Человек, 2007, № 2. С . 98-108
СТАТУС ЭМБРИОНА
И. В. Силуянова, М.С. Першин, Л. Б. Ляуш, И.М. Макеева
Одним из важнейших вопросов современной биоэтики является вопрос о статусе эмбриона. Может ли человеческий эмбрион называться человеком? Какие важнейшие параметры определяют его «человечность»? Существует ли принципиальная разница между человеческим существом до его появления на свет и после, или речь идет о едином процессе телесного, душевного и духовного становления личности?
Те, кто отрицают, и те, кто отстаивают право эмбриона называться человеком, выдвигают самые разнообразные аргументы. Первостепенное значение среди них имеют представления о начале человеческой жизни. Существующие в современной научной литературе взгляды можно разделить на две большие группы — естественнонаучные и гуманитарные (этико-философские).
В чем особенности подходов, выдвигаемых в рамках каждого из направлений? Возможны ли точки соприкосновения между ними? Попробуем ответить на эти вопросы.
Естественнонаучные подходы
В рамках данного направления можно выделить несколько позиций1.
• Начало жизни человека связывают с моментом формирования дыхательной системы. Последняя складывается уже в конце 4-й недели с момента оплодотворения. Однако самостоятельное дыхание, а следовательно, автономное существование плода вне тела матери, становится возможным только к 20-й неделе.
• Таким началом следует считать формирование сердечно-сосудистой системы (20—40-й день после оплодотворения).
Первоначально сердце эмбриона представлено пульсирующим сосудом — дорсальной аортой. Однако последняя не является точной копией сердца взрослого человека. Только по истечении 20-дневного срока данный орган приобретает черты настоящего 4-камерного сердца млекопитающих. Здесь возникает ряд вопросов. Если мы связываем момент формирования сердца с первым сердцебиением, следует ли считать пульсацию дорсального сосуда за таковое? Как определить момент начала пульсации для конкретного эмбриона? В сердце плода существует канал сообщения между правым и левым предсердиями — овальное отверстие, функционирует артериальный (боталлов) проток, соединяющий легочную артерию с аортой. Если эти отличия устраняются только после рождения с началом легочного дыхания, можно ли считать «сердечный» критерий корректным?
Из каких основных структур состоит нервная система человека?
... система человека: - Отделы нервной системы 1) Центральный - Головной мозг - Спинной мозг 2) Периферический - Соматическая система - Вегетативная (автономная) система 1) Симпатическая система 2) Парасимпатическая система В вегетативной системе выделяют симпатическую и парасимпатическую нервные системы. ... кровеносные сосуды сердца, мозга и скелетной мускулатуры; — мобилизует работу сердца, повышая ...
Данный критерий, впрочем, представляет интерес хотя бы в силу того, что дети, рождающиеся с многочисленными пороками сердечно-сосудистой системы, обычно являются пациентами специализированных медицинских учреждений. Хирургия врожденных аномалий сердца и сосудов достигла значительных успехов и позволяет сохранить жизнь в таких случаях, когда о «формировании» полнофункциональной кровеносной системы говорить невозможно. В решении коллегии Минздрава России от 05.02.2002 г. отмечалось, что в 2000 г. детям, не достигшим первого года жизни, было проведено 843 операции, что составило 12,9% от общего числа операций при врожденных пороках сердца и сосудов у детей (1996 г. — 9,7%).
• Следующая позиция связывает становление человека с началом функционирования ствола мозга. На нее нельзя не обратить внимание, прежде всего, в силу принципа симметрии. В современной медицине утвердился критерий смерти человека — «смерть мозга». Естественно допустить, что если конец человеческой жизни мы связываем со смертью мозга, то и начало человеческой жизни должно быть связано с началом функционирования ствола мозга.
Но насколько корректно связывать начало человеческой жизни с началом функционирования ствола мозга и, следовательно, с появлением чувствительности у человеческого плода? Когда плод человека приобретает способность чувствовать? По мнению эмбриологов, 30-й день развития плода является началом дифференциации центральной нервной системы2. Первые движения плода и реакции на прикосновения начинают фиксироваться с 6-й недели с момента оплодотворения. В спинном мозгу выявляются синапсы3. В это же время с помощью энцефалографии регистрируется функциональная активность мозга.
