Брянский государственный университет 2

Федеральное агентство по образованию РФ

имени академика И. Г. Петровского

Социально-экономический институт

Кафедра рекламы и связей с общественностью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

для студентов очного отделения

специальности (32 401.65) «реклама»

Автор (составитель)

доцент, к.ю.н. Ю.К.Волконский

Брянск — 2011

1.1. Выписка из образовательного стандарта

ОПД.Ф.10.Формы делового общения. Деловые переговоры: их виды, процесс переговоров и его этапы, планирование, тактика и порядок ведения, смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций, принятие решений, протокольные мероприятия, особенности ведения международных переговоров и бизнес протокола. Классические правила ведения диалога. Фольклорные правила речевого этикета. Культура речи. Виды речи. Основы устного общения. Законы публичной речи. Стратегия ведения речи. Деловая беседа. Композиция и стиль речи. Риторика. Психология делового общения. Воздействие на аудиторию. Формулы логического убеждения. Построение аргументации. Тактические приёмы использования аргументов и формул логического убеждения. Основные понятия этики делового общения. Этикет. Основы деловой этики. Деловая этика в рекламе. Национальные особенности делового общения (этики).

Атрибуты делового общения.

1.2. Место дисциплины в учебном цикле

Учебная дисциплина «Деловое общение» изучается на 6,7 семестре специальности 350 700 «Реклама» в рамках блока общепрофессиональных дисциплин. Курс органично сопрягается с дисциплинами общекультурного блока («Педагогика и психология», «Философия», «Русский язык и культура речи»), с рядом специальных предметов, таких как: «Паблик рилейшнз», «Основы рекламы», «Маркетинг», «Деловой английский язык» и другими. Он позволяет системно воспринять требования современной деловой культуры и активно воспользоваться наработками отечественных и зарубежных специалистов в деловом общении и, в частности, в осуществлении рекламных кампаний.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

... Деловое общение . Правила ведения бесед и совещаний ». Работу выполнил Преподаватель : г. Таганрог 2007г. Содержание. Введение ____________________________________________________________________3 Влияние личностных качеств на общение ________________________________________5 Этика и психология деловых ... сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению. Опосредованное общение может ...

2. Цели и задачи дисциплины:

2.1. Цели:

подготовить специалистов в области рекламы и связей с общественностью,

владеющих навыками профессиональной коммуникации, умеющих эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, используя различные стратегии и тактики общения.

2.2. Задачи:

научить студентов умению работать и общаться с людьми, принимать оперативные решения, правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их пре­дотвращению.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

3.1. Знать:

1. Основы психологии делового общения и формирования современной деловой культуры, деловую этику в рекламе;

2. Принципы деловой и межличностной коммуникаций, проявляющейся во всех формах общения;

3. Теорию и практику ведения деловых переговоров, их организацию и подготовку, концептуальные подход к ним;

4. Вопросы делового этикета, бизнес протокола, атрибутов делового общения.

3.2. Уметь:

1.Использовать в общении коммуникативные стратегии и тактики;

2.Преодолевать коммуникативные барьеры, нейтрализовывать манипуляции в общении;

3. Выступать с публичной речью;

4.Организовывать деловые беседы, пресс-конференции; проводить переговоры, деловые совещания, презентации.

5. Владеть тактикой и стратегией ведения переговоров; техникой аргументации и предотвращения конфликтов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Всего

192/62

VI, VII

Лекции

60/28

Семинарские (практические)

40/10

Самостоятельная работа

92/ 24

Вид итогового контроля

VI семестр — зачет

VII семестр-экзамен

5.Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и вид занятий:

№ п.п.

Разделы дисциплины. Темы.

Лекции

Семинар­ские и практиче­ские занятия

Само­стоятель­ная работа

  1. 1

Теоретические основы делового общения

4/2

2

2/2

  1. 2

Психология делового общения

2

4/2

  1. 4

Общение как взаимодействие

2

/2

6/2

  1. 6

Формы делового общения

2

3/2

  1. 8

Невербальная коммуникация в деловом общении

6/2

2

3

  1. 9

Основы устного делового общения

2/

2

6

  1. 11

Культура речи. Виды речи.

2

4/2

  1. 12

Законы публичной речи. Риторика.

2

4/2

  1. 13

Стратегия публичной речи.

