рядом с этим листочком сделай точно такого же человечка». Образец закрывают листом, ребенку дают спички и указывают место на столе рядом с листом, где он должен выполнить задание. Во время проведения этой методики, внимание ребенка не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только — «внимательно посмотри».

В большинстве случаев наблюдаются те или иные отклонения, например, спички, выложены головками к центру, ноги широко расставлены.

Когда ребенок закончил работу, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай, посмотрим, у тебя точно так же, как у меня, или нет», — и открывает образец. Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор даёт ребенку

крупных движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько много дети двигаются, какие подвижные игры у них распространены и т, п.).

В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное».

Методика «Графический диктант».

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Методика проводится следующим образов. Каждому ребенку выдаётся тетрадный лист в клетку с нанесёнными на нём четырьмя точками (см. приложение I, рис. I).. В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости -дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий даёт предварительные объяснения:

«Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведёте — ждите, пока я не

сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку у сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении).

Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы её проведёте вот так — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку).

Это я провёл линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).

Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир).

Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится, соответствующая линия).

Все поняли, как надо рисовать?»

После того, как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. На отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети Успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение

узора даётся полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не даёт.

По прошествии времени, отведённого на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:

«Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор»..

Предоставив, детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:

«Всё, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо; Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом).

Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом).

Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Все диктуемые узоры приведены в приложении I на рис. 2.

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Оценка результатов

Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линий, I «дрожащая»линия, «грязь» и т.п. не учитываются и не снижают оценки).

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.

Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балда. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, -1 балл.

Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же

шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну -за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе оуи колеблются в пределах от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путём суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается).

Полученная оценка может колебаться от 0 до

8.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба виде работы получено по 8 баллов).

Методика «Образец и правило»

Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты её выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.

Материалом служат книжечки с заданиями (см. приложение III).

На первой странице книжечки записываются данные о ребёнке и дата проведения обследования. После того, как детям розданы книжечки проверяющий, держа в руках такую же, говорит:

«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображённого на второй странице).

Их соединили так, что получается такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника), Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца).

Вы сами соедините их так, чтобы получился точно таков же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец).

Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?»

Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:

«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие -как маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружочки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя

крестиками, или между двумя треугольничками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведёте неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрём её резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу, и будете рисовать следующую. Правило остаётся таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».

Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу его выполнения, проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы окончив решение очередной задачи, каждый ребёнок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения).

По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых, точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»).

Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т.п.

Оценка результатов

За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.

В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведён образец, ставится 0 баллов.

В случае если нарушено правило и правильно воспроизведён образец, ставится I балл.

В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится I балл.

В случае если не нарушено правило и правильно воспроизведем образец, ставится 2 балла.

Если при выполнении какой-либо задачи ребёнок провёл хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставятся 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями).

В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается в 0 баллов.

Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижает оценки.

Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено по 2 балла).

Методика «Лабиринт»

Методика направлена на выявление уровня сформированности

наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Оценка производится в «сырых» баллах без перевода в нормализованную шкалу.

Материал представляет собой комплект листов, на которых изображены полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», условно указывающие путь к одному из домиков (приложение П\0 Первые два листа (А и Б) соответствуют вводным задачам.

Детям вначале даются две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10

(листа 1-Ю).

Инструкция даётся после того, как дети открыли первый листок тетради

вводной задачей. «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. (Проверяющий указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено).

В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо ёлочки, а потом мимо грибка, тогда найдёте правильный домик. Все найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли вы».

Проверяющий смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нём нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них даётся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начинать двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните».

К задаче 3: «Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо берёзки, потом ёлочки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задаче 4: «Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, ёлочки, потом стульчика. Отметьте домик».

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его».