Болевая чувствительность у плода фиксируется в 7—8 недель4. В 8 — у плода функционирует таламус, сформированы чувствительные и двигательные нервы, т.е. имеется все необходимое для ощущения плодом боли. Важно отметить, что для ощущения боли кора головного мозга не нужна, так как и полное удаление коры головного мозга не устраняет чувства боли5. И еще бессознательное состояние человека и нечувствительность к боли не могут служить основанием для отказа ему в помощи и защите прав личности.
• Ряд специалистов, прежде всего эмбриологи и гистологи, связывают начало человеческой жизни с моментом формирования первичной полоски — морфологического предшественника нервной трубки. До 14-го дня после оплодотворения эмбриологи рассматривают эмбрион человека как преэмбрион, считая, что до этого срока он сформирован клеточными слоями, представляющими собой зародышевые оболочки — материал, не участвующий в дальнейшем в построении собственно эмбриона6. При этом подчеркивается необходимость различать генетическую уникальность эмбриона и его онтогенетическую индивидуальность (при появлении первичной полоски)7. Для данного подхода ключевым является следующий аргумент: на стадии преэмб-риона не существует нервной системы, следовательно, невозможны и нейропсихические процессы в том виде, в каком они ассоциированы у нас с процессами электрохимического взаимодействия в нервных структурах. Однако корректен ли отказ считать состояние преэмбриона стадией человеческой жизни, ведь отсутствие этой стадии равнозначно отсутствию и человеческой жизни?
влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций ...
... различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то ... творчестве, творческом труде: · Потребность быть личностью. · Нравственная эстетическая потребность. · Потребность смысла жизни. · Потребность в подготовленности и потребность преодоления. Социогенные: · Потребность в самоутверждении. · ...
• Имплантация эмбриона человека в стенку матки происходит на 1-й неделе жизни, приблизительно на 6-й день. Весьма распространено мнение, что данный факт можно считать началом человеческой жизни. При этом выдвигается следующий аргумент: не менее 8% (а по последним данным, около 60%) зародышей, зачатых в результате обычного полового акта, не закрепляются на стенке матки и погибают естественным путем. А раз так, то можно ли утверждать, что неимплантированный эмбрион уже обладает некими человеческими свойствами и правами? Исходя из логики данного подхода, допустимо и проведение экспериментов с эмбрионами человека в предимплантационном периоде.
• Жизнь человека начинается с момента зачатия. Именно образование уникального и неповторимого набора генов (генома) является ключевым моментом в формировании зародыша. Что касается клеточного микроокружения, то оно важно не само по себе, а только в качестве фона, на котором реализуется генетическая программа.
Во «Всеобщей декларации о геноме человека и о правах человека» (ЮНЕСКО, 1997 г.) — одном из международных документов, регулирующих генетические исследования, — говорится о том, что «геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотделимого достоинства и разнообразия»8.
Более последовательно обозначенную позицию выражают В.А. Голиченков и Д.В. Попов: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал»9.
Гуманитарные, этико-философские концепции
Проблема статуса эмбриона активно обсуждается и гуманитариями — этиками, юристами, политиками. Здесь можно выделить следующие основные позиции: градуализм, социологизм, психоаналитический подход, морально-интенциональный подход, философско-антропологический подход и теологическую точку зрения.
С позиций градуализма выступают не только гуманитарии, но и естественники. Тем не менее, мы относим градуализм к гуманитарному подходу, поскольку принцип, формирующий данную позицию, представляет типично философское суждение о непрерывности движения как способе существования мира.
• Градуализм — это позиция, утверждающая стадийное приобретение эмбрионом человеческих, личностных свойств и его постепенное одушевление. Сторонники данных взглядов выдвигают ряд аргументов. Первый связан с постепенной убылью эмбрионов, зачатых естественным путем. Большая их часть не может укрепиться в стенке матки, лишаясь, таким образом, права на рассмотрение вопроса об их статусе. Данная позиция небезупречна, если принять во внимание самопроизвольные выкидыши, случающиеся и на более поздних сроках беременности, а также младенческую и детскую смертность от болезней и несчастных случаев.
Двигательная активность человека в различные периоды жизни
... подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. В становлении функций ... первого года жизни исключительно важное значение имеет движение. Активность малыша, будучи фактором избыточного восстановления, после рождения определяет процессы его роста и развития. Движение, ...
