Введение в деловое общение. Основные

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический

университет им. И. И. Ползунова»

Л. Н. Цветков социально-психологические основы общения

Программа, планы семинаров,

практические задания

Изд-во АлтГТУ

Барнаул ·2013

Цветков Л. Н.Социально-психологические основы общения: программа, планы семинаров, практические задания / Л. Н. Цветков; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013. – с.

Даны программное содержание курса, развернутая программа лекций, планы семинарских занятий и дополнительные темы для докладов и сообщений, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля и обсуждений, тесты к отдельным занятиям и задания на СРС.

Предназначены для студентов заочного обучения строительного факультета АлтГТУ.

Содержание

Предисловие………………………………………………………………..4

Развернутое содержание курса….……………………………………… 5

Примерная тематика рефератов для студентов заочного обучения…..12

Литература ………………………………………………………………..14

Вопросы для оценки качества знаний студентов ……….……………. 18

22 стр., 10598 слов

Рабочая программа дисциплины 34

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики УТВЕРЖДАЮ Руководитель направления _________________________/Белоусова А.К. «____»_______________________2015г. «ЮВЕНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» Профиль ...

Предисловие

Целью курса является формирование у студентов целостного представления о социально-психологических основах общения и выработка умений и навыков строить отношения с людьми, находить к ним подходы для обеспечения жизненного и профессионального успеха.

Задания для контрольных работ опираются на многочисленные литературные источники до 2013 года. Многие авторы работ и названия отдельных статей выделены жирным шрифтом. Эти работы подготовлены электронном виде и представлены в виде приложений к заданиям на электронных носителях (DVD – дисках) и в компьютерной сети ЦДО АлтГТУ.

Автор надеется, что представленные материалы заинтересуют всех причастных к преподаванию и изучению данной дисциплины, помогут научному осмыслению проблем делового общения и их успешного регулирования.

Развернутое содержание курса

Дисциплина «Социально-психологические основы общения», развивающая искусство делового общения, основанного на знании психологических особенностей и применении психологических методов, необходима специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек-человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, располагать их к себе лежит в основе жизненного и профессионального успеха.

2 стр., 935 слов

Основные типы психологического воздействия на человека и их применение в рекламе

Основные тины психологического воздействия на человека и их применение в рекламе Воздействие рекламы на получателя призвано создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). «Установка — это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям». Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия: • когнитивный (передача информации, сообщения); • ...

Поскольку единой универсальной типологии общения в науке до сих пор не существует, представляется оптимальным сосредоточиться на наиболее часто встречающемся в жизни деловом межличностном общении.

Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

1. Иметь представление:

■ об основных характеристиках делового общения;

■ о роли личности в деловом общении;

■ о невербальных аспектах делового общения;

■ об основных формах делового общения;

■ о психологических приемах и принципах делового общения;

■ о культуре ведения споров;

■ об управлении конфликтными ситуациями;

■ об основных правилах делового этикета;

■ об общих правилах оформления документов.

2. Знать:

■ определение и функции общения;

■ структуру общения;

■ стили общения;

■ виды общения;

■ уровни и средства общения;

■ основные стратегии общения;

■ определение понятий «личность»; «архетип», «взаимодействие»,

■ основные концепции личности;

■ защитные механизмы личности;

■ психологические типы, типы акцентуации характера;

■ национально-психологические типы;

2 стр., 857 слов

Ханнанова. Деловая репутация работника в контексте модернизации.ЧТ.5.11

Человек и труд. 2011. - № 5. – С. 58-59. Деловая репутация работника в контексте модернизаци иТатьяна ХАННАНОВА ФГОУ ВПО "Башкирский государственный аграрный университет” (journalistic@rambler.ru) Ключевые слова: деловая репутация работника, система ключевых показателей эффективности деятельности (KPI ) Повышение конкурентоспособности человеческого капитала - одно из условий модернизации, перехода ...

■ особенности общения через переводчика;

■ принципы делового общения;

■ определение, цели, методы ведения деловых переговоров;

■ определение понятия «спор», целей и подходов к ведению спора;

■ особенности критики в споре;

■ принципы ведения спора;

■ определение понятия «конфликт», его структуру и типы;

■ причины конфликтов;

■ модель конфликтного процесса и его последствия;

■ правила, методы и стратегии управления конфликтной ситуацией;

■ основные понятия об этикете;

■ правила приветствия;

■ основные понятия дисциплины «Деловое общение».

