Процессы и виды памяти. Память как деятельность

 

Ч. живет не только в мире образов непосредственной окружающей действительности, но и в мире образов-следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Эти следы имеют различное происхождение и природу:

биологическая или видовая память – в процессе эволюции в клетках ДНК нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение.

историческая или социальная память – прошлый опыт всего человечества(письменность)

Индивидуальная или психологическая память – сохраняет следы, приобрктения процессе индивидуальной жизни Ч. – знания, умения, ассоциации, личный опыт.

Основное предназначение П. – актуализация прошлого опыта для выработки решений возникающих проблем. П. осуществляет:

v связь между прошлым состоянием психики

v настоящим и будущими действиями и психическими процессами Ч.

v обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта

v непрерывность самосознания личности

v накопление впечатлений об окружающем мире

v основа приобретения знании, навыков, умений

Если Ч. теряет память, то он теряет и свою личн-ть.

Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представление — это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представления бледнее и беднее образов восприятия. Это объясняется тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют. Представления строятся на образах прошлых восприятии, поэтому многие детали воспринимавшихся ранее предметов, явлений и событии в них нередко сливаются или стираются. Кроме того, представления отличаются от восприятий своей изменчивостью, непостоянством и возможностью «реконструкции» — преобразования механизмами воображения.

Механизм образования представлений памяти – создание и закрепление временных связей в коре головного мозга.

 

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание — процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, что является важнейшим условием его последующего воспроизведения. В некоторых случаях возникает необходимость использования особой формы запоминания — заучивания. Запоминание может быть

13 стр., 6177 слов

Психологические особенности содержания представлений образа как ...

... 18 до 50 лет). Предмет исследования: психологические особенности содержания представлений образа сотрудника ГИБДД. Цель исследования: изучение психологических представлений образа сотрудника ГИБДД в сознании автолюбителей с разным водительским стажем, ...

v произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо,

v непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой».

Сохранение— процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение, поэтому сохранение — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, а динамический процесс. Сохранение опыта создает возможность для обучения Ч.. развития его перцептивных процессов, мышления, речи.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей).

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. При непроизвольном образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны Ч. (при ассоциации).

Произвольное воспроизведение осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых образов.

Его формы:

v Узнавание – относительно простая форма воспроизведения, опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного из прошлого опыта посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти. Оно происходит в условиях непосредственного воздействия внешних раздражителей, которые и активизируют старые связи.

v Припоминание — в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия. Особенность П. – это активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деят-ть. Ч отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор, оценку. Пример: построение учеником устного ответа. Зная структуру припоминания учитель: помощь в виде подсказки – ассоциативная связь. Воспроизведенная информация – не точная копия того, что было запечатлено в памяти. Преобразование+перестройка информации по зависимости от задачи деят-ти, понимания предмета, значимости для субъекта.

Забывание – процесс памяти, заключающийся в потере возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Часто забывается то, что не значимо для Ч., не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным и полным. При частичном – воспроизведение осуществляется не полностью или с ошибками. При полном — объект не воспроизводится и не узнается. Выделяют – временное и длительное забывание. Временное – Ч не может вспомнить что-либо в нужный момент, при длительном – Ч. не вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забывания происходит при отсутствии следов подкрепления временных связей и их угасании. Без механизма забывания функционировать память нормально не может. Ч не может вспомнить все, что происходило с ним в прошлом.

 

Виды памяти.

Память занимает особое место среди психических функций: ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. В связи с этим формы проявления памяти весьма разнообразны.

1. По времени сохранения материала выделяются:

o сенсорная память, осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения — 0,3— 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения (в кратковременную память), то она безвозвратно теряется. У некоторых людей полное сохранение зрительной картинки в иконической памяти не ограничивается долями секунды, а может сохраняться в течение нескольких секунд и даже минут.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

... то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых. Итак,... Понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас ... своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не ...

o кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20-30 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 7).

Информация поступает в кратковр. память из сенсорной или долговременной. Эта информация обрабатывается и интерпретируется мозгом, после чего принимается решение о стирании информации или переводе ее в долговременную память. Объем кратковременной памяти – способность одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации. Если нужно в течение короткого периода времени сохранить информацию, включающую больше 7 объектов. Ч. сознательно или автоматически группирует элементы, чтоб число групп не превышало 7. Подвид кратковр. памяти – оперативная память. Время хранения информации в ней – определяется конкретной задачей, операцией деят-ти и несколько больше, чем в кратковр.памяти.

o долговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. В ней хранятся все усвоенные Ч. знания, навыки, впечатления – прошлый опыт. Не вся информация, хранящаяся там, оказывается доступной для воспроизведения. ЕЕ доступность определяется условиями запоминания материала, его значимостью для субъекта, ассоциативными связям. Долговр. П. не связана с актуальным состоянием сознания. Долговременная память отличается от кратковременной не только временем сохранения информации, но и способом ее переработки. Кратковременная память представляет собой механическое запечатление, в то время как долговременная предполагает сложную переработку информации, что обеспечивает ее оптимальное, экономичное сохранение. Информация как бы раскладывается по полочкам. Чем больше человек знает, тем больше полочек он имеет в своем хранилище знаний.

2. По характеру психической активности в структуру памяти входят:

o двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах — основа для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы и письма.

o эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти;

o образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. Развитие других видов, как правило, обусловлено особенностями профессиональной деятельности: например, вкусовая память у дегустаторов различных продуктов. Образная память обычно бывает ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущим видом памяти является не образная, а логическая память;

o механическая память позволяет человеку запоминать содержание, осмыслить которое он не может или не хочет. Прибегнув к неоднократному повторению, он как бы впечатывает запоминаемый материал в мозговых структурах.

21 стр., 10178 слов

Особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников ...

... память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. ... На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иными законам, чем ...

o вербальная память – основа овладения Ч. родным и иностранными языками, а также всей суммой знаний, приобретаемой в процессе обучения.

3. По характеру целей деятельности память может быть:

o непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то. Ч. может читать, строить дом, просто гулять, не думая о том, что б что-то запомнить, но что-тот он запоминает.

o произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал. Такая цель называется – мнемической. Это специфическая форма памяти, при которой запоминание выделяется в особую мнемическую форму деят-ти. Чтобы Ч. ее осуществить, нужно применить усилие.

Людям часто приходится произвольно что-то запоминать. Актеру- -текст роли, юристу – статьи уголовного кодекса. Без произвольного запоминания –обучение невозможно. Приёмы, улучшающие произвольное запоминание – 2 группы: первые основаны на выявлении внутренних связей, существующих в самом запоминаемом материале (связь с пониманием и логическим анализом), вторая группа основана на применении к материалу искусственных связей(мнемотехнические приёмы) например: группировка – номер 889-89-34 легче запомнить: 88-989-34.

Эти два вида памяти представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Непроизвольно запоминаются:

o материал, являющийся предметом целенаправленной деятельности;

o информация, имеющая важное жизненное значение, связанная с нашими интересами и эмоциями;

o все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

o незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные.

Непроизвольное запоминание подчинено законам ассоциативного связывания. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют не отдельно, сами по себе, а в определенных совокупностях.

4. По использованным для запоминания средствам память бывает:

· непосредственой натуральной памятью, представляющей собой прямое механическое запечатление событий и явлений, — это наиболее простой и примитивный вид памяти, характерный для ранних стадий развития человека, как в филогенетическом, так и онтогенетическом плане( многократное повторение)

· внешне опосредованная память, характерная для более высокой ступени культурно-исторического развития человека и являющейся первым шагом к овладению и управлению своей натуральной памятью. Это попытка обеспечить свое воспоминание, воскресить какой-либо след памяти с помощью стимулов, которые выполняют функцию средства запоминания. В данном случае стимулы носят внешний, материальный характер: узелки на память, записи в книжке, фотографии и сувениры. Благодаря этим и другим нехитрым средствам человек делает свою память более совершенной и эффективной;

· логическая память, при которой происходит переход от употребления внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта, установление смысловых связей нового материала с уже известным. В этом процессе формирования внутреннего опыта человека центральная роль принадлежит речи и мышлению.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... отдельных свойств темперамента, их сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит от ... стиль деятельности 3.2 Различия в особенностях и деятельности лиц с разными темпераментальными свойствами 3.3 Влияние темпераментальных свойств на специфику межличностных отношений и общения людей Заключение ...

 

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности Л. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

 

 

Физиологической основой памяти являются следы ранее проходивших процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий за счет пластичности нервной системы. Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспроизведении, такие же как и при восприятии.