Второй аргумент связан с феноменом тотипотентности. Ссылаясь на новейшие данные эмбриологии, некоторые ученые предлагают различать понятия «преэмбрион» и собственно эмбрион10. По мнению градуалистов, преэмбрион состоит из недифференцированных клеток (бластомеров), каждая из которых обладает тотипотентностью. Каждой такой клетке присуща способность развития полного человеческого индивида. Это доказывается тем, что преэмбрион может раздваиваться, или расщепляться на две генетически идентичные единицы, давая начало однояйцовым близнецам; в редких же случаях возможно и их обратное соединение с образованием единичного индивида. Однако способность эта — потенциальная, ибо зародышу после имплантации еще предстоит получить от матери дополнительную генетическую информацию, чтобы обрести «индивидуальность» и развиться в настоящий эмбрион.
Таким образом, неправомерно говорить о существовании эмбриона до имплантации. В первые две недели зародыш должен квалифицироваться как преэмбрион, не имеющий еще биологических предпосылок «онтологической индивидуальности» и тем более «личностности». Критические аргументы в адрес градуалистов сводятся к тому, что клеточная дифференциация запрограммирована в зародыше с самого его возникновения. При первичном делении генетическая информация воспроизводится, передаваясь от первой клетки второй. Дифференциация, обусловливающая индивидуальное существование, наступает по окончании оплодотворения. В нормальных условиях оплодотворение означает начало непрерывного и длительного процесса постепенной «индивидуализации», протекающего как дифференциация и специализация, начиная с двух- или трехклеточной стадии эмбрионального развития. Начало человеческой жизни связано, таким образом, не с «обособлением» и не с формированием первичной полоски (при всей ее важности для развития эмбриона).
Человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения, после которого вписанный в зиготу «код» или «программа» полностью определяет клеточное деление и обмен генетической информации.
При нормальных условиях человеческое развитие предстает непрерывной чередой изменений: образование зиготы, имплантация, формирование нервной системы, рождение. И кроме самого начального, нет в этом движении иного момента, о котором можно было бы сказать, что человеческая жизнь начинается «здесь и теперь».
Весь период эмбриогенеза, как и вообще вся человеческая жизнь, — это непрерывный процесс развития; каждый последующий период является продолжением предыдущего. И только один момент начала принципиально отличается от всех других. В процессе развития человеческой жизни таким принципиальным моментом можно считать момент оплодотворения, когда организм человека получает всю необходимую информацию.
• Говоря о психоаналитическом подходе, мы имеем в виду позицию не столько классического психоанализа, сколько некоторых его последователей. Известно, что психоаналитические учения XX века расширили познания о человеческой психике. Причем расширение произошло, во-первых, по вертикали, т.е. в структуре психики были обнаружены и глубинные уровни, бессознательное, и, во-вторых, по горизонтали — психоанализ доказал наличие у личности психической жизни задолго до ее рождения.
Таблица возрастного развития от рождения до конца жизни
... “Я сам!’’, первое рождение личности. две линии независимости: ... жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие ... рождения социального «Я», возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Переход от внешних действий к внутренним «умственным». Познание мира человеческих ...
Впервые целостно осмыслить проблему развития человеческой души до рождения попытался Отто Ранк (1880—1939) — австрийский психолог и психотерапевт, представитель неофрейдизма в психоанализе. В «Травме рождения» (1924) Ранк выдвинул концепцию, с точки зрения которой решающим фактором жизненного развития человека является травма рождения. Суть ее в том, что постнатальная ситуация куда менее благоприятна, чем перинатальная. Вне матки ребенок вынужден сталкиваться с нерегулярностью питания, частым отсутствием матери, колебанием температуры, шумом и т.д. Таким образом, перинатальный период рассматривается как стадия существования человека, на которой закладываются глубинные особенности его психики, проявляющиеся на протяжении последующей жизни. Во время биологических родов происходит лишь приобщение индивидуальной психики к ментальным структурам человеческих сообществ, но не само ее рождение. По мнению представителей современной психоаналитической школы, большинство психопатологических заболеваний коренится именно в динамике перинатальных стадий, которые отделяют безмятежное состояние внутри матери от постнатального существования во внешнем мире.