2

2

4/2

  1. 14

Деловая беседа

4/2

2/2

  1. 15

Деловое общение по телефону

2/2

2/2

4

  1. 16

Письменное деловое общение

2/2

2

6

  1. 17

Деловые переговоры

2/2

  1. 19

Тактика ведения переговоров

2

2

4/2

  1. 20

Деловой протокол

2/2

  1. 21

Механизмы воздействия на аудиторию в процессе делового общения

2/2

2

6

  1. 22

Формулы логического убеждения. Построение аргументации

6

/2

  1. 23

Стрессы в деловом общении

2

2

4/2

  1. 24

Лидерство в деловом общении

2/2

2/2

4

  1. 25

Конфликтные ситуации и способы их предупреждения

6/2

2

4

  1. 26

Барьеры делового общения

2/2

6

  1. 27

Национальные особенности делового общения

4/2

2

8

  1. 30

Основные понятия этики делового общения

2

2

2/2

    Атрибуты делового общения

    2

    2

    2/2

    Итого

    60/28

    40/10

    92/24

    Методы контроля усвоения материала

    • Оценка работы.
    • Наблюдения за поведением.
    • Составление системы требований.
    • Проведение тестовых опросов и письменных работ.
    • Моделирование и анализ конкретных ситуаций.
    • Проведение устных экзаменов.

    5.2. Содержание разделов дисциплины

    Тема 1. Теоретические основы делового общения. Определение понятия «общение «Содержание, цель и средства общения Коммуникация. Деловая коммуникация. Виды общения. Характеристики делового общения. Исторический аспект возникновения и развития общения. Платон и Аристотель о сути общения. Идеи Фомы Аквинского. Макс Вебер об общении. Идеи Василия Ключевского и Николая Михайловского

    Тема 2. Психология делового общения.

    Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Механизм и формы восприятия и понимания. Факторы, обусловливающие ошибки при восприятии. Социальные стереотипы. Предубеждения. Установки. Психологический механизм восприятия.

    Идентификация. Эмпатия. Рефлексия.

    Тема 3. Общение как взаимодействие. Ролевые теории и их значение для делового успеха. Модель «Я-состояний» Э. Берна. Характеристика состояний родителя, ребенка, взрослого. Способы поддержания в себе состояния взрослого. Функциональные нарушения состояний и воздействие на них. Метод трансактного анализа применительно к деловым отношениям. Три формы трансакта и их использование в профессиональной практике. Психологические игры в сфере труда.

    Тема 4. Формы делового общения. Деловая беседа. Прием подчиненных.

    Деловые переговоры. Деловые совещания и собрания. Публичные выступления. Телефонный разговор.

    Тема 5. Невербальная коммуникация в деловом общении. Невербальные средства общения. Проблема соотношения вербального и невербального поведения в общении. Особенности использования невербальных средств общения в деловой сфере. Экспрессия лица и взгляда. Жесты в экспрессии личности. Понимание и интерпретация экспрессии личности в деловой сфере.

    Тема 6. Основы устного делового общения. Механизмы разговорной речи: респирация, фонация, артикуляция. Техника речи: дыхание, звукообразование, темп речи, громкость голоса, ритм речи, паузы. Слова и звуки-«паразиты». Тембр, диапазон голоса. Моделирование голоса. Дикторское чтение.

    Тема 7. Культура речи. Виды речи. Понятие культуры речи. Коммуника-тивные качества речи. Виды речи. Литературный язык. Устная речь. Письменная речь. Понятие функционального стиля речи. Научный ,

    технический, публицистический, разговорно-обиходный художественный официально-деловой стиль речи. Фольклорные правила речевого этикета.

    Тема 8. Законы публичной речи. Риторика. Ораторское искусство. Риторика. Принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность,

    экспрессивности, интенсивность. Языковые средства речевой выразитель-

    ности. Виды публичных выступлений: социально-политическое, академи-ческое, судебное, социально-бытовое, парламентское, дипломатическое, военное, лекционно-пропагандистское, диалогическое.

    Тема 9. Стратегия публичной речи. Подготовка к публичному выступлению. Выбор темы и конкретизация ее названия. Постановка цели.

    Сбор материалов и их изучение. Выработка собственной позиции. Репетиция выступления. Композиция выступления. Вступление. Основная часть. Заклю- чение. Правило «рамки». Правило «цепи».

