Тема 1. Строение и функции спинного мозга. 4

План.

План 2

Введение 3

Спинальные рефлексы. 5

Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги. 6

Тема 2. Память как особая форма отражения действительности. 7

Классификация видов памяти. 7

Временная организация памяти. 9

Теория памяти 11

Заключение 16

Список использованной литературы. 17

Введение

Предмет «Возрастная физиология и психофизиология» является важнейшим в цикле изучаемых студентами-педагогами дисциплин о человеке. Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения и до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов.

Представленная работа посвящена теме «Возрастная физиология и психофизиология». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов:

  1. Строение и функции спинного мозга. Спинальные рефлексы. Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги.
  2. Память как особая форма отражения действительности. Классификация видов памяти. Временная организация памяти. Теория памяти.

Целью исследования является изучение темы «Возрастная физиология и психофизиология» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены решения и следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты и выявить новое;

— сказать об актуальности проблемы;

— обозначить тенденции развития тематики.

Источниками информации для написания работы по теме «Возрастная физиология и психофизиология» послужила базовая учебная литература. Фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области , результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

1. Строение и функции спинного мозга

Спинной мозг состоит из 5 отделов:

— шейный;

— грудной;

— поясничный;

— крестцовый;

— копчиковый.

3 стр., 1419 слов

3003(Возрастная физиология и психофизиология)

Министерство образования Российской Федерации Уральский государственный профессионально-педагогический университет Социальный институт Кафедра физиологии и безопасности жизнедеятельности ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ по дисциплине «Возрастная физиология и психофизиология» Для студентов заочной формы обучения всех специализаций специальности 030500 - ...

Размеры спинного мозга взрослого человека колеблются в определенных границах и зависят от телосложения. Так, длина спинного мозга колеблется от 40 до 45 см, ширина – от 1,0 до 1,5 см, а масса составляет в среднем 35г.

Спинной мозг имеет внутри полость (центральный канал), а с наружи спинной мозг защищен 3-мя видами оболочек:

  1. мягкая оболочка мозга;
  2. паутинная оболочка мозга – оболочка, покрывающая спинной головной мозг; располагается между мягкой и твердой оболочкой. Паутинная оболочка по своему строению похожа на паутину – образована соединительной тканью; от паутинной оболочки отходят ветвящиеся отростки, которые вплетаются в мягкую оболочку;
  3. твердая оболочка мозга – оболочка, покрывающая спинной и головной мозг и располагается над мягкой и паутинной оболочками; она представляет собой прочную соединительную ткань.

Пространство между всеми оболочками заполнено спинномозговой жидкостью. Спинной мозг имеет 4 поверхности:

— передняя поверхность – уплощенная;

— задняя поверхность – выпуклая;

— 2 боковые поверхности, плавно переходящие в переднюю и заднюю – выпуклые.

Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая. Первая функция – рефлекторная. Спинной мозг осуществляет двигательные рефлексы скелетной мускулатуры относительно самостоятельно. Примерами некоторых двигательных рефлексов спинного мозга являются:

  1. локтевой рефлекс – постукивание по сухожилию двуглавой мышцы плеча вызывает сгибание в локтевом суставе, благодаря нервным импульсам, которые передаются через 5-6 шейные сегменты;
  2. коленный рефлекс – постукивание по сухожилию четырехглавой мышцы бедра вызывает разгибание в коленном суставе, благодаря нервным импульсам, которые передаются через 2-4-й поясничные сегменты.

Вторая функция – проводниковая. Центростремительные импульсы, поступающие в спинной мозг по задним корешкам, передаются по коротким проводящим путям в другие его сегменты, а по длинным проводящим путям – в разные отделы головного мозга.

Спинальные рефлексы

Рефлекс – стереотипная реакция организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.

К спинальным рефлексам относятся:

10 стр., 4845 слов

Головной мозг

План Введение Головной мозг Отделы головного мозга 3.1 Продолговатый мозг 3.2 Задний мозг 3.3 Средний мозг 3.4 Промежуточный мозг 3.5 Конечный мозг Кора головного мозга Оболочки головного мозга Заключение Ведение Масса головного мозга взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г; в среднем у мужчин она равна 1394 г, у женщин - 1245 г. Масса и объем головного мозга взрослого человека на ...

вегетативные рефлексы – мочеиспускательный, дефекационный, потоотделительный, сосудистые рефлексы и др.;

двигательные рефлексы – сгибательные и разгибательные рефлексы сегментарного характера;

проприоцептивные рефлексы – возникают при раздражении рецепторов со скелетных мышц и участвуют в формировании акта ходьбы и регуляции мышечного тонуса. В группу органных рефлексов входят рефлексы конечностей, брюшные, яичковый и анальный рефлекс. В свою очередь рефлексы конечностей могут быть сгибательные, разгибательные, ритмические и познотонические;

Сгибательные и разгибательные рефлексы в свою очередь делятся на фазные и тонические:

фазные рефлексы – это однократное сгибание и разгибание конечности при однократном раздражении кожи или проприоцепторов. Сгибательные фазные рефлексы – это локтевой, подошвенный, ахиллов и т.д., разгибательный фазный рефлекс – это коленный;

тонические сгибательные и разгибательные рефлексы возникают при длительном сокращении или расслаблении мышц и направлены на поддержание позы.

