Введение Летная работоспособность, утомление, переутомление и неврозы, проявляющиеся у летного состава это проблема большого принципиального значения, так как, с одной стороны, уровень доступной человеку работоспособности все более и более сказывается на темпах технического прогресса в области создания самолетов, пилотируемых человеком, а с другой стороны, разработка этой проблемы является научным основанием организации всей системы профилактических мероприятий, стоящих на страже здоровья летного состава. Устранение причин утомлений и переутомлений летного состава может существенно снизить число авиационных происшествий.
Ведь большинство авиационных катастроф и происшествий происходит в следствии не правильных действий пилотов, которые произошли в свою очередь в следствии воздействия на пилотов каких-либо внешних факторов.Я считаю одним из самых главных приоритетов в обеспечении безопасности на воздушном транспорте, более детальное изучение причин и факторов влияющих на утомление и переутомление летного состава и их устранения.
Утомление, переутомление и неврозы. Летная работа, как и любая другая, сопровождается нарастанием утомлений, прогрессивным снижением работоспособности.Это естественное снижение работоспособности усиливается специфическими факторами летной деятельности, среди которых наиболее значимы: — нервно – эмоциональные напряжения; — гипоксия; — перегрузки; — отклонения температуры от оптимальных величин; — вибрация и шумы; — жесткий лимит и дефицит времени на отдельных этапах полета и в особых, в частности аварийных ситуациях; — цветное (в частности, красное) освещение в кабине самолета (там, где оно используется); — нарушение режима летной работы и режима дня; — длительное пребывание на старте; — быстрая смена привычного поясного времени; — условия боевой деятельности (специфические, прежде всего эмоциональные факторы войны.
Одной из причин ведущих причин летного утомления следует считать эмоциональное напряжение, которое часто описывается как психическое напряжение. Эмоциональное напряжение пилота в полете является либо результатом осознания опасности, либо «подсознательным отражением риска, существующего при всяком полете» — «пассивное состояние опасения». Но и в том и другом случае подобное состояние вызывает глубокую нервную и эмоциональную усталость.
Психофизиологическая подготовка лётного состава сверхлёгкой авиации
... пилотов-спортсменов СЛА . Сформировать комплекс средств и методов психофизиологической подготовки летного состава CЛА . Определить влияние психофизиологической подготовки на время и качество ... отбора детей для занятий авиационными видами спорта; для индивидуализации подготовки летного состава; усовершенствование программ психофизиологической подготовки пилотов; выработке новейших методик обучения ...
Однако есть основания рассматривать психическое напряжение не только в качестве негативного фактора, снижающего в конечном итоге надежность человеческого звена в системе пилот – самолет. Дело в том, что в своей сути психическое напряжение – это способность человека к оптимальному использованию в данный момент своих возможностей соответственно предъявляемым обстановкой требованиям.
Она выражается в повышении четкости и скорости реакции, в общей собранности, ускорении процессов мышления, улучшению памяти и концентрации внимания.Такая мобилизующая роль эмоциональной стимуляции имеет свой предел, за которым наступает снижение психической активности, а в крайних вариантах – дезинтеграция психических процессов.
Особенно ярко это обнаруживается в ситуациях, создающих угрозу для жизни. Отрицательное влияние на организм даже самых умеренных степеней гипоксии хорошо иллюстрируется снижением чувствительности глаза к цветным источникам света уже на высоте 1500 метров. Одним из постоянных источников утомления являются различные по величине и продолжительности перегрузки – это постоянные спутники любого полета.В уникальном опыте проведенным в 1958 году, биофизик К. К. Кларк в течении 24 часов испытывал перегрузку, создаваемую ускорением в 2g. Его умственная работоспособность резко нарушилась – он не мог произвести простейших вычислений и в течении многих недель после опыта жаловался на головокружение.