    Тема 10. Деловая беседа. Функций деловой беседы: информационная, результативная, коммуникативная. Структура деловой беседы: установление места и времени будущей встречи; выбор способа вступления в контакт. постановка проблемы. Классические правила ведения диалога. Изложение собеседниками своих точек зрения; итоги беседы, завершения беседы (повторение положений выводов и пометки в блокноте).

    Тема 11. Деловое общение по телефонуПонятие телефонного разговора.

    Требования, предъявляемые к телефонному разговору. Основные элементы композиции разговора по телефону. Особенности телефонного разговора; подготовка телефонного звонка; как себя вести во время телефонной беседы; выражения, которых следует избегать; этикет междугородного телефонного разговора.

    Тема 12. Письменное деловое общение. История русского делового письма. Интернациональные свойства официальной деловой письменной речи. Правила деловой переписки. Структура и содержание служебных документов. Структура официально деловой переписки. Деловое письмо: оформление и основные разновидности.

    Использование средств информационной связи в деловом общении: телеграфная связь, телексная связь, факсимильная связь, электронная почта, рекламное сообщение.

    Тема 13. Деловые переговоры. Виды переговоров. Процесс переговоров и его этапы, планирование Стадии переговоров. Разработка, тактика и порядок ведения переговоров. Подготовка к переговорам и их организация. Составление и согласование повестки дня переговоров и программы пребывания делегации Осуществление реализации программы. Техническое обеспечение переговоров Техника ведения переговоров. Использование аргументов. Завершение переговоров.

    Тема 14. Тактика ведения переговоров. Выбор концептуального подхода: конфронтационного жесткого или мягкого, либо партнерского. Способы подачи позиции. Возможная реакция на предложения, методы торга. Возможные тактические приемы со стороны партнера. Продумывание вопросов рассадки и организации записи переговоров. Определение позиции, составление «сценария» переговоров. Проработка возможности реализации намечаемой сделки со службами своей организации. Использование таких методов подготовки, как «деловая игра», «мозговая атака» и др.

    Тема 15. Деловой протокол. Необходимость соблюдения протокольных правил. Сотрудничество с иностранными партнерами. Приглашения.

    .Регистрация. Программа пребывания. Переговоры по протоколу. Подготовка к переговорам. Правила ведения переговоров. Этапы подготовки и про-ведения переговоров. План переговоров. Протокольные мероприятия, особенности ведения международных переговоров и бизнес протокола

    Тема 16. Механизмы воздействия на аудиторию в процессе делового общения. Учет психологических особенностей партнеров. Классификация абстрактных типов собеседников. Методы воздействия на партнера, завоевания симпатии, формулы логического убеждения, смягчения конфликтных ситуаций и выхода из них.

    Тема 17. Формулы логического убеждения. Построение аргументации

    Аргументация убеждения. Классификация аргументов. Как сделать речь убедительнее. Законы аргументации и убеждения. Закон встраивания. Закон общности языка мышления. Закон объективности и доказательности. Закон диалектичности. Закон демонстрации равенства и уважения. Закон авторитета. Закон постепенности. Закон обратной связи. Закон этичности.

    Тема 18. Тактические приёмы использования аргументов и формул логического убеждения.

    Техника парирования замечаний и вопросов. Убедительная аргументация. Риторические методы: противоречия, «извлечения выводов», сравнения,

    «да-"но», видимой поддержки и т. д. Применяемые риторические выразительные средства.

    Тема 19. Лидерство в деловом общении Эффективное лидерство. Стиль поведения. Авторитарное, демократичное и либеральное управление группой. Отношения руководитель — подчиненный. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Формы распоряжения.

    Этические нормы и принципы делового общения подчиненных и руководителя

    Тема 20. Конфликтные ситуации и способы их предупреждения

    Понятие конфликта. Предмет конфликта. Функции конфликта. Причины конфликта. Классификация конфликтов. Стадии и структура конфликта.

    Схема возникновения непреднамеренного конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Последствия конфликтов для организации Источники возникновения конфликта. Техника решения конфликтных ситуаций. Эффективные меры по минимизации конфликтов.

    Тема 21. Барьеры делового общения.

    Пространственные барьеры: неудачный выбор места общения. Дистанции общения. Временные барьеры: неправильный выбор времени встречи. Нехватка (цейтнот) времени. Опоздание или затягивание времени общения как барьер.

