«Челябинский государственный университет» Институт психологии и педагогики

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кафедра психологии

Трушина И.А.

Яковлева Ю.В.

Общие требования к выполнению и оформлению дипломных работ.

Методические рекомендации для студентов по специальности 030301 Психология.

Челябинск

2009

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………4

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ………………………………5

  1. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ…………………………………………6
  2. СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
    1. ТЕКСТ……………………………………………………..11
    2. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………13
  3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ…………………19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….24

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ОБРАЗЕЦ РУБРИКАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТЦИИ.

ВВЕДЕНИЕ.

Выполнение дипломной работы – завершающий этап подготовки молодого специалиста, результаты которого позволяют определить степень его готовности к самостоятельному решению научно-практических задач в области юридической, клинической и психологии менеджмента, а также уровень базовой теоретической подготовки по психологии и смежным дисциплинам учебного плана.

19 стр., 9496 слов

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ. Психологический факультет

... требования и рекомендации по подготовке, написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ; в них изложены правила подготовки и проведения защиты дипломных работ. Методические рекомендации написаны на примере подготовки научных работ по специальности «Психология», ... курсовой работы (подробно каждый пункт описан в разделе «Дипломная работа»): 1. Титульный лист (см. Приложение Д). ...

Дипломная работа это научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты и получения документа о высшем образовании.

Исследование – одно и наиболее эффективных методов развития личности студента и роста профессионализма. Исследовательская деятельность многомерна: она даёт студентам возможность обогатить себя знанием, постичь способы его получения, позволяет понять практическое значение и реализовать полученное знание.

При выполнение дипломной работы студент может использовать материалы, полученные в ходе написания курсовых работ, практики 3-4 курсов, преддипломной практики 5 курса, самостоятельной научной работы, а также зарубежные и отечественные источники, отражающие современное состояние проблемы.

Основная цель выпускной квалификационной работы – самостоятельное решение студентом конкретных задач, связанных с проектированием и осуществлением исследования для решения научно-практических задач в области психологии. В ходе выполнения дипломной работы выпускник должен продемонстрировать следующие умения: проводить анализ состояния проблем, обосновать пути её решения, грамотно использовать количественные и качественные критерии, свидетельствующие о результативности выполненной работы, проводить аналитическое обсуждение своих результатов, сопоставлять результаты , полученные в ходе проведения собственного исследования с уже имеющимися в отечественной и зарубежной психологии, формулировать выводы и подводить итоги.

Общие требования к дипломной работе

Дипломная (выпускная квалификационная) работа специалиста-психолога представляет собой законченную исследовательскую работу, которая отражает умение выпускника анализировать научную литературу по разрабатываемой теме, планировать и проводить эмпирическую часть работы, обсуждать полученные результаты и делать обоснованные выводы.

Выпускная квалификационная работа завершает обучение дипломированного специалиста и отражает возможность самостоятельно решать научную проблему.

Тема дипломной работы определяется студентом совместно с научным руководителем в соответствии с научной ематикой кафедры и утверждается на заседании кафедры. Процедура выбора и утверждение темы дипломной работы проводится в соответствии с положением о дипломной работе.

Защита выпускной работы проводится на заседании государственной аттестационной комиссии. По результатам защиты дипломной работы, которые определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», студенту присваивается соответствующая квалификация.

Представленный к защите комплект документации (текст работы, приложение) должен отражать все стадии создания дипломной работы:

— изучение и обобщение литературных данных по теме дипломной работы;

2 стр., 567 слов

Отзыв руководителя дипломн работы

... прикладного анализа, умение делать выводы, заключения и др.) 5. Оценка содержания дипломной (выпускной квалификационной) работы Содержательная сторона выполненной работы носит высокий теоретический и эмпирический уровень. Достаточно глубоко и научно ...

— подготовка материальной базы для её выполнения, освоения техники и методик экспериментальных исследований;

— изучение экспериментальных данных по теме дипломной работы;

— грамотное оформление дипломной работы.

Публичная защита дипломной работы позволяет студенту апробировать его умение и способность излагать результаты своей работы и отстаивать сформулированные им научные положения.

К защите выпускной работы допускаются студенты, прошедшие предварительную защиту на профилирующей кафедре.

  1. Структура выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа обычно включает: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, состоящий из 2 глав (как правило, 2-4 параграфа в каждой главе) с краткими и чёткими выводами к каждому параграфу, общими выводами после каждой главы, заключение по работе в целом, список использованной литературы и, при необходимости, приложения. Большие таблицы, графики, результаты статистической обработки целесообразно приводить в приложениях, число страниц которых не ограничено.

Титульный лист и оглавление.

Первой страницей рукописи выпускной квалификационной работы является титульный лист, который заполняется строго по определённым правилам.

Название выпускной квалификационной работы должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать её основному содержанию, например, «Особенности мотивационной сферы менеджеров по продажам».

Второй страницей после титульного листа является «содержание», в котором приводятся все заголовки глав и параграфов выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки, указанные в содержании, должны точно повторять заголовки в тексте.

Слово «СОДЕРЖАНИЕ» пишется в центре строки без точки. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации располагаются друг под другом, заголовки каждой последующей ступени могут быть смещены на три знака вправо. Главы и параграфы должны иметь заголовки, которые пишутся с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится ни в оглавлении, ни в основном тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Ведение

Введение представляет собой важную часть курсовой и выпускной квалификационной работы, поскольку содержит в краткой форме все основные положения проводимого исследования. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследования, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Объём введения обычно составляет 2-3 страницы.

Прежде всего, во введении, обосновывается актуальность темы, то есть кратко описывается состояние проблемы в настоящее проблемы. Постановка научной проблемы предполагает, во-первых, обнаружение существования дефицита знаний в данной области, во-вторых, осознание потребности в устранении этого дефицита, в-третьих, описание проблемной ситуации на естественном языке и формулировка проблемы в научных терминах .Исходя из этого, освещаются причины обращения именно к этой теме в данный период времени. В частности, отражается динамика развития науки, накопление новой информации по данной проблеме, указываются недостаточность её разработанности в имеющихся исследованиях, существующие трудности в разрешении проблемы, существует необходимость в разработке новых методов, методик, объектов и т.д. Также в первой части введения обычно приводятся фамилии учёных, занимающихся разработкой данной проблемы и внесших значительный вклад в её изучение.

