Специальное образование необходимо в наши дни. Сейчас существует много детей с отклонениями в развитии. Состояние образования людей с отклонениями в развитии зависит от отношения к ним общества и государства. Это показано в исследованиях Н.Н. Малофеева, выделившего пять периодов эволюции отношения общества и государства к этим людям и три этапа становления системы специального образования в России. Это:
1. X-XVII века
2. XVIII век
3. XIX век — начало ХХ века
Каждая страна гордится своими выдающимися соотечественниками. Россия подарила миру великие имена, которые составляют золотой фонд нации, таких выдающихся учёных-дефектологов как: Владимир Михайлович Бехтерев, Граборов Алексей Николаевич , Занков Леонид Владимирович , Певзнер Мария Семёновна, Рау Фёдор Андреевич, Шиф Жозефина Ильинична, Екатерина Константиновна Грачёва, Всеволод Петрович Кащенко, Маляревский Иван Васильевич, Лев Семёнович Выготский, Гнездилов Михаил Федотович, Сухарева Груня Ефимовна и Дульнев Григорий Митрофанович .
Эти учёные утвердили и развили специальное образование в России.
1. Выдающиеся учёные-дефектологи
1.1 Владимир Михайлович Бехтерев (1857- 1927)
Русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. В 1907 году он основал первый в мире психоневрологический институт для «изучения мозга и его отправлений…». Это позволило ему организовать неврологическую и психиатрическую клиники, первую в России нейрохирургическую клинику и первый институт по изучению алкоголизма. В.М.Бехтерев создал уникальную научную школу, которая позволила ему воплотить в жизнь основную системную концепцию, сущность которой состоит в целостном подходе к человеку, получившую признание в современных программах психосоциальной реабилитации больных. Сегодня Психоневрологический институт имени В.М.Бехтерева является крупным научно-исследовательским и клиническим учреждением, в котором работают высококлассные специалисты в области психиатрии, психотерапии, медицинской психологии, наркологии, неврологии, нейрохирургии.
В. Бехтерев утверждал, что отдельные зоны коры больших полушарий выполняют определенные функции. В 1887 году в статье «Физиология двигательной области мозговой коры» он писал: «…я вовсе не причисляю себя к числу тех авторов, которые смотрят на кору как на мозаику, состоящую из отдельных кусков различной окраски. Кора мозга, быть может, и уподобляется карте, разрисованной отдельными красками по отдельным участкам, но так, что соседние краски, понятно, смешиваются между собой и при этом, может быть, на этой карте не существует ни одного участка, покрытого одним цветом, а не смешанного из множества красок». Эта мысль В.М. Бехтерева позже нашла развитие в учении физиолога Ивана Петровича Павлова о проекционных и ассоциативных полях коры больших полушарий.
Институт дополнительного профессионального образования
... литературы…………………………………………..17 Приложение 1. Листовка-приглашение на научный кружок по конституционному праву России……………………………………………….18 Приложение 2. Листовка конкурса социальной рекламы «Нарисуй свои права!»…………………………………………………………………………... 19 Приложение ...
После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Бехтерев высказывался о том, что «нет ни одного субъективного явления, которое не сопутствовалось бы объективными процессами в мозгу в виде пробегающего по нервным клеткам и волокнам тока, представляющего собой… по внешности акт химико-физический».
В 1907—1910 годах опубликовал три тома книги «Объективная психология», в которых изложил основные представления нового, созданного и развиваемого им направления в психологической науке. Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Опираясь на объективные критерии, он считал возможным изучать не только осознаваемые, но и неосознанные психические явления.
В первом томе «Объективной психологии» Владимир Бехтерев предложил выделить психологию индивидуальную, общественную, национальную, сравнительную, а также зоопсихологию. Кроме того, он признавал необходимость выделения психологии детского возраста «как науки, изучающей законы и последовательность психического развития отдельных индивидуумов».
В 1915 году по инициативе Владимира Михайловича при Психоневрологическом институте был создан приют с детским садом и школой для детей беженцев из западных губерний. Постоянно находясь в гуще общественной жизни столицы, Бехтерев по-прежнему много внимания уделял Психоневрологическому институту.
