По курсу «Психология развития и возрастная психология» для студентов факультета психологии БашГУ

Тесты

 

 

Тема: «Методы возрастной психологии»

 

 

1. Преимуществом метода …………………………… является то, что ребенок ведет себя свободно, и поэтому можно получать правдивые факты.

2. ………………………………..- это стандартизированное задание для определения развития у ребенка различных психических процессов.

3. В лабораторной обстановке исследователь может периодически изменять некоторые условия (………………………….. переменные) и фиксировать результирующее поведение (……………………… переменные).

4. ………………………………………………….. – организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

5. При использовании метода ………………………………………..

сравниваются группы испытуемых разного возраста.

6. В ………………………………………….испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать историю, объяснить, что нарисовано, или найти выход их ситуации.

7. Одним из недостатков метода наблюдения является ……………

………………(указать самый существенный на Ваш взгляд).

8. Для изучения когнитивного развития ребенка Пиаже использовал метод ……………………………………………………………………

9. Достоинством метода поперечных срезов является …………

………………….. (указать на Ваш взгляд самый существенный).

10.Недостатком метода продольных (лонгитюдных) срезов является

………………………(указать самый существенный на Ваш взгляд).

11.Для повышения надежности вопросников, анкет часто к основному перечню вопросов, добавляют другие вопросы, позволяющие оценить сте- пень искренности людей при ответе на основные вопросы – это

«……………………………..».

1. 12.При помощи данной методики определяется популярность (непопулярность) учащихся, выявляются существующие в классе микрогруппы

13.Основными методами в возрастной психологии считают ………

…………………….……………………………………………

14.Экспериментальный метод, основанный на представлении

Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, называется …………………

………………………….

15.К какой группе методов можно отнести анализ сочинений учащихся разных классов на тему «Мой друг»?

Тема: «Возраст. Критерии возраста. Стадиальность психического развития»

 

1. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий па- раллелизм между развитием ………………………………….. и развитием ребенка, что онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической ... числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между: - объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника ...

2. П.П. Блонский предлагает разделить детство на эпохи на основании критерия…………………….

3. «Детское развитие такой сложный процесс, который ни в одной стадии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по…………………….. признаку» (Л.С. Выготский).

4. Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного ………………………….. роста.

5. По мнению Выготского, нет и не может другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех

……………………………., которые характеризуют сущность каждого возраста.

6. Выготский считал, что стабильные возрасты изучены значительно

……………….., чем те, которые характеризуются другим типом развития –

кризисами (лучше-хуже?)

7. Раньше других был открыт и описан кризис …………………….лет.

8. Кризис ……………………….. отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста.

9. Первая особенность критических периодов состоит в том, что гра-

ницы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов,

………………………………..

10.«Те процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с основным новообразованием, будем называть ………… ………..

……………… в данном возрасте» (Л.С. Выготский).

11.«Следует признать, что к …………………. каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста <…>отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» (Л.С. Выготский).

12.Область не созревших, но ………………… процессов составляет зону ближайшего развития.

13.В переломные моменты развития ребенок становится ……………

……….……………………………… вследствие того, что изменение педа- гогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности.

14.Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты в схеме Выготского служат…..

15.Критерием возрастного развития в теории Фрейда является ………

……………….

 

 

Тема: «Краткий исторический очерк развития детской психологии. Ранние теории психического развития»

 

 

1. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Геккеля. Применительно к детской психологии, этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. ………………………………………………………

2. ……………………………подход в детской психологии, представителем которого является А. Гезелл, ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

3. Теория …………………………………. утверждает: психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х – «теория понукания» теория У – «теория гуманизма» теория Z – «теория группизма» М. Паркер Фоллет 1-я кто определил ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

4. …………………………… исходят из предположения, что человек по своей природе ни плох, ни хорош: люди являются лишь реактивными существами, они просто реагируют на воздействия внешней среды.

5. Д.Уотсон сделал законы обусловливания, открытые …………

…….………, опорной точкой своих исследований.

6. Базисную форму научения принято называть…………………….