Далее определяется цель данного научного исследования. Цель представляет собой желаемый конечный результат. Цели психологических исследований могут быть направлены на:

  • Выявление характеристик исследуемого предмета. Основанием для постановки такой цели может быть отражённая в литературе неполнота характеристик психического явления, исследование которого актуально, а также наличие противоречий между имеющимися эмпирическими данными. При определении задач исследования следует, решить, какие именно характеристики предмета исследования следует изучить. Примером такой цели, может быть «Изучить представления о корпоративной культуре преподавателей вуза».
  • Определение характера взаимосвязей психических явлений. В таком исследовании могут ставится задачи определения основных параметров взаимосвязей: тесноты, направленности, устойчивости, целостности структуры взаимосвязей. Например, «Изучить взаимосвязь личностных особенностей с типом поведения в конфликте несовершеннолетних правонарушителей»
  • Описание психологического эффекта. Психологический эффект выявляют в ходе проводимого экспериментального исследования, проверки гипотезы. Задачами исследования здесь могут быть: выявление факторов, определяющие наличие либо отсутствие эффекта, определение силы его проявления. Например, «Изучить эффективность метода аутогенной тренировки при коррекции тревожности у подростков с психосоматическими заболеваниями».

Исходя из цели, определяются объект и предмет исследования. Существует два основных подхода к определению объекта и предмета исследования, представленные в таблице 1.1.

Таблица 2.1

Подходы к определению объекта и предмета исследования

Исследовательские подходы

Объект исследования

Предмет исследования

1. подход через отношение общего и частного (целого и части)

Процесс, явление, порождающий проблемную ситуацию, избранный для изучения. «Стиль руководства» — общее

То, что находится на границе объекта. «Гендерные особенности стиля руководства» — частное

2. подход через испытуемого.

Кто исследуется индивид, группы «Несовершеннолетние правонарушители».

То, что познаётся: свойства, отношения реальных объектов, рассмотрение определённых исторических условиях. «Взаимосвязь личностных особенностей с типом поведения в конфликте несовершеннолетних правонарушителей».

При формулировке объекта и предмета, важно помнить, что именно предмет исследования определяет тему работы, что отражается в её заглавии.

После выделения объекта и предмета исследования во введении автор формулирует основную гипотезу исследования. Гипотеза – это форма развития человеческого знания, которая представляет собой научно обоснованное предположение, объясняющее причины, свойства или взаимосвязи каких-либо явлений или событий природы и общества.

Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемые явления. Выделяют описательные и объяснительные гипотезы. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать фактам, на основе которых она построена;
  • поддаваться проверки;
  • быть чёткой, простой по формулировке;
  • применяться к широкому кругу явлений.

Гипотеза должна быть сформулирована в форме одного или нескольких предположений.

Например, гипотезой нашего исследования является предположение о том, что неблагоприятный социально-психологический климат является фактором формирования синдрома эмоционального выгорания.

После формулировки гипотезы целесообразно отразить задачи, которые исследователь ставит перед собой в ходе настоящего исследования.

Задачи – выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели или цели второго порядка.

Цель и гипотеза данной работы были реализованы посредством решения следующих задач:

  1. провести теоретический анализ по проблеме эмоционального выгорания сотрудников ОВД;
  2. изучить уровень эмоционального выгорания у сотрудников ОВД;
  3. разработать и апробировать тренинг, предназначенный для коррекции эмоционального выгорания у сотрудников ОВД.

Так как вторая глава дипломной работы посвящена анализу эмпирического исследования, во введении после обозначения задач, целесообразно поместить данные о базе проведения исследования, выборке, методах и методиках.

Выборка – подгруппа элементов (испытуемых, респондентов), выделенных из генеральной совокупности для проведения исследования. Под генеральной совокупностью в данном случае понимается любая группа людей, на которую будут распространяться результаты исследования.

Методы исследования – это основной принцип и способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика или психодиагностический инструментарий – это форма реализации метода, совокупность приёмов и операций, а также формализованные правила сбора, обработки и анализа информации.

Затем указывается практическая значимость и апробация результатов исследования, т.е. приводятся сведения о том, где могут быть использованы полученные результаты, а также указывается, где докладывались или печатались результаты работы (конференции, семинары, тезисы, статьи).

Таким образом, введение представляет собой краткую аннотацию и содержит освещение степени разработанности данной проблемы и изложение того, что вносится автором в предмет исследования. Всё это может окончательно выкристаллизоваться только на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании выбранной темы. Поэтому введение следует корректировать неоднократно на различных этапах выполнения работы, так как введение читается первым из всех разделов работы всеми заинтересованными лицами, и по нему составляется первое представление о работе.

Основная часть

Написание работы необходимо начинать с основной части текста, добиться её оптимального варианта, а затем переходить к введению и заключению. Основная часть работы должна составлять не менее 70% её полного объёма.

Текст работы делят на главы и параграфы, а при необходимости – на пункты и подпункты, в которых, в свою очередь , могут быть перечисления. Это обеспечивает чёткую структурированность текста и должно служить логике раскрытия темы. Порядок изложения материала в тексте должен быть подчинён основной идее, защищаемой студентом. Логичность изложения работы достигается только тогда, когда каждая глава, каждый параграф имеют определённое целевое назначение и являются базой для изложения материала в последующей главе или параграфе. Логическая структура работы может сложиться далеко не сразу, поэтому целесообразно сначала составить план, после чего приступать к черновому написанию текста, который лучше писать не целиком, а небольшими частями.

Основная часть работы, как правило, состоит из двух глав. Первая из них посвящается обзору литературы, а вторая изложению результатов собственных исследований.

Первая глава – это анализ литературы по теме исследования. Эта глава должна содержать обстоятельный анализ известных материалов и исследований, подробно повествующий о том, что необходимо выполнить для решения поставленных задач и как это сделать наиболее рационально. В обзоре даётся анализ основных этапов в развитии научной мысли по решаемой проблеме. Проведённая студентом систематизация известных исследований укрепит общее впечатление целостности работы. Кратко, кретически осветив работы своих предшественников отечественных и зарубежных учёных, занимавшихся разработкой данной проблемы, студент должен назвать те вопросы, которые остались нерешёнными или малоизученными. Таким образом, определяется место проводимого исследования в решении проблемы.