Одним из результатов воздействия перегрузок является «болезнь движения», которая имеет скрытую, переходную и выраженную степени.При скрытой степени у пилотов увеличивается число ошибок во время считывания показаний авиационных приборов, затрудняется процесс обобщения этих показаний в целостную картину ситуации полета.
К эпизодически действующим повреждающим факторам летной работы относят высокие температуры в кабине самолета.В специальных исследованиях было установлено, что повышенная температура снижает устойчивость человека к ускорениям, причем начальные нарушения вестибулярной устойчивости наблюдаются уже при часовом воздействии температуры +35 и +40о. В условиях повышенной температуры ухудшается умственная работоспособность, память и внимание.
Шумы и вибрации составляют постоянный негативный фон летной работы. Однако следует иметь ввиду, что повреждающее влияние шума начинается, по-видимому, только с величин, близких к 60 дБ. До 60 дБ шум способствует повышению работоспособности. Среди факторов полета, вызывающих утомление, в наименьшей степени исследовано влияние цветного, в частности красного, освещения в кабине самолета.Красный свет не однократно рекомендовался для освещения приборной доски, как наименее нарушающий адаптацию к темноте.
На основании анализа ночного зрения в полете К. Х. Кекчеев рекомендует освещать приборную доску слабым красным светом. Таким образом, некоторые исследователи считают допустимым в каких-то конкретных условиях полета использование красного света. Однако более убедительными видятся выводы из многочисленных, специально проведенных в этом направлении экспериментов.А.В. Лебединский, Н.В. Зимкин на основании собственных данных категорически выступают против любого монохроматического, особенно красного освещения кабины самолета, ибо при красном свете, по сравнению с белым, значительно ухудшается острота зрения, устойчивость явного видения, скорость различия деталей.
Влияние биоритмов на организм человека
... российских и зарубежных ученых по выявлению влияния биологических ритмов на работоспособность спортсменов, а именно: почему в один ... функциональных систем. Исключительная стабильность периодичности изменения освещенности, температуры, влажности, геомагнитного поля и других параметров окружающей ... к новым условиям, экстремальным факторам, например, условиям полета в космос, при переезде в другие широты, ...
Красный свет быстро приводит к зрительному утомлению. В.П. Камчанов, изучавший влияние красного света на работоспособность людей, в своих выводах пишет, что у работающих при красном свете резко снижается работоспособность по сравнению с работающими при нормальном освещении, чем и объясняется их большая утомляемость.
Г.И. Гурвич и Е.П. Кожевников изучали влияние на испытуемых «цветного климата» в кабинах летательных аппаратов. Они нашли, что при использовании красного и синего цвета снижение работоспособности было выражено сильнее, чем при других условиях освещения. Наиболее благоприятным было признано желтое освещение.В процессе пилотирования летных тренажеров у пилотов – испытуемых при использовании красного света наблюдалась напряженность (скованность или наоборот торопливость и резкость движений).
Некоторые из них допускали такие грубые ошибки, как флюгирование винтов работающего двигателя вместо отказавшего.
Такая ошибка происходила только при «пожаре» и только при красном цвете интерьера. Мало учитываемой причиной снижения работоспособности летного состава является длительное пребывание на старте, вызывающее отрицательные эмоции и создающее предпосылки к быстрому наступлению утомления.Во время пребывания на аэродроме на пилота действует ряд факторов, могущих отразиться на его работоспособности.
К ним относятся: • Шум • Перегревание на солнце летом и переохлаждение зимой • Эмоциональное перенапряжение, связанное с ожиданием полета • Стесняющее действие летной одежды и специального снаряжения По заявлению отдельных пилотов, подобные условия вызывают вялость, ощущение тяжести в голове, общую слабость.Также недостаточно учитывается в качестве фактора, снижающего работоспособность летного состава, смена временных поясов.
Этот фактор в настоящее время хорошо изучен. Согласно современным представлениям, организм человека является ритмически колеблющейся биологической системой. Ритмические колебания являются «… неотъемлемым свойством живых систем и составляет основу их организации, любое нарушение нормального хода ритма приводит к нарушению в работе всего организма» (Питтендрай К 1964).
