Обработка полученных данных. Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

 

2 – да; 1– трудно сказать; 0 – нет.

 

Вопросы:

1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

6. Мне нравится находить причины своих неудач.

7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

10. Убедительно могу доказать правоту.

11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

12. У меня часто рождаются интересные идеи.

13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

 

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

 

 

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

 

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1– привлекает слабо;

0– не привлекает совсем.

 

Что привлекает в деятельности?

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

19 стр., 9170 слов

Педагогическая деятельность как творчество

... роли творчества в процессе педагогической деятельности. Предмет исследования:  педагогическая деятельность как творчество. Гипотеза исследования:  педагогическая деятельность неразрывно связана с процессом творчества. Для ... личностью, что накладывает ограничения (не навреди своим творчеством!). Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе ...

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера.

 

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 

 

Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности,

Нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову)

Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4– всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

 

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать людям.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1 5 9 13 17

2 6 10 14 18

3 7 11 15 19

4 8 12 16 20

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

13 стр., 6235 слов

Проблемы личности в социальной психологии

... источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности". Объект исследования - личность. Предмет исследования - методики исследования проблем личности. Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, ...

 

Т.А. Огнева, О.И. Мотков кандидат психологических наук

Методика «Психологическая культура личности»
(для учащихся 2 – 7 классов средней школы)

Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.

Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:

1 – самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 — конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 — хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;

4 – наличие творчества –охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;

5 — самоорганизованность —достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;

6 — гармонизирующее саморазвитие —наличие самозадач и деятельности посамовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности (все вопросы методики).

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. “Школьный психолог”, 1999, № 15, с. 8-9; . В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).

В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.

БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – 7 классы)

Инструкция:Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.

Очень редко 2 — редко 3 — иногда 4 — часто 5 — всегда

Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________

Дата рождения___________________________ Пол__________________________

Школа №, город ___________________________ Класс ______________________

психологические умения и проявления
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки?
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо?
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия?
Охотно ли ты осваиваешь новые игры?
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел?
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев?
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав?
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками?
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях?
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно?
Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий?
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем?
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие?
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение?
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности?
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения?
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол?

КЛЮЧ

№№ Виды культурно-психологического поведения Вопросы №№
I Самопонимание и самопознание 1, 7, 13
II Конструктивность общения 2, 8, 14
III Психическая саморегуляция 3, 9, 15
IY Наличие творчества 4, 10, 16
Y Самоорганизованность 5, 11, 17
YI Саморазвитие 6, 12, 18
VII Психологическая культура в целом 1 — 18

Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения — Ср I, Cp II, …. Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем — вида II, и так далее.

Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк — т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры — суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.

2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель —уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)

УРОВЕНЬ Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла)   %
Высокий 3,61 — 4,50 65,01 — 87,50
Псевдо-высокий 4,51 — 5,00 87,51 — 100,0
Средний 2,91 — 3,60 47,51 — 65,00
Низкий 1,00 — 2,90 0,00 — 47,50

 

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:

балл 1,01,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7

% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,515 17,5 20 22,5 2527,5 30 32,5 35 37,540 42,5

 

балл 2,8 2,9 3,03,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6

% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,565 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90

балл 4,7 4,8 4,9 5,00

% 92,5 95 97,5 100,0

Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов

Группа I – Самопони-мание II — Констр. общения III – Саморе- гуляция IV – Твор- чество V — Самоорга-низован-ность VI – Самораз- витие VII – Психол. культура
Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD Ср CD
                             
                             
                             
                             
                             
                             

Литература

1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ «Здоровье, развитие, личность». Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 — 336 с. С. 222-243

2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997

3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 — 384 с.

4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998

5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 — 360 с.

6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000

7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 — 176 с.

9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 — 320 с.

10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 — 96 с. (методика «Культурно-психологический потенциал»)

11. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9

12. .

13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 — 240 с.

14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 — 352 с.

15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995

16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986

17. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. Психологии, 1996, № 3. С. 28-34

Оценка псих. климата (В.С.Орешкин, В.В.Онуфриева)

  1. Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
  2. Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
  3. Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

«По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».