ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Совершенствование спортсмена включает в себя четыре вида подготовки: физическую, техническую, тактическую и психологическую. Каждый из этих видов, в свою очередь, имеет две разновидности: общую и специальную подготовку.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у спортсмена. К этим качествам относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности.

Физическая подготовка связана с выполнением больших нагрузок непосредственно воздействующих на морфофункциональные свойства организма спортсмена.

Различают две разновидности физической подготовки: общую и специальную.

Общая физическая подготовка спортсмена направлена на разностороннее развитие физических качеств. Этот вид подготовки особенно важен на первых этапах спортивного совершенствования, так как позволяет значительно повысить общий уровень функциональных возможностей организма.

Специальная физическая подготовка спортсмена направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень развития способностей.

Физическая подготовка спортсмена и особенности развития физических качеств далее будут рассмотрены подробно.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков в избранном виде спорта. Многократное повторение одних и тех же движений, приводит к формированию устойчивых двигательных стереотипов.

Общая техническая подготовка предполагает использование смежных видов спорта для расширения запаса технических навыков у спортсмена. Так, например, в альпинизме используется эффект положительного переноса навыков из скалолазания, легкой атлетики, гимнастики и др. Все эти виды спорта позволяют альпинисту расширить запас двигательных навыков. Поэтому в предсезонной подготовке альпинисты нередко, по настоящему, занимаются другими видами спорта.

Скалолазы в свою общетехническую подготовку, также включают технические элементы из смежных видов спорта: акробатики, гимнастики и др.

10 стр., 4673 слов

На тему: «Основные стороны подготовки спортсмена»

... и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки. Физическая подготовка Общие основы физической подготовки Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с ...

Специальная техническая подготовка направлена на формирование специфических для данного вида спорта двигательных навыков, на отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Этот вид подготовки проводится на реальном рельефе. Для спортсменов разной квалификации существуют достаточно точные критерии оценки специальной технической подготовленности.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена можно разделить на две основные стадии: 1. Стадию «базовой» технической подготовки (постановка «школы»).

2. Стадию углубленного технического совершенствования («доводка»).

Методика ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ

При формировании нового двигательного навыка можно выделить несколько этапов:

а. Разучивание технического приема в расчлененном виде, то есть выполнение упражнения по частям, б.  Выполнение приема целиком, но в упрощенных условиях (например: на скальном стенде, на скалах с использованием верхней страховки).

в. Закрепление или стабилизация навыка. Это достигается многократным повторением упражнения в различных вариантах. г.  Выполнение приема в реальных и в усложненных условиях (например, при лимите времени, в плохих погодных условиях, с повышенным риском, в состоянии утомления, и т.п.).

Это способствует формированию такого важного для технической подготовки качества, как «помехоустойчивость». д. Окончательное формирование навыка происходит после закрепления этого двигательного действия в соревновательных (восходительских) условиях.

Особое внимание в технической подготовке необходимо уделять устранению ошибок. Нередко спортсмен с первой же попытки неправильно выполнив действие, вновь и вновь пытается его повторить стараясь, устранить ошибку. Но вновь и вновь выполняет его неправильно,, и тем самым закрепляет эту ошибку, создавая неправильный динамический стереотип. Поэтому необходимо сначала найти ошибку, устранить ее и только потом, многократно повторяя движение, закреплять его. Для нахождения ошибки необходимо научиться выполнять это движение по частям, лучше со зрительным контролем (перед зеркалом).

Также необходимо научиться выполнять технический прием мысленно, этот метод подготовки называется «идеомоторной тренировкой». Как правило, перед выходом на сложный участок маршрута, спортсмен проходит его мысленно («идеомоторно»), причем старается воспроизвести не только технику прохождения, но и эмоциональные переживания.

Так как альпинисты и скалолазы не могут тренироваться круглый год в реальных горных условиях и практически большая часть предсезонной подготовки проходит в спортивном зале, то для отработки техники скалолазания и горовосхождений следует использовать в тренировке эффект положительного переноса двигательных навыков. Имитация горных условий с помощью скального стенда и тренажеров позволяет спортсменам отработать технику лазания, технику работы с веревкой, технику работы в связках.

11 стр., 5371 слов

Спортивная тренировка как важнейший компонент подготовки спортсмена

... Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и ... уровень подготовленности занимающихся. С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей каждом виде спорта образуются системы ...

Однако не следует воспринимать понятие «перенос двигательного навыка» буквально: если я быстрее всех лазаю по «шведской стенке», то я быстрее всех буду лазать и по скальной стене. Это далеко не так. Существуют эффекты положительного и отрицательного переноса навыка.

Положительный перенос заключается в том, что отработка технического приема в одних условиях существенно помогает в выполнении этого технического приема в других условиях. Так например, положительный перенос технических навыков передвижения по ледовой «искусственной» сосульке на реальный ледовый рельеф в горах, составит 50-80% (по набл. автора}. А перенос навыка лазания по скальному стенду в спортивном зале на реальный скальный рельеф несколько ниже, и составит 30-60% (по набл. автора).

Эффект отрицательного переноса навыка, заключается в том, что формирование двигательного навыка в одних условиях, может отрицательно сказаться на восполнение аналогичного навыка в других условиях. Так, например, постоянно лазая без риска на скальном стенде, у спортсмена может сформироваться навык «безопасного лазания» и когда он начинает работать на реальном рельефе, то этот навык может помешать формированию такого важного качества как «чувство опасности» и соответственно отрицательно скажется на формировании навыков безопасного лазания. Или наоборот, альпинисту, привыкшему лазать по скальному рельефу в условиях реальной опасности получения травмы, бывает сложно отделаться от этого «стереотипа» на скальном стенде. Поэтому лазание на стенде у него может быть более скованным, чем у скалолаза-стендовика.

Таким образом, при формировании техники преодоления различных видов рельефа у альпинистов и скалолазов следует использовать эффект положительного переноса навыков, но при этом учитывать также влияние эффекта отрицательного переноса навыков.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Спортивная тактика — это искусство ведения спортивной борьбы. Можно выделить индивидуальную тактику и командную тактику. Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления. Для этого тренер может использовать анализ и разбор деятельности спортсмена: отдельных тренировочных занятий и их циклов, работы на маршрутах, участия в соревнованиях и восхождениях. Необходимо привлекать спортсмена к планированию тренировочного процесса, разработке недельных, месячных, годичных и многолетних циклов подготовки. В альпинизме особое значение имеет работа над тактическим планом восхождения.

Большое внимание уделяемое составлению тактического плана к каждому восхождению свидетельствует о высокой значимости тактической подготовки в альпинизме. Альпинист уже до восхождения должен четко представлять все то, что его ожидает на маршруте и прогнозировать варианты возможных действий.

Совершенствование тактического мастерства, во многом обусловлено технической подготовленностью спортсмена. Как бы четко ни разрабатывал спортсмен тактический план действий, он не будет реализован без владения соответствующими техническими навыками, без соответствующего развития физических и психических качеств.

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

... находит выраже­ние в показателе тяжести труда. Под влиянием конкретных условий труда формируются три качественно определенных основных функциональных состояния организма: нормальное, пограничное ... функционального состояния. Ко второй категории тяжести относятся работы, вы­полняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действую­щими ...

Тактическая подготовка включает в себя формирование следующих способностей у спортсмена: 1.  Способность формировать общий тактический замысел или принципы поведения во время соревнования (восхождения); 2. Умение составлять тактический план с конкретным перечнем задач и предполагаемых способов их решения; 3.  Способность объективно оценивать свои физические, технические, психологические и функциональные возможности, а также учитывать потенциальные возможности соперника. В альпинизме в качестве соперника выступают объективные и субъективные сложности маршрута; 4. Способность находить новые тактико-технические решения при изменении внешних условий; 5. Способность анализировать свои ошибки.

Технико-тактическая подготовка — это наиболее детально разработанный и описанный раздел в альпинистской литературе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Целью психологической подготовки является формирование значимых для спорта свойств личности и психических качеств спортсмена. Различают три вида психологической подготовки: общую подготовку, специальную подготовку к соревнованию и подготовку к выполнению конкретного двигательного действия.

Общая психологическая подготовка направлена на совершенствование психических функций и умений спортсмена. Этот вид психологической подготовки спортсмена обеспечивается в основном за счет выполнения им спортивного режима (регулярных тренировок, ограничений в питании и отдыхе), а также за счет выполнения Повышенных психических нагрузок, являющихся обязательным атрибутом любого вида спорта.

Специальная психологическая подготовка к соревнованиям направлена на создание у спортсмена состояния «боевой готовности» к определенному сроку (к старту, к конкретному восхождению).

Этот вид психологической подготовки обеспечивается большим набором средств и методов. Каждое физическое упражнения и каждый вид подготовки имеет свою величину «психической напряженности». Так, например, легкий бег имеет очень низкие показатели «психической

напряженности», более высокие показатели — в лазании по скальному стенду, еще выше — в лазании по реальному скальному рельефу и очень высокий уровень «психической напряженности» — в соревнованиях по скалолазанию и на восхождениях. В свою очередь, каждое восхождение имеет свой уровень «психической напряженности» который зависит от сложности маршрута. В восходительский период, альпинисты набирают определенный объем «психической напряженности» используя одни восхождения как подводящие к другим, основным восхождениям.

Психологическая подготовка к выполнению конкретного двигательного действия. Так как горные виды спорта связаны с объективно опасными условиями, то и в тренировочный процесс необходимо включать специальный вид подготовки для выработки у спортсмена способности действовать в условиях риска. Это психологическая подготовка к срыву, к прохождению предельно сложных и объективно опасных участков, к работе в критических погодных условиях, оказание первой доврачебной помощи при аварии и т.п.

13 стр., 6365 слов

Юридическая подготовка к психологической деятельности

... риска совершения в отношении них тяжких противоправных действий. Доминирующим в структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качества как агрессивность, деспотизм в отношении близких, неуживчивость, ... влияние правосознание, то есть знание закона, своих прав, которое даёт дополнительные возможности при отражении преступного деяния, создаёт убеждённость в правоте своих действий, ...

Особое место в психологической подготовке спортсмена занимает — волевая подготовка. Она направлена на формирование у спортсмена таких волевых качеств, как: решительность, смелость, воля к победе, терпение, настойчивость и др. Волевая подготовка связана с преодолением трудностей. Формирование волевых качеств зависит от того, какие трудности в своей деятельности преодолевает спортсмен.

Подробнее о психологической подготовке в альпинизме и скалолазании смотрите в литературе: 29, 33.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Функциональная подготовка направлена на развитие функциональных возможностей организма спортсмена и совершенствование деятельности различных систем (дыхания, кровообращения, мышечной и др.).

В ходе нее спортсмен повышает физические, биохимические, физиологические, морфологические и другие резервы организма.

Функциональная подготовка входит составным элементом во все ранее рассмотренные виды подготовки. И физическая подготовка, и техническая, и психологическая опираются на развитие функциональных возможностей организма спортсмена. Хотя все виды подготовки тесно связаны между собой, функциональную подготовку, на наш взгляд, следует выделить как самостоятельный вид подготовки, по нескольким причинам: во-первых, функциональные возможности спортсмена необходимо уметь измерять и планировать их развитие; во-вторых, функциональная подготовка во многом определяет успешность работы спортсмена в горах.

Существует целый ряд методов функциональной подготовки. В основном это те же методы, которые используются в других видах подготовки. Но существует ряд специальных методов. К ним можно отнести различные методы подготовки в измененных условиях внешней среды (в условиях высокогорья, в барокамере, использование бани), методы подготовки на фоне критических состояний организма спортсмена (в условиях голода, переохлаждения, повышенной опасности, во время конфликтов и т.п.).

Функциональная подготовленность спортсмена не всегда может быть определена по внешним признакам как, например, физическая. Нередко внешне сложенный не атлетично спортсмен может демострировать огромные функциональные возможности, и наоборот в горах не редки случаи, когда атлет с огромной мышечной массой демонстрирует очень слабьте функциональные возможности. В горах преимущество имеет спортсмен, обладающий большей выносливостью, а не атлетическим телосложением. Выносливость же определить внешне по морфологическим признакам спортсмена бывает очень сложно.

Функциональную подготовку альпиниста необходимо четко планировать так как в экстремальных ситуациях именно функциональные возможности спортсмена, его физиологические резервы играют решающую роль.

Функциональная подготовка в теории спорта не выделена в самостоятельный раздел и нет достаточно четкого ее анализа. Видимо поэтому этот вид подготовки часто входит в компетенцию физиологов, психологов и врачей, работающих с альпинистами (См. лит. 1, 8, 27, 32).

14 стр., 6971 слов

Психологическая подготовка юных волейболисток к соревнованиям ...

... научными исследованиями); комплексности (учет многочисленных факторов подготовки спортсмена); педагогической ценности (этическое и воспитательное значение процесса ... спортсмена или спортсменов. Как отмечает Л.П. Матвеев, спортивные соревнования являются основой существования и развития спорта. Специально организованные соревнования направлены на максимальную реализацию духовных и физических возможностей ...

На самом же деле физиологи и врачи должны только контролировать функциональную подготовленность спортсмена и давать тренерам практические рекомендации. Л планирование этого раздела подготовки и методика реализации на практике этого плана входят в обязанности тренера.