Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

ПланВведение.Чувство взрослости.Развитие Я-концепции.Особенности личности подростка. Введение. Одним из самыхсложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст.В этот периодпроисходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникаютновообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общаянаправленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Поскольку в подростковомвозрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с однойстороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства,а с другой ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства.

Иными словами,познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде да т ключк раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучениемподросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера исодержания.В подростковом возрасте последовательнопоявляются две особые формы самосознания чувство взрослости и Я-концепция .Я -концепция с момента своего зарождениястановится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.

Я -концепцияспособствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретациюопыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.Чувство взрослости.Чувство взрослости — новообразованиеподросткового возраста.Когда говорят, что реб нок взрослеет,имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, прич мкак равноправного участника этой жизни.С внешней стороны у подростка ничего не меняется учитсяв той же школе если, конечно, родители вдруг не перевели в другую , живет в тойже семье.

Все так же в семье к ребенку относятся как к маленькому . Многоеон не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходитсяслушаться.Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее с их точки зрения поведение могут даже и наградить опять таки, по своему разумению . До реальнойвзрослости далеко и физически, и психологически, и социально, но так хочется!Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендуетна равные со взрослыми права.

7 стр., 3379 слов

2. Понятие «чувство взрослости»

... отношению к иностранному языку и т. д. 2. Понятие «чувство взрослости». Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, ... школьником, он действовал либо по непосредственному указанию старших — учителей и родителей, — либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь ...

Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражаютвзрослым. Отсюда и появляются атрибуты псевдовзрослости курение сигарет,тусовки у подъезда, поездки за город внешнее проявление я тоже имею своюличную жизнь . Копируют любые отношения.Хотя претензии на взрослость бываютнелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания не лучшими, в принципе подросткуполезно пройти через такую школу новых отношений.

Ведь внешнее копирование взрослыхотношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. Тоесть вариант подростковой социализации.И где еще можно потренироваться, как нев своей семье? Часто подросток меняет свое поведение сегодня — добрый и ласковый,завтра — манерный, а на следующей неделе — хулиганистый как соседский Вовка .У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками доводящихдомочадцев до невменяемости . Но встречаются и по-настоящему ценныеварианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развитиясамого подростка.

Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность,когда подросток интересуется определ нной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием.Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощьтем, кто в ней нуждается.

Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокогоуровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственностьза благополучие других. Более распростран нной в наше время является социальнаяинфантильность.Внешний вид подростка — еще один источникконфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик.Ещ совсем недавно свободно,легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманыи спл вывая через плечо. У него появляются новые выражения.

Девочка начинает ревностносравнивать свою одежду и прич ску с образцами, которые она видит на улице и обложкахжурналов, выпл скивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.Внешний вид подростка часто становитсяисточником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.Родителей не устраиваетни молод жная мода, ни цены на вещи, так нужные их реб нку. А подросток, считаясебя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников.

Он может переживать отсутствие куртки такой же, как у всех в его компании кактрагедию. Желание слиться с группой, ничем невыделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматриваюткак механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.Внутренне происходит следующее.У подростка появляется своя позиция.Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все учителя, родители относились к нему,как к равному, взрослому.

Но при этом его не смутит, что прав он требует больше,чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает разве что на словах .Стремление к самостоятельности.А по сему контроль и помощь отвергаются.Все чаще от подростка можно слышать Я сам все знаю! Это так напоминает малышовое Я сам! . Иродителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать засвои поступки.

Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная самостоятельность — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.Появление собственных вкусов и взглядов,оценок, линии поведения самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенноготипа . Развитие Я-концепции.Чувство взрослости становится центральнымновообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в15 лет, подросток делает ещ одит шаг в развитии своего самосознания.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... матерью в период раннего детства может способствовать возникновению в более позднем возрасте личностных расстройств. Представители неофрейдистской школы (Г.Салливен, К.Хорни, Э.Эриксон) были более оптимистичны ... собственные принципы, ценности и ориентиры [Пути решения проблемы ... , 2002]. Профессиональные семьи, не так давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на ...

После поисковсебя, личностной нестабильности у него формируется Я-концепция — система внутреннесогласованных представлений о самом себе теория собственного Я , образов Я .При этом она может и не совпадать с реальным Я . Необходимо впомнить,как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышеннаясамооценка.Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки,осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых.Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попроситьописать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности,как цвет волос, рост, любимые занятия.

У младших школьников самооценка становитсяболее адекватной и дифференцированной.Они различают свои физические и духовныекачества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими Я лучше катаюсьна велосипеде, чем мой брат , Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделаеттолько на двойку, а то и на кол. Она колышница К концу младшегошкольного возраста дети, характеризуя себя, вс чаще описывают типичное для нихповедение, ссылаются на свои мысли и чувства.

Вот что рассказывает о себе ученик4-го класса Характер у меня слабый, Когда я был маленьким, ещ когда в сад ходили в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и дажеучительнице не жаловался.Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в боксиграть.

Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным.Но зарядку я не делаю. Вс собираюсь и никак не начну . Примерно в11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенноеусложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренниймир.Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты,поступки анализиуются им пристрастно.В 11-12 лет ребенок хочет понять себя,что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное Я . Самопознаниепроисходит через друзей подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищетсходства.

Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая рефлексия дружба носитисповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания,страхи Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящийв самокопание, приводит к недовольству собой.Самооценка в подростковом возрастеоказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.Подростки, изучая себя, представляют,что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление взападной психологии называют воображаемой аудиторией . Имея воображаемую аудиторию,подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомыхпрохожих на улице.

Он вс время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.С развитием самосознания связаны и возникающиев подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятостии тоски.

13 стр., 6177 слов

Психологические особенности содержания представлений образа как ...

... 18 до 50 лет). Предмет исследования: психологические особенности содержания представлений образа сотрудника ГИБДД. Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей с разным водительским стажем, ...

Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляютсяв аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценкаподдаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическомплане они неразрывно взаимосвязаны.Образ и оценка своего Я предрасполагают индивидак определенному поведению поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать каксовокупность установок индивида, направленных на самого себя. Бернс выделяет следующие основныеракурсы или модальности самоустановок 1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимаетсвои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениямио том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное социальное Я — установки, связанные с представлениями индивида отом, как его видят другие. 3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким онхотел бы стать.

Столин отмечает,что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представленийо самом себе, Я-образе , или Я -концепции осуществляетсялибо как поиск видов и классификаций образов Я , либо как поиск измерений то есть содержательных параметров этого образа.

Наиболееизвестным различением образов Я является различение Я-реального и Я -идеального , которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса,З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсомразличение материального Я и социального Я . Более дробнаяклассификация образов предложена Розенбергом настоящее Я , динамическоеЯ , фактическое Я , вероятное Я , идеализированноеЯ . Образы Я , которые созда тв сво м сознании подросток, разнообразны они отражают вс богатство его жизни.

Физическое Я ,то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о сво муме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте идругих качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции так называемоереальное Я . Познание себя,своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции.С ним связаны ещ два оценочный и поведенческий.

Для подростка важно не толькознать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влияниюсемьи и сверстников.

Разные подростки поэтому по-разному перживают отсутствие красоты,блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе долженсоответствовать определ нный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной,держится совсем иначе, чем е сверстница, которая находит себя некрасивой, но оченьумной. Подросток ещ не цельная зрелая личность. Отдельные его черты особенно диссонируют, сочетаниеразных образов Я негармонично.Неустойчивость, подвижность всей душевной жизнив начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представленийо себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигув самосознании.

Когда же образ Я достаточно стабилизировался, а оценка значимогочеловека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмыпсихологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсл.Рассогласованиеего представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания,что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этотпоступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо механизм рационализации или призна т, что он струсил, но ведь и все его приятели трусы, каждый поступил бы также на его месте механизм проекции .Образы Я никак не связанымежду собой, но реальны при разной степени реалистичности.

12 стр., 5514 слов

Современные подходы к формированию у подростков представлений ...

... образа жизни и современные подходы по формированию представлений о ЗОЖ у подростков. . Сущность понятия здорового образа жизни Многочисленные ... в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как ... должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным ...

Таким образом складываетсяидеальное представление об идеальном Я . Представления о себе динамичныи нестабильны.

Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительнык словам и т.п.Можно сказать, что заложено в Я — концепции , то подросток пытается и развить особенно, если это несоответствует реальному Я . Например, у физически больного ребенка в Я — концепции заложено — здоров. Такой ребенок будет пытаться физическисебя подтянуть.И зачастую это будет удаваться хоть и не в полной мере .При высоком уровне притязаний и недостаточномосознании своих возможностей идеальное Я может слишком сильно отличаться от реального.Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительном сво мположением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,упрямстве, агрессивности.При осознании Я — реальногоправильно существует возможность исправить свои недостатки , улучшитьсебя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.