Уметь:

■ применять на практике синтоническую модель общения;

■ использовать основные закономерности проксемики;

■ использовать основные закономерности такесики;

■ применять основные законы общения;

■ преодолевать барьеры общения;

■ применять правила раскрепощения в деловом общении;

■ учитывать гендерные особенности деловых партнеров;

■ применять основы графологии в деловом общении;

■ использовать основы кинесики в деловом общении;

■ вести деловую беседу;

■ использовать рекомендации по приему подчиненных;

■ вести деловые переговоры;

■ вести деловые совещания и собрания;

■ готовить и проводить публичные слушания;

■ применять на практике основы документационного обеспечения;

■ использовать психологические приемы влияния на партнера;

■ слушать в процессе делового общения;

■ использовать технику убеждения партнера;

■ корректно вести телефонный разговор;

■ учитывать специфику подготовки к деловому завтраку, обеду, ужину.

Деловое общение связано с такими дисциплинами, как философия, психиатрия, психология, педагогика, этика, социология, информатика, русский язык и культура речи, иностранный язык, маркетинг, менеджмент, связь с общественностью и др. Каждая из них вкладывает в понятие «общение» (и «деловое общение» в частности) свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что такое общение, с одной стороны, связана с его вездесущностью; с другой — попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием. Именно поэтому возникает необходимость выделения делового общения в самостоятельную дисциплину.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

Формы общения проблема массовости культуры этикет Реферат по психологии: Формы общения между людьми. Выражение своих чувств и эмоций. Проявление дружбы и любви. Автор:Бугаева Полина ученица 8 «В» класса.                                &nb ...

Введение в деловое общение. Основные характеристики общения

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Американский миллиардер Дж. Рокфеллер (1839—1937), хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». А русский мыслитель П. Чаадаев (1794—1856) остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».

Можно выделить восемь функций общения:

1) контактная, цель которой — установление контакта с собеседником;

2) информационная — прием-передача сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3) побудительная — стимуляция партнера, направляющая его на выполнение определенных действий;

4) координационная — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) перцептивная — адекватное восприятие смысла сообщения, понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

6) эмотивная — обмен эмоциями между партнерами и изменение эмоционального состояния с его помощью собственных переживаний и состояний;

7 стр., 3440 слов

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Этика бизнеса   Организационное поведение. Функционально-ролевое поведение – та практическая сфера, где своеволие ограничивается нормами, поддерживающими принципы иерархичности и субординации, которые обеспечивают воспроизводство отношений управления. Реализация управленческой роли возможна только при наличии определенных форм управленческого общения и предполагает управление собой как ...

7) статусная — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

8) преобразовательная — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Таким образом, общение — многоаспектная деятельность человека. Данная многоаспектность, как показывает B.C. Кукушин, проявляется в следующих социальных функциях общения.

Во-первых, общение развивает речевую технику (культуру речи).

Не каждый человек интересен в общении, потому что не всегда его речь красива и содержательна. «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний», — полагал Цицерон.

Во-вторых, общение служит основой познания друг друга и са-мосовершенствования. Сопоставление себя с другим осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы и установки взаимодействующего с ним человека. В результате человек самосовершенствуется.

В-третьих, общение обеспечивает психологический комфорт личности. Оно спасает человека от одиночества и непонимания окружающими. Именно по этой причине люди в более зрелом возрасте держат дома кошек, собак (чего не делали в молодости) и в общении с ними, в заботе о них находят частичное удовлетворение.

В-четвертых, общение творит человека. Испокон веков люди понимали, что человек не может существовать без общества. Самым большим наказанием считалось изгнание из общины. Отделяя человека от общества, мы разрушаем самого человека. Поэтому мера личности — это мера его участия в общественных коммуникациях.

В-пятых, оно развивает человека, дает ему возможность самореализации. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты».

7 стр., 3049 слов

Рассмотрен процесс формирования первого впечатления при непосредственном общении между людьми

Содержание Введение Глава 1. Формирование первого впечатления. Глава 2. Каузальная атрибуция Заключение. Литература. Введение От того, как люди воспринимают друг друга, зависит развитие их взаимоотношений. Если некто «производит хорошее впечатление», ему обычно идут навстречу. Даже в случаях, когда поведение предписано инструкцией или уставом, всегда остается возможность подходить к людям ...

В-шестых, общение обеспечивает взаимодействие людей. Общение всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности участвующих в нем людей.

