Питирим Сорокин — русская социология

Краткое изложение биографии Питирима Сорокина способно лишь кратко показать жизненный путь, подчеркнуть основные достижения в области социологии Питирима Александровича и кратко рассказать об основных произведениях и ключевых понятиях созданных автором. Я же рекомендую Вам знакомиться непосредственно с произведениями, в которых сделаны настоящие открытия и при чтении которых, вы сможете по достоинству оценить талант Питирима Сорокина.

Родившись 23 января 1889 года от рождества Христова, в Вологодской губернии (сейчас это республика Коми), в семье мастера по украшению икон, Питирим Сорокин стал вторым сыном у Александра Прокопьевича Сорокина и Пелагеи Васильевны Сорокиной. Старший брат Питирима — Василий был на 4 года старше, а спустя 4 года после рождения Питирима Сорокина на свет появляется младший брат — Прокопий.

После рождения младшего брата весной 1894 года умирает мать Питирима Сорокина и старшие братья будут жить с отцом, а младшего брата Прокопия на воспитание возьмет родственница — сестра матери — Анисья Римских.

Положение старших братьев окажется не столь удачным, т.к их отец страдал одной из последних стадий алкоголизма и в очередном приступе белой горячки наносит побои сыновьям. После этого братья расстаются с отцом вплоть до его смерти в 1900 году и ведут самостоятельный образ жизни, работая над росписью и украшением церквей.

В это время Питирим Сорокин, продолжая работать, оканчивает школу грамоты в селе Палевицы. В 1901 году в возрасте 12 лет дальний родственник отца — священник Иван Степанович Покровский — приглашает братьев работать в село Гам. Успешно сдав вступительные экзамены в церковноприходскую школу, Питирим Сорокин получает стипендию в пять рублей, на которые он снимает комнату и оплачивает питание. Во время обучения в церковноприходской школе Питирим знакомится с такими предметами как церковно-славянский язык, арифметика, русский язык, закон божий, природоведение и другие предметы. В 1904 с отличием, будущий социолог Питирим Сорокин оканчивает Гамскую второклассную школу.

Получив положительные рекомендации директора школы, довольно известного просветителя народа Коми А.Н. Образцова, Сорокин едет на учебу в семинарию села Хреново Костромской губернии.

Наступил 1906 год. Революционные идеи пропитывали собой Российскую империю и, в возрасте 17 лет Питирим Сорокин вступает в партию эсеров. Но революционная деятельность продлилась недолго. В декабре 1906 года полиция арестовывает Сорокина и направляет в тюрьму города Кинешма, в которой будущий социолог продолжает свое самообразование и читает популярных на тот момент Крапоткина, Плеханова, Ленина, Маркса, Энгельса и других. Срок заключения был недолгим и уже через три месяца Питирим Сорокин выходит на свободу и направляется в город Иваново-Вознесенск для продолжения

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ки, ...

революционной деятельности. Т.к революционная деятельность была связана с постоянной угрозой ареста, а здоровье Питирима Сорокина было слабым, то он решает отдохнуть и переезжает к своим родственникам — сестре матери.

Через год, Питирим Александрович понимает, что нужно ехать учиться и работать в Санкт-Петербург. С небольшими трудностями при помощи своего земляка, профессора Жакова, Питирим Сорокин поступает на Чернявские курсы. Уникальность этих курсов, прежде всего, была в составе преподавателей-профессоров: Бауман, Венгеров, Жаков, Сербинов, Флейшер и другие. Молодой студент впитывает в себя все последние достижения науки, изучает классиков. Посещения концертных залов, музеев, театров, способствуют его культурному развитию. В 1908 году Питирим Сорокин принимает участие в своей первой экспедиции по изучению Печерского края вместе с профессором Жаком.

