Вступление к темам

С возникновением науки и заменой понятия душа на понятие психика произошло выхолащивание его первоначального смысла.

Традиционно дают определение понятию психики как свойства живой материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, это виртуальное сжатие природы, субъективный образ объективного мира. Вне субъекта психика не существует. Психика – свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы и в то же время, как машину нельзя понять через исследование ее частей, так и психику нельзя понять только через исследование нервной системы, но тесная связь психики и мозга не подлежит сомнению. Психику нельзя свести просто к свойству нервной системы. Нервная система является одним из органов психики, при нарушении деятельности нервной системы часто нарушается и психическая деятельность. Но психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Психика это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы, которые формируются у человека в процессе жизни. Психика формируется в процессе усвоения человеком культуры, созданной предыдущими поколениями.

Функции психики – отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: 1. дает возможность правильно отражать окружающую действительность и правильность подтверждается практикой, 2. сам психический образ формируется и совершенствуется в процессе активной деятельности человека, 3. психическое отражение преломляется через индивидуальность человека.

Другое определение: психика – структурированное поле психической энергии, включающее как сознательную, так и бессознательную области. Содержание психики – язык образов и символов.

Ещё одно определение принадлежит представителям трансперсональной психологии и т.п. – Психика есть отражение уровня сознания живого существа. Именно сознание определяет – где, когда, в каких условиях родится живое существо в очередной раз и каким образом оно будет воспринимать окружающий мир.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... нервным путям в «станции» ЦНС. Импульсы, переходя с одногонейрона на другой, синтезируются и декодируются в систему данных о характере внешнего воздействия. Ощущение – психическое отражение ... церебротоники (преобладание   мозговой деятельности)   Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей агрессивностью ...

Рост сложности поведения обусловлен развитием психики.

  • Самые простые формы поведения появились вместе с первыми одноклеточными существами – это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами. Инстинкт – это врождённые, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей одного вида. Это врождённый алгоритм реакций в ответ на строго определённые раздражители. Инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически.
  • Затем с развитием нервной системы появляются рефлексы – более специфичные, точные реакции на раздражение тех или иных рецепторов или органов чувств. Один из сложных инстинктивных рефлексов — импритинг. Это особое явление, присущее некоторым видам животных – неизгладимое запечатление первой встреченной информации после рождения. Отсюда – глубокая привязанность птенцов к первому движущемуся объекту. Для многих живых существ, обладающих сложными инстинктами характерно предметное восприятие.

    На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться. С развитием способности к научению, животные получают способность изменять своё поведение в зависимости от обстоятельств и адаптироваться в изменяющейся среде.

  • Стадия интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Появление интеллектуальной психики характеризуется способностью животного отражать индивидуально приобретенные навыки поведения. В результате животное способно обходить препятствия. Изобретать новые способы решения жизненных задач. Так, интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Тем не менее, интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
  • Психика человека не только количественно, но и качественно отличается от животных. Развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом происходит процесс воплощения в продуктах деятельности духовных сил и способностей человека. Материальная и духовная культура человека – это отражение развития его психики. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции (сугубо человеческие) – логическая память, абстрактно-логическое мышление, творческое воображение. Все эти специфические человеческие формы памяти, мышления. Восприятия опосредованы применением вспомогательных средств – речевых знаков. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура психики

17 стр., 8252 слов

Волевые процессы личности человека 2

... при этом такие волевые свойства, как решительность, настойчивость, выдержка и самообладание, самостоятельность, целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Цель работы Рассмотреть психические процессы личности человека. Задачи работы Дать определение ...

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений.

  1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических проявлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда непрерывность психической деятельности. Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (принятие решения, волевое усилие для исполнения и т.п.).

    В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной скоростью и интенсивностью в зависимости от внешних и внутренних условий.

  2. Психические состояния – определившиеся в то или иное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная и физическая работа протекает легко, при другом – с трудом. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, словесных воздействий и т.п. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние – внимание, проявляющееся от глубокой сосредоточенности до полной рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, гневное, раздраженное и т.д.), творческое состояние – вдохновение.
  3. Психические свойства – высшие устойчивые регуляторы психической деятельности. Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепления на практике. Свойства личности многообразны и их классифицируют в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

    Соответственно, можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека (наблюдательность, гибкость ума…), волевые свойства (решительность, настойчивость), эмоциональные свойства (чуткость, нежность…).

Психические свойства не просто сосуществуют вместе, они синтезируются в сложные струтурные образования личности: 1) жизненную позицию личности (систему потребностей, психических состояний, интересов, убеждений, идеалов…), 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), 3)способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств личности, определяющую творческие возможности личности), 4) харатер (систему отношений и способов поведения).