Виды внимания 3

Программа дисциплины «Общая психология» Часть 2-2. Человек как субъект познания внимание 1. Общее представление о внимании.

Определение внимания как психического явления. Разнообразие подходов к пониманию внимания: феноменологический, информационный, физиологический, деятельностный, системно-функциональный. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями.

2. Внимание и сознание.

Внимание как направленность сознания. Ясность и отчетливость содержания сознания как основная феноменологическая характеристика внимания (В.Вундт, У.Джеймс).

Уровни сознания и виды внимания: непроизвольное (первичное) — произвольное (вторичное) (Э.Титченер, Т.Рибо); чувственное — интеллектуальное, опосредованное — непосредственное, пассивное — активное (У.Джеймс), рефлективное, инстинктивное и волевое (Н.Н.Ланге).

Типы сознания и внимания (Э.Тульвиг) Внимание и бессознательное в психике человека.

3. Внимание и процессы переработки информации.

Понятие пропускной способности и избирательности внимания. Экспериментальные исследования внимания в когнитивной психологии. Метод дихотического предъявления информации. Внимание как селекция информации (К.Черри).

Теория ранней селекции (модель с фильтрацией Д.Бродбента, модель аттенюатора Э.Трейсман), теория поздней селекции (модель Д.Дойч и А.Дойч, модель уместности Д.Нормана).

Модель распределения ресурсов Д.Канемана. Внимание как перцептивное действие (У.Найссер).

4. Внимание и деятельность.

Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Структура деятельности и внимание. Концепция уровней построения движений (Н.А.Бернштейн) и внимание. Внимание как действие контроля (П.Я.Гальперин).

Внимание как условие деятельности. Развитие внимания. Стадии развития внимания и факторы, их определяющие. Развитие высших форм внимания.

Место и функции внимания в структуре процессов организации поведения и деятельности. Соотношение и взаимосвязь внимания с потребностями, мотивами, целями. Внимание как психологический механизм и этап реализации системообразующей функции цели. Функции внимания: конструктивная (построение функциональной системы психических процессов), селективная, мониторинга. Полимодальный характер процессов внимания.

5. Виды внимания.

Основания для выделения видов внимания (и его виды): произвольность (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное), содержание сознания (чувственное, интеллектуальное, моторное), направленность сознания (внешнее, внутренне), особенности проявления системообразующих факторов.

6 стр., 2675 слов

Использование моделей в процессе обучения дошкольников к рассказыванию ...

... аспекты изучения проблемы рассказывания у дошкольников; - изучить использование различных моделей в процессе обучения дошкольников рассказыванию; - провести практическое исследование по обучению детей ... 1. Теоретические аспекты изучения проблемы рассказывания у дошкольников 1.1. Рассказывание как вид связной монологической речи В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна ...

Непроизвольное внимание.Феноменологическое определение. Новизна поступающей информации как фактор среды, активирующий системообразующие процессы. Специфика потребностей и целей, обусловливающих непроизвольное внимание.

Произвольное внимание.Феноменологическое определение. Волевое усилие как проявление системообразующей функции цели в произвольном внимании. Особенности потребностей и целей, приводящих к возникновению произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание.Феноменологическое определение. Интерес к содержанию выполняемой деятельности как причина возникновения послепроизвольного внимания. Особенности актуализируемых при этом потребностей, мотивов и целей деятельности.

Сравнительная характеристика видов внимания и точки зрения эффективности выполнения деятельности. Смена видов внимания в процессе деятельности и задача оптимального проектирования деятельности.

6. Свойства внимания

Устойчивость внимания.Определение. Три основные фазы развития внимания в процессе выполнения деятельности: становления, устойчивости, истощения. Факторы, влияющие на продолжительность фаз. Колебания внимания. Причины их возникновения: отвлечения, релаксационные колебания. Явления «провала». Зависимость устойчивости внимания от материала, вида деятельности и установок личности. Количественные характеристики и показатели устойчивости внимания. Методы оценки устойчивости внимания.

Переключение внимания.Определение. Сущность психологического механизма переключения внимания. Количественные характеристики и показатели переключения. Методы оценки скорости переключения внимания.

Распределение внимания.Определение. Распределение внимания и уровни регуляции действий: сознательный и бессознательный; произвольная и автоматизированная регуляция. Соотношение распределения и переключения внимания. Количественные характеристики и методы оценки распределения внимания.

Концентрация внимания.Определение. Факторы, влияющие на степень концентрации: мотивация, установки, вид деятельности, особенность материала. Количественные характеристики и показатели концентрации. Методы оценки концентрации внимания.