О возникновении психической активности с момента зачатия можно говорить и опираясь на исследования Станислава Грофа, представителя трансперсональной психологии. В своей работе «За пределами мозга» (1985) он утверждает, что перинатальный опыт личности выходит далеко за рамки биологии и несет в себе важные психические составляющие. При рождении с личностью происходит метаморфоза, сравнимая, по словам Грофа, с изменениями, происходившими в древних храмовых культовых таинствах или в ритуалах инициации. Дошедшая до определенного антропологического этапа развития личность как бы временно умирает и затем вновь рождается для своего биографического существования. Образно говоря, с личностью разыгрывается перинатальная мистерия смерти-возрождения. С. Гроф изучает динамику этой «мистерии» бессознательного личности, выделяет в ней этапы, называя их «матрицами» (базовые перинатальные матрицы — БПМ).
Во время сеанса трансперсональной терапии пациент может «вспомнить» и заново пройти по маршрутам этих матриц, что обеспечивает, по мнению Грофа, терапевтический эффект. Перинатальная и постнатальная стадии существования личности оказываются увязанными друг с другом динамикой БПМ, а это означает, что между существованием личности до и после рождения нет глухой стены. Бесспорно, с рождения у личности начинается собственно биографическая (человеческая) стадия ее ное одушевление. Сторонники данных взглядов выдвигают ряд аргументов. Первый связан с постепенной убылью эмбрионов, зачатых естественным путем. Большая их часть не может укрепиться в стенке матки, лишаясь, таким образом, права на рассмотрение вопроса об их статусе. Данная позиция небезупречна, если принять во внимание самопроизвольные выкидыши, случающиеся и на более поздних сроках беременности, а также младенческую и детскую смертность от болезней и несчастных случаев.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...
Второй аргумент связан с феноменом тотипотентности. Ссылаясь на новейшие данные эмбриологии, некоторые ученые предлагают различать понятия «преэмбрион» и собственно эмбрион10. По мнению градуалистов, преэмбрион состоит из недифференцированных клеток (бластомеров), каждая из которых обладает тотипотентностью. Каждой такой клетке присуща способность развития полного человеческого индивида. Это доказывается тем, что преэмбрион может раздваиваться, или расщепляться на две генетически идентичные единицы, давая начало однояйцовым близнецам; в редких же случаях возможно и их обратное соединение с образованием единичного индивида. Однако способность эта — потенциальная, ибо зародышу после имплантации еще предстоит получить от матери дополнительную генетическую информацию, чтобы обрести «индивидуальность» и развиться в настоящий эмбрион.
Таким образом, неправомерно говорить о существовании эмбриона до имплантации. В первые две недели зародыш должен квалифицироваться как преэмбрион, не имеющий еще биологических предпосылок «онтологической индивидуальности» и тем более «личностности». Критические аргументы в адрес градуалистов сводятся к тому, что клеточная дифференциация запрограммирована в зародыше с самого его возникновения. При первичном делении генетическая информация воспроизводится, передаваясь от первой клетки второй. Дифференциация, обусловливающая индивидуальное существование, наступает по окончании оплодотворения. В нормальных условиях оплодотворение означает начало непрерывного и длительного процесса постепенной «индивидуализации», протекающего как дифференциация и специализация, начиная с двух- или трехклеточной стадии эмбрионального развития. Начало человеческой жизни связано, таким образом, не с «обособлением» и не с формированием первичной полоски (при всей ее важности для развития эмбриона).
Человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения, после которого вписанный в зиготу «код» или «программа» полностью определяет клеточное деление и обмен генетической информации.
При нормальных условиях человеческое развитие предстает непрерывной чередой изменений: образование зиготы, имплантация, формирование нервной системы, рождение. И кроме самого начального, нет в этом движении иного момента, о котором можно было бы сказать, что человеческая жизнь начинается «здесь и теперь».
Весь период эмбриогенеза, как и вообще вся человеческая жизнь, — это непрерывный процесс развития; каждый последующий период является продолжением предыдущего. И только один момент начала принципиально отличается от всех других. В процессе развития человеческой жизни таким принципиальным моментом можно бытия, но до биологических родов у нее уже присутствуют и тело, и душа.
Итак, психоаналитические подходы расширяют границы человеческой жизни, фиксируя появление психического бытия задолго до рождения личности. Психика начинает формироваться одновременно с телом. Психосоматическое единство личности проходит различные этапы. Важнейшие из них — этапы внутриутробного развития.