Моносинаптические и полисинаптические рефлекторные дуги.

Рефлекторной дугой называют путь, по которому сигналы от рецептора идут к исполнительному органу.

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические и полисинаптические.

Моносинаптические рефлекторные дуги – дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный).

Полисинаптические рефлекторные дуги – дуги которых содержат также один или несколько промежуточных нейронов и имеют два или несколько синаптических переключений. Такие рефлекторные дуги позволяют организму осуществлять автоматические непроизвольные реакции, необходимые для приспособления к изменениям внешней среды (например, зрачковый рефлекс или сохранение равновесия при передвижении) и к изменениям в самом организме (регуляция частоты дыхания, кровяного давления и т.п.).

2. Память как особая форма отражения действительности.

Память – это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию. Все люди рождаются с заложенной возможностью запоминать различные события. Но встречаются люди и с феноменальной фотографической памятью. Это действительно редкий дар. Такие люди могут запоминать огромное количество информации и воспроизводить эту информацию очень быстро. Можно предположить, что это сочетание генетического фактора и определенной тренировки в течение жизни. У маленьких детей объем памяти значительно меньше, чем у взрослого человека, поэтому мы не помним, что происходило с нами в младенчестве. С годами человек может держать в голове все большее количество различной информации.

13 стр., 6169 слов

Психофизиология памяти 3

... , хранение и воспроизведение информации. В основе механизмов памяти и научения лежит формирование энграмм (СЛАЙД 5) – следов памяти, сформированных в результате ... феномена для понимания механизмов психики. Как правило, условные рефлексы требуют многих сочетаний для своего закрепления. М.Н. ... набор (или, напротив, не входит в него), отвечая нажатием на соответствующую клавишу. В этом случае, по ...

Классификация видов памяти.

Существуют различные типологии памяти:

1) по сенсорной модальности:

а) зрительная (визуальная) память – отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов;

б) моторная (кинестетическая) памятьотвечает за сохранение информации о моторных функциях;

в) звуковая (аудиальная) память – образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.;

г) вкусовая память – связана с деятельностью вкусовых анализаторов и направлена на запоминание вкусов;

д) болевая память – чем дольше человек испытывает боль, тем выше риск перехода ее в хроническую боль и такой переход означает, что произошло повышение чувствительности нервной системы (центральная сенситизация);

2) по содержанию:

а) образная память – позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить образы предметов или явлений;

б) эмоциональная память – отвечает за наши способности запоминать и воспроизводить чувства, переживания, эмоции;

в) топографическая память – отвечает за способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места;

3) по организации запоминания:

а) эпизодическая память – память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были;

б) семантическая память – память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов;

в) процедурная память – отвечает за запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторое сходство с моторной памятью;

4) по временным характеристикам:

а) долговременная (декларативная) память – отвечает за хранение гораздо большего количества информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни);

9 стр., 4288 слов

Память.Теории памяти

Введение Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное исполь­зование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и бу­дущим и является важнейшей познавательной функцией, лежа­щей в основе развития и обучения. Память — основа ...

б) кратковременная память – позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения, ее емкость весьма ограничена;

в) ультракратковременная память – отображает физические характеристики стимулов, время хранения информации – не более 2 с;

5) по физиологическим принципам:

а) определяемая структурой связей нервных клеток – она же долговременная;

б) определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей – она же кратковременная;

6) по наличию цели:

а) произвольная память – процесс, требующий волевого усилия, но при этом отсутствует специальная цель что-либо запомнить или припомнить;

б) непроизвольная память – запоминание и восприятие происходит автоматически, без каких-либо усилий со стороны человека;

7) по наличию средств:

а) опосредованная память – связанная с использованием человеком различных мнемотехнических средств, то есть специальных средств и приемов для запоминания, сохранения, воспроизведения или узнавания информации;

б) неопосредованная память – память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия запоминаемого материала на органы чувств человека;

8) по уровню развития:

а) моторная память – отвечает за сохранение информации о моторных функциях;

б) эмоциональная память – способность запоминать и воспроизводить чувства;

в) образная память – отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение образов предметов или явлений;

г) словесно-логическая память – вербальная память, память на мысли, суждения, умозаключения; в ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях.

Временная организации памяти

Временная организация памяти — временная последовательность осуществляемых операций и длительность хранения следов различных событий.

