1.Понятие «возрастной кризис» (вк)

10

Лекционные материалы по теме

«Психология возрастных кризисов»

Основные понятия (тезаурус): возраст, возрастной кризис, критические и стабильные периоды развития, психические новообразования, кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис подростка, кризис идентичности, кризис 30 лет, кризис среднего возраста, кризис старости.

План:

2.Психологическая сущность и причины ВК

3.Основные свойства ВК

4.Виды ВК

5.Как пережить ВК (умей помогать себе сам)

Рекомендуемая учебная литература:

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М. 2000.

Косякова О.О. Возрастные кризисы. – Р-н-Д.2007

Малкина — Пых И.Г. Возрастные кризисы взрослости.- М.2004.

Малкина — Пых И. ГКризисы пожилого возраста. – М.2004.

Психология возрастных кризисов. Хрестоматия. Минск. 2000.

Гейл Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб 2005.

1.Понятие ВК. Словосочетание «возрастной кризис» в психологии используют, чтобыобъяснять причины проблем, возникающих, как правило, в определенный период жизни. Сейчас термины «подростковый кризис» или «кризис среднего возраста» стали общеизвестны, о них слышал практический каждый. Любой подросток может в ответ на упреки родителей развести руки и сказать: «Дорогие родители, как вы не понимаете: у меня подростковый кризис!». Давайте разберемся, какой смысл вкладывают в эти слова психологи и сколько этих кризисов может быть в жизни одного человека.

Помните из школьного курса истории описание революционной ситуации? Одни («низы») не хотят больше жить по-старому, другие («верхи») не могут жить по-новому. В жизни человека такие «революционные ситуации» возникают неоднократно, когда вдруг ему становится ясно, что уже нельзя жить по-старому, но пока непонятно, как же жить по-новому.

4 стр., 1819 слов

Презентация на тему: Кризис методологических основ психологии

... видение им изучаемых объектов. Презентация на тему: Неклассическая наука Неклассическая наука Признаки кризиса неклассической психологии: 1) наличие множества несогласованных между собой теорий; 2) разная трактовка психологических ...

Вы спросите, в каком возрасте это впервые возникает? С самого начала: именно с такого противоречия начинается жизнь человека. Родился ребенок. По-старому, то есть, внутриутробно он жить, естественно, уже не может. И он вынужден адаптироваться к новому миру: научиться дышать, питаться, общаться с другими, познавать мир вокруг себя. И это называют кризисом новорожденного. Подрос наш малыш, многому научился: сам умеет себя одеть, накормить, может легко разговаривать с детьми и взрослыми, умеет пользоваться разными предметами. И он начинает считать себя таким же большим, как папа или мама. Вот только они почему-то так не считают. И разражается кризис, известный каккризис трех лет. Подходит к концу дошкольное детство, заканчивается пора коротких штанишек и ролевых игр в дочки-матери или в «войнушку», в жизнь ребенка приходит школа. А с ней — очередной кризис, так называемыйкризис семи лет.

Таким образом, словом «кризис» обозначают переход от одного этапа жизни к новому этапу. Отпрежнего, привычного образа жизни, к новому, непривычному,

Сколько же таких кризисов может быть в жизни человека? Получается, что психологических кризисов может быть столько, сколько серьезных перемен в жизни переживает человек. Например, в жизни любого взрослого человека есть важнейшее событие — создание своей семьи. Это освоение нового типа взаимоотношений и новой социальной роли, супружеской роли, огромная внутренняя работа по созданию общности «мы» в новой семье. Конечно же, это очередной кризис. Новое событие: рождение ребенка в семье – это необходимость вновь пересматривать взаимоотношения, взаимную ответственность и учиться быть родителями. И это еще один серьезный психологический кризис, причем как для матери, так и для отца.

И все же психологи помимо таких ситуативных кризисов (связанных с важнейшими событиями в жизни),выделяют так называемыенормативные возрастные кризисы, которые в основном происходят в жизни людей в одни и те же возрастные этапы. (Эти кризисы мы будем обсуждать в разделе «Виды ВК»).