7. Распространение реакции на другие похожие раздражители называется …………………………….. раздражителя.

8. Английский философ …………………. считал, что родившийся ребенок подобен tabula rasa и любая черта его личности обусловлена только жизненным опытом.

9. ..……….. утверждал, что психика ребенка формируется в процессе жизни, то есть отрицал наличие врожденных идей и даже врожденных предрасположенностей к определенному знанию.

10.Возникновение психологии развития как самостоятельной науки обычно датируют 1882 г. и связывают с именем ……………………..

11.В книге В. Прейера «…………………….» дано описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.

12.Наиболее яркой фигурой психологической школы, известной как бихевиоризм, был ……………………..

13.Книгу «Эмиль, или О воспитании» написал ………………… В ней он призывал следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка. Он предположил, что развитие происходит в соответствии с внутренним биологическим расписанием. Дети растут и учатся в основ- ном сами, в соответствии с планом природы.

14.Периодизация психического развития, предложенная Гетчинсоном, и имевшая в качестве критерия способ добывания пищи, была создана на основании теории ……………………………………..

15.Теория В.Штерна получила название теории ………………., так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора – наследственность и среда.

Тема: «Психоанализ о проблеме психического развития ребенка»;

«Теории научения»

 

 

1. Последним из традиционных личностных конструктов, выделяемых в психоанализе (Оно, Я, Сверх-Я), формируется …………………….. (какой из них) в возрасте ……… лет.

2. Латентная стадия (в психоаналитической теории З.Фрейда) наступает примерно в ……………………….. лет.

3. Вставьте пропущенное название стадии психосексуального развития по Фрейду: оральная, анальная, …., латентная, генитальная.

4. Эдипов комплекс характерен для детей, переживающих ………

…….…………. стадию (по Фрейду).

5. Основные компоненты сформулированной Бандурой теории обучения посредством наблюдения: внимание, ………………………., воспроизведение движений и мотивация.

6. Одно из важнейших открытий Скиннера состоит в том, что

………………………… (как? Каким образом?) подкрепляемое поведение, в отличие от постоянно подкрепляемого, «угасает» намного медленнее.

7. Теория Альберта Бандуры называется ………………………………

………..

8. Стадия, характеризующаяся временным затуханием интереса к сексуальной стороне жизни, называется …………………………………..

9. Возможные исходы психического развития на первой стадии раз-

вития ребенка, по мнению Эриксона – ………………………….. или

…………………………

10.Какой стадии развития в периодизации Фрейда соответствует кон-

фликт «инициатива – вина» в периодизации Эриксона?

11.Какая задача развития стоит перед младшими школьниками (по Э. Эриксону): идентичность, компетентность, инициативность, автономия (подчеркните правильный ответ).

4 стр., 1566 слов

Особенности развития речи у детей с афазией

... реализацию различных речевых процессов. 1.2. Развитие речи у детей в онтогенезе В.А. Колягин дает ... мозга, входящих в третий функциональный блок, называются передними афазиями. При этих формах ... д; М.:Академ. Проект, 2000, 3-е изд. мышление. - М.: МГУ, 1975 14. ... возраста. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается мо­торная афазия. У детей ...

12.Важнейшей мерой научения, по Скиннеру, является уровень реагирования, то есть частота, с которой повторяются данные действия; когда реакция подкрепляется, эта частота ………………………..

13.Негативные подкрепления делают реакции ……………… (более или менее?) вероятными.

14.Фрейд считал, что поведение человека определяется прежде всего биологическими, животными влечениями, главные из которых –

………………….и………………………

15.Наиболее известны работы Бандуры, изучающие формирование

…………..….. поведения детей.

Тема: «Младенчество», «Раннее детство»

 

 

1. Определите примерные хронологические границы возрастов:

— дошкольный возраст – с ……………….. по …………………

— младенческий возраст – с…………….. по ……………….

— ранний возраст – с ……………….. по ……………….

2. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом ……………………………………. и младенчеством.

3. ……………………- связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Эта первая связь младенца со взрослым характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональны- ми отношениями.

