ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики, социологии труда и управления персоналом

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Учебно-методический комплекс

Барнаул 2007

УДК

ББК

Умняшкина С.В. Деловое общение. Учебно-методический комплекс. Предназначен для студентов экономического факультета всех отделений. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2007г. — …с.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  1. Введение
  2. Цель преподавания дисциплины
  3. Задачи изучения дисциплины.
  4. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.
  5. Содержание (наименование тем лекционных, практических и семинарских занятий, их содержание и объем в часах)
  6. Основная и дополнительная литература
  7. Учебно-методическая карта дисциплины
  8. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности

  1. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
  2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

12 стр., 5596 слов

Рабочая программа дисциплины (модуля). «Кемеровский государственный университет»

... управления общественным мнением (PR). Содержание дисциплины связано с вышеперечисленными особенностями предмета и согласовано с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению ...       Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем   ...

УТВЕРЖДАЮ

Декан__________факультета

_________________________

«___»_____________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

для специальности « »

факультет экономический

кафедра ЭСТиУП курс I

семестр 1

лекции 26 ч. (10 ч. для студентов вечернего отделения)

Практические (семинарские) занятия 22 ч. (20 ч. для студентов вечернего отделения)

Зачет для студентов вечернего отделения в 1 семестре

Экзамен и зачет для дневного отделения в 1 семестре

Всего часов ______Самостоятельная работа_____________

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС_____ч.

2007г.

Дисциплина «Деловое общение» включает:

— курс лекций;

— семинарские занятия.

1.2. Цель дисциплины

“Деловое общение” — комплексная учебная дисциплина, предметом которой являются средства и способы эффективизации деловых контактов.

В условиях жесткой иерархичности деловой коммуникации, опирающейся на внешнее принуждение, доминантной компонентой общения была директива, ее получатель рассматривался как пассивный субъект, а сам процесс общения являлся периферическим среди других процессов деятельности. В современных условиях сложилась радикально противоположная ситуация, когда именно в процессе субъект-субъектной коммуникации происходит совместная выработка результирующей информации, оптимального решения, общение призвано мотивировать и активизировать субъектов труда, раскрыть и направить их индивидуальные способности, обеспечить синергическое взаимодействие участников.

Таким образом, цели курса:

— формирование у студентов системы знаний теории деловых коммуникаций;

— развитие навыков эффективных коммуникаций: публичные выступления, переговоры.

1.3. Задачи дисциплины

— формирование понимания основ этики делового общения

— ознакомление студентов с теоретическими основами коммуникационного процесса

— ознакомление студентов с основами подготовки и проведения публичных выступлений

— ознакомление с методами подготовки и проведения переговоров

Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен уметь:

— понимать теоретические основы коммуникационного процесса;

— знать методы подготовки к публичным выступлениям и переговорам;

— владеть профессиональными навыками в области эффективных коммуникаций.

1.4. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины

Дисциплины

Темы

Общие основы теории общения

Все темы

Психология делового общения

Все темы

Лингвистика делового общения

Все темы

Этика деловых отношений

Все темы

1.5. Содержание дисциплины

Структура курса:

  1. “Общие основы теории общения” — вводный раздел, в котором рассматривается деловое общение как учебная дисциплина, ее место в ряду других дисциплин, тематика, проблемы курса, их актуальность, описываются стороны, виды, формы, средства общения, коммуникативные барьеры, мешающие оптимальному осуществлению процесса делового взаимодействия.
  2. “Психология делового общения” — раздел, посвященный описанию психологических и социально-психологических факторов, актуальных для осуществления делового общения, индивидуально-личностных и групповых особенностей, влияющих на становление и развитие деловых контактов.
  3. “Лингвистика делового общения” — раздел, посвященный языковому взаимодействию субъектов, нормативным, коммуникативным аспектам устной и письменной речи, правилам подготовки и проведения эффективного общения на вербальном уровне в различных сферах деятельности.
  4. “Этика деловых отношений” — раздел, в котором рассматриваются социально-этические процессы, протекающие в нашем обществе в настоящее время, закладывается этическая основа деловых отношений, изучаются этикетные нормы и принципы, актуальные для эффективного проведения делового взаимодействия.

