НОВОРОЖДЕННЫЙ (от рождения до 1,5−2 мес.)

Развитие ребенка на разных возрастных этапах Тема: период младенчества (0−1)

  • Внутриутробное развитие с позиций перинатальной психологии
  • Психическое развитие новорожденного: психическая жизнь новорожденного, эмоциональная жизнь новорожденного.
  • Психическая жизнь младенца по микропериодам.
  • Социальные реакции
  • Эмоциональная жизнь младенца.
  • Социальная ситуация развития
  • Непосредственно-эмоциональное общение- ведущий тип деятельности.
  • Познавательное развитие.
  • Формирование зачатков самосознания.
  • Психические новообразования младенческого возраста.

Внутриутробный период развития

ОРГАНИЗМ

МАТЕРИ

Компенсация

ОРГАНИЗМ

РЕБЕНКА

Внешние условия:

  • экологические
  • эмоциональные
  • эмоциональное состояние
  • питание, кислород
  • движение
  • алкоголь, курение
  • наркотики
  • лекарства
  • родовая травма…

Прирожденные особенности организма

На психическое развитие человека оказывает влияние все то, что происходило с ним с момента зачатия. Мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм (при стрессе надпочечники матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), во время же положительных эмоций гипоталамические структуры выбрасывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, воздействуют на плод).

Плод чувствителен к широкому набору материнских эмоций (тахикардия матери секунду спустя вызывает тахикардию плода, страх в течении 50 секунд — гипоксия, дистресс матери — низкий вес плода, повышение риска смерти, развитие респираторных инфекций, астма, ослабление когнитивного развития).

Внутриутробные впечатления записывается в долговременной памяти.

Отношение матери к плоду оставляет стойкие следы на развитие его психики. Эмоциональный стресс матери статистически кореллирует с преждевременными родами, детской психопатологией, низким IQ, школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида.

Система сенсорно-эмоциональной памяти плода возникла не только для того, чтобы плод обучался в утробе матери, но и в дальнейшем использовал свой пренатальный и родовой опыт (у детей, матери который осуществляли пренатальную стимуляцию, в возрасте 3 лет память возрастает на 47%, IQ — на 38%, социальный интеллект — на 51%, рассудочная деятельность — на 82%).

Новорожденный (от рождения до 1,5−2 мес.)

Социальная ситуация развития. Отмечается большая беспомощность при рождении по сравнению с детенышами животных, полная зависимость от взрослых.

Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное общение со взрослым.

Центральным психическим новообразованием — индивидуальная психическая жизнь новорожденного.

  • обладает сравнительно ограниченными определенными, безусловно-рефлекторными формами поведения (сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и другие рефлексы);
  • органы чувств достаточно сформированы для функционирования;
  • кора больших полушарий еще не сформировалась.

Нервные клетки без ответвлений, проводящие пути не покрыты миэлиновой оболочкой. Это приводит к широкой иррадиации (распространения) возбуждения, обилию движений ребенка и затруднению образования условных рефлексов.

У новорожденного малое число врожденных форм поведения. Это не слабость, а сила ребенка — безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

Для нормального созревания мозга необходимо активное функционирование анализаторов (органов чувств).

Развивающийся мозг, в свою очередь, будет способствовать развитию анализаторных систем. Для этого необходимо достаточное количество внешних впечатлений, которые обеспечиваются взрослым. Зрение и слух формируются быстрее, чем телесные движения. В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов со всех анализаторов:

  • рефлекс на положение при кормлении
  • ориентировочный рефлекс;
  • зрительное сосредоточение;
  • слуховое сосредоточение;
  • лабиринтное сосредоточение;
  • рефлекс на сон и бодрствование (важен режим);
  • особые формы реагирования на взрослого.

Ребенок выделяет взрослого — как ПОСРЕДНИКА при контакте с окружающим миром, как источник удовлетворения потребностей. Вырабатывается эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого- КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ (бурное движение ручками, ножками, сосредоточивает взгляд, улыбается взрослому, издает певучие звуки).

Это симптом начала нового периода младенчества.

Младенец (1, 5(2)мес. -1год)

Социальная ситуация развития. В этот период контакт ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого. Единственной формой связи ребенка со взрослым становится непосредственно-эмоциональное общение. Вся жизнь и поведение ребенка опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним (Л.С.Выготский).

Ведущая деятельность. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым проходит следующие стадии: непосредственное общение, сменяется общением «по поводу» (предметов, дел и пр.), общение как совместная деятельность. Общение (4−5 мес) приобретает избирательный характер. Средства общения — экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Центральные новообразования. Совместная деятельность стимулирует появление потребности в общении (психическое новообразование этого возраста) и в то же время она сама удовлетворяет эту потребность, а также потребность получать впечатления (Л.И.Божович).

К психическим новообразованиям этого возраста относятся комплекс оживления, акт хватания, социальные реакции, зачатки самосознания в виде сознания психической общности с матерью, схемы тела и самоощущений, появлении эмоциональных отношений младенца к взрослым и предметам.

