Московский городской психолого-педагогический институт

Факультет Специальной психологии, кафедра возрастной психофизиологии

ПРОГРАММА

курса

«Психобиология развития»

  1. Автор и составитель программы: Строганова Татьяна Александровна, к.б.н., профессор, МГППИ

Рецензент

Длительность курса 34 часа

Количество часов в неделю 4 часа

  1. Место курса в учебном плане.
  • курс читается в 5 семестре студентам-психологам факультета «Психология образования» и в 8 семестре студентам-психологам факультета «Специальная психология», специализирующихся по кафедрам «Нейро- и патопсихология» и «Возрастная психофизиология».
  • курс является обязательным для студентов, обучающихся по этим специальностям.
  • «Анатомия и физиология ЦНС», «Физиология ВНД», «Возрастная психология», «Психофизиология».
  • Для изучения курса необходимо наличие у студентов основных знаний в указанных областях. Аудитория должна быть обеспечена кодоскопом (обязательно) и компьютерным проектором (желательно).
  • В результате обучения студенты должны существенно расширить кругозор в той области биологии, которая непосредственно касается источников и механизмов психического развития: получить сведения о концепциях и фактах нейрогенеза у человека и животных, ознакомиться с современными концепциями взаимосвязи развития мозга и поведения в онтогенезе человека и современных подходах к решению проблемы психофизиологического параллелизма в развитии человека и проблемы пластичности развивающегося мозга, получить информацию о роли опыта, в том числе социальной среды, в развитии функций мозга человека получить представления о современных методах нейрофизиологического и нейропсихологического исследования и методах психофизиологического оценивания психических функций ребенка (внимание, память, речь, эмоции).

    Студенты должны овладеть навыками самостоятельного анализа и оценки экспериментальных данных, получаемых в данной области, а также некоторыми доступными методиками оценивания психофизиологических особенностей детей раннего возраста.

.

4 стр., 1673 слов

По курсу «Психология развития и возрастная психология» для студентов факультета психологии БашГУ

Тесты     Тема: «Методы возрастной психологии»     1. Преимуществом метода …………………………… является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты. 2. ………………………………..- это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов. 3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые ...

3. Аннотация курса.

Психобиология развития является синтетической дисциплиной и объединяет несколько научных направлений: нейрофизиология, нейропсихология и психофизиология развития, каждое из которых обладает собственной методологией, теоретическими и экспериментальными подходами. В настоящее время область знаний о биологических основах психического развития человека переживает период смены экспериментальных парадигм, возникновения новых фактов и теорий развития. Ее влияние на различные направления естественнонаучных, гуманитарных и медицинских наук о человеке становится все более значительным. Курс восполняет существенный пробел в образовании студентов психологов. Несмотря на обилие традиционных биологических дисциплин (биология, биология человека, анатомия и морфология ЦНС, физиология ВНД) в образовательных программах, в них крайне скудно представлены современные научные направления, которые заняты исследованием места и роли биологических процессов в психике и поведении человека. Такие предметы как «Психофизиология» и » Психогенетика» являются редким исключением из этого правила. К этому ряду относится и предмет «Психобиология развития».

Стоит подчеркнуть, что именно эти «синтетические» направления позволяют студентам психологам «встроить» те знания, которые они получают в естественнонаучных курсах образовательной программы, в свой профессиональный опыт. Без этого, как правило, усилия и средства, вложенные в преподавание биологических дисциплин студентам гуманитарных специальностей, тратятся даром. Данный курс лекций предполагает освещение наиболее важных направлений в психобиологии развития. Их обсуждение ведется как в теоретическом и экспериментальном плане: концепции и факты нейрогенеза у человека и животных; проблема психофизиологического параллелизма в развитии человека; роль опыта, в том числе социальной среды, в развитии функций мозга человека; непрерывность развития; проблема пластичности развивающегося мозга, как в теоретическом, так и прикладном контексте: методы нейрофизиологического и нейропсихологического исследования ребенка: тесты, интервью, нейрометрика; психофизиологическое оценивание психических функций ребенка (внимание, память, речь, эмоции); когнитивный стиль и асимметрия мозга ребенка.