При выполнении исследования и написании литературного образа необходимо, чтобы студент максимально познакомился со всеми доступными видами источников: это учебники и учебные пособия, депонированные рукописи и т.д. особое внимание необходимо уделить монографиям, периодической литературе последних лет. Периодические издания и т.д.

Все данные из литературы в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на авторов.

В конце главы нужно сделать обобщение с выделением малоизученных и нуждающихся в исследовании вопросов. Грамотно проведённый литературный обзор помогает поставить и сформулировать задачи научной работы.

Вторая глава посвящается анализу результатов проведённого эмпирического исследования. Структура этой главы может содержать от 2 до 4 параграфов. Чаще всего она включает в себя следующие разделы:

  1. организация эмпирического исследования
  2. методы и методики исследования
  3. анализ результатов

в параграфе, посвящённом организации эмпирического исследования уточняется его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Характеризуется выбор базы исследования (место и условия проведения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной группы).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования.

Второй параграф – «Методы и методики исследования». Эта часть начинается с обоснования выбора методик исследования и их конкретного описания. Так, если одним из методов выбрано наблюдение, необходимо подробно осветить его программу, представить план и способ фиксации результатов. Процедура обследования должна быть представлена в соответствии со следующей схеме: цель изучения, методика (её источник), стимульный материал (оборудование), инструкция испытуемому , особенности поведение экспериментатора, представление результатов, их анализ и выводы. Указываются способы обработки первичных данных. Статистические критерии, используемые при обработки данных.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежуточные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

В разделе «Анализ результатов» помещаются все варианты анализа до теоретической их интерпретации, приводится собственно анализ полученных данных. Данный параграф начинается с представления результатов. Описание должно быть предельно строгим, то есть содержать в себе только факты с их качественными или количественными характеристиками. Для наглядного представления могут использоваться таблицы, диаграммы, графики. Производится описание данных. Далее проводится анализ выявленных с помощью статистических критериев закономерностей, следует раскрытие значения полученных фактов с точки зрения теории. Размышления автора о том, что могли бы означать полученные данные для решения поставленной проблемы, включат теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленными в литературе подходами.

Заключение

В заключении подводятся итоговые результаты всей работы и формулируются основные выводы по результатам исследования. Текст заключения можно построить как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Полученные выводы необходимо соотнести с целями и задачами, поставленными во введении.

В заключении указываются и практические следствия работы, если они имеются.

Кроме того, в той заключительной части работы рекомендуется оценить перспективу дальнейших исследований по данной теме.

Этот раздел занимает 2-4 страницы.

Список литературы.

Это список литературных источников, использованных в ходе работы над темой. В список литературы включаются те источники, на которые в тексте встречаются прямые или косвенные ссылки, а также те, которые возможно и не цитируются, однако оказали существенное воздействие в процессе работы над данным текстом.

Список литературы оформляется согласно требованиям ГОСТ 7.1 – 2003 в алфавитном порядке.

Приложение.

Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложением может быть всё то, что загромождает основной текст работы. Это – справочные данные, таблицы большого формата, расчёты, графики, бланки методик, стимульный материал, промежуточные данные, протоколы, карты, выводы формул и т.д. в приложение нельзя выносить основной текст с целью сокращения объёма дипломной работы.

Количество приложений не ограничено.

  1. Способы представления результатов исследования.

К стилю научно-психологического текста предъявляется ряд требований.

При написании текста следует следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, то есть так называемая «красная нить». Она должна быть видна не только узкому специалисту по данной теме, но и читателю, непосвящённому в данную проблемную область.

Желательно, чтобы конец каждой главы, параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением их итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которое последует в новой главе или параграфе. Можно порекомендовать и другой приём, а именно: начинать каждую главу или параграф с вводного абзаца, который подсказывает читателю, о чём пойдёт дальше речь. Во вводном абзаце можно «перекинуть мостик» к предшевствующим мыслям. Это лишь подчеркнёт «красную мысль» всей работы.

Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, в которых обосновываются результаты психологического исследования. Чтобы рассуждение было убедительным, оно должно быть логичным: одно положение должно вытекать из предыдущего и быть связанным с последующим. Иначе говоря, способ изложения должен быть формально-логическим. Из этого следует, что текст курсовой или дипломной работы не может и не должен быть образным и эмоциональным. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие. Поэтому эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе.

Личная манера изложения в современной научной литературе уступила место безличной . местоимение «я» и соответственные ему формы («по-моему», «далее я рассмотрю…»)не употребляются. Местоимение «мы» и суждения типа «остановимся на…», «допустим что…», «на наш взгляд…» используются, но постепенно выходят из употребления. Наиболее приемлемой является безличная форма: «Можно сказать…», «следует принять во внимание…», «в эксперименте использовались».

Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, — лексика научного сочинения. В основе психологического текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем в лексическом составе научно-психологического стиля речи разграничивают: 1. терминологическую лексику. 2. общенаучную лексику. 3. слова –организаторы научной мыслит.

Термины занимают особое место в научном тексте, так как они несут в себе большую информацию, чем другие лексические единицы. «Термины в области лексики…являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык», — пишет Ш.Балли. Терминированность – одна из основных стилевых характеристик научной речи. В научной прозе употребляются общенаучные и специальные термины. Специфика психологической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные её термины легко смешиваются со словами общеупотребительными (к примеру, слова депрессия, темпераментный).

Вот почему в научно-психологическом тексте так важна строгая сенматизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст, и слова, характеризующие степень объективности информации. Слова, вводящие логический контекст, могут:

— подтверждать приведённые выше соображения («поэтому», «следовательно», «таким образом», «тем самым», «в результате этого» и т.д.)

— отрицание приведённые выше соображения («однако», «но», «тем не менее», «не смотря на это»).

— расширять приведённые выше соображения («кроме того», « в данном случае», «в свою очередь»).

— указывают на последовательность аргументации («во-первых», «во-вторых», «выше указывалось», «об этом смотри ниже»).

Слова, характеризующие степень объективности информации, лишь констатируют эту объективность («думают», «утверждают», «полагают», «по-видимому», «кажется», «возможно»).

Автор курсовой или дипломной работы часто прибегает к цитированию. Цитата – это точная, буквальная выдержка из какого-либо текста. Её используют для обоснования, подтверждения какого-либо положения. Напомним несколько требований к цитированию.

