Современные концепции обучения и их психологический смысл.

Основные понятия психологии обучения.

Процесс обучения является сложным многофакторным социальным явлением. К числу характеристик процесса обучения относятся понятия о целях, содержании, формах, методах обучения и принципах оптимального его функционирования.

Обучение, как и воспитание – социально обусловленное явление. Общество, исходя из достигнутого уровня экономического и социального развития, определяет, каким должно быть обучение и воспитание подрастающих поколений, и предъявляет общеобразовательной школе соответствующий заказ, который формулируется как цель и задачи образования и воспитания.

Обучение (в широком смысле слова) – целенаправленная, последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Обучение(в психологическом смысле) – целенаправленное, специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого происходит развитие познавательной сферы психики.

Иногда обучениепонимается как двухсторонний процесс, включающий обучение (преподавание) с позиции учителя и научение с позиции ученика.

Итак, обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей.

Научение– процесс и результат приобретения человеком ЗУН, процесс приобретения индивидуального опыта.

Учение – собственное действие ученика, направленное на развитие у него способностей, а также ЗУН.

Обученность(Маркова А.К.) — это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения.(включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умения учиться) – это определенный итог предыдущего обучения.

Обучаемость– это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Итак, в технологии обучения содержание, методы и средства находятся во взаимосвязи и взаимообуславливаются. Пед. мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

21 стр., 10375 слов

Роль развивающего обучения в развитии мышления

... данного исследования является изучение роли развивающего обучения в процессе развития мышления. Объект исследования. Мышление младших школьников. Предмет исследования. Роль развивающего обучения в процессе развития мышления у младших школьников. Гипотеза. В ...

Технология процесса обучения (по Гербутову):

· формирование мотивации с опорой на познавательный интерес;

· усиление целеполагания обучения;

· повышение информативности обучения зависит от способности учителя сжимать в малом объеме большую информацию;

· широкое внедрение активных форм организации обучения;

· использование активных методов обучения;

· рационализация учебной деятельности – алгоритмизация решения проблем по предмету;

· оперативная связь обучения учителем и учения учащимся, развитие системы контроля и самоконтроля, развитие методов прогнозирования и предметной диагностики,

· использование современных технических средств, компьютеризация образования, создание комплексного обучающего программирования;

· обращение внимания общему развитию личности, раскрепощение человека от авторитарности в системе «учитель-ученик».

Проблема обучения исследована лучше и глубже, чем проблема воспитания, т.к. предмет исследования не такой трудоемкий. Вопрос о том, каким должен быть процесс обучения – это традиционно главный в отечественной психологии. Результаты исследования психологии обучения активно внедряются в практику образования последнюю четверть века.

Цели обучения:

Основная цель обучения состоит в том, что оно должно быть развивающим. Отсюда вытекают ряд положений:

1. Не ограничиться целями усвоения системы знаний и овладением соответствующими умениями и навыками.

Ребенок идет в школу не только за ЗУН, но и за социальным опытом, приобщить к которому должен учитель.

2. Цели сегодня расширены до формирования социально-зрелой личности каждого ученика.

Аттестат об окончании школы является подтверждением и результатом социальной зрелости. Обучение в связи с вышеперечисленными обстоятельствами должно отвечать следующим характеристикам:

· Оно должно быть не репродуктивным, объяснительно-созерцательным, а активным (при использовании АМО).

· В настоящее время обучение рассматривается как форма и средство воспитания, которая реализуется двумя путями:

1. В форме обучения через содержание обучения и через анализ результатов обучения.

2. В форме привлечения воспитанников к другим видам деятельности.

В современных условиях обучение должно иметь особую цель: обогащение личности не только системой научных, нравственных, эстетических, политических ЗУН, но и формирование у них:

· мировоззрения;

· активной жизненной позиции;

· взглядов и убеждений;

· современных личностных качеств (основное из которых – адаптивность).

 

Современные концепции обучения и их психологический смысл.

Принципами реформирования системы образования во всем мире стали:

— интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

— гуманизация, усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

2 стр., 958 слов

Эмпирическое исследования развития морально-нравственных качеств ...

... у старших дошкольников с помощью психолого-педагогических методов. Теоретико-методологическая основа исследования: принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн), принцип развития (Л.С. Выготский); представления отечественных и зарубежных психологов о ... Э. Туриэль, Э. Хиггинс и др.). Этими авторами показано, что процесс формирование нравственных норм происходит поэтапно, при этом важнейшим этапом этого ...

— дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

— демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Происходящие изменения в образовании находят воплощение в теориях обучения и его основных направлениях.