1.2 Екатерина Константиновна Грачёва (1866- 1934)
Первый русский педагог-дефектолог. С её именем связана история приютов для слабоумных детей в России. Ей принадлежит заслуга в создании первых в России учреждений и первой школы для глубоко умственно отсталых детей, а также в издании первых руководств по работе с ними. Почти сорок лет своей жизни она отдала делу обучения, развития и воспитания детей-страдальцев. Бескорыстный подвижнический труд Екатерины Константиновны, сумевшей, не имея специального образования, создать эффективную методику воспитания и развития детей с ограниченным интеллектом и расстроенной психикой, практически предан забвению.
В мае 1898 г. Екатерина Константиновна пригласила в приют двух городских учительниц и членов Общества помощи бедным и больным детям и устроила своим воспитанникам экзамен. Все присутствующие были поражены, никто не верил в возможность обучения таких детей. После экзамена одна из учительниц высказала мысль о необходимости организации школы для умственно отсталых и припадочных детей. «Первых исключают, — писала Екатерина Константиновна в своём дневнике (5 апреля 1898 г.), — вторых не принимают в школы. Но двое высказали мнение, что такую школу открыть нельзя, потому что в ней не будет учеников — “кто захочет поместить своего ученика в школу для дураков?”. Но мне очень нравится эта идея. Есть ли такие школы за границей?».
За девять последующих лет через три класса школы Е.К. Грачёвой прошли 134 ребёнка в возрасте от 9 до 12 лет. Школа обрела известность, Городская школьная комиссия установила ей ежегодную субсидию в размере тысячи рублей. В мае 1899 года школе была пожертвована земля в Полуострове под летнюю дачу.
Проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей ...
... программе «Дети России», который включает разделы: «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», «Концепции модернизации образования до 2010 года». Одарённый ребенок - это ... сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы. Цель исследования: выявить проблемы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе школы. Задачи исследования: ...
В 1900 году при активном участии Екатерины Константиновны было основано благотворительное общество «Братство во имя Царицы Небесной», которое возглавила графиня Ольга Дмитриевна Апраксина, с целью основания в России приютов для идиотов, эпилептиков и тех калек, которых не принимают в другие учреждения. Братство состояло в ведении Санкт-Петербургского митрополита. Его членами стали многие известные люди — К.П. Победоносцев, протоиерей Философ Орнатский, отец Александр Рождественский, все настоятели Троице-Сергиевой пустыни, отец Иоанн Кронштадский. Приют Грачёвой перешёл в ведение Братства.
В октябре 1900 года Екатерина Константиновна открыла курсы сестёр-нянь, которые должны были работать с детьми-идиотами и эпилептиками. Слушательницами курсов были послушницы монастырей. Первый выпуск сестёр-нянь состоялся в июне 1902 года. Тогда же Екатерина Константиновна выпустила первое в России руководство по работе с глубоко отсталыми детьми и эпилептиками «Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков».
В 1903 году был открыт первый дом приюта в Райволо на 50 детей. В том же году Грачёва добивается открытия при приюте на Белозерской амбулатории, которая исполняла функции диагностического центра. Амбулатория также оказывала бесплатную медицинскую помощь «нервно больным детям» Петербурга. Приём вели В.М. Бехтерев и молодой доктор А.С. Грибоедов. Накануне Первой мировой войны амбулатория превратилась в ведущий в России центр медицинского, психологического и педагогического изучения детей с отклонениями в развитии.
Екатерина Константиновна стала также пионером нового для России специального обучения слепоглухонемых детей.
После революции советская власть реорганизовала систему призрения и обучения умственно отсталых детей, они были взяты под государственную опеку. Однако проблема любви и сочувствия к больным детям решается не властными структурами, а носителями милосердия, которые, слава Богу, были, есть и будут во все времена. Екатерина Константиновна активно участвовала в организации учреждений нового типа для больных детей в Петроградской губернии, занималась подготовкой персонала для работы с аномальными детьми. В 1918-1920 годах она состояла лектором петроградских краткосрочных педагогических курсов по подготовке работников учреждений для дефективных детей.
