1. Понятие высших психических функций. Значение знака в развитии ВПФ
Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии — было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами.
В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.
Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896-1934).
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского — о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.
В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы.
Высшие психические функции возникли при помощи знака. Знак — это орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других.
История развития человечества — это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь — тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком.
Выгодский считал, что у человека есть 2 линии развития:
1) натуральная;
2) культурная (историческая).
Натуральная линия развития — это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.
В соответствии с этим он выделял психические функции — натуральные — это ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память и высшие психические функции — культурные — абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.
Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций ...
... ребенка и др. Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций старшего дошкольника. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики. Для ... обусловленно недостаточной сформированностью внимания, мышления, памяти и речи, процессов. Моделирование можно рассматривать как совместную деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Работу по ...
Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия — действиями произвольными.
Объяснительные принципы теории Л.С. Выготского дают ответы на ряд теоретических вопросов:
1. В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных. Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние взаимодействия человека с миром и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций.
ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.
2. Каков основной источник формирования и развития высших психических функций. Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» — в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:
— овладение способами использования предметов человеческой культуры.
— овладение приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивает возможности естественных органов, и выступают средствами преобразования предметного мира.
— овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.
— овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.
— овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.
3. Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции. Исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.
проблема человека и его психики
... особенностей. Высшей формой психического отражения является сознание. Актуальность психологического исследования проблемы человека и его психики связана с тем, что человек является субъектом всего ... этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке двух линий развития: - Биологической – человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, ...
При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее способами использования языка, и еще позднее — разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.
4. Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность — обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение — актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия. Значения исходно существуют вне субъекта — в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.
Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.
Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.
2. Свойства высших психических функций
Высшие психические функции — сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого». Основные характеристики высших психических функций:
— сложность;
— социальность;
— опосредованность;
— произвольность.
Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».
Рассмотрим их подробнее.
Сложность проявляется в том, что высшие психические функции многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения — интериоризация, т.е. перенос («вращивание») социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия).
Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия).
Обучение ребенка говорить и мыслить — яркий пример процесса интериоризации.
Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.
Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.
Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у ферального человека (феральные люди, по определению К Линнея, — это индивидуумы, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных).
У таких людей отсутствуют основные качества ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Конечно, некоторые элементы данных качеств мы можем найти и в поведении животных. Например, обусловленность действий дрессированной собаки можно соотнести с качеством опосредованности функций.
Однако, высшие психические функции развиваются только в связи с формированием интериоризированных знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже если она приобретает обусловленный характер. Таким образом, одним из важнейших качеств ВПФ является опосредованность, связанная с общим интеллектуальным развитием человека и владением многочисленными знаковыми системами.
3. Основные составляющие высших психических функций
Вопрос 1. Память как психическая функция и процесс
Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме ... фактором забывания. Следующий процесс памяти – узнавание. Под этим термином понимают проявление памяти при повторном восприятии объекта. Простейший пример – ... запоминания появляется тогда, когда мнемический материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ...
К высшим психическим функциям относятся: память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.
Рассмотрим их подробнее.
1) Восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие — это отражение комплексного раздражителя.
Восприятие включает в себя четыре как бы четыре этапа: обнаружение, различение или собственно восприятие, идентификация, опознание.
В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.
Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.
Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности.
Это во-первых целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, во-вторых, константность восприятия — благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В-третьих, структурность восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. В-четвертых, осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. И в-пятых, избирательность восприятия — проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В-шестых, это апперцепция-то есть зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.
2) Мышление. В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно, мир всегда отражается опосредованно: путем сопоставления фактов. Таким образом первый признак мышления состоит в том, что оно является процессом опосредованного сопоставительного отражения действительности. Мышление — это опосредованное выявление устойчивых существенных связей и отношений между вещами.
Другой существенный признаку мышления заключается в том, что оно является обобщенным познанием действительности. Таким образом, мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения проблемных задач.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.
Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными ...
... репрезентативными системами разного типа. Объект исследования: учащиеся школы. Предмет исследования: особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа. Задачи исследования: 1. Охарактеризовать ... HПО МОДЭК, 1995. - 200с. 2. Веракса, Н.Е. Социальная психология / Н.Е. Веракса: учебник, - М.: Академия, 2011. - 224с. 3. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. ...
Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.
3) Память. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и особенно с восприятием и мышлением.
Различаются формы памяти: произвольная и непроизвольная. Произвольная память — характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.
Виды памяти подразделяются на:
— образную — память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
— эмоциональную — это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.
— словесно-логическую память — подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.
— двигательную память — память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.
4) Речь. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.
Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому. «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту — слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте — слове — глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику».
Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.
Развитие памяти и внимания как высших психических функций
... на теории интериоризации высших психических функций, внёс свой вклад в исследование развитии памяти, особенно подчёркивая центральную роль речи: “именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного ... понятия “развитие” Мы начнём с определения самого понятия “развитие”. В психологии этот термин подразумевает сложный процесс, определяемый рядом признаков, которые выделил Л.С. Выготский. ...
Заключение
Таким образом, изучив понятие и сущность высших психических функций можно сделать следующие выводы:
1. Высшие психические функции — это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
2. Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания.
3. В роли психологического орудия выступает знак. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь — тоже знак. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.
4. Высшие психические функции обладают четырьмя основными характеристиками: сложность, социальность, опосредованность, произвольность. Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».
5. К основным высшим психическим функциям относятся: память, восприятие, мышление и речь — они являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.
Литература
психический животное человек высший
1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. — М.: НОРМА, ИНФРА — М, 1996. — 496 с.
2. Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2008. — 352 с.
3. Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. — М.: Кнорус, 2003. — 464 с.
4. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. — М.: ТК Велби, 2008. — 285 с.
5. Калягин В.А. Логопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия. 2006. — 655 с.
6. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001. — 592 с.
8. Немов Р.С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. — М.: Норма, 2008. — 455 с.
9. Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. — М.: КНОРУС, 2006. — 560 с.
10. Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина — М.: ЮНИТИ, 2009. — 656 с.
11. Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. — М.: Спарк, 2005. — 312 с.
12. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
13. Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. — М.: Гардарики, 1996. — 611 с.
Размещено на
Лекция по психологии в высшей школе
... организации и проведения лекции урока по психологии в высшей школе. Предлагаемый материал базируется на ... материалов, чтение по конспекту без отрыва, чтение по учебнику. ……………………………………………………………………………… Эмоциональность. Стиль изложения………………………………………………………………………………………... Руководство работой студентов ... материала. В жизни современного вуза лекцию часто называют «лицом вуза». Назначение лекции видится как ...