Приложение
к рабочей программе
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________ /________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»______________20_ г.
Фонд оценочных средств по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
(наименование дисциплины)
Направление подготовки / специальность
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования
бакалавр
Профиль «Психология образования»
Форма обучения очная
Фонд оценочных средств разработан |
|
(подпись) А.М. Шевелёва, доцент кафедры организационной и прикладной психологии, к. пс. н., доцент |
|
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры Организационной и прикладной психологии |
|
(название кафедры) |
|
протокол заседания от _______________№_____________ Зав. кафедрой _________________ Е.И. Рогов |
|
(подпись)(Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону, 2015
Перечень компетенций, формируемых дисциплиной
Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
1 |
2 |
Кластер компетенций профессионального развития |
|
ОПК-8 |
— способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики. |
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
№ п/п |
Контролируемые разделы дисциплины* |
Код контролируемой компетенции |
Наименование оценочного средства** |
1 |
Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики» |
ОПК-8 |
Вопросы к экзамену |
2 |
Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики» |
ОПК-8 |
Эссе / реферат |
3 |
Модуль 1. «Общенаучный подход к проблеме этики» |
ОПК-8 |
Групповая дискуссия |
4 |
Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Вопросы к экзамену |
5 |
Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Эссе / реферат |
6 |
Модуль 2. Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Групповая дискуссия |
7 |
Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Вопросы к экзамену |
8 |
Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Групповая дискуссия |
9 |
Модуль 3. «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности» |
ОПК-8 |
Индивидуальное творческое задание |
* Наименование раздела указывается в соответствии с рабочей программой дисциплины.
**Наименование оценочного средства указывается в соответствии с учебной картой дисциплины.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра организационной и прикладной психологии
Вопросы к экзамену
по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
- Характеристика участников образовательного пространства и взаимодействий между ними
- Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
- Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.
- Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: преконвенциональный уровень.
- Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: конвенциональный уровень.
- Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: постконвенциональный уровень.
- Теория морально-нравственного развития Л. Колберга. Методика изучения морально-нравственного развития.
- История появления профессиональной этики
- Определения профессиональной этики
- Изучение профессиональной этики разными областями знаний
- Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики.
- Понятия профессионального долга и особой формы ответственности, профессиональной солидарности и корпоративности, профессиональной деонтологии, профессионального морального кодекса.
- Функции профессиональной этики
- Содержание представлений о профессиональной этике: должное/недопустимое, объект, модальность, источник.
- Служебный этикет, манеры поведения, речи и внешний вид в психолого-педагогической деятельности.
- Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения.
- Нормы этикета при взаимодействии лиц разного статуса (возраст, пол, должность и т.д.) и одного статуса. Проблема субординации в коллективе.
- Социальная и культурная относительность норм этикета. Этикет народов мира
- «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».
- Понятия организационной и корпоративной культуры
- Типы организационной культуры
- Компоненты организационной культуры
- Роль организационной культуры и психологического климата коллектива в формировании и проявлении профессиональной этики.
- Моббинг как нарушение профессиональной этики и его профилактика.
- Кодексы внутриорганизационной этики (в т.ч. «Кодекс корпоративной этики ЮФУ», «Кодекс обучающегося ЮФУ»)
- Возможные противоречия организационной (корпоративной) культуры с индивидуальной культурой или культурой в более широком контексте
- Этический кодекс российского психолога: основные этические принципы
- Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к клиенту, права клиента
- Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к профессиональному сообществу
- Этический кодекс российского психолога: обязательства в отношении обработки и предоставления информации
- Этические кодексы психологов разных стран
- Российский и зарубежные этические кодексы психолога: сравнительный анализ
- Этические кодексы в разных профессиях
- Методы изучения морально-нравственной сферы личности
- Влияние эмоционального выгорания и профессиональных деформаций на морально-этическую саморегуляцию деятельности профессионала
- Научная деятельность как атрибут профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.
Составитель ________________________ А.М. Шевелёва
(подпись)
«____»__________________2015 г.
Форма экзаменационного билета
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 1
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Характеристика участников образовательного пространства и взаимодействий между ними
Вопрос 2 Понятия организационной и корпоративной культуры
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 2
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Понятия «этика», «мораль», «нравственность».
Вопрос 2 «Открытые» проблемы в системе отношений «педагог – учащийся».
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 3
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.
Вопрос 2 Типы организационной культуры
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 4
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: преконвенциональный уровень.
Вопрос 2 Компоненты организационной культуры
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 5
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: конвенциональный уровень.
Вопрос 2 Роль организационной культуры и психологического климата коллектива в формировании и проявлении профессиональной этики.
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 6
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Уровни развития моральных суждений: постконвенциональный уровень.
Вопрос 2 Моббинг как нарушение профессиональной этики и его профилактика.