Цитирование не должно быть не избыточным, ни недостаточным. Оно должно быть неразрывно связано с текстом.

Цитата всегда заключается в кавычки. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник, описанный в соответствии с требованиями нормативных документов. При непрямом цитировании (пересказе, изложении мысли автора своими лова) следует быть предельно точным и также давать соответствующие ссылки на источник.

Существует несколько способов научного цитирования и оформления ссылок. В научной литературе наиболее употребляемым является вариант внутретекстовых ссылок. Вслед за упоминанием того или иного автора, исследования, идеи в квадратных скобках указывается порядковый номер того источника, на который идёт ссылка и через запятую указывается номер страницы.

Если ссылка идёт на несколько работ, на идеи нескольких авторов, то в квадратных скобках, через точку с запятой указываются номера тех источников, на которые идёт ссылка.

Если ссылка носит вторичный характер, то есть информация одного автора заимствована у другого автора, то в скобках к номеру или фамилии добавляется предлог «по». При этом не стоит злоупотреблять вторичными цитатами. Вторичное цитирование, то есть заимствование цитат из чужого произведения, допускается, если первоисточник практически не доступен.

Если источники, на которые были сделаны ссылки, должны быть помещены в список литературы. Не следует приводить обширные, дословные цитаты. Как правило, лучше сжато передать содержание заимствованного текста своими словами, особенно когда цитируется описание фактов и результаты других исследований.

Как при прямом цитировании, так и при перефразировании важно не просто вставить цитату в текст, а связать с контекстом своей работы, как можно лучше встроить ей в свои рассуждения. Нельзя вырывать случайный фразы без учёта контекста, искажать тем самым чужой текст. Это значит, что цитата должна быть связана с аргументами, содержащимися в предшествующих рассуждениях автора и последующих. Цитаты и ссылки должны быть в каждой главе и каждом параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Следует по возможности избегать цитировать общеобразовательные издания, такие как энциклопедия, словари русского языка, словари иностранных слов, учебники и учебно-методические пособия. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники.

При составлении текста научно-исследовательской работы необходимо уделить внимание оформлению сокращений. В научной работе допускается использование только общепринятых сокращений: «см.», «и т.п.», «др.», «и т.д.», «пр.», «с», «цит. По…» и некоторых других. Если возникло сомнение о возможности использования того или иного сокращения, лучше разрешить его в пользу полного написания слова или словосочетания. Абсолютно не корректно применять сокращений, заимствованных из иностранных языков, а также профессиональных жаргонных символов и сокращений. Особого внимания заслуживают случаи, когда изучаемые явления или метод его исследования имеют громоздкое название, состоящие из нескольких слов, причём данное название используется многократно по всему тексту или разделу. В таком случае возможно ввести соответствующую аббревиатуру и обосновать необходимость её применения. Например, социально- психологический климат (СПК).

Иллюстративные материалы

    Оформление иллюстративного материала. Иллюстративный (экстралингвистический) материал в дипломной работе служит пояснением или дополнением к тексту и может иметь форму таблицы, графика, диаграммы и т.д.

    Оформление иллюстративных материалов стандартизуется: только таблицы называются в тексте работы словом «Таблица» — все остальные иллюстративные материалы оформляются как рисунки.

    В тексте научного сочинения употребляется нумерация иллюстративных материалов арабскими цифрами, подобно главам и параграфам, причём для таблиц и рисунков отдельно.

    Таблично-графическую информацию следует сопровождать дополнительными сносками, расположенными непосредственно под таблицей или рисунком, в которых нужно разъяснить использование различных значков, цветов, типов линий и прочее.

    Все таблицы и рисунки должны быть озаглавлены.

    На все иллюстрации в тексте даются ссылки.

    ТАБЛИЦЫ.

    Из всех видов иллюстративных материалов наиболее часто в курсовых и дипломных работах используются таблицы. Остановимся на них несколько подробнее. Таблицы облегчают восприятие текста, так как однородный материал в них приведён в систему. В тексте таблица должна помещаться сразу после первого упоминания о ней и на одной странице, предпочтительнее без переноса части таблицы на следующую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер её указывают один раз справа над первой частью таблицы; над другими частями пишут слово «продолжение» указывают номер таблицы.

    Слово «таблица» помещается в правом верхнем углу, без сокращений, без кавычек, с прописной буквы. Точка после цифры не ставится.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

    Ко всем видам академических работ, в том числе и дипломной работе, предъявляются единые требования к оформлению текстовой части, таблиц, иллюстраций и других структурных элементов.

    Выпускная квалификационная работа выполняется на стандартных листах бумаги формата А-4 на компьютере. Поля: слева – 30мм, справа – 10мм, сверху – 15мм, снизу – 20 мм. При этом не разрешается обрамлять текст в рамки.

    Требования, предъявляемые к абзацу:

    • междустрочный интервал полуторный;
    • абзацный отступ;
    • выравнивание текста по ширине;
    • отступ слева и справа 0 см;
    • запрет висячих строк (см. формат абзац – вкладка положение на странице)

    требования, предъявляемые к шрифту:

    • название шрифта times New Roman;
    • начертание обычный;
    • размер 14.

    Введение, главы, заключение следует начинать с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «введение», «заключение», «список литературы» размещаются посередине строки и пишутся прописными буквами (полужирным шрифтом) без точки в конце. Заголовки параграфов печатаются посередине строки, строчными буквами (полужирным шрифтом), без точки в конце.

    Расстояние между заголовками и текстом, между последней строкой и последующим заголовком таблицы или диаграммы, а также между последней строкой таблицы и последующим текстом должно быть равно 2 междустрочным интервалом.

    Нельзя допускать разрыва заголовков глав, параграфов, таблиц с текстом, т.е. помещать заголовки внизу одной страницы, а следующий за ним текст или таблицу на другой. Нежелательно также разрывать таблицу.

    Нумерация. Страницы дипломной работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация страниц должна быть сквозной. Титульный лист включается в общую нумерацию. Номера страниц необходимо проставлять, начиная с введения, по центру вверху страницы.

    Рисунки и таблицы, которые располагаются в работе на отдельных страницах, необходимо включать в общую нумерацию.

    Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруют в пределах главы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках. Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности , в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая стока начинается со слова «где».

