Форма экзаменационного билета

Приложение

к рабочей программе

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

_______________ /________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

«_____»______________20_ г.

Фонд оценочных средств по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

(наименование дисциплины)

Направление подготовки / специальность

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Уровень образования

бакалавр

Профиль «Психология образования»

Форма обучения очная

Фонд оценочных средств разработан

(подпись) А.М. Шевелёва, доцент кафедры организационной и прикладной психологии, к. пс. н., доцент

Рекомендован к утверждению на заседании кафедры

Организационной и прикладной психологии

(название кафедры)

протокол заседания

от _______________№_____________

Зав. кафедрой _________________ Е.И. Рогов

(подпись)(Ф.И.О.)

Ростов-на-Дону, 2015

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной

Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Код компетенции

Формулировка компетенции

1

2

Кластер компетенций профессионального развития

ОПК-8

— способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

п/п

Контролируемые разделы дисциплины*

Код контролируемой компетенции

Наименование

оценочного средства**

1

Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики»

ОПК-8

Вопросы к экзамену

2

Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики»

ОПК-8

Эссе / реферат

3

Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики»

ОПК-8

Групповая дискуссия

4

Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Вопросы к экзамену

5

Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Эссе / реферат

6

Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Групповая дискуссия

7

Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Вопросы к экзамену

8

Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Групповая дискуссия

9

Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности»

ОПК-8

Индивидуальное творческое задание

* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.

**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра организационной и прикладной психологии

Вопросы к экзамену

по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

  1. Характеристика участников образовательного пространства и взаимодействий между ними
  2. Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
  3. Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.
  4. Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: преконвенциональный уровень.
  5. Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: конвенциональный уровень.
  6. Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: постконвенциональный уровень.
  7. Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Методика изучения морально-нравственного развития.
  8. История появления профессиональной этики
  9. Определения профессиональной этики
  10. Изучение профессиональной этики разными областями знаний
  11. Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики.
  12. Понятия профессионального долга и особой формы ответственности, профессиональной солидарности и корпоративности, профессиональной деонтологии, профессионального морального кодекса.
  13. Функции профессиональной этики
  14. Содержание представлений о профессиональной этике: должное/недопустимое, объект, модальность, источник.
  15. Служебный этикет, манеры поведения, речи и внешний вид в психолого-педагогической деятельности.
  16. Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения.
  17. Нормы этикета при взаимодействии лиц разного статуса (возраст, пол, должность и т.д.) и одного статуса. Проблема субординации в коллективе.
  18. Социальная и культурная относительность норм этикета. Этикет народов мира
  19. «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».
  20. Понятия организационной и корпоративной культуры
  21. Типы организационной культуры
  22. Компоненты организационной культуры
  23. Роль организационной культуры и психологического климата коллектива в формировании и проявлении профессиональной этики.
  24. Моббинг как нарушение профессиональной этики и его профилактика.
  25. Кодексы внутриорганизационной этики (в т.ч. «Кодекс корпоративной этики ЮФУ», «Кодекс обучающегося ЮФУ»)
  26. Возможные противоречия организационной (корпоративной) культуры с индивидуальной культурой или культурой в более широком контексте
  27. Этический кодекс российского психолога: основные этические принципы
  28. Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к клиенту, права клиента
  29. Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к профессиональному сообществу
  30. Этический кодекс российского психолога: обязательства в отношении обработки и предоставления информации
  31. Этические кодексы психологов разных стран
  32. Российский и зарубежные этические кодексы психолога: сравнительный анализ
  33. Этические кодексы в разных профессиях
  34. Методы изучения морально-нравственной сферы личности
  35. Влияние эмоционального выгорания и профессиональных деформаций на морально-этическую саморегуляцию деятельности профессионала
  36. Научная деятельность как атрибут профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

Составитель ________________________ А.М. Шевелёва

(подпись)

«____»__________________2015 г. 

Форма экзаменационного билета

 МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 1

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Характеристика участников образовательного пространства и взаимодействий между ними

Вопрос 2 Понятия организационной и корпоративной культуры

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 2

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Понятия «этика», «мораль», «нравственность».

Вопрос 2 «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 3

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.

Вопрос 2 Типы организационной культуры

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 4

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: преконвенциональный уровень.

Вопрос 2 Компоненты организационной культуры

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 5

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: конвенциональный уровень.

Вопрос 2 Роль организационной культуры и психологического климата коллектива в формировании и проявлении профессиональной этики.

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 6

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: постконвенциональный уровень.

Вопрос 2 Моббинг как нарушение профессиональной этики и его профилактика.