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нём нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его»,

Оценка результатов

При обработке результатов по каждой из задач 1-6 за каждый правильный поворот начисляется I очко. Поскольку в задачах 1-6

20

необходимо сделать четыре поворота, максимальное количество очков за каждую из задач — 4. В задачах 7-10 за каждый правильный поворот начисляется 2 очка; в задачах 7-8 (два поворота) максимальное количество очков равно 4; в задачах 9, 10 (три поворота -6 очков.).

Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются. Максимальное количество очков — 44.

Итоговая оценка результатов обследования

По каждой из трех методик, входящих в настоящей комплекс, на основе суммарного балла (СБ) определяется уровень выполнения ребенком задания. Выделены 5 уровней выполнения каждого задания (см. табл. I).

Таблица I

Значения СБ, соответствующие разным уровня выполнения заданий

уровень

Условные очки

методика

Графический диктант

Образец и правило

Лабиринт

I

0

0-1

0-2

0-13

II

6

2-4

3

14-22

III

9

5-10

4-6

23-28

IV

11

11-13

7

28-36

V

12

14-16

8-12

37-44

Итоговая оценка выполнения ребёнком комплекса диагностических заданий представляет собой сумму условных очков, полученных за выполнение методик. Она может колебаться в пределах от 0 до 36 очков. С помощью табл. 2 по итоговой оценке определяется уровень сформированное™ компонентов учебной работы.

Приведём пример работы с таблицами. Предположим, «ребёнок шести лет получил по методике «Графический диктант» СБ=7, по методике «Образец и правило» — СБ=3 и по методике «Лабиринт» — СБ=14.

По табл. I определяем соответствующие уровни и условные очки. Для «Графического диктанта» это III уровень, 9 очков (т.к. число 7 попадает в соответствующий интервал 5-10).

Для «Образца и правила» (СБ=3 — это II уровень, 6 очков. Для «Лабиринта» число 14 попадает также в интервал, соответствующий II уровню, 6 очков. Итоговая оценка составляет 9+6+6=21. По табл. 2 устанавливаем, что 21 очко характеризует уровень сформированное™ компонентов учебной работы ниже среднего (попадая в интервал 19-23 очка).

Таблица 2

Значения итоговой оценки, соответствующие разным уровням сформированности компонентов учебной работы детей 6,7, 8 лет

Возраст ребенка 6 лет | 7 лет 8 лет

Итоговая оценка

поступление в школу

конец 1 кл -начало 2 кл.

конец 2 кл. особо низкий

0 — 12

особо низкий

особо низкий

особо низкий

13 — 18

низкий

особо низкий

особо низкий

19 — 23

ниже среднего

низкий

особо низкий

24 — 30_____

средний

ниже среднего

низкий

31-35

выше среднего

средний

ниже среднего

34-35

высокий

выше среднего

средний

36

особо высокий

высокий

выше среднего

Оценивая уровень сформированности компонентов учебной работы 7-8-летних детей, нужно спускаться на одну или две градации вниз: уровень, который для шестилетки является особо высоким, для семилетки Оценивается просто как высокий; тот, который для шестилетки является ,для семилетки становится особо низким и т.п. (см. табл. 2).

Пользуясь настоящим комплексом диагностических методик, следует помнить, что надёжность групповых тестов никогда не бывает стопроцентной (см. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. I. — М: (Педагогогика, 1982, с. 40-47).

Существует много причин, приводящих к неадекватному снижению тестовых показателей: неблагоприятное нервно-психическое состояние ребёнка в момент обследования (беспокойство или возбуждение, связанное с обследованием или вызванное предшествующими случайными впечатлениями и т.п.); случайные отвлечения внимания, вызванные поведением других детей, поломкой карандаша и т.п., а также многие другие. Поэтому на основе результатов тестирования не должны делаться окончательные выводы, отрицательно характеризующие оцениваемый уровень.