1.3 Всеволод Петрович Кащенко (1870-1943)
Уникальным заведением, в котором осуществлялась социально-педагогическая адаптация детей к жизни, был санаторий-школа под руководством В.П. Кащенко, который был открыт в 1908 году в Москве. В заведение принимались дети с отклонениями в поведении и интеллектуальном развитии от 4 до 16 лет. Одновременно оно могло обслуживать 22 воспитанника. Вся воспитательная система, разработанная В. П. Кащенко и сотрудниками, была направлена на адаптацию детей к будущей жизни. Важнейшее место в воспитательной системе В. П. Кащенко, как и К. Д. Ушинский, отводил трудовой деятельности: «Ручной труд, практикующийся в специальных заведениях, имеет громадное и притом двойное значение,- с одной стороны, как изучение ремёсел, которые дадут учащимся по окончании школы возможность иметь заработок; с другой стороны — ручной труд непосредственно влияет на развитие интеллекта, он развивает и укрепляет внимание, волю, работоспособность, повышает и разнообразит интересы ребёнка. Ручной труд, стало быть, имея такое важное педагогическое и профессиональное значение, должен занять первенствующее, доминирующее значение среди остальных предметов, он является базисом всех наших учебно-воспитательных и образовательных воздействий на дефективного ребёнка».
Особенности психического развития детей с умственной отсталостью
... мышления умственно отсталых детей .2Недостаточное овладение значением слов Заключение Список использованной литературы Введение Ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, ...
В заведении В. П. Кащенко все силы педагогов были направлены на развитие трудоспособности, интереса, активности и самостоятельности детей. В воспитательных мероприятиях В. П. Кащенко придаётся исключительное значение развитию активности и творчества детей посредством разумной и полезной деятельности, которая интересна детям. Основным методом, обеспечивающим активность учащихся в процессе усвоения знаний, развитие способностей, коррекцию личности, было применение на всех уроках ручного труда. Дети сами взвешивали, измеряли, зарисовывали, составляли коллекции, делали модели из глины и других материалов. Важнейшим принципом в школе-санатории был индивидуальный подход к воспитанникам. Воспитатели внимательно наблюдали за деятельностью воспитанников, определяли их интересы и наклонности к тому или иному виду труда и помогали им осуществлять интересную для них деятельность. Педагоги активно поддерживали творческий характер трудовой деятельности воспитанников. Воспитатели считали, что творческий характер труда воспитанников является важным условием выбора в будущем жизненного пути. Это видно из следующих слов педагога школы-санатория И. И. Воскобойникова, который описывает глубокий интерес воспитанника к созданию устройства для физических опытов: «Работа … — зачастую неблагодарная и всегда сопряжённая с преодолением препятствий, неизбежных при занятиях во внеурочное время, которого и без того очень мало, — доставляет Никите истинное наслаждение.
Элемент творчества, которое он проявляет при этом, несмотря на своё незнакомство с физикой, заставляет думать, что интересы Никиты целиком направлены на сторону технической деятельности». Деятельность школы-санатория по воспитанию детей с отклонениями была высоко оценена современниками. Известный олигофренопедагог А. Н. Граборов, посещавший школу-санаторий, отмечал чёткость и слаженность построенной воспитательной системы и её положительное влияние на воспитанников. Х.С. Замский считает, что это одно из первых заведений, в которых была налажена научно-методическая работа: «Школа-санаторий В. П. Кащенко явилась не только одним из первых специальных учреждений для детей, но и первым научно-методическим учреждением, занявшимся вопросами обучения и воспитания детей с разного рода нарушениями центральной нервной системы».
Кащенко написал одну из первых в России работ по обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии — «Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков» в книге систематизированы взгляды автора на исправление недостатков характера у детей, раскрываются лечебно-педагогические методы коррекции. В книге даётся всесторонний подход с точки зрения медицины, педагогики и психологии. Педагогическая коррекция рассматривается как целостный процесс, в котором взаимодействуют учащиеся, педагоги, семья и общество. В книге выстроена система обучения и воспитания детей с нарушениями центральной нервной системы и с поведенческими отклонениями. В. П. Кащенко — выдающийся организатор обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, создавший оригинальную систему обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Особенности использования наглядных методов на уроках трудового ...
... ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых младших школьников Проблемы изучения умственно отсталых детей ... всей психики [2]. Рассмотрение развития умственно отсталого ребенка невозможно без характеристики его психических процессов. ... А. А. Учебно-методический комплекс. Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. / А. ...
1.4 Рау Фёдор Андреевич (1868 — 1957)
Дефектолог, ч.-к. АПН РСФСР (1947).
В 1887 окончил учительскую семинарию во Франкфурте-на-Майне и до 1891 преподавал в школе глухих. В 1892 приехал в Россию. В 1893-96 был домашним педагогом-воспитателем. В 1896 открыл в Москве частную школу для глухих и курсы по исправлению недостатков речи. В 1899-1928 директор Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (другое название — Московский институт глухонемых).