Итак, ВК – это особые, относительно непродолжительные по времени периоды (не более года), возникающие, как правило, при переходе от одной возрастной ступени к другой и характеризующиеся резкими качественными изменениями в личности и сознании человека, в сфере его социальных отношений. ВК, как правило, связан с переживанием чувства тревоги и раздражения, понижением самооценки, с необходимостью отказываться от чего-то прежде важного для себя (интересы, представления, увлечения, взгляды) и потребностью что-то менять в себе и своей жизни: убеждения, ценности, знания, умения, привычки, А это, в свою очередь, требует от человека мобилизации всех своих ресурсов: ведь каждый новый возраст – это как рождение новой личности, это огромная внутренняя работа.

ВК или кризис развития– это своеобразныйводоразделмежду разными этапами психического развития. Он возникаетна стыке двух возрастови знаменует собой завершение предыдущего возрастного этапа и начало следующего. В каком-то смыслеВ.К. является механизмом переходав другой психологический возраст.

2. Психологическая сущность и причины ВК

В научной психологии нет единого мненияотносительносущности возрастных кризисов,ихпричин и их роли в развитии личности.

Часть психологов считает, что ВК – это ненормальное, болезненноеявление, результат неправильного воспитания или следствие неблагоприятной жизненной ситуации. Нормальное развитие, по их мнению, должно быть гармоничным, бескризисным.

Другие ученые психологи утверждают, что наличие кризисов есть явление закономерное, а значит предсказуемое и характерное для всех.«Если бы ВК не были впервые открыты чисто эмпирическим путем (наблюдением), то их понятие и их роль в психическом развитии надо было бы ввести на основе диалектического мышления» (Л.С. Выготский).

В отечественной психологии понятие ВК было введено Л.С.Выготским и определено какцелостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов: 0 —- 1 —- 3 —- 7 —- 13 —- …..

Критические периодыперемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в развитии, подтверждая, что психическое развитие человека есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается неэволюционным, ареволюционным путем.

Психическое развитие ребенка по сути представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов развития.Чем они отличаются друг от друга? – см. таблицу

Отличие стабильных и кризисных периодов

Критерий развития

Стабильный период

Кризисный период

Темп возр.развития

Постепенный, литический

Резкий, критический, сниженный в продвижении процесса обучения

Длительность периода

Несколько лет

От нескольких месяцев до года

Наличие кульминационной точки

Не характерно

Характерно наличие кульминации, при отсутствии отчетливости границ

Особенности поведения ребенка

Без значительных изменений

Значительные изменения, конфликты, трудновоспитуемость

Направленность развития

Прогрессивная, позитивная, конструктивная

Затухание прогрессивного развития: регрессивное развитие, направленное на разрушение замедляющих ход развития свойств и качеств, процессы свертывания и отмирания

Особенности возрастных новообразований

Устойчивые, закрепляются в структуре личности

Неустойчивые, имеют переходной характер

Индивидуальность развития

Боле-менее универсально, единоподобно

Широкая вариативность индивидуальных различий

Суть ВК, как считал Выготский, заключается в целостном изменении личности человека, изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности.

Как считал Выготский, ВК – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. ВК – сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что причиной кризисастановится обостряющееся противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями человека и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми, видами и способами деятельности.

Или о том же несколько иными словами «причиной ВК является возникновение основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. (т.е новое вступает в противоречие со старым, ведет к внутреннему изменению, перестройке.)

3.Основные свойства вк

Если рассматривать ВК с точки зрения перемен, наступающих в поведении ребенка, то кризисные периоды

1) Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

В кризисные периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, конфликтными, упрямыми, строптивыми. Эти особенности поведения свидетельствуют об ихфрустрированности. Фрустрация – эмоционально тяжелое переживание человека – возникает в ответ на депривацию (лишение) каких-либо существенных для человека потребностей.Можно сделать вывод, что на стыке 2-х возрастов такую реакцию дают дети, у которых не удовлетворяются или даже активно подавляются те новые потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием соответствующего возраста. (Кризис 3-х лет – кризис «Я Сам!» — новая острая потребность в самостоятельности, в автономии).

Во время ВК у любого человека изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессии, тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности, истончаются его жизненные силы (легко «цепляются» болезни: простуды, бронхиты, аллергии, гастриты…).