Социальный статус женщины в обществе
... и социальный статус является важнейшими гендерными характеристиками и одноврнменноодновременно составляющими, которые определяют эмоциональное состояние человека. Социальное самочувствие женщины зависит от ... точка зрения: материнство- существенная ,хотя и необязательная ,часть жизни женщины. Большая часть нефеминистских теорий материнства (психоанализ биосоциология некоторые государственные ...
• Рассмотрим теперь позицию, которую условно будем называть «социологизм». Существуют две причины для того, чтобы уделить ей принципиальное внимание. Во-первых, под влиянием именно этого концепта происходит первая в мире легализация абортов, т.е. производство аборта теряет юридический статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности». Во-вторых, эта позиция является идеологическим основанием современного российского законодательства.
Со времени первого русского уголовного кодекса 1832 г. до 1917 г. изгнание плода квалифицировалось как вид смертоубийства. Но после 1917 г. в России относительно абортов в законодательстве произошла подлинная революция.
18 ноября 1920 г. в России вступает в силу Постановление Наркомздрава и Наркомюста, которое полностью легализует искусственный аборт: «Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ей максимальная безвредность»11. Россия становится первой страной мира (не считая Франции периода революции 1791—1810 гг.), где женщины и врачи полностью освобождаются от уголовной ответственности за производство аборта. Однако в 1936 г. аборты в стране запрещаются. Но это запрещение абортов сменилось их новой легализацией в 1955 г., которая сохраняется до сих пор.
«Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993 г.) отличаются четкой регламентацией медицинской процедуры: по желанию женщины аборт производится до 12 недель беременности, по желанию женщины и социальным показаниям — до 22 недель, по желанию женщины и медицинским показаниям — независимо от срока беременности12.
Идеологическим основанием таких кардинальных перемен в значительной степени было и остается вульгарное следование философии марксизма-ленинизма, которую сами идеологи называли «воинствующим материализмом». Конечно же, непосредственных указаний к детоубийству эта философия не содержала. Но руководство к действию именно в данном направлении логически вытекало из ее основных принципов: морального релятивизма, отрицавшего абсолютное значение любых, включая религиозные, нравственных заповедей, и представления о так называемой «социальной» сущности человека.
• Морально-интенциональный подход к проблеме статуса эмбриона разработан нами и предлагается в качестве авторской позиции кафедры биомедицинской этики РГМУ.
Исходным для нас является признание того факта, что любое моральное отношение может состояться только при наличии по крайней мере двух субъектов (S+S).
Первый субъект морального отношения — это тот человек, кто относится к кому-то. Второй субъект — это тот человек, к кому кто-то относится. Например, моральное отношение благодарности, безусловно, предполагает того, кто испытывает чувство благодарности, и того, к кому относится эта благодарность.
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
Моральное отношение, в отличие от каких-либо отношений другого рода, например, производственных, как правило, всегда эмоционально окрашено, имеет четкую направленность, напряженность, намеренность, устремленность. Персидский поэт X века Абур Шукур писал:
«Порой мучительней недуга
Пронзающие нам сердца
Стон матери и слезы друга
И горечь в речи мудреца»13.
Именно эта эмоциональная и целевая направленность на другого человека как субъекта или цели нашего отношения и обозначается нами понятием «интенциональность» (от англ. intention — намерение, стремление, цель).
В контексте обсуждаемой проблемы статуса эмбриона, понятия «мать» и «отец» уникальны тем, что имеют морально-интенциональное содержание. Каждое из этих понятий предполагает наличие ребенка, существа, родителями которого они являются. «Мать» чья? «Отец» кого? Понятия «ребенок», «дитя» также морально-интенциональны, ибо предполагают наличие родителей, их зачавших и родивших. Само русское слово «беременность» уходит корнями в древние слова «бремя», «беру», в которых сохраняется значение «нести» и «сохранять». Смысл слов раскрывается в дополнении — «кого», «чего» нести и сохранять14.
Забота о детях утверждается в качестве приоритета и в «Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» Генеральной ассамблеи ООН 1979 г. (ст. 5), где утверждается «понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей…». При этом «во всех случаях интересы детей являются преобладающими «15.
В связи со сказанным вызывает сомнение принцип либеральной идеологии, на котором базируется аргументация оправдания абортов. Это так называемое «право женщины распоряжаться своим телом». Во-первых, необходимо отметить, что ни один из документов международного права, который непосредственно касается проблемы прав человека — ни «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г., ни «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г., ни «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., ни «Международный пакт о гражданских и политических правах» 1966 г., ни «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы 1950 г., ни один правовой или официальный этический документ не содержит и не упоминает даже близкого к данному «праву» положения.