Закончив Черняевские курсы, Питирим Сорокин принимает решение о продолжении образования и его целью становится уникальная кафедра Психоневрологического института — кафедра социологии, первая кафедра, основанная известными социологами Е. В. Де Роберти и М. М Ковалевским. Но в 1910 году Сорокину приходится перейти в Петербуржский университет на юрфак. В 1914 году он его оканчивает и остается в университете для подготовки получения звания профессора. Прочесть о дальнейшей судьбе с кратким вступлением и последующем описании творчества Питирима Сорокина можно здесь

Социология Сорокина

Питирим Сорокин (1889-1968) — русский и американский социолог. Представитель позитивистской ориентации в русской социологии. Сам себя Сорокин считал представителем эмпирического неопозитивизма или критического реализма. В детстве Сорокин рано оказался сиротой и бродяжничал. В 1902 поступил, а в 1904 с отличием окончил Гамскую двухклассную школу, затем поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. В 1906 — арестован за революционную деятельность, заключен в тюрьму в Кинешме, где много читал (Лавров, Михайловский, Маркс, Ленин, Плеханов, Дарвин, Спенсер, Конт и др.).После освобождения решил продолжить образование. В 1909 Сорокин поступает в столичный Психоневрологический институт, где была открыта кафедра социологии Е.В. Де-Роберти и Ковалевским . Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где проходит обучение под началом Петражицкого. Главным достижением этого периода творчества Сорокин становится его монографическая работа «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), которая представляет собой обстоятельный обзор современных криминологических теорий. В 1917 С. получил звание приват-доцента Петербургского университета. Был активен в области популяризаторства, пытался донести до читателя мысли Дюркгейма , идеи которого пронизывают почти все его работы.

Февральская революция застала Сорокин «посреди дел». Отложив работу, он опять занялся политикой, принимал активное участие в работе Госдумы, Временного правительства, редактировал эсеровские газеты. За это время им была написана целая серия социально-политических памфлетов. В 1918 опять арестован, но уже новым, большевистским правительством. В 1920 Сорокин избирается руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета. Предлагает конструирование новой дисциплины — «родиноведения», призванной синтезировать знания разных естественных и гуманитарных наук. Тогда же он пишет популярные учебники по праву и социологии, публикует работу в двух томах «Система социологии» (1920), которая стала венцом его творчества в России. В 1922 начались массовые аресты среди научной и творческой интеллигенции. В России оставаться было опасно и Сорокин вместе с женой эмигрируют за границу. Сначала Сорокин жил и работал в Праге, а потом переехал в Америку и прожил там весь остаток своей жизни.

12 стр., 5763 слов

Питирим Сорокин как историк социологии

... дело с материалом за 1850–1920 годы, второй — в основном за 1920-1965 годы. По мнению Сорокина, теоретическое самочувствие общей социологии на каждом из этих этапов было ... монография Сорокина была встречена несколько настороженно, после оплеухи, полученной научным сообществом от выхода в 1956 году его ядовито-ругательной книги “Причуды и заблуждения современной социологии”, развенчивающей ...

Творчество Сорокина принято делить на два периода: русский и американский. Его основные работы: русского периода — «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913); «Система социологии» (1920); американского — «Социология революции» (1925); «Социальная мобильность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Систематическая антология сельской социологии» (1930-1932); «Социальная и культурная динамика» (1937-1941); «Общество, культура и личность» (1947) и мн. др.

Значимость фигуры Сорокина все еще адекватно не оценена ни в американской, ни в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». На исторической же родине имя ученого вплоть до недавнего времени попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.

О собственном мировоззрении начала 20 ст. и стремлении интегрировать гуманитарное знание своего времени в единую, унифицированную систему многими годами позже сам Сорокин напишет: «С философской точки зрения, возникающая система взглядов была разновидностью эмпирического неопозитивизма или критического реализма, основывающейся на логических и эмпирических научных методах познания. Социологически это был некий синтез социологии и взглядов Спенсера на эволюционное развитие, скорректированный и подкрепленный теориями Н. Михайловского, П. Лаврова, Е. Де Роберти, Л. Петражицкого, М. Ковалевского, М. Ростовцева, П. Кропоткина — из русских мыслителей; Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. Вебера, Р. Штаммлера, К. Маркса, В. Парето и других — из числа западных ученых. Политически — это мое мировоззрение представляло из себя форму социалистической идеологии, основанной на этике солидарности, взаимопомощи и свободы».

В историко-социологической литературе традиционно, хотя, видимо, не вполне справедливо, принято разграничивать два периода в творчестве ученого — русский и американский. Конечно же, «оба» Сорокина довольно непохожи друг на друга по кругу анализируемых проблем, по характеру использования материала, по степени зрелости и самостоятельности создаваемых теорий. Однако очевидно то, что интегральная сущность всех работ Сорокина всегда оставалась неизменной. Более того, все его мировоззрение было пронизано философией интегрального синтеза и на уровне сциентистских программ, и на уровне жизненной философии. Пожалуй, в глобализме — главное отличие между молодым и зрелым ученым.