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 7

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Методика изучения морально-нравственного развития

Вопрос 2 Кодексы внутриорганизационной этики (в т.Ч. «Кодекс корпоративной этики юфу», «Кодекс обучающегося юфу»)

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 8

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 История появления профессиональной этики

Вопрос 2 Возможные противоречия организационной (корпоративной) культуры с индивидуальной культурой или культурой в более широком контексте

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 9

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Определения профессиональной этики

Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: основные этические принципы

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 10

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Изучение профессиональной этики разными областями знаний

Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к клиенту, права клиента

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 11

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики.

Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к профессиональному сообществу

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 12

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Понятия профессионального долга и особой формы ответственности, профессиональной солидарности и корпоративности, профессиональной деонтологии, профессионального морального кодекса.

Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства в отношении обработки и предоставления информации

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 13

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос Функции профессиональной этики

Вопрос 2 Этические кодексы психологов разных стран

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 14

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Содержание представлений о профессиональной этике: должное/недопустимое, объект, модальность, источник

Вопрос 2 Российский и зарубежные этические кодексы психолога: сравнительный анализ

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 15

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Служебный этикет, манеры поведения, речи и внешний вид в психолого-педагогической деятельности.

Вопрос 2 Этические кодексы в разных профессиях

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 16

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения.

Вопрос 2 Методы изучения морально-нравственной сферы личности

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 17

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Нормы этикета при взаимодействии лиц разного статуса (возраст, пол, должность и т.Д.) и одного статуса. Проблема субординации в коллективе.

Вопрос 2 Влияние эмоционального выгорания и профессиональных деформаций на морально-этическую саморегуляцию деятельности профессионала

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Экзаменационный билет № 18

По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Структурное подразделение Академия психологии и педагогики

Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Вопрос 1 Социальная и культурная относительность норм этикета. Этикет народов мира

Вопрос 2 Научная деятельность как атрибут профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.

Составитель        _____________________________________.А.М.Шевелёва                                                                                                                     (подпись)                      

Заведующий кафедрой   

__________________________Е.И.Рогов                                                                                                                                         

                    (подпись)                      

«____»__________________20     г. 

Критерии оценки: 

Для получения оценки «отлично» студент должен:

-продемонстрировать глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;

-исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить теоретический материал;

-правильно формулировать определения;

-продемонстрировать умения самостоятельной работы с психологической литературой;

-уметь сделать выводы по излагаемому материалу.

Для получения оценки «хорошо» студент должен:

-продемонстрировать достаточно полное знание программного материала;

-продемонстрировать знание основных теоретических понятий;

достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал;

-продемонстрировать умение ориентироваться в психологической литературе;

-уметь сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.

Для получения оценки «удовлетворительно» студент должен:

-продемонстрировать общее знание изучаемого материала;

-показать общее владение понятийным аппаратом дисциплины;

-уметь строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;

-знать основную рекомендуемую программой учебную литературу.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае:

-незнания значительной части программного материала;

-не владения понятийным аппаратом дисциплины;

-существенных ошибок при изложении учебного материала;

-неумения строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;

-неумения делать выводы по излагаемому материалу.

Оформление тем для групповой дискуссии

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра организационной и прикладной психологии

 

Перечень тем для групповой дискуссии

по дисциплине  Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

  1. Религиозное воспитание в массовой школе: ЗА и ПРОТИВ
  2. Раздельное по полу обучение в школе: ЗА и ПРОТИВ
  3. Учить ли ребёнка «давать сдачи»?
  4. Поощрять ли ябеду? Ябедничать = жаловаться = защищать права и порядок?
  5. Должен ли педагог любить детей?
  6. Этично ли: сравнивать успехи детей;

обижаться взрослому на ребёнка;

пожаловаться начальству на недобросовестного коллегу;

организовать внутреннюю конкуренцию между сотрудниками или подразделениями организации;

применять психологическую манипуляцию для достижения воспитательных или образовательных целей;

выставлять в музеях человеческие останки как экспонаты;

использовать опыты на животных в целях обучения.

Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению:

Группа делится на две команды, каждой команде преподавателем задаётся позицию, которую она будет защищать: за или против. Командам даётся время на подготовку выступления, обосновывающего заданную позицию. Далее представители от каждой команды поочерёдно выступают с подготовленным обоснованием своей (заданной) позиции. После этого участники могут задать вопросы команде соперников, команды отвечают на вопросы. Преподаватель также может задавать вопросы командам.

Критерии оценки: 

— оценка «зачтено» выставляется студенту, если  он активно участвовал в обсуждении и/или выступлении, задавал вопросы, отвечал на вопросы. 

— оценка «не зачтено» выставляется студенту, если  он не участвовал в обсуждении и дискуссии 

Составитель ________________________ А.М. Шевелёва

(подпись)

«____»__________________20     г. 