Взаимосвязь свойств внимания. Вторичные и несобственные свойства внимания: объем, колебания, рассеянность.

7. Физиологические механизмы внимания.

Комплекс ориентировочно-исследовательских реакций и ориентировочный рефлекс как физиологическая основа непроизвольного внимания. Явление доминанты (А.А.Ухтомский) как физиологический механизм произвольного и послепроизвольного внимания.

Активация и уровни бодрствования. Понимание внимания как уровня бодрствования.

ЛИТЕРАТУРА Основная:

17 стр., 8076 слов

Определения экспериментальной психологии

... психологов). Научные исследования в психологии Наука — сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание ... эксперименту уделяется особое внимание. Определения экспериментальной психологии - Вся научная психология как система знаний, полученных ... для изучения памяти был разработан метод бессмысленных слогов. По Эббингаузу задача экспериментальной психологии – установление ...

  1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. — 3 изд.,испр,- МПСИ:Флинта, 2002. — 376 с.
  2. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  3. Солсо P.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 107-140.
  4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III — субъект познания / Под ред. В.В. Петухова. М.: РПО, 1998. С. 389-460.

Дополнительная:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. С. 159-164.
  2. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: МГУ, 1975.
  3. Милнер П. Физиологическая психология. М., Мир, 1973. С. 349-367.
  4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: МГУ, 1976.
  5. Экспериментальная психология / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс. Часть III. 1970. С. 97-147 (глава IX «Уровни бодрствования и внимания»).

ПАМЯТЬ 1. Общие представления о памяти.

Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Место памяти в системе психических явлений. Роль памяти в сохранении единства и целостности психики. Память и научение. Память и личность. Память и сознание. Представление о памяти в истории психологии (Платон, Аристотель, Св. Августин, А.Бергсон, З.Фрейд, П.Жане, У.Джеймс).

Случаи феноменальной памяти.

2. Виды памяти.

Основание для выделения видов памяти: содержание запоминаемого материала; произвольность; длительность сохранения.

Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала. Образная память и ее виды. Образы представлений. Последовательные образы. Эйдетическая память. Моторная (двигательная) память. Эмоциональная память. Словесно-логическая (смысловая) память. Особенности видов памяти: объектно-субъектная ориентированность, активность. Единство видов памяти и ее целостность.

Непроизвольная и произвольная память. Их особенность и характеристики развития произвольной памяти. Экспериментальные исследования непроизвольного запоминания.

Сенсорная, кратковременная, долговременная и оперативная виды памяти.

3. Процессы памяти

Запоминание: произвольное и непроизвольное, механическое и смысловое. Факторы, влияющие на скорость и прочность запоминания. Сохранение и забывание: полное и частичное. Воспроизведение: произвольное и непроизвольное, узнавание (полное и неполное), припоминание, воспоминание.

4. Закономерности психологии памяти. Влияние характера материала (роль объема, однородности, привычности и осмысленности материала).

Роль упражнения и их распределение во времени. Влияние установок, мотивации и эмоций на работу памяти. Отношение субъекта к задаче. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: влияние способа заучивания на память, роль схем.

5 стр., 2147 слов

Теории памяти в психологии 2

... законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей памяти обусловлено разработкой этих проблем представителями различных наук. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 1.1 Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза Теория памяти, которая ... запоминание мыслей и запоминание слов, т. е. мышление и речь в процессе запоминания. 1.2 Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера Концепция, ...

Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. Теории забывания. Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции.

5. Структура и организация памяти. Основные принципы организации памяти. Проблемы и подходы. Роль ассоциаций в процессе памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы изучения мнемических процессов: заучивание, антиципации, сбережения. Критика ассоциативной теории памяти.

Когнитивная психология: память как совокупность процессов приема, переработки и хранения информации. Двухуровневые теории памяти (модель Нормана и Во).

Трехуровневые модели памяти (структурная модель Р.Аткинсона, модель «уровня обработки»).

Сенсорная память:длительность сохранения информации, способы кодирования информации. Иконическая и эхоическая память.

Кратковременная память: длительность хранения, способы кодирования, объем сохраняемой информации.Долговременная память: объем и длительность хранения. Организация работы. Семантическая организация долговременной памяти (кластерная модель, групповая модель, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели (иерархические, пропозициональные)).

Использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти. Представление П.Жане о запоминании как о своеобразном действии. Роль внутренних схем в концепции Ф.Бартлетта. Проблемы памяти в культурно-исторической теории Л.С.Выготского.