4. Тематический план и расчет часов

п/п

Номера и наименования тем

Кол-во часов по очной форме обучения

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Психобиология развития: предмет, задачи, методы

4

2

2

2

Концепции индивидуального

Развития в психобиологии (темы 2-3)

4

2

2

3

Концепции индивидуального

Развития в психобиологии (темы 4-5)

4

2

2

4

Нейрогенез (тема 6)

6

2

2

2

5

Нейрогенез (тема 7)

6

2

2

2

6

Нейропсихология развития (тема 8)

4

2

2

7

Нейропсихология развития (тема 9)

4

2

2

8

Нейропсихология развития (тема 10)

4

2

2

9

Нейропсихология развития (тема 11)

6

2

2

2

10

Нейропсихология развития (тема 12)

6

2

2

2

11

Нейропсихология развития (тема 13)

6

2

2

2

10

Нейропсихология развития (тема 14)

4

2

2

Всего

34

24 часа

10 часов

20 часов

II Содержание курса

  1. 1. Разделы курса.

1) Психобиология развития: предмет, задачи и методы научной дисциплины.

  1. 2) Концепции индивидуального развития в биологии
  2. 3) Нейрогенез: факты и концепции
  3. 4) Нейропсихология развития.

  1. Темы и краткое содержание

Раздел 1: Психобиология развития: предмет, задачи и методы научной дисциплины.

Тема 1: Проблема детерминации развития, основные факторы, влияющие на онтогенез мозга и развитие психики человека. Психофизиологический параллелизм. Бинарные оппозиции в проблеме развития — преформизм и эпигенез, природа и воспитание, генетическая программа и индивидуальный опыт etc. Современные представления о «вероятностном эпигенезе», их экспериментальные и теоретические основания.

Раздел 2: Концепции индивидуального развития в биологии.

  1. Тема 2: Теория эпигенетического ландшафта Уоддингтона. Представления о полифинальности индивидуального развития, понятия креода, канализации развития. Усвоение речи ребенком как иллюстрация концепции (Bower).
  2. Тема 3: Периодизация индивидуального развития и концепция критических периодов Скотта. Организационные процессы в живых системах. Соотношение понятий критического, сенситивного, оптимального периодов и периода уязвимости.
  3. Тема 4: Системогенез (П.К. Анохин).

    Функциональная система и ее основные блоки. Полезный адаптивный результат как системообразующий фактор, понятие гомеостаза. Принципы системогенеза: консолидация элементов, гетерохрония (межсистемная, внутриситемная, фрагментация органа), минимальное обеспечение функции, смена ведущей афферентации в онтогенезе.

  4. Тема 5: Концепция сенситивных периодов онтогенеза Готлиба-Эйслина. Роль опыта в развитии функции. Сенситивный период как средовой фильтр. Основные свойства сенситивного периода – ограниченность во времени, необратимость приобретенных фенотипических черт, зависимость от генетических факторов и факторов опыта, видоспецифичность и модальноспецифичность. Единичные и множественные сенситивные периоды в развитии функции. Узкие и широкие фильтры. Импритинг.

  1. Раздел 3: Нейрогенез

Тема 6: Теория адаптивной селекции вырожденных нейронных групп (Эйдельман).

Предсуществующее разнообразие нейросетей и его биологический смысл. Первичный и вторичный нейронные ассортименты. Вырожденность первичного ассортимента и процессы селекции синаптических связей, зависимые от раннего опыта. Онтогенез и развитие первичного ассортимента.

Тема 7: Онтогенез нейросетей. Синаптогенез. Синаптическая сверхпродукция в онтогенезе, возможная функциональная роль синаптической избыточности. Экзуберантные проекции и полимодальность детского восприятия. Исследования Фроста.

Селективная стабилизация и конкурентное исключение синаптических связей. Роль релевантного и нерелевантного опыта в этих процессах. Понятие Whurst в концепции Шнирлы. Влияние модификации раннего опыта в развитии нейросетей. Модель ранней депривации. Влияние монокулярной и бинокулярной зрительной депривации на синаптогенез и функциональное развитие зрительной коры (Эксперименты Хьюбела и Визела, исследования Митчела).

