Уровни общения 2

Уровни общения

Слушатели всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия в восприятии информации и собеседника, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они вы­ходят на несколько уровней общения.

Выделяют три уровня общения:

1. Макроуровень выражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровень предполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровень несет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

По другой классификации выделяют следующие уровни обще­ния (А. Б. Добрович):

1. Конвенциальный. Характеризуется проявлением интереса к лич­ности партнера, открытостью, готовностью встать на его место. Этот уровень требует высокой культуры общения. Он наиболее оп­тимален для решения межличностных проблем.

2. Примитивный.

Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как предмет, нужный или ненужный в общении.

Если нужный, то хороши все средства для овладения им, если мешающий, то его можно оттолкнуть.

Если нам необходимо получить, например, от родителей, мужа норко-иую шубу, то мы стараемся быть ласковыми, заботливыми, угод­ливыми, но как только шуба получена, все возвращается на кру­ги своя.

3. Манипулятивный. Субъект, выбирающий этот уровень, высту­пает в роли игрока, которому непременно надо выиграть, ведь этот ныигрыш сулит в любом случае выгоду, как материальную, так и психологическую.

Манипулятор в любой ситуации общения ставит себя выше других, считает себя лучше, умнее всех.

Примером слу­жит эпизод из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором нерадивый студент, придя на экзамен с ро­зой в петлице, заявляет профессору, что для него экзамен всегда праздник, а сам передает сигнал другу: «Профессор… лопух…»

4. Стандартизированный, или контакт масок.

Общение проис­ходит на основе некоторых стандартов и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера.

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

... выявляет использование стратегии поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет использование стратегии принятия ответственности). ... типология. 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему. 2. ...

Интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социаль­ной роли (преподаватель колледжа, пассажир в транспорте), ис­тинное «Я» скрыто под маской.

Маска определенная совокуп­ность нормативных элементов вербального и невербального поведения. Существуют маски вежливости, безучастия, приветливости, рубахи-парня, озабоченности, обиженного на весь мир че­ловека.

Маски могут быть

конвенциальными, т. е. соблюдающими определенные этикетные традиции;

реактивными, т. е. возникаю­щими в ответ на маску партнера; ситуативными, т. е. проявляю­щимися в наборе дежурных фраз, характерных для общения в дан­ной ситуации. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. В одних случаях маска просто необходима, что­бы избежать конфликта или психологически защитить личность, а и других — мешает, так как по своей природе человек стремится к тесным межличностным отношениям, к самовыражению, а мас­ки не позволяет этого сделать.

5. Игровой. Этот уровень характеризуется тонкостью содержа­нии и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выра-жпется в отражении друг друга.

6. Духовный. Высший уровень человеческого общения. Партнер К к’ принимается как носитель духовного начала. Духовность реали-1\ччси за счет взаимопроникновения личностей, совместного по-ИОКВ, стремления к единодушию.

Пжоря об уровнях общения, нельзя утверждать, что один из них плох, а другой хорош. Каждый в отдельности и вместе взятые они помогают человеку лучше ориентироваться в ситуации обще­нии и взаимодействовать с партнерами.

1.6. Стили общения

Межличностные отношения между людьми находят свое отра­жение в стилях общения между ними.

Стиль может быть представлен как типичная для человека си­стема воздействия или взаимодействия с другими людьми.

Он вы­ражает уровень отношений между ними.

По признаку характера отношений между людь­ми выделяют три традиционных стиля: авторитарный (администра­тивный, волевой, директивный), демократический (коллегиальный, товарищеский), либеральный (свободный, нейтральный, номиналь­ный).

Авторитарный стиль основывается на превосходстве одного из партнеров по общению.

Для него характерны деловые краткие рас­поряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, субъективная похвала или порицание.

Позиция по отношению к партнеру «вы­ше, над, вне». Человек, использующий этот стиль общения, как правило, старается доминировать, отстаивая действительные или предполагаемые права. Сильной стороной авторитарного стиля яв­ляется возможность быстрого принятия решений по стабилизации общения, например конфликтной ситуации. Недостатки заключа­ются в следующем: возникновение недовольства партнера по об­щению ограничением его свободы и самостоятельности; риск при­нятия ошибочных решений с тяжелыми последствиями для обеих сторон.

8 стр., 3941 слов

НЛП репрезентативные системы и общение людей

... через наши убеждения, интересы и предпочтения. Некоторые люди могут пользоваться своими органами чувств лучше, чем ... представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом ... причины возникновения подобных проблем и пути их решения. И мне в своей работе остается только ... что каждый вносит свою уникальную индивидуальность и стиль в то, что он делает, и это ...

Демократический стиль предполагает предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановки целей, оцен­ки работы; уважительное отношение и заботу о потребностях парт­неров по общению.

Этому стилю присуща ориентация на цель, гармонично сочетаемая с приемами взаимодействия участников об­щения.

Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, ар­гументации, учитывается стремление партнеров к самовыражению, создание психологического комфорта. Коллегиальность достигает­ся уровнем взаимодействия «взрослый—взрослый», основу которо­го составляют доверие и взаимопонимание.

