Модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольного и начального образования

Курсовая работа

по дисциплине: «Методика обучения и воспитания младших школьников»

Тема: «Модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях»

Выполнила: студентка 3 курса

группы ПН 3

г. Ставрополь, 2016г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях………………………………….…….6

1.1 Сущность понятий конфликт и конфликтная ситуация…….……….…….6

1.2 Особенности формированию способности к разрешению конфликтов в младшем школьном возрасте……………………………………………….…11

1.3 Характеристика моделей поведения младших школьников конфликтных ситуациях……………………………………………..…..…………………….15

Глава 2. Экспериментальное исследование моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях…………………………………..….21

2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе младших школьников…………………………………………….21

2.2 Содержание работы педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………..…32

Список литературы……………………………………………………………..34

Приложения……………………………………………………………………..37

?

Введение

Актуальность исследования обусловлена, тем, что конфликты в младшем школьном возрасте носят проблемный характер и приводят к необратимым последствиям. Для этого очень важно исследовать конфликтные ситуации в младшем школьном возрасте и важно так же изучать модели этого поведения. Исследование моделей поведения в конфликтах и конфликтных ситуациях поможет педагогу разрешить поставленные задачи, и эффективно общаться с младшими школьниками.

Изучение конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов с этой точки зрения несомненно продуктивно и позволяет получить широкий спектр в значительной мере объективных данных об исследуемых процессах. В то же время в этом случае вне поля зрения психолога оказывается та психологическая реальность, которая характеризует субъективное восприятие и оценку участниками конфликта его характера, причин, движущих сил, особенностей зарождения, протекания и разрешения.

12 стр., 5835 слов

Особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением

... с гиперактивным поведением. Цель работы - рассмотреть особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением. Задачи: - Исследовать особенности гиперактивного поведения младших школьников. - Исследовать особенности внимания младших школьников. - Исследовать ... себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней ...

Вопросами конфликтных взаимоотношений, возникающих в процессе обучения,юизанимались:ьС.А. Бадмаев, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.И Воробьева, Т.В. Драгунов, О.В. Лишин, А.И. Сорокина и др.

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата»[3,28].

На данный момент учеными было выявлено такое противоречие: между необходимостью эффективного разрешения конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников и недостаточной изученностью моделей поведения учащихся начальных классов в данных ситуациях.

Проблема исследования: каковы модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях?

Цель исследования: теоретическое и практическое изучение моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Объект исследования: конфликтные ситуации в коллективе младших школьников.

Предмет исследования: модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования состоит в том, что наиболее эффективными моделями поведения младших школьников являются:

1) приспособление;

2) компромисс;

3) сотрудничество;

4) игнорирование.

Задачи исследования:

1) Изучить сущность понятия «конфликт» и его виды.

2).Рассмотреть особенности формированию способности к разрешению конфликтов в младшем школьном возрасте конфликтов в коллективе младшего школьного возраста.

3).Исследовать модели поведения младших школьников в конфликтных ситуациях.

4).Провести диагностику степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе младших школьников.

5).Изучить содержание работы педагога по предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе младших школьников.

Методы исследования:

Теоретическийьанализтлитературы,ьнаблюдение,ьпедагогический эксперимент, беседа, игры, классификация, моделирование, сравнение, абстрагирование, сопоставление, обобщение.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения моделей поведения младших школьников в конфликтных ситуациях

1.1 Сущность понятий «конфликт» и конфликтная ситуация

Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон” [2 ,119 ]…

8 стр., 3798 слов

особенности конфликтного поведения старших дошкольников с задержкой ...

... младших школьников с ЗПР, и особенности агрессивного поведения младших школьников с ЗПР. Вторая глава посвящена описанию трехэтапного эксперимента, анализу его результатов; представлена комплексная система коррекции снижения конфликтного поведения ... апробировать систему игровых приемов, направленных на коррекцию конфликтного поведения. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что игровые ...

?

Заключение

Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.

На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт»,межличностный конфликт – это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.

При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.

В зависимости от модели поведения субъектов в конфликтной ситуации, ее исхода конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.

Учитывая сложность и многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает всех ее аспектов. В ходе данного исследования был выявлен ряд новых смежных проблем, которые представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение стабильности отношений субъектов учебно-воспитательного процесса; поиск адекватных диагностических средств для изучения факторов, создающих конфликтогенную среду в учебном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе «учитель–ученик» в аспекте педагогического конфликта.

Особую роль в формировании конфликтной ситуации у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и в некоторой степени мотивируют деятельность ребенка. Это становится важным в период, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами.

Таким образом, решить проблему формирования конфликтной ситуации младшего школьника возможно с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специализированных подходов, методов и игр. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной ситуации младших школьников продуктивной и результативной и позволяет решить нашу проблему.

?

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008. – 379 с.

2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство споров, ведение переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Просвещение. – 2005. – 138с.

3. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2005. – 67с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Просвещение, 2009. – 375 с.

5. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: Юнити, 2007. – 551 с.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные ... соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня ... как и склонность к капри­зам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают ис­чезать, когда ребенок выходит из кризиса ...

6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: Прометей, 2003. – 208 с.

7. Афонькова, В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе // Общение как педагогическая проблема/ В.М. Афонькова. – М.: Просвещение, 2004. – 231с

8. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов/ А.Б.Белинская. – М.: Прометей, 2010. – 212с.

9. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2007. – 298 с.

10. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев. – М.: Аграф, 1986. – 126 с.

11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 2009. – 154 с.

12. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М.: Омега, 2006. – 201с.

13. Воробьева, Л.И. Неосознанные причины конфликтного поведения // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ Л.И. Воробьёва. – М.: Просвещение, 2006. – 135 с.

14. Гришина, Н.В. Психология социального конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – 236с.

15. Гусева, А.С. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг / А.С. Гусева, В.В. Козлов. – М.: Владос, 2004. – 187 с.

16. Данакин, Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко, В.И. Сперанский. – Белгород, 2007 – 316 с.

17. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии. – 2002. – N 2. – С.14–20.

18. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.: Российскоепед. агенство. 1995. – 340 с.

19. Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 480с.

20. Каменская, В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: “Детство – пресс”, 2006. – 143 с.

21. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. – М.: ВАХЗ, 2007. – 254 с.

22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – Москва: «Академия», 2009. – 200с.

23. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. –М.: Просвещение, 2006. – 114с.

24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.; Воронеж: 2000. – 410 с.

25. Психологическое изучение личности младшего школьника и классного коллектива /Под ред. Г.А. Ключниковой. – Новгород. 1989. – 55 с.

26. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк. – М.: Просвещение, 2008. – 74 с.

27. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение. 1991. – 275 с.

28. Фетискин, Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательсво Института Психотерапии. 2002. –490 с.

23 стр., 11361 слов

Проблема школьной неуспеваемости 3

... новые проблемы: нарушение поведения в младшем школьном и подростковом возрасте, обострение имеющихся и возникновение новых нервно-психических расстройств. Школьная неуспеваемость нередко вызывает у детей отрицательное ... отношение не только к учебе, но и к любой деятельности, требующей волевых усилий и трудолюбия. Постоянные конфликты ...

29. Фролов, С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / С.Ф. Фролов. – М.: Владос, 2007. – 340 с.

30. Модели_поведения_в_конфликтных_ситуациях.