Вот почему всякое нарушение ритмов организма сопровождается нарушение его благополучия.Одной из причин такого рода нарушений является смена временных поясов. Смена временных поясов приводит к рассогласованию слаженности так называемой циркадианной системы организма, т.е. системы ритмов с продолжительностью периода, близкой к 24 часам.
Влияние среды на циркадианные ритмы проявляется в феномене так называемого затягивания, суть которого состоит в том, что периодическое изменение внешних факторов (освещенности, температуры) воздействует на ритмический процесс так, что период ритма изменяется. Смена временных поясов означает изменение системы датчиков времени: начала дня и ночи, суточного колебания температуры, влажности, барометрического давления и т.д. Адаптация к новой временной зоне сводится к сдвигу фазы всех циркадианных ритмов.
Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ...
... продуктивности профессиональной деятельности. Качественные и количественные критерии; оперативные и временные критерии; активизация самоопределяющейся личности. Тема 3.3. Планирование и организация ... овладение студентами традиционными методами и формами профориентационной работы; - обучение навыкам выбора, планирования и реализации профессиональной карьеры, делового общения и саморегуляции ...
Такая перестройка происходит не на всех «этажах» иерархической построенной системы. Фаза одних ритмов сдвигается быстрее, других – медленнее, в результате чего возникает состояние внутреннего десинхроза.Десинхроз выражается в нарушении сна, аппетита, работоспособности, раздражительности, в более тяжелых случаях – в невротических состояниях и даже в органические заболевания.
Симптоматика летного утомления не отличается по существу от симптоматики утомления к представителей другой профессии, хотя, конечно, она отражает особенности летного труда.Так, при исследовании утомления у летного состава было отмечено ухудшение техники пилотирования, в частности на посадке; зарегистрированы нарушения восприятия показаний бортовых приборов, обусловленные распадом целостности восприятия, сужением поля зрения, снижением контроля по отношению к периферическим приборам; установлено снижение пропускной способности зрительного, слухового и вибротактильного анализаторов; обнаружено повышение чувствительности вестибулярного аппарата.
На ЭЭГ у пилотов в состоянии утомления появляются изменения аномального характера. Сообщалось о случаях потери пилотами веса после нескольких полетов, достигавшей 1200г. У пилотов дальней авиации после сложных и длительных полетов отмечались различные неврологические симптомы: снижение точности при кординаторных пробах, снижение или оживление сухожильных рефлексов и т.д. Многие из них жаловались на усилившуюся через 12 часов после посадки усталость, разбитость, тяжесть в голове, иногда на головную боль. Выраженность симптомов утомления в каждом конкретном случае может быть самой разнообразной, но до тех пор, пока обычный по длительности отдых (сон) снимает их, утомление остается нормальным физиологическим состоянием.
Если же после такого отдыха утомление полностью не снимается и его симптомы с течением времени нарастают, да еще к ним присоединяются новые признаки нервно-психического и соматического неблагополучия, то утомление переходит в переутомление.
Постоянным симптомом переутомления являются различные расстройства сна: трудное засыпание, поверхностный, чуткий сон, отсутствие после сна ощущения бодрости, сновидения негативного характера.Переутомление, как правило, сопровождается снижением летной работоспособности, ухудшением техники пилотирования, быстрым появлением летных иллюзий, напряженности, безразличием к полетам, а затем и отрицательным отношением к ним. Настроение обычно пониженное, раздражительность становится обычной формой эмоциональных реакций даже на слабые и малозначимые стимулы.
Аппетит снижается, потеря веса становится устойчивой. Появляется потливость, вазомоторные расстройства, головокружение, тремор, нарушаются мыслительные процессы, память, внимание.
