ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кушетка, полотенце, тестер биологически активных точек, электростимулятор.
В основе лечебного действия точечного самомассажа лежат три фактора:
Непосредственное воздействие на биологически активные точки приводит к более правильному перераспределению энергии в организме;
Усилению защитных функций того или иного органа, системы или всего организма, в целом отвлекается внимание от болезненного участка тела;
Включаются механизмы положительного самовнушения.
Перед массажем руки надо вымыть теплой водой, вытерить их, а затем крепко потереть кисти друг о друга. Массировать надо теплыми руками. Надавливание нужно выполнять кончиками, а массаж — подушечками большого, указательного или среднего пальцев.
Существуют тонизирующие (возбуждающее) или успокаивающие (тормозящее) методы воздействия. В первом случае надавливание должно быть энергичным, до появления чувства некоторой болез-ненности в области надавливания, но коротким- не более 0.5-1 мин. При успокаивающем методе надавливание должно быть мягким, непрерывным, плавным и длительным- 2-5 мин на точку.
При упадке сил, слабости, снижении артериального давления депрессии, истощении, страхах, ослаблении тех или иных органов применяют тонизирующий метод. При спазмах бронхов, сосудов, мышц, повышении артериального давления, перевозбуждении, бессоннице, болях, агрессивности- успокаиваюший.
Профилактический массаж
Повторить комплекс точечного массажа по Уманской.
- Основание мечевидного отростка
- Грудина, место прикрепления второй пары ребер
Вилочковая железа
щитовидная железа
вдоль остистых отростков шейного отдела позвоночника
между остистыми отростками последнего шейного и первого груд-ного позвонков
у основания крыльев носа
у основания бровей
у основания козелков ушной раковины
между большим и указательным пальцем руки
Профилактический массаж по Рубцовой:
массаж ребрами ладоней межлопаточной области с двух сторон от позвоночника в направлении вверх-вниз в течение 30 сек
массаж задней поверхности шеи и область трапециевидных мышц подушечками четырех пальцев в направлении от головы 15-30 сек -массаж грудино-ключично-сосцевидных мышц от сосцевидного от-ростка позади мочки уха к грудинному концу ключицы. Мягко поглажиавть подушечками пальцев 10-15 сек
Восточная система массажа
... и т.д. Несмотря на то что применение методики массажа требует определенной подготовки, в частности знания терминологии и ... умело проведенного курса массажа организм хорошо генерирует чи и кровь, которые обильно питают конечности, сухожилия, мышцы и кости, если ... нормально работают пять органов чжан 2. Определение синдрома и выбор приемов массажа Определение ...
надавливание симметричных точек с двух сторон от адамова яблока в течение трех сек, повторить 3 раза
интенсивно растирать грудину фалангами четырех пальцев, согнутых в кулак, в направлении вверх-вниз в течение 30 сек
массаж скуловидной кости от крыльев носа к наружным углам глаз в течение 15-20 сек до покраснения кожи и появления жжения
массаж волосистой части головы по трем участкам в направлении от лба к затылку в течение одной мин
растереть подошву стопы ладонью до появления чувства жжения Комплекс проводится 3-5 раз в день в первые два дня заболевания. В дальнейшем- 2 раза в день, с целью профилактики-один раз в день.
Оздоравливающий массаж:
точка долголетия, находятся на голени на 3 цуня ниже поко-ленника и на один цунь кнаружи от переднего края большебер-цовой кости(симмитричная).
жизненный центр, на 3 цуня в сторону от задней срединной ли-нии на уровне промежутка между остистыми отростками 4 и 5 грудных позвонков.
точка встречи трех инь, находится на голени на 3 цуня выше внутренней лодыжки.
висячий колокол, находится на голени на три цуня выше наружной лодыжки.
большой город, находится на границе тыльной и подошвенной поверхностей стопы между первой плюсневой костью и основной фалангой большого пальца
Массаж выполняется тонизирующим способом путем глубокого надавливания с вращением и легкой вибрацией в течение 0.5-1 мин.
Акупрессура при экстренной помощи
1. Локализация: ногтевая фаланга среднего пальца
Показания: при потере сознания, обмороке, физическом или психическом шоке, а также при чувстве тревоги, колющих болях в сердце, головной боли.
2. Л.Середина ладони. Для нахождения точки надо сжать руку в кулак, расстояние между средним и безымянными пальцами и будет искомой точкой.