Подростки нетолько мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развитьв себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записываетсяв спортивную секцию, если хочет быть эрудированным начинает читать художественнуюи научную лтературу.

Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.Главная задача родителей помочь ребенкунаучиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решатьпроблемы шаг за шагом.Самовоспитание становится возможнымв этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

Меняетсяуровень саморегуляции способен отсрочить желания, оценить соотношение возможностии реальной ситуации.Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость,силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу.Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо кажется, что в один прекрасныйдень слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечникблестяще напишет контрольную работу.

Вместо того чтобы действовать, подростки погружаютсяв мир фантазий. В конце подросткового возраста, на границес ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьномвозрасте. В любом случае это важнейший этап в развитии самосознания. Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.Общая структура Я-концепции.Особенности личности подростка.Каждый возраст хорош по-своему.И вто же время, каждый возраст имеет свои особенности и сложности.

13 стр., 6235 слов

Проблемы личности в социальной психологии

... деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности" Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005. личность социальная психология статус самооценка "Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как ...

Не исключением являетсяи подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений.В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Подростковый возраст считается труднымв воспитательном отношении.Наибольшее количество детей с, так называемой, школьной дезадаптацией ,т.е. не умеющих приспособиться к школе низкая успеваемость, плохая дисциплина,расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личностии поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д. приходится на средниеклассы.Чаще всего трудности подросткового возрастасвязывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психическихотклонений.В подростковомвозрасте могут впервые возникать и , обостряться разного рода патологические реакции,связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процессаформирования личности.

Риск начала шизофрении, в подростковомвозрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

В результате в этом возрасте мы встречаемсяс самым большим количеством, так называемых трудных детей . Но даже совершенноздоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения,постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия,ранимость, неадекватность реакций.Этот возраст настолько богат конфликтамии осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как одинсплошной, затянувшийся конфликт, как нормальную патологию . Все это требует от взрослых, окружающихподростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности,вдумчивости и осторожности при работе с ним. Личностное развитие подростка характеризуетсядвумя основными потребностями с одной стороны потребностью в самоутверждении, сдругой потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельностьв данном возрасте интимно-личностная.

Эти потребности и образуют основные чертыпсихического развития подростка.Одной из главных черт психического развитияможно считать личностную нестабильность подростка.Недаром Стенли Холл назвал подростковыйпериод периодом Бури и натиска . Ибо в этот период в личности подростка сосуществуютпрямо противоположные потребности и черты.

Сегодня дочь скромно сидит со своимиродственниками и рассуждает о добродетели.А уже завтра, изобразив на лице боевуюраскраску и проколов ухо десятком сережек, пойд т на ночную дискотеку, заявив, что в жизни надо испытать все . А ведь ничего особенного с точки зренияребенка не произошло она просто изменила мнение.

То же касается хобби и увлечений. Месяцпозанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист.Убивать кого быто ни было страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.Но более всего особенности личностногоразвития подростка проявляются в общении со сверстниками.Любой подросток мечтает о закадычном друге.

При чем о таком,которому можно было бы доверять на все100 , как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогомпсихотерапевта.Дружат чаще всего с подросткомтого же пола, социального статуса, таких же способностей правда, иногда друзьяподбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам . Дружба носит избирательный характер,измена не прощается.

3 стр., 1269 слов

Технологии работы с детьми младшего школьного возраста группы риска

... психологии. Дети группы риска – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны ... 2003г. 14. Пономарев Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды ... другими людьми. Таким образом, младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом ...

А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носятсвоеобразный характер с одной стороны потребность в единственно-преданном друге,с другой частая смена друзейЛюбовь в этом возрасте менее устойчива,чем юношеская. Референтная группа — это значимая дляподростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания,и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу.Вот когда надо родителямбыть особенно внимательными.

Ведь такая группа является большим авторитетом в глазахребенка, чем сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и отношенияс другими. Имнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в нейбудет пытаться утвердиться. Литература 1. АбрамоваГ.С. Возрастная психология Екатеринбург, 1999. 2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М 1986. 3. КонИ.С. Реб нок и общество. М 1988.4. КулагинаИ.Ю Колюцкий В.Н. Возрастная психология.М 2001.5. КрайгГ. Психология развития.

СПб 2002.6. РаисФ. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб 2000.7. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст проблемы становления личности. М 1994.