Дети с низким и особо низким уровнем сформированности компонентов учебной работы по данным комплекса методик нуждаются в дополнительном индивидуальном психологическом обследовании, благодаря ему должна быть дана подробная качественная характеристика особенностей психического развития ребенка, необходимая как для уточнения выводов, сделанных на основе фронтального обследования, так и для выбора направлений коррекционной работы

В обследовании детей с особо низким уровнем желательно участие дефектолога или психоневролога (психиатра).

При высоком и, тем более, особо высоком уровне сформированности компонентов учебной работы существует опасность, что общий темп продвижения класса окажется для ребенка слишком медленным, а это может

привести к тому, что занятия в школе скоро наскучат ребенку. Необходимо заранее предусмотреть такую возможность и наметить пути её предупреждения (в частности, обеспечив ребенку возможность самореализации во внеклассной и внешкольной деятельности).

«Ориентиров очный тест школьной зрелости. /Вербальное мышление/»

разработанный И.Йиарасек. Ребенку задаются последовательно вопросы, ответы протоколируются, затем обрабатываются, и в соответствии с проведенной ниже шкалой определяются результаты.

В этом разделе предлагается также собрать дополнительные данные об общей осведомленности ребенка, предложив ему следующие небольшие задания:

  1. Перечислить дни недели. /Инструкция: «Ты знаешь, конечно, дни недели? Назови-ка их. Какой день перед вторником? Перед пятницей?/. Хорошо, если за 15 секунд все дни недели названы правильно, на один из двух дополнительных ребенок ответил правильно.
  2. Отличать правую руку от левой. /»Покажи правую руку, правое ухо, левый глаз»/.
  3. Времена года. Выяснить, знает ли ребенок времена года. Проверить, знает ли, что вдет после весны, лета и т.д.
  4. Знание основных цветов. Проверить, знает ли основные цвета и какие именно.

Ответы ребенка запротоколировать.

Анализ данных. Проанализировать ответ ученика с точки зрения его правильности, полноты. При правильном и полной ответе поставить I балл, при частичном отсутствии этих показателей — 0,5 , при неправильных ответах — 0 баллов. Сопоставить количественные показатели с уровнями: 0-1 — низкий уровень, 2-3 — средний , 4 — высокий.

Сопоставить данные, полученные в этом эксперименте, с результатами по тесту И. Йирасек. Сделать вывод об уровне общей осведомленности изучаемого школьнике.

Ориентировочный гест школьной зрелости. /Вербальное мышление/ /И.Йирасек/.

  1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь -0, неправильный ответ — -5.
  2. Утром мы завтракаем, а в полдень … ?

Обедаем, мы едим суп, кашу и мясо — 0; ужинаем, спим и другие ошибки -3.

3. Днем светло, а ночью … ?

Темно — 0, невравддьный ответ — -4*

4. Небо голубое, а трава … ?

Зеленая -0, неправильный ответ — -4Т

  1. Черешни, груди, сливы, яблоки — это что?
  1. Фрукты — 0, неправильный ответ -I.
  2. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся о автомобилем, чтобы никто не попал под

поезд и т.п. — 0, неправильный ответ — -I.

7. Что такое Москва, Ленинград, Киев?

Города -1. Станции — 0, неправильный ответ — -I.

8. Который час? /Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого/.

Хорошо показано — 4, показаны только четверть, целый чае — 3, не знает

часов — 0.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака -… ? маленькая овечка — …?

Щенок, ягненок — 4, только одно из двух — 0, неправильный ответ — -I.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? Что у них

одинакового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти /достаточно одного подобия/ — 1; на кошку /без приведения знаков подобия/ — 0; на

курицу -3.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины / тормозить с горы, затормозить на повороте, остановиться в случат опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды/ -1, одна причина — 0, неправильный ответ – 1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака /они из дерева и железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские/ — 3, одно подобие — 2, неправильный ответ — 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие или приведение двух общих признаков /по 4 ноги, хвост, шерсть, шкуре, это звери, умеют лазить по деревьям/ — 3, одно подобие — 2, неправильна ответ — 0.

14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут рядом на столе?

