Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
Курсовая работа
По курсу: «Педагогика»
На тему: «Формирование толерантности у подростков»
03100 – педагогика и психология
Выполнила:
Студентка группы ПЗ-331
**********
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, профессор
З.М. Большакова
Челябинск, 2005
Содержание
Введение ___________________________________________________________3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков 7
1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике 7
1.2. Особенности формирования толерантности у подростков 13
1.3.Педагогические условия формирования толерантности у подростков 18
Выводы по первой главе: 28
Глава 2. Опытно- экспериментальное исследование формирования толерантности у подростков 29
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования 29
2.2. Содержание опытно-экспериментального исследования 33
2.3. Анализ опытно-экспериментального исследования. 42
Выводы по второй главе. 47
Заключение 48
Библиография 49
Введение
В 1995 году ООН приняла Декларацию «Принципов терпимости» — основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указанны пути их реализации. В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости).
Как указанно в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, Но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человек.
Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет
... рисунки», «Пиктограмммы» А.Н. Леонтьев); - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией. База исследования: МДОАУ №106 города Орска, ... изначальная, целостная организация первичных элементов - гештальт (структур). Именно законы формирования гештальта определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного ...
«Наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости – воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи… Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления, и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». (Декларация принципов терпимости).
Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, в конечном счете, конвергенции и интеграции мировоззренческих установок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния, независимо от их конфессиональной принадлежности или политической ориентации.
Экономические факторы разъединения, поляризации и противостояния государств и народов, таким образом, сводятся к факторам духовным, нравственным, принципиально поддающимся воспитанию. В этом и состоит суть движения толерантности, даже в столь сложной и, казалось бы, сугубо материальной, экономической сфере, определяющей уровень и образ жизни людей и возможность их взаимопонимания и сотрудничества не на популистско-декларативной основе, а на основе жизненно важных ценностей. Таким образом, тема «формировании толерантности подростков» очень актуальна.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Толерантность (терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.[2, стр. 517]
Подростковый период (отрочество – 13-17 лет) – переход от детства ко взрослости. Происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости. Важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение отношений со взрослыми и на самого себя.
Цель работы — определить и выявить условия формировании толерантности у подростков.
Объект – образовательный процесс.
Предмет — формирование толерантности у подростков.
Гипотеза – формирование толерантности у подростков возможно при наличии педагогических условий.
Задачи:
1. изучить состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике.
2. определить терминологическое поле проблемы исследования.
3. определить особенности формирования толерантности у подростков.
4. определить педагогические условия формирования толерантности у подростков.
5. определить и выявить в экспериментальном режиме условия формирования толерантности у подростков.
Воспитание толерантности подростков
... толерантности у подростков. Объект исследования: Процесс воспитания подростков. Предмет исследования: Методы и приемы воспитания толерантности подростков Задачи исследования: 1) Изучить современные подходы к воспитанию толерантности подростков в психолого-педагогической литературе. 2) Определить особенности воспитания толерантности ... из основных условий формирования толерантности у личности является ...
6. проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.
7. разработать учебно-методические рекомендации по формированию толерантности у подростков.
Методология: рассматривают толерантность как принятие других такими, какие они есть и готовность взаимодействовать с ними: Л.М. Дробижева, М.Вубер, М.Бахтин, В.А. Лекторский «О толерантности, плюрализме и критицизме», Ю.А. Шадже, Н.Н. Моисеев «Судьба цивилизации. Путь разума», А.Г. Асмолов «Психология личности», В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия», Р.И. Грановская, А.И. Крупнов, Е.С. Филатова «Соционика для всех», Л. Хьялл, Д. Зиглер «Теория личности».
Методы: эксперимент, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, метод поперечных срезов (трансверсиональный), методы обработки данных, интерпретационные методы (структурные).
Методики:
1. тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко [11, с.71-75]
2. диагностика психических состояний: опросник «Самооценка психических состояний»
3. Программа тренинга толерантности С.Д. Щеколдиной
База исследования: Челябинская область, г. Копейск, поселок Потанино, ул. Театральная, 14, шк. №24, 9-е классы.