Тематический план (для дневного отделения)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

лекции

семинары

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1

Деловое общение как комплексная учебная дисциплина

2

2

4

2

Общение как вид общественной деятельности людей

2

2

4

3

Психология деятельности и познавательных процессов

2

2

4

4

Психология личности

2

2

4

5

Социально-психологические аспекты межличностных отношений

2

2

4

6

Деловая риторика

2

2

4

7

Диалогика

2

4

6

8

Деловые переговоры

2

4

6

9

Стилистика делового общения

2

2

4

10

Этика делового общения

2

2

4

11

Этикет делового общения

2

2

4

Тематический план (для заочного и вечернего отделения)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего часов

лекции

семинары

Практические

занятия

Самостоятельная

работа

1

Деловое общение как комплексная учебная дисциплина

2

2

2

Общение как вид общественной деятельности людей

2

2

4

3

Психология деятельности и познавательных процессов

2

2

4

Психология личности

2

2

4

5

Социально-психологические аспекты межличностных отношений

2

2

6

Деловая риторика

2

2

7

Диалогика

2

2

8

Деловые переговоры

2

2

4

9

Стилистика делового общения

2

2

10

Этика делового общения

2

2

11

Этикет делового общения

2

2

1.6. Основная и дополнительная литература

Рекомендуемая литература (основная):

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд.-М.:ИНФРА-М, 2002.
  2. Данкел Ж. Деловой этикет. — Ростов н/Д., Феникс, 1997.
  3. Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1992.
  4. Психология и этика делового общения: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриенко. — М., 1995.
  5. Снелл Ф. Искусство делового общения. — М., 1990.
  6. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. — Мн., 1996.

Рекомендуемая литература (дополнительная):

