Модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовая работа

по дисциплине: «Методика обучения и воспитания младших школьников»

Тема: «Модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях»

Выполнила: студентка 3 курса

группы ПН 3

г. Ставрополь, 2016г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях………………………………….…….6

1.1 Сущность понятий конфликт и конфликтная ситуация…….……….…….6

1.2 Особенности формированию способности к разрешению конфликтов в младшем школьном возрасте……………………………………………….…11

1.3 Характеристика моделей поведения младших школьников конфликтных ситуациях……………………………………………..…..…………………….15

Глава 2. Экспериментальное исследование моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях…………………………………..….21

2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе младших школьников…………………………………………….21

2.2 Содержание работы педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………..…32

Список литературы……………………………………………………………..34

Приложения……………………………………………………………………..37

?

Введение

Актуальность исследования обусловлена, тем, что конфликты в младшем школьном возрасте носят проблемный характер и приводят к необратимым последствиям. Для этого очень важно исследовать конфликтные ситуации в младшем школьном возрасте и важно так же изучать модели этого поведения. Исследование моделей поведения в конфликтах и конфликтных ситуациях поможет педагогу разрешить поставленные задачи, и эффективно общаться с младшими школьниками.

21 стр., 10381 слов

Конфликтное поведение в подростковой среде как фактор развития личности

Содержание Введение Глава I. Основные аспекты изучения конфликтного поведения у подростков       1.1 Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте 1.2 Личностная нестабильность и подростковые проблемы 1.3 Напряженность в отношениях между подростками и родителями Глава II. Экспериментальное исследование конфликтного поведения подростков 2.1 Методы ...

Изучение конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов с этой точки зрения несомненно продуктивно и позволяет получить широкий спектр в значительной мере объективных данных об исследуемых процессах. В то же время в этом случае вне поля зрения психолога оказывается та психологическая реальность, которая характеризует субъективное восприятие и оценку участниками конфликта его характера, причин, движущих сил, особенностей зарождения, протекания и разрешения.

Вопросами конфликтных взаимоотношений, возникающих в процессе обучения,юизанимались:ьС.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.И Воробьева, Т.В. Драгунов, О.В. Лишин, А.И. Сорокина и др.

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[3,28].

На данный момент учеными было выявлено такое противоречие: между необходимостью эффективного разрешения конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников и недостаточной изученностью моделей поведения учащихся начальных классов в данных ситуациях.

Проблема исследования: каковы модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях?

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Объект исследования: конфликтные ситуации в коллективе младших школьников.

Предмет исследования: модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее эффективными моделями поведения младших школьников являются:

1) приспособление;

2) компромисс;

12 стр., 5693 слов

Проявления недисциплинированности у младших школьников

... преодоления отклоняющегося поведения младших школьников 2.1 Основные причины школьной недисциплинированности 2.2 Способы преодоления отклоняющегося поведения младших школьников Заключение Библиография Введение Актуальность исследования заключается ... правило, даёт повод для возникновения конфликтных ситуаций школьников с родителями, педагогами и учащимися, конфликты ведут к возникновению аффектов. В ...

3) сотрудничество;

4) игнорирование.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность понятия «конфликт» и его виды.

2).Рассмотреть особенности формированию способности к разрешению конфликтов в младшем школьном возрасте конфликтов в коллективе младшего школьного возраста.

3).Исследовать модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

4).Провести диагностику степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе младших школьников.

5).Изучить содержание работы педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников.

Методы исследования:

Теоретическийьанализтлитературы,ьнаблюдение,ьпедагогический эксперимент, беседа, игры, классификация, моделирование, сравнение, абстрагирование, сопоставление, обобщение.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

1.1 Сущность понятий «конфликт» и конфликтная ситуация

Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [2 ,119 ]…

?

Заключение

Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт»,межличностный конфликт – это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.

При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.

13 стр., 6481 слов

Конфликты у младших школьников

... состоит в определении психологических особенностей конфликтов младших школьников. Цель исследования - провести анализ конфликтов у младших школьников. Задачи исследования: - рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить ... 3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. - М.: Просвещение, 2005. - 67с 4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. ...

В зависимости от модели поведения субъектов в конфликтной ситуации, ее исхода конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.

Учитывая сложность и многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает всех ее аспектов. В ходе данного исследования был выявлен ряд новых смежных проблем, которые представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение стабильности отношений субъектов учебно-воспитательного процесса; поиск адекватных диагностических средств для изучения факторов, создающих конфликтогенную среду в учебном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе «учитель–ученик» в аспекте педагогического конфликта.

Особую роль в формировании конфликтной ситуации у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и в некоторой степени мотивируют деятельность ребенка. Это становится важным в период, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами.

Таким образом, решить проблему формирования конфликтной ситуации младшего школьника возможно с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специализированных подходов, методов и игр. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной ситуации младших школьников продуктивной и результативной и позволяет решить нашу проблему.

?

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – 379 с.

2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Просвещение. – 2005. – 138с.

3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2005. – 67с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Просвещение, 2009. – 375 с.

5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 551 с.

6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Прометей, 2003. – 208 с.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...

7. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова. – М.: Просвещение, 2004. – 231с

8. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А.Б.Белинская. – М.: Прометей, 2010. – 212с.

9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2007. – 298 с.

10. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев. – М.: Аграф, 1986. – 126 с.

11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 2009. – 154 с.

12. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М.: Омега, 2006. – 201с.

13. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва. – М.: Просвещение, 2006. – 135 с.

14. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 236с.

15. Гусева, А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. – М.: Владос, 2004. – 187 с.

16. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. – Белгород, 2007 – 316 с.

17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 2002. – N 2. – С.14–20.

18. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: Российскоепед. агенство. 1995. – 340 с.

19. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 480с.

20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: “Детство – пресс”, 2006. – 143 с.

21. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с.

22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – Москва: «Академия», 2009. – 200с.

23. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. –М.: Просвещение, 2006. – 114с.

15 стр., 7355 слов

Межличностные конфликты в школьном коллективе

... и увеличивает вероятность конфликтности. Предупреждению конфликтов способствует психологическое просвещение персонала и популяризация знаний ... способов реагирования в конфликте» 2.1 Психолого-педагогическое исследование конфликтов в школьном коллективе С помощью адаптированной ... В теории кризисов возраста (Э.Эриксон) (теория психосоциалного развития) внутриличностные конфликты происходят на каждом ...

24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: 2000. – 410 с.

25. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива /Под ред. Г.А. Ключниковой. – Новгород. 1989. – 55 с.

26. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк. – М.: Просвещение, 2008. – 74 с.

27. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение. 1991. – 275 с.

28. Фетискин, Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательсво Института Психотерапии. 2002. –490 с.

29. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. – М.: Владос, 2007. – 340 с.

30. Модели_поведения_в_конфликтных_ситуациях.