У винта нарезка /резьба, такая линия вокруг зарубки/ — 3; винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, у винта гайка. -2; неправильный ответ -0. 15. Футбол, прыжки в высоту, плавание — это … ?

Спорт/ физкультура/ — 3; игры /упражнения, гимнастика, состязание/ — 2; неправильный ответ — 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль — 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортное средство — это то, на чем мы ездим, передвигаемся — 2; неправильный ответ — 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака /седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще болеет, умрет раньше, чем молодой/ — 4; одно или два различия — 2; неправильный ответ / он курит и т.п./ — 0.

  1. Почему люди занимаются спортом?

Две причины / что бы быть здоровыми, закаленными, сильными,

чтобы не болели, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить/ -4, одна причина

— 2; неправильный ответ — 0.

19. Почему это аморально /неправильно, плохо/, когда кто-то уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать /или другое выражение того, и что кто-то другой несет ущерб/ — 4. Он ленивый, он мало зарабатывает и не может ничего себе купить — 2. Неправильный ответ — 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за перевозку /пересылку/ письма — 5; тот другой должен был бы уплатить штраф — 2; неправильный ответ — 0.

Результат тесть — это сумма баллов /+ и -/, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов:

а/ 24 и больше — высокий;

б/ от 14 до 23 — средний;

в/ от 0 до 13 — ниже среднего;

г/ от 1 до -10 — низкий;

д/ -11 и меньше — очень низкие.

II Определение степени владения ребенком мыслительными операциями.

Для изучения операции сравнения проанализировать ответы ребенка по тесту Йирасек№10, 12, 13, 14, 17.

Анализ данных. Может ли ребенок выделить линии /основания/ для сравнения. Если да, то сколько в среднем /1,2,3, больше 3/. С какими вопросами он справился легче /при установлении сходства или различия. Все ли основания выделены на основе чувственно воспринимаемых признаков или имеются основания по абстрактным признакам?

Для изучения операции обобщения проанализировать ответь, на вопросы № 5, 7, 15.

Анализ данных. Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения. Определить, по каким основаниям делается обобщение признаков /например, по цвету, форме и т.д./.

Дополнительный эксперимент проводится студентом по желанию или в том случае, когда трудно решить вопрос на основе анализа ответов ребенка по тесту Йирасек.

Заготавливаются карточки с изображением животных, птиц, насекомых и раскладываются по рядам: I ряд — воробей, голубь, дятел; 2 ряд — оса, лиса, стрекоза; 3 ряд — волк, бабочка, снегирь. Ребенку задаются вопросы: Как можно назвать всех, кто нарисован в I ряду? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотри на рисунки в третьей столбике /не пугать столбик с рядом/: что общего у всех, кто там нарисован? /Все летают/. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? /В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь./

— Задание взято из книги. Г.С. Швайко «Игровые упражнения для развития речи» /М., 1988/

Анализ данных: провести аналогично тому, как делался по тесту

Йирасек

Ill Определение развития отдельных познавательных процессов.

Изучение процессов мышления.

Эксперимент № 1. Противоположные понятия.

Инструкция «Я буду говорить тебе слова, а ты будешь говорит слова, означающие что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю «большой», что ты скажешь?» Дождаться ответа, если не ответит, то сказать «маленький».

Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с не-. Например: высокий — невысокий и т.п.

Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения здания. Проанализировать, что делал, ребенок в случае затруднения /давал ответ или просто молчал/. Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения и высказать свои предположения, почему?

Эксперимент № 2. «4-й лишний» /на обобщение/.

Студент заготавливает карточки, на которых изображены следующие предметы: а/ карандаш, портфель, тетрадь, шляпа;

б/ стол, стул, книжный шкаф, чайник.

Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после дополнения — другой. Задача — убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предает, ответ записать.

Анализ данных. Проанализировать ответы ученика и определить Правильность выполнения, обращая особое внимание на то, по какому основанию делается обобщение признаков.