Этапы:
1. Констатирующий (декабрь, 2004-).
Изучение состояния проблемы, анализ литературы по проблеме формирования толерантности у подростков, анализ особенностей. В результате исследования были определены: предмет, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат.
2. Формирующий (февраль 2005-апрель 2005).
Экспериментальная проверка разработанных теоретических положений. Внедрение полученных результатов в практику.
3. Обобщающий (апрель 2005).
Анализ результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах. Систематизация и обработка материалов, литературное оформление курсовой работы.
Таким образом, во введении мы раскрыли понятие о терпимости, которое описано в основополагающем документе – декларация принципов терпимости. Определили цель работы, объект, предмет, гипотезу, задачи, методологию методики и этапы.
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение формирования толерантности у подростков
1.1. Состояние проблемы формирования толерантности у подростков в педагогической теории и практике
Толерантность, терпимость- умение терпеть (выдерживать, выносить) принимать, примерять, быть снисходительным. [11, стр. 15]. Толерантность означает что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим [11, стр. 12].
Г. Оллпорт отмечает, что толерантные люди лучше знаю самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому мене удовлетворены собой. Толерантная личность больше ориентированна на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях, проблемных ситуациях. Толерантные люди склонны винить, стремясь к личной независимости.
Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...
... разработка проблемы межличностного восприятия тесно связана с проблемами общения, деятельности, личности, сознания, самосознания и др. Истоки же изучения межличностного восприятия коренятся в когнитивной психологии и переплетаются с исследованиями в ...
Американские исследователи К. Ситарам и Р. Когделл в результате многолетнего опыта приводят практические рекомендации участникам межкультурного общения с целью формирования толерантности в межкультурной коммуникации:
1. не судить о ценностях, убеждениях, отталкиваясь от собственных ценностей.
2. всегда поминть о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей…[11, стр.27].
Приходится признать, что проблемам воспитания, толерантности все еще уделяется явно не достаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: философия образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении как правило сводятся к провозглашению локальных образовательных концепций (типа концепции «Школы диалога культур»), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий.
В связи с этим возникает вопрос: «Может ли сфера образования способствовать массовому осознанию неизбежности, безальтернативности движения человечества к единству, к спасительной толерантности в человеческих отношениях?» …………….
Заключение
Учитывая, что периодом интенсивной этносоциализации личности, при котором еще не сформированы отрицательные отношения к представителям других этносов, является подростковый возраст, особую опасность представляет насилие по отношению к ребенку, который не только не в состоянии полноценно защититься, но часто сам вынужден перенимать насильственные способы общения и взаимодействия. Поэтому культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.
В связи с этим одна из главных задач данного исследования, – выявление гипотезы о том, что формирование толерантности возможно при наличии педагогических условий, — судя по полученным результатам, была достигнута. Для достижения данной задачи был применен психодиагностический метод – тестирование.
Для коррекции мы взяли программу тренинга толерантности. Программа содержит несколько занятий. На каждом занятии организуется работа участников тренинга в парах, тройках, и в микрогруппах по 4-6 человек, в командах по 8-10 человек, предпочтительны разнополые группы. Программа тренинга толерантности направлена на развитие умения управлять своим поведением, эмоциями, общения и включает когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий компоненты. Цель программы – формирование толерантной культуры личности. [11]
В экспериментальном исследовании были сформированы результаты, была подтверждена гипотеза, что говорят об успешной работе, результаты работы достигнуты.
Библиография
1. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования.// Педагогика.-.№7.-2002
2. Психологический словарь./ Авт. Сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова под общей ред. Ю. Л. Неймера.-. Ростов-на- Дону.-.Феникс, 2003, 640с.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.// Учебное пособие
Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы
... взаимоотношений [2, 15, 10] Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования формирования этнической толерантности подростков в образовательной среде школы; эмпирические: метод эксперимента, в котором использовались ...
4. Немов Р. С. Психология.// Учеб для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн, 3-е изд.- М., Гуманит. Изд., центр Владос.-.1999, Кн. 3, Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- 640 с.