Интериоризация мнемических средств. Экспериментальные исследования зависимости запоминания от предметного содержания, направленности, структуры и мотивов деятельности. Включенность памяти в решение жизненных задач личности.

6. Механизмы памяти.

Уровневый подход к механизмам памяти. Психологические теории памяти: ассоциативная, гештальт-теория, информационные теории, деятельностный подход.

Физиологические и нейрофизиологические теории: условных временных нервных связей, теории реверберирующих кругов возбуждения, синаптическая теория, нейроглиальная теория.

Биохимические теории памяти. Роль различных биохимических соединений в работе памяти.

7. Развитие памяти.

Развитие памяти. Основные генетически различные формы функционирования памяти: бессознательная, непроизвольная память; произвольная память. Возрастные особенности взаимосвязи различных форм памяти.

8. Прикладные аспекты

Прикладные аспекты изучения памяти. Индивидуальные особенности памяти: качественные и количественные. Объем и скорость запоминания, полнота воспроизведения и готовность памяти к воспроизведению. Методы измерения количественных показателей работы памяти. Пути улучшения памяти. Мнемотехника.

ЛИТЕРАТУРА Основная:

  1. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М.: Мир, 1978.
  2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002 — 320 с.
  3. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 480 с.
  4. Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985.
  5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 141-304.
  6. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III — Субъект познания. / Под ред. В.В. Петухова. М., РПО, 1998. С.297-388.
  7. Экспериментальная психология. / Под ред. П.Фресс, Ж.Пиаже. Вып. IV. М.: Прогресс, 1973. С. 210-331 (Флорес Ц. Глава 14 «Память»).

Дополнительная:

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... помогла делу. Вид мышления – наглядно-действенное. Ребята осуществляли практическую деятельность с реальными предметами. Задача 4 Ниже описаны действия людей, характеризующие процессы памяти. Определите, к ... какому процессу памяти относятся следующие ...

  1. Бэддели А. Ваша память (руководство по тренировке и развитию).

    — М. 6 ЭКСМО-Пресс,2001. — 320 с.

  2. Психология памяти. (Хрестоматия по психологии).

    / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: ЧеРо, 1998.

  3. Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Понятие о мышлении.

Мышление и сознание. Мышление и непосредственно-чувственное сознание. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук, изучающих мышление. Задача как объект исследования. Понятие «субъект мышления» и его характеристики.

Прикладные аспекты исследования мышления. Мышление и проблема построения эффективных систем обучения. Мышление в психодиагностике. Основные формы нарушений мышления. Мышление и проблема искусственного интеллекта. Соотношение искусственного интеллекта как функциональной возможности компьютерной системы решать задачи с мышлением человека. Алгоритмические и неалгоритмические модели мышления. Психология понимания и создание понимающих систем.

2. Методы исследования мышления. Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа. Методы и методики изучения мышления. Клинический метод. Метод рассуждения вслух и его отличие от метода интроспекции. Методика наводящих задач. Психофизиологические исследования мышления и речи, мышления и эмоций.

Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое исследование интеллекта. Тестирование интеллекта и креативности.

Анализ продуктов творчества. Формирующий эксперимент. Основные характеристики умственного действия и условия его формирования.

3. Основные характеристики мышления.

Мышление как процесс выделения существенных связей и отношений. Обобщение и опосредование в мышлении. Понятие как результат мыслительных операций и форма опосредования мышления. Соотношение понятия и слова. Слово как материальный носитель информации, содержащейся в понятии. Неразрывность мышления и речи. Социальная природа мышления.

Операциональное определение мышления. Мышление как процесс преобразования структуры связей с целью выделения отношений, через которые проявляются новые свойства объекта или явления. Мыслительные операции: анализ и синтез; сравнение; обобщение, классификация, систематизация. Процессуальные характеристики мышления: этапы решения мыслительных задач — осознание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, процесс решения, феномен понимания, оформление решения.

4. Виды мышления

Наглядно-действенное (предметное), наглядно-образное (образное), словесно-логическое (понятийное).

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... Максуэл - классическое олицетворение влияния профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие психические ... секунды в нем держатся за ремни и висят на буферах и подножках". Речь идет о герое произведения О. Генри "Роман биржевого маклера" Гарви Максуэле. " ...

Образное мышление и воображение. Проблемы понятийного мышления. Мышление и речь, гипотеза лингвистической относительности и ее психологические аспекты. Взаимосвязь мышления и речи. Специфика психологического изучения понятий. «Методика двойной стимуляции» и выделение функциональных эквивалентов понятий. Основные способы формирования понятий: описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Стратегии образования понятий.