В ходе общения начинает развиваться речь ребенка. Первые предпосылки речи: комплекс оживления, гуление, лепет и подражание (5−6 мес.), понимание некоторых слов, произношение первых слов. К концу младенческого возраста речь приобретает активный характер.

Происходит развитие двигательной сферы ребенка и формирование его психических процессов. Овладевает передвижением в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, совершенствуется хватание, развиваются манипуляции. Ведущей функцией в познавательном развитии является восприятие. Развивается восприятие формы, света, предметов, пространственное восприятие, восприятие глубины. Воспринимаются не отдельные свойства объектов, а объекты в целом (образы предметов).

В контексте восприятия развиваются и действуют все другие психические функции. Память в форме узнавания (сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память), мышление — в форме аффективно окрашенных впечатлений, включено в практические манипуляции с предметом; эмоции длятся столько, сколько в поле восприятия находится соответствующий раздражитель, моторные действия обусловливаются уровнем развития восприятия.

Кризис одного года: специфика поведения ребенка — в наличии стремления (ситуация невозможности или отсроченности выполнения требования).

С возникновением навыка ходьбы среда делится на достижимое и недостижимое, что порождает запреты, которых прежде не было. Наличие запрета приводит к возникновению стремления. Т.о., можно сказать, что запрет «длит» стремление, и ребенок эмоционально проживает его и тем самым узнает. Происходит субъективация стремления посредством механизмов остановки (запрет) и означивания (вокализация — хочу).

В результате непосредственное и неосознанное действие ребенка становится опосредованным речью и осознаваемым.

В ходе кризиса происходит изменение социальной ситуации развития. Взрослый из главного источника удовлетворения желаний становится источником запретов. Противостояние взрослому может рассматриваться как момент эмансипации ребенка. Расширение круга передвижений и желаний ребенка приводит и изменению воспитательных воздействий, признанию взрослости ребенка, реорганизации подконтрольной ему жизненной среды. Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребенка, не злоупотреблять запретами, а предложить новые формы сотрудничества Новообразование кризиса 1 года — мотивирующее представление.

Контрольные вопросы.

  1. Какие факторы негативно и какие позитивно влияют на внутриутробное развитие ребенка?
  2. Какие факты свидетельствуют о наличии сенсорно-эмоциональной памяти плода?
  3. В чем проявляется индивидуальная психическая жизнь новорожденного?
  4. Какое значение для развития ребенка имеют безусловные рефлексы?
  5. Каковы особенности развития органов чувств?
  6. Преимущественно какие эмоции характеризуют эмоциональную жизнь новорожденного?
  7. Что понимается под «комплексом оживления»? С появлением какой потребности он связан?
  8. Анализируя социальную ситуацию развития младенца, определите, какое противоречие лежит в основе развития в этот период?
  9. Как развиваются движения и предметные действия в первый год жизни?
  10. Когда ребенок начинает ползать, стоять, ходить?

  1. Когда начинает интенсивно развиваться понимание ребенком речи? Когда появляются голосовые реакции и первые слова? Какие условия для этого должны создавать взрослый?
  2. Как связан ведущий тип деятельности с эмоциональной жизнью младенца?
  3. Какие основные эмоции характеризуют жизнь младенца?
  4. Какова роль восприятия в психическом развитии младенца?
  5. Какие факты психической жизни младенца указывают на формирование у него зачатков самосознания?
  6. Перечислите основные достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни.

Какой термин предлагает Л.С. Выготский для обозначения основного новообразования, складывающегося в младенчестве? Какое содержание в него вкладывается?

Практикум

Верно или неверно?

1.Новорожденность — единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей.

2.Врожденные рефлексы не только обеспечивают выживание ребенка, но и составляют основу психического развития.

3.Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений.

4. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности — это отсутствие достаточного количества разнообразных сигналов из внешнего мира.

5. Селективная улыбка появляется у младенца на 2−3 месяце.

6. Врожденные эмоции интереса в первые 3−4 месяца обусловливают перцептивную и сенсомоторную активность младенца. Но уже в 4−9 месяцев ребенка интересует то, что он может наблюдать многократно.

7. К социальным реакциям относят: реакции подготавливающие сидение, стояние, голосовые реакции.

8. Ребенок является существом социальным с самого рождения.

Объясните, используя знания особенностей данного возраста, следующие факты жизни младенца:

  1. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

Задание: Назовите причину данного явления.

  1. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения?

Задание: Проанализируйте свои суждения.

  1. Когда папа подошел к сыну (10 мес.) в незнакомой форменной фуражке, мальчик вдруг заплакал.

Задание: Почему это случилось?

  1. Ребенку (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а ребенок достает их и снова бросает на пол.

Задание: Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какие психические процессы развиваются у малыша при подобных действиях?