В известной Американской конвенции о правах человека 1969 г. (конвенция вступила в силу в 1978 г.) в ст. 4 п. 1 говорится: «Каждый человек имеет право на уважение его жизни. Это право защищается законом (и, как правило) с момента зачатия. Никто не может быть произвольно лишен жизни»16.
Признание «права женщины распоряжаться своим телом» весьма сомнительно не только по юридическим, но и по медицинским критериям. Искусственное прерывание беременности — это не терапевтическая, целебная, излечивающая от болезни процедура. Искусственное прерывание беременности — это «распоряжение своим телом», которое весьма трудно отличить от членовредительства. Перечень медицинских осложнений, следующих после подобного «распоряжения», велик, вплоть до смертельных исходов. Например, в психиатрии известно, что стремление пациента распоряжаться своим телом, вплоть до нанесения себе повреждений, увечий, проведение над собой калечащих и болезненных процедур может рассматриваться как разновидность расстройства личности, как синдром психопатоподобной шизофрении.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...
Еще одно существенное возражение. Новое человеческое существо, растущее в теле женщины, не является ее телом. Этот организм отличается от ее тела по широкому спектру биохимических и биофизиологических параметров. Во-первых, он в половине случаев беременностей является существом другого — мужского — пола. Во-вторых, тела матери и ребенка могут иметь разные биохимические показатели крови. В-третьих, геном зачатого существа всегда уникален и отличен от генома женщины. В-четвертых, плод может существенно обременять женщину, вплоть до явных ощущений принципиальных изменений своего физического состояния в широком диапазоне проявлений этого изменения — от прекращения менструального цикла до различных форм токсикоза.
Жизнь развивающегося ребенка зависит от среды и пищи, которые обеспечивает ему вынашивающая его мать. Во всех других отношениях — это отличное от матери, уникальное существо. Данный факт составляет «биологическое» основание моральной субъектности человеческого эмбриона. Такое основание необходимо, но не достаточно для констатации морального статуса начавшейся человеческой жизни. Достаточное основание и моральный признак начавшейся человеческой жизни — уникально прост. Это — сами факты обсуждения, факты принятия решения о сохранении жизни или лишения жизни существа. Именно они свидетельствуют о том, что данное существо — реальное действующее лицо нашего морального отношения и действия. И от нашей любви, милосердия, справедливости зависит, быть или не быть его жизни, сохраним мы его в качестве субъекта нашего к нему морального отношения, или уничтожим, или, точнее, предоставим «право» его уничтожить, т.е. совершим действие, которое, по словам христианского богослова св. Иоанна Златоуста, «хуже убийства».
Необходимо отметить одну особенность морального статуса человеческого эмбриона, которая отличает его от морального статуса взрослого человека. Это беззащитность формирующейся жизни. Она не может ответить на насилие, не может сопротивляться несправедливым решениям. Однако именно эта особенность начальной стадии человеческой жизни повышает меру нашей моральной ответственности за нее. Чем беззащитней существо, тем более оно нуждается в защите.
Морально-интенциональный подход к проблеме статуса эмбриона выявляет то, что эмбрион человека является реальным субъектом моральной рефлексии. И он может быть подвергнут моральному или аморальному действию, и, следовательно, его включенность в моральные отношения и его статус морального субъекта не могут вызывать сомнение.
СТАТУС ЭМБРИОНА Человек 2007 — Стр 2
• В медицинском сообществе антропология (учение о человеке) рассматривается как биологическая наука о происхождении и эволюции человека (антропогенез), о физической организации человека (морфология человека), как наука об особенностях человеческих рас (расоведение), их культур (этническая антропология).
В то же время в современной культуре сохранилась и существует традиция широкого понимания антропологии как совокупности наук о человеке. В нее входит и философская антропология, которая представлена целым рядом различных философских теорий и школ. Например, известный исследователь и систематизатор В.Брюнинг объединяет в рамках философской антропологии религиозную, неосхоластическую, объективно-идеалистическую, материалистическую, натуралистическую, рационалистическую традиции на основании того, что человек рассматривается в них как исходный пункт и главный предмет философствования17. Признавая принципиальные отличия каждой их этих традиций, обратим внимание на особенность собственно философского (а не биологического, социологического и т.п.) подхода к пониманию человека.