Формы мышления: понятие, суждение (утвердительное, отрицательное); общее, частное, единичное; истинное, ложное; умозаключение (индуктивное, дедуктивное, трансдуктивное).

Единство операциональной структуры различных форм мышления.

Особенности теоретического и эмпирического мышления. Практический и теоретический интеллект. Социальный интеллект. Логическое и интуитивное мышление. Произвольное и непроизвольное мышление.

Аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое мышление. Творческое мышление. Проблема креативности. Индивидуальные особенности и типы мышления.

Своеобразия мышления, включенного в разные виды деятельности: научное и религиозное мышление, художественное мышление, обыденное и профессиональное мышление.

5. Мышление как форма познавательной деятельности субъекта. Представление о субъекте мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Специфика мотивации мыслительной деятельности. Исследование личностных характеристик представителей научного, художественного и других видов творчества. Эмпирические описания творческой личности. Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Мышление и установка.

Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. Противоречивость функций эмоций в мышлении. Понятие о зоне поиска, порождении и изменении эмоциональных оценок в ходе решения задач, понятие об эмоциональном закреплении. Зависимость типа эмоциональной регуляции от мотива деятельности.

Мышление и целеобразование. Виды целеобразования в мыслительной деятельности. Понятие об интеллектуальной активности и инициативе. Цель и требование, цель и искомое. Принятие задачи субъектом. Понятие о задаче, структуре задачи, ее условии и требовании. Специфика творческих задач. Виды проблемных ситуаций. Представление об операциональном составе процесса решения задач, его средствах и способах. Соотношение вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи. Понятие об операциональном смысле.

6. Развитие мышления.

Развитие мышления в онтогенезе. Основные направления исследования мышления животных. Отличие человеческого мышления от разумного поведения животных. Проблема общих законов интеллектуальной деятельности животных и человека.

Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение и развитие мышления и трудовой деятельности человека. Разделение труда. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления.

Стадии развития мышления в онтогенезе. Исследования предметного и образного мышления. Особенности образного мышления ребенка. Развитие мышления в течение индивидуального жизненного пути. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.

8 стр., 3754 слов

Эгоцентрическая речь и мышление. Критика феномена эгоцентрической ...

...    Выполнила: Гурьянова А.Ю.             деятельности; б)эгоцентрическая речь; в)эгоцентрическое мышление. 3.Л.С. Выготский. Критическоеисследование теории Ж. Пиаже. а)жизнь и научная ... точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияютна речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что ...

7. Теоретические подходы к изучению мышления. Мышление как ассоциация представлений. Мышление как действие. Основные закономерности мышления, выявленные в вюрцбургской школе. «Теория комплексов» О.Зельца. Представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии. Мышление как поведение. Психоаналитический подход к проблемам мышления. Мышление в гуманистической психологии. Мышление как информационный процесс и когнитивная психология. Культурологические исследования мышления.

8. Психологический анализ речи

Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия.

Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.

Теории порождения и восприятия речи. Теории порождения речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч.Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель

  1. Хомского. Теории восприятия речи (акустическая, моторная, анализ через синтез и др.).

ЛИТЕРАТУРА Основная:

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982-1984. Т.2. С. 5-362; Т.5. С. 34-48, 153-168.
    1. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии / Отв. ред. Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1966. С.258-278.
    2. Когнитивная психология. / Под.ред. Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. — М.: ПЕР СЭ, 2002. -480 с.
    3. Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1970.
    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. С. 380-460.
    5. Солсо P.A. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 305-538.
    6. Хрестоматия по психологии. Вып. III Субъект познания. / Под ред. В.В.Петухова. М.: РПО, 1998. С. 142-168, 256-296.

Дополнительная:

  1. Веккер Л.М. Психические процессы: В 2т. Л., 1976. Т.2.
  2. Брунер Дж. Психология познания. М.: прогресс, 1977.
  3. Брушлинский A.B. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1988.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
  5. Кликс Р. Пробуждающееся мышление. М.: Прогресс, 1983.
  6. Петухов В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987.
  7. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1969.
  8. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.
  9. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. М.: Барс, 1997.

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ психологии

9 стр., 4288 слов

Память.Теории памяти

... возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в ... поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено ...