П. При солнечном ударе, заторможенности, чувстве оглушенности, неясности в голове.
3. Л.На один цунь выше лучезапястной складки, край локтевой кости со стороны мизинца.
П. Боли в сердце, сердцебиение неврогенного происхождения, гипотония, головокружение, повышенная утомляемость. 4.Л.Выше предыдущей точки на 0.5 цуня.
П.Боли в сердце, отдающие в руку, тревога, страх, невростения. 5.Л.Ниже точки 3 на 0.5 цуня. Точки акупрессуры 3-5 можно массировать одновременно тремя пальцами противоположной руки методом вибрации или пальцевого толкания в направлении мизинца. П. Боли в сердце, кошмарные сновидения, холодный пот при волнениях, страх перед выступлениями.
6. Сожмите руку в кулак, мизинец кончиком упрется в нужную точку ладони.
П. Сердцебиение, страхи, чувство стеснения в груди при волнении.
7. Л. Выпрямите ладонь, сожмите пальцы в одной плоскости, точка находится на вершине мышечного утолщения между первым и вторым пальцами с тыльной стороны.
П. Головная боль, зубная боль, боли в области шеи, носовые кровотечения.
8. Л.Кончик мизинца, угол ногтевого ложа со стороны мизинца. П.Психический или физический шок, боли в сердце, волнение перед выступлениями, чувство тревоги.
9. Л.Ниже переднего края средины надколенника, на 2 цуня кнаружи. Прощупайте головку малоберцовой кости, точка находится во впадине у передненижнего края головки малоберцовой кости. П.Неукротимая рвота, запоры, заболевания печени, боли в коленном суставе, фарингиты, ларингиты.
Психологические аспекты боли (В.В. Осипова)
... При осмотре пациента с неорганической болью отмечается избыточная и даже неадекватная реакция со стороны больного, даже незначительные манипуляции врача могут усилить боль. Кроме того, имеется явное ... свою очередь, способствует углублению депрессивных и других эмоциональных расстройств. Даже оставляя в стороне вопрос о первичности и вторичности депрессивных расстройств у больных с болевыми ...
10. Л.В центре складки локтевого сустава, у лучевого края со стороны большого пальца руки сухожилия двуглавой мышцы плеча. П.Бронхиальная астма, кровохаркание, кашель, судороги, боли в области локтевого сустава, ночной энурез.
11. Л.Выше складки лучезапястного сустава на 1.5 цуня со стороны ладонной поверхности у лучевого края со стороны большого пальца руки.
П. Бронхиальная астма, одышка, кашель, тонзиллит, боли в затылке, зубная боль.
12. Л.На 1 цунь выше лучезапястной складки там, где прощупывают пульс.
П. Бронхиальная астма, кашель, одышка, эмфизема легких, тонзиллит, рвота, икота, спазм пищевода.
13. Л.Угол ногтя большого пальца со стороны других пальцев кисти руки.
П. Сильный кашель, затруднение дыхания, удушье при приступе бронхиальной астмы, икота, головная боль.
14. Л.Угол ногтя второго пальца руки со стороны большого пальца П.Потеря сознания (КОМА), тонзиллит, Фарингит, зубная боль, шум в ушах, заболевания полости рта.
15. Л.Область пястно-фалангового сустава второго пальца со стороны большого пальца и немного сзади, углубление над головкой основания третьей фаланги П.Понос, метеоризм, урчание в животе, боль во внутреннем углу глаза, зубная боль, боль в нижней челюсти.
16. Л.Согните руку в локтевом суставе, сожмите кисть в кулак.
Сильно отведите большой палец в сторону, а затем согните его. В области лучезапястного сустава, под большим пальцем находится анатомическое образование, состоящее из сухожилий короткого и длинного разгибателей первого пальца.
П. Диспепсия у детей, тонзиллит, зубная боль, шум в ушах, ринит, сильные головные боли, конъюктивит.
17. Л.На верхнем конце носогубной складки, у нижнего края носовой кости, где прощупывается углубление.
-П. Затруднение носового дыхания, ринит, отек слизистой носа, фурункул носа.
18. Л.Лучезапястная складка под мякотным возвышением мизинца. П.Бессонница, раздражительность, стрхи , повышение температуры тела.
19. Л.Центр пятки.