Для состояния переутомления также характерен период, когда возникает почти полная невозможность взяться за работу сравнительно легкую при сохранившейся способности выполнять трудную работу. Вовремя не купированное переутомление постепенно перерастает в невроз.Перерастание переутомления в невроз обычно происходит сравнительно медленно (в течении 1-2 и более месяцев) и постепенно, а так как начальные признаки невроза как бы продолжают картину переутомления, которое свою очередь есть результат накапливающегося острого утомления, казалось бы логичным рассматривать как некоторую последовательность событий триаду: утомление – переутомление – невроз.
Утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения
... ее снижает. Умственное и физическое утомление зависит от здоровья, гигиенических условий труда, его организации, характера, продолжительности, рабочего оборудования. Переутомление Переутомление - не нормальное физиологическое ... - такая ситуация может привести к несчастному случаю. Признаки утомления и переутомления достаточно очевидны и знакомы практически каждому. Такого человека преследует ...
Однако, не следует забывать, что сильно потрясение или стресс могут сразу вызвать невроз. Общие и частные стороны летного утомления.Общие проявления утомления характеризуется: регрессом рабочих навыков; возникновением гипнотических фаз в деятельности коры больших полушарий головного мозга; нарушением новых рабочих навыков и растормаживанием старых, более упрочненных навыков.
Регресс навыков характеризуется переходом его от стадии автоматичности к стадии концентрации или даже генерализации. Наиболее существенными симптомами регресса рабочих навыков является потеря их автоматичности. Пилот при этом сосредотачивает свое внимание на движении свих рук и результат этих движений, а наблюдение за внешней обстановкой ухудшается.Утомленный человек не может правильно оценить необходимое усилие, прикладываемое к штурвалу или к другим рычагам управления, он начинает движения или преждевременно, или с опозданием, плохо различает внешние транспортные сигналы.
При вовлечении в деятельность мышц-антагонистов, что бывает при глубоком регрессе рабочих навыков, наблюдается феномен «зажима штурвала или ручки управления» и скованность движений. При дальнейшем развитии утомления может развиться парадоксальная гипнотическая фаза, когда пилот более интенсивно реагирует на незначительные ситуации и меньше – на одновременно текущие важные события.
При умственном утомлении в процессе работы возникают короткие интервалы в деятельности продолжительностью 1-2с. – это так называемые «блоки». По мере дальнейшего утомления возникновение «блоков» учащается, работающий начинает замечать перерывы в работе, работоспособность прогрессивно снижается. При утомлении вследствие дефицита внутреннего торможения может произойти нарушение новых рабочих навыков и растормаживание старых более упрочненных навыков.
В аварийной ситуации оживление угашенного навыка у утомленного пилота может усугубить ситуации и привести к авиационному происшествию. Утомление у летного состава оказывает существенное влияние на процесс пространственной ориентировки. Это проявляется в нарушении вторичного синтеза при оценке пространственного положения ВС и возникновении различных летных иллюзий.При развитии утомления у пилота навязанный темп работы в условиях относительного дефицита времени способствует нарастанию дефицита внутреннего торможения и преобладанию процессов возбуждения.
Это проявляется в неправильной оценке временных интервалов – более короткие интервалы он принимает за заданные, вследствие чего он торопится при выполнении рабочих операций. При этом увеличивается количество ошибок.Литература 1. Алякринский Б.С. «Основы авиационной психологии»: Воздушный транспорт, 1985, 315с. 2. Пономаренко В.А. «Психология человеческого фактора в опасной профессии» — Красноярск, 2006, 629 стр. 3. Разсолова Н.А. «Руководство по авиационной медицине», Информ,.
Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»
... детей с ФФН в ДОУ. Привитие студентам практических навыков и умений по планированию и проведению коррекционно- ... дошкольного возраста. (СК-1, СК-2); Владеть: навыками применения методик коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи ... стороны речи. Методические приемы по активизации словаря, формированию навыков словообразования и словоизменения, по развитию слоговой структуры ...