Принцип структурообразующей роли опыта – “хирургия внешних воздействий”. Эксперименты Блекмура, Петтигрю.

Теория Гринго: процессы формирования нейросетей ожидающие опыта и зависимые от опыта. Сегрегация нейросетей в онтогенезе. Развитие стереопсиса в онтогенезе человека (исследования Хелд) как иллюстрация теории. Современные нейрофизиологические знания о развитии мозга человека и представление Фрейда о фиксации ранних впечатлений как факторе развития психики.

Раздел 4: Нейропсихология развития

    Тема 8: Нейроанатомия развития мозга. Эмбриогенез мозга человека, основные стадии нейроэмбриогенеза. Факторы, влияющие на процессы нейроэмбриогенеза. Дизэмбриогенезы.

    Тема 9: Морфогенез мозга человека в постнатальном периоде развития. Мозг как функциональная иерархия. Понятие мозговой вертикали (Спенсер, Хьюлиг-Джексон).

    Уровни функциональной иерархии (миелэнцефалон, мезэнцефалон, диэнцефалон, телэнцефалон).

    Тема 10: Принцип “поуровневого” функционального созревания цнс в постнатальном онтогенезе. Представление о позитивных и негативных симптомах в нейропсихологии развития. Принцип “двойной диссоциации”.

    Принцип рекапитуляции в развитии мозга, онтогенетические стадии развития мозга и поведения ребенка в соответствии с концепцией Мак Лина. Основные противоречия концепции, контраргументы – теоретические и экспериментальные аспекты. Современные представления об организации и развитии нейропсихологических функций. Динамическая локализация функций мозга (А.Р. Лурия).

    Энергетический блок – регуляция уровня активации; блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации; блок программирования, регуляции и контроля текущей деятельности. Распределенные нейросистемы (Маунткасл).

    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

    1. С позиций модели «эпигенетического ландшафта» оцените попытки раз и навсегда определить оптимальную траекторию психического развития ребенка путем ранней стимуляции его способностей (предположите идеальный случай, когда средовые влияния в действительно оптимальны для этого периода развития функции).

      Что можно сказать о возможных последствиях такой «оптимальной» ранней стимуляции, ответ дайте в форме графика возможных траекторий (креодов).

    2. С позиций модели сенситивного периода как средового фильтра рассмотрите способ широкой ранней стимуляции детского развития (чем больше, тем лучше) и оцените возможные последствия, исходя из трех потенциальных возможностей: а) сенситивный период к определенному типу опыта еще не наступил б) стимуляция соответствует «краю» весовой функции фильтра, в) диапазон стимуляции лежит за пределами диапазона фильтра. Ответ представьте в виде графиков развития «стимулируемой» функции в случаях присутствия и отсутствия «стимуляции». Можем ли мы говорить о «раннем опыте» (onset of experience) в первом и третьем случаях?
    3. Оцените распространенную метафору «хирургия внешних воздействий» применительно к развитию мозга. Перечислите аргументы «за» и «против» пригодности этой метафоры.
    4. По данным Личко распространенность психических нарушений среди детей достоверно нарастает в предпубертатном периоде (период, предшествующий наступлению половой зрелости).

      Дайте объяснение этому феномену в рамках концепции Скотта (организационного кризиса в живых системах).

      Можете ли вы предположить какие должны наблюдаться относительные темпы структурно-функционального развития отдельных мозговых подсистем в этом периоде ? ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ РАЗДЕЛЫ

    5. Нарисуйте схему зрительных сенсорных путей от левого и правого глаза в мозге взрослого человека и в мозге новорожденного. Подчеркните основное отличие и объясните его, исходя из представлений о «конкуренции за синаптическое пространство» экзуберантных проекций в процессе развития. .
    6. Объясните, что происходит по мере развития с экзуберантными проекциями от ганглиозных клеток сетчатки к медиальному коленчатому телу в опытах Фроста с «фиксацией» экзуберантных» проекций от ганглиозных клеток сетчатки к вентро-базальному ядру таламуса. Сохранятся ли эти проекции?
    7. Опишите эффект необратимости изменений, происходящих в системе под влиянием измененных условий среды в сенситивном периоде на примере ответов нейронов коры на стимуляцию левого и правого глаз при монокулярной депривации у приматов:

    Нарисуйте гистограмму количества нейронов, отвечающих на стимуляцию левого, правого и обоих глаз у годовалой обезьяны.