П. Бессонница, беспокойство, возбуждение.
20. Л.Ногтевая фаланга мизинца стопы.
П.Головокружение, головные боли при волнениях, используется также для облегчения родов.
ЗАНЯТИЕ 14.
Тема: Психопрофилактика
ЦЕЛЬ: Освоить способы оптимизации психического состояния.
Классификация способов оптимизации функциональных состояний человека.
1.Реорганизация объективного содержания и условий деятельности:
рационализация трудового процесса
совершенствование орудий труда
рационализация рабочего места и рабочей позы
рациональное чередование трудовых заданий
обогащение содержания труда
оптимизация социально-психологического климата
нормализация условий производственной среды
2.Подсознательные механизмы психологической защиты:
защита на уровне восприятия
защита на уровне рационализации
защита на уровне вытеснения
3.Сознательные механизмы психологической защиты:
физическая работа до усталости
нормализация режима питания, витаминотерапия
короткое голодание
фармакотерапия
рефлексотерапия
Подготовка руки ребёнка к письму
... школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической ... П. Раншбург впервые стал различать более легкие степени нарушений чтения и письма и тяжелые расстройства, при которых ... мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Гипотеза Анализ исследований силы кисти правой руки школьников за последних ...
рациональное дыхание
функциональная музыка и цветомузыка
библиотерапия
коммуникационные воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз)
дезактуализация проблемы и стимуляция поисковой активности
волевая самоизоляция
4.Способы внутренней оптимизации состояния:
самогипноз
нервно-мышечная релаксация
идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция
аутогенная тренировка
гимнастика и самомассаж
-поведенческая психотерапия
групповой тренинг
специальная подготовка и спецобучение
ЗАНЯТИЕ 15.
Тема: Аутогенная тренировка.
Аутогенная (буквально-«самородная») тренировка — система приемов саморегуляции, направленных на различные функции организма в прфилактических и лечебных целях.
Техника аутогенных тренировок требует предварительной выработки определенных психических и физических навыков:
Управление вниманием.
Внимание — одна из наиболее созидательных функций психики, без способности человека длительно удерживать внимание на предмете собственной деятельности не может идти речи о продуктивности его усилий. Тренировки внимания начинают с концентрации его на реальных монотонно движущихся внешних объектах (например, фиксировать внимание на движении стрелки часов).
Далее переходят на фиксации внимания на простейших, обязательно неинтересных, предметах (карандаш, пуговица, собственный палец).
Оперирование чувственными образами.
Начинают выработку навыков произвольного сосредоточения внимания на чувственных образах с замены реальных предметов на вооброжаемые. Затем переходят к более сложным образам таким как представление тяжести и тепла, распространяющихся с отдельных частей на все тело. Наконец, сосредотачивают внимание на образах, почерпнутых из реального жизненного опыта (летний день с зеленой лесной лужайкой, берег моря с ритмичным шумом волн, голубое небо с парящей чайкой и т.д.).
Словестные внушения.
При определенных состояниях ЦНС степень действенности слова и его влияние на физиологические процессы значительно повышается. Эта закономерность проявляется при некоторой заторможенности коры головного мозга, когда ее клетки находятся в так называемых фазовых состояниях. В естественных условиях благоприятные для самовнушения периоды возникают перед засыпанием и сразу же после пробуждения. Мысленно произносимые в это время словестные самовнушения включаются в функциональную систему программирующего аппарата мозга и вызывают соответствующие изменения в организме. Такие же благоприятные условия для эффективного самовнушения возникают в состоянии полной мышечной расслабленности, являющейся основным компонентом аутогенной тренировки. Формулировки мысленных словестных внушений должны быть предельно простыми и краткими. Произнесение слов осуществляется в медленном темпе в такт дыханию. При вдохе произносится одно слово, при выдохе — другое. В зависимости от состояния каждая фраза может быть повторена 2-3 раза и более.
Регуляция мышечного тонуса.
Управление тонусом мышц является стержневым компонентом аутогенной тренировки, поэтому овладение соответствующими навыками имеет первостепенное значение. Начинать можно с упражнений с одновременным напряжением и последующим расслаблением всех мышц в положении лежа, сидя, стоя. Затем переходят к напряжению и расслаблению отдельных мышечных групп, поочередно концентрируя на них внимание. Наконец, добиваюся полного расслабления всех мышц, когда человек как бы не чувствует давления на опору и «парит» над землей.