В 1925-48 зав. кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологического отделения педагогического факультета 2-го МГУ (с 1930 МГПИ им. В. И. Ленина).
Организатор и участник съездов и конференций по обучению и воспитанию глухих, инициатор первых мероприятий по организации логопедической помощи. Принимал активное участие в строительстве советской школы для глухих, в разработке учебных планов, программ, учебников и метод, пособий, способствовал осуществлению дифференцированию обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших. Рау был одним из организаторов высшего дефектологического образования. Вёл широкую пропаганду специальных педагогических знаний среди педагогов, врачей, родителей.
Соч.: Методика обучения глухонемых, М., 1934 (соавт.); Букварь. Для школ глухонемых, M., 19407 (соавт.); Методика обучения глухонемых произношению, M., 19594 (соавт.).
1.5 Граборов Алексей Николаевич (1885-1949гг.)
Разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально значимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.
А.Н. Граборов пишет первые фундаментальные книги по олигофренопедагогики для учителей. В книге «Вспомогательная школа» систематизированы вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей. В книге раскрыто качественное своеобразие умственно отсталого ребёнка, показана неравномерность нарушений психических функций и влияние этих нарушений на личность ребёнка в целом. А.Н. Граборов пишет: « … от здоровой нормы до случаев глубокой идиотии, где мы различаем лишь ничтожнейшие следы богатой человеческой психики, тянется длинная лента постепенно последовательных изменений, в результате дающих целую галерею детских типов, разнящихся между собой не только степенью дефективности, но и её характером. Одни из детей стоят на границе между нормой и дефективностью, другие представляют картину временной задержки в развитии по тем или иным причинам, третьи определённо перешагнули роковую черту и являются уже умственно дефективным в полном смысле этого слова». А.Н. Граборов отстаивает мнение о необходимости создания специальной школы для умственно отсталых детей. В систему воспитания умственно отсталого ребёнка, по его мнению, должны входить детские сады, школы и профессиональное обучение для умственно отсталых. А.Н. Граборов пишет: «Обучению во вспомогательной школе подлежат все те дети, которые, прежде всего, конечно, способны к обучению грамоте и которые в дальнейшем смогут полученные сведения применить в жизни, но для которых темп работы нормальной школы оказывается непосильным, а предъявляемые там требования, по ограниченности дарований, невыполнимы». А.Н. Граборов считал главным в воспитании умственно отсталого ребёнка общее психическое развитие. Большое значение в обучении умственно отсталых предавал принципу деятельности — как основы развития. В частности ключевое значения отводил игровой и трудовой деятельности. А.Н. Граборов считал необходимым создать систему коррекционно-воспитательной работы для умственно отсталых детей. Он писал: « Оздоровительная работа, сознательность обучения, индивидуальный подход к учащимся, структурная простота учебного материала, наглядность и труд — основные специальные мероприятия коррекционно-воспитательной работы. Выполнение этих мероприятий — основа построения работы с умственно отсталыми детьми. Придавал большое значение в олигофренопедагогике дидактическому принципу сознательности в обучении. Он пишет: «Воспитание сознательности — это воспитание личности ученика в целом, воспитание его общей направленности. Понятие сознательности далеко выходит за пределы того вульгарного понимания, которое нередко вкладывают в это понятие, сводя сознательность к пониманию. Понимание — это лишь один из элементов сознательности. Вторым элементом является сознательное отношение ученика к самому процессу обучения».
Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...
... развития умственно отсталых детей. 3. Раскрыть специфику игровой деятельности умственно отсталых детей 4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению уровня речевого развития умственно отсталых дошкольников. Методы: 1. Изучение литературы по проблеме речевого развития. 2. Анализ системы работы ...
1.6 Маляревский Иван Васильевич(1846- 1915)
Иван Маляревский до 1869 года работал народным учителем в Бельске, после чего решил сменить профессию. Позже он объяснял это так: «В бытность мою народным учителем мне приходилось наблюдать детей, душевные состояния которых представляли исключительные особенности. Остановившись на них как на предмете, требующем изучения, и, убедившись, что педагогическая литература еще не затрагивала этого вопроса, я оставил народную школу».