  1. Непосредственно после кормления у ребенка отсутствовала эмоционально-положительная реакция. Только при зрительно-слуховом сосредоточении на лице взрослого и звуках его голоса возникло торможение общих движений, через 10 сек., сменившееся выразительной улыбкой, длившейся 35 сек.

Задание: О наличии какого психического новообразования свидетельствует этот факт?

Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрух, опубликованной в работе: Дети- сироты. Консультирование и диагностика. М, 1998. Она не направлена на постанов1ку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

10 Дней

1. Зрительные ориентировочные peaкции: удерживает в поле зрения

движущийся предмет (ступенчатое слежение); фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2. Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и мopгaeт при резком звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним спо­собом на звук с обеих сторон.

18−20 Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения

неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фикси­рует' взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5−10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5−10 с успокаивается; дви­жения заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10−15 с.

1 Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание дви­жущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает се из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после звучания погремушки (10−15с), движения заторможены.

3. Эмоции и социальное поведение: первая улыбка в ответ на разговор взрослого; неярко улыбается в ответ за 3 -4 обращений к нему.

4. Движения общие: лежа на животе, пытается поднимать и удержи­вать голову (в течение 5 с.); сразу поднимает, голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с. и опускает.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдель­ные звуки и ответ на разговор с ним; после нескольких обращении взрос­лого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реак­ция (от нескольких секунд до 1 мин).

2 Месяца

6. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет или лица взрослого; смотрит на игрушку в течении 20−25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит непрерывно (10−15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову право и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение 5 с после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен преимущественный поворот головы в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно слушает в течение 5−10 с и поворачивает голову в сторону голоса взросло, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение:

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке; случай­но у видев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голо­ву и сосредоточивает на нем взгляд в течение 15−30 с. Движения затормо­жены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произносит отдельные звуки

3 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит па лицо говорящего взрос­лого или игрушку в течение 10 с.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ па эмоциональное общение с ним (разговор): смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обраще­ний широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает и разгибает ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5−10с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одного компонента.

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издавае­мые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя,

сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается па иг­рушку (одну или обе) 2−3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить се и прослеживает глазами движения рук.

4. Движения общие:

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предпле­чья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло­го): удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре

выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

4 месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радост­но улыбается. При повторном появлении оживляется, внимательно смот­рит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сра­зу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекает­ся. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами: слушает в течение 2−3 с и четко поворачивает голову

в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу. смотрит на нее в течение 10 с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно слушает колыбельную, смотрит на ноющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появля­ется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется

в течение 5-Ю с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социалъное поведение:

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживле­ния: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более.

б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо.

5 Месяцев

Переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачивает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных уставах и. опираясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирается стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах не менее 1 мин.

Подготовительные этапы развития активной речи:

подолгу певуче гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

Навыки, и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу

— открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

6 Месяцев

Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и

чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую; сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

Движения общие. переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи взрослого;

передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение 3−5 с., смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

Подготовительные этапы развития активной речи:

произносит отдельные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог «ба»,"ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Навыки и умения в процессах:

а.) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами: раскрывает рот раньше, чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

7Месяцев

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игрушку из ­руки в руку. извлекает звук. стучит по подстилке, бросает- вниз (1 мин).

2. Движение общие: хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет впе­ред к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос:

«Где.,?" — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в опреде­ленном месте (например, часы, куклу и др.) поворачивается к игрушке и смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепе­чет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая, смотрит па губы говорящего и через 1−5 мин произносит повтор­но слоги: «ба-ба», «ма-ма» или др.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый; прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.

8 месяцев

1. Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ре­бенка, привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действи­ям, тянется к игрушке.

2. Движения и действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в за­висимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Вы­полняет любые два действия;

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вы­нимает и т. п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно и однократно. Может выполнить два действия из трех.

3. Движения общие:

а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овла­дел движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Си­дит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;

б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при помощи взрослого встает на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит на прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игруш­кой, переставляя руки, опускается на одно колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится;

в) переступаeт, держась за барьер: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.

Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где???" — - находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах, на вопрос: «Где???" — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др.; по просьбе выполняет одно из движений.

Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).

Навыки и умения в процессах: ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая руками.

9 Месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.

2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему навстречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребенок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им— стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.

Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой мяч катает; может выполнить только одно действие.

Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к не­му, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.

5. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где???" — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других местах;

б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивает­ся, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не peaгирует.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому; повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит

за движением губ взрослого и сразу или через 1−2 мин повторяет слоги.

7. Навыки и умения в процессах:

а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко на­правляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет.

Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит се;

б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок): ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет,

улыбается, не пытается встать. Результат положительный.

10 Месяцев

1. Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, ко­торый приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из од­ного ящика, улыбаются друг другу).

2. Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, от­крывает и закрывает, катает).