    Эргономические барьеры: неподходящие условия для общения — шум, вибрация, дефекты освещения, загазованность и прочие. Физиологические барьеры: усталость, стресс, депрессия, плохое самочувствие, функциональная патология.

    Психологические барьеры: личная неприязнь, слабая мотивация в общении, зависть, страх, комплексы неполноценности, стереотипизация, ассоциации, манипуляции, зависть.

    Социальные барьеры: диспропорция в статусах и материальном положении. Несовпадение интересов.

    Правовые барьеры: недостаточно развитая правовая база. Противоречие между нормативными актами. Санкции, эмбарго, протекционизм.

    Лингвистические барьеры: незнание языка, недостаточный словарный запас. Применение междометий, слов-паразитов. Дефекты речи. Этнокультурные барьеры: различия в обычаях, традициях, религии и прочие. Столкновение различных менталитетов. Атрибутивные барьеры: шокирующая одежда, прическа, украшения, очки.

    Тема 22. Национальные особенности делового общения. Специфика национальных институтов нравственности. Моральная психология народа. Жанровое оформление в фольклоре нравственного опыта народа

    Особенности общения различных наций. Религиозное воздействие. Этноэтикет. Международная субкультура переговоров — их специфика в странах Запада и Востока. Национальные подходы в вопросах: формирования делегаций и механизма принятия решений; ценностных ориентации, особенностей восприятия и мышления; особенностях поведения и характерных тактических приемов.

    Тема 23. Основные понятия этики делового общения. Понятие этики

    Понятие морали. Понятие этики делового общения. Этика делового общения «по горизонтали». Этические нормы внутригрупповых отношений. Общение как форма создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Последствия нарушения этических норм членами коллектива

    Противоречия между этикой и бизнесом.

    Этикет. Понятия этикета и делового этикета. Этикет и предпринимательский успех. Понятие профессионального этикета. Правила поведения по этикету

    Этикет. Основы деловой этики. Деловая этика в рекламе.

    Тема 24. Атрибуты делового общения. Внешний вид офиса как показатель деловой успешности. Оргтехника. Компьютерное оборудование. Письменные принадлежности. Визитная карточка.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

    Основная литература:

    1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник для студентов вузов / Г. В. Бороздина. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004. -294с.
    2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:"Академия", 2002.-416с.
    3. Деловое общение. Деловой этикет: учебное пособие для студентов вузов /авт.-сост. И.Н. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -431 с.
    4. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: Учеб. пособие для вузов /М.В.Колтунова.-2-е изд., доп. -М.: Логос, 2005 -312 с.
    5. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учеб. для учреждений сред. проф. образования по спец. «Правоведение». — М.: Форум: Инфра — М, 2003 -208 с.
    6. Кузнецов. И.Н. Деловой этикет: Учеб. пособие для вузов/ - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005−431 с.
    7. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов/ -4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2002−415 с.
    8. Мальханова И.А. Деловое общение.- 4-е изд. — М. :Академический Проект: Триста, 2005.- 224с.
    9. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: Учебное пособие для студ. непсихол. вузов. -2-е изд.-СПб.: Питер, 2003.-219 с.

    Дополнительная литература:

    1. Авдеев В.В. Формирование команды / В.В.Авдеев. — М.: ИНФРА-М. 1999. -543 с.
    2. Алдер X. НЛП: Современные психотехнологии. — СПб., 2000. -160 с.
    3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — М, 2003.
    4. Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск, 1998.
    5. Введенская Л.А. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов/Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова.-2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д: МарТ, 2002.-512 с.
    6. Грэй Д. Марс и Венера на работе. Как повысить качество общения и достичь успехов в работе. — Киев, М., 2003.
    7. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП Р Дилтс. — СПб. Питер. 2001 -320с.
    8. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. — М., 2003 — 193с.
    9. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. — М., 2000 — 248с.
    10. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов / В.Ю.Дорошенко / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, — 2-е изд. М. Культура и спорт, ЮНИТИ. 1997 — 279 с
    11. Руденский Е. В Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособие/ Е. В Руденский. -М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 1997. — 180 с.
    12. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию Е.В.Сидоренко. — СПб. Речь, 2001. -256с.
    13. Социальная психология и этика делового общения: Учеб пособие. — М. ИНФРА-М. 1995 — 161 с.
    14. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. — СПб.: Питер Ком. 1999. -376 с.
    15. Шейнов В.П. Искусство убеждать/В.П.Шейнов. — М.: ИНФРА-М, 1998 — 304 с.
    16. Шибутани Т Социальная психология. Пер. с англ В.Б.Ольшанского — Ростов н/Д.: Изд. во «Феникс», 1999. — 544 с.
    17. Энкельман Н. Б Власть мотивации: Харизма, личность, успех. — М: ИНФРА-М. 1999.-272с.

    ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ (РЕФЕРАТИВНЫХ) РАБОТ

      • Деловой успех: понятие и содержание
      • Теоретические подходы к феномену жизненного успеха.
      • Ролевое поведение в организации: характеристика ролей
      • Межличностные отношения в организации с позиции трансактного анализа
      • Интеллект и интеллектуальные стратегии.
      • Взаимодействие сотрудников с различными типами интеллектуальных стратегий
      • Внутреннее время и особенности его восприятия Временные режимы работника как основа организации рабочего времени
      • Индивидуальная технология использования рабочего времени.
      • Малая группа в организации: понятие, содержание, типологии.
      • Модели коммуникации в малой группе и их эффективность.
      • Стили поведения в рабочей группе
      • Команда работников: понятие и типология эффективных ролей.
      • Проблемы восприятия в коллективе
      • Причины и особенности деструктивного поведения сотрудников.
      • Способы регулирования деструктивного поведения.
      • Стресс, депрессия: природа и способы регулирования.
      • Пути к психосоциальной устойчивости на работе.
      • Коммуникация с учетом акцентуаций характера.
      • Слушание в деловой коммуникации
      • Невербальные средства деловой коммуникации.
      • Зоны и дистанции в деловой коммуникации. Организация пространственной среды в деловом общении.
      • Гендерный аспект коммуникативного поведения.
      • Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации.
      • Барьеры в общении.
      • Формирование вербального имиджа.
      • Имидж делового человека.
      • Вопросы и ответы в деловой коммуникации.
      • Критика в деловой коммуникации.
      • Комплименты в деловой коммуникации
      • Манипуляции в общении и пути их преодоления.
      • Особенности русского делового этикета.
      • Деловой телефонный разговор.
      • Национальное коммуникативное поведение.
      • Национальные особенности коммуникативного поведения народов мира (на примере одной страны) в сравнении с русским коммуникативным поведением
      • Деловое совещание.
      • Публичная речь в деловой коммуникации. Требования, классификация.
      • Деловые переговоры.
      • Деловой разговор. Деловая беседа.

      Вопросы к экзамену

      • Общение: виды, структура, функции.
      • Деловое общение. Общая характеристика.
      • Виды делового общения.
      • Перцептивный аспект общения.
      • Интерактивный аспект общения.
      • Коммуникативный аспект общения.
      • Характеристика участников делового общения в свете теории трансактного анализа.
      • Технология манипулятивного воздействия в деловом общение.
      • Типология личности.
      • Деловой протокол и этикет.
      • Особенности вербальной коммуникации.
      • Невербальные особенности делового общения.
      • Виды речевых сообщений.
      • Техника звучащей речи.
      • Этапы делового общения.
      • Комплимент как вид речевого общения.
      • Деловые переговоры как разновидность общения.
      • Формы делового общения.
      • Особенности публичного выступления.
      • Деловая беседа.
      • Тактика и стратегия ведения деловых переговоров.
      • Аргументация убеждения.
      • Деловое общение в рабочей группе.
      • Типы взаимоотношений в системе: руководитель — подчиненный.
      • Национальные особенности делового общения.
      • Деловое общение по телефону.
      • Этикетные правила делового человека.
      • Письменное деловое общение.
      • Виды деловых писем.
      • Средства информационной связи.
      • Конфликты: функции, причины.
      • Классификация конфликтов.
      • Стадии и структура конфликта.
      • Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
      • Атрибуты делового общения.
      • Культура деловых подарков, символических жестов внимания к партнеру.
      • Правило приема посетителей и общения с ними.
      • Стресс. Профилактика стрессов в деловом общении.
      • Коммерческая деловая тайна. Конфиденциальность в деловом общении.

      Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

      Отправить запрос

      Adblock
      detector