1. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

Ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни играет центральная нервная система. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой же, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой.

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный русский физиолог И. П. Павлов пришел к выводу о том, что возбудимость центральной нервной системы у детей различна: у одних преобладают процессы торможения, у других — процессы раздражения, у некоторых эти процессы уравновешивают друг друга. Поэтому реакция у детей на одни и те же явления окружающей действительности разная.

Рефлекторные функции

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы являются врожденными. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребенка участвуют все анализаторы.

Органы чувств

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорожденного ребенка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз еще очень слабы и редки.

3 стр., 1100 слов

процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных ...

... исследователей в данной области. Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений. Предмет ... этот период изменения структурно-функциональной организации мозга определяют готовность ребенка к школе, обусловливают возможность и ... собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе ив повседневной жизни. Вместе с тем ...

У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный ребенок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

Начиная с третьего месяца ребенок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорожденного, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Физиологические особенности

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорожденного, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам.

Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.

У новорожденного подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Выполняемые кожей функции у ребенка первого года жизни имеют сдедующие особенности: защитная функция значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, ла коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребенка богата кровеносными сосудами, а ее роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная функция кожи у ребенка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребенок, чаще, чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше — около 40%.

Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием.

Мышечный тонус тоже очень слабый. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка пассивное разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускулатуры ребенка.

11 стр., 5041 слов

Воспитание и развитие детей первого года жизни

... им годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению с взрослыми; первое полугодие, во время которого ... который чаще всего находится рядом с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глазки ребенка, которые впервые начинают конвенгировать на лице матери, и ...

Анатомические особенности

Скелет новорожденного в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

Голова новорожденного имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

На голове новорожденного ребенка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой — к 12-15.

Позвоночник новорожденного почти прямой. Но как только ребенок начинает

держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед — лордоз.

В 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела

позвоночника выпуклостью назад — кифоз, а когда ребенок начинает ходить (9 —

12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперед.

У новорожденного грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми ребрами, как бы на высоте вдоха. Ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена.

В дальнейшем форма грудной клетки у ребенка меняется, когда он начинает ходить. В месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы ребер приподнимаются кверху, ребра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперед и кверху. Форма таза у новорожденных мальчиков и девочек ‘практически одинаковая. Рост конечностей, как и формирование скелета, начавшись на перовом году жизни, продолжается несколько лет.

Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Поскольку слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, то это создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

Полости носа новорожденного недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого. Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.

10 стр., 4602 слов

Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

... ребенка от рождения до 7 лет 2.1 Особенности развития ребенка раннего возраста Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного ... детей вызванные рефлексы проявляются в ответ на раздражение различных участков поверхности кожи. Прежде всего, это хватательный рефлекс (новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, ...

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к ее сужению, проявляющемуся в удушье или затрудненном дыхании.

Трахея и бронхи у малышей являются менее эластичными, чем у взрослых людей и имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно — воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадение легочной ткани в нижне-задних отделах легких.

Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Так как подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, то сначала легкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того, как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребенка более частым дыханием.

С момента рождения у ребенка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно воспаление легких, могут вызвать у детей серьезные осложнения.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребенка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребенка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластические волокнами.

Мочевой пузырь у ребенка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь леремещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объем мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году — до 200 мл.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. Важность и актуальность рассматриваемой ... творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребенка число мочеиспусканий сокращается — к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых. Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребенок мерзнет, мочеиспускание учащается.

Функционирование желез внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в ее работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Сердечная деятельность

Относительный вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается.

Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребенок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорожденного шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объем сердца.

Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту. На один цикл “вдох-выдох” приходится 3,5-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже — 100-130 ударов.

Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т. д.

У новорожденного в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни.

У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.

2. Рецепторы к моменту рождения

Уже в первые часы после рождения ребенок способен воспринимать ряд раздражений и осуществлять простейшие рефлекторные акты или ответы на раздражители, В его коже имеются рецепторы, воспринимающие прикосновение, болевые и температурные раздражения. Рецептор — это трансформатор энергии, которую он превращает в нервный процесс. Вся рецепторная система делится на две группы: рецепторы контактные и рецепторы дистантные. Первые воспринимают лишь те раздражения, которые воздействуют на организм при контакте. Вторые реагируют па воздействие раздражителей, находящихся на том или ином расстоянии. Контактные .рецепторы воспринимают болевые, температурные воздействия, а дистантные — слуховые, зрительные, обонятельные.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Хотя новорожденные дети чувствительны к теплу и холоду, живо реагируют на изменения окружающей температуры, но терморегуляция организма у них в первые месяцы жизни развита плохо, поэтому они легко охлаждаются и перегреваются.