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 7
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Теория морально-нравственного развития л. Колберга. Методика изучения морально-нравственного развития
Вопрос 2 Кодексы внутриорганизационной этики (в т.Ч. «Кодекс корпоративной этики юфу», «Кодекс обучающегося юфу»)
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 8
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 История появления профессиональной этики
Вопрос 2 Возможные противоречия организационной (корпоративной) культуры с индивидуальной культурой или культурой в более широком контексте
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 9
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Определения профессиональной этики
Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: основные этические принципы
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 10
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Изучение профессиональной этики разными областями знаний
Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к клиенту, права клиента
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 11
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Разновидности профессиональной этики, общие и частные принципы профессиональной этики.
Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства по отношению к профессиональному сообществу
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 12
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Понятия профессионального долга и особой формы ответственности, профессиональной солидарности и корпоративности, профессиональной деонтологии, профессионального морального кодекса.
Вопрос 2 Этический кодекс российского психолога: обязательства в отношении обработки и предоставления информации
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 13
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос Функции профессиональной этики
Вопрос 2 Этические кодексы психологов разных стран
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 14
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Содержание представлений о профессиональной этике: должное/недопустимое, объект, модальность, источник
Вопрос 2 Российский и зарубежные этические кодексы психолога: сравнительный анализ
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 15
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Служебный этикет, манеры поведения, речи и внешний вид в психолого-педагогической деятельности.
Вопрос 2 Этические кодексы в разных профессиях
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 16
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Культура делового общения. Общечеловеческие и профессиональные регулятивные нормы общения.
Вопрос 2 Методы изучения морально-нравственной сферы личности
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 17
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Нормы этикета при взаимодействии лиц разного статуса (возраст, пол, должность и т.Д.) и одного статуса. Проблема субординации в коллективе.
Вопрос 2 Влияние эмоционального выгорания и профессиональных деформаций на морально-этическую саморегуляцию деятельности профессионала
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экзаменационный билет № 18
По дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Структурное подразделение Академия психологии и педагогики
Направление/cпециальность44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Вопрос 1 Социальная и культурная относительность норм этикета. Этикет народов мира
Вопрос 2 Научная деятельность как атрибут профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые к личности и поведению ученого.
Составитель _____________________________________.А.М.Шевелёва (подпись)
Заведующий кафедрой
__________________________Е.И.Рогов
(подпись)
«____»__________________20 г.
Критерии оценки:
Для получения оценки «отлично» студент должен:
-продемонстрировать глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;
-исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить теоретический материал;
-правильно формулировать определения;
-продемонстрировать умения самостоятельной работы с психологической литературой;
-уметь сделать выводы по излагаемому материалу.
Для получения оценки «хорошо» студент должен:
-продемонстрировать достаточно полное знание программного материала;
-продемонстрировать знание основных теоретических понятий;
достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал;
-продемонстрировать умение ориентироваться в психологической литературе;
-уметь сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.
Для получения оценки «удовлетворительно» студент должен:
-продемонстрировать общее знание изучаемого материала;
-показать общее владение понятийным аппаратом дисциплины;
-уметь строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
-знать основную рекомендуемую программой учебную литературу.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае:
-незнания значительной части программного материала;
-не владения понятийным аппаратом дисциплины;
-существенных ошибок при изложении учебного материала;
-неумения строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
-неумения делать выводы по излагаемому материалу.
Оформление тем для групповой дискуссии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра организационной и прикладной психологии
Перечень тем для групповой дискуссии
по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
- Религиозное воспитание в массовой школе: ЗА и ПРОТИВ
- Раздельное по полу обучение в школе: ЗА и ПРОТИВ
- Учить ли ребёнка «давать сдачи»?
- Поощрять ли ябеду? Ябедничать = жаловаться = защищать права и порядок?
- Должен ли педагог любить детей?
- Этично ли: сравнивать успехи детей;
обижаться взрослому на ребёнка;
пожаловаться начальству на недобросовестного коллегу;
организовать внутреннюю конкуренцию между сотрудниками или подразделениями организации;
применять психологическую манипуляцию для достижения воспитательных или образовательных целей;
выставлять в музеях человеческие останки как экспонаты;
использовать опыты на животных в целях обучения.
Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению:
Группа делится на две команды, каждой команде преподавателем задаётся позицию, которую она будет защищать: за или против. Командам даётся время на подготовку выступления, обосновывающего заданную позицию. Далее представители от каждой команды поочерёдно выступают с подготовленным обоснованием своей (заданной) позиции. После этого участники могут задать вопросы команде соперников, команды отвечают на вопросы. Преподаватель также может задавать вопросы командам.
Критерии оценки:
— оценка «зачтено» выставляется студенту, если он активно участвовал в обсуждении и/или выступлении, задавал вопросы, отвечал на вопросы.
— оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не участвовал в обсуждении и дискуссии
Составитель ________________________ А.М. Шевелёва
(подпись)
«____»__________________20 г.
Оформление тем для эссе (рефератов, докладов, сообщений)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра организационной и прикладной психологии
Темы эссе (рефератов, докладов, сообщений)
по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Модуль 1 «Общенаучный подход к проблеме этики»
- Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
- Этикет: исторические корни и современный смысл.
