2 Курс, факультет психологии 2014/15 уч.Г.
Занятие №1 (2 часа)
Тема: Общая характеристика проблематики общения в психологии XIX—XXI веков
Основные понятия: общение, структура общения, коммуникация, интеракция, перцепция, общение и деятельность, информационный подход, интеракциональный подход, реляционный подход.
Вопросы для обсуждения
- Понятие общения в психологии.
- Проблема общения в отечественной и зарубежной психологии.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Выберите из предлагаемых определений то, которое, на ваш взгляд, с наибольшей полнотой и точностью отражает сущность и содержание понятия «общение»:
а) «Общение — обмен информацией между людьми, их взаимодействие» (Р.С. Немов).
б) «Общение — взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь. М, 1996).
в) «Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, обмен действиями, восприятие и понимание партнера» (Краткий психологический словарь. М, 1998).
г) «Общение — взаимодействие людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной и рациональной информацией и деятельностью» (В.М. Шепель).
д) «Понятие «общение в широком смысле» включает в себя всю совокупность социальных отношений, поскольку социальное отношение — экономическое, политическое или идеологическое — имеет свою социально-психологическую сторону и проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).
Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...
... подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности ... другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ... личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые ...
е) «Общение — взаимодействие между людьми, главным образом непосредственное. Понятие «общение» используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами («межнациональное общение», «общение культур»), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми» (Современный философский словарь. М., 1996).
5. Проанализируйте высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то, под какое из приведенных ранее определений это можно подвести?
6. Перечислите и охарактеризуйте основные подходы к проблеме общения в зарубежной психологии.
Литература для самоподготовки:
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
- Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
- Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
- Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М., 1996. – 296с.
Internet-ресурсы:
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru
Занятие №2 (2 часа)
Тема: Методы исследования в психологии общения
Основные понятия: метод исследования, классификация методов, наблюдение, эксперимент, беседа, технология эффективного общения.
Вопросы для обсуждения
- Развитие психологии общения и ее методов как прикладной науки.
- Классификация методов.
- Технологии эффективного общения.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Перечислите и охарактеризуйте основные психологические методы исследования
- Какие особенности и условия должны соблюдаться при проведении исследования, изучающего процесс общения?
- Что представляют собой техники общения? Почему используется термин — «техника общения»?
- Каковы основные закономерности проведения беседы с испытуемым?
- Что такое аффилиация и каковы возможности ее изучения?
Литература для самоподготовки:
Психология труда Занятие 2
... на трудность; 3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения. Можно различить три основных уровня ТСЖД: 1) трудность как потенциальная угроза («проблемные ... Функциональные состояния работника определяют физиологические и психологические факторы. Выделяются две основные группы психических функциональных состояний: 1)стресс (напряженность) 2)утомление. Теоретический аспект ...
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
- Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1999. – 275с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников И.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие. — Киров, 1991. С. 3-10.
- Методы социальной психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред., Н.С. Минаевой. – М., 2007. – 351с.
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru
Занятие №3 (2 часа)
Тема: Межличностное взаимодействие и межличностные отношения
Основные понятия: социальная перцепция, межличностное познание, межличностное взаимодействие, взаимопонимание, социальный ритуал, личное влияние.
Вопросы для обсуждения
- Контексты и пространство межличностного взаимодействия, сценарии и механизмы взаимодействия.
- Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.
- Факторы личного влияния.
- Манипуляции в общении.
- Чувства и эмоции в общении.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Перечитайте ниже приведенную сцену из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Какую функцию выполняет ритуалу прощания князя Андрея Болконского с отцом?
«Ну, теперь прощай! — Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. — Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… — Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: — А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! — взвизгнул он.
Основные понятия стресса. Техники снятия стресса
... не должно было произойти. Это должно было произойти, ибо произошло. Меня убить мало. Я виноват, но убивать меня не за что. Он не имеет права. ...
— Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, — улыбаясь сказал сын…
Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя.
— Простились… ступай! — вдруг сказал он. — Ступай! — закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета».
(Л.Н. Толстой, «Война и мир»).
5. Сравните мужские и женские комплименты. Насколько, на ваш взгляд, принципиально отличие между ними?
- Какие ритуальные формы выхода из неловкой ситуации вы можете предложить, если ваш гость допустил бестактность в отношении присутствующего здесь же близкого вам человека?
Литература для самоподготовки:
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990. С. 178—201.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. – Минск, 2002. – 447с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 2000. – 344с.
5. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб., 2003. – 544с.
6. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 255с.