Субтест на осведомленность — 5 проб.

I. Месяц зимы… /сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март/. 2. В году … /24 мес., 3 мес, 12 мес, 4 мес, 7 мес/. 3. Отец старше сыне … /часто, всегда, никогда, редко, иногда/. 4. У дерева всегда есть … /листья, цветы, плоды, корень, тень/. 5. Пассажирский транспорт … /комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз/.

Инструкция Для первой пробы после первого прочтения: «Какое слово

больше подходит?» При правильном ответе -1 балл. Если ответ ошибочный:

Неправильно, думай еще». При правильном ответе после второй попытки (перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз) — 0,5 балла.

При неправильном ответе во второй попытки — 0 баллов.

Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4пробы субтеста.

II. Субтест на классификацию, сформировенность понятий — 10 проб.

I. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост пруд. 3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла. 4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет. 5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина. 6. Курица, утка, орел, гусь, индюк. 7. Окружность, треугольник, указка, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение. 10. Веселый, быстрый, грустный, осторожный.

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Одно слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить». Второе прочтение: «Какое слово лишнее?» При правильном ответе задается вопрос: «Почему? /для 1-6 проб/. При правильном объяснении — I балл, при неправильном — 0,5 балла. При ошибочном ответе предлагается додумать еще. При правильном ответе — 0,5 балла, при неправильном ответе — 0 баллов.

III. Субтест на словесно-логическое мышление, аналогию — 5 проб.

1

Огурец

Гвоздика

овощ

сорняк, роса, садик, цветок, земля

2

Огород

Сад

морковь

забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

3

Часы

Градусник

время стекло, больной, кровать, температура, врач

4

Машина

Лодка

мотор

река, маяк, парус, волна, берег

5

Стол

Пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доски, гвозди

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Надо подобрать к «гвоздике» такое слово, которое подходило бы к ней так же, как «овощ» к «огурцу». Второе прочтение: «Огурец /пауза/ — овощ, гвоздика /пауза/ —… /последовательно читается весь рад слов из знаменателя/. Какое слово подходит?» Дополнительные вопросы не задаются.

1У.Субтест на обобщающее слово, сформированность понятий -5 проб.

I. Окунь, карась — … . 2. Огурец, помидор — … . 3. Шкаф, диван — …. 4. Июнь, июль -…. 5. Слон, муравей -….

Инструкция. После первого прочтения: Каким обобщающим словом их можно назвать?» Второе прочтение — пауза — ответ.

Оценка решений проб III -IV субтестов такая же, как для 1 субтеста.

Критерии оценки успешности решения проб:

а/ наивысшие — 25-20 баллов;

б/средний- 19- 16 баллов;

в/ низкий – 15-13 баллов;

г/ очень низкий -12 б.

После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности 7-летнего ребенка рекомендуется дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным видом задания, что вызвало наибольшие трудности.

28

Рекомендуемая литература

  1. А.Л. Венгер. Психологическая готовность детей к обучена в школе // Развитие мышления к умственное воспитание дошкольников — М., 1985.
  2. Венгер А.Л., Поливанова л.Н. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого. «Вопросы психологии». 1988, №4.
  3. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. А.Л. Венгера, В.В. Холмовской. — М., Педагогика, J978.
  4. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. /Под ред. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.
  5. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы) //Дошкольное воспитание, 1977, № 8.
  6. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. В кн.: Избр. психолог, труды: в 2-х т. — Т. I. — М., 1986.
  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: «Просвещение», 1988. -190 с.
  8. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: «Знание», 1987, № 5.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986.
  10. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. — М, 1986.
  11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. К„ 1988.
  12. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М, 1986.
  13. Салмина Н.Г.. Знак и символ в обучении. М.: МГУ, 1988.
  14. Ульенкова. У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе. — «Вопросы психологии». — 1983, № 4, с. 62- 69.