- Мода и этикет.
- Соотношение общественной морали и индивидуальной нравственности.
- Экзотические нормы этикета в разных культурах.
- Макиавеллизм: всегда ли цель оправдывает средства.
Модуль 2 «Профессионально-этические нормы психолого-педагогической деятельности»
- Свобода и ответственность в деятельности педагога.
- Консерватизм — добро или зло в педагогической профессии?
- Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
- Уважение и унижение ребенка — в чем они проявляются?
- Внутренний и внешний имидж педагога.
- Эмоциональный мир педагога.
- Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
- Нравственные коллизии отношений в учительской.
- Сравнительный анализ этических кодексов разных профессий.
- Противоречия между профессиональными задачами педагога и психолога.
Модуль 3 «Этика межличностного взаимодействия в психолого-педагогической деятельности»
- Социально-психологические эффекты и феномены при взаимодействии в образовательном пространстве (эффект ореола, эффект первичности, эффект новизны, эффект ожидания, эффект проекции, эффект обобщения, эффект Пигмалиона, эффекты социальной фасилитации и ингибиции, феномен «мы и они», групповое давление и конформное поведение и др.).
- Сферы проявления насилия в школе.
- Толерантность в общении: значение, границы, мера.
- Человек — цель или средство общения? Манипуляции в общении: за и против.
- Общение и юмор.
- Проблема моббинга в коллективе.
Методические рекомендации по написанию, требования к оформлению
Содержание и конкретная тема реферативной части определяются студентами самостоятельно, но все рефераты должны удовлетворять определенным требованиям. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 10 до 20 машинописных листов.
Общая структура реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.
Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов).
В этой части реферата может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.
Основная часть реферата. В ней передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если, например, в работе затрагивается ряд проблем), данная часть работы может содержать несколько глав.
В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов. Студенту необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно; с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.
На усмотрение преподавателя реферат сдается для оценивания или докладывается во время аудиторного занятия.
Критерии оценки:
— оценка «зачтено» выставляется студенту, если обоснована актуальность избранной темы; полно и четко представлены основные теоретические понятия; проведен анализ теоретических и практических исследований по проблеме; продемонстрировано знание методологических основ изучаемой проблемы; показана осведомленность о новейших исследованиях в данной отрасли (по материалам научной периодики); уместно и точно использованы различные иллюстративные приемы — примеры, схемы, таблицы и т. д.; показано знание межпредметных связей; работа написана с использованием терминов современной науки, хорошим русским языком, соблюдена логическая стройность работы. Дополнительно оценивается наличие презентации и выступление с докладом на занятии.
— оценка «не зачтено» выставляется студенту, если большинство изложенных требований не соблюдено.
Составитель ________________________ А.М. Шевелёва
(подпись)
«____»__________________20 г.
Оформление индивидуальных творческих заданий/проектов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра организационной и прикладной психологии
Темы индивидуальных творческих заданий**
по дисциплине Профессиональная этика и основы психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного пространства
Индивидуальные творческие задания:
Описание задания
- Подготовка примеров конкретных ситуаций («кейсов») для иллюстрации и изучения проблем профессиональной этики с последующим их обсуждением и поиском решения.
Инструкция: Составить описание проблемной и неоднозначной с точки зрения профессиональной этики ситуации взаимодействия участников образовательного пространства (инцидент, участники, их действия).
Описать реальную проблему, не имеющую единственного и очевидного решения. Оформить описание в письменном виде.
Примерные темы:
Взаимодействие с клиентами (учащимися)
Взаимодействие с родителями учащихся
Взаимодействие с коллегами равного статуса
Взаимодействие «начальник-подчинённый»
Конфликтные ситуации между учащимися
Межкультурные или межнациональные конфликты в образовательном учреждении
Неоднозначность оценки поведения или внешнего вида человека в общественном месте
Противоречие оценки поступка «по закону» и «по совести»
Противоречие личных и профессиональных отношений
Нравственное воспитание детей и подростков
- Подготовленные студентами кейсы обсуждаются на практических занятиях. Студенты анализируют ситуации (участники и их позиции, возможные мотивы, удовлетворяемы потребности, возможные предпосылки и последствия), предлагают разрешение проблемных ситуаций и возможные действия психолога по содействию разрешению ситуации.
Требования к оформлению задания/проекта
Письменно оформленное описание проблемной ситуации (инцидента, участников и их действий), не имеющей единственного и очевидного решения. Описание сопровождается вопросами, которые могут быть использованы для группового анализа кейса.
Критерии оценки:
— оценка «зачтено» выставляется студенту, если кейс оформлен в письменном виде, с описанием инцидента, участников и их действий; имеются вопросы для группового анализа кейса; студент участвовал в групповом поиске решения ситуации.
— оценка «не зачтено» выставляется студенту, если кейс не оформлен в письменном виде; студент не участвует в групповом поиске решения проблемной ситуации.
Составитель ________________________ А.М. Шевелёва
(подпись)
«____»__________________20 г.