В конце XIX века стали возникать частные лечебницы специализированного профиля, Иван Маляревский, следуя своим убеждениям, в 1882 году открыл первое в Санкт-Петербурге частное ( с платой 400 рублей в год ) детское врачебно-воспитательное заведение. В Уставе, утвержденном в Министерстве внутренних дел 10-го марта 1882 года, было сказано, что «заведение имеет целью оказывать врачебно-воспитательное содействие детям, обнаруживающим предрасположение к нервным и душевным заболеваниям, а равно детям нравственно пренебреженным и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабы они, по мере сил своих, могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизни земледельцев, или же продолжать свое дальнейшее образование».
Кроме лечебного отделения на 10 коек (впоследствии их количество увеличилось до 20) были устроены классы для учебных занятий и мастерские для обучения ремеслам. Время нахождения детей в заведении делилось на два периода — зимний и летний. Зимний период воспитанники проводили в Санкт-Петербурге, а летний — за его пределами.
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... в бизнесе - от разработки продукта до его реализации. 1. Развитие профессии «Психолог» Отнесенность понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае, в наиболее распространенных у ... в западных социальных службах появляются новые специальности - специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, ...
Опытный психиатр и тонкий психолог, Иван Васильевич Маляревский создавал все условия для улучшения душевного развития несчастных детей. По его словам, «главную священную задачу» своего учреждения он видел «в рациональном воспитании, обучении и приспособлении детей к жизни настолько, чтобы сделать их безвредными членами общества».
Имя И.В. Маляревского сделалось известным не только в медицине, но и в литературе. Кроме специальных статей по психиатрии он писал стихи, сказки. прозу для детей, причем некоторые его книги выдержали несколько изданий. Им был создан журнал «Медико-педагогический вестник», который И.В. Маляревский издавал и редактировал в 1884-1885 гг. Благодаря сотрудничетву таких знаменитостей как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт и И.М. Сеченов, этот журнал сыграл положительную роль в деле развития детской психиатрии в России.
1.7 Занков Леонид Владимирович (1901-1977)
дефектолог олигофренопедагогика обучение отсталый
Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л.С. Выгоского. С 1918 по 1923 г. находился на посту заведующего сельскохозяйственной детской колонией, где также являлся воспитателем и учителем. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию по психологии воспроизведения. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Позже возглавил несколько крупных НИИ, изучающих проблемы дефектологии, обучения и теории педагогики; получил профессорскую степень и членство в Академии педагогических наук СССР.
Изучал особенности развития и обучения аномальных детей. Одним из первых в научном сообществе ввел для таких детей термин «задержка умственного развития», что впервые отделило это заболевание от прочих, более тяжелых аномалий. Л. В. Занков разработал эффективные методы коррекционной работы.
В трудах Л.В. Занкова рассматривались проблемы значительного отличия всего содержания обучения умственно отсталых детей от содержания обучения нормально развивающихся школьников. Он отмечал нежелательность цензового характера образования для умственно отсталых школьников, был противником копирования программы массовой школы для вспомогательных школ. По мнению Л.В. Занкова, без соблюдения выше перечисленных требований умственно отсталые школьники лишь формально усваивают материал, а не интериоризируют его, то есть не осваивают во внутренне психическом плане. Как известно, Л.В. Занков был основоположником развивающего обучения в СССР. В его трудах глубоко обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для усвоения школьниками знаний, умений и навыков. Особенно важно создание таких условий, по мнению Л.В. Занкова, для детей с отклонениями в развитии, в частности, для умственно отсталых. Но при этом данные психолого-педагогические условия должны значительно отличаться, поскольку развитие высших психических функций у нормально развивающихся и умственно отсталых детей имеют коренные отличия.
ГЛАВА 8. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
... а воспитание и развитие осуществляется опосредованно. Процесс обучения во вспомогательной школе строится на предметно-наглядной основе. Объясняется это тем, что: 1. Для умственно отсталых детей характерно несоответствие темпа ...
Успешно занимался перестройкой формы школьного обучения в начальных классах. За двадцать лет (с 1957 г.) его система была принята многими педагогами .Л. В. Занков написал более 150 работ, самые известные из которых: «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).
1.8 Лев Семёнович Выготский(1896- 1934)
В деятельности и в творчестве Льва Семеновича проблемы дефектологии занимали значительное место. Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Удельный вес исследований, выполненных по этой проблематике, весьма велик…
В 1926 г. им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции (в Москве, на Погодинской ул., дом 8).