Действия с предметами принимают устойчи­вый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные дейст­вия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может

выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

3. Движения общие:

а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или бе­рется за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;

б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опира­ясь на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чере­дующимся шагом.

4. Понимание речи: по просьбе; «Дай…» — находит знакомые предметы

среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых иг­рушек.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка; слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1−2 мин, подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.

6. Навыки и умения с процессах: закрепляются умения, приобретенные в 10 месяцев.

11 Месяцев

1. Эмоции и социальное поведение:

а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в ма­неж (за барьер);

6) избирательное отношение к детям — радуется появлению опреде­ленного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка заби­рают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помещают к детям, он осматривается и сразу направляется к определен­ному ребенку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или ря­дом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2. Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик па кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

3. Движения общие:

а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставлен­ных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5 с, ноги расставлены, руки балансируют;

б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

4. Понимание речи:

а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под­сказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.); по предложе­нию взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;

б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной просьбе взрослого даст любую куклу, которую видит среди игрушек, мя­чи, все машины, часы и др.; находит две-три игрушки одного вида и дает их. Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например, «мама, ав-ав, би-би, дай» и др.; во время игры или при виде показанных игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

12 Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, бе­рет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик:

б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ па вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее. оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изобра­женного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) протягивает другом ребенку и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать: «На», может действовать молча;

б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется.

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает,

водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разные с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;

б) переносит действия, разученные с одним предметом на другой (водит, кормит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает спать и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

5. Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, принеси, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным в отдаст им игрушки, находит одежду и пр.;

б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух- трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать);

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух- трех повторений;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

6. Активная речь:

а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция;

б) произносит пять-десять облегченных слов; проверяет за проверяющим слова «дай. так, топ-топ.» и др.; при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима отсроченная реакция.

7. Навыки и умения в процессах:

Самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам, пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый и пить из нее.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Перинатальное развитие: бесспорное и оспариваемое.
  2. Психология новорожденного.
  3. Ростки креативности: инициативность младенца в общении со взрослыми.
  4. Младенец: от общения к действию и познанию.
  5. Структура и динамика младенческого возраста.
  6. Эмоциональная жизнь младенца.

Литература:

  1. Авдеева Н.М., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. — М., 1994.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000.
  4. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. — М., 1979.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М., 1988.
  6. Гроф С. За пределами мозга. — М., 1993.
  7. Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. — М., 1993.
  8. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых / Под ред. Е.Р. Слободской. — Новосибирск, 1994.
  9. Джайнотт X.Д. Родители и дети. — М., 1986.
  10. Ибука М. После трех уже поздно. — М., 1992.
  11. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. — М., 1991.
  12. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни/ Вопросы психологии. 1994. № 3.
  13. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни / Вопросы психологии. 1993. № 3.
  14. Крайг Г. Психология развития. М., 2000.
  15. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в раннем возрасте. Прага, 1984.
  16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.
  17. Матейчек З. Родители и дети. — М., 1992.
  18. Митькин А.А. Интерсенсорное взаимодействие у младенцев: теоретический и эмпирический подходы / Психологический журнал, 1995. № 6. С.72−82.
  19. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. — М., 1987.
  20. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца / Вопросы психологии. 1994. № 6.
  21. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
  22. Субботский В. Ребенок открывает мир. — М., 1991.
  23. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М., 1992.
  24. Шмурак Ю. Пренатальная общность/ Человек. — 1993.- № 6.
  25. Привязанность младенцев к родителям и образ себя в раннем детстве. Вопросы психологии. 1997. № 4.
  26. Кросскультурные исследования младенчества. Вопросы психологии. 1997. № 5.
  27. Сравнительно-психологические исследования комплекса оживления./Вопросы психологии. 1998. № 6.
  28. Взаимодействие матерей и младенцев группы риска. /Вопросы психологии. 1998. № 2.
  29. Развитие инициативности у детей 1-го года жизни./ Вопросы психологии. 2000. № 4.
  30. Специфические характеристики развития в переходные периоды (1 год).

    /Вопросы психологии. 1999. № 1.

  31. Психическое развитие недоношенных младенцев. /Вопросы психологии. 1999. № 6.
  32. Батуев. Возникновение психики в дородовой период./ Психологический журнал. 2000. Т.21. №.6.

Тема: ранний возраст (1−3 лет)

Кризис первого года как переход от младенчества к раннему детству.

Особенности развития ребенка в раннем детском возрасте.

Особенности общения.

Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности.

Освоение ходьбы.

Освоение предметных действий.

Освоение речи.

Причины, затрудняющие развитие речи.

Значение обобщения для психического развития ребенка.

Умственное развитие: восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение, память.

Особенности поведения.

Основные психические новообразования.

Характеристика кризиса 3-х лет.

Факторы становления системы «Я».