Рецепторы, воспринимающие вкусовые качества, к моменту рождения ребенка почти сформированы, однако для возникновения вкусовых ощущений существенную роль играет концентрация вкусового вещества. Новорожденные и грудные дети реагируют на горькое при концентрации его до 0,01—0,2%, на кислое — до 0,05—0,02%, на сладкое — при 1—2%, тогда как у взрослых реакция на эти вещества более тонкая (на горькое они реагируют при концентрации его до 0,002%, кислое — до 0,01 %, сладкое — до 1 %).

Обонятельный рецептор детей воспринимает раздражения с момента рождения. Реакция маленьких детей на ароматические вещества проявляется общими движениями, учащением дыхания, пульса; на неприятные, раздражающие запахи — мимическими защитными реакциями и даже криком.

Реакция на звук отмечается не только у доношенных, но и у недоношенных новорожденных. К 3 месяцам дети уже различают высоту тона. Громкий звук у них может вызвать испуг и повышенную возбудимость на длительный период.

Наиболее сложный путь развития проходит зрительный анализатор. Периферический отдел зрительного прибора — глаз — в основном сформирован к моменту рождения, а развитие мозгового центра зрения продолжается до 7-летнего возраста.

Следовательно, органы чувств функционируют уже при рождении, но еще не в полном объеме. В первые часы после рождения движения глаз у ребенка некоординированные. Лишь через несколько часов глаза начинают совершать совместные движения, но ребенок еще не фиксирует взгляд, тем не менее яркий свет раздражает его и он ведет себя беспокойно. Поэтому помещение, в котором находится новорожденный, не должно быть чрезмерно ярко освещено. Цвет глаз к моменту рождения еще не бывает определенный, чаще всего он, темно-голубой, настоящий цвет глаз определяется к середине года.

3. Безусловные и условные рефлексы. Классификация условных рефлексов по Симонову. Сходства и различия безусловных и условных рефлексов.

У ребенка, который только что родился, уже можно определить несколько специфических рефлексов. Это врожденные безусловные рефлексы.

Наиболее значимые из них:

• хватательный (или иначе — рефлекс Робинсона);

• сосательный (который еще называют хоботковым);

• подошвенный;

• рефлекс Галанта;

• феномен ползания.

Рефлекс хватательный

Это так называемый тонический рефлекс рук. Если прикоснуться к ладошке новорожденного или вложить в нее палец, то малыш сразу обхватит палец, и довольно крепко.

Этот рефлекс для современного ребенка не имеет никакого практического значения, но когда-то — миллионы лет назад — был очень важным. То, как срабатывает этот рефлекс и какое он имеет значение, мы ныне можем видеть на примере обезьян: самка забрасывает своего детеныша на спину, тот крепко ухватывается за густую шерсть на спине, и у самки остаются свободными все лапы, она может добывать ими пищу, лазать по деревьям и т. д.

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...

... коркового представительства условного рефлекса выработанный условный рефлекс сохраняется. По-видимому, образование временной связи идет между подкорковым центром условного рефлекса и корковым центре-безусловного рефлекса. При разрушении коркового представительства безусловного рефлекса условный рефлекс также сохраняется. ...

Рефлекс сосательный

Этот рефлекс тоже очень древний, но, в отличие от хватательного, он не утратил своего практического значения. Проверить наличие рефлекса просто: нужно легонько провести пальцем по губам новорожденного ребенка или по щеке возле рта; ребенок тут же начинает складывать трубочкой губы, причмокивать и делать сосательные движения.

Малыш сам не знает, зачем это делает: рефлекс есть рефлекс. Малыш не знает, что такое материнская грудь, он не знает, что такое молоко и каково оно на вкус, но уже делает все, чтобы ухватиться за грудь губами и деснами, чтобы сосать молоко. Этот безусловный рефлекс хорошо выражен у всех детенышей млекопитающих.

Рефлекс подошвенный

Если даже легонько прикоснуться к подошвенной поверхности стопы ребенка, пальцы стопы тут же сгибаются, и малыш отдергивает ножку. Это и есть подошвенный рефлекс.

Практического значения для современного рефлекса он не имеет, разве что наличие данного рефлекса указывает на нормальное физическое развитие новорожденного.

Рефлекс Галанта

Чтобы проверить рефлекс Галанта, малыша нужно положить на животик и легонько провести пальцем по позвоночнику на уровне лопаток сверху вниз. Если ребенок начинает при этом выгибаться всем телом, можно считать, что рефлекс выражен хорошо. Данный рефлекс также давно утратил свое практическое значение.

Феномен ползания

Уже у ребенка, который только что родился, можно заметить нечто напоминающее стремление к ползанию. Этот рефлекс принято называть феноменом ползания.

Как он определяется? Ребеночка нужно положить на животик, слегка согнуть ножки в коленных и тазобедренных суставах (вроде того, как согнуты лапки у лягушки) и прикоснуться рукой к подошвам его ножек. Малыш сразу же начнет с усилием разгибать ножки, будто стремясь оттолкнуться от предложенной опоры и ползти.