Основные психологические концепции обучения

В истории становления концепций обучения можно проследить научные представления о психологии человека в контексте психологических теорий

Кратко рассмотрим влияние психологических теорий на развитие концепций обучения.

1. С середины XVII до конца XIX вв. широкое признание и развитие получила ассоциативная психология, которая глубоко исследовала механизмы ассоциаций как связи психических процессов — основы психики (Д. Гартли, Дж. Ст. Миллъ, Г. Эббингауз, В. Бунд).

Анализ основных законов образования ассоциаций (ассоциации по сходству, по смежности, причинно-следственные и др.) и вторичных законов их образования (длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность по времени) привели к выводу, что эти законы являются не чем иным, как перечнем условий лучшего запоминания. Соответственно запоминание определялось действием механизмов образования ассоциаций.

В рамках этой психологической теории была также разработана ассоциативная теория мышления, составной частью которой стал закон упрочения силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения. Это утверждение стало теоретическим обоснованием требования многократного заучивания учебного материала путем его повторения.

2. В конце XIX в. Э. Торндайк разработал концепцию научения, основанную на теории «проб и ошибок».Суть ее заключается в том, что животное в результате многократных проб и ошибок случайно находит ту реакцию из имеющихся у него, которая соответствует раздражителю — стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Далее Э. Торндайк установил, что реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия. Сама же реакция зависит от подготовленности животного к данному действию. На основе теории «проб и ошибок» Э. Торндайк сформулировал основные законы научения:

· закон упражнения,

· закон эффекта

· закон готовности.

Основываясь на этих законах, он построил кривую научения и разработал тесты достижений. Работы Э. Торндайка основывались на ассоциативной теории, а методы реализации его концепции научения предвосхитили бихевиоризм. Они оказали большое влияние на развитие последующих концепций обучения.

11 стр., 5445 слов

Тема 7 Проблема поведения в теориях научения: теория респондентного ...

... его "закон эффекта" стал одним из краеугольных камней современной теории научения. Несмотря на решающую роль идей Павлова, теория научения, с ее вниманием к объективности, тщательному построению эксперимента и ... можно отучиться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения. Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и ...

3. Развитие в начале XX века бихевиоризма (Дж. Уотсон) и необихевиоризма (Э.Толмен, К. Халл, А. Газри и Б. Скиннер) привело к разработке целостной концепции научения, включающей его факторы, закономерности и механизмы. В основе бихевиористского понимания обучения лежат положения Э. Торндайка о характере научения и данные Г. Эббингауза о вербальном запоминании. Вместе с тем бихевиористы и особенно необихевиористы основывались на учении И. П. Павлова об условных рефлексах.

Основной посылкой раннего бихевиоризма стало утверждение Дж. Уотсона, что человек — животное и вся его психическая деятельность может быть описана терминами «научение», «навык». При этом полностью игнорируются сознание и мышление в силу невозможности их объективного непосредственного изучения.

Необихевиористы ввели понятие промежуточных переменных: познавательной матрицы, карты ценностей, мотивации, антиципации, управления поведением. Введение этих понятий привело к развитию теории обучения, главной целью которой провозглашалось освоение определенной суммы знаний. Вместе с тем в концепции научения необихевиористов прослеживается продуктивная мысль о том, что ребенок развивается обучаясь и обучаясь — развивается.

4. Большой вклад в теорию и практику обучения внесла гешталыппсихология (М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), концепция динамической системы поведения (К. Левин). В контексте этой концепции были разработаны понятия «инсайт», «мотивация», стадии интеллектуального развития, интериоризации.

В отличие от ассоциативной психологии для гештальтпсихологии первичным, основным элементом психики является целое, структура, гештальт, а не отдельные составляющие.

В основу гештальтпсихологии был положен постулат, что в процессе восприятия или припоминания возникает спонтанная организация, или, точнее, самоорганизация, материала. Она осуществляется в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами близости, сходства, «замкнутости», «хорошей формы» самого объекта восприятия или припоминания.

В соответствии с этими положениями главной задачей обучения становится обучение пониманию, охвату целого, общего соотношения всех частей целого. При этом подчеркивается, что такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения — инсайта.

5. Начиная с 20-х гг. нашего столетия одной из основных мировых теорий развития интеллекта становится генетическая эпистемология, или концепция стадиального развития, Ж. Пиаже. В контексте этой концепции разрабатываются понятия социализации, центрации — децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадий интеллектуального развития.

6. Особое место в становлении современных концепций обучения занимает культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Его теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития и многие другие фундаментальные положения легли в основу отечественных педагогических концепций последних десятилетий. В наибольшей степени основные положения этой теории нашли свое развитие в дидактической системе начального образования Л. В. Занкова и теории развивающегообучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Подробно их концепции будут рассмотрены при анализе взаимосвязи обучения и развития.