 

Оформление тем для эссе (рефератов, докладов, сообщений)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра организационной и прикладной психологии

Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений)

по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

Модуль 1 «Общенаучный подход к проблеме этики»

  1. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
  2. Этикет: исторические корни и современный смысл.
  3. Мода и этикет.
  4. Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.
  5. Экзотические нормы этикета в разных культурах.
  6. Макиавеллизм: всегда ли цель оправдывает средства.

Модуль 2 «Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности»

  1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
  2. Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии?
  3. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
  4. Уважение и унижение ребенка — в чем они проявляются?
  5. Внутренний и внешний имидж педагога.
  6. Эмоциональный мир педагога.
  7. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
  8. Нравственные коллизии отношений в учительской.
  9. Сравнительный анализ этических кодексов разных профессий.
  10. Противоречия между профессиональными задачами педагога и психолога.

Модуль 3 «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности»

  1. Социально-психологические эффекты и феномены при взаимодействии в образовательном пространстве (эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект ожидания, эффект проекции, эффект обобщения, эффект Пигмалиона, эффекты социальной фасилитации и ингибиции, феномен «мы и они», групповое давление и конформное поведение и др.).
  2. Сферы проявления насилия в школе.
  3. Толерантность в общении: значение, границы, мера.
  4. Человек — цель или средство общения? Манипуляции в общении: за и против.
  5. Общение и юмор.
  6. Проблема моббинга в коллективе.

 Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению

Содержание и конкретная тема реферативной части определяются студентами самостоятельно, но все рефераты должны удовлетворять определенным требованиям. Объем реферата определяется содер­жанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.

Общая структура реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов).

В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия суще­ственные для понимания данной проблемы.

Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, напри­мер, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов. Студенту необхо­димо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению ра­боты. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, гра­мотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

На усмотрение преподавателя реферат сдается для оценивания или докладывается во время аудиторного занятия.

Критерии оценки:  

— оценка «зачтено» выставляется студенту, если  обоснована актуальность избранной темы; полно и четко представлены основные теоретические понятия; проведен анализ теоретических и практических исследований по проблеме; продемонстрировано знание методологических основ изучаемой пробле­мы; показана осведомленность о новейших исследованиях в данной от­расли (по материалам научной периодики); уместно и точно использованы различные иллюстративные приемы — примеры, схемы, таблицы и т. д.; показано знание межпредметных связей; работа написана с использова­нием терминов современной науки, хорошим русским языком, соблюдена логическая стройность работы. Дополнительно оценивается наличие презентации и выступление с докладом на занятии.

— оценка «не зачтено» выставляется студенту, если  большинство изложенных требований не соблюдено.

Составитель ________________________ А.М. Шевелёва 

                                                                       (подпись)                 

«____»__________________20     г. 

 

Оформление индивидуальных творческих заданий/проектов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра организационной и прикладной психологии

Темы индивидуальных творческих заданий**

по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства

  

Индивидуальные творческие задания: 

Описание задания

  1. Подготовка примеров конкретных ситуаций («кейсов») для иллюстрации и изучения проблем профессиональной этики с последующим их обсуждением и поиском решения.

Инструкция: Составить описание проблемной и неоднозначной с точки зрения профессиональной этики ситуации взаимодействия участников образовательного пространства (инцидент, участники, их действия).

Описать реальную проблему, не имеющую единственного и очевидного решения. Оформить описание в письменном виде.

Примерные темы:

Взаимодействие с клиентами (учащимися)

Взаимодействие с родителями учащихся

Взаимодействие с коллегами равного статуса

Взаимодействие «начальник-подчинённый»

Конфликтные ситуации между учащимися

Межкультурные или межнациональные конфликты в образовательном учреждении

Неоднозначность оценки поведения или внешнего вида человека в общественном месте

Противоречие оценки поступка «по закону» и «по совести»

Противоречие личных и профессиональных отношений

Нравственное воспитание детей и подростков

  1. Подготовленные студентами кейсы обсуждаются на практических занятиях. Студенты анализируют ситуации (участники и их позиции, возможные мотивы, удовлетворяемы потребности, возможные предпосылки и последствия), предлагают разрешение проблемных ситуаций и возможные действия психолога по содействию разрешению ситуации.

Требования к оформлению задания/проекта

Письменно оформленное описание проблемной ситуации (инцидента, участников и их действий), не имеющей единственного и очевидного решения. Описание сопровождается вопросами, которые могут быть использованы для группового анализа кейса.

Критерии оценки:  

— оценка «зачтено» выставляется студенту, если  кейс оформлен в письменном виде, с описанием инцидента, участников и их действий; имеются вопросы для группового анализа кейса; студент участвовал в групповом поиске решения ситуации.

— оценка «не зачтено»  выставляется студенту, если  кейс не оформлен в письменном виде; студент не участвует в групповом поиске решения проблемной ситуации.

Составитель ________________________ А.М. Шевелёва 

                                                                       (подпись)                 

«____»__________________20     г.