    Нарисуйте ту же гистограмму при трехмесячной депривации левого глаза с момента рождения.

    Нарисуйте ту же гистограмму при 10-дневной окклюзии левого глаза на пике периода сенситивности.

    Нарисуйте ту же гистограмму при условии, что левый глаз был закрыт на 10 дней в течение сенситивного периода, затем был открыт, а в течение последующих 2-х месяцев был закрыт правый глаз.

    Нарисуйте ту же гистограмму у двухгодовалой обезьяны, при условии, что левый глаз был закрыт от рождения до годовалого возраста, затем открыт, а в течение последующего года был закрыт правый глаз.

    Объясните полученные при перечисленных условиях эффекты с позиций «триады синаптогенеза» и сегрегации нейронных межнейронных связей.

    1. В психологической литературе встречаются два определения смысла сенсититивного периода, как периода чувствительности развивающейся функции к влияниям среды: «сейчас или никогда» либо «лучше сейчас, чем когда-либо после». Должны ли мы рассматривать два этих определения как строго альтернативные? Приведите 2 примера развивающихся функций — первый, в котором влияние адекватного средового опыта в сенситивном периоде можно описать с помощью 1-го определения, второй — с помощью 2-го определения. На основании концепции Эдельмана сформулируйте правило, в соответствии с которым сенситивный период описываться первым или вторым способом. ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ
    2. Какие возможные «ошибки» в процессе эмбриогенеза и на каких стадиях эмбриогенеза приводят к возникновению микрополигирии (тонкая кора с увеличенным количеством мелких извилин), агирии (кора нормальной толщины с малым количеством извилин); холопорэнцефалии (полости в ткани мозга); анэнцефалии.
    3. Опишите эксперименты, которые доказывают роль биохимических факторов в процессе роста и формирования нервных связей.
    4. Назовите возможные последствия а) удаления части стриарной коры на поздних стадиях эмбриогенеза млекопитающих, б) пересадки части стриарной коры в соматосенсорную кору в период эмбриогенеза, предшествующий формированию связей, в) стабилизации «экзуберантных» проекций от сетчатки к ВБЯ таламуса и затем к сенсомоторной коре. Что доказывают результаты этих экспериментов? Назовите другие, известные Вам примеры пластичности конструкции нервной системы в раннем онтогенезе. Каков эволюционный смысл этого феномена?
    5. Что такое принцип сенсо-моторной интеграции в конструкции мозга? Приведите примеры этой интеграции на трех уровнях мозговой иерархии — продолговатый мозг, средний мозг и промежуточный мозг.
    6. Что такое негативные и позитивные симптомы в развитии функций мозга. Что такое «U-shaped curve», приведите примеры развития функций, подчиняющихся этому правилу и объясните возможные механизмы таких онтогенетических изменений.
    7. Назовите аргументы pro et contra концепции «послойного созревания деятельности ЦНС в онтогенезе».