4. Мышление ребенка, выполняемое при помощи внешних ориентировочных действий называется ……………………………………………..

5. Центральной психической функцией в раннем возрасте считают

………………………………………… (выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение)

 

6. Центральным новообразованием раннего детства считают …………

……………………

7. Восстановите последовательность развития моторики в младенчестве: а – самостоятельно сидит; б – поднимает головку; в – сидит с поддержкой; г – стоит с опорой; д – опирается на руки. (ответ: последовательность букв)

8. Отсутствие воспоминаний в первые 3-4 года жизни называется

……………………….

9. Исключите лишнее понятие: Симптомами кризиса трех лет считают негативизм, строптивость, упрямство, эгоцентризм, своеволие.

10.В раннем ведущей деятельностью становится …………………………

11.Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется ……………………………..

12.В периодизации З.Фрейда младенческий возраст соответствует

…………………. стадии, а. ранний – …………………………………

13.Центральной психической функцией в раннем возрасте считают

………………………………………………(выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение)

 

 

Тема: «Дошкольный возраст», «Младший школьный возраст»

 

 

1. Основными линиями развития мышления в……………………………. возрасте являются: наглядно-действенное, наглядно-образное и начинает формироваться словесно-логическое.

2. Центральными психическими функциями в дошкольном возрасте считают ……………………………………………….. (выбрать ответ: внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение)

3. Память дошкольника в основном носит ………………………………..

характер.

4. В дошкольном возрасте ………………………………..становится ведущей деятельностью.

3 стр., 1090 слов

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...

... взрослых.   К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.   Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо ...

5. В дошкольном возрасте между отдельными видами мотивов складывается …………………………………: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

6. По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии: а — конкретных мыслительных операций. б- формальных операций. в- дооперациональная стадия.

7. Новообразованием младшего школьного возраста является.…………

8. (рефлексия, самоконтроль, произвольность, внутренний план дейст-

вия, все ответы верны)

9. Установите аналогию: Дошкольный возраст – анализирующее восприятие, младший школьный возраст – ……………………… восприятие.

10.Да или нет? В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие.

11.Да или нет? Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание.

12.Главный симптом кризиса 7 лет – ……………………………….

13.Исключите лишнее: мотивы учения, учебная задача, рефлексия, действие контроля, действие оценки.

14.Память младшего школьника развивается в двух направлениях:

…………………… и осмысленности.

15.В младшем школьном возрасте, оценивая себя и сверстников, дети ориентируются на оценки …………………. (чьи?)

 

 

Тема: «Психологические особенности подростка и «Психология юношеского возраста»

 

 

1. ………………………. – это чувство того, что я остаюсь тем же самым, основанное главным образом на преемственности моих целей, намерений и воспоминаний.

2. Возраст интенсивных физиологических и психологических изменений, являющийся переходным от детства к взрослости – это ……………………………. возраст

3. Явление прогрессирующего ускорения физического и психического развития детей и подростков – это …………………………………………..

4. Да или нет? Подростковый возраст характеризуется качественными изменениями, связанными с развитием интеллекта.

5. Один из главных конфликтов этого возраста – конфликт самоопределения и……………… а – верности, б – конформизма, в – негативизма.

6. Один из признаков пубертатного возраста – а – постоянство роста, б

– гормональный всплеск, в – интуитивное мышление.

7. Значимые отношения в подростковом возрасте – отношения

……….……………… с ………………………..

8. Соотнесите характеристики, описания (цифры) и названия (буквы)

этапов развития идентичности подростков:

 

1. Неопределенная размытая идентичность.

2. Досрочная преднамеренная идентичность.

3. Этап моратория.

4. Достигнутая зрелая идентичность.

 

А) нормативный кризис самоопределения.

Б) не выработаны четкие убеждения, не выбрана профессия, еще не произошло столкновение с кризисом идентичности.

В) включение в соответствующую систему отношений произошло, но скорее на основе чужих мнений, авторитета.

Г) индивид перешел к практической самореализации, кризис за-

вершен