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru
Занятие №4 (2 часа)
Тема: Каналы коммуникации и коммуникационные барьеры
Основные понятия: коммуникация, речь, обратная связь, убеждение, денотация, коннотация, полисемия, синонимия, вербальное общение, невербальное общение.
Вопросы для обсуждения
- Речь. Речевое взаимопонимание.
- Убеждение.
- Речевые игры.
- Особенности речи в социально-ориентированном общении.
- Невербальные средства общения.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практическогозанятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Прочтите небольшой отрывок из повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Выделите основные факторы, влияющие на характер речевого общения героев этого отрывка, и ответьте на следующие вопросы:
1) Какова роль контекста?
2) Как проявляется коммуникативное намерение в речевом поведении Лиса?
3) Каковы ближняя и отдаленная цели героев? Как они отражаются на их поведении?
Психология общения 10
... Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Можно выделить виды общения: общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). К формам ... выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть ...
«Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне надо еще найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать мощно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпением, — ответил Лис — Сперва сядь вот там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым, и чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья».
(См.: Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Барнаул, 1978)
5. Постройте семантический дифференциал, содержащий 10 биполярных прилагательных для любого, представляющего для вас интерес, понятия (героя, события).
Например, «новые русские», «Санкт-Петербург», «армия» и др. Предложите нескольким знакомым людям выразить свое отношение к предложенным понятиям, используя семантический дифференциал. Посмотрите, насколько полученные ответы отражают различия между денотацией и коннотацией, между индивидуальными и общепринятыми значениями.
6. В приведенных ниже высказываниях отметьте те, в которых наблюдения и оценки смешаны (то есть делаются ненаблюдаемые заключения), и те, в которых наблюдения отделены от оценок (то есть говорится о реально наблюдаемых действиях).
1) Ты переключила программу, не спросив, смотрю ли я, телевизор.
2) Он сказал, что женщины предназначены для того, чтобы сидеть дома и растить детей.
3) Ты наивен.
4) Нельзя быть таким женоненавистником.
5) Ты подписал контракт, не спросив мнения других.
6) Ты никогда не думаешь о других.
Практикум по курсу «Педагогическая психология»
... педагогического общения. Рефлексия практикума. Литература: 1,4,6,7,9 Список литературы: Основная Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. Зимняя И.А.Педагогическая психология: учебн. ... проведения: Презентация по определенным критериям теорий мотивации учения в зарубежной психологии: Тренинг мотивации достижения; Тренинг причинных схем; Тренинг личностной причинности; Тренинг ...
7. Прочтите отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
«Вам кого? — спросил его секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. — Зачем вам к председателю? По какому делу?
— По личному, — сухо сказал он, не оглядываясь на секретаря и засовывая голову в дверную щель. — К вам можно? И, не дожидаясь ответа, приблизился к письменному столу:
— Здравствуйте, вы меня не узнаете? Председатель… посмотрел на посетителя довольно рассеянно и заявил, что не узнает.
— Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.
— Я тоже похож на своего отца, — нетерпеливо сказал председатель. — Вам чего, товарищ?
— Тут все дело в том, какой отец, — грустно заметил посетитель. — Я сын лейтенанта Шмидта.
— Очень хорошо, что вы зашли, — сказал, наконец, председатель. — Вы, вероятно, из Москвы?
—Да, проездом, — ответил посетитель… Председатель хотел было спросить о цели приезда лейтенантского сына в Арбатов, но неожиданно для самого себя жалобно улыбнулся и сказал:
—Церкви у нас замечательные. Тут уже из Главнауки приезжали, собираются реставрировать. Скажите, а вы-то сами помните восстание на броненосце «Очаков»?
— Смутно, смутно, — ответил посетитель. — В то героическое время я был еще крайне мал. Я был дитя.
— Простите, а как ваше имя?
— Николай… Николай Шмидт.
— А по батюшке?
— Да-а,-— протянул он, уклоняясь от прямого ответа, — теперь многие не знают имен героев. Угар нэпа. Нет того энтузиазма. Я, собственно, попал к вам в город совершенно случайно. Дорожная неприятность. Остался без копейки.
Председатель очень обрадовался перемене разговора. Ему показалось позорным, что он забыл имя очаковского героя.
— Как вы говорите? Без копейки? Это интересно.
— Конечно, я мог бы обратиться к частному лицу, — сказал посетитель, — мне всякий даст, но, вы понимаете, это не совсем удобно с политической точки зрения. Сын революционера — и вдруг просит денег у частника, у нэпмана…
— И очень хорошо сделали, что не обратились к частнику, — сказал вконец запутавшийся председатель».