    5. Примерный перечень вопросов к экзамену

    1. Теория эпигенетического ландшафта Уоддингтона. Представления о полифинальности индивидуального развития, понятия креода, канализации развития. Усвоение речи ребенком как иллюстрация концепции (Bower).
    2. Нейроанатомия развития мозга. Эмбриогенез мозга человека, основные стадии нейроэмбриогенеза.
    3. Организационные процессы в живых системах. Соотношение понятий критического, сенситивного, оптимального периодов и периода уязвимости.
    4. Факторы, влияющие на процессы нейроэмбриогенеза. Дизэмбриогенезы.
    5. Полезный адаптивный результат как системообразующий фактор, понятие гомеостаза. Принципы системогенеза: консолидация элементов, гетерохрония (межсистемная, внутриситемная, фрагментация органа), минимальное обеспечение функции, смена ведущей афферентации в онтогенезе.
    6. Первичный и вторичный нейронные ассортименты. Вырожденность первичного ассортимента и процессы селекции синаптических связей, зависимые от раннего опыта. Онтогенез и развитие первичного ассортимента.
    7. Сенситивный период как средовой фильтр. Основные свойства сенситивного периода – ограниченность во времени, необратимость приобретенных фенотипических черт, зависимость от генетических факторов и факторов опыта, видоспецифичность и модальноспецифичность. Единичные и множественные сенситивные периоды в развитии функции. Узкие и широкие фильтры.
    8. Синаптическая сверхпродукция в онтогенезе, возможная функциональная роль синаптической избыточности.
    9. Экзуберантные проекции и полимодальность детского восприятия. Исследования Фроста.
    10. Мозг как функциональная иерархия. Понятие мозговой вертикали (Спенсер, Хьюлиг-Джексон).
    11. Уровни функциональной иерархии (миелэнцефалон, мезэнцефалон, диэнцефалон, телэнцефалон).
    12. Селективная стабилизация и конкурентное исключение синаптических связей. Роль релевантного и нерелевантного опыта в этих процессах.
    13. Влияние модификации раннего опыта в развитии нейросетей. Модель ранней депривации.
    14. Представление о позитивных и негативных симптомах в нейропсихологии развития. Принцип “двойной диссоциации”
    15. Принцип рекапитуляции в развитии мозга, онтогенетические стадии развития мозга и поведения ребенка в соответствии с концепцией Мак Лина. Основные противоречия концепции, контраргументы – теоретические и экспериментальные аспекты.
    16. Принцип структурообразующей роли опыта – “хирургия внешних воздействий”. Эксперименты Блекмура, Петтигрю.
    17. Влияние монокулярной и бинокулярной зрительной депривации на синаптогенез и функциональное развитие зрительной коры (Эксперименты Хьюбела и Визела, исследования Митчела).
    18. Роль генетики и среды в развитии перцептивной функции (на примере формирования способности к физиогномии у младенцев).
    19. Экзуберантные проекции и полимодальность детского восприятия. Исследования Фроста.
    20. Сегрегация нейросетей в онтогенезе. Развитие стереопсиса в онтогенезе человека (исследования Хелд) как иллюстрация теории.
    21. Теория Гринго: процессы формирования нейросетей ожидающие опыта и зависимые от опыта.
    22. Структурная и функциональная пластичность неокортекса в раннем онтогенезе млекопитающих. Экспериментальные доказательства.
    23. Системогенез (П.К. Анохин).

      Функциональная система и ее основные блоки. Полезный адаптивный результат как системообразующий фактор, понятие гомеостаза. Принципы системогенеза: консолидация элементов, гетерохрония (межсистемная, внутриситемная, фрагментация органа), минимальное обеспечение функции, смена ведущей афферентации в онтогенезе.

    24. Современные представления о «вероятностном эпигенезе», их экспериментальные и теоретические основания.
    25. Современные представления об организации и развитии нейропсихологических функций. Динамическая локализация функций мозга (А.Р. Лурия).
    26. Стадия аксонального роста в эмбриогенезе, факторы, влияющие на образование синаптических контактов.

    V. Учебно-методическое обеспечение курса

    1. Рекомендуемая литература (основная)

    1. Хьюбел Г. Глаз, мозг, зрение. М., Мир, 1987.
    2. Эделман Р., Маунткасл Дж. Разумный мозг. М., Наука, 1985.
    3. Мозг. М., Мир, 1989.
    4. Развивающийся мозг и среда. М., Наука, 1983.
    5. Психогенетика. М., Эпидавр, 1998
    6. Психофизиология. М., Наука, 1998.
    7. Полетаева И.Г., Зорина А,А. Этология и генетика поведения. М., Наука, 1999.
    8. Э.Г. Симерницкая. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М., Наука, 1985
    9. Спрингер Дж. и Дейч П. Левый мозг — правый мозг. М. «Мир», 1987

    2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

    1. Kolb J., Widshow A. Fundamentals of human neuropsychology. N.Y., Farwell, 1985.
    2. Developmental psychobiology. R. Johnson (Ed).

      Cambridge, Elsevier, 1997

    3. Developmental cognitive neuroscience. A reader. R Johnson (Ed.), NY, 1995