Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

Оглавление

Введение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 3

Глава I. Теоретические аспекты подготовки детей к школе.. .. .. .. .. .. .. .6

1.1. Изучение и анализ исследований зарубежных и отечественных

ученых по подготовке ребёнка к школе.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .6

1.2. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу.. .. .. 9

1.3. Особенности психологической готовности к школе

старших дошкольников.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 13

Выводы по I главе.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .19

Глава II. Эмпирическое исследование по готовности детей

к обучению в школе.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .21

2.1. Процедура и методы исследования.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 21

2.2. Результаты исследования и их интерпретация.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 23

Выводы по II главе.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 39

Заключение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 41

Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .44

Приложения.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .46

1. Иллюстрации к тесту «Сравни картинки».. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .46

2. Иллюстрации к тесту «Что неправильно?».. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .47

3. Образец к тесту «Раскрась картинку».. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .48

4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего старшего дошкольного возраста">дошкольного возраста.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. …49

24 стр., 11675 слов

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития

... . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой ... развития. М.-Воронеж: Феникс, 1998. . Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов ... развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации. Также используют тест на эмоциональное отношение к школе («Домики ...

5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку».. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 63

Введение.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

По мнению Л.С. Выготского «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой — то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой — то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.» [6,с 98]

Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует этого.

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности.

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения, а также в процессе освоения грамоты. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. [2,с 77]

2 стр., 986 слов

Составление психолого-педагогической характеристики ребенка для поступления в школу. Диагностика психологической готовности ребенка к школе: графический дик

... школ 2. Диагностика психологической готовности ребенка к школе 2.1 Психологическая готовность ребенка к школе 2.2 графический диктант Д.Б. Эльконина, методика Дембо-Рубинштейна (исследование самооценки). 2.3 Результаты исследований ...

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.

Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Актуальность темы вызвана тем, что в связи с введением ФГОС нового поколения в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Поэтому важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка, подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения приводят к поискам новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма ребёнка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.

Цель курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к школе в контексте возрастной психологии.

Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.

2. Познакомиться с общей психологической характеристикой детей, поступающих в школу.

3. Разобрать компоненты психологической готовности ребёнка к школе.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего речевого или интеллектуального дефекта, а также дополнительные методы исследования ... воспитания таких детей. Список используемой литературы Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ сред пед учеб заведений ... учреждений всех видов, учителя начальной школы встречаются с детьми, имеющими различные отклонения, зачастую ...

4. Исследовать уровень подготовленности детей к школе.

5. Кратко обобщить результаты исследования.

Гипотеза исследования психологической готовности к школе заключается в том, что необходимый уровень развития ребенка формируется к старшему дошкольному возрасту и определяется следующими показателями: психомоторным (функциональным), интеллектуальным, эмоционально-волевым, мотивационным, личностным и социально-психологическим. Для того чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо, чтобы каждый из названных компонентов был достаточно развит.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад.

Предмет исследования — уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, беседы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада, математическая обработка полученных данных.

Теоретическая значимость исследования. Обобщены концепции о психологической готовности к школе, в исследовании последовательно применён системный подход, позволивший выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».

Практическая значимость. Работа опирается на широкий круг источников, охватывая, — как труды классиков, так и научные статьи из современной периодики и ее материалы, выводы могут быть использованы для повышения знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей.

Список литературы

1. Бабаева Т.И. У школьного порога /Дошкольное воспитание. -2006. — № 6. — С. 13 — 15

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

3. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2007. — 349 с.

4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. — М.: Просвещение, 1999. — 158 с.

3 стр., 1213 слов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

... Л.И. К проблеме интеграции программ подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха// «Дефектология», 1966,№6,с.44 ... совместных праздников и спортивных мероприятий, организации творческих мастерских, изготовлении развивающих пособий, игрушек и театрального реквизита. Работа по становлению родительских компетенций позволяет ...

5. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М.: 2003.- 121 стр.

6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. психологические исследования. М., 1956.

7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб.: Дельта, Санкт-Петербург, 1998. — 224 с.

9. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. /Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., стер. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. — 382 с.

10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. /Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

11. Кулагина И. Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. /Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 464 с.

12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.

13. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. /Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с.

14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — 2-е изд. — М.: Академия, 2008. — 192 с.

15. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? /Начальная школа: До и После. — 2010. — № 4. — С. 25−27.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮН

... Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / ... установок воспитания в практической работе учебного заведения и учителя. Виды воспитания: ... Умения: преподавать в образовательных школах, учреждениях среднего профессионального образования ... (Основы наук) 9. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / ...

16. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера, —2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.

17. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.

18. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. — М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. 128 с.

19. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., МГУ, 2000. — 126 с.

20. Тарновская Т.А., Сидорова И.Н. Комплексная диагностика развития организма детей в предшкольный период. /Воспитатель ДОУ. 2011. — № 9. — С. 62 — 66.

21. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. — 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

22. Урунтаева, Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1995, 291 с.

23. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., МГУ, 2006. — 128 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector