Редукционизм и холизм справка

2. Редукционизм и холизм.

Редукционизм определяется как господство аналитического подхода, направляющего мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов. Редукционизм в науке — это стремление описать более сложные явления языком науки, описывающей менее сложные явления или класс явлений (например, сведение биологии к механике и т.п.).

Разновидностью редукционизма является физикализм – попытка объяснения всего многообразия мира на языке физики. Однако здесь надо хорошо осознать следующее. Нельзя рассматривать жизнедеятельность организма, сводя все к физике или химии. Но важно знать, что законы физики и химии справедливы и должны выполняться и для биологических объектов. Нельзя рассматривать поведение человека в обществе только как биологического существа, но важно знать, что корни многих человеческих действий лежат в глубоком доисторическом прошлом и являются результатом работы генетических программ, унаследованных у предков. В настоящее время достигнуто понимание необходимости целостного, холистического взгляда на мир. Холизм, или интегратизм можно рассматривать как противоположность редукционизма, как присущее современной науке стремление создать действительно обобщенное, интегрированное знание о природе.

7.1. Истоки редукционизма и холизма в науке

Наши неудачи в плане понимания механизмов целесообразности мира есть результат особого стиля мышления, основу которого составляет рассудок. Под рассудком мы будем понимать ту составляющую человеческого аппарата познания, которая оперирует рассуждениями, построенными из особого рода мысленных объектов — стереотипов, абстракций и т.п., каждый из которых является результатом обобщения какого-то повторяющегося класса явлений внешнего мира, поэтому имеет статус аксиомы. Другими словами рассудок является типичной формально-логической системой, которая несет в себе ограниченность, отраженную в теореме Геделя (см. ранее).

Обладая определенной стереотипной базой, познающий субъект проецирует на нее любое изначально целостное явление природы, раскладывая его на составляющие, соответствующие отдельным стереотипам (абстракциям).

Такой метод работы мыслительного аппарата человека называется анализом. Второй ступенью познания является синтез — из выделенных в процессе анализа абстракций человек синтезирует мысленные конструкции (модели), которые в основных аспектах подобны реальным целостным явлениям.

Любая модель повторяет лишь наиболее существенные стороны моделируемого явления и не учитывает второстепенных. Поэтому описанный алгоритм процесса познания несет в себе вероятность загрубления модели, что во многом разгружает мыслительный аппарат, позволяя добиться четкого понимания некоторых конкретных механизмов реальных явлений. В то же время в модели не находят отражение такие стороны явлений, которым в стереотипной базе человека не нашлось соответствующего аналога. Такая модель верно отражает только часть природы явления, что впоследствии может привести процесс познания в тупик, потому что через неучтенные стороны реальное явление органично связано со всем миром. Пренебрежение этими связями рождает иллюзию изолированности данного явления от своего окружения.

9 стр., 4267 слов

Методы эмпирического и теоретического уровней научного познания

... конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Метадщина рассматривает мир таким, каков он есть в данный момент, т.е. без развития, как ... - способ движения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод - это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; это прием, способ или образ действия. Методология науки ...

В результате в понимании человека формируется так называемая множественная картина мира, для которого характерно многообразие явлений, событий, объектов, которые кажутся обособленными друг от друга, обладающими собственными характеристиками (например размерами, массой, энергией и т.п.), определенным образом взаимодействующими с другими обособленными явлениями. В качестве вместилища этих объектов человек синтезирует образы пространства и времени.

Так был сформирован механистический стиль мышления, который успешно вскрывал формальную сторону фундаментальных законов природы, но не мог понять их сути. Принципы механистического подхода:

1) редукционизм — первопричины всех явлений лежат в поведении элементов, из которых построено явление; знание законов микромира определяет уровень наших знаний макроявлений;

2) экспериментальность — все можно измерить (дать количественную оценку), неизмеряемым сущностям нет места в науке;

3) повторяемость — научным считается только такой результат, который может быть повторен в других научных лабораториях;

4) антителеологичность — все, что кажется целенаправленным можно объяснить действием естественных «слепых» законов.

Благодаря механистическому подходу научные знания всегда славились своей точностью, однозначностью и непротиворечивостью. В этом сила науки. Но здесь же лежит и основная ее слабость. Отказ от противоречивости приводит к самообману, так как сама природа изначально противоречива.

Особенно явно механистический подход дал сбой, когда наука вплотную подошла к изучению так называемых «сложных систем», особенность которых в существенной взаимосвязи их свойств. Поэтому однофакторные эксперименты над ними не эффективны, а многофакторные не позволяют выявить простых законов, которым подчиняются сложные системы. Многие свойства сложных систем оказываются понятными только при рассмотрении системы как единого целого. С ростом сложности структуры системы растет количество факторов, определяющих ее поведение. Особенно наглядно это видно в случае биосистем (живых организмов).

Если в плане понимания законов, управляемых «неживой материей» наука достигла определенных успехов, то понимание феномена жизни для нее похоже недостижимо без коренной перестройки самих ее основ.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры. Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков и социальных качеств. ... (homosapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром ...

В природе все взаимосвязано. Мир представляет собой нечто органичное, целостное и неделимое. В этом истоки холизма. Поэтому при изучении любого явления природы успех научного метода оказывается возможен только за счет мысленного разрыва тех связей, которыми данное явление неразрывно вплетено в ткань Вселенной. При этом мы добровольно отказываемся от части истины, хранящейся в этих связях.

1.

Существует давний спор между сторонниками редукционизма, считающими возможным объяснения поведения сложной системы только на основании поведения ее отдельных элементов, и сторонниками холизма, отрицающих такую возможность.

Этот спор, вообще говоря, имеет очень широкие последствия. Например, чем обусловлен процесс мышления человека: результатом функционирования отдельных нейронов или, напротив, нечто целостное управляет их слаженной работой?

В конце XVIII века появилась группа философов, пытавшихся вывести психические явления прямо из работы мозга. Философы этой группы, представляли материалистическую линию развития, так как придерживались тезиса о первичности материи и познаваемости объективного мира. Это направление известно в истории философии как направление метафизического и механистического материализма. Оно изображало человека по аналогии с машиной. Философы этой школы, сравнивая человека со сложным механизмом, пытались объяснить поведение человека, исходя из устройства его организма, о котором в те времена знали довольно мало. Иными словами, пытались вывести психику из устройства мозга, что по сути, означало свести ее к этому устройству.

После достаточно долгого периода преобладания редукционистических взглядов, сегодня в определенных научных кругах наметился сдвиг в сторону холизма (см. напр. [1], [2], [3]).

Какая же позиция верна?

«Спор — доказательство отсутствия ясного видения», — находим в книгах Чжуан-цзы (цит. по: [2], с. 117).

Действительно, редукционизм не оправдал возлагаемые на него (и невероятно завышенные!) надежды упрощать объяснения, раскладывая их на составляющие. Впрочем идея холизма о том, что единственно правильные объяснения составлены на основе систем высокого уровня, на мой взгляд, имеет еще меньше шансов на успех.

Дело в том, что между объяснением и предсказанием существует очень большая разница.

Вполне вероятно, что явления более высокого уровня можно точно предсказать на основании процессов низшего уровня. Но попытка понять высшее пользуясь только низшими терминами равнозначна умножению двух больших чисел, когда вместо того, чтобы выполнить эту операцию в «столбик», мы заменяем ее долгим процессом сложения. В итоге результаты будут идентичны — что, конечно, докажет сводимость умножения к сложению — но и продемонстрирует нецелесообразность такого подхода.

2.

Важно понять, что холизм и редукционизм — лишь две ступени в нескончаемой иерархической лестнице Мироздания. Это два взаимодополняющих подхода к попытке понять структуру реальности на определенном уровне. При этом редукцинизм может быть полезен в предсказательном плане, а холизм — в объяснительном.

12 стр., 5580 слов

Психологическое явление трудовой деятельности человека

... систему и рассмотрение ее как единого целого. Цель исследования: изучить психологическое явление трудовой деятельности человека. Для достижения поставленной цели в данной работе необходимо решить следующие ... нагрузок в процессе труда определяются обеими этими характеристиками: физические зависят от уровня автоматизации труда, его темпа и ритма, конструкции и рациональности размещения оборудования, ...

«Представьте себе, что у архитектора возник замысел: он создает архитектурное произведение, — приводил пример своим студентам Леонтьев А.Н. — Что значит «создать это произведение»? Это значит построить здание. По каким законам будет реализоваться этот замысел? Я думаю, все одинаково ответят на этот вопрос: здание нужно строить, подчиняясь законам механики. Только эти законы могут объяснить, как построить это здание и какие возможности открываются для дальнейшего творчества в области создания архитектурных сооружений подобного рода. Но вы не можете законами механики описать это архитектурное сооружение. Для характеристики этого сооружения вы обратитесь к такому понятию, как архитектурный стиль, к эстетическим категориям, иногда к категориям экономическим» ([4], c. 14).

Леонтьев опасался, что «если мы примем подобную точку зрения [теорию, выводящую психику из устройства и работы человеческого мозга], то психология как бы уничтожается; она лишается своего предмета, превращаясь в физиологию, биологию и т.д. А то, что пока не могут объяснить естественные науки, остается на долю психологии как временной науки, которая, описав некоторые явления и процессы, должна передать их для истинно научного изучения в руки физиолога» ([4], с. 20).

Однако физиология и биология — это еще не самый «низший» уровень описания психических процессов. Существует и молекулярный, атомный, квантовый и возможно еще более элементарные уровни. Но это не означает, что они способны удовлетворительно (и экономично) объяснить процессы, происходящие на более высоком уровне.

Тот же Леонтьев отмечал: «Конечно, эти общие процессы, например процесс мышления, могут быть сведены к каким-то физиологическим, молекулярным и межмолекулярным процессам, но здесь придется повторить старинную мысль: мышление подчиняется законам логики… А эти законы подчинены мозгу? Нет, законы логики порождены не мозгом, они порождены опытом человеческих действий, опытом человеческого познания, накопленным опытом повседневной практики человечества. Они порождены миром, то есть всеми теми отношениями, в которые вступает человек. Мозг лишь реализует эти законы логики по своим собственным физиологическим законам» ([4], с. 15).

Ведь еще несомненный материалист и классик диалектического материализма Фридрих Энгельс считал так: «Мы несомненно «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим движениям в мозге; но разве этим исчерпывается сущность мышления?» (цит. по: [5], с. 22).

3.

Рассмотрим, к примеру, баллон с газом. На микроскопическом уровне мы имеем множество молекул, положение и скорость каждой из которой постоянно меняются. На макроскопическом же уровне мы рассматриваем эту среду как единое целое, игнорируя ее составляющие части. В этом случае мы вводим новые характеристики состояния газа, а именно: давление, температуру, объем. Все эти три «холистические» величины связаны между собой точными детерминистическими законами. Важно отметить, что при этом эти характеристики не могут быть выражены на низшем «редукционистическом» уровне (скажем, у молекулы нет температуры).

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

... области происхождения сна. Сон считалирезультатом «обескровливания мозга», была прямо противоположная точказрения, согласно которой причина сна заключается в переполнении мотакровью, широкое распространение получила химическая ... Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение дляорганизма, способствуя ...

Это означает лишь одно: макроскопическое состояние — суть статистическое описание множества микроскопических состояний.

По аналогии интеллект можно рассматривать, как статистическое проявление взаимодействия отдельных «неинтеллектуальных» субъединиц. Его нельзя обнаружить на клеточном уровне организма, так как он проявляется лишь после превышения некоторой критической массы количества таких элементов системы. При этом отдельный элемент может быть полностью детерминированным.

Философ Броуд К.Д. в начале XX века ввел специальный термин внезапные свойства — для тех свойств, которые проявляются лишь на определенном уровне сложности, но не существуют на более низких уровнях ([6], с.44)

4.

Психолог Агафонов А.Ю. приводит в своей книге «Человек как смысловая модель мира» 10 различных мнений относительно того, чем является сознание. Самое, как он выражается, красивое решение принадлежит основателю психоанализа Зигмунду Фрейду: «Можно не пояснять, что понимается под сознанием — это и так совершенно ясно» ([7], с. 200).

Лично мне ближе теория Сантьяго, разработанная учеными Франциско Вареле и Умберо Матуране [6]. Ими были предприняты попытки отбросить декартовскую характеристику разума как мыслящей вещи (res cogitans).

Разум — не вещь, а процесс. Мозг при этом является специфической структурой, посредством которой разум осуществляет свою деятельность. Взаимосвязь между разумом и мозгом представляет собой взаимосвязь между процессом и структурой.

Литература:

1. Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. — М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2001. — 256 с.

2. Капра Фритьоф. Дао физики. Перев. с англ. под ред. В.Г.Трилиса. — К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. — 352 с.

3. Капра Фритьоф. Уроки мудрости. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 318 с.

4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2001. — 511 с.

5. Косячков Роман. Мышление // Компьютерра Љ48 (326) 30.11.1999.

6. Капра Фритьоф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Перев. с англ. под ред. В.Г.Трилиса. — К.: «София», М.: ИД «Гелиос», 2002. — 336 с.

  1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 336 с.

Редукционизм (от лат. reductio) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя специфику более высоких уровней организации. Хотя как таковая, обоснованная редукция может быть плодотворной (пример — планетарная модель атома).

Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм — систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым последовательным выразителем редукционистского подхода к миру, продолжившим в Новое Время традицию античного философа Демокрита, был Рене Декарт (1596-1650).

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

Вот пример его рассуждений: «…смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-либо из главных частей тела. … тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат (т. е. машина, которая движется сама собой), когда они собраны и когда в них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены… от тех же часов или той же машины, когда они сломаны и когда условие их движения отсутствует».

В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом (1870-1950) (например, именно ему принадлежит фраза «целое больше, чем сумма его частей»).

Редукционизм и холизм

Характерной чертой естественнонаучной культуры является стремление к пониманию и упрощению картины мира. Ибо понять означает упростить. Чудо это то, что не разлагается на понятные элементы (так высказался однажды академик А. Мигдал).

Эйнштейн при случае подчеркивал, что основная ценность его общей теории относительности «в громадном упрощении теоретической основы, на которой покоится вся физика».

Веками люди наблюдали сложное движение планет по небу, сравнимое по сложности с многообразием характеров и судеб людей. Ньютон упростил явление, открыв закон, согласно которому это движение происходит.

Упрощение за счет разложения на простые и понятные части называется редукционизмом (от reduce — уменьшать, сокращать).

Репутация одного из самых безжалостных редукционистов принадлежит Нобелевскому лауреату Френсису Крику, открывшему в 1953 году спиральную структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты и позже показавшему, как в ДНК кодируется генетическая информация. В последнее время главную цель он видит в том, чтобы разложить по винтикам механизм духа, или сознания. «Гипотеза состоит в том, что ваши радости и печали, ваши воспоминания и амбиции, ваше чувство собственного ‘Я’ и свобода воли — все это фактически не более чем проявление деятельности огромного количества молекул и нервных клеток. Как выразила бы это Алиса Льюиса Керрола, вы просто мешок нейронов», — пишет Крик.

В отличие от этого гуманитарные культуры, в первую очередь, религия, стремятся рассматривать не конкретные явления, а мир в целом как нечто единое, неделимое. Этот подход называется холизмом (от англ. whole — целый, невредимый или греч. holos -целое).

Бердяев пишет: «Божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении». Известно противостояние Ньютона и Гете по вопросу о природе света. Ньютон разложил свет в спектр. Гете считал это недопустимым. Холист Гете издевается над редукционизмом ученых:

… живой предмет, желая изучить,

Чтоб ясное о нем познанье получить,

Ученый прежде душу изгоняет,

Затем предмет на части расчленяет

И видит их, да жаль: духовная их связь

Тем временем исчезла, унеслась!

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, обычаи.Во-вторых, на том, чтобы ... например, определенную зависимость духовного склада и образа мышления народов от их образа жизни, которая, согласно его концепции, целиком определяется условиями географической среды. У кочевых народов, по ...

Пример холизма представляет собой «мичуринская генетика» Т.Д. Лысенко, согласно которой процесс жизни и развития есть проявление единства жизнеспособного организма с условиями жизни, а наследственная основа не является каким-то «особым от тела», саморазмножающимся веществом. Поэтому изменить наследственность организма можно, изменив процесс питания, изменив условия внешней среды.

В странах буддийского региона, согласно религиозным воззрениям, главное внимание обращалось на единство мира, на его неразрывность. Там доминирует взгляд, что человека нельзя понять, вычленив его из окружающего мира. Если принять вышеприведенное определение чуда, то, согласно идеологии холизма, наш мир — сплошное чудо.

Гуманитарная культура склонна к холизму в силу того, что содержание ее духовных ценностей обычно не поддается окончательному анализу и пониманию или вообще еще не познано. Соответственно этому люди, являющиеся носителями гуманитарной культуры, по складу своего характера склонны избегать точных определений, строгих доказательств и проверки опытом.

РЕДУКЦИОНИЗМ

Редукционизм и холизм (монизм), — два искушения разума. Редукционизм — от латинского «сводить», откуда и «редуктор» — сводит всё многообразие мира к чему-то одному. Считать себя христианином и только христианином — такой же редукционизм, как считать себя только атеистом. Конечно, различные свойства и способности человека не равноправны, они выстраиваются в определённую иерархию, но это именно иерархия, а не монокультура. Редукционизм часто соседствует с иерархизмом, только с нездоровым, тоталитарным — так, Хрущёв свёл все проблемы сельского хозяйства к разведению кукурузы.

В быту редукционизм — неизбежное добро, он позволяет быстро ориентироваться там, где нет времени на раздумье, он выражает накопленный опыт, — пахнет от человека вином, шатается он, значит, лучше держаться от него подальше. Редукционизм помогает предотвратить многие происшествия. Как и многие свойства, выработанные для повседневной жизни с её устоявшимся течением, редукционизм, однако, оказывается палкой в колёсах, когда нужно куда-то поворачивать.

Человек может считать себя общительным или, напротив замкнутым — нет проблем, это помогает ему поддерживать определённый стиль в общении, добиваясь при помощи этого стиля даже и совершенства. Но вдруг наступает катастрофа — или, напротив, большое счастье, вроде влюблённости — и хорошо, если внешние обстоятельства заставят забыть о том, что казалось самым важным в себе. Увы, человек способен упереться и считать, что неспособен любить даже тогда, когда уже давно любит. Тогда редукционизм превращается из подручного средства в цель, в самогипноз.

Редукционизм, сводящей многообразие жизни к одному какому-то частному измерению или обстоятельству, не так опасен, как редукционизм-монизм — когда многообразие сводится не к частному, а к общему. Тут ведь извращается способность люби ть, выходить за свои пределы. На своей слабости можно помешаться только слегка, на своей силе сходятся с ума капитально. Девушка, которая одержима страстью похудеть, не так повредит человечеству, как девушка, которая одержима желанием человечество спасти.

12 стр., 5654 слов

61. Проблема человека. Многообразие концепций

... особенностей человеческого бытия явно или неявно опираются на принципы природного детерминизма и редукционизма. Однако их позиции и выводы могут существенно расходиться не только в ... материальном мире, ибо он создан по образу и подобию божьему. Человеческая личность оказывается порождением такой совершенной сверхчеловеческой личности, как Бог. Чем праведнее и совершеннее жизнь человека, тем ...