    Оформление библиографического списка. Библиографический список в курсовой или дипломной работе имеет обычно стандартное название: список литературы.

    Библиографические описания, включаемые в библиографические списки, располагаются в определённом порядке. Наиболее простым и распространённых дипломных работах является алфавитный список.

    Однотомные издания.

    Семёнов, В.В. Философия: итог тысячилетий. Философская психология [текст]/В.В.Семёнов; Рос. Акад.наук, Пущин. Науч. Центр, Ин-т биофизики клетки, Аккад. Проблем сохранения жизни. – Пущино: ПНЦРАН, 2000.-64 С.

    Материалы конференций.

    «Воспитательный процесс в высшей школе России», межвузовская науч.-практическая конф. (2001; Новосибирск).

    Межвузовская научно-практическая конференция «Воспитательный процесс в высшей школе России», 26-27 апр. 2001г. [Текст]: [посвящ. 50-летию НГАВТ: материалы]/ редкол.: А.Б.Борисов [и др.].-Новосибирск: НГАВТ, 2001.-157с.; 21 см.- В надзаг.: Мэрия г.Новосибирска, Новосиб. Обл. отд-ние Междунар. Ассоц. По борьбе с наркоманией и наркобизнесом, Новосиб.гос.акад.вод.трансп.-300экз.

    Учебные пособия.

    История России [Текст]: учебное пособие для студентов всех специальностей/ В.Н.Быков [и др.]; отв. Ред. В.Н.Сухов; М-во образования Рос.Федерации, С-Петерб. Гос.лесотехн.акад.-2-е изд., перераб. И доп./при участии Т.А.Суховой.-СПб.: СПбЛТА, 2001.-231с.

    Законодательные материалы.

    Российская Федерация. Конституция (1993).

    Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст.- М.: Маркетинг, 2001.-39, [1]с.; 20 см.-10000 экз.- ISBN 5-94462-025-0

    Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер.закон: принят Гос.Думой 8 дек.1995г.: по состоянию на 3 янв.2001г.].-СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001.-94с.

    Сборники без общего заглавия.

    Гиляровский В.А. Москва и москвичи [Текст]; Друзья и встречи; Люди театра/ В.А.Гиляровский; вступ. Ст. и примеч. А.Петрова; худож. И.Лыков.- М.: ЭКСМО – пресс,2001.-638 с.

    Многотомные издания.

    Гиппиус З.Н. Сочинения [Текст]: в 2 т./ Зинаида Гиппиус; [вступ. Ст., подгот. Текста и коммент. Т.Г.Юрченко; Рос.акад.наук, Ин-т науч. Информ.по обществ. наукам].-М.: Лаком-книга: Габестро, 2001.-2 т.

    Отдельный том.

    Казьмин В.Д. Справочник домашнего врача [текст]. В 3 ч.Ч.2 детские болезни/Владимир Кузьмин.-М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2002.-503,С.

    Диссертации.

    Белозёров И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в 13-14 вв. [Текст]: дис…..канд.ист.наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02/Белозёров Иван Валентинович.-М., 2002.-215 с.

    Журнал.

    Гордеев Т.О. Восьмая международная конференция по мотивации//Вестник Московского университета. Сер.14. Психология.-2003.-№1.-С. 103-105.

    Продолжающийся сборник.

    Циринг Д.А. особенности личностной беспомощности[Текст]/Д.А.Циринг//Вестник института психологии и педагогики/под общ.ред. С.А.Репина; Челяб.гос.ун-т. Вып.2. –С.164-167.-Челябинск: изд-во «Урал ЛТД», 2003.-С.164-167.-(Проблемы общей и специальной психологии)

    Электронные ресурсы. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс].- Электрон. Текстовые, граф., зв.дан. и прикладная прогр.(546Мб).-М.: Большая Рос.энцикл. [и др.], 1996.-1 элктрон.опт.диск (CDROM): зв., цв.; 12 см+рук. Пользователя (1л.)+открытка(1 л.).-(Интерактивный мир).-Систем.требования: ПК 486 или выше; 8Мб ОЗУ; Windows3.1 или Windows 95; SVGA 32768 и более цв.; 640٭480; 4х CDROM ДИСКОВОД ; 16-бит.зв.карта; мышь.-Загл.с экрана.-Диск и сопровод.материал помещены в контейнер 20*14 см.

    В последние годы исследователи активно пользуются научной информацией, получаемой через Интернет. Оформлять такие источники необходимо следующим образом:

    1. слово «Интернет» (без кавычек) записывается в алфавите списка литературы, т.е. в той группе источников, область заглавия которых(фамилия и инициалы) начинается с буквы И. после слова «Интернет» ставится точка.

    2. на новой строке ставится знак «-« , после которого точно записывается поисковый сервер источника.

    3. На следующей строке указывается год, месяц, число, а далее через пробел в один знак – час и минута.

    4. Если описываются несколько источников от сети Интернет, слово «Интернет» пишется один раз.

    5. Внутри группы источников из сети Интернет публикации располагаются в хронологии времени записи информации в поисковом сервере.

    Интернет.-http: //www/gn.apc.org/shumachercollege/Stephan/htr

    2007-10-30 11.22

    http://www/ualberta/ca/-ednelson/pl/htm

    2007-10-30 11.40

    Библиографический список отражает полноту, глубину и направленность проработки проблемы. В список литературы, во-первых, необходимо включить всех тех авторов, на кого в тексте встречаются прямые или косвенные ссылки. Во-вторых, необходимо указать тех авторов, которые, возможно, и не цитируются, прямо не указывается, однако их работы оказали существенное воздействие в процессе работы над данным текстом.

    Дипломная работа обычно опирается на 55-60 источников, большинство из которых монографии отдельных авторов и статьи из научных сборников и периодических изданий. Темы дипломных работ, недостаточно широко представленные в психологической литературе, могут разрабатываться по меньшему количеству библиографических источников (45-50).

    При использовании меньшего количества литературы просто невозможно полноценно и всесторонне проработать заявленную научно-исследовательскую проблему.

    В работе могут рассматриваться источники из философии, педагогики и др., но опирается исследование преимущественно на первоисточники из области психологии. В исследовании должны быть представлены современные взгляды на проблему (последние 15-20 лет), исключав работы, посвящённые историко-психологической тематике.