Он закономерно чувствует себя скверно: вспыльчив, раздражен, тревожен, не уверен в себе, сердит на других и чувствует себя виноватым. Не понимая причин происходящего с ним, он иногда оказывается в тяжелейшем эмоциональном состоянии. Это м.б. причиной разрыва значимых отношений, и даже причиной ухода из жизни.

Возрастные кризисные дисфункции (нарушения, разлад) могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь незаметными для самого человека, иногда, напротив, проявляют себя в аномальных поведенческих реакциях, к. могут быть затяжными, длительными.

2) В критические периоды преобладает негативный характер развития над позитивным, т.е. развитие в кризисе, в отличие от стабильных периодов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное, созидательное развитие на период кризиса временно приостанавливается, на передний план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разрушения того, что образовалось на предшествующей стадии и отличало ребенка данного возраста и способствовало его развитию(метафора: ступень ракеты при выводе ее на орбиту сгорает, совершив свою работу).

Ребенок в кризисе не столько приобретает, сколько теряет: интересы, еще вчера, заполняющие его жизнь, внешние устойчивые формы отношений с другими, его отношения и взгляды, ценностные ориентации.Важно понять, что процессы инволюции – отмирание, разрушение, свертывание – закономерны, без них нет перехода к новому, новому возрасту. (Это же и в развитии общества – революция, которая всегда сопровождается смутой, гражданской войной).

3) ВК – это не только закономерная, но и желательная форма развития. Более того, чем разрушительнее кризис (чем «ужаснее» поведение ребенка), тем более результативно кризис выполняет свою задачу.Установлено, что если кризис в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке и, возможно, деформации в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте (формы психических нарушений в развитии: аутизм, истерия, поведенческая регрессия, двойственность личности).

Структура ВК. Процесс развития в кризисный период неоднороден,

он складывается из трех связанных между собой фаз:

  • Предкритическая– возникновение противоречий между средой и отношением человека к среде, открытие человеком неполноты реальной формы, в которой он живет, появление чувства неудовлетворения своим образом жизни.
  • Критическая – фаза конфликта между желаемым и возможным
  • Посткритическая – дифференциация отношений к себе, рефлексия внутренних противоречий и ограничений, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.

4) Если стабильные периоды в развитии психики ребенка относительно продолжительны – несколько лет, то периоды кризиса достаточно кратковременны – от нескольких месяцев до года. При этом начало и завершение критического периода внешнему наблюдению не заметны, кризис отчетливо проявляет себя лишь в момент своего апогея. Это объясняется тем, что в стабильные периоды развитие происходит медленно, плавно за счет микроскопических изменений, которые накапливаются до определенного предела, а затем обнаруживают себя –в виде скачка как «перерыва постепенности», которые в свою очередь приводят к фундаментальным, резким сдвигам и переменам, перестраивающим личность человека.

5) Помимо социальной обусловленности (смена ССР, принятие новых социальных ролей, изменение социального статуса) ВК имеет выраженную биологическая обусловленность:психологические ВК, как правило, совпадают по времени с физиологическими кризами – периодами фундаментальной перестройки гормональной системы(кризис подростка – «гормональная буря»(половое созревание), кризис середины жизни – инволюционная гормональная перестройка).

6) Если психическое развитие в стабильные периоды более или менее предсказуемо и подобно, то в критические периоды развитие имеет широкую индивидуальную вариативность. Особенности протекания ВК во многом зависят от индивидуальных социобиологических детерминант: темперамента, характера, особенностей эмоционально-волевой сферы и др.

4.Виды вк

Психологи выделяют следующие нормативные возрастные кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7-ми лет, кризис подростка (пубертатный кризис), кризис семнадцати лет, кризис тридцати лет, кризис среднего возраста (40-45 лет), пенсионный кризис, кризис смерти. Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания, позднее кризис 3 лет, еще позднее – 7 лет. Далее – кризис рождения и кризис 1 года.

Таким образом, ребенок от момента рождения до периода юношества переживает 5 кризисных периодов. По Д.Б.Эльконину, одни из кризисов являются кризисами отношений(кризисы 3-х и 13-ти лет), а другие –кризисами самосознания (кризисы 1, 7 и 17 лет).

