Суязова И.А.
«Узелки на память» — это книжка для сдающих ЕГЭ по литературе, в которой даны вопросы, часто встречаемые в КИМах, и ответы на них. Выпускникам также предлагаются редко встречаемые вопросы, ответы на которые можно просто «зазубрить».
В этой книжке мы попробовали решить еще одну проблему: определение жанровой принадлежности того или иного произведения, что тоже надо выучить.
Обратили внимание на литературные течения (направления) и особенности стиля поэта или писателя, творчество которого относится к данному направлению.
АВТОР | НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ЖАНР |
Н.М.Карамзин | «Бедная Лиза» | повесть |
Д.И. Фонвизин | «Недоросль» | комедия |
В.А. Жуковский | «Светлана» | баллада |
«Невыразимиое» | элегия | |
«Тургеневу, в ответ на его письмо» | послание | |
А.С. Грибоедов | «Горе от ума» | комедия |
А.С. Пушкин | «К Чаадаеву» | послание |
«В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…» | послание | |
«Кавказский пленник» | поэма | |
«Капитанская дочка» | роман | |
«Медный всадник» | поэма | |
«Цыганы» | поэма | |
«Повести Белкина» («Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Гробовщик» «Барышня-крестьянка») | цикл повестей | |
«Пиковая дама» | повесть | |
«Дубровский» | повесть | |
«Евгений Онегин» | роман в стихах | |
М.Ю. Лермонтов | «Песня про… купца Калашникова» | поэма |
«Мцыри» | поэма | |
«Герой нашего времени» | роман | |
«Невский проспект» | повесть | |
«Нос» | повесть | |
Н.В.
Гоголь |
«Ревизор» | комедия |
«Шинель» | повесть | |
«Мертвые души» | поэма | |
А.Н. Островский | «Гроза» | драма |
«Снегурочка» | пьеса-сказка | |
«Свои люди — сочтёмся» | пьеса | |
И.С. Тургенев | «Отцы и дети» | роман |
«Записки охотника» | цикл рассказов | |
«Памяти Вревской», «Два богача» | стихотворения в прозе | |
И.А. Гончаров | «Обломов» | роман |
Н.А. Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо» | поэма |
М.Е. Салтыков-Щедрин | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатыри», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» | сказки |
«История одного города» | роман | |
Л.Н. Толстой | «Война и мир» | роман-эпопея |
«После бала» | рассказ | |
«Севастопольские рассказы» (трилогия) | рассказы | |
Ф.М. Достоевский | «Преступление и наказание» | роман |
Н.С.
Лесков |
«Очарованный странник» | повесть |
А.П. Чехов | «Студент», «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон» | рассказы |
«Вишневый сад» | комедия | |
И.А. Бунин | «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» | рассказы |
М. Горький | «Старуха Изергиль» | рассказ |
«Фома Гордеев» | повесть | |
«Макар Чудра» | рассказ | |
«На дне» | драма | |
А.И.Куприн | «Олеся» | повесть |
«Поединок» | повесть | |
«Гранатовый браслет» | рассказ | |
Л.Н.Андреев | «Иуда Искариот» | повесть |
«Жизнь Василия Фивейского» | повесть | |
А.А. Блок | «Двенадцать» | поэма |
В.В. Маяковский | «Облако в штанах» | поэма |
«Про это» | поэма | |
«Во весь голос» | поэма | |
С.А.
Есенин |
«Анна Снегина» | поэма |
«Чёрный человек» | поэма | |
А.Н.Толстой | «Петр Первый» | роман |
А.А. Ахматова | «Реквием» | поэма |
М.А. Шолохов | «Тихий Дон» | роман-эпопея |
«Судьба человека» | рассказ | |
«Донские рассказы» | сборник рассказов | |
М.А. Булгаков | «Белая гвардия» | роман |
«Мастер и Маргарита» | роман | |
А.Т. Твардовский | «Василий Теркин» | поэма |
В.В.Набоков | «Машенька» | роман |
Б.Л. Пастернак | «Доктор Живаго» | роман |
А.П. Платонов | «Котлован» | повесть (антиутопия) |
«Юшка» | рассказ | |
«Возвращение» | рассказ | |
А.И. Солженицын | «Матренин двор» | рассказ |
«Один день Ивана Денисовича» | повесть | |
Ф.А.Абрамов | «Братья и сёстра» | роман |
«Алька» | рассказ | |
Ч.Т.Айтматов | «Плаха» | роман |
В.П.Астафьев | «Царь-рыба» | повесть, глава «Царь-рыба» |
«Прокляты и убиты» | роман | |
«Печальный детектив» | роман | |
«Последний поклон» | повесть | |
«Фотография, на которой меня нет» | рассказ | |
«Людочка» | рассказ | |
В.И.Белов | «Скворцы» | рассказ |
«Кануны» | роман | |
В.В.Быков | «Сотников» | повесть |
«Обелиск» | повесть | |
Б.Васильев | «А зори здесь тихие» | повесть |
«В списках не значился» | повесть | |
«Не стреляйте в белых лебедей» | роман | |
С.Д.Довлатов | «Чемодан» | сборник рассказов |
В.П.Некрасов | «В окопах Сталинграда» | повесть |
В.Г.Распутин | «Уроки французского» | повесть |
«Прощание с Матёрой» | повесть | |
«Живи и помни» | повесть | |
«Последний срок» | повесть | |
«Не могу-у…» | рассказ | |
Ю.В.Трифонов | «Обмен» | повесть |
В.М.Шукшин | «Билетик на второй сеанс», «Калина красная», «Алёша Бесконвойный», «Чудик», «Одни» | рассказы |
ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ
направление | отличительная черта направления | ФИО писателя или поэта | особенности стиля поэта или писателя, творчество которого относится к данному направлению |
1. Классицизм | Изображение человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством | М.В.Ломоносов | 1. Идея «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха. На него не влияют ни Церковь, ни дворянство. 2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры. |
2. Сентиментализм | Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств | Г.Р.Державин | 1. В центре изображения – повседневная жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства и настроения. 2. Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе |
Н.М.Карамзин | Повесть «Бедная Лиза» — образец русского сентиментализма. ü Раскрытие особенностей личной интимной жизни человека; ü Культ чувств, сердечности, трогательной чувствительности; ü Ориентация на изображение «обычной» личности, имеющей своё достоинство и стремление к её раскрепощению; ü Противопоставление природы и ее чистоты порокам общества | ||
3. Связь классицизма и реализма | Д.И.Фонвизин | ü Творчество Фонвизина несёт в себе черты, противоположные русскому сентиментализму в литературе XVIII века. ü Его творчество проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. ü Основные идеи творчества Фонвизина: ü критика дворянского общества и его бездеятельности невежества; ü требование от дворянства подъёма политической сознательности и активности; ü указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства; ü пропагандирование борьбы с крепостничеством; ü включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплелись во всём творчестве Фонвизина | |
4. Зарождение черт реализма | А.Н.Радищев | ü гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма; ü хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма | |
5. Романтизм | Романтики интере- совались душеной жизнью человека, миром его чувств и страстей, наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы , ставили их в необычные условия | В.А.Жуковский | ü романтическое двоемирие, то есть противопоставление печальной действительности идеального мира, созданного в стихах, и этот мир – либо мир прошлого, либо неведомые миры других стран; ü использование сюжетов народного творчества, сказок, преданий и легенд, которые также противопоставляются миру реальности; ü использование в лирике фантастики, таинственности, волшебства, которое противопоставлено всему обыденному; ü создание идеального мира с целью возможности мечтать и надеяться на счастье и любовь, блаженство и покой; ü достижение сильного, ярко выраженного психологизма в творчестве через раскрытие не только внутреннего мира другого человека, но и своего собственного; ü философичность, личные переживания автора о вопросах мира, счастья и т.п. |
А.С.Пушкин («южный» период творчества» | ü Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве , его отталкивала душевная мелкость общественных верхов; ü на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом (философия страстей. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени); ü «Песнь о вещем Олеге»: не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка, не подчиняющегося никакой земной власти, наделённого силой безошибочного предвидения, которое выделяет его из среды обыкновенных людей; ü Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика «К морю»).
Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении «Узник» орёл, стремящийся на волю , звал поэта улететь «туда , где синеют морские края»; ü Южные поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью. |
||
М.Ю.Лермонтов (раннее творчество) | ü Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон. ü В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри». | ||
К.Рылеев | идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова. | ||
Н.В.Гоголь | «Вечера на хуторе близ Диканьки»: ü реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному; ü прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир; ü используются сказочные сюжеты; ü реальность переплетается с вымыслом, а эпическое с лирическим | ||
М.Горький (раннее творчество) | В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы. | ||
6. Реализм | Изображение человека разносторонне. Писатели рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях формировался тот или иной герой произведение. Это умение дать типические характеры в типических обстоятельствах и является главной чертой реализма | А.С.Грибоедов | ü Комедия «Горе от ума» включает в себя черты классицизма (единство места и времени, ü пятиактное строение пьесы, деление героев на положительных и отрицательных, «говорящие» фамилии персонажей), ü черты романтизма (противопоставление героя всему окружающему обществу, приподнятость над бытом, вера в силу убеждения, возвышенность и мечтательность натуры, ощущение одиночества в конце комедии, использование дорожной темы в комедии) и ü черты реализма: отсутствие единства действия (одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий), вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (рассказ Фамусова о Максиме Петровиче), отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы, большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (то есть не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствуют не больше 7-8 сценических персонажа. |
А.С.Пушкин | Утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами народа и указание перспектив развития общества – всё это характерные черты пушкинского реализма | ||
М.Ю.Лермонтов | Роман «Герой нашего времени» — это синтез романтизма и реализма: ü Романтическая необычность героя, доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории её становления и развития, романтические происшествия с героем, лирическая окраска пейзажа, общий романтический колорит – признаки романтизма. ü Протест против реалий действительности русской жизни выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, её характер, психологию, историю развития – это признаки реализма. | ||
Н.В.Гоголь | «Петербургские повести»: разрабатывается метод реализма «Мёртвые души»: широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов. | ||
И.А.Гончаров | ü Широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет; ü Неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия «обломовщина»; ü Внутренний драматизм и др. | ||
А.Н.Островский | ü Через раскрытие семейных отношений автор раскрывает общие человеческие пороки; ü Развитие конфликта двух «партий»: старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т.п. ü Этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского | ||
И.С.Тургенев | ü Анализ психологии и характера главного героя; ü Раскрытие сути конфликта; ü Отражение многих черт и примет современной автору эпохи | ||
Н.А.Некрасов | «Кому на Руси жить хорошо» Раскрываются все грани и стороны русской действительности пореформенного времени | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин | Роман «Господа Головлёвы» — вершина русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX века через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений. | ||
Н.С.Лесков | ü Освещение злободневных тем: ü угнетение крестьянства, ü быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян; ü ликвидация привилегий дворянства и др. | ||
Ф.М.Достоевский | ü особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их объективную натуру; ü использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни), ü глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев. | ||
Л.Н.Толстой | ü текучесть человека», динамика характера, «диалектика души»1-вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога; ü Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти чудесной силой». Эта сила изображения жизни определяется непревзойдённым реализмом творчества Толстого; ü стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п. ü стремление к глубочайшей жизненной правде вплоть до «срывания всех и всяческих масок» — основная черта художественного реализма Толстого. | ||
А.П.Чехов | ü Это художник иной эпохи и иного реализма, сказавший важные слова: «Мы все народ». Потому и «типы», характеры у него другие – емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его «текучестью». ü Его художественное мастерство прозаика бесспорно, однако о нем с полным основанием говорили: «У Чехова за жизнью, как он ее рисует, вы не видите искусства». ü Для Чехова это не только собственный творческий принцип, но и свойство всякой подлинной, чуждой претензий литературы Чеховские «художественные воспроизведения» иногда были беспощадны («Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6»), иногда доброжелательны («Душечка», «Невеста», «Дама с собачкой»), но они всегда художественны и поэтому всегда правдивы; в них тогдашняя Россия вошла во всей ее многоликости и неизменно узнавала себя. ü «В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли», — говорил Толстой. ü Чехов – признанный мастер «малых» прозаических форм – рассказа и повести, его достижения и открытия в этой сфере позволили ему создать новаторские пьесы, где зрячая критика общественных и людских недостатков сочетается с поэтичностью, лирической смелостью и глубиной. | ||
Символизм: «Старшие символисты» «Младо- символисты» | течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника… | Д. Мережковский З. Гиппиус Ф. Сологуб И. Анненский В. Брюсов К. Бальмонт | Основные принципы символизма: ü символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов; ü ориентация на идеалистическую философию и мистицизм; ü предпочтение лирических стихотворных жанров; ü собственное мифотворчество; ü ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества; ü искусство как интуитивное постижение мира. |
А. Блок А. Белый В.Иванов Эллис | |||
Акмеизм | одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. | Н.С.Гумилев А. А.Ахматова (раннее творчество) О.Э.Мандельштам | Основные принципы акмеизма: ü освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; ü Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления; ü отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; ü стремление придать слову определенное, точное значение; ü предметность и четкость образов, отточенность деталей; ü обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; ü перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». |
Футуризм: Кубофутуризм Эгофутуризм «Мезонин поэзии «Центрифуга» | общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России. | Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский | Основные признаки футуризма: ü бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; ü отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; ü бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; ü поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; ü культ техники, индустриальных городов; ü пафос эпатажа. |
Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев | |||
Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин | |||
Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов | |||
Имажинизм | литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер. | В. Шершеневич, А. Мариенгоф, Р. Ивнев, С. Есенин, художник Б. Эрдман | Основные признаки имажинизма: ü главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности; ü поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; ü эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета; ü поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; ü текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца. |
КОРОТКО
Художественное время и пространство иногда называют хронотоп, от двух слов греческого языка “хронос” – время и “топос” – место. Хронотоп в современном литературоведении чаще всего понимают, как пространственно-временную модель конкретного произведении.
ОБРАЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
образы художественного времени | краткая характеристика | примеры |
биографическое | Детство, юность, зрелость, старость | «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н.Толстого |
историческое | Характеристика смены эпох, поколений, крупных событий в жизни общества | «Отцы и дети» И.С.Тургенева |
космическое | Представление о вечности и вселенской истории. | «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова |
календарное | Смена времени года, будней и праздников | Русские народные сказки |
суточное | День и ночь, утро и вечер | рассказ «Один день Ивана Денисовича» А.И.Солженицына |
Встречается в лирике и полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в стихотворениях Лермонтова «И скучно и грустно» или Тютчева «Волна и дума» — временную координату таких произведений можно определить словом «всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», «Минута», не говоря уже о более глубинных образах. |
ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ
тип | краткая характеристика | примеры |
линейное | соответствует прошлому, настоящему и будущему, события непрерывны и необратимы | «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…» А.С. Пушкина |
циклическое | события повторяются, происходят в течение циклов — суточного, годового и т.д. | поэма «Труды и дни» Гесиода№ |
«замкнутое» | ограниченное сюжетными рамками | Рассказ «Муму» И.С. Тургенева |
«открытое» | включенное в конкретную историческую эпоху | роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого |
ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫЕ В КИМах ВОПРОСЫ
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ |
Укажите род литературы | эпос,илидрама,или лирика | |
2. | Как называются устойчивые сочетания, например «дважды убить нельзя»? | афоризм |
3. | Каким термином принято называть устойчивые словосочетания слов, смысл которых может быть идентичен значению одного слова? | фразеологизм |
4. | Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера? | говорящие |
5. | Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актёров в драматическом произведении? | ремарка |
6. | Речь героев может сопровождаться комментарием автора. Как называются авторские комментарии в драматургии? | ремарки |
7. | Как называется описание внутреннего убранства помещения, характеризующее героя? | интерьер |
8. | К какой разновидности лирики относится стихотворение, в основе которого размышление о смысле человеческой жизни? | философская |
9. | Как называется разновидность лирики, воссоздающей картины природы | пейзажная |
10. | Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией? | строфа |
11. | Как называется развёрнутая реплика героя в драматическомпроизведении? | монолог |
12. | Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматического произведения? | диалог |
13. | Как называется направление литературы второй половины XIX века, характеризующееся отражением жизненных закономерностей, взаимоотношений человека и среды, к которому принадлежит произведение А.Н.Островского «Гроза»? | реализм |
14. | Укажите название авангардистского течения в поэзии XIX века, оказавшее влияние на творчество С.Есенина | имажинизм |
15. | Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из представителей которого являлась А.А.Ахматова | акмеизм |
16. | Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В.В.Маяковский | футуризм |
17. | С каким течением русского авангарда начала XX века связано раннее творчество В.В.Маяковского? | футуризм |
18. | Назовите художественный метод Н.В.Гоголя, следуя которому писатель объективно, исторически достоверно изображает типичные характеры в типичных обстоятельствах | реализм |
19. | Назовите термин, которым в литературоведении называют художественное преувеличение | гипербола |
20. | Как называется в литературоведении художественный приём, основанный на повторении гласных звуков? | ассонанс |
21. | Как называется в литературоведении поэтический приём, основанный на повторении согласных звуков? | аллитерация |
22. | Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении? | инверсия |
23. | Как в литературоведении называют тип героя, имеющего невысокое социальное положение, к которому принадлежит Акакий Акакиевич? | маленький человек |
24. | Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается скрытая насмешка? | ирония |
25. | Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя | портрет |
Какой прием позволяет автору нарисовать природу как живое существо? | олицетворение | |
27. | Как называются слова «чело», «лик»? | старославянизмы (устаревшие) |
28. | Как называется в драматическом произведении текст речь действующего лица? | реплика |
29. | Укажите средство психологизма, представляющее собой монолог, который герой произносит «про себя» | внутренний |
30. | Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением? | риторический |
Назовите термин, которым называют художественное определение | эпитет | |
32. | Каким термином обозначается образное определение? | эпитет |
33. | Как в литературе называется композиционный приём, основанный на изображении картин природы? | пейзаж |
34. | Как называется художественный приём, основанный на уподоблении сходных явлений (предметов, признаков)? | сравнение |
Как называется сопоставление двух явлений или предметов с целью пояснения одного с помощью другого? | сравнение | |
Как называется жанр лирики, представляющий собой обращение к близкому человеку и раскрывающий, как правило, личные (не социальные) проблемы. Данный жанр содержит обычно призыв, просьбу, пожелание | послание | |
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу | кольцевая | |
Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачиваются действия | экспозиция | |
Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк | анафора | |
Как называется выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-то признаку? | метафора | |
41. | Как называется стилистическая фигура, представляющая собой вопрос, не требующий ответа, а лишь усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания? | риторический вопрос |
Как называется построение художественного произведения, организация системы образов? | композиция | |
Как называется в литературоведении совокупность событий, изображённых в художественном произведении? | сюжет |
ВОПРОСЫ, ВСТРЕЧАЕМЫЕ в КИМах НЕЧАСТО
№ | ВОПРОС | ОТВЕТ |
1. | Назовите категорию поэтики литературного произведения, которая, наряду с пространством, являясь одной из форм бытия и мышления, позволяет дать всестороннюю характеристику жизни героев | художественное время |
2. | Как называется художественная категория, создающая эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? | художественное время |
Каким термином принято называть высказывание, содержащее скрытый смысл? | иносказание | |
4. | Как называются в определённом порядке повторяющиеся строки (Идут белые снеги…Идут белые снеги… Идут белые снеги) | рефрен |
5. | Как называется приём, состоящий в замене слова описательным оборотом? | Перифраз |
6. | Как называется четырнадцатистишной строфы с особой системой рифмовки? | Онегинская |
7. | Как называется фигура, предназначенная не столько для обозначения адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте, выражения оттенков настроения и эмоционального состояния? | риторическое обращение |
8. | Как называется идейно-эмоциональная настроенность произведения? | пафос |
9. | Каким термином принято обозначать в литературоведении максимально ослабленное повествовательное начало лирики А.А.Фета, когда преобладающие в тексте существительные называют яркие зрительные и слуховые впечатления героя? | «безглагольность» |
Укажите название стилистического явления, свойственного художественной манере А.А.Фета и характеризующегося подходом к изображению чувства передачей его в цвето-световом выражении, воспроизведением «впечатления» от предмета | импрессионализм | |
11. | Как называется главная мысль произведения, являющаяся философским и социальным обобщением и представляющая отношение к предмету изображения? | идея |
12. | Каким термином принято определять центральный предмет изображения и лирического переживания? | тема |
13. | История любви Павла Петровича и княгини Р. представляет собой самостоятельный по теме и сюжету рассказ, включённый в роман «отцы и дети». Как называется такой элемент композиции произведения? | вставной эпизод (вставная новелла) |
14. | Каким термином принято обозначать многозначный иносказательный образ, основанный на общности предметов? | символ |
Каким термином обозначается цепь однородных членов предложения с постепенным нарастанием их смысловой значимости? | градация | |
16. | Укажите разновидность тонического стиха, основанного на урегулированном числе ударных слогов при произвольном чередовании безударных | акцентный стих |
17. | Как называется словесная живопись, при которой поэт использует гамму ярких оттенков? | цветопись |
18. | Каково авторское определение жанра поэмы «Облако в штанах»? | тетраптих |
19. | Укажите тип рифмы: «времени-ремни» | неравносложная |
К какой ветви русской поэзии второй половины XX века относится творчество В.С.Высоцкого? | авторская песня | |
21. | Каким термином обозначается в литературоведении пародийное переложение известного стихотворения? | перепев |
Список литературы
1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, «В.А.Чалмаев. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011
2. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2015. Литература. Типовые задания /Е.Л.Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
3. Секачёва Е.В. Литература. Подготовка к ЕГЭ-2015. Справочные материалы и тесты: учебно-методическое пособие / Е.В.Секачёва, Т.В.Скрипка, Н.В.Логунова; под. ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014