    В конце работы могут находится приложения – те материалы, которые полезны или необходимы для знакомства с вашим исследованием, но которые не вошли в основной текст работы.

    Приложение является необязательной частью работы. Содержание и количество приложений зависит от конкретной работы. Материалы в приложении не анализируются и авторским текстом не сопровождаются. Приложение входит в общую нумерацию страниц работы. Чтобы не возникло сложностей при поиске конкретного материала в приложении, принято каждый самостоятельный материал озоглавливать и помещать в отдельное приложение, присваивая последнему порядковый номер. В правом верхнем углу прописными буквами печата.ют слово «Приложение» и указание его порядкового номера без обозначения №

    Оформленная выпускная квалификационная работа должна быть оформлена в переплёт.

    Соотношение объёма отдельных разделов работы. Рекомендуем в дипломной работе придерживаться следующей структуры:

    Введение- 2-4 страницы

    Глава 1 – 25-30 страниц

    Глава 2 – 25-30 страниц

    Заключение – 2-4 страницы.

    Объём дипломной работы без приложения не менее 50 страниц. Рекомендуемый объём работы 70-75 страниц. Общий объём работы не должен превышать 100 страниц.

    Приложение 1.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Челябинский Государственный университет»

    Институт психологии и педагогики

    ПОЛОЖЕНИЕ О ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

    По специальности 030301 «Психология»

    Дипломная работа является выпускной квалификационной работой. Её выполнение- это заключительный этап обучение студента пло специальности 030301 «Психология». Процедура подготовки и защиты к дипломной работы организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности, нормативными документами:

    • «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», утверждённым приказом Минобразования РФ от 25.10.2003 №1155;
    • «Положение об итоговой государственной аттестации выпускников», утверждённым приказом ректора ГОУ ВПО «ЧелГУ» от 29.05.2008 № 119-1

    Целями выполнения работы являются:

    — систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных научных задач;

    — развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем и вопросов;

    — выявление подготовленности студентов к осуществлению самостоятельной практической деятельности.

    Выбор и утверждение темы дипломной работы.

    Выбор темы дипломной работы определяется интересами и склонностями студента к решению той или иной проблемы, научной специализацией преподавателей и выбранной студентом специализацией. При выборе темы необходимо руководствоваться следующим:

    — её актуальность для данного периода развития психологической науки;

    — возможностью сбора фактического материала, наличием определённого количества специальной литературы;

    — востребованностью результатов, практической их значимостью.

    Дипломная работа может быть продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период прохождения практик.

    Примерная тематика дипломных работ по специальности «Психология» определяется преподавателями выпускающей кафедры. Студент может предложить свою тему, и по согласованием с научным руководителем она может быть утверждена.

    Научное руководство.

    Научнай руководитель дипломной работы назначается заведующей кафедры психологии и утверждается приказом ректора из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей и опытный преподавателей факультета. Руководителями могут быть профессора и доценты других вузов, высококвалифицированные специалисты профильных организаций. Назначение научного руководителя производится одновременно с закреплением тех дипломных работ и оформляется одним приказом не позднее одного месяца до начала работы ГАК по специальности «Психология». Общая ответственность за качество выполнения дипломной работы возлагается на студента.

    Научный руководитель дипломной работы выполняет следующие функции:

    — составляет вместе со студентом календарный график её выполнения;

    — оказывает необходимую помощь в подборе литературе, сборе фактического материала, консультирует студента по возникшим у него вопросам;

    — контролирует ход подготовки работы в соответствии с календарным графиком для своевременного предупреждения срывов сроков выполнения;

    — направляет работу на предварительную защиту в комиссию для решения о допуске к защите в ГАК;

    — пишет отзыв на законченную работу, присутствует на заседании ГАК и зачитывает его;

    — делает предложение ГАК о возможности и необходимости выдвижения работы на конкурс, к публикации, продолжения исследований по данной теме, направления выпускника в аспирантуру.

    Процедура допуска к защите

    Защите дипломной работы предшествует процедура предварительного рассмотрения работы на выпускающей кафедре, в ходе которой обсуждаются: состоятельность работы, соответствие содержания работы выбранной теме, правильность её оформления, корректность представления, а также другие вопросы, определяющие достаточность квалификационного уровня её автора.

    Кафедра вправе принять решение об отклонении представляемой работы к защите. Решение кафедры об отклонении работы принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом. Протокол подписывается заведующей кафедры, научным руководителем дипломной работы и одним из ведущих преподавателей кафедры, присутствовавшем на процедуре предзащиты. Протокол кафедры об отклонении дипломной работы студента не подлежит апелляции и является основанием для отчисления студента как завершившего теоретические обучение по данной образовательной программе, но не прошедшего итоговую государственную аттестацию. Повторная защита дипломной работы в течении текущего учебного, как правило, не допускается.

    Подготовленная в соответствии с требованиями дипломная работа, прошедшая предварительную защиту, представляется студентом научному руководителю не позднее чем за 2 недели до назначенного времени защиты в ГАК. На титульном листе исполнитель ставит свою подпись.

    Руководитель составляет письменный отзыв, передаёт работу вместе с отзывом заведующему кафедры в соответствии с графиком. Студент может быть не допущен к защите в следующих случаях:

    1. несоответствие работы требованиям нормативных документов.
    2. работа внутренне противоречива и её результаты не соответствуют решению поставленных задач.
    3. наличие академических задолжностей, не выполнение учебного плана в необходимые сроки.
    4. наличие финансовых задолжностей студента по оплате за обучение.
    5. нарушение сроков утверждения темы или её изменения.
    6. нарушения графиков выполнения работы (непредставление студентом в установленные сроки завершённой работы).
    7. в период подготовки дипломной работы студент не общался с научным руководителем.
    8. получение от научного руководителя отрицательного отзыва на дипломной работу.
    9. квалификационный уровень подготовки студента не удовлетворяет необходимым требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Психология».

    Дипломная работа, допущенная решением кафедры к защите, подлежит рецензированию. Рецензентами дипломных работ могут быть профессора, доценты других кафедр университета и других высших учебных заведений, а также специалисты профильных организаций и предприятий. Вопрос об окончательном назначении рецензентов после представления руководителя решает заведующая кафедры. Работа передаётся на рецензирование не позднее, чем за 2 недели до защиты, срок получения рецензии – 2-3 дня. Получение отрицательной рецензии не лишает студента права защищать дипломную работу в ГАК.