Суть философско-антропологического подхода сводится к попытке рассмотреть сущность собственно человеческого бытия. При этом, как правило, предметом философской рефлексии выступает не конкретный человек, а типизированная модель человеческого индивидуума.
Анализ обозначенных проблем на уровне сущности человека, т.е. собственно философский подход, не сводим к рассмотрению через призму какой-либо отдельной присущей ему особенности, будь то мыслительная деятельность или прямохождение, самосознание или нравственное начало, трудовая деятельность или физическая организация (например, объем и вес мозга) и т.д. Все перечисленное определяет человеческую природу во всей совокупности. «Предмет рассмотрения философской антропологии составляет человек во всей его целостности…»18. Целостный подход к сущности человека основан на ее принципиальной несводимости к какой-либо одной характеристике, как бы значительна, очевидна и отличительна она ни была. Тем не менее, как известно, сущность не может не проявлять себя. Насколько применим данный вывод к исследуемой теме?
По нашему мнению именно первая клетка — зигота, только что объединившая генетический материал родителей, — может рассматриваться как реальная иллюстрация целостности человеческой природы. В зиготе еще нет ничего, кроме 46 хромосом, но именно они содержат потенциал для развития мыслительной деятельности, прямохождения, нравственных чувств, особенностей физической организации и т.д. Можно сказать, что в этой форме представлена вся совокупность сущностных черт и свойств человека. Зигота являет собой как бы «микрокосм», призванный со временем превратиться в «макрокосм» целостного человека во всем богатстве его жизненных смыслов.
Иными словами, философский подход, как бы абстрактен он ни был, в своих исходных посылах антропоцентричен, т.е. не свободен от фундаментальных ценностей и целей человеческого бытия. И представление о них — результат научной и философской рефлексии. «Познание человека не остается без последствий для бытия человека
Таким образом, философская антропология неизбежно включает проблему статуса человеческого эмбриона, от отношения и решения которой зависит «мера», или критерий, человечности всех видов и форм человеческой деятельности.
• Представление об уникальности человеческой жизни сформировалось задолго до появления современных научных технологий и знания о том, что с момента оплодотворения человеческий эмбрион — живое человеческое существо, отличное от своих родителей, которое динамично развивается, поступательно раскрывая потенции. Таким неповторимым статусом зародыш наделялся в восточно-христианском богословии. Естественно, это делалось исходя из совершенно иных, чем в науке, оснований: из откровения Бога о Себе как Боге троичном в Лицах, исполненном любви к Своему творению. О неповторимости и личностном бытии каждой зачатой человеческой жизни свидетельствуют христианские мыслители и богословы, начиная от Евангелистов вплоть до «Основ социальной концепции», принятых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. С точки зрения православной антропологии, в понятие человеческой природы заложены не только все ее силы, свойства и способности человека, но и все стадии его развития.
Характерно в данном отношении мнение современного православного богослова митрополита Антония Сурожского: «Говорить о том, что можно совершать аборт в какой-то момент до того, как зародыш уже, видимо, принимает образ ребенка, тоже не выход из положения, во всяком случае, для верующего. Можем ли мы сказать, что когда Божия Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента — до 14, 18, до 28-й недели — Он не был человеком и не был рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. И на это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет»20.
Для биомедицинской этики здесь важно то, что личностная подоснова присутствует в человеке независимо от того, насколько в нем наличествует полнота его природы. Прошло ли мгновение от момента зачатия, достиг ли человек расцвета своих сил или подошел к пределам старости — он всегда не только что, но и кто. Даже если его природа деформирована, даже если он обречен на гидроцефалию или старческое слабоумие — он все равно человек. Любое медицинское вмешательство затрагивает жизнь человека, наделенного в своих глубинах личностным бытием.
Все, что происходит с человеческим эмбрионом, происходит с человеком, по отношению к которому действенны потому и нравственные обязательства, приложимые к человеку после его рождения. Именно человеческое достоинство зачатой жизни исключает для нравственного сознания возможность искусственного прерывания беременности, порождая дискуссии об этических границах допустимых экспериментов над человеческими эмбрионами, о приемлемости тех или иных репродуктивных технологий и процедур.
Независимо от того, принимаем ли мы антропологию и этику христианства, при работе с пациентами надлежит учитывать данную позицию, ее исходные принципы и богословскую строгость. Это тем более важно, что значительная часть населения России в той или иной степени соотносит себя с православием.