Подробная характеристика возрастных кризисов детства и юности– см. задание по самостоятельной работе.

Кризисы взрослости:

Главной задачей кризиса 30 лет —являетсяпоиск смысла существования, что связано с переходом от молодости к зрелости. Наиболее остро переживается это кризис вследствие нереализованности жизненных замыслов.

Происходит переоценка представлений о своей жизни, о ее смысле, связанная с разрушением юношеских идеалов, стремлений и интересов. В результате самоанализа происходит переоценка ценностей и критический пересмотр собственной личности. Симптомы кризиса 30 лет:снижение, изменение мотивации, проблемы самоидентификации, деперсонализация, неустойчивость и неадекватность самооценки, редукция саморегуляции, нечеткость собственных пофессиональных представлений, неадекватные эмоциональные реакции, неадекватность поведения. Потеря смысла жизни иногда влечет за собой деструктивные жизненные стратегии: конфликтность, агрессивность, соматизация(уход в болезнь), редукция(возврат в свое успешное прошлое), акоголизм, наркомания, суицид.

Кризис 40 – 45 лет – кризис середины жизни возникает внутри стабильного периода взрослости. Главная задача кризиса:осмысление и перестройка внешних и внутренних отношений человека – с миром и собой.Это как бы повторение кризиса 30 лет и результат того, что он не полностью решил свои задачи. Кризис середины жизни – период критической переоценки своего образа жизни: проблемы морали, неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство в связи с покидающими дом взрослеющими детьми (синдром опустевшего гнезда), недовольство служебной карьерой.

Остро переживается страх старения. Появляются признаки утраты былой силы и красоты, упадок здоровья, гормональный криз. Человек впервые ощущает сужение жизненного горизонта. Но: «Do not resent growing old. Many are denied. It’s the Privilege» (an Irish Saying). Не огорчайтесь, что стареете. Многим в этом отказано. Это Привилегия». (Ирландская мудрость)

Пенсионный кризис— старость, как и предыдущие стадии жизни, состоит из последовательных изменений статуса, включая собственно наступление старости, выход из профессиональной активной деятельности – на пенсию, потерю близких – вдовство. Эта стадия отличается от предыдущих тем, что не ведет к следующей стадии; окружающий мир, как физический, так и социальный, не расширяется, а сужается. Уход на пенсию — значительное изменение статуса человека в системе соц. Отношений, которое приносит глубокие изменения в его личную жизнь. Ломается система прежних соц. контактов, порядка дня, ролей и функций человека, его идентичности. Уход на пенсию м.б. связан с необходимостью значительной перестройки личности и всего образа жизни. Легкость или сложность, с которой человек принимает новую роль, зависит от ряда факторов: здоровья, эконом. положения, отношения окружающих и др.Варианты развития в период пенсионного кризиса:

Доживание — полная потеря психологического будущего, жизненных перспектив;

Смена ведущей деятельности— резкое сокращение, но не полную утрату психологического будущего, нахождение человеком нового занятия, способного удовлетворить определенные потребности;

Сохранение основного содержания жизни – фактически продолжение периода зрелости, это творческие люди, главное увлечение — занятие, не связанное с профессией.

5. Как пережить вк (учись помогать себе сам)

Прежде всего, важно помнить – есть время делать, а есть время – размышлять. Не торопите себя, не требуйте от себя многого сейчас. Сейчас, когда Вы в кризисе, пришло время размышлять, вспоминать, переживать. Можно заметить потерю сосредоточенности, неуместную рассеянность, нарушение внутреннего душевного баланса, внутреннюю пустоту, которая вызывает тревогу. Это нормально, ведь в кризисе мы проделываем огромную внутреннюю работу, которая не менее, а может даже и более важна, чем привычная суета. В результате именно этой внутренней работы мы взрослеем, становимся мудрее, ответственнее, чувствительнее.

Важно помнить, что ни один кризис не длится долго. Если уже несколько месяцев. Вы «сам не свой», не можете найти мира с собой, ощущаете потерю сил и энергии — постарайтесь найти опору в мысли, что кризис требует времени и терпения. Тем более, что кризис на выходе даёт новые силы и энергию или спокойствие и смирение.

