Условия формирования толерантности у подростков

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Курсовая работа

По курсу: «Педагогика»

На тему: «Формирование толерантности у подростков»

03100 – педагогика и психология

Выполнила:

Студентка группы ПЗ-331

**********

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

З.М. Большакова

Челябинск, 2005

Содержание

Введение ___________________________________________________________3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков 7

1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике 7

1.2. Особенности формирования толерантности у подростков 13

1.3.Педагогические условия формирования толерантности у подростков 18

Выводы по первой главе: 28

Глава 2. Опытно- экспериментальное исследование формирования толерантности у подростков 29

2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 29

2.2. Содержание опытно-экспериментального исследования 33

2.3. Анализ опытно-экспериментального исследования. 42

Выводы по второй главе. 47

Заключение 48

Библиография 49

Введение

В 1995 году ООН приняла Декларацию «Принципов терпимости» — основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указанны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости).

Как указанно в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, Но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человек.

19 стр., 9255 слов

Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет

... рисунки», «Пиктограмммы» А.Н. Леонтьев); - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией. База исследования: МДОАУ №106 города Орска, ... изначальная, целостная организация первичных элементов - гештальт (структур). Именно законы формирования гештальта определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного ...

«Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». (Декларация принципов терпимости).

Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации.

Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения толерантности, даже в столь сложной и, казалось бы, сугубо материальной, экономической сфере, определяющей уровень и образ жизни людей и возможность их взаимопонимания и сотрудничества не на популистско-декларативной основе, а на основе жизненно важных ценностей. Таким образом, тема «формировании толерантности подростков» очень актуальна.

Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Толерантность (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.[2, стр. 517]

Подростковый период (отрочество – 13-17 лет) – переход от детства ко взрослости. Происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение отношений со взрослыми и на самого себя.

Цель работы — определить и выявить условия формировании толерантности у подростков.

Объект – образовательный процесс.

Предмет — формирование толерантности у подростков.

Гипотеза – формирование толерантности у подростков возможно при наличии педагогических условий.

Задачи:

1. изучить состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике.

2. определить терминологическое поле проблемы исследования.

3. определить особенности формирования толерантности у подростков.

4. определить педагогические условия формирования толерантности у подростков.

5. определить и выявить в экспериментальном режиме условия формирования толерантности у подростков.

12 стр., 5812 слов

Воспитание толерантности подростков

... толерантности у подростков. Объект исследования: Процесс воспитания подростков. Предмет исследования: Методы и приемы воспитания толерантности подростков Задачи исследования: 1) Изучить современные подходы к воспитанию толерантности подростков в психолого-педагогической литературе. 2) Определить особенности воспитания толерантности ... из основных условий формирования толерантности у личности является ...

6. проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

7. разработать учебно-методические рекомендации по формированию толерантности у подростков.

Методология: рассматривают толерантность как принятие других такими, какие они есть и готовность взаимодействовать с ними: Л.М. Дробижева, М.Вубер, М.Бахтин, В.А. Лекторский «О толерантности, плюрализме и критицизме», Ю.А. Шадже, Н.Н. Моисеев «Судьба цивилизации. Путь разума», А.Г. Асмолов «Психология личности», В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия», Р.И. Грановская, А.И. Крупнов, Е.С. Филатова «Соционика для всех», Л. Хьялл, Д. Зиглер «Теория личности».

Методы: эксперимент, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, метод поперечных срезов (трансверсиональный), методы обработки данных, интерпретационные методы (структурные).

Методики:

1. тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко [11, с.71-75]

2. диагностика психических состояний: опросник «Самооценка психических состояний»

3. Программа тренинга толерантности С.Д. Щеколдиной

База исследования: Челябинская область, г. Копейск, поселок Потанино, ул. Театральная, 14, шк. №24, 9-е классы.

Этапы:

1. Констатирующий (декабрь, 2004-).

Изучение состояния проблемы, анализ литературы по проблеме формирования толерантности у подростков, анализ особенностей. В результате исследования были определены: предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.

2. Формирующий (февраль 2005-апрель 2005).

Экспериментальная проверка разработанных теоретических положений. Внедрение полученных результатов в практику.

3. Обобщающий (апрель 2005).

Анализ результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах. Систематизация и обработка материалов, литературное оформление курсовой работы.

Таким образом, во введении мы раскрыли понятие о терпимости, которое описано в основополагающем документе – декларация принципов терпимости. Определили цель работы, объект, предмет, гипотезу, задачи, методологию методики и этапы.

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков

1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике

Толерантность, терпимость- умение терпеть (выдерживать, выносить) принимать, примерять, быть снисходительным. [11, стр. 15]. Толерантность означает что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим [11, стр. 12].

Г. Оллпорт отмечает, что толерантные люди лучше знаю самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому мене удовлетворены собой. Толерантная личность больше ориентированна на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях, проблемных ситуациях. Толерантные люди склонны винить, стремясь к личной независимости.

17 стр., 8107 слов

Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...

... разработка проблемы межличностного восприятия тесно связана с проблемами общения, деятельности, личности, сознания, самосознания и др. Истоки же изучения межличностного восприятия коренятся в когнитивной психологии и переплетаются с исследованиями в ...

Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл в результате многолетнего опыта приводят практические рекомендации участникам межкультурного общения с целью формирования толерантности в межкультурной коммуникации:

1. не судить о ценностях, убеждениях, отталкиваясь от собственных ценностей.