Рефлексы слуховые

У ребенка первых недель и месяцев жизни определяются безусловные рефлексы на сильные звуковые раздражители. Эти безусловные рефлексы являются рефлексами неожиданности.

При внезапном громком звуке — при стуке, например (напомним: негромких звуков новорожденный малыш в силу физиологической тугоухости не слышит), — ребенок может вздрогнуть, может шевельнуть ручками или ножками, может повернуть глаза и даже голову в сторону источника звука.

Если громкий звук раздается во время кормления малыша, тормозится сосательный рефлекс — ребенок на секунду-другую прекращает сосание, он также может в этот момент настороженно раскрыть глаза, может сжать кулачки.

Некоторые дети постарше при сильном звуке закрывают лицо руками — это тоже один из безусловных слуховых рефлексов.

Условные рефлексы в период новорожденности

Выработка условных рефлексов у новорожденного сопряжена со значительными трудностями. Почему?

12 стр., 5956 слов

Анатомо-физиологические и функциональные особенности нервной системы у детей

... по выбранной теме. 2. Изучить анатомо-физиологические особенности нервной системы детей. 3. Изучить безусловные рефлексы новорожденных. 4. Изучить психомоторное развитие новорожденных. 5. Сравнить развитие ... безусловных рефлексов у доношенных и недоношенных детей. 6. Провести анализ полученных результатов. II. Основная часть 1. ...

Кора головного мозга малыша развита достаточно слабо, поэтому обычные раздражители являются для нее чересчур сильными: центральная нервная система новорожденного от воздействия этих раздражителей быстро утомляется, в ней над процессом возбуждения начинает преобладать процесс торможения, и малыш засыпает.

Простейшие условные рефлексы можно выработать лишь после второй-третьей недели жизни ребенка. Это условный вестибулярный рефлекс на покачивание малыша. Более сложные условные рефлексы вырабатываются и закрепляются спустя примерно три месяца после рождения.

Условные рефлексы по Симонову подразделяются следующим образом.

По биологическому признаку:

— пищевые;

— половые;

— оборонительные;

— двигательные;

— ориентировочный — реакция на новый раздражитель.

Отличия ориентировочного рефлекса от других условных рефлексов:

— врожденная реакция организма;

— он может угасать при повторениидействия раздражителя.

То есть ориентировочный рефлексзанимает промежуточное место между безусловным иусловным рефлексом.

По характеру условного сигнала:

— натуральные — условные рефлексы, вызываемые раздражителями, действующими в естественных условиях: вид,запах, разговор о пище;

— искусственные — вызываются раздражителями, не связанными с данной реакцией в нормальных условиях.

По сложности условного сигнала:

— простые — условный сигнал состоит из 1 раздражителя (свет вызывает выделение слюны);

— сложные — условный сигнал состоит из комплекса раздражителей:

— условные рефлексы, возникающие на комплекс одновременно действующих раздражителей;

— условные рефлексы, возникающие на комплекс последовательно действующих раздражителей, каждый из них «наслаивается» на предыдущий;

— условный рефлекс на цепь раздражителей, также действующих друг за другом, но не «наслаивающихся» друг на друга.

Первые два вырабатываются легко, последний — сложно.

По виду раздражителя:

— экстероцептивные — возникают наиболее легко;

— интероцептивные;

— проприоцептивные.

У ребенка первыми появляются проприоцептивные рефлексы (сосательный рефлекс на позу).

По изменению той или иной функции:

— положительные — сопровождаются усилением функции;

— отрицательные — сопровождаются ослаблением функции.

По характеру ответной реакции:

— соматические;

— вегетативные (сосудо-двигательные).

По сочетанию условного сигнала и безусловного раздражителя во времени:

— наличные — безусловный раздражитель действует при наличии условного сигнала, действие этих раздражителей заканчивается одновременно.

Различают:

— совпадающие наличные условные рефлексы — безусловный раздражитель действует через 1-2 с после условного сигнала;

— отставленные — безусловный раздражитель действует через 3-30 с после условного сигнала;

— запоздалые — безусловный раздражитель действует через 1-2 мин после условного сигнала.

Первые два возникают легко, последний — сложно.

— следовые — безусловный раздражитель действует после прекращения действия условного сигнала. В данном случае условный рефлекс возникает на следовые изменения в мозговом отделе анализатора. Оптимальный интервал — 1-2 мин.

12 стр., 5965 слов

Выработка условного рефлекса в экспериментах И.П. Павлова

... без подкрепления, происходит затухание рефлекса. При этом реакция ослабевает, часто становится нерегулярной, и в ... как возникает условный рефлекс в ответ на разнообразные сигналы и разные типы и условия подкрепления. Кроме того, он обнаружил, что в том случае, когда условный сигнал многократно предъявляется ...

По различным порядкам:

— условный рефлекс 1-го порядка — вырабатывается на базе безусловного рефлекса;

— условный рефлекс 2-го порядка — вырабатывается на базе условного рефлекса 1-го порядка и т. д.

4. Социальная ситуация в период новорожденности (е.О. Смирнова).

Границы периода новорожденности

С самого начала возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.

Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет.

Ранние контакты родителей с ребенком имеют важное психологическое значение для упрочнения уз, соединяющих их. Особенно необходимо такое взаимодействие для несовершеннолетних матерей, людей, не имевших ранее опыта обращения с новорожденными, для матерей детей, родившихся преждевременно, и тех, кого относят к группе риска. Но родители, усыновившие или удочерившие детей гораздо позже первых дней и недель после их рождения, могут выработать такую же устойчивую привязанность к ним.

Включение отца в отношения с ребенком имеет множество плюсов. Например, выяснилось, что такие младенцы социально отзывчивее, чем среднестатистические (Parke, 1979).

Однако следует помнить, что отцы, принявшие решение установить ранний контакт со своим ребенком, могут по некоторым другим критериям отличаться от тех, кто предпочел отказаться от таких отношений, поэтому мы не можем с уверенностью заявлять, что именно ранний контакт является причиной позитивных моментов в дальнейшем развитии ребенка.

Большинство родителей, по мнению Дж. Гевирца, придают особое значение факту подачи подкрепления (пищи, любви) и не учитывают при этом обстоятельств, при которых ребенок получает такую стимуляцию, и как эта стимуляция связывается с поведением ребенка. Так, родители, которых окружающие считают «любящими», могут проявлять, с их точки зрения, заботу и любовь к ребенку, но подобное поведение может не иметь никакого влияния на ребенка и даже, напротив, приводить к развитию неадекватного поведения. Но могут быть и такие случаи, когда родители, с точки зрения посторонних, равнодушно и «сухо» реагируют на ребенка, но в действительности, взаимодействуя с ним, они создают эффективные условия для его научения, и в результате воспитывается дружелюбный и общительный человек.

Границы периода новорожденности.

Длится от момента рождения до 1-2 месяцев. Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недели беременности, весит не менее 2500,0 грамм и его рост не меньше 45 см. Также признаками доношенности являются: розовый цвет кожных покровов, хорошо развитые безусловные рефлексы, волосяной покров располагается только на плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, у девочек большие половые губы закрывают малые, у мальчиков яички находятся в мошонке. Слух к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звуки. Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете. Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькое, сладкое, кислое, солёное к моменту рождения).

Обоняние и осязание также хорошо развиты к моменту рождения.

Психологические особенности.

Кризис новорожденности, его психологическая сущность

В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. Ведь в основных жизненных функциях ребенок остается еще долго не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование ребенка в тот период дают основание Л.С. Выготскому говорить о периоде новорожденности как особом возрастном этапе, «обладающем всеми отличительными чертами критического возраста».

Самую главную особенность данного возрастного периода Л.С. Выготский видит в своеобразии ситуации развития. Она, эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А потому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием. «Новорожденность как бы соединительное звено между утробным и внеутробным развитием, она совмещает в себе черты того и другого. Это звено, — пишет Л.С. Выготский, — представляет собой в истинном смысле переходный этап от одного типа развития к другому, коренным образом отличному от первого».

К характеристикам психической жизни ребенка Л.С. Выготский относит: «недифференцированность и нерасчлененность переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; неумение выделить себя и свои переживания в ряду объективных вещей ребенком, отсутствие способности дифференцировать социальные и физические объекты; нерасчлененное восприятие ситуации в целом.

Критерием для определения возрастных границ периода новорожденности Л.С. Выготский предлагает считать степень социального развития ребенка. Новорожденный, считает Л.С. Выготский, не обнаруживает никаких специфических форм социального поведения. Первое общение ребенка с человеком возможно лишь за пределами данного периода. Ибо для настоящего общения, подчеркивает свою мысль Л.С. Выготский, обязательно необходимы психические процессы, благодаря которым ребенок «сознает», что кто-то с ним занимается, благодаря которым ребенок реагирует на человека иначе, чем на все окружающее. Таких возможностей у ребенка пока нет. Психическая жизнь новорожденного ребенка связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.

К концу первого или началу второго месяца в психической и социальной жизни ребенка появляется переломный момент. Его связывают со специфической реакцией ребенка на человеческий голос. У него вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, которая называется комплекс оживления — основное новообразование критического периода. Это и первый акт общения. Появление улыбки в ответ на разговор взрослого человека суть этой специфической реакции. В конце первого месяца крик одного ребенка может вызывать ответный крик у другого.

5. Индивидуальные различия новорожденных. Физические и психические