    Защита дипломной работы.

    Защита дипломной работы проводится в установленные сроки на открытом заседании ГАК с участием не менее 2/3 её состава. Руководство на нём осуществляет председатель ГАК. Защита проводиться публично. На ней могут присутствовать все желающие и принимать участие в обсуждении представленной работы. К защите студент должен подготовить доклад и необходимый иллюстративный материал, которые он предполагает использовать в ходе защиты.

    Результаты защиты дипломной работы определяются на закрытом заседании ГАК по окончании защиты оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» простым большинством голосов членов ГАК. При равном числе голосов решающим является голос председателя. Оценки оформляются в протоколе заседания ГАК. Тема дипломной работы и её оценка заносятся в зачётную книжку и в приложение к диплому.

    Критерии оценок:

    — оценка «отлично» выставляется за работу, в котрой глубоко и правильно освещены теоретические и практические вопросы темы, в достаточном объёме привлечён, самостоятельно исследован и проанализирован фактический материал, в процессе защиты студент проявил глубокие знания темы, свободно и квалифицированно отвечал на заданные вопросы, проявил умение защищать положения и выводы своей работы.

    — оценка «хорошо» заслуживает работа, в которой в основном правильно и достаточно глубоко освещена тема, имеется фактический материал и приведён его анализ, в процессе защиты студент проявил определённые знания исследуемой темы.

    — оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой раскрыта тема исследования, но без достаточной глубины и полноты, допущены отдельные неточности и ошибки при рассмотрении отдельных вопросов темы, при защите студент проявил знания по теме в целом, но затруднился более глубоко обосновать те или иные положения, неполно отвечал на вопросы.

    — Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, в которой тема раскрыта без достаточной глубины и студент не ответил на вопросы членов ГАК.

    Общая оценка дипломной работы определяется с учётом теоретической подготовки, качества оформления и выполнения, актуальностью и практической значимостью дипломной работы, а также с учётом отзывов научного руководителя и рецензента.

    Студент имеет право подать апелляцию в ГАК в случае его несогласия с выставленной оценкой. Апелляция подаётся в день защиты после объявления итогов, рассматривается в тот же день. Решение ГАК является окончательным.

    По результатам итоговой государственной аттестации комиссия принимает решение о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем образовании.

    Помимо оценки ГАК в качестве поощрения может рекомендовать выпускника для поступления в аспирантуру по соответствующей специальности.

    Студент, получивший оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета и получает академическую справку. Студент имеет право быть допущен до защиты повторно в течении пяти лет, но не ранее следующего ГАК.

    Требования к дипломной работе

    1. Оформление дипломной работы.

    Объём дипломной работы должен составлять не менее 50 страниц машинописного текста, напечатанного с одной стороны стандартного листа формата А4. Текст печатается через 1,5 интервал с применением 14 размера шрифта. Поля: левого- 30мм, правого- 10мм, верхнего-15 мм, нижнего -20 мм. Абзац -1,25.

    На первой странице дипломной работы приводится оглавление.

    Страницы необходимо пронумеровать, сброшюровать или переплести. Страницы текста имеют сквозную нумерацию арабскими цифрами для всего текста и приложения.

    Каждая глава начинается с новой страницы. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами .параграфы также нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Заголовки глав печатаются заглавными буквами, заголовки – строчными.

    Иллюстрации, если их больше 1, обозначают сокращением «Рис.» и порядковым номером. Нумеруют арабскими цифрами: первая цифра соответствует номеру главы, вторая – порядковому номеру иллюстрации в пределах главы, цифры разделяются точкой. Название помещают над иллюстрацией, обозначение «Рис.» — под иллюстрацией. Точка после названия не ставится. Иллюстрации могут иметь подрисуночный текст для пояснения. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации и таблицы даются с сокращением слова «смотри»: «см.рис.2.1».

    Таблицы, если их больше одной, обозначают словом «Таблица» и порядковым номером. Нумеруются по аналогии с иллюстрациями. Номер и название размещаются непосредственно над таблицей двумя строками: в первой строке справа – надпись «Таблица» и номер, во второй с выравниванием по центру – название таблицы. Название таблицы должно кратко характеризовать значение табличных данных. Точка после названия не ставится. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.

    Иллюстрации и таблицы располагаются по тексту после первой ссылки на них или в приложениях.

    Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формулы нумеруют в пределах главы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. При ссылке на формулу номер формулы указывают в скобках. Значение принятых в формуле символов и коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».

    По контексту рукописи автор дипломной работы делает ссылки на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя или при необходимости отослать читателя к изданию, где вопрос изложен более полно. В этом случан в рукописи работы в квадратных скобках приводится прядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника, например, [4, 52]. При ссылке на литературу число, заключённое после запятой, означает страницу указанного источника. Числа, разделённые точкой с запятой, означает перечисление литературных источников.

    В список литературы включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах должны включать :фамилию, инициалы автора, заглавие, место издания, издательство, год издания и объём в страницах. Название места издания приводится полностью. В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания, наименование серии, место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания, страницы.

    Набор элементов в библиографических описаниях и последовательность их расположения регламентируется стандартом. Все описания должны быть составлены в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12 -93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила.» и ГОСТ 7.11 -78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании».

    1. структура и содержание дипломной работы.

    Работа должна иметь следующую структуру: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

    Во введении автор обосновывает тему исследования и её актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу.

    На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Они могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Рекомендуется отметить практическую значимость исследования. В качестве базы исследования могут выступать: школы, колледжи, техникумы, предприятия, фирмы.

    Основная часть состоит из 2 главю первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы. Вторая глава отводится эмпирическому исследованию. В ней студент представляет результаты психологического исследования на основе проведённых с испытуемыми психодиагностических и психокоррекционных процедур, психологического консультирования, а также краткое описание методических приёмов и способов психодиагностических процедур, которые использовались в психологическом исследовании.

    В заключении приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования. При необходимости отмечается перечень нерешённых вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. После заключения пишется список литературы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Челябинский государственый унивекрситет»

    ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

    Кафедра психологии

    Иванова Ольга Александровна

    ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

    МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ

    Дипломная работа

    по специальности 030301 «Психология»

    Научный руководитель:

    доктор психологических наук,

    Профессор А.Ф.Петров

    Челябинск

    2009

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ

    1. название первого параграфа первой главы
    2. название второго параграфа

    ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ ВТОРОЙ ГЛАВЫ

    1. Название первого параграфа второй главы
    2. Название второго параграфа

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

    ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.

