Уголовное право
Курсовая работа
Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
Содержание
Введение
1. Уклонение от прохождения военной службы, состав