Временная организация памяти подразумевает последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации приобретенного опыта. Основные понятия, которыми оперирует теория консолидации и другие теории, созданные в рамках концепции временной организации памяти, следующие: консолидация – процесс, приводящий к физическому закреплению энграммы, и реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения, в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности, в долговременное, обеспечивающее длительное существование энграммы.

23 стр., 11253 слов

Методичесмкие материалы

Семинар 1 Основные концепции психического развития в младшем школьном возрасте Гуманистические теории развития личности. Учение Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Психическое развитие детей в свете современных психоаналитических теорий. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского к проблеме формирования психических функций. Характеристика возрастного развития младшего школьника по Д. ...

Основной способ исследования временной организации памяти заключается в искусственном воздействии на один из предполагаемых этапов становления энграммы, поэтому такое широкое применение получил метод экспериментальной ретроградной амнезии. Экспериментальная ретроградная амнезия вызывается самыми разными воздействиями. Прошло много времени с тех пор, как К. Р. Дункан [Duncan. 1949] и Р. В. Джерард [Gerard. 1963] впервые сообщили о том, что электросудорожный шок влияет на хранение недавно приобретенного опыта. С тех пор накопленные данные не оставляют сомнения в том, что не только электрошок, но электрическая стимуляция весьма малой интенсивности может влиять на память (усиливать или прерывать хранение следа).

Центральной проблемой в концепции временной организации памяти является определение продолжительности периода консолидации энграммы и количества этапов ее становления.

Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения. Описание энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам: динамике развития процессов, приводящих к становления следа; параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизведению; по устройству энграммы, характеризующему механизмы, которые лежат в основе ее создания.

Теория памяти.

В течение столетий создано не мало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и так решали эту проблему с позиций соответствующих методологических принципов.

Психологические теории памяти.

Распространение получили ассоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связи значений).

6 стр., 2898 слов

Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала Дифференциация заданий

... и рекомендации: изменить фонд, построив дифференциацию гуманно; осуществлять связь материала класси­ческих произведений с современностью. Лист наблюдения и оценки ... . Анализ урока: В процессе урока ученики выяснили суть теории Раскольни-кова, а сравнения показали его нравственные поиски, ... времени активного внимания 3. Учет объема оперативной памяти на слух и при письме 4. Использование различных ...

Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие – после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подверглась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие «гештальт» — образ, как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

Память, в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации и т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить. Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории – изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами – сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. В ней подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков – позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям. Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоциантов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

Разрабатывается генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами – перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми. Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольного запоминания.

Физиологические теории памяти.

Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержание является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах).

Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей. В частности, при зрительном восприятии предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют восприятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения. В рамках этой теории выявлено, что аксоны, которые отходят от тела клеток соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются к своей клетке. Это создает возможность циркуляции реверберации возбуждения разной сложности и самозаряжения клетки, причем возбуждение не выходит за пределы определенной системы.

Химические теории памяти.

Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) – основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень – собственно биохимическая реакция – связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти. Химическая теория не может объяснить многоаспектный феномен памяти, особенно в высокоразвитых животных и людей. Не исключено, что в будущем можно будет выделить материально-биохимический носитель памяти.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что центральным звеньям рефлекторных дуг, как правило, свойственна меньшая надежность функции, чем нервным проводникам. Рефлекторные центры более, нежели проводники, страдают от действия различных неблагоприятных факторов, в частности гипоксии и многих фармакологических агентов, например наркотиков. Особенно ранимы в этом отношении центры полисинаптических рефлексов. Это определяется свойствами полисинаптических аппаратов вставочных нейронов. Особая химическая «ранимость» клеток мозга объясняет существование специального защитного барьера между кровью и межклеточной жидкостью мозга – гемато-энцефалического барьера. Этот барьер, сформированный главным образом относительно малопроницаемой стенкой мозговых капилляров, пропускает воду, ионы, глюкозу и аминокислоты, задерживая многие физиологически активные вещества. Однако в нем существуют «окна», через которые соответствующие клетки мозга – хеморецепторы – получают прямую информацию о наличии в крови гормонов и других не проникающих через барьер веществ.

Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов – психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Безруких М. М., Фарбер Д. А., «Психофизиология». Словарь. Издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум, поведение». М., 2005.
  3. Костюк П. Г. «Физиология центральной нервной системы». М.: Издательство МГУ, 2007.
  4. Катц Б. «Нерв, мышца, синапс». М., 2006.
  5. Лурия А. Р. «Нейропсихология памяти».- Москва: «Педагогика», 2006.
  6. Брин В. Б. «Физиология человека в схемах и таблицах». Ростов н/Д: «Феникс», 1999.
  7. Роуз С. «Устройство памяти от молекул к сознанию». Москва: «Мир», 2005.
  8. Нора П. «Проблематика мест памяти». Изд-во. М., 2008, Т. 1,2.

17