2. всегда поминть о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей…[11, стр.27].

Приходится признать, что проблемам воспитания, толерантности все еще уделяется явно не достаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: философия образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении как правило сводятся к провозглашению локальных образовательных концепций (типа концепции «Школы диалога культур»), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий.

В связи с этим возникает вопрос: «Может ли сфера образования способствовать массовому осознанию неизбежности, безальтернативности движения человечества к единству, к спасительной толерантности в человеческих отношениях?» …………….

Заключение

Учитывая, что периодом интенсивной этносоциализации личности, при котором еще не сформированы отрицательные отношения к представителям других этносов, является подростковый возраст, особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.

В связи с этим одна из главных задач данного исследования, – выявление гипотезы о том, что формирование толерантности возможно при наличии педагогических условий, — судя по полученным результатам, была достигнута. Для достижения данной задачи был применен психодиагностический метод – тестирование.

Для коррекции мы взяли программу тренинга толерантности. Программа содержит несколько занятий. На каждом занятии организуется работа участников тренинга в парах, тройках, и в микрогруппах по 4-6 человек, в командах по 8-10 человек, предпочтительны разнополые группы. Программа тренинга толерантности направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общения и включает когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Цель программы – формирование толерантной культуры личности. [11]

В экспериментальном исследовании были сформированы результаты, была подтверждена гипотеза, что говорят об успешной работе, результаты работы достигнуты.

Библиография

1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-.№7.-2002

2. Психологический словарь./ Авт. Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова под общей ред. Ю. Л. Неймера.-. Ростов-на- Дону.-.Феникс, 2003, 640с.

3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.// Учебное пособие

16 стр., 7610 слов

Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы

... взаимоотношений [2, 15, 10] Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы; эмпирические: метод эксперимента, в котором использовались ...

4. Немов Р. С. Психология.// Учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн, 3-е изд.- М., Гуманит. Изд., центр Владос.-.1999, Кн. 3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.

5. Т.Т. Калужная, Л. А. Конашенко, Ю.И. Потапова.-Формирование толерантности //Специалист, 2004, №7

6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001

7. Ильин Е.П. Психология Воли.-.СПб, издательство «Питер», 2000. – 288 с.

8. М.Орлова. Формирование толерантности. Дошкольное воспитание//.-.2003, №11

9. Декларация принципов толерантности. Бетти Э.Риздон. Толерантность дорога к миру — М, 2001

10. Г.Г.Абдулкаримов. Этнические стереотипы школьников, проблема формирования толерантного сознания .//Образование в современной школе.-.№4

11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.-.М: «Ось – 89», 2004

12. Никольский А.В. Преподавание истории обществознания в школе. -.2002, №7

13. Хасан Б.И.Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности.//Семья и школа, 2001, №12

14. Яковенко А. Свобода слова в России и Европе. Международная жизнь.-.2001, №5

15. Романенко Л.М. Лики Российской толерантности. Размышления участницы симпозиума о симпозиуме. Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика.- Москва, 2002, «Полис»// Политические исследования, №6

16. Петров В.Н. Этнические мигранты, полиэтническая принимающая среда, проблемы толерантности.// Социс: Социологические исследования.- 2003, №9

17. Галкин А.А. Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации.// Социс: Социологические исследования.-.2003, №9

18. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции. //Социс: Социологические исследования.-.2003, №8

19. Социальная педагогика. Курс лекций, учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав., под общей редакцией М.А. Галагузовой.- Гуманит. Изд. центр «Владос».-. 2001, 416с

20. С.А.Беличева. Этот опасный возраст.// Народный университет. Пед. Факультет- №1, 1982 г, 94с.

21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество. Учебник для студентов вузов.- М., 1982, 94 с.

22. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. Университетов.- М: 1972 г., 288 с.

23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практ. руководство для отчаявшихся родителей. – М.: 1991, 224с.

24. Кле М. Психология подростка. Психосекс. Развитие.-.М.:1991, 224с.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1982, 255с.

26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: 1979, 175с.

27. Л. Первин, О.Джон. Психология личности. Теория исследования. – М.: 2000, 607с.

28. Край Г. Психология развития.-.СПб.:2000, 992с.

29. Гамезо М.В. Атлас по психологии.- М.: 1985

30. Кузин В.С. Психология. – М.: 1999, 992с.

31. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: 1984, 592с.

32. Маклаков А Г Общая психология. -СПб.:2002, 592с

33. Немов Р.С. Психология.- М.: 1999, кн. 1, 688с.

34. Общая психодиагностика.//Под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.:1987, 304с.

35. Психология. Словарь.//Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: 1990, 489с.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук ... проблем самой Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. ...

36. Харитонов С.Я. Социально психологические проблемы в школе.//2000, №4

37. Сухомлинский А.В. О воспитании. -.М.:1985.

38. Трынский К.П. Психическое развитие детей. Воспитание и обучение детей //2000, №10

39. Смит Л. Эффективный тренинг.-.М.: Питер, 2002

40. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Я и другие.- Ярославль.: Академия развития, 2001, 224.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 1989

42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: 1999, 422с

43. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5, 228-242с.

44. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: 2000

45. Уланов В.В. Формирование толерантности в школе, подход, основанный на понимании природы человека.// Директор школы, 2002, №8, 42-51с.