В-седьмых, общение служит основой профессиональной деятельности. А некоторые профессии самым непосредственным образом связаны с общением, к примеру: психолога, юриста, политика, педагога, переводчика, менеджера, врача, социального работника, официанта, контролера и кондуктора на транспорте, продавца, актера, диктора радио и телевидения и других. От умения этих людей общаться, от их культуры общения зависит не только наше общее и материальное благополучие, но и наше настроение и здоровье.

В-восьмых, общение дает человеку одухотворение и радость. Оно является надежным и эффективным средством от депрессии, печали и тоски. Особенно, если общение строится на доверии и выходит за рамки деловых вопросов и концентрируется на духовных, межличностных аспектах.

И наконец, общение служит основой искусства любить людей. Говорить красиво — это еще не значит любить людей. Любая деятельность человека, в том числе и общение, результативна только тогда, когда осуществляется с любовью. Любовь к людям должна пронизывать всю нашу деятельность, быть ее путеводной звездой.

Модуль 1.

Основные характеристики общения

1. Определение и функции общения.

2. Социальные функции общения.

3. Виды общения.

4. Стили, уровни, стратегии и средства общения.

Модуль 2.

Анализ структуры делового общения.

  1. Общение как коммуникация.
  2. Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия.
  3. Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении.
  4. Стереотипы и установки при восприятии партнера по общению.
  5. Формы межличностного взаимодействия в общении.

Модуль 3.

Личность в общении

  1. Основные концепции личности.
  2. Защитные механизмы личности.
  3. Барьеры общения.
  4. Учет гендерных и национальных особенностей личности.

Модуль 4.

Типологические характеристики личности

в деловом общении.

  1. Психологические типы акцентуации личности.
  2. Учет типа темперамента в деловом общении.
  3. Психогеометрическая типология личности.
  4. Типы сотрудников в служебном общении.

Модуль 5.

Изучение личности по невербальным признакам

  1. Имя человека и его характер.
  2. Основы графологии.
  3. Основы физиогномики
  4. Основы кинесики в деловом общении.
  5. Основные закономерности проксемики и такесики.

Модуль 6.

Основные формы делового общения.

  1. Деловая беседа.
  2. Деловые переговоры.
  3. Деловая дискуссия.
  4. Деловые совещания и собрания.

Модуль 6.

Психологические принципы делового общения.

  1. Принципы делового общения.
  2. Психологические приемы влияния на партнера.
  3. Психологическое воздействие: механизмы, средства и методы.
  4. Умение слушать.
  5. Восприятие и понимание в процессе общения.

Модуль 7.

Споры и конфликты в деловом общении.

  1. Техника убеждения партнера.
  2. Особенности критики в споре.
  3. Понятие конфликта, его структура и типология.
  4. Типы конфликтных личностей.
  5. Методы и стратегия управления конфликтной ситуацией.

Модуль 8.

Этикет в деловом общении.

  1. Основные понятия об этикете.
  2. Внешний вид и правила приветствия.
  3. Методы и навыки ведения телефонных переговоров.
  4. Организация делового завтрака, обеда и ужина.
  5. Психологические детерминанты имиджа делового человека.

Модуль 9.

Документационное обеспечение делового общения.

  1. Особенности деловой переписки.
  2. Документирование управленческой деятельности.
  3. Характеристика современного делового письма.
  4. Общие правила оформления документов.

Модуль 10.

Деловое общение и карьерный успех

  1. Типология «карьеристов» и « карьеристок».
  2. Виды карьерных стратегий.
  3. Выбор карьеры и устройство на работу.
  4. Три правила карьерного успеха.
  5. Рекомендации по оптимизации общения в коллективе.
  6. Деловое общение с начальником.

Темы рефератов

по дисциплине «Основы социально-психологического общения»

1. Деловое общение и управление им.

2. Общение как социально-психологическая категория.

3. Коммуникативная культура в деловом общении.

4. Духовное отчуждение и обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества.

5. Жизненные ориентиры современной молодежи в сфере общения.

6. Новый тип личности посткризисного периода и проблемы общения.

7. Виды делового общения.

8. Управление деловым общением.

9. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников.

10. Как наладить общение с людьми, которые умнее тебя.

11. Имя человека и его характер.

12. Особенности русского национального характера.

13. Реформы в России и проблемы общения молодого поколения и работодателей.

14. Культура речи в деловом общении.

15. Содержание закона конгруэнтности и его роль в деловом общении.

16. Этика использования средств выразительности деловой речи.

17. Культура дискуссии.

18. Особенности речевого поведения.

19. Культура устной и письменной речи делового человека в современной России.

20. О культуре нашей речи.

21. Вербальные конфликтогены в практике современного российского общества.

22. Основы невербального общения.

23. Кинесические особенности невербального общения.

24. Проксемические особенности невербального общения.

25. Интерпретация невербальной информации в деловом общении.

26. Этические нормы телефонного разговора.

27. Культура делового письма.

28. Основные тенденции развития Российской деловой культуры.

29. Манипуляции в общении.

30. Характеристика манипуляций в общении.

31. Молодежь как объект манипуляций. Возможности самоорганизации молодежи.

32. Правила нейтрализации манипуляций.

33. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.

34. Правила подготовки публичного выступления.

35. Правила подготовки и проведения деловой беседы.

36. Правила проведения собеседования.

37. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.

38. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.

39. Правила конструктивной критики.

40. Типология конфликтных личностей и способы общения с ними.

41. Этикет и имидж делового человека.

42. Психологические аспекты формирования имиджа в современной России.

43. Деловая репутация работника и её формирование в условиях современного российского общества.

44. Этикет приветствий и представлений.

45. Внешний облик делового человека.

46. Особенности внешнего облика деловой женщины.

47. Женщина и карьера. Цена успеха.

48. Бизнес-леди России или как преуспеть среди мужчин.

49. Поведение в общественных местах.

50. Современные взгляды на место этикета в деловом общении.

51. Этикет деловых приемов.

52. Особенности делового общения с иностранными партнерами.

53. Технология и этика ведения переговоров.

54. Характерные ошибки российских предпринимателей во взаимоотношениях с зарубежными партнерами.

55. Искусство комплимента.

56. Правила вручения подарков.

Литература

1. Аверченко Л.К. Управление общением. М., Новосибирск, 2001.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М., 2003.

3. Аллахвердов М. Психология: учебник для вузов / под ред. А.А. Крылова. М. : Проспект, 2004.

4. Аминов И.И. Психология делового общения: учебное пособие. -6-е изд., стер. – М.:Изд-во «Омега-Л», 2010.

5. Амиргамзаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. Стресс: как его победить. М. : Армада-пресс, 2001.

6. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 1999, 2001.

7. Веснин В.Р. Управление персоналом: теория и практика: учеб. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

8. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики: учеб. пособие. М. : Консалтбанкир, 2002.

9. Гришина И.В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2002.

10. Горянина В.А. Психология общения. М., 2002.

11. Деловой этикет / авт.-сост. Афанасьев И. Киев : Альтерпрес, Вира-Р, 2000.

12. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учеб. пособие для вузов М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006.

13. Зарецкая Е.И. Деловое общение: учебник : в 2 т. Т. 1. 2-е изд., испр. и доп. М. : Дело, 2004.

14. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. М. : ИНФ- РА-М, 2004.

15. Кирсанова М.В., Анодина И.И., Аксенов Ю.М. Деловая переписка: учеб. пособие. М,: ИНФРА-М, 2003; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2001.

16. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: учеб. пособие. М. : Инфра-М; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2000.

17. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для вузов. М. : Экономическая литература, 2002.

18. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2002.

19. Кукушин B.C. Психология делового общения; учеб. пособие. М.; Ростов н/Д. : МарТ, 2003.

20. Кукушин B.C. Психология делового общения; учеб. пособие. М.; Ростов н/Д. : МарТ, 2010.

21. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум / Н.С. Водина и др. 8-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2002.

22. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002.

23. Леонтьев АЛ. Психология общения: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Смысл: Академия, 2005.

24. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию / пер. с англ. Т. А. Нестика. М.: Дело, 2001.

25. Митрошенков ОЛ. Эффективные переговоры: практ. пособие для деловых людей. М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2000.

26. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: учеб. пособие / М. : ИНФРА-М, 2002.

27. Морозов А.В. Деловая психология: курс лекций: учебник для вузов. СПб.: Союз, 2000.

28. Николайчук В.Е. В мире бизнес-мыслей: афоризмы, цитаты, шутки, изречения великих. СПб.: Питер, 2004.

29. Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1990.

30. Носкова О.Г. Психология труда: учеб. пособие / под ред. Е.А. Климова. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2006.

31. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация. М., 2000.

32. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. пособие. М., 2002.

33. Пиз А., Дан П. Язык письма. М., 2002.

34. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М. : ЭКСМО, 2006.

35. Потемкин В.К. Управление персоналом: учебник для вузов.- СПб.:ПИТЕР, 2010.