  1. Абалакина М.А. Анатомия взаимопонимания. — М., 1990.
  2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Брест, 1993.
  3. Авдеев В.В. Формирование команды. — 2 изд., перераб. и доп. — М., 1999.
  4. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. — Новосибирск, 1992.
  5. Аверченко Л.К. Психологические аспекты формирования имиджа // Ре­формируемая Россия: Социологический аспект. Материалы II научной конференции. — Н-сибирск, 1994.
  6. Андреев В. И. Деловая риторика. — Казань, 1993.
  7. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. — Казань, 1992.
  8. Аристотель. О софистических опровержениях // Сочинения в 4-х томах. — М., 1976.-Т. 2.
  9. Арредондо Лэни. Искусство деловой презентации: Пер. с англ. — Челя­бинск, 1998.
  10. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2000.
  11. Бенедиктова В.И. Деловая репутация: Личность, культура, этика, имидж
  12. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимо­отношений. Люди, которые играют в игры: Психология чело­веческой судьбы: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988.
  13. Биркенбиль В.Ф. Как добиться успеха в жизни. — М., 1992. — Гл. 1—3.
  14. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
  15. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.
  16. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 1998.
  17. Браун Д. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996.
  18. Брудный А.А. Понимание и общение. — М., 1989.,
  19. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. — М., 1999.
  20. Вилсон Глен, Маккафлин Крис. Язык жестов. — СПб., 1999.
  21. Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. — Л., 1980.
  22. Власова Н. И проснешься боссом… Справочник по психологии управле­ния. —М.: ИНФРА-М, 1994. — Т. 1-3.
  23. Гисберт Бройниг. Руководство по ведению переговоров. — М.: ИНФРА-М., 1996.
  24. Дашков Л.П. Как преуспеть в бизнесе. — М., 1993.
  25. делового человека. — М., 1996. Вечер Л. С. Секреты делового общения. — Мн., 1996.
  26. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. — Мн., 1986.
  27. Деревицкий А.А. Шпаргалка агента: Агентская работа в рекламе, страхо­вании, коммерции. — Киев, 1995.
  28. Джейм М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: трансакционный ана­лиз с гештальтупражнениями. — М., 1993. Дип С., СесменЛ. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. — М.,
  29. Добрович А.А. Общение: Наука и искусство. — М., 1989.
  30. Добротворский И. Технология успеха: Все, что нужно знать о достижении успеха. — М., 1996.
  31. ИвинА.А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990.
  32. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. — М., 1994.
  33. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. — М., 1992.
  34. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности оп­ределяют ваши успехи на работе: Пер. с англ. — М., 1995.
  35. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л., 1990.
  36. Криксунова И. Создай свой имидж. — СПб., 1997.
  37. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. — М., 1993.
  38. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993.
  39. Кудреватых Ч.П. Риторика. — Мн., 1997.
  40. Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво. — М.: ИНФРА-М, 1995.
  41. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. — М.: ОСЬ-89, 1996.
  42. Кузин Ф.А. Культура делового общения. — М., 1997.
  43. Культура устной и письменной речи делового человека. Практикум. — М., 1997.
  44. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов ву­зов. — Ростов н/Д., 1995.
  45. Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов н/Д., 1986.
  46. Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры… — М., 1993.
  47. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. — М., 1991.
  48. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. — М., 1998.
  49. Логика и риторика. Хрестоматия / Сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. — Мн., 1997.
  50. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психология делового общения. — М., 1987.
  51. Маккей X. Как уцелеть среди акул. — М., 1991.
  52. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения: Учеб. посо­бие. — Мн., 1997.
  53. Мурина Л.А. Риторика: Учебник. — Мн., 1994.
  54. Мчцич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1983.
  55. Павлова К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. — М., 1988.
  56. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика, — М., 1991.
  57. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
  58. Панкратов В.И. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М., 1996. ПаркинсонДж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. — М., 1996.
  59. Паркинсон С. Искусство управлять. — СПб., 1992.
  60. Пастухова Л.С. Заговори, чтоб я тебя увидел. О культуре нашей речи. —Симферополь, 1990.
  61. Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Практическая психология. — Казань, 1991.
  62. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. — М., 1992.
  63. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. —Новгород, 1992. Познай себя и других: Сборник методик / Сост. С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын. — М.,
  64. Психологические тесты для деловых людей. — М., 1994.
  65. Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. посо­бие. — М., 1997.
  66. Семке В.Я. Умейте властвовать собой. — Новосибирск, 1991.
  67. Словарь делового человека. — М., 1992.
  68. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения: Пособие и словарь-справочник. — М., 1997.
  69. Тигер П. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. — М., 1996.
  70. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — Мн., 1995.
  71. Фрюлинг Р., Лаком Ж. Взаимодействие ради результата: Практикум дело­вого общения. — Ростов н/Д., 1997.
  72. Ханин М.И. Риторика для детей и взрослых. — СПб., 1997.
  73. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой. — Мн., 1996.
  74. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М., 1994.
  75. Шепель В.М. Управленческая психология. — М., 1984.
  76. Шепель В.М. Управленческая этика. — М., 1989.

1.7. Учебно-методическая карта дисциплины для дневного отделения

Номер недели

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номера)

Самостоятельная работа студента

Формы контроля

Семинар.

Практ.

содержание

Часы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1

“Общие основы теории общения” — вводный раздел, в котором рассматривается деловое общение как учебная дисциплина, ее место в ряду других дисциплин, тематика, проблемы курса, их актуальность, описываются стороны, виды, формы, средства общения, коммуникативные барьеры, мешающие оптимальному осуществлению процесса

делового взаимодействия.

Теоретическая подготовка

2

1

“Психология делового общения” — раздел, посвященный описанию психологических и социально-психологических факторов, актуальных для осуществления делового общения, индивидуально-личностных и групповых особенностей, влияющих на становление и развитие деловых контактов.

1

Теоретическая подготовка

3

2

“Лингвистика делового общения” — раздел, посвященный языковому взаимодействию субъектов, нормативным, коммуникативным аспектам устной и письменной речи, правилам подготовки и проведения эффективного общения на вербальном уровне в различных сферах деятельности.