Специализация левого и правого полушарий.
... изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции. "Пространственное" правое и "временное" левое полушария обладают способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство ... функции обладает значительной пластичностью. Удаление коры левого полушария при раковой опухоли у взрослых пациентов приводит к тяжелым необратимым речевым потерям. Однако если ...
Управление ритмом дыхания.
При аутогенных тренировках используются некоторые закономерности воздействия дыхания на уровень психической активности. Относительно короткая фаза вдоха, чередующуяся с более длительным выдохом и следующей затем паузой, можно добиться выраженного общего успокоения. И наоборот, более длительная фаза вдоха с некоторой задержкой на вдохе приводит к повышению активности нервной системы и всех функций организма.
Занятия аутогенной тренировкой состоят из четырех частей.
П о д г о т о в и т е л ь н а я ч а с т ь.
Заключается в выработке психологической настроенности и принятии удобной позы. Для этого необходимо уменьшить освещение, преградить доступ посторонним звукам, отключиться от посторонних мыслей, отрегулировать дыхание, принять удобную позу. Обычно принимают позу лежа, полулежа, или позу «кучера». Заниматься релаксацией нужно при закрытых глазах, добившись своеобразной «маски релаксации»: расслабить мышцы лица, расправить складки лба, мягко закрыть глаза, глазные яблоки направить на кончик носа, нижнюю челюсть опустить, слегка приоткрыв рот, кончик языка касается верхнего ряда зубов у десны.
О с н о в н а я о б я з а т е л ь н а я ч а с т ь.
Решает три задачи, позволяющие перейти в состояние повышенной самовнушаемости: достижение максимального душевного покоя, мышечного расслабления и приятного чувства тяжести и тепла в руках и ногах.
Упражнение 1
1. Я располагаюсь удобно. Положение моего тела свободное, расслабленное, непринужденное. Я концентрирую волевые усилия на управлении своими нервами, своим телом, своим состоянием. Я полностью контролирую свое тело и психику. 2. Я никуда не спешу. Я мысленно очертил вокруг себя линию. За этим кругом я оставил все свои заботы. Я пребываю в абсолютном покое. В этом состоянии легко вырабатываются и закрепляются навыки управления своим телом, своим состоянием. Я легко контролирую свое тело, свою психику.
Я отрешился от всех забот. Я полностью успокоился. Я полностью погружаюсь в мой внутненний мир. Я внутри себя. Я слился сознанием с собственным телом. Мое сознание проникло в каждую клеточку моего организма. И каждая клеточка моего организма охотно выполняет его пожелания.
3. А сейчас я сосредоточил внимание на своем лице. Я контролирую и расслабляю мышцы лба, шеи, губ. Мои веки смыкаются, а мысленный взор направлен в область лба.
Мои зубы не стиснуты , а кончик языка расположен у осно-вания верхних зубов.
Лицо спокойно и неподвижно, как маска. Лицо- маска…
4.Мышцы шеи расслаблены полностью. Они не принимают никакого участия в поддержании головы.
Мышцы туловища расслаблены полностью. 5.Я делаю спокойный вдох, выдох и устанавливаю удобный успокаивающий ритм дыхания. Мое дыхание спокойное, ровное, ритмичное. Я вдыхаю спокойствие. С каждым вдохом покой наполняет мою голову, грудь, тело.
Обучение детей с общим недоразвитием речи сравнению предметов ...
... методика работа над ними. 2.1 Упражнение на формирования понятия «тяжесть предмета», с учетом развития речи. 2.2 Упражнения на формирование ... мяча c руки на руку, передача его c небольшого расстояния, удары об пол c попеременным чередованием; прыжки на правой и ... контексте. 1.3 Общая методика формирования понятий вместимость сосудов и тяжесть предметов Перед не посредственным обучением детей чему-либо ...
6.А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Чтобы моя правая рука стала тяжелой…
Моя правая рука стала тяжелой…
Правая рука стала тяжелой…
Рука стала тяжелой…
Стала тяжелой…
Тяжелой…
Я переключаю внимание на левую руку.
Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой…
Хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой…
Чтобы моя левая рука стала тяжелой…
Моя левая рука стала тяжелой…
Левая рука стала тяжелой…
Рука стала тяжелой…
Стала тяжелой…
Тяжелой…
Приятная, сковывающая, спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руку. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. П А У З А.