Не судите себя строго, не придирайтесь к себе. Нам часто хочется делать всё «на пятёрки», быть совершенным. Но сейчас не время «пилить» себя за ошибки, как бы тяжелы они не были. Проанализируйте их, осмыслите их причины и следствия, к которым они привели и … простите себя. Ведь ошибки полезны — именно они делают нас мудрее. Постарайтесь подружиться с собой, поддержать самого себя.

Не замыкайтесь в себе, поделитесь своими переживаниями с другими людьми, которым Вы доверяете, особенно тем, кто старше Вас. В той или иной мере все люди переживают кризисы в жизни. Вы можете узнать много интересного о том, как кризис помог переосмыслить и изменить жизнь к лучшему многим людям. Вы почувствуете, что не одиноки в своих переживаниях, а это, как известно, очень важно в трудную минуту.

Можно ли избежать кризиса? Нет, кризис – естественный процесс перехода из одного возраста и состояния в другой возраст и другое состояние. Лучше использовать кризис, чтобы извлечь из него наибольшую для себя пользу. Относись к кризису, как к важному шансу изменить свою жизнь, используйте кризис, как возможность подняться над рутиной и сделать что-то для себя лично, для своего духовного роста. Очень важно не пропустить этого шанса – в каждом возрасте он дается только один раз.

Задания для самостоятельной работы:

1.Задания по самопроверке: проверьте себя — как Вы разобрались в теме «Психология ВК»:

1.1) объясните своими словами, что такое «возрастной кризис»,

1.2) как Вы думаете, в чем состоит сущность ВК?

1.3) в чем Вы видите причины ВК?

1.4) как Вы думаете, почему ВК считается в отечественной психологии закономерным явлением в развитии человека?

1.5) объясните, чем отличаются стабильные периоды в возрастном развитии от кризисных периодов?

1.6)как Вы думаете, почему ВК можно считать и своеобразным водоразделом между возрастами и механизмом перехода в новый возраст?

1.7)повторите основные свойства (психологические характеристики) ВК

1.8)объясните, почему в ВК преобладает негативный характер развития

1.9)назовите — хронологически – кризисы детства, юности, взрослости

1.10)как долго продолжается ВК?

2.Задание для расширения знаний по теме:

2.1) дополните данные лекционные материалы своей информацией по каждому из обсуждаемых выше ВК, т.е. дайте краткую психологическую характеристику каждого нормативного кризиса детства и юности, а также дополните своей информацией приведенные в данном тексте характеристики кризисов взрослости и старости.

Источники информации — рекомендуемая Вам учебная литература и Интернет источники (не забывайте делать сноски) – письменно!

3.Задание для развития психологических умений по теме:

3.1)Представьте, что Вы – практический психолог: посоветуйте родителям ребенка кризисного возраста (конкретный возраст выбирайте сами), как вести себя с ребенком, как помочь ему пережить ВК, как использовать возможности кризиса для личностного роста ребенка – письменно!

3.2)Понаблюдайте (Деликатно! Тактично!) за человеком, который по Вашему мнению, переживает ВК (это могут быть родные Вам люди (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры), или Ваши друзья, или друзья Ваших родителей).

Обобщите Ваши наблюдения в психологической характеристике личности и поведения этого человека, отметьте типичные и индивидуальные проявления кризиса – письменно!

3.3)Обратите свой мысленный взор на себя: поразмышляйте (вдумчиво, серьезно!) о последнем возрастном кризисе, который Вы пережили или переживаете сейчас.

Подумайте, что является главным противоречием Вашего кризиса, отметьте свое доминирующее эмоциональное состояние, проанализируйте свое умение владеть собой, поддерживать благоприятные отношения с окружающими, обозначьте на условной 10-балльной шкале «накал» переживаемого Вами кризиса, определите, на каком этапе кризиса Вы находитесь. Подумайте, какие изменения в себе – как результат кризиса – Вы можете отметить. Обозначьте себе желательные направления личностного роста.

Спасибо за совместную работу!