Теории агрессии. Методы изучения агрессии

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ….1. Понятие и причины агрессии…2. Теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека…3. Методы изучения агрессии… 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 21 ВВЕДЕНИЕ В современной России произошли и происходят процессы, принципиально изменившие положение в стране.Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, бытовой, политической, и как следствие — резко изменили положение людей, поделив их на добившихся успеха, занявших верхние ступени в социальной структуре, и неизмеримо большую часть общества, оказавшуюся «на обочине» этих процессов.

Следствием этого явилось существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличилась. Выросла агрессивность людей, как проигравших в гонке за собственность, потерявших социальный статус, перспективу на его восстановление, так и лиц прямо противоположного положения.

Но агрессивность «пропитала» не только экономические отношения, она широко реализуется в быту (удельный вес убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных на бытовой почве, в общем массиве зарегистрированных посягательств в 2009 г. составил соответственно в России 30,9%, 27,5% в политике и и 28,3% в социальной сфере. Наиболее очевидным выражением этих реалий является насильственная преступность. Криминальная агрессия, реализующаяся в насильственной преступности, меняется качественно: значительно заметней в последние годы стал терроризм (в 2007-327; 2008-360; 2009-561 (ст.2О5 УК РФ), организованная преступность практически не только не сдает позиций, но укрепляет их. Усилилась и значительно распространилась агрессивность, мотивированная националистическими, религиозными, экстремистскими взглядами определенных слоев населения. В политической борьбе наряду с информационной агрессией, реализуемой через СМИ, нередко применяется и физическое устранение конкурентов.

Проблема агрессии и насильственного поведения в жизни людей является в психологии одной из самых актуальных и ведущих тем исследований.

Эти исследования имеют долгую традицию, проводились в рамках различных школ, рассматривались в теоретическом и прикладном аспекте. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Самое раннее теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии предложено З.Фрейдом, рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

В своих работах Лоренц писал что, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Согласно данным теориям агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Д. Доллард и его коллеги, считали, что у индивида пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии.

11 стр., 5496 слов

Социальная работа с пожилыми людьми 2

... Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми, социальному работнику нужно знать их социально-экономическое положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, ... возрасте. С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как ...

Миллер предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям. В теории социального научения Бандуры, агрессия форма поведения, усвоенного в процессе социального научения. Берковиц рассматривал эмоциональные и когнитивные процессы лежащие в основе агрессивного поведения. Причина столь пристального интереса к данной проблематике заключается в стремлении содействовать предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире посредством лучшего понимания природы агрессивных действий.

Только в зарубежных изданиях в период с 1970 по 1976 гг. этой теме было посвящено более 120 работ. К настоящему времени лишь о человеческой агрессивности написано более 500 монографий. В отечественной юридической психологии работы в этой области велись Ю.М. Антоняном, С.Н. Ениколоповым, Г.Х. Ефремовой, А.Р. Ратиновым, А.А. Реаном, Ф.С. Сафуановым и многими другими специалистами.

При исследовании агрессивного поведения одной из парадоксальных проблем в юридической психологии является правильная оценка совершаемых субъектом действий: агрессивных или неагрессивных, с применением противоправного насилия или остающихся в рамках закона. Отчасти проблема агрессивного поведения окончательно не решена и в рамках общей психологии, проявляясь в том, что среди психологов и специалистов нет пока четкой позиции в определении и разграничении понятий «агрессия» и «насилие», так как эти термины подразумевают большое разнообразие действий, а формулировка точного и исчерпывающего определения феномена агрессии вызывает большие затруднения.

В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы теории агрессии и методов ее изучения. 1.

Понятие и причины агрессии

Слово «агрессия» произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad — «на»), т.е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать». Aggredi — это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody «нападать кого-либо». В первоначальном значении слова «быть агрессивным» означали нечто типа «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Согласно словарю психологических терминов, агрессивность — враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение — специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др. Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям ...

Термин «агрессия» справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами.

Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них: Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на ее противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия. Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения. Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека.

Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К. Юнг, З. Фрейд, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис).

К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных. Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают ее результаты.

Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии – угроза, либо нанесение ущерба другим» . Зильман предлагает похожее определение.

Он считает, что «агрессия – это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений» . Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д Кратчфилд Р Ливсон Н).

В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон).

В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо» . Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения ее функциональности.

Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов.

Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма». Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Под агрессией, по Фромму, понимаются любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Понятие «агрессия» и «агрессивность» не синонимичны.

7 стр., 3340 слов

Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе

... удобно регистрировать в заранее приготовленные карты – схемы. Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении детей в школе (составлена на основе материалов, представленных в источнике: Долгова А.Г. ... ним Из мести заводит дружбу с другими детьми Пинает (бьет ногой) другого человека Не обращает на товарища внимание Оскорбляет других Сплетничает о том, на кого ...

Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной, интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.

Агрессивность, в определении Ю.М. Антоняна, и В.В. Гульдана это реакция личности на фрустрацию потребностей и конфликт, выражающиеся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению воли другого человека или людей, ограничению их действий, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий. Различие понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным выводам.

С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

Проявление — не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов. В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам. 2.

Теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека

В настоящее время в истории психологических исследований агрессии имеются три основные теории, объясняющие природу данного явления, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались.

Это теории влечения или инстинктивного поведения, фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Агрессию как форму инстинктивного поведения одним из первых начал изучать З. Фрейд. Первоначально, в своих ранних работах, он рассматривал агрессию как результат блокирования у человека его сексуального инстинкта – эроса, энергия которого, известная как либидо, направлена на упрочение, сохранение и воспроизводство жизни.

8 стр., 3648 слов

Типы поведения личности в организации 2

... в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. 2. Критериальная база поведения человека Поведение личности в социальной среде во ... многом обусловлено не только врожденными, но и приобретенными свойствами, такими, как расположение к людям и своему ...

В этом случае З. Фрейд не считал агрессию постоянной и неизбежной частью жизни людей, а рассматривал ее только как реакцию неудовольствия. Однако, пережив опыт насилия в период первой мировой войны, З. Фрейд постепенно перешел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии.

Он предположил наряду с основным сексуальным инстинктом существование у человека второго основного инстинкта – танатоса, или влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Инстинкт смерти, следовательно, направлен против живого организма и несет разрушение другим. Если инстинкт смерти, считает Фрейд, сливается в своем влечении с сексуальным инстинктом, то он проявляет себя в садизме как извращенном половом удовлетворении, получаемом путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру.

Отказ от агрессивных импульсов или вытеснение агрессии, направленной на других, из сознательной сферы личности в область бессознательного может привести, по мнению З. Фрейда, к серьезному психическому или соматическому заболеванию. Таким образом, по Фрейду, человек становится одержимым инстинктом смерти и разрушения, в связи с чем его агрессивность представляет собой не реакцию на воздействие окружающей среды, а имманентный и постоянно присутствующий в нем фактор, обусловленный самой природой.

В целом З. Фрейд сделал очень важный шаг вперед к анализу биологических предпосылок феномена насилия, показав, что агрессия может иметь неосознаваемый мотивационный и проективный характер. Однако его теория страдает серьезным недостатком: она опирается на чисто абстрактные спекулятивные рассуждения и не имеет убедительных эмпирических доказательств. Понимания агрессии как инстинктивного поведения придерживался и другой известный ученый, основоположник этологии – К. Лоренц.

По мнению К. Лоренца, агрессия является врожденным инстинктом борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Инстинкт борьбы способствовал завоеванию человечеством широкого географического пространства и помог улучшить генетический фонд вида за счет выживаемости сильных и энергичных индивидуумов и лучшей организации защиты своего потомства. К. Лоренц считал, что в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем ее накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится.

В результате, чем больше агрессивной энергии «накапливал» в себе индивид, тем меньший силы стимул был ему нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, считал К. Лоренц, агрессивное поведение может проявлять себя даже при отсутствии высвобождающего стимула, т.е. спонтанно. Именно поэтому, по мнению К. Лоренца, так широко распространено у людей насилие в отношении представителей своего собственного вида, в отличие от большинства других живых существ. Согласно К. Лоренцу, все живые существа с рождения наделены возможностью подавлять все свои стремления, кроме природного инстинкта борьбы.

Способность подавлять «инстинкт насилия» находится в прямой зависимости от их природной способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. В этом случае, чем щедрее природа наделила опасных животных всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), тем более им присуще сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа – люди, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... частей одежды...) - настороженность, нервозность, смущение; - пощипывание ладони - готовность к агрессии; - покусывание ногтей - внутреннее беспокойство; - всевозможные движения руки поперек тела ... того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ...

На заре истории человечества, рассуждал К. Лоренц, агрессивные действия против своих соплеменников, в ходе которых применялись кулаки и зубы, выглядели не столь уж страшными, так как вероятность нанесения друг другу серьезного увечья была незначительна.

Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового поражения, тогда как контроль над «инстинктом насилия» остался у людей на прежнем уровне. В результате, человечество само оказалось под угрозой выживания и постоянного насилия со стороны других людей. Несмотря на то, что К. Лоренц, как и З. Фрейд, считал агрессию в жизни людей «неизбежным злом», он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля насильственного поведения.