Этот стиль эффективен при решении задач инициативной, творческой деятельности, не имеющей ярко выраженных стереотипов, в нем задействованы практически все каналы коммуникации. ■

Недостатки демократического стиля выражаются в том, что он не пригоден для экстремальных ситуаций, есть риск замедления принятия решения и согласованности действий партнеров по об­щению, что может привести к безответственности.

Либеральный стиль отличает стремление уклониться от приня­тия решений, переложить эту задачу на партнера, практически пол­ная безучастность к результатам деятельности (переговорам, бесе­де).

Человек относится к людям уважительно, доброжелательно, старается помочь в решении проблем, но практически не спосо­бен этого сделать.

Стороны общения

Структуру общения составляют три стороны общения: перцеп­тивная, коммуникативная, интерактивная.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Результативность коммуникации во многом зависит от того, на­сколько участники общения умеют точно воспринимать друг друга.

Восприятие представляет собой отражение образа одного чело-иски в сознании другого, т. е. в определенной степени создание |>Ч);|за-портрета воспринимаемой личности.

Мы начинаем строить общение с другим человеком чаще всего на основе впечатления, произведенного им на нас.

Оно выстраивается благодаря той информации, которая приходит к нам по киналам восприятия:

визуальному (зрение), аудиальному (слух) и кинестетическому (чувства).

Мы обращаем внимание на элементы физического облика человека, его внешность, выразительность дви­жений и поведение, а затем пытаемся расшифровать их значения. Процесс восприятия в ситуации общения протекает довольно быс-фо, поэтому нам приходится опираться на автоматически функ­ционирующий подтекст поведения людей. На представление об об-рдн’ человека влияют ракурс, в котором воспринимающий видит пир)пера, установка, из-за которой человек воспринимается пози-тивно или негативно. Косметика, одежда, обувь могут информи­ровать о возрасте, деятельности, вкусе человека, а выразительность движений указывает на особенности личности, ее намерения.

4 стр., 1586 слов

общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические ...

... жизнь и развитие невозможно без общения. Данная работа характеризует, общение как социально-психологический феномен, а так же изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми. ... анализа роли социальной среды при характеристике психологическом анализе общения, где «Социальность» рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людьми. Жичкина Анастасия. Взаимосвязь ...

Восприятие одного человека другим носит субъективный отте­нок, поэтому довольно часто допускаются ошибки восприятия:

1. Элементы внешности связываются с конкретной чертой ха­рактера человека.

2. Человеку приписываются определенные качества в зависи­мости от эстетической привлекательности его внешности.

3. Партнер отождествляется с другим человеком, внешне похо­жим на него.

4. Партнеру присваиваются качества того социального типа, к которому он может быть отнесен на основе внешних данных.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене ин­формацией, ее понимании. Каждый человек передает своему парт­неру по общению определенное сообщение и, в свою очередь, вос­принимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планировать даль­нейшую деятельность. Обмен информацией играет особую роль в системе человеческого общения.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обо­значающий характеристику тех компонентов коммуникации, кото­рые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной орга­низацией их совместной деятельности.

Взаимодействие рассматривается как процесс непосредственно­го или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, по­рождающий их взаимообусловленную связь.

Взаимное влияние может быть определенным образом класси­фицировано, что позволяет оценить процесс общения с точки зре­ния эффективности взаимодействия. Рассматривают шесть типов взаимовлияния:

1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению ста­новятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на друга.

2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, дей­ствия партнеров затрудняют достижение результатов общения.

3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров.

4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно создаются помехи.

5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает дейст­вия другого.

6. Независимость: поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.

Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, определенным образом* отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих одна на другую. Для того чтобы возникла некая связь между людьми по по­воду совместной деятельности, необходимо адекватное отражение общающимися субъектами друг друга. Оно строится на определен­ном представлении о человеке, возникающем в процессе воспри­ятия партнерами друг друга.

6 стр., 2936 слов

Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...

... и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности взаимодействия руководителя с подчиненными ... Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, ...

На основе восприятия человек формирует отношение к парт­неру по общению. Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно про­являющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров н ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе ус­тановок, ориентации, ожиданий, стереотипов, эмоциональных от­кликов, которые один субъект вызывает в другом. Отношение ха­рактеризуется содержанием, степенью выраженности, широтой, систематичностью, избирательностью, устойчивостью, уровнем раз­вития. Способом или формой его выражения является обращение, т. с. непосредственное общение человека с человеком, в ходе ко­торого отношения проявляются с различной активностью, поло­жительным или отрицательным оттенком: сотрудничество, взаимо­помощь, сопереживание в ходе совместной деятельности или, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь.

В процессе деятельности люди вступают в бесчисленное мно­жество взаимодействий. Наиболее распространенным является де-МНИе возможных видов взаимодействия на два противоположных гиккг. кооперацию и конкуренцию.

Кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников общения в ходе организации совмест­ной деятельности. Выделяются две стороны взаимодействия: раз­деление процесса единой деятельности между партнерами и изме­нение участия каждого в соответствии с ее целями, предметом и мотивом, поэтому своеобразными показателями кооперации явля­ются степень включенности людей в совместную деятельность и нк над участников взаимодействия в нее. При кооперативном взаи­модействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятель­ности на основе взаимопонимания. Без него нет ни успешной сов­местной работы, ни нормального общения. Взаимопонимание за­висит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной I имооценки и оценки окружающих, саморегуляции психических Процессов и самоорганизации деятельности.