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... Сорокин явился автором концепции – социальной стратификации и мобильности Социальные институты, способствующие перемещению индивидов из одного социального слоя в другой – каналы социальной мобильности Под социальной ... Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих ...

Центральным понятием для творчества социолога становится «ценность». Конечно же, многие мыслители и до него размышляли о природе ценностей, но, пожалуй, никому до него не удалось показать систематизирующую и методологическую значимость ценностной теории в социологии.Первоначально теоретико-методологические построения ученого-социолога осуществлялись в духе неопозитивистско-бихевиористического синтеза. В своей первой книге «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913) социальный феномен (сфера «надорганики») определяется им как «социальная связь, имеющая психическую природу и реализующаяся в сознании индивидов», то есть всякое взаимодействие, если оно обладает психическим характером, суть социальное явление. Такое явление будет обладать как чисто психологической, внутренне-психологической, так и символической, внешней природой. Игнорируя индивидуальные внутрипсихологические процессы, социолог, по мысли Сорокина, призван описывать только внешние факты, то есть не всю социальную жизнь. Отсюда Сорокин констатирует три основные формы актов поведения людей — дозволенные, должные и рекомендуемые, как не противоречащие представлениям о должном и дозволенном, а содержащие в себе «сверхнормальную роскошь». Каждая из этих форм существует как бы в связке с соответствующей ей оппозиционной санкцией: рекомендуемым актам (подвиг или услуга) — награды; запрещенным (преступление) — кара; дозволенным — «должные реакции». Историческое взаимодействие актов реакций, по Сорокину, составляет суть всемирного и исторического прогресса.

Через какие-то несколько лет эта на вид довольно наивная схема быстро разбухает и обретает законченный логический вид. В книге «Система социологии» Сорокин формулирует принципы, от которых не отойдет в будущем. Совокупно они составляют самую квинтэссенцию структурного метода. Согласно Сорокину, теоретическая социология распадается фактически на три основных раздела:

социальную аналитику (социальная анатомия и морфология);

социальную механику (ее объект — социальные процессы);

социальную генетику (теория эволюции общественной жизни).

В «Системе социологии» Сорокин предлагает пять принципов построения социологии:

социология может и должна быть построена по принципу естественных наук;

социология должна отказаться от какого-либо нормативизма;

она должна изучать только те явления, которые доступны наблюдению, измерению, проверке;

социология должна исходить из фактов и отказаться от всякого философствования;

социология является изначально плюралистической дисциплиной. Коль скоро социология изучает взаимодействия (духовное и психологическое), то ее задачей будет являться выявление черт этого взаимодействия.

Питирим Сорокин формулирует исходный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах; субъективные же аспекты поведения суть «переменные» величины. В результате «коллективному рефлексу» Питирим Сорокин придает значение интегрального фактора всей общественной жизни. Не трудно пронаблюдать эту установку Питирима Сорокина в его «Социологии революции» (1925), где причины всех великих революций или иных схожих потрясений он видит в подавлении базовых инстинктов людей (пищеварительного, сексуального, самосохранения, самовыражения).

5 стр., 2153 слов

Человек как биологическое, социальное и культурное существо

... ее. На этого человека, "возделанного" культурой, творящего культуру, человека культурного мы и попробуем посмотреть, используя такой метод социального познания как моделирование. Культура - это то, что делает ... расширяя круг своих потребностей и способностей В культуре смыкается субъективный мир творческой личности и объективный мир культурных ценностей, созданных человеком. С тех пор как человек ...

Обоснованный в «Системе» концептуальный подход получает свое дальнейшее развитие в «Социальной мобильности». Согласно Питириму Сорокину, социальная мобильность есть естественное состояние общества и включает в себя не только социальные перемещения индивидов или групп, но и социальных объектов (ценности), то есть всего того, что создано или видоизменено человеком. Мобильность различается по направленности (восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуальная), по интенсивности и масштабности. Вертикальную мобильность он рассматривает в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации (политическая, экономическая и профессиональная): внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижения по «экономической лестнице». При этом С. четко различал социальную мобильность в так называемые «нормальные» периоды относительной общественной стабильности и в периоды социальной дезорганизации (войны, революционные периоды, голод и т.д.).

Если в «нормальные времена мобильность является процессом постепенным, регулируемым определенными и твердыми правилами», то в периоды великих бедствий… поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности существенно нарушается… Иными словами, приобретает черты хаоса».

Для Питирима Сорокина, как, впрочем, и для многих исследователей до и после него, очевиден внеисторический динамизм социальной стратификации. Абрис и высота социальной стратификации — вневременные, нормативные черты стратификации, а их флюктуации не содержат никакого однонаправленного движения. Социальная стратификация — это постоянная характеристика любого организованного общества. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах, провозглашавших равенство людей. Феодализм и олигархия продолжают существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях уравнителей, словом — повсюду. По мысли С., история показала, что нестратифицированное общество с «подлинным» равенством всех членов есть миф, никогда не могущий быть реализованным на практике, оставшийся лишь хоругвию эгалитаристов и левых радикалов.

В гарвардский период интегралистские тенденции и настроения в творчестве С. окончательно оформляются в единую модель, что нашло отражение в первую очередь в его четырехтомной «Социальной и культурной динамике».

В частности, все люди, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влиянием целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половое влечение и т.п.) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. В отличие от случайностных и временных агрегатов (типа толпы), характеризуемых отсутствием ясных и пролонгированных связей между людьми, только общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри оциосознательных «эго»-конституирующих общество членов. Поэтому любое общество можно описать и понять лишь только через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Эта система суть единовременное культурное качество.

10 стр., 4712 слов

1. Проблема ценностей в социальных науках

... его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: • истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; • влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих ... ценностей Большинство авторов связывают понятия ценности и смысла. В концепции М. М. Бахтина понятие культурной ценности соотносится с понятием «культурные смыслы». Ценности, ...

Скрытые в социосознательных индивидах и обществах культурные качества обнаруживаются во всех достижениях человеческой цивилизации, сохраняясь также и в дискретные периоды культурной истории (войны, революции, общественные бедствия).

эмпирические исследования культурных качеств (значений, норм, ценностей) позволяют выявить весьма длительные периоды истории, в течение которых проявляются относительно близкие и даже идентичные культурные образцы — виды деятельности, мысли, творчества, верований и т.п. Эти продолжительные образцы культурной жизни, несмотря на всевозможные и случайные девиации, эмпирически устанавливаются лишь потому, что сами суть продукт логико-значимых культурных систем. При этом логико-значимые культурно-ценностные системы — детерминанты культурного качества — формируются под воздействием «двойственной» природы человека — существа мыслящего и существа чувствующего. Преимущественное качество тем самым совпадает с одним из полюсов ценностно-культурной шкалы. Если основной акцент сделан на чувственной стороне человеческой природы, то, соответственно, детерминируется чувственный образец культурных ценностей; на воображении и разуме — нечувственный. Причем и в том, и в другом случае полностью не нейтрализуются противоположные мотивы поведения, мышления. При условии же баланса чувственных и рациональных стимулов формируются особые идеалистические культуры. Перегруппировка всех классов ценностей, значений, норм в этом ключе, их открытие в ходе исторического исследования показывают удивительное сочетание с ценностными классами, выработанными древнегреческой философией, а именно: ценности, происходящие в результате познавательной деятельности (Истина); эстетического удовлетворения (Красота); социальной адаптации и морали (Добро); и, наконец, конституирующая все остальные ценности в единое социальное целое (Польза).

Любую социально значимую человеческую активность можно объяснить посредством этих четырех, поистине универсальных категорий. Игнорирование их или подмена другими объясняющими факторами неизбежно ведет к сциентической неудаче искусственного перевода этих категорий на язык других и менее адекватных терминов.

Интегральный подход в равной мере применим при описании индивидуального типажа или культурной ценности. В самом деле, любой индивид вписан в систему культурных ценностей — значений — норм, а его бессознательные мотивы и биосознательные стимулы контролируются и подчиняются его социосознательному «эго». Также и культура становится интегральной лишь тогда, когда общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте, Добру. Подобный «интегрализм» характеризуется логико-значимой взаимосвязью всех существенных компонентов личности или культуры. Модель»интегральной» культурной сверхсистемы — результирующая систематического и гармонизирующего ценностного образца — дает значительно больше для полноценного и адекватного определения и описания культуры, нежели традиционные оциологические, антропологические или культурологические методы. По С., базовые факты социологии ментальны по своей природе, а посему могут быть поняты лишь в категориях человеческого социокультурного универса, как чего-то целого. Отсюда вытекают три отличительные системы истины: истина веры, разума и чувств. Все они частью ложны, частью истинны. Интегральная истина ближе всего стоит к абсолютной истине.