Заключение
Мы охарактеризовали основные точки зрения по вопросу о начале человеческой жизни в рамках естественнонаучного и гуманитарного знания.
В рамках естественнонаучной традиции представление о начале человеческой жизни с момента рождения не получило сколько-нибудь широкого признания. Позиция генетиков о начале человеческого существования с момента слияния гамет (образования генома) согласуется с выводами философской антропологии, теологии и с положениями морально-интенционального подхода. На основании такого сближения разных точек зрения мы вправе зафиксировать появление устойчивого, научно обоснованного мнения по вопросу о статусе эмбриона. Особняком стоит социологизм. Но выдвигаемые в данном случае аргументы все больше обнаруживают свою несостоятельность под натиском естественнонаучных доводов и фактов, согласно которым начало человеческой жизни все больше «отдаляется» от момента рождения.
Решение проблемы статуса эмбриона имеет принципиальное значение для демографической политики. Инвалиды и больные могут, хотя и в ограниченной мере, предъявлять свои права на жизнь, отстаивать свою волю к благополучию; даже животные способны к сопротивлению. Эмбрион же — форма высокоразвитого, сложноорганизованного бытия, олицетворяющая собой беспомощность и незащищенность жизни. Эта форма личностного существования, наверное, ярче всего выражает значимость человеческого взаимодействия, взаимопомощи и бескорыстного служения во имя Другого.
1 См.: Курило Л.Ф. Право родиться. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., Эдиториал УРСС, 1998. С. 135-146; Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирющенков А.П. Акушерство. М.: Медицина, 1986;Уиллке Д., Уиллке Б. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. М., 2002; Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002; Edwards R.G. Science et ethique de la segmentation des embryons humains in vitro // Contracept. Fertil. Sex. 1986. Vol. 14. № 4. P. 313-318; Grobstein С External Human Fertilization // Scientific American. 1979. Vol. 240. № 6. P. 33-3; Patton et al. Intro to Basic Neurolog. Basel, W.B. SaunderCo. 1976. P. 8.
2 Edwards R.G. Op. cit.
3 Курило Л.Ф. Цит. соч. С. 136.
4 Grobstein С. Op. cit.
5 Patton et al. Op. cit.
6 Edwards R.G. Op. cit.; Idem. New ethical implications of human embryology // Hum. Reprod. 1986; 1:4.
7 Hermeren G. Nature and status of the embryo: Philosophical aspects. Report — Council of Europe’s Third Symposium on Bioethics. Strasbourg. 1996.
8 Всеобщая декларация о геноме человека и о правах человека (ЮНЕСКО, 1997)// Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека». Международные документы и аналитические материалы. М., 1998. С. 102. 9 Вестник «Жизнь». М., 1994. С. 17.
10 Начало такому различению во многом положила книга Н. Форда (Ford N. When Did I Begin? Conception of the Human Individual in History, Philosophy and Science. Camb., 1988).
Автор настаивает на вероятности «замедленного одушевления», утверждая, что онтологически (а не только генетически) особый человеческий индивид возникает лишь через две недели после оплодотворения, с появлением первичной полоски. Анализ и частичное опровержение доводов Форда см.: Ser-ra A., Sgreccia E., de Pietro M.L. Nuova genetica e embri-opoies umana // Vita e Pensiero. Milano, 1990.
11 Цит. по: Соловьев З.П. Аборт // Избр. произв. М., 1970. С. 133-134.
12 Основы законода тельства РФ об охране здоровья граждан (1993), ст. 36// Сб. нормативных актов по охране доровья граждан Российской Федерации. М., 1995. С. 25.
13 Истины. Изречения персидского и таджикского народов, их поэтов и мудрецов. М.: Наука, 1968. С. 103.
14 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка.В 4 т. Т. 1.М., 1986. С. 155.
15 Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1999. С. 247.
16 Там же. С. 721.
17 Bruning W. Philosophische Antropologie. Stuttgart, 1960.
18 Григорьян Б.Г. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. С. 159.
19 Landmann M. Philosophische Antrоpologie. Menschlich Selbstdeutung in Geschichte und Gegenwart. В., 195£ S. 7-8.
20 Митрополит Антсний Сурожский. Ответы на вопросы // Альфа и Омега №((29).
М., 2001. С. 318-319.