36. Психология делового общения: хрестоматия: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: БАРАХ-М, 2006.

37. Психология делового преуспевания / Е.А. Алехина и др. М.: Владос Пресс, 2001.

38. Психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. М„ 2003.

39. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2003, 2001.

40. Руденко A.M. Психология социально-культурного сервиса и туризма. 2-е изд., перераб и доп. Ростов н/Д. : Феникс, 2007.

41. Рябова Л. В., Самыгин С. И. Эмоции и культура общения: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

42. Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. Деловое общение для студентов вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

43. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Деловое общение: учебное пособие. М.:КНОРУС, 2010.

44. Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: учебник для вузов / под ред. П.И. Сидорова. М., 2004.

45. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учеб. – М.:Проспект, 2009.

46. Социальная психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / В.Ю. Дорошенко, А.И. Зотова, Н.А. Нартов, И.А. Уледова; под ред. Лавриненко В.Н. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

47. Хигир Б.Ю. Деловые переговоры – выиграть может каждый. – М.:АСТ:Астрель, 2008.

48. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. – М.:АСТ, Минск: Харвест, 2008.

49. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2003.

50. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2005.

51. Щеголев И. Тайны почерка. СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная литература

1. Асанова, А. Осторожно: дети! Что нужно молодому поколению от работодателей / А. Асанова // Управление персоналом. – 2010. — № 12. – С. 13-42.

2. Балашова, А. Как построить успешный бизнес /А. Балашова //Управление персоналом. – 2011. — № 18. – С. 6-11.

3. Базаров, Т. Ю. Новый тип личности посткризисного периода: социальный контекст и вызовы нового времени / Т. Ю. Базаров, Ю. С. Шевченко // Управление персоналом. – 2010. — № 3. – С. 42-52.

4. Виноградова, Е. В. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников / Е.В. Виноградова, И. М. Козина // СОЦИС. – 2011. — № 9. – С. 30-40.

5. Воробьев-Обухов, П. А что вы будете делать, когда сотрудник перестанет вам нравиться? // П. Воробьев-Обухов // Управление персоналом. – 2011. — № 23. – С. 18-21.

6. Глазкова, Л. Реформы: 20 лет спустя / Л. Глазкова // Российская Федерация сегодня. – 2011. — № 14. – С. 50-51.

7. Гофман, М. Цена успеха / М. Гофман // Человек и труд. – 2011. — № 6. – С. 69-72.

8. Зубков, В. И. Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации (социальные факторы неадекватной социализации) / В. И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. – 2011. — № 3. – С. 156-171.

9. Зубков, В. И. Девиантность молодежи как результат ее неадекватной социализации (Социально-психологические факторы неадекватной социализации) / В. И. Зубков // Социально-гуманитарные знания. – 2011. — № 4. – С. 91-109.

10. Кирпичев, Д. Мирные формы насилия (деловой этикет) / Д. Кирпичев // Управление персоналом. – 2010. — № 6. – С. 44-47.

11. Корель, Л. В. Качество жизни на современном промышленном предприятии (результаты социологического обследования ИТР) /Л. В. Корель, В. Ю. Комбаров // ЭКО. – 2011. — № 10. – С. 102-117.

12. Кульпин, Ф. О девиантном поведении (интервью О. Букалова) / Ф. Кульпин // Управление персоналом. – 2011. — № 16. – С. 20-22.

13. Лебедевич, Н. Секрет успешных переговоров в их искренности / Н. Лебедевич // Управление персоналом. – 2010. — № 12. – С. 56-58.

14. Мазин, А. Дискриминация на российском рынке труда / А. Мазин // Человек и труд. – 2011. — № 8. – С. 22-26.

15. Морозова, Т. К вопросу о самоорганизации современной молодежи / Т. Морозова, Л. Шмигирилова // Человек и труд. – 2011. — № 5. – С. 30-33.

16. Петров, Д. Жизненные ориентиры современной молодежи / Д. Петров // Человек и труд. – 2009. — № 11. С. 18-19.

17. Потапов, В. Увольнение во время испытательного срока – не увольнение / В. Потапов // Управление персоналом. – 2011. — № 16. – С. 70-75.

18. Пронин, С. Б. Найти людей которые умнее тебя /С. Б. Пронин // Управление персоналом. – 2011. — № 14. – С. 17-22.

19. Ракоти, В. Новые требования к качеству подготовки кадров / В. Ракоти // Человек и труд. – 2011. — № 6. – С. 42-45.

20. Российская идентичность в социологическом измерении (аналитический доклад).

Ч.2. Особенности жизненных ценностей и устремлений россиян // ПОЛИС. – 2008. — № 2. – С. 81-104.

21. Самойленко, Г. Конгруэнтная эмпатия / Г. Самойленко // Управление персоналом. – 2011. — № 23. – С. 25-32.

22. Семикова, Н. «Звезды» могут и гаснуть на время… / Н. Семикова // Управление персоналом. – 2011. — № 23. – С. 22-24.

23. Тарасова, Е. Увольнение – дело тонкое / Е. Тарасова // Управление персоналом. – 2011. — № 21. – С. 43-53.

24. Титов, А. Переговоры – это не сражение, в котором один выламывает руки другому…/ А. Титов // Управление персоналом. – 2010. — № 11. – С. 66-70.

25. Тонконогов, А. В. Обеспечение безопасности духовной сферы современного российского общества / А. В. Тонконогов // Социально-гуманитарные знания. – 2009. — № 3. – С. 104-115.

26. Узлов, В. А. Почему инновации уходят из России? Личный опыт / В. А. Узлов // ЭКО. – 2011. — № 7. – С. 14-29.

27. Ханнанова, Т. Деловая репутация работника в контексте модернизации / Т. Ханнанова // Человек и труд – 2011. — № 5. – С. 58-59.

28. Хохлова, А. В. Основные подходы к определению сущности духовного отчуждения в современной России / А. В. Хохлова // Социально-гуманитарные знания. – 2009. — № 3. – С. 310-317.

29. Черныш, А. М. К. Леонтьев о характере русского народа / А. М. Черныш // Социально-гуманитарные знания. – 2011. — № 2. – С. 210-218.

30. Шейнов, В. П. Искусство управлять людьми / В. П. Шейнов. – Минск, 2008. – 512 с. (– Глава 5. Управление конфликтными ситуациями. 5.1. Конфликтогены – «вирусы» случайных конфликтов; 5.2. Каталог конфликтогенов; 5.3. Избегайте конфликтогенов; 5.4. Неслучайные конфликты; 5.5. Классификация и типология конфликтов; 5.6. Конфликты в учреждениях и организациях; 5.7. Конфликтные личности. – С. 242-279).

31. Шкабардня, М. С. Как нам жить в 21 веке / М. С. Шкабардня // Российская Федерация сегодня. – 2011. — № 6. – С. 32-34.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

  1. Определение и функции общения.
  2. Виды общения. Деловое общение и его кодекс.
  3. Стили общения, уровни, стратегии и средства общения.
  4. Общение как коммуникация. Причины плохой коммуникации.
  5. Общение как восприятие: идентификация, эмпатия, рефлексия.
  6. Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении.
  7. Формы межличностного взаимодействия в общении.
  8. Социальное влияние: суггестия, конформизм, нонконформизм.
  9. Концепции личности и их учет в деловом общении.
  10. Защитные механизмы личности.
  11. Учет гендерных особенностей личности.
  12. Учет национальных особенностей личности.
  13. Психологические типы акцентуации личности.
  14. Основы графологии в деловом общении.
  15. Основы кинесики в деловом общении.
  16. Основные закономерности проксемики.
  17. Основные закономерности такесики.
  18. Синтоническая модель общения.
  19. Деловая беседа.
  20. Деловые переговоры.
  21. Деловые совещания и собрания.
  22. Прием подчиненных.
  23. Публичные выступления.
  24. Особенности общения через переводчика.
  25. Определение понятия «спор», цели и подходы к ведению спора.
  26. Техника убеждения партнера.
  27. Особенности критики в споре.
  28. Принципы ведения спора.
  29. Понятие конфликта, его структура и типы.
  30. Причины конфликтов, модель конфликтного процесса и его последствия.
  31. Методы и стратегии управления конфликтной ситуацией.
  32. Экономическая, политическая и правовая психология.
  33. Принципы делового общения.
  34. Психологические приемы влияния на партнера.
  35. Умение слушать в деловом общении.
  36. Принципы и правила успешной организации времени.
  37. Основные понятия об этикете и правила приветствия в деловом общении.
  38. Методы и навыки ведения телефонных переговоров.
  39. Организация делового завтрака, обеда, ужина.
  40. Внешний вид в деловых переговорах.
  41. Документирование управленческой деятельности.
  42. Характеристика современного делового письма и виды деловых писем.
  43. Общие правила оформления документов.

21