Упражнение 2.
В этом и последующих упражнениях первые пять пунктов повторяются. Изменения касаются только пункта 6.
6. Приятная, сковывающая , спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руки. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. А сейчас я переключаю внимание на правую ногу.
Я очень хочу, чтобы моя правая нога стала тяжелой…
(Далее повторяется предыдущий алгоритм).
П А У З А.
Приятная, теплая, спокойная тяжесть наполнила мою правую и левую ноги. Тяжесть распространилась на все тело. Я полносью расслаблен. П А У З А.
Упражнение 3.
6. Приятная, спокойная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руки. Я отчетливо ощущаю тяжесть в руках. Я переключаю внимание на ноги, и теплая, сковывающая тяжесть наполняет мою правую, а затем левую ноги. Тяжесть распространилась на все тело.Я полностью расслаблен.
А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая рука стала теплой…
(Далее повторяется предыдущий алгоритм).
П А У З А.
Приятное, целебное тепло наполнило мою правую и левую руки. Тепло пульсирует в кончиках пальцев, распространилось на предплечья, плечи. Мои руки излучают тепло. П А У З А.
Упражнение 4.
6.Приятная тяжесть наполнила мою правую, а затем левую руки. Тяжесть из рук переливается в правую, а затем левую ноги, наполняет все тело. Я полностью расслаблен. Приятное тепло наполняет мою правую и левую руки. Тепло пульсирует в кончиках пальцев, распространилось на предплечья, плечи. Руки излучают тепло. П А У З А.
А сейчас я очень хочу, чтобы моя правая нога стала теплой…
(Далее повторяется предыдущий алгоритм) П А У З А.
Приятное, успокаивающее тепло наполнило мои ноги. Я отчетливо чувствую пульсирующее тепло в пальцах стоп. Оно распространилось на колени и бедра, наполнило грудь и живот. Мое тело излучает тепло. П А У З А.
Степени тяжести синдрома ОДН.
... (респираторная) недостаточность (ОДН) – быстро нарастающее (время развития несколько минут/дней) тяжелое патологическое состояние больного, обусловленное несоответствием системы внешнего дыхания метаболическим потребностям организма ... частота, ритм и глубина дыхания, сопровождающееся повышением работы дыхательных мышц. Степени тяжести синдрома ОДН. Вентиляционная ОДН: Норма: paСO2 = 35-45 мм рт.ст. ...
Упражнение 5.
Оно предусматривает отработку активной роли дыхательных движений.
6. Приятная тяжесть и тепло наполнили мою правую и левую руки. Я переключаю внимание на ноги — ощутимые тяжесть и тепло переливаются в правую, а затем левую ноги. Тепло пульсирует в пальцах рук и ног. Тепло наполнило грудь и живот. П А У З А.
А сейчас я внимательно прислушиваюсь к своему дыханию. Я сосредоточен только на своем дыхании. Мое «Я» слилось с моим дыханием. Я весь — дыхание. Я весь — радостное и свободное дыхание. Я вдыхаю спокойствие и здоровье. Я выдыхаю усталость и психическое напряжение.
Так будет всегда. Я дышу легко и радостно в любой обстановке. Вдыхаемые радость и здоровье в виде тепла сосредотачиваются в подложечной области. Осюда я мысленно могу послать это целебное тепло в любую часть тела. Так будет всегда и всюду. П А У З А.
Упражнение 6.
Это упражнение направлено на выработку навыков произвольного расширения сосудов внутренних органов.
6. Приятная тяжесть и тепло наполнили мою правую и левую руки. Я переключаю внимание на ноги- ощутимые тяжесть и тепло пере-ливаются в правую, а затем в левую ноги. Тепло пульсирует в пальцах рук и ног. Тепло наполнило грудь и живот. П А У З А.
Я располагаю свою правую руку на подложечной области. Я очень ясно ощущая, как под ладонью этой руки возникает и уси-ливается тепло. С каждым вдохом я вбираю в себя дополнительную порцию тепла и через правую руку отправляю его в подложечную область. Тепло явное и ощутимое. Я могу мысленно сконцентрировать это тепло в любой части моего тела. Тепло мне послушно. Тепло наполнило грудь и живот.