12 стр., 5815 слов

Социологический анализ развития молодежи в современном обществе

... традициями. Поскольку в разных странах и культурах процесс ... и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной ... лишь в самое последнее время. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого определяются конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными ...

Дескриптивный анализ социальной жизни должен быть подчинен исходному примату культурных ценностей даже в таких аспектах социального бытия, где, как может показаться с первого взгляда, отсутствует прямое восхождение к культурным, ценностным системам. К примеру, понятия «группа», «роль», «класс», «стратификация», «социальное действие» и им подобные приобретают научную обоснованность лишь тогда, когда интерпретируются как переменные культурных сверхсистем, конгруэнтных связей ценностей — норм — знаний. В силу этого новая философия истории должна исходить из тезиса о том, что в пределах, заданных относительно константными физическими условиями (климат, географическое положение и т.п.), наиважнейшим фактором социокультурных изменений (динамики) становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы — «идеациональной», «идеалистической», «чувственной». Именно в этом смысле тождественны социология и философия истории, ибо они концентрируют свое внимание на проблематике генезиса, эволюции, распада и кризиса доминантных систем, в результате чего проясняется вопрос:как, почему и когда происходят те или иные социокультурные изменения?

Современное состояние западной культуры Питирим Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглерианского субъективизма — как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение — поколение людей будущего.

В 1960 Питирим Сорокин публикует свое культурно-конвергенциональное кредо-эссе «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960), написанное в атмосфере довольно напряженных советско-американских отношений. Эссе начиналось со следующих слов: «Западные лидеры уверяют нас, что будущее принадлежит капиталистическому («свободное предпринимательство») типу общества и культуры. Наоборот, лидеры коммунистических наций уверенно ожидают победы коммунистов в ближайшее десятилетие. Будучи не согласным с обоими этими предсказаниями, я склонен считать, что если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа». Согласно логике его мысли, мы наблюдаем, с одной стороны, упадок капиталистической системы, а с другой — неспособность экономической и политической системы коммунизма удовлетворить жизненные потребности людей. Последняя складывается в периоды великих бедствий (голод, война, революции, депрессии), однако когда социальная опасность минует и сходит на нет, то в обществе обнаруживается неизбежная тенденция детоталитаризации и реконверсии к менее регламентированной и более свободной жизни. Этот социальный закон, по Питириму Сорокину, выражается в том, что степень государственного вмешательства в жизнь общества варьируется пропорционально масштабам и характеру бедствия. И если в будущем великие катаклизмы удастся преодолеть, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно, будут приходить в упадок. Речь у ученого-социлога, однако, идет не только о политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального марксизма в интерпретациях человека и общества, в то время как материалистическая идеология и философия все активнее проникают в общественную и приватную жизнь американцев. Иными словами, по Питириму Сорокину, конвергенция заключена не только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что конвергенция, безусловно, приведет к образованию смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в «блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей человеческой вселенной».

15 стр., 7211 слов

Любовь и альтруизм в социологии П. А. Сорокина

... (1942), «Социокультурная причинность, пространство и время» (1943), «Россия и Соединённые Штаты» (1944), «Общество, культура и личность: их структура и динамика», «Система общей социологии» (1947). В январе ... Архангельска, подготавливая почву для свержения власти большевиков. Когда такой изнуряющий образ жизни ему изрядно надоел, Сорокин сдался ЧК и вновь оказался в тюрьме. Был приговорён к ...

Профетическая интенция свойственна социологии эпохи модерна. Провозвестник новой идеациональной будущности через очищение и воскрешение культуры, проповедник нравственного возрождения общества, основанного на принципах альтруистической любви и этике солидарности, — таков, в общем не похожий на академического, университетского ученого, Сорокин-социолог и Сорокин-пророк, на долгие годы запомнившийся своим соратникам и ученикам.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

13 стр., 6329 слов

Труды и теории П.А. Сорокина

... Академический проект, 2011. С. 275.. В предисловии к книге Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому ... (прежде всего, продовольственные пайки) Усова Л.П. П.А. Сорокин о социально-психологических последствиях революции // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. ...