Теоретическая подготовка

4

“Этика деловых отношений” — раздел, в котором рассматриваются социально-этические процессы, протекающие в нашем обществе в настоящее время, закладывается этическая основа деловых отношений, изучаются этикетные нормы и принципы, актуальные для эффективного проведения делового взаимодействия.

Теоретическая подготовка

1.8. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала. Порядка изложения

Принятое решение кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

нет

Нет

Нет

утверждена

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Раздел 1. “общие основы теории общения”

Тема 1. Деловое общение как комплексная учебная дисциплина (2 часа).

Предмет, цель, задачи, актуальность проблематики, практическая ориентация курса делового общения. Структура курса, междисциплинарные связи. Основные категории.

Общение как сложное социально-психологическое явление. Общение и коммуникация. Коммуникативное поведение и коммуникативная компетентность. Ее составляющие. Комплексный характер курса делового общения. Необходимость психологических, педагогических, лингвистических, этических знаний, умений и навыков для осуществления эффективного делового общения.

Психологическое обеспечение делового общения. Психология как наука. Разделы и отрасли психологии. Комплекс психологических наук. Социальная, экономическая, правовая, политическая психология, психология рекламы, их прикладное значение. Предмет, объект и методы психологии, их применение в деловом общении.

Филологическое обеспечение делового общения. Язык и речь как средство общения и взаимодействия людей. Значение стилистики, культуры речи, риторики для осуществления эффективной деловой коммуникации.

Этическое обеспечение делового общения. Этика как наука, ее предмет, цели, задачи, социальная значимость. Этический кризис современного общества. Взгляды на место этики в деловом общении. Идейно-нравственный потенциал рыночной экономики. Мораль и нравственность в деловом общении. Значимость норм и правил делового этикета. Этическая регуляция поведения субъектов в деловом общении. Этические задачи руководителя.

Тема 2. Общение как вид общественной деятельности людей (2 часа)

Понятие общения, его цели, задачи, функции. Общение как основа межличностных отношений. Содержание общения. Средства общения. Типы и виды общения. Деловое и управленческое общение, их специфические особенности. Общение по горизонтали и вертикали.

Стороны общения: перцепция, коммуникация, интеракция. Восприятие и понимание людьми друг друга. Барьеры общения. Ошибки восприятия, информационные ошибки, каузальная атрибуция, эмоциональные барьеры и др. Понятие первого впечатления. Искусство самоподачи и презентации.

Развитие общения в связях и отношениях. Препятствия к созданию отношений. Воздействие и взаимодействие в деловом общении. Понятие манипуляции.

Синтоническая модель общения. Идентификация, эмпатия, рефлексия, обратная связь, коммуникативная гибкость, конгруэнтность.

Стиль, манера, форма общения. Факторы их детерминации, ведущие черты. Способы их диагностики и совершенствования.

Структура делового взаимодействия. Типы делового взаимодействия. Их особенности.

Раздел 2 “психологические основы делового общения”

Тема 3. Психология деятельности и познавательных процессов (2 часа).

Познавательные процессы, их значимость для осуществления деловой коммуникации. Понятие об ощущениях, их видах и свойствах. Совершенствование чувствительности анализаторов. Влияние профессиональной деятельности на ощущения.

Восприятие, его свойства. Зависимость восприятия от особенностей личности. Социальная перцепция, ее влияние на осуществление деловой коммуникации. Правила упражнения восприятия.

Внимание. Его виды и свойства. Индивидуальные особенности внимания. Внешние признаки внимания. Тренировка внимания. Факторы привлечения внимания в деловой коммуникации.

Память. Уровни, виды и типы памяти. Значение мнемических процессов для осуществления деловой коммуникации. Законы памяти. Развитие и тренировка памяти.

Мышление, его виды, параметры, характеристики. Индивидуальные особенности мышления. Творческое мышление. Интеллект. Требования к интеллекту и мышлению людей со стороны различных видов деятельности. Развитие мышления и интеллекта.