5. Т.Т. Калужная, Л. А. Конашенко, Ю.И. Потапова.-Формирование толерантности //Специалист, 2004, №7
6. П.Степанов. Толерантный человек, как его воспитать. Народное образование, 2001
7. Ильин Е.П. Психология Воли.-.СПб, издательство «Питер», 2000. – 288 с.
8. М.Орлова. Формирование толерантности. Дошкольное воспитание//.-.2003, №11
9. Декларация принципов толерантности. Бетти Э.Риздон. Толерантность дорога к миру — М, 2001
10. Г.Г.Абдулкаримов. Этнические стереотипы школьников, проблема формирования толерантного сознания .//Образование в современной школе.-.№4
11. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности.-.М: «Ось – 89», 2004
12. Никольский А.В. Преподавание истории обществознания в школе. -.2002, №7
13. Хасан Б.И.Путь к гармонии: быть терпимым, проблемы воспитания толерантности.//Семья и школа, 2001, №12
14. Яковенко А. Свобода слова в России и Европе. Международная жизнь.-.2001, №5
15. Романенко Л.М. Лики Российской толерантности. Размышления участницы симпозиума о симпозиуме. Публичная сфера и культура толерантности. Общие проблемы и российская специфика.- Москва, 2002, «Полис»// Политические исследования, №6
16. Петров В.Н. Этнические мигранты, полиэтническая принимающая среда, проблемы толерантности.// Социс: Социологические исследования.- 2003, №9
17. Галкин А.А. Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации.// Социс: Социологические исследования.-.2003, №9
18. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции. //Социс: Социологические исследования.-.2003, №8
19. Социальная педагогика. Курс лекций, учебное пособие для студентов высш. Учеб. Зав., под общей редакцией М.А. Галагузовой.- Гуманит. Изд. центр «Владос».-. 2001, 416с
20. С.А.Беличева. Этот опасный возраст.// Народный университет. Пед. Факультет- №1, 1982 г, 94с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество. Учебник для студентов вузов.- М., 1982, 94 с.
22. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. Университетов.- М: 1972 г., 288 с.
23. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный ребенок. Практ. руководство для отчаявшихся родителей. – М.: 1991, 224с.
24. Кле М. Психология подростка. Психосекс. Развитие.-.М.:1991, 224с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М. 1982, 255с.
26. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: 1979, 175с.
27. Л. Первин, О.Джон. Психология личности. Теория исследования. – М.: 2000, 607с.
28. Край Г. Психология развития.-.СПб.:2000, 992с.
29. Гамезо М.В. Атлас по психологии.- М.: 1985
30. Кузин В.С. Психология. – М.: 1999, 992с.
31. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М.: 1984, 592с.
32. Маклаков А Г Общая психология. -СПб.:2002, 592с
33. Немов Р.С. Психология.- М.: 1999, кн. 1, 688с.
34. Общая психодиагностика.//Под редакцией А.А.Бодалева, В.В.Столина.- М.:1987, 304с.
35. Психология. Словарь.//Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: 1990, 489с.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... расчётам и экспериментам — работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук ... проблем самой Пс. Вывод: кризис привел к краху(крушен.) сложивш. Основных направлений психологии.В следствии появились новые направления Пс:Геншталь Пс., психоонализ. 3.Место психологии в системе наук. Основные категории психологии. ...
36. Харитонов С.Я. Социально психологические проблемы в школе.//2000, №4
37. Сухомлинский А.В. О воспитании. -.М.:1985.
38. Трынский К.П. Психическое развитие детей. Воспитание и обучение детей //2000, №10
39. Смит Л. Эффективный тренинг.-.М.: Питер, 2002
40. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Я и другие.- Ярославль.: Академия развития, 2001, 224.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.: 1989
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.: 1999, 422с
43. Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Толерантность в ценностной системе трансформирующейся России //Социально-гуманитарные знания, 2003, №5, 228-242с.
44. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.- М.: 2000
45. Уланов В.В. Формирование толерантности в школе, подход, основанный на понимании природы человека.// Директор школы, 2002, №8, 42-51с.