14 стр., 6632 слов

Обучение по системе Л.В. Занкова

... развивающего обучения, структуры и организации обучения по системе Л.В. Занкова [4]. Глава I. Проблема соотношения обучения и развития 1.1 Взаимосвязь роли обучения и развития Проблема обучения и развития ... Объектом нашего исследования является рассмотрение проблемы соотношения обучения и развития. Предметом - развивающее обучение по системе Л.В. Занкова [4]. Исследования Л.С. Выготского [1], ...

В середине прошлого столетия формируются собственно психологические теории, концепции, основанные на исследованиях психолого-педагогических особенностей, закономерностей и механизмов умственной деятельности, обучения и учения, возрастного развития личности.

Концепция развивающего обучения.

В 30-е годы 20-го века Л.С.Выготский сформулировал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой».

Исследования самого Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова заложили психологические основы разработки целостной отечественной концепции развивающего обучения. В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина и Л.В.Занкова.

Концепция Л.В.Занкова.С конца 50-х годов научным коллективом под руководством Л.В.Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.С.Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей своей целью их общее психическое развитие. Он поставил задачу построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики.

Такое обучение имело комплексный характер. Это выражалось в том, что содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффектив­ности самих принципов дидактической системы».

Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:

— обучение на высоком уровне трудности;

— быстрый темп в изучении программного материала;

— ведущая роль теоретических знаний;

— осознание школьниками процесса учения;

— целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

1. Принцип обучения на высоком уровне трудности означает, по мнению Л.В.Занкова, не столько то, что обучение превышает «среднюю норму» трудности, сколько то, что оно раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с приобщением школьников к подлинным ценностям науки и культуры.

Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится одновременно и достоянием школьника, и средством, обеспечивающим переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности предполагает соблюдение меры трудности, которая имеет относительный характер.

2. Быстрый темп в изучении программного материала. С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом самое важное — непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками. Важнее обогащение ума школьника разносторонним предметным содержанием и создание благоприятных условий для глубокого осмысления получаемой информации.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего ... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей ...

Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы могут изучаться с разной глубиной.

3. Следующий принцип системы Л.В.Занкова — ведущая роль теоретических знаний уже в начальный период обучения. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников. Экспериментальные исследования в области педагогической психологии показали ведущую роль теоретических знаний уже на начальном этапе обучения (Г.С.Костюк, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.).

Однако это утверждение вовсе не означает отрицания роли образных представлений учащихся. Оно лишь говорит о том, что нельзя считать конкретное мышление ведущим показателем уровня умственного развития младших школьников.

На основе полноценного общего развития, на базе глубокого осмысления соответствующих понятий, отношений, зависимостей происходит формирование практических умений и навыков.

4. Большое значение Л.В.Занков придавал принципу осознания школьниками процесса учения. Анализируя различные его трактовки (С.В.Иванова, М.Н.Скаткина, Н.Г.Казанского, И.И.Ганелина и др.), он подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению Л.В.Занкова, необходимо, но не достаточно для успешного обучения. Процесс овладения знаниями и навыками должен стать объектом осознания ученика.

При традиционной методике обучения таблица умножения заучивается с помощью разных приемов. Л.В.Занков предлагает построить учебный процесс так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала, необходимость заучивания определенных его элементов.

5. Особое место в данной системе занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. При традиционной методике обучения на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений, необходимых для преодоления их неуспеваемости.

Опыт Л.В.Занкова показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а лишь увеличивает отставание. Неуспевающие не менее, а более других учеников, нуждаются в систематическом обучении. Эксперименты показали, что такая работа приводит к сдвигам в развитии слабых учеников и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.

 

Рассмотренные принципы были конкретизированы в программах и методиках обучения грамматике, чтению, математике, истории, природоведению и другим предметам. Сравнительное исследование общего психического развития младших школьников в экспериментальных и обычных классах проводилось путем индивидуального обследования. Изучались особенности наблюдения (восприятия), мышления, практических действий по изготовлению заданного предмета. Специально прослеживались особенности развития некоторых детей на протяжении всего начального обучения (лонгитюдное исследование).

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – ... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

В частности, анализировалось соотношение мышления и эмоций, наблюдения и мышления, обследовалось состояние общего психического, а не только умственного развития.

Предложенная Л.В.Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность до настоящего времени она остается нереализованной концепцией. В 60-70-е годы попытки ее внедрения в массовой школьной практике не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х годов на личностноразвивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л.В.Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

 

Однако, по мнению В. В. Давыдова, дидактическая система Л. В. Занкова развивает лишь эмпирическое мышление, которое обнаруживают и дети дошкольного возраста, а значит, кардинального развития познавательных способностей у школьников не происходит.

 

Концепция В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина.В 60-е годы был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, который пытался установить значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретического мышления, произвольного управления поведением.

Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития большинства младших школьников. Это означает, что оно не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.).

Отсюда следует, что обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития, способствующих формированию психических новообразований.

Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения. Исходя из этого, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин предлагают перестроить содержание учебных предметов и логику (способы) его изложения в учебном процессе.

Как известно, существующее обучение преимущественно направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе; от явления к сущности. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо эмпирическим. В.В.Давыдов предложил теоретическую разработку новой системы обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо теоретическим, а обучение – развивающим.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по Аристотелю, есть процесс, ... процессы развития, ... дети ... идею развития, она ... развитию, соответ ... детей ... развития. ... ход развития становится ... развитии, ... развитии ... развитием ... ребенка ... развития, ... развитии. В ... развитии ... развитие. ... развитием орга­нов чувств; отрочество — развитием ... ребенка ... ребенка и его развитии. ...

Прежде всего были выявлены основные психологические новообразования в младшемшкольном возрасте. Ведущими новообразованиями, которые могут и должны быть сформированы в этом возрасте у детей, являются:

· учебная деятельность,

· абстрактно-теоретическое мышление,

· произвольное управление поведением.

В обобщенном виде суть развивающего обучения заключается в следующем:

«В основе психического развития младших школьников лежит формирование учебной деятельности в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования, рефлексии». Ведущим новообразованием становится учебная деятельность, которая включает соответствующие потребности, мотивы, задачи, действия и операции. В процессе становления учебной деятельности младший школьник превращается в ее субъекта, изменяющего и совершенствующего самого себя.

Основной целью развивающего обучения — обеспечение условий для превращения ученика в субъекта учебной деятельности, способного к самоизменению. Принципиально отличается от цели традиционной школы — подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни.

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем еще раз, что главная цель обучения — развитие учащегося, само же обучение есть условие и основа развития.

Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина нацелена, прежде всего, на развитие творчества как основу личности. Именно этот тип, развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие положения этой концепции получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время. Однако эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике

Проблема соотношения обучения и развития.

Существует три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.

1. Развитие полностью определяется обучением, практически не зависит ни от имеющихся задатков, ни от созревания организма. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика (Э.Торндайк, У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка).

2. Отрицается связь между обучением и развитием ребенка Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями. Допускается полная независимость развития от научения, развитие фактически сводится к созреванию. Существует множество фактов подтверждающих, что без научения не происходит ни психологического, ни поведенческого развития. (Пр. Человеческие дети, лишенные возможности жить среди людей, так и не становятся полноценными людьми).

— Ж. Пиаже, В.Штерн, А. Гезелл, 3. Фрейд и др.

Сторонники таких взглядов полагают, что детей можно и нужно учить лишь тому, что он «может понять», к чему у них созрели определенные познавательные способности (принцип доступности обучения).

4 стр., 1939 слов

Роль шахмат в физическом и психическом развитии ребенка

... успешного развития этих способностей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от ... организовать свой труд, быт, общение. Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели - победа ... успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать. Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями - благодаря ...

Естественно, что эта точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения.

3. Обучение ведет за собой развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л. С. Выготским в его концепции умственного развития ребенка. Подвергнув критике первые две точки зрения, он утверждал, что развитие совершается в неразрывной внутренней связи с обучением, в ходе его поступательного движения.

Сотрудничество ребенка и взрослого — центральное звено в педагогическом процессе, так как умственное развитие ребенка осуществляется путем формирования у него высших психических функций с помощью и при участии взрослого, т.е. в ходе культурного развития ребенка.

При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л.С.Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним.

Выделил два уровня развития ребенка:

1. Уровень актуального развития.

Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

2. Зону ближайшего развития.

Зона ближайшего развития обнаруживается в совместном со взрослыми решении задач. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Такое обучение двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Поэтому обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

В соответствии с концепцией психического развития Л.С.Выготского:

· психика социальна по происхождению,

· обучение и развитие — взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».

В русле идей Л.С.Выготского разрабатывали вопросы соотношения обучения и развития отечественные психологи и педагоги: С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов и др. Созданный ими теоретический фундамент был задействован педагогикой и отразился в ее основных концепциях обучения.

Точка зрения Л.С.Выготского стала основополагающей и для представителей когнитивной психологии в США. Так, Дж. Брунер отмечает, что «преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому формировать свое развитие».