За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции2, а затем стал ее научным консультантом.
В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. На наш взгляд, наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка. Коротко охарактеризуем некоторые из них.
Понимание Львом Семеновичем природы и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции. В последующие годы Лев Семенович углубил и конкретизировал теорию компенсации. Необычайно важным для совершенствования теории компенсации и проблемы обучения аномальных детей было выдвинутое Л.С. Выготским положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. В своих более поздних работах Л.С. Выготский не раз возвращался к вопросу об обходных путях развития, отмечая их большую значимость для процесса компенсации. «В процессе культурного развития, — пишет он, — у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей, и это открывает нам совершенно новые возможности в развитии ненормального ребенка. Если этот ребенок не может достигнуть что-нибудь прямым путем, то развитие обходных путей становится основой его компенсации».
Теоретико-методологическая концепция, разработанная Л.С. Выготским, обеспечила переход дефектологии с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы, способствуя становлению дефектологии как науки.
1.9 Гнездилов Михаил Федотович (1887-1968)
Отечественный олигофренопедагог, методист. Разработал теоретические основы обучения языку умственно отсталых детей. Автор учебников, методических руководств, пособий, а также программ для вспомогательных школ.
Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...
... они уточнялись и обогащались в рамках сравнительной, детской и педагогической психологии. При изучении психического развития ребенка на первом плане стояли вопросы его многогранности. В работах отечественных ... человека» (Рубинштейн, 1989, т. 1. с. 113). Таким образом, концепция развития в отечественной психологии стала центральным звеном при изучении личности на всем протяжении индивидуального пути. ...
Соч.: Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. — М., 1959; Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. — М., 1962; Обучение грамоте во вспомогательной школе. — М., 1957; Практические грамматические упражнения в младших классах вспомогательной школы. — М., 1956; Методика русского языка во вспомогательной школе. -М., 1965
1.10 Сухарева Груня Ефимовна (1891 — 1981)
Г.Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний. Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г.Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса.
Ей были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешенное. Первый тип течения она считает более характерным для шизофрении, начавшейся в детском возрасте, а течение в форме приступов — более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей.
Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш. Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская).
Выдающиеся ученые-дефектологи — Стр 2
1.11 Певзнер Мария Семёновна (1901—1989)
Видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. Получила образование на медицинском факультете Московского государственного университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925).
Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека. Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л. С. Выготским (1896—1934), который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество. В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: «Психопатические состояния в детском возрасте».
В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии).
В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора. С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление — генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология. Она продолжает вести большую педагогическую работу: чтение лекций на курсах повышения квалификации педагогов-дефектологов, врачей-психоневрологов, логопедов, для студентов дефектологических факультетов Российской федерации и союзных республик. У М. С. Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две — авторские монографии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами).
Ее книга «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М. С. Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития. М. С. Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии. С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность, руководство аспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности — слепоглухих.
Совместно с сотрудниками института (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским, Т. В. Розановой) М. С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития у детей. Певзнер М. С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.
Научные идеи и мысли М. С. Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Ею созданы классификации олигофрении, задержек психического развития (по сути, это типологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико-психолого-педагогической помощи для этих категорий детей), исследовались причины школьной не успешности. «Учителю о детях с отклонениями в развитии», 1967 (в соавтор. с Т. А. Власовой) стала предтечей специального учебного предмета «Основы дефектологии» для педагогических ВУЗов. Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе — Л. С. Выготском. Своими учителями Мария Семеновна считала также Г. Е. Сухареву и А. Р. Лурия.
1.12 Шиф Жозефина Ильинична (1904—1978)
Российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Доктор психологических наук (1968), профессор (1970).
Награждена орденом «Знак почета» (1954), была отмечена премиями АПН СССР.
После окончания Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы.
В 1930—1932 гг. училась в аспирантуре Ленинградского педагогического института, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие научных понятий у школьников» (1934).
В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с «разгромом» педологии была лишена ученой степени кандидата педагогических наук (восстановлена в 1946).
Вся последующая научная деятельность Шиф (1934—1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 — Институт коррекционной педагогики РАО).
Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941—1942 гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943—1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель — академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, «аграмматизмы» глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Как и ряд других советских психологов, Ж. И. Шиф изучала вопросы психологии речи. Но ее работа в этой области психологии приняла новое направление. Почти все исследования, проведенные Ж. И. Шиф в эти годы, посвящались вопросам усвоения глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения. Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по сходству и различию. Проводившиеся Ж. И. Шиф в 30-е годы исследования имели значение не только для сурдопсихологии, но и для сурдопедагогики. Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных форм. С наибольшим трудом глухие усваивают падежи: дательный, винительный, предложный, родительный. Сравнительно более редко смешиваются падежи творительный и именительный. Наряду с исследовательской, занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения.
Основные труды:
1. «Развитие научных понятий у школьников», М. — Л., 1935;
2. «Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками», М., 1954;
3. «Усвоение языка и развитие мышления глухих детей», М., 1968;
4. «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», М., 1965, соавтор и ред.;
5. «Психология глухих детей», М., 1971, соавт. и ред.
Многие работы Шиф переведены на ряд иностранных языков.
1.13 Дульнев Григорий Митрофанович (1909 — 1972)
Отечественный олигофренопедагог и психолог. Работал в области воспитания, обучения, профессиональной подготовки, а также психологического изучения умственно отсталых детей. Особое значение имеют исследования по проблеме компенсаторной роли труда при аномалии умственного развития ребенка. Под руководством и при участии Дульнева разработаны принципы современной вспомогательной школы, созданы учебные планы, программы, методические руководства.
Соч.: Особенности обучения учащихся вспомогательных школ. К вопросу об использовании наглядных и словесных средств обучения во вспомогательной школе (ред.) // Известия АПН РСФСР, вып. 68; Принципы отбора детей во вспомогательную школу (ред. и автор).
— М., 1959; Книга для учителя вспомогательной школы (ред. и автор).
— М., 1955; Воспитательная работа во вспомогательной школе (ред. и автор).
— М., 1961; Основы трудового обучения во вспомогательной школе. — М., 1968.
Вывод:
На современном этапе развития специальной педагогики и психологии сделано немало усилий для её эффективности. В настоящее время создаются специальные учреждения для работы с детьми с отклонениями в развитии.
Сейчас уже спокойно относятся к ребятам, у которых те или иные отклонения. Если в античное время и до начала 19 в. к этим детям проявляли агрессию, призирали и просто не считали людьми, то сейчас всё наоборот! Всё создаётся для того, чтобы этим людям было комфортно в настоящем обществе. Появляются разные коррекционные центры, школы, приюты и т.п., где им оказывают помощь специалисты своего дела, либо просто работают над проблемами определённый отрезок времени.
Это довольно большой шаг в развитии специального образования, потому что сейчас остро стоит проблема детей с отклонениями в развитии. Сейчас рождается много детей с такой проблемой. Причин в наше время просто огромное количество, это и алкоголизм, и наркомания, и радиация, и просто переживания или нервные срывы матери во время беременности, курение и т. п. Можно так бесконечно перечислять. Просто проблема остаётся всё та же. Детей с дефектами в 21 веке становится всё больше и больше. Печальная картина.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии.- СПб.,2003.
2. Долгобородова Н.П. А.Н. Граборов — советский учёный-олигофренопедагог(1885-1949) Дефектология.- 1972.- №5.- С.82.
3. Воскобойников И. И. Специальные дарования и творчество дефективных детей Дефективные дети и школа: Сб.статей .-М., 1912.- С. 235.
4. Замский Х. С. В. П. Кащенко (к 100 — летию со дня рождения) //Дефектология.- 1970.- № 5.- С. 79.
5. . Фрагменты книги Г.Л. Выгодской и Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь Деятельность. Штрихи к портрету». — М.: Смысл, 1996. С. 114-126 (в сокращении).
Приводится с разрешения Г.Л.Выгодской *
6. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
7. Е.К. Грачёва. «Сеющие слезами, радостию пожнут» — воспоминания о иеромонахе Николае (Грачеве).
Духовный собеседник. 4 (32), 2002
8. Специальная педагогика Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000.
9. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании : материалы III Межрегиональной научно-практической конференции : 17-18 декабря 2003 г. : Новосибирск : в 2 ч.. Ч. 1 / редкол.: Н. В. Дмитриева, И. С. Вотчин, Е. В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; Новосиб. гуманитар. ин-т. — Новосибирск : НГПУ, 2004. — 146 с.
10. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. — Москва : Владос, 2003. — 128 с