    На этапе подготовки к защите одним из наиболее важных элементов является составление текста сообщения по результатам дипломного исследования. В 7-10 минутное выступление нужно вместить большой объём информации, сделать это логично, содержательно, компактно.

    Первая часть доклада – вводная. В ней автор должен сформулировать своё понимание актуальности выбранной темы и привести подтверждение, опираясь на литературные данные, наличия проблемной ситуации по обсуждаемой теме, требующей разрешения в соответствующей отрасли знания. Здесь даётся краткий сопоставительный анализ результатов исследований других авторов, их критическая оценка , определение их достоинств и недостатков. Таким образом, докладчик подводит к цели исследования, к комплексу задач, которые необходимо было решить, чтобы цель эта была достигнута. Здесь же студент даёт характеристику объекта и предмета исследования, поясняет методологию своего научного поиска, особое внимание уделяя применяемым методам исследования.

    Вторая часть доклада, основная и самая большая по объёму, должна содержать результаты теоретических и экспериментальных исследований и их анализ, подтверждающие вынесенные на защиту научные положения. Последовательность изложения результатов исследования определяется логикой исследования и желанием самого автора. Чаще всего план этого выступления студент выстраивает исходя из структуры самой дипломной работы.

    Брызгалова С.И. выделяет ряд подходов, которые наиболее часто используются при построении этой части:

    1.: после того как во введении раскрыт методологический аппарат исследования, автор кратко докладывает содержание каждой главы и общие выводы.

    2.: после того как во введении был раскрыт методологический аппарат исследования, в докладе приводится информация об основных этапах исследования и отчёт о результатах, полученных на каждом этапе.

    3.: основная часть доклада строится таким образом: автор приводит информацию о решении каждой задачи с указанием использованных методов и результатов решения каждой научной задачи.

    4.: сообщение строится вокруг проблемы исследования и содержит информацию о противоречиях, с которыми встретился исследователь на теоретическом и эмпирическом уровнях выхода из основного противоречия.

    Наиболее прост первый подход, наиболее сложен – последний. Однако выбор вариант зависит не только от его трудности или простоты, сколько от характера, особенностей, логики проведённого исследования.

    Таким образом, в докладе шаг за шагом, опираясь на основные результаты и выводы, сформулированные в конце глав, подтверждая их иллюстрациями, докладчик формирует у слушателей позитивное восприятие своиз результатов. Наиболее выигрышные результаты следует освещать в первую очередь и подробно, второстепенные можно упомянуть вскользь.

    Доклад заканчивается заключительной частью, основанной на заключении и выводах, помещённых в нём. В этой части должны прозвучать все основные достижения автора дипломной работы, их результативность, теоретическая и практическая значимость для науки.

    Необходимо помнить, что не только содержание доклада, но и стиль его изложения самим автором и уверенная манера поведения во время ответов на вопросы присутствующих на заседании создают благоприятную атмосферу для положительной оценки дипломной работы. Обобщение накопленного опыта публичных защит позволяет сформулировать следующие некоторые рекомендации:

    • речь должна быть спокойной, неторопливой, ясной, грамматически точной и уверенной, что позволит сделать её убедительной и понятной слушателям, при этом надо помнить, что торопливость, «проглатывание» окончаний слов значительно снижает впечатление от выступлений;
    • доклад не должен быть упрощён, в нём должна сочетаться научная строгость аргументирования с пониманием широкой аудиторией специалистов рассматриваемых вопросов;
    • необходимо чётко соблюдать нормы литературного произношения, в частности правила применения ударений в словах и словосочетаниях, особенно сложных для восприятия;
    • желательно использовать чёткие и короткие предложения;
    • не следует перегружать доклад сложноподчинёнными предложениями.

    На время публичного выступления важно уметь подать себя и свой доклад. Чёткость, собранность и уверенность создают благоприятное впечатление о докладчике. И наоборот, сумбурность, тавтология, излишняя самоуверенность снижают оценку проделанной работы. При ответе на вопросы, заданными членами комиссии важно помнить то, что логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

    По ходу изложения доклада студент, может обращаться к раздаточному иллюстративному материалу или презентации.

    К тексту доклада могут быть подготовлены следующие иллюстрации: схемы, фотографии, таблицы, графики, диаграммы в виде плакатов или слайдов. Эти вспомогательные материалы способствуют доказательству выдвигаемых соискателем положений и способствуют чёткости изложения материала исследований. Количество таких материалов в принципе не ограничено, однако значительное их количество может привести к размыванию идеи доклада и полученных результатов слушателями. Да и сам автор, учитывая напряжённость своего состояния в процессе публичной защиты, может не раскрыть всю композицию доклада и все достижения по дипломной работе. В этой связи следует рекомендовать студенту оставить столько иллюстраций, сколько потребуется ему для освещения всех основных вопросов в пределах отведённого времени. Надо помнить, что сопутствующие иллюстрации должны студентом демонстрироваться без особых затруднений и иметь наглядность, вызывающую положительную оценку у присутствующих.

    Не следует в качестве иллюстративного материала приводить такой, который может неоднозначно восприниматься, если студент не готов вести по нему дискуссию. Продумывая, какие иллюстрации включать в доклад, важно обдумать все детали того эксперимента, обобщением которого являются эти иллюстрации, а также достоверность, надёжность и воспроизводимость результатов, которые они обобщают.

    Подбирая иллюстративный материал, можно готовить итоговые таблицы и графики путём объединения фрагментов из разных таблиц и иллюстраций дипломной работы. Студент, при подготовки презентации, должен продумать каждый слайд, сопровождающий его выступление с позиций, не вызовет ли он у аудитории вопросы, обстоятельный и исчерпывающий ответ на которые студент не в состоянии дать.

    Подготовка презентации предполагает выполнение следующих действий:

    1. продумать, какие данные важно представить наглядно. Слайды в презентации должны соответствовать содержанию доклада. Как правило, первым слайдом является титульный лист работы с отображением методологического аппарата. Заканчивается презентация слайдом «Благодарим за внимание»