Целебное тепло разогрело все мое тело. Я весь излучаю тепло. Я выработал устойчивую способность разогреть себя изнутри по своему желанию. П А У З А .
Упражнение 7.
Оно способствует выработке навыка произвольной нормализации сердечной деятельности посредством расширения коронарных сосудов. Оно представляет модификацию предыдущего, только в данном случае представления сконцентрированы на разогревании левой руки или только кисти.
Упражнение 8.
Упражнение направлено на сужение кровеносных сосудов лица и головы для устранения головных болей, отечностей верхних дыхательных путей.
6.Приятная тяжесть и тепло наполнили мою правую и левую руки. Я переключаю внимание на ноги — ощутимые тяжесть и тепло переливаются в правую, а затем левую ноги. Тепло пульсирует в пальцах рук и ног. Тепло наполнило грудь и живот. П А У З А.
Я начинаю вдыхать прохладу. С каждым вдохом она все ощутимее охлаждает нос и глаза. Я вдыхаю воздух через чистый снежный фильтр. Очень приятная прохлада охлаждает мой нос и глаза. С каждым вдохом прохлада откладывается в коже лба все заметнее, все ощутимее.
Мой лоб приятно прохладен…
Лоб приятно прохладен…
Приятно прохладен…
Прохладен…
П А У З А
Л е ч е б н а я ч а с т ь аутотренинга включает формулы внушений, которые определяются состоянием здоровья.
I. Освобождение мышц
Подлинный профессионализм и культуры лектора складывается не только из содержательности лекционного материала. Максимальная результативность лекции в немалой степени зависит и от мастерства ее чтения, от искусства подачи материала. Как владеть этим искусством и как освоить это мастерство? Как сделать лекцию увлекательной и заразительной, как установить желанный контакт с аудиторией, как добиться ...
Формула для облегчения засыпания.
Я совершенно спокоен
Ушли все волнения изаботы…
Дыхание ровное…спокойное…легкое…
Сердце бъется неторопливо и равномерно…
Приятное тепло все больше разливается по телу…
Мною овладевает приятное безразличие…
Полный покой и отдых…
Усиливается дремота…
Ощущения спокойны и приятны…
Все больше хочется спать…
Я засыпаю…засыпаю…засыпаю…
Представьте поле с цветами, журчащий ручеек и т.д…
Формула при головной боли.
Я совершенно спокоен…
Все мои мышцы приятно расслаблены, правая рука тяжелая и теплая…
Тепло из правой руки струится в область правого плеча и шеи…
Появляется чувство тепла в области передней поверхности шеи…
Я чувствую пульсацию крови в сосудах шеи, сонных артериях…
Исчезает болезненное напряжение стенок сосудов мозга…
Улучшается питание нервных клеток головного мозга…
Голова проясняется…
Как будто бы спадает пелена с мозга…
Я чувствую приятную прохладу в области лба…
Головная боль и чувство тяжести в голове проходят…
Голова свежая и легкая…
Я совершенно спокоен…
Занятия укрепляют мою нервную систему…
Формула при болях в сердце.
Я совершенно спокоен…
Все мои мышцы приятно расслаблены, правая рука тяжелая и теплая…
Постепенно появляется тепло в левой руке…
Тепло из обеих рук струится в грудь…
Сосуды сердца начинают расширяться…
Улучшается питание мышцы сердца…
Сердце сокращается спокойно и равномерно…
Сосуды сердца немного расширились…
Сосуды сердца расширены…
Питание сердца полноценное и достаточное…
Исчезли неприятные ощущения в сердце…
Я совершенно спокоен…
Формула для регуляции дыхания.
Я совершенно спокоен…
Все мои мышцы приятно расслаблены, правая рука тяжелая и теплая…
Тепло из правой руки струится в область груди…
Сердце сокращается спокойно и ритмично…
Начинают расширяться бронхи…
Улучшается ветиляция легких…
Воздух свободно вливается в мои легкие…
С каждой минутой дышится свободнее и легче…
Бронхи полностью расширены…
В груди- чувство приятной свежести…
Бронхи останутся расширенными, а дыхание легким и свободным и после занятий аутогенной тренировкой…
Я совершенно спокоен…
Формула при заболеваниях органов брюшной полости.