(См.: Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок. —
М.: Гослитиздат, 1956.)
В приведенном отрывке:
1) выделите основные этапы развития разговора между героями;
2) укажите, как меняются речевые роли героев по ходу развития разговора;
3) выделите речевые приемы, используемые каждым из участников встречи для демонстрации своего социального статуса и отношения к собеседнику;
4) укажите, какие особенности речевого поведения Остапа позволяют ему добиться своей цели.
Литература для самоподготовки:
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
- Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
- Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. С. 169-175.
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru
Занятие №5 (2 часа)
Психология. Психологический словарь
... но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри– и межличностного общения, например между родителями и детьми Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ...
Тема: Успешное понимание собеседника
Основные понятия: первое впечатление, гало-эффект, проекция, эффект снисходительности, предрассудок, социальный стереотип, самопрезентация, рациональное понимание, каузальная атрибуция, имидж, контактность, совместимость, массовая коммуникация.
Вопросы для обсуждения
- Первое впечатление.
- Психологические основы и закономерности понимания собеседника.
- Роль национальных и этических стереотипов в понимании.
- Мужской и женский стили общения как факторы непонимания позиции собеседника.
- Общение в сфере средств массовой коммуникации.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практическогозанятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Разделитесь на группы по три человека. Один рассказывает о чем-нибудь в течение двух-трех минут. Второй и третий наблюдают за всеми невербальными действиями рассказчика. После окончания рассказа один из слушателей перечисляет все, что заметил. Другой добавляет то, что не было названо. Каждый должен побывать в роли рассказчика. Упражнение продолжается 15 минут.
- Предложите членам группы написать небольшие по объему тексты: доклад, статью или обращение. Затем обменяйтесь написанным так, чтобы каждый мог прочитать чей-либо текст. Читая полученный текст, постарайтесь определить:
1) Какой вопрос хотел рассмотреть автор?
2) Каковы основные аспекты вопроса?
3) Какое впечатление на читателя хотел произвести автор своим сообщением?
6. Сравните свое восприятие прочитанного с авторским замыслом. Если информация была воспринята не совсем верно, обсудите причины ее искажения.
7. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят:
• о депутате Государственной Думы;
• российском бизнесмене;
• преподавателе высшей школы;
• бомже,
• журналисте;
• шахтере;
• пенсионере?
8. Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем можно объяснить несовпадения?
Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная ...
... форма организации обучения. В рамках этой формы основными являются лекции и семинарские занятия, а также практические, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование и производственная ... важнейшие элементы: · система познавательных задач, отражающих основное содержание темы; · общение диалогического типа, предметом которого является вводимый лектором материал. Последний пункт позволяет ...
Литература для самоподготовки:
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
- Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. – 199с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
- Парыгин Б.Д. Психология общения. — М., 2003.
- Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
- Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. – 478с.
- Стефаненко Т.Г. Факторы и механизмы восприятия другого в социальном познании // Мир психологии. – 1999. — №3.
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru
Занятие №6 (2 часа)
Тема: Социально-психологические механизмы общения
Основные понятия: механизмы общения, психическое заражение, внушение, убеждение, подражание, понятие моды,
Вопросы для обсуждения
- Понятие и специфика социально-психологического механизма общения.
- Психическое заражение.
- Внушение. Убеждение. Подражание.
- Мода как самый динамичный феномен и механизм человеческого общения.
Задания для самостоятельной работы
- К проведению семинарско-практического занятия необходимо выучить данные к нему основные понятия и быть готовым к проведению терминологического диктанта.
- Необходимо изучить литературу, рекомендованную к подготовке семинарского занятия. Подготовить развернутые ответы на предложенные вопросы.
- Используя предложенные Internet-ресурсы сделать подборку информации по теме занятия.
- Назовите особенности взаимодействия между собой различных механизмов общения?
- Охарактеризуйте психологическую установку в процессе внушения?
- Почему мода является социально-психологическим феноменом? Как вы относитесь к моде? Обоснуйте свой ответ.
Литература для самоподготовки:
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М., 2003. – 364с.
- Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. — М., 1991. С. 37-74.
- Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие. – М., 2006. – 336с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997. – 365с.
- Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2008. – 256с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004. – 255с.
- www.myword.ru – библиотека психологической литературы
- www.psylib.ukrweb.net/books/psiteol/index.htm– «Психологические теории и концепции личности» – словарь-справочник
- psi.webzone.ru/– Психологический словарь
- www.azps.ru
- www.rasvitie.com.ru
- www.flogiston.ru
- www.phsylib.ru
- www.psychology.com.ru