Социальная ситуация развития:

Ребенок и взрослый

ВЗРОСЛЫЙ

АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА

Положительное отношение

Отрицательное отношение

ВОЗРАСТАЕТ

ЗАТУХАЕТ

  • Любит весь мир
  • Готов сопереживать
  • Вступает в общение со сверстниками

  • «Все плохие»
  • Замыкается в себе
  • Не общается с людьми

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НАЧИНАЕТСЯ С ОСВОЕНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТАМИ

Нарушение способов употребления предметов

рассматривается как нарушение правил поведения

ВЗРОСЛЫЙ

Как носитель правил поведения

Образцы поведения

РЕБЕНОК

Вербальные пояснения

Решает проблемы ситуации однозначно

(«Из чашки пьют»)

Эмоциональные одобрения

Правило интерпретируются, и становится сущностью, определяющей поведение ребенка

Ребенок овладевает пространством предметного мира через сотрудничество со взрослым в совместной с ним деятельности. Взрослый для ребенка — средство общения с предметным миром.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная формирует способности к самообслуживанию, умение вступать во взаимоотношения со взрослыми, владение элементарными формами поведения.

Факторы развития ведущей деятельности :

освоение ходьбы

освоение предметных

действий

овладение речью

1) Роль ходьбы в общепсихическом развитии ребенка:

Активность

Пороги чувствительности и мышечное чувство

Пространственные

отношения

ХОДЬБА

Мышление

Самосознание

2) Предметные действия и условия их развития:

Ориентироваться в предметном мире, значит использовать предметы сообразно их назначению. Развитие идет:

свободное манипулирование

предметные действия

предметная деятельность.

Условия развития предметной деятельности: наличие игрушек, обучение взрослым знанию предметов в совместной игровой деятельности.

Развитие идет через действия:

с о о т н о с я щ и е о р у д и й н ы е

  • накрывание коробки крышкой, способ действия жестко
  • нанизывание колец пирамидок, фиксирован общественным
  • складывание матрешки … назначением предмета (ложка,

карандаш, лопатка).

Создаются условия для новых видов деятельности: игры, продуктивных видов (рисование, лепка, конструирование).

3) Факторы становления речевой деятельности ребенка:

Потребность в общении Деятельность взрослого

Речевая деятельность ребенка

Этапы развития

Безъязычная речь (конец 1 года жизни)

СЛУШАЕТ речь взрослого, познает предметы среды, ПОНИМАЕТ сообщения, связанные с непосредственной ситуацией (слитность восприятия)

Активная речь (2-ой год жизни)

Овладение фонематическим восприятием всех звуков.

Грамматический строй речи:

автономная речь (1−2 года) связная речь (2−3 года)

от 30 до 300 слов от 300 до 1500 слов

предложения из аморфных слов речевая форма, обозначающая

-корней, предложения из одного предметные отношения,

двух слов. падежные окончания.

Восприятие ребенка непроизвольное. Выделяет в предмете ярко выраженные признаки. Начинает осваивать сенсорные эталоны. Развивается на основе внешнего ориентировочного действия через практическое и зрительное соотнесение, сравнение предметов.

Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Особенностью развития мышления в раннем возрасте является то, что разные его стороны: развитие наглядно- действенного, наглядно-образного мышления, формирование обобщения, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания — с другой, пока еще разобщены. Не связаны между собой — дети допускают ошибки при сравнении и обобщении предметов и др.

Память — непроизвольна. Ребенок не умеет запоминать, не владеет способами запоминания. Внимание ребенка непроизвольное. Сознательный контроль над выполнением действия отсутствует. Легко отвлекается. Плохо переключает свое внимание.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует как механизм воссоздания. К концу возраста появляются собственные сочинния ребенка — рассказы, сказки. Важно для личностного развития.

Внимание — непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, трудности переключения и распределения внимания, невелик его объем. Под влиянием речи складываются предпосылки для его произвольности.

Развитие личности. Активная проба сил (Я сам!) проявляется:

  • в выдумках ребенка,
  • в играх ребенок берет на себя роль распорядителя,
  • в непослушании,
  • практическим путем узнает, что можно делать, а что — нельзя.

Освоение социального пространства идет: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Образцы поведения, вербальные пояснения и эмоциональные одобрения окружающих способствуют усвоению правил поведения.

Центральное новообразование — возникновение самосознания (системы «Я», в которую входят обобщенное знание о себе и отношение к себе в виде самооценки).

Взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, его личности. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ 1−3 г.

Игровая

Предметная

Речевая деятельность

ДЕЙСТВИЕ ВОСПРИЯТИЯ

МЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В

Н

Е

Ш

Н

Е

Е

О

Р

И

Е

Н

Т

И

Р

О

О

Ч

Н

О

Е

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е

— Практическое

РЕБЕНОК

ВЗРОСЛЫЙ

соотнесение, сравнение

чувственный

-показывает

Предметов

способы действий

— обобщенно называет предметы

— зрительное соотнесе-

Наглядно-действенное мышление

ние, сравнение пред-

метов.