(часть 2: «Человек как субъект познания»)

1. Внимание

  1. Феноменологический подход к вниманию. Внимание как направленность и состоя­ние сознания. Уровни сознания и виды внимания.
  2. Внимание и деятельность. Внимание как условие деятельности и как действие кон­троля. Развитие высших форм внимания.
  3. Внимание и процессы переработки информации. Теории ранней и поздней селекции информации. Модель распределения ресурсов.
  4. Системная концепция внимания. Взаимосвязь внимания с потребностями, мотивами и целями. Функции внимания.
  5. Виды внимания: непроизвольное внимание. Его характеристики и физиологические механизмы.
  6. Виды внимания: произвольное и послепроизвольное внимание. Их характеристики и физиологические механизмы.
  7. Свойства внимания: устойчивость внимания.
  8. Свойства внимания: переключение и распределение внимания.
  9. Свойства внимания: концентрация внимания. Вторичные и несобственные свойства внимания.

2. Память

  1. Общее представление о памяти. Место памяти в системе психического и структуре деятельности. Проблема памяти в историко-психологическом аспекте.
  2. Классификация памяти на виды. Образная память: ее характеристики, основные за­кономерности и разновидности. Эйдетическая память.
  3. Виды памяти: эмоциональная и двигательная память. Их характеристики и основ­ные закономерности функционирования.
  4. Словесно-логическая память: ее особенности и основные закономерности. Единство видов памяти и ее целостность.
  5. Непроизвольная и произвольная память. Их характеристики, закономерности и осо­бенности развития.
  6. Процессы памяти: запоминание. Разновидности запоминания. Факторы, влияющие на эффективность запоминания.
  7. Процессы памяти: сохранение и забывание. Классические исследования забывания (Эббингауз, Пьерон и др.).

    Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение.

  8. Процессы памяти: воспроизведение. Его разновидности и закономерности. Основные факты и теории реминисценции.
  9. Память как совокупность процессов приема, переработки и хранения информации. Двух- и трехуровневые теории памяти в когнитивной психологии.
  10. Сенсорная память: ее характеристики, основные закономерности и методы изуче­ния. Иконическая и эхоическая память.
  11. Кратковременная память: ее характеристики, основные закономерности и методы изучения.
  12. Долговременная память: ее характеристики и основные закономерности. Модели семантической организации долговременной памяти.
  13. Развитие памяти. Онтогенетические и филогенетические аспекты развития памяти. Возрастные особенности памяти.
  14. Влияние на память характера и организации материала, установок, мотивации, эмоций и упражнений.
  15. Психологические теории памяти: ассоциативная, гештальттеория, информационные теории в когнитивной психологии. Память и деятельность: роль активности субъек­та в запоминании, использование средств запоминания.
  16. Физиологические и нейрофизиологические теории памяти.
  17. Биохимические теории памяти. Роль нуклеиновых кислот, глюкопротеидов, медиа­торов и других биохимических соединений в работе памяти.
  18. Индивидуальные особенности памяти. Методы изучения и оценки характеристик памяти. Мнемотехника.

3. Мышление

  1. Место мышления в структуре познавательных процессов и в деятельности. Соот­ношение мышления с другими когнитивными процессами.
  2. Основные характеристики мышления: мышление как процесс выделения сущест­венных отношений, обобщение и опосредование в мышлении.
  3. Понятие как форма опосредования в мышлении. Соотношение понятия и слова. Не­разрывность мышления и речи. Социальная природа мышления.
  4. Мышление как процесс: операциональное определение мышления. Мыслительные операции и их характеристики.
  5. Умственные действия и операции. Внутренний план действия и способность дейст­вовать в уме. Теория поэтапного формирования умственных действий.
  6. Этапы решения мыслительных задач и их характеристика.
  7. Виды мышления: предметное мышление и его характеристики.
  8. Виды мышления: образное мышление и его особенности. Образное мышление и во­ображение.
  9. Понятийное мышление и его характеристики. Формы мышления: понятие, сужде­ние, умозаключение. Единство операциональной структуры различных мыслитель­ных форм.
  10. Человек как субъект мыслительной деятельности. Понятие о задаче, ее принятии, структуре, требованиях. Закономерности целеобразования в мышлении.
  11. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.
  12. Индивидуальные особенности и типы мышления. Мышление и интеллект. Разно­видности мышления и интеллекта. Проблема креативности.
  13. Развитие мышления в онтогенезе и антропогенезе. Проблема соотношения истори­ческого и онтогенетического развития мышления.
  14. Основные теоретические подходы к изучению мышления.

4. Речь

  1. Язык и речь. Семантика языка: соотношения «объект-значение-слово», «знак- значение-смысл». Функции языка.
  2. Функции речи и их характеристика.
  3. Виды речи и их характеристика.
  4. Физиологические механизмы речевой деятельности.
  5. Теории порождения и восприятия речи. Структура механизма порождения речевого высказывания.
  6. Развитие речи в филогенезе и онтогенезе.