Воображение, его виды и функции. Развитие воображения. Воображение и творчество. Формы и фазы творческого процесса. Значение воображения для эффективизации деятельности и достижения профессионального успеха.

Речь, ее функции, связь речевой деятельности с сознанием и мышлением человека. Отличие речи от вокализаций животных.

Деловая диагностика психологических особенностей партнера по коммуникации, выбор и корректировка коммуникативной манеры и стиля.

Тема 4. Психология личности (2 часа).

Волевая регуляция человеческого поведения. Волевые качества личности. Развитие воли. Значение воли для эффективизации деятельности и общения.

Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды потребностей. Организация мотивационной сферы. Мотивация и деятельность. Мотив достижения успеха и избегания неудач. Индивидуальные отличия в деятельности людей, ориентированных на успех и избегание неудач. Мотивация власти. Аффилиация. Поведение людей с различными мотивами в различных деловых ситуациях. Самооценка. Уровень притязаний.

Эмоции. Их классификации. Эмоции и личность. Эмоции и эффективность деятельности. Значение эмоций в осуществлении деловой коммуникации. Развитие эмоциональной сферы и регуляция эмоциональных состояний. Стресс, его стадии, их влияние на жизнедеятельность организма. Управление стрессом.

Способности, их виды. Зависимость способностей от личности. Формирование и развитие способностей. Взаимодействие и компенсация способностей. Связь способностей с успешностью выполняемой деятельности. Способности к общению, взаимодействию с другими людьми.

Темперамент, его типы, свойства. Темперамент и деятельность. Зависимость стиля общения от свойств темперамента. Межличностные отношения и взаимодействия людей различных типов темперамента.

Характер, типология характера. Формирование свойств характера, актуальных для эффективного осуществления трудовой деятельности и делового общения. Коллективизм как черта характера. Учет характерологических особенностей в деловой сфере.

Дифференциация понятий “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Соотношение личностных качеств и свойств характера. Структура личности. Развитие личности. Гармоничная личность. Взаимодействие различных типов личности в процессе делового общения.

Определение интересов, мотивации, способностей, состояния партнера по общению и выбор адекватного коммуникативного стиля.

Тема 5. Социально-психологические аспекты межличностных отношений (2 часа)

Группы, их формирование. Классификация групп, степени их развития. Понятие малой группы, ее основные характеристики. Социальная и социально-психологическая структура группы. Динамика группы. Психологические характеристики группы.

Лидер и руководитель. Индивидуальные характеристики лидера. Роль лидера в становлении коллектива. Типы лидеров. Стили лидерства. Соотношение стиля лидерства и стиля руководства. Психологические проблемы руководства.

Положение индивида в группе. Влияние группы на индивида. Психологическая совместимость членов группы. Функции групповых норм. Неблагоприятные отношения в группе, их следствия. Виды межличностных отношений. Групповые эффекты.

Эффективность групповой деятельности, ее связь с психологическими характеристиками группы. Диагностика групповых явлений. Определение оптимальной величины группы и ее состава. Формирование команды с учетом свойств личности, темперамента и характера ее членов. Использование методов психодиагностики для отбора и подбор членов рабочей группы.

Психологические пути повышения эффективности групповой деятельности и оптимизации групповых отношений.

Раздел 3. “Лингвистика делового общения”.

Тема 6. Деловая риторика (2 часа).

Ораторское искусство. Публичное выступление. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.

Подготовка к публичному выступлению. Определение темы и целевой установки. Анализ аудитории. Приемы сбора иформации. Композиция и план. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Фактические и психологические средства публичной речи. Работа с эмоциональным состоянием. Совершенствование голоса и дикции. Назначение интонации. Пауза. Выбор подходящего стиля выступления. Проба речи. Приемы привлечения внимания аудитории.

Техника убеждающего воздействия. Логические средства публичной речи. Основные логические законы. Доказательство и аргументация. Логические ошибки. Сильные и слабые доводы. Основные способы доказательства. Приемы и правила убеждающей коммуникации.

Выразительность речи. Лексические приемы ораторской речи. Стилистические приемы.

Язык психопрограммирования. Мета-моделирование. Использование пропусков и незавершенных фраз. Генерализация и номинализация. Высказывания без референтного индекса. Пресуппозиция. Шаблоны возбуждения реакции.

Культура речи. Основные качества речи. Прагматические аксиомы. Литературный язык — основа культуры речи. Нормативность литературного языка.

Тема 7. Диалогика (4 часа).

Единицы коммуникативной деятельности. Понятия монолога, диалога и полилога. Их функции, коммуникативные особенности. Диалог как организационный принцип коммуникативной деятельности. Характеристика диалогического взаимодействия. Типы диалогов: конструктивный, кооперативный, конфликтно-антогонистический, замкнутый и др. Разновидности диалогических отношений. Отношения с нулевой эффективностью: псевдодиалог, фатическое взаимодействие, демагогия и др.

Понятие диалогической позиции. Основные стили ведения диалога.

Элементы диалога. Классификация вопросов, техника их постановки. Основные виды ответов. Референтное и нереферентное слушание. Техника активного слушания. Искусство реплик и замечаний. Дестракторы и генераторы общения. Техника “Я-высказывания”. Речевые обороты как выражение эмоциональных установок.

Беседа как диалогическая форма коммуникативной деятельности. Деловая беседа. Типы собеседников. Структура деловой беседы. Стратегия проведения. Классификация деловых бесед. Собеседование при приеме на работу. Собеседование при увольнении с работы. Проблемные и дисциплинарные беседы. Общие правила ведения совещания. Особенности интервью.

Основы полемического мастерства. Полемические приемы. Доводы в споре. Уловки в споре. Контрприемы против некорректного поведения в споре. Опровержение обвинений. Нейтрализация вербальной агрессии. Коммуникативные принципы оптимизации отношений.

Спор, дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров. Проведение деловой дискуссии. Составление сценария. Определение цели и стратегии. Подготовка участников дискуссии. Определенность позиций, правила поведения оппонентов. Принципы ведения дискуссии. Руководство ходом дискуссии. Техники принятия совместного решения. Основные сложности. Подведение итогов.

Тема 8. Деловые переговоры (4 часа)

Переговоры. Специфика деловых переговоров. Функции деловых переговоров. Виды деловых переговоров. Переговорный процесс, его структура. Предмет и стороны переговоров. Этапы переговорного процесса: подготовительный этап, ведение переговоров, заключительный этап переговоров, анализ достигнутых договоренностей.

Требования, предъявляемые к участникам переговоров. Гласность и конфиденциальность деловых переговоров. Переговорник, его задачи и функции в переговорном процессе.

Подготовка к переговорам. Определение цели, предмета переговоров. Информационное, техническое, организационное обеспечение переговоров. Беседа со сторонами. Установление контакта. Формулировка задачи. Речевые константы. Создание оптимальной установки на переговорный процесс.

Выбор позиции, модели переговоров, личностного переговорного стиля. “Жесткий”, “мягкий”, “принципиальный” подход. Работа с проблемой, ее структурирование и вербализация. Разработка схемы ведения переговоров.

Установление правил, принципов, регламента переговоров. Уточнение интересов, позиций, целей, их обсуждение и согласование. Тактика ведения переговоров.

Коммуникативное поведение. Организация диалога сторон. Снятие информационной напряженности. Выработка общего языка. Речевые средства, обеспечивающие максимальную ясность и максимальную активизацию сторон. Речевые обороты как выражение эмоциональных установок. Смягчение деструктивного коммуникативного поведения. Перевод энергии противостояния в энергию сотрудничества. Расстановка вербальных акцентов.

Поиск делового решения. Вынесение предложений, их обсуждение и аргументация.

Заключительный этап переговоров. Закрепление устных соглашений. Письменное оформление достигнутых договоренностей. Оценка результатов переговоров, критерии эффективности переговорного процесса. Отчет о проведении переговоров.

Тема 9. Стилистика делового общения (2 часа).

Функциональные стили современного русского языка. Необходимость отбора и выбора средств общения, значимость соответствия форм выражения и содержания. Искусство стиля как показатель словесного мастерства и коммуникативной культуры.

Сферы функционирования языка, выделение общностей форм общения в связи с характером общественной деятельности его носителей. Характеристика функциональных стилей современного русского языка.

Научный стиль, его экстралингвистические признаки. Точность, абстрактность, логичность, лаконизм, объективность научного стиля. Использование элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Публицистический стиль, его основные черты. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Экспрессия как свойство публицистического стиля.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Характеристика разговорного стиля, его противопоставленность книжным стилям.

Официально- деловой стиль. Сфера его функционирования. Речевые жанры и основная форма функционирования официально-делового стиля. Его специфические языковые черты. Языковые средства официально-делового стиля.

Раздел 4. “этика деловых отношений”

Тема 10. Этика делового общения (2 часа).

Общение и этика. Понятия этики и этикета. Значение и функции этики в обществе.

Понятие профессиональной морали и профессиональной этики. Этика и бизнес. Нравственные принципы поведения партнеров в бизнесе. Концепция социальной ответственности. Морально-этические правила профессионального поведения. Этическая сторона услуг, службы и подчиненности.

Общие этические требования к осуществлению делового общения. Корпоративная культура. Организационные нормы, традиции, ценности, символика.

Тема 11. Этикет делового общения (2 часа).

Общение и этикет. Функции этикета. Значение этикета и культуры поведения в деловом общении. Формы этикета. Становление этикетных норм: ритуальность первобытнообщинного общества, культура этикета сословного общества, развитие этикетных норм капиталистического общества, современный этикет. Национальная детерминация этикетных норм. Целесообразность этикетных норм.

Правила делового этикета. Вербальный этикет: обращение, приветствие, этикетные контакты, формулы “вербальных поглаживаний”, комплименты, прощание. Общение с клиентами и партнерами. Общение с руководителем и сослуживцами.

Правила телефонных переговоров. Требования к телефонному контакту. Подготовка к телефонным переговорам. Работа с речью. Анализ содержания и стиля телефонных переговоров. Фиксация договоренностей. Ошибки телефонных переговоров.

Правила поведения. Правила поведения в различных видах транспорта. Деловой интерьер. Этикет приемов и деловых встреч. Общие требования к организации и этикету деловой встречи.

Внешний вид. Этикет одежды. Понятие имиджа. Соотношение культуры внешней и внутренней.

Международный этикет.

  1. Планы проведения практических и семинарских занятий

Занятие 1. Коммуникация как процесс с обратной связью.

Упражнения: «Испорченный телефон», анализ текстов с коммуникативными барьерами

Занятие 2. Невербальные и вербальные коммуникации.

Упражнения: «Шарады», «Обстановка офиса», «Дракон, принцесса, самурай»

Занятие 3. Познавательные психические процессы

Тестирование студентов на внимание, восприятие

Занятие 4. Познавательные психические процессы

Тестирование на память, мышление, воображение

Занятие 5.Типы личности

Определение типов личности студентов по методике Айзенка и Леонгардта

Занятие 6. Межличностные коммуникации

Игра «Необитаемый остров»

Занятие 7 . Поведение в конфликте

Тестирование студентов по методике Томаса-Килмена на поведение в конфликте

Занятие 8. Основы подготовки и проведения переговоров

Упражнения: «Стратегия переговоров», «Две сестры»

Занятие 9. Стилистика и лингвистика делового общения

Анализ текстов на определение стиля делового общения

Занятие 10. Этикет делового общения

Занятие 11. Этика делового общения

  1. Примерный перечень вопросов к зачету

1. Общение – как социально-психологическое явление.

2. Стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная

3. Характеристики делового общения.

4. Коммуникативная компетенция.

5. Вербальная и невербальная стороны делового общения.

6. Барьеры общения коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения.

7. Рациональные и чувственные психические процессы и их значение для эффективизации деятельности и общения.

8. Психология личности. Дифференциация понятий “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”. Взаимодействие различных типов личности в процессе делового общения.

9. Социально-психологические аспекты межличностных отношений. Виды и формирование групп.

10. Формирование команды. Факторы, влияющие на групповое взаимодействие.

11. Групповые эффекты.

12. Типы и этапы деловой беседы.

13. Типы диалогов: конструктивный, кооперативный, конфликтно-антогонистический, замкнутый и др. Разновидности диалогических отношений.

14. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Классификация споров. Проведение деловой дискуссии.

15. Доводы в споре. Уловки в споре. Контрприемы против некорректного поведения в споре. Опровержение обвинений. Нейтрализация вербальной агрессии.

16. Переговоры. Специфика деловых переговоров. Функции деловых переговоров. Виды деловых переговоров. Переговорный процесс, его структура. Предмет и стороны переговоров.

17. Этапы переговорного процесса: подготовительный этап, ведение переговоров, заключительный этап переговоров, анализ достигнутых договоренностей.

18. Функциональные стили современного русского языка. Необходимость отбора и выбора средств общения, значимость соответствия форм выражения и содержания.

19. Понятия этики и этикета. Общие этические требования к осуществлению делового общения.

20. Общение и этикет. Функции этикета. Значение этикета и культуры поведения в деловом общении. Формы этикета.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Деловое общение: специфика и значение для реализации трудовых задач.
  2. Общение как социально-психологическое явление.
  3. Стили и модели разрешения конфликтов.
  4. Деловая беседа, функции деловых бесед, их типология.
  5. Деловое общение как комплексная учебная дисциплина.
  6. Структура деловой беседы, правила проведения.
  7. Стороны общения.
  8. Научный стиль в деловом общении.
  9. Коммуникативная компетентность.
  10. Публицистический стиль.
  11. Барьеры перцептивной стороны общения, их преодоление.
  12. Разговорно-обиходный стиль.
  13. Коммуникативные барьеры, их преодоление.
  14. Официально-деловой стиль.
  15. Барьеры интерактивной стороны общения, их преодоление.
  16. Доказательство, его структура.
  17. Ощущения, их классификация, свойства, проявления и использование в деловом общении.
  18. Формально-логические законы, их применение в деловом общении.
  19. Восприятие: свойства восприятия, его значение в деловом общении.
  20. Методы доказательства.
  21. Внимание, его свойства, факторы, вызывающие непроизвольное внимание.
  22. Споры, их классификация, правила доказательства в споре.
  23. Память, ее уровни и типы, мнемотехнические приемы.
  24. Деловое письмо, виды и правила написания писем.
  25. Мышление, его типы и свойства. Интеллект, его измерение, интеллектуальный потенциал специалиста сферы экономики и управления.
  26. Правила репрезентации информации.
  27. Воображение, его значение, приемы воображения.
  28. Основные коммуникативные техники.
  29. Эмоции, их классификация, эмоциональная культура.
  30. Деловые переговоры, их организация и проведение.
  31. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  32. Этика как регулятор человеческого взаимодействия.
  33. Воля, развитие волевых функций.
  34. Деловая этика.
  35. Способности, их классификация, проявление в деловом общении.
  36. Основные положения морали.
  37. Темперамент, проявление темпераментальных особенностей в деловом общении.
  38. Этический кодекс специалиста сферы экономики и управления.
  39. Характер, характерологические типы.
  40. Этикет, его функции и значение в деловом общении.
  41. Дисциплинарная беседа.
  42. Основные направления воспитательной работы руководителя.
  43. Социальная группа, ее признаки, классификация.
  44. Педагогика, педагогические задачи руководителя.
  45. Факторы эффективности группового общения.
  46. Дидактика, основные концепции обучения.
  47. Групповые эффекты.
  48. Основные правила оценки, поощрения и наказания.
  49. Конфликты, их классификация, стадии развития.
  50. Психолого-педагогические основы общения с лицами девиантного поведения.