ДЕЙСТВИЕ

ВОСПРИЯТИЯ

самонаучение

Ориентация на взрослого; опыт человечества

Личный опыт

Социальная ситуация

— зрительное

ОБОБЩЕНИЕ

По сходным признакам

По сходству деятельности

— слуховое

(фонетический слух)

ребенок

ОРУДЕЙНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Предметный мир

ПАМЯТЬ

ВНИМАНИЕ

(как носители обобщения)

Овладение практической деятельностью

Приобщение к речи и словесным обобщениям

Качественные изменения в мышлении

Интеллектуальная деятельность

Речевая деятельность

РЕЧЕВОЕ МЫШЛЕНИЕ

К 3 годам начинает формироваться знаковая функция сознания

Тип позиции родителей

Словесное выражение позиций

Способ поведения с ребенком

Влияние на развитие ребенка

Принятие и любовь

Ребенок — центр моих интересов

Нежность, занятия с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

Явное отражение

Ненавижу этого ребенка, не буду о нем тревожится

Невнимательность, жестокость, избегание контактов

Агрессивность, эмоциональная тупость

Излишняя требовательность

Не хочу его таким, каков он есть

Критика, отсутствие похвалы, придирчивость

Фрустрация, неуверенность в себе

Чрезмерная опека

Посвящу ребенку свою жизнь

Чрезмерные поблажки или ограничение свободы

Инфантилизм, особенно в социальном отношении, неспособность к самостоятельности

Важно в психическом развитии ребенка:

  • отделение себя от окружающих,
  • сравнение себя с другими людьми.

Особенности развития: быстрый темп развития, взаимосвязь физического и психического, пластичность нервной системы, зависимость от условий жизни (госпитализм), высокая ранимость, что предъявляет высокие требования к его воспитанию, потребность в общении, познании, подражательность и обучаемость, индивидуальный темп развития.

Факторы развития ребенка

Система «я»

ОБЩЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ

ОБОБЩЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

СОЗНАНИЕ

Развитие самосознания

Формирование элементарных форм мышления. Освоение пространства

Развитие порогов чувствительности и мышечного чувства. Активное действие

Предметная деятельность (использование предметов по назначению)

Предметная деятельность (выяснение значения предметов)

Свободное манипулирование (изучение свойств предметов)

Связная речь

Активная речь

Безъязычная речь

ХОДЬБА

ПРЕДМЕТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕЧЬ

Кризис 3-х лет связан с появлением возможности обобщать отношение окружающих людей и противоречием между потребностью в самостоятельной деятельности и невозможностью самостоятельно без помощи взрослого ее выполнить).

Это разрешается путем перехода ребенка к ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Л.Выготский выделяет следующие симптомы кризиса:

негативизм; упрямство; своеволие; строптивость; протест-бунт; деспотизм; ревность.

Новообразования кризиса — гордость за достижения. Достижения для ребенка — материальная проекция своего «Я», ее мерой являются собственные возможности и достижения. Т.о., возникает «Я» глазами другого.

Особенности ситуаций негативизма:

  1. уступка взрослого не снимает аффекта;
  2. словесная оформленность («Не хочу»).

У годовалого ребенка протест является ответом на запрет, у трехлетнего протест — начальная стадия, он носит не реактивный, а активный характер. Предметом экспериментирования является собственное «желание-нежелание» ребенка.

Ребенок сензитивен к речи, интуитивно используя новые слова в ситуации (ситуация отказа — не хочу).

К 3-му году возникает потребность узнать, что это значит — хотеть. Эта потребность связана с развитием предметных действий:

  1. осваивание порождает потребность следовать за взрослым;
  2. личное действие и гордость за достижения порождают потребность в персонифицированном действии, а это невозможно без осознания своего желания.

Обнаружение собственного «Я» происходит в противопоставлении, и поэтому ребенок создает ситуации протеста. В них его «Я» обнаруживается, он «длит» свое протестное поведение чтобы бессмысленный символ «не хочу» превратился в осмысленный.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности развития ребенка в раннем возрасте?
  2. В чем психологический смысл кризиса одного года, трех лет?
  3. Каковы три самых главных фактора, обусловливающих становление ведущей предметной деятельности?
  4. Какие новые виды деятельности начинают появляться к концу периода?
  5. Развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка способствует его общение со взрослыми. Как осуществляется такое общение? Какая потребность лежит в его основе?
  6. Как влияет ходьба на психическое развитие ребенка?
  7. Что такое «автономная» речь? Какие ее особенности выделяет Л.С. Выготский?
  8. Какой тип мышления связан с «автономной» детской речью?
  9. Выделите основные линии развития понимания речи и активной речи ребенка от 1 до 3 лет.
  10. Каково значение обобщения для психического развития ребенка?
  11. Какое место занимает в системе психических функций восприятие? Как меняется структура восприятия к концу раннего возраста?
  12. Как развиваются предметные действия ребенка?
  13. За счет каких действий идет развитие предметных действий?
  14. Что относят к условиям развития предметной деятельности?
  15. Приведите примеры, показывающие зависимость ребенка от наглядных ситуаций. Что вы можете сказать об особенностях поведения ребенка раннего возраста?
  16. Что можно сказать о памяти и воображении ребенка в раннем детстве?
  17. Когда у ребенка появляется отношение к действиям как к своим собственным и сознание «я сам»? Как в связи с эти будет изменяться социальная ситуация развития?
  18. Какое новообразование считается центральным в раннем детстве?
  19. Каковы факторы формирования системы «Я» в раннем детстве?
  20. Перечислите основные симптомы, характерные для кризиса трех лет?
  21. Чем негативизм отличается от обычного детского непослушания, а упрямство от настойчивости?
  22. Как родитель может смягчить трудновоспитуемость ребенка?