Я совершенно спокоен…
Все мои мышцы приятно расслаблены, правая рука тяжелая и теплая…
Постепенно появляется чувство тепла в верхней части живота…
Сосуды брюшной полости расширяются…
К ………….подходит все больше горячей крови…
Улучшается питание …………….
Стихают боли и неприятные ощущения…
Живот расслабленный и теплый…
Ощущения со стороны живота приятны…
В плену больших мышц
... для того чтобы поднимать огромные веса совершенно не обязательно накачивать мышцы до размера рекомендуемого культуристическими журналами. В теории сила мышцы равна произведению ее длинны на площадь ... кг лежа) легко продолжали работу. ВЫВОД: РАЗВИТИЕ ОБЪЕМОВ МЫШЦ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ МЫШЕЧНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ, ОДНАКО ДЛЯ ЭТОГО СОВЕРШЕННО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБИВАТЬСЯ РАЗВИТИЯ ОГРОМНЫХ МЫШЕЧНЫХ ОБЪЕМОВ. С ...
С каждым занятием мое самочувствие будет улучшаться…
Я справлюсь с болезнью…
Я совершенно спокоен…
Занятия укрепляют мою нервную систему…
ВНИМАНИЕ! Сильные боли в животе снимать нельзя, т. к. они могут быть сигналом острого воспаления органов брюшной полости, требующего хирургического вмешательства.
Формула при гипертонической болезни.
Я совершенно спокоен…
Все мышцы расслаблены, правая рука тяжелая и теплая…
Ушли все волнения и заботы…
Тревоги и угнетающие воспоминания постепенно исчезают…
Спадает нервная напряженность…
Мышцы всего тела расслабляются…
Расслабляются и стенки сосудов…
Сосуды тела начинают расслабляться…
Приятное тепло разливается по телу…
Артериальное давление начинает снижаться…
Все, что волновало, беспокоило меня, ушло, рассеялось…
Мне хорошо и спокойно…
Давление все ниже, ниже…
Голова становится светлой и ясной…
При любых обстоятельствах буду сохранять спокойствие…
Я смогу справиться со своей болезнью…
Я совершенно спокоен…
Занятия укрепляют мою нервную систему…
Формула при волнениях, страхах, неуверенности.
Я совершенно спокоен…
Все мышцы приятно расслаблены…
Ушли все волнения и страхи…
Мысли текут спокойно и плавно…
Я уверен в себе и смогу справиться с поставленной перед собой задачей…(сделаю то-то)…
А сейчас я отдыхаю, восстанавливаю психические и физические силы…
Я чувствую, как с каждой минутой, с каждым дыханием становлюсь сильнее, крепче…
( 3-5 МИН ЛЕЖАТЬ СПОКОЙНО, ПРИСЛУШИВАЯСЬ К СВОИМ ОЩУЩЕНИЯМ)
А сейчас я хорошо отдохнул, успокоился…Я уверен в себе и своих силах…
Я совершенно спокоен…
З а к л ю ч и т е л ь н а я ч а с т ь — фаза выхода из аутогенного погружения. Она должна проходить постепенно, в теение 2-3 мин. Содержание самовнушений в этой части зависит от ситуации. Если предстоит отдых, внушения могут быть следующего характера:
Меня ничего не отвлекает…
Все мышцы тела расслаблены…
Приятное тепло во всем теле…
Все окружающее мне безразлично…
Я полностью отдыхаю…
После отдыха встану бодрым и энергичным…
Встану готовым выполнить любую работу…
Я отдыхаю…
Я хорошо успокоился…
Я отдохнул и набрался сил…
Встану бодрым, с хорошим настроением…
Открываю глаза и встаю…
Чувствую себя хорошо…
В тех случаях, когда предстоит работа, используют более ободряющие самовнушения:
7. В состоянии релаксации я отлично отдохнул, освободился от нервного напряжения. Я очень спокоен. Спокойствие дало мне уверенность, силу, здоровье. Я здоров, уравновешен, энергичен в любой обстановке. Я отлично отдохнул.
8. А сейчас мое дыхание становится глубже и энергичнее…Появляется приятное мышечное напряжение. Оно устраняет излишнюю тяжесть в теле, освежает голову. Мой организм наполнен бодростью и энергией.
Я сжимаю кулаки, поднимаю руки, открываю глаза….Я рывком приподнимаюсь и легко вхожу в состояние бодрствования.
11