К. Лоренц полагал, что участие человека в замещающих насилие действиях, не связанных напрямую с причинением ущерба, таких как спортивные состязания, тяжелая физическая работа и т.д может существенно предотвратить накопление агрессивной энергии до опасного уровня и снизить вероятность вспышек насилия. Несмотря на определенное различие концепций З. Фрейда и К. Лоренца, которые под разным углом зрения рассматривали происхождение агрессии в жизни людей, общим для них выступает положение о том, что агрессия является преимущественно врожденным фактором, следовательно, насилие в жизни людей никогда нельзя устранить.

Агрессивные действия в данной теории считаются следствием высокого уровня агрессивности как свойстве личности. Самое большее, чего можно достичь, на их взгляд, это попытаться ограничить вероятность проявления подобных явлений или ослабить их интенсивность. Согласно следующей концепции, которая носит название «фрустрационная теория», агрессия – это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.

В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта – фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Д. Доллард, представляющий эту теорию, считал, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие и чем сильнее будет препятствие в достижении его цели, тем сильнее данный субъект будет испытывать толчок к агрессивному поведению.

Развивая эту точку зрения, другой исследователь – Миллер, предположил, что если фрустрированного индивидуума предварительно запугать наказанием за возможное насилие с его стороны по отношению к конкретному индивиду, он все равно будет стремиться к агрессивным действиям, но направит их на совершенно другого человека, нападение на которого связано с меньшим наказанием, но который имеет относительно высокое ассоциативное сходство с фрустратором.

Л. Берковиц, который продолжил исследования в этой области, отказался от постулата, что фрустрация всегда ведет к агрессии. Он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая – к направленности поведения.

7 стр., 3245 слов

Агрессия у человека и животных

... и биологии. Сегодня очень разнообразны теории поведения агрессии, и формы активности поведения человека и животного. Агрессия агрессия психологическая человек животное Вообще агрессию можно рассматривать как проявление внутреннего ... каждую модель. Морфологическая модель. Исследования на функции лобных долей, проведенные в 1934 году учеными, показали изменения в поведении животных, при повреждении ...

По мнению Л. Берковица, фрустрация создает только готовность к агрессивным действиям. Само же насилие проявляется лишь в том случае, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – стимулы окружающей среды, связанные с актуальными факторами, провоцирующими злость. Причем, считает Л. Берковиц, стимул приобретает агрессивное значение, если оказывается связанным с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Затем данные стимулы могут и в дальнейшем склонять к агрессивным действиям индивидуумов, которые ранее были спровоцированы или фрустрированы. Л. Берковиц считал, что в ряде случаев роль посылов к агрессии могут играть люди с определенными чертами характера или с определенной внешностью, притягивающие насильников, а также физические объекты, созданные для демонстрации насилия – холодное или огнестрельное оружие.

Более того, он полагал, что люди с физическими отклонениями в каком-то смысле обречены притягивать к себе страдания и становиться объектом проявления к ним враждебности со стороны общества, поскольку сам их дефект или болезнь, ассоциирующийся со страданием и болью, способен спровоцировать людей, предрасположенных к агрессии, на манифестацию специфических действий насильственного характера, когда проявляется «комплекс Квазимодо». По сравнению с теорией влечения, представители фрустрационной агрессии достаточно оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как связывают проявление агрессивной реакции с влиянием особых условий окружающей среды, а не врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий.

Согласно их выводам, людей можно научить контролировать свое агрессивное поведение в процессе выработки у них конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.

Основным недостатком фрустрационной теории агрессии, на наш взгляд, является то, что личность в ней выглядит пассивным, зависимым от окружающей среды объектом, при этом не учитываются ее морально-нравственные регуляторы поведения, ценностные ориентации и социальный статус.

Следующая теория рассматривает агрессию как приобретенное социальное поведение личности, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения. По мнению одного из авторов этой концепции, известного американского психолога А. Бандуры, для того, чтобы осуществить агрессивное действие нужно хорошо знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также необходимо понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии.

Поскольку эти знания не даются при рождении, люди вначале должны научиться вести себя агрессивно. Следовательно, по мнению А. Бандуры, агрессивное поведение быстрее всего усваивается и поддерживается путем непосредственного участия в акте насилия, а также в результате пассивного наблюдения за тем, как могут проявляться агрессивные поступки.

А. Бандура сумел включить в свою концепцию основные положительные теоретические наработки и достижения своих предшественников, что позволило ему рассмотреть формирование агрессивного поведения с учетом трех моментов: способов усвоения подобных действий, где рассматривается роль биологических факторов; условий, провоцирующих появление агрессии, где рассматривается роль побудительных и мотивационных факторов; а также психологических механизмов закрепления агрессии как факторов социальной регуляции поведения.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... образцам речевой экс­прессии описанной выше методики аудиторского анализа). Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с целью определения эмоционального ... на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

Методологической основой данного направления выступает синтез основных традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации, где поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К их числу относится, во-первых, подкрепление со стороны других людей, а во-вторых, самоподкрепление, которое зависит от соблюдения обязательных для личности внутренних стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии субъект может выбрать действие совершенно иного типа, например подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т.д. Исходя из этого, весьма эффективным средством контроля насилия может стать устранение или снижение влияния всех трех условий, поддерживающих агрессивное поведение: биологических, мотивационных, социальных.

Злонамеренное поведение, считает А. Бандура, еще остается в репертуаре индивидов как приобретенная социальная модель, но изменение указанных условий может привести к предотвращению или ослаблению агрессии. Теория социального научения А. Бандуры, в отличие от разработок его предшественников, привлекает внимание своим дифференциальным подходом к структуре агрессии и оптимистичным взглядом на возможность ее предотвращения или контроля.

В то же время, по нашему мнению, недостаточно внимания в его концепции уделяется осознанию всей сложности и неоднозначности феномена агрессии, его непростой роли в человеческой истории, что в конечном итоге позволяет агрессии глубоко укорениться в человеке и стать в чем-то неистребимой. В теории А. Бандуры нет также четких различий и отграничений видов агрессии, что может приводить к противоречию в объяснении насильственного поведения.

Например, по мнению А. Бандуры, при совершении субъектом целенаправленных насильственных действий агрессивность субъекта всегда будет снижаться даже при частичном достижении цели. Однако, как подтвердили исследования, если субъект совершает целенаправленные насильственные действия под влиянием аффекта гнева, агрессивность у индивида не только не снижается, а, наоборот, возобновляется с новой силой.

Поэтому в ряде случаев необходимо рассматривать агрессию и агрессивно-насильственное поведение в органичной связи с ситуацией и устойчивыми психологическими особенностями личности, т.е. определять их как потенциальный фактор насильственного правонарушения, который при определенных воздействиях среды или ситуации может стать реально действующим. 3.

Методы изучения агрессии

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно.

Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда. Опросники Самый прямой метод – просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы.

Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности. Эверил указывает на преимущества опросников при изучении поведения, неприемлемого или не поощряемого в данной культуре. Он утверждает, что опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет ... подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т. е. учителя и ученика. Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени ...

Архивные исследования Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников. Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя данных потребует кропотливого труда.

Анкеты В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других. Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях. Иногда опросники, предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности.

Такие опросники являются, в сущности, разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляется тест Басса – Дарки. Оценивание другими Еще один вид вербальной информации – оценивание другими — состоит в том, что человека, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивание обычно делаются людьми знакомыми с поведением испытуемого (родители, друзья).

Преимущества такого оценивания в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый.

Проективные методы Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Наиболее часто используются два проективных метода – Тест математической апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха. Методы с использованием наблюдения Эти подходы предусматривают «прямую запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения». Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории.

Независимо от того, каким образом осуществляется наблюдение, главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вред поведение. Лабораторные наблюдения Наиболее общий способ наблюдения агрессии, состоит в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

Для исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны разнообразные методы. Большинство из них относится к одной из четырех категорий: 1. «игровые» меры; 2. вербальное нападение на других; 3. «безопасное», не приносящее вреда нападение на другого человека; 4. «якобы причиняющее вред» нападение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом анализе понятия агрессия, основных подходов к ее изучению и методов ее диагностики. Проведенный теоретический анализ позволил сделать следующие выводы: Несмотря на существующие разногласия относительно определений агрессии и насилия, многие специалисты склоняются к принятию такого значения, в которое входят как категории намерения или цели причинить вред или нанести ущерб другим, так и актуальное причинение оскорбления или вреда.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия — это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты.

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами.

Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно.

Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена. И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в работе, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Экспериментальные методики позволяют делать более точные выводы о причинно – следственных связях, не исключено, что они будут неприемлемы при изучении некоторых видов агрессивного поведения (например, плохого обращения с детьми, криминальной агрессии).

Лабораторные методы дают исследователю возможность наилучшего контроля над ситуацией и посторонними влияниями на интересующее его поведение, не всегда возможно или этично проводить исследование в рамках лабораторной ситуации.

Ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все вопросы о причинах агрессивного поведения людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М 2003. 2. Антонян Ю.М Гульдан В.В. Криминальная патопсихология М 1991. 3. Басс А.Г. «Психология агрессии» — журнал «Вопросы психологии», №3, 2005. 4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.

СПб. 2001. 5. Бандура А. Агрессия М 1999. 6. Бэрон Р Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории М.: 2003. 7. Жмуров Д.В. «Насилие (агрессия) и литература» Иркутск: «АСПринт», 2005. 8. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект).

– Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002. 9. Лоренц К. Агрессия М 1994. 10. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке М 20001. С.89-133. 11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М 1994. С.132. 12. Фрейд 3. Психоанализ.

Религия. Культура М 1992. С.112. 13. Юридическая психология: Учеб. пособие для слушателей Академии МВД России М 2006. 14. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.