Практикум

Заполни пропуски:

  1. Период от года до трех — это ______ период развития речи.
  2. Мышечное чувство — результат совместной функции ______ и ______.
  3. В этом возрасте слово становится______ поведения.
  4. Совместная деятельность взрослого и ребенка — главное условие для ______ ребенка.
  5. В этом возрасте последовательно происходит развитие ______ речи, переход от ______ к ______ речи.
  6. От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к ______ свойств предметов.
  7. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название ______.
  8. Мышление ребенка, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется ______.
  9. Дальнейшую самооценку ребенка во многом определяют ______ родителей их собственная ______ ребенка.
  10. Центральным новообразованием раннего детства является ______ ребенка. Оно становится подлинным, т. е. опосредуется речью.

Практические задания:

  1. Саша (1г. 1 мес.), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает и т. д. Оля (2г. 1 мес.), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу — качает, машинку — везет, карандашом — рисует и т. д.

Задание: Как называются действия с игрушками Саши и Оли? В чем их различие?

  1. Какие из приведенных ниже действий называют «соотносящими», а какие «орудийными»? Действия детей:

а) нанизывание колец пирамидки,

б) накрывание коробки крышкой,

в) манипулирование молотком,

г) складывание матрешки,

д) действия ложкой.

Задание: придумайте по 4−5 соотносящих и орудийных действий.

  1. Миша (2,5 г.) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Сережа (2,5 г.) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато много видит. Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

Задание: Что недоучитывают мама Миши и Сережи?

  1. Вова (2,8 г.) играл машинкой. Когда ему принесли новые кубики, он взял два кубика и начал катать их, как машинку.

Задание: О формировании какой важной функции сознания свидетельствует этот факт?

  1. Детей раннего возраста знакомили с названием предметов: в первом случае, показывая и называя этот предмет, чтобы дети запомнили; во втором случае, знакомили с названиями игрушек в специально организованной игре, где дети действовали с этими игрушками.

Задание: В каком случае усвоение обобщенного значения слов будет происходить легче и быстрее? Почему?

  1. Миша, показывая на платье мамы, говорит: «Мама»;

Дима, собираясь на прогулку, говорит: «Тухи, касие, де?»;

Витя, рассматривая книжку с картинками, говорит: «Матик сегу бух!».

Задание: Определите примерный возраст детей по речевым действиям. Дайте им психологический анализ.

  1. Мама обратилась на консультацию к психологу: «Сын (2,2 г.) ни минуты не сидит на месте: дашь ему карандаш и бумагу — он немного порисует и бросит под стол, схватит машинку, повозит ее и тоже бросает. Побегав по комнате, он тут же карабкается на стул, затем на диван и т. д.

Задание: Чем объяснить быструю смену действий Миши?

Что можно посоветовать маме?

  1. Малыши часто рассматривают книги, картинки, газеты, держа их перевернутыми. Детей не смущает опрокинутое положение предметов.

Задание: Какими закономерностями процесса восприятия можно объяснить это явление?

  1. Увидев первый раз волка в зоопарке, Оля спросила маму: «Почему тут Рекс?» (Рекс — собака соседей).

Задание: Определите возраст. Объясните, почему ребенок так воспринял волка?

  1. Мама говорит дочери, что нельзя брать сосульку в рот. А девочка, зная это, продолжает это занятие и, хитро улыбаясь, говорит: «Мозя, мозя».

Задание: Чем объяснить такое поведение ребенка?

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Задание 1. Разбор и складывание матрешки двух-, четырех-, шестисос­тавных (предлагается детям с 2 лет).

Цель. Исследование понимания ребенком невербальной инструкции, адекватность, способы действия, использование помощи, операция срав­нения и способы реализации ее в деятельности. Наблюдают за состоянием моторики, координации, ловкостью. Наличие и стойкость интереса. Оборудование. Двух-, четырех- и шестисоставные матрешки. Инструкция может быть жестовая или вербальная. Процедура выполнения. Ребенку показывают матрешку, которую откры­вает и складывает исследователь. Затем предлагает жестом сделать то же. Детям 3,5—4 лет дают устную инструкцию: «Разбери и собери матрешку Поставь их по росту. Дай самую большую матрешку, самую маленькую».

2—3-летние дети действуют путем проб (это допустимо).

Дети после 3,5−4 лет— путем примеривания и зрительного соотнесения.

Дети используют помощь, предлагаемую в виде жестов, активно реагируют на мимику одоб­рения и неодобрения.

Задание 2. Разбор и складывание пирамиды (с 2 лет).

Цель. См. задание 1. Определение сформированности понятия величи­ны, цвета.

Оборудование. Пирамиды из 4, 6, 8 колец. Инструкция может быть жестовая или вербальная. Процедура выполнения. Перед ребенком ставят пирамиду .и жестом предла­гают разобрать ее, затем собрать. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи) синее кольцо. Дай желтое… Дай два, дай (покажи) первое, второе кольцо…».

Задание 3. Построение «заборчика» (предлагается с 3,5 лет).

Цель исследования. Выявление понимания цели задания, способ к произвольной деятельности. Оценка уровня самоконтроля, состояния моторики.

Оборудование. Полоски из плотной («бархатной») бумаги красного 8 полосок) и белого (8 полосок) цветов размером 10 х З см. Используют счетные палочки, брусочки.

Процедура выполнения. Перед ребенком выкладывают в ряд полоски в определенной последовательности: КБКБКБ… Обращают внимание чередование их по цвету и предлагают жестом или словами («Продолжай выкладывать остальные полоски. Если ребенок допускает ошибку, то оказывают организующую помощь (мимика неудовольствия, отрицать покачивание головой, замечания типа «Внимательнее», «Посмотри, какая лежит полоска»),

Задание 4. Складывание разрезных фигур и картинок (предлагается с 2,5−3 лет).

Цель исследования. Выявление сформированности наглядно-действенно­го и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей, способ­ности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т. е. исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование. Картинки с изображением знакомых детям предметов, разрезанные на 2, 3, 4 части по вертикали и горизонтали

Инструкция: «Сложи, пожалуйста из этих частей предмет. Смотри внимательно и не торопись.»

Процедура выполнения: Части кладут так, чтобы их нужно было не просто сдвинуть, а перевернуть. И ребенку последовательно предлагается воссоздать целое из частей. Во всех случаях фигура, которую должен сложить ребенок, не называют.

Задание 5. Понимание сюжетных картинок (с 3,5—4 лет).

Цель исследования. Выявление понимания содержания и смысла сюжетных картинок, способности на основе анализа и синтеза сделать простейшее обобщения, выделить связи, понять чувства людей по их мимике и жестам. Эмоциональная реакция на нелепость в изображении (смех, улыбка, удивление).

Определение запаса представлений об окружающем.

Оборудование. Картинка со скрытым смыслом; картинки с изображением нелепостей

Картинка со скрытым смыслом

Процедура выполнения. Перед ребенком кладут первую картинку

Инструкция. Посмотри и скажи, что здесь произошло. Могут быть заданы дополнительные вопросы: Почему плачет мальчик? Кто забрал у него машинку? Покажи, какой мальчик тебе больше нравится, почему"? (или Какой мальчик добрее?).

Вторую и третью картинки кладут перед ребенком без комментариев.

Дается 1−2 мин на рассматривание (взрослый следит за эмоциональными проявлениями).

Если со стороны ребенка нет какой-либо реакции, спрашивают: «Что перепутал художник?»

При работе с первой картинкой дети сразу воспринимают плачущего ребенка, но для понимания причины слез, требуются наводящие вопросы, после чего верно оценивают поступки мальчиков. Но к 3,5−4-м годам еще беден словарный запас, связный рассказ они дают к 4,5−5 годам.

В работе с нелепицами — выраженные эмоциональные реакции (смех, реплики: «Так не бывает»).

Отмечается активность рассматривания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Источники возникновения сознания в раннем детстве.

2.Воспроизводящая и креативная тенденции в предметно-манипулятивной

деятельности детей раннего возраста.

3. Парадоксы самостоятельности в раннем возрасте.

4. Проблема психологической адаптации детей к детскому саду.

5. Освоение речи в раннем детстве.

6. Факторы становления системы «Я».

7. Формирование символических процессов в раннем возрасте.

Литература:

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка: от рождения до 6 лет. — М., 1988. С. 3−80.

3. Выготский Л.С. Кризис 3-х лет/ Собр. соч. М., 1984. Т.4. — С. 368−375.

4. Выготский Л.С. Раннее детство/ Собр. соч. М., 1984. Т.4. — С. 340−367.

5. Гарбузов В.И. Нервные дети. — Л., 1990.

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет/ Вопр. психологии.- 1987.- N. 5.

7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

8. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы. — М., 1991.

9. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. — М., 1979.

10. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 1975.

11. Уайт Б. Первые три года жизни. — М., 1982.

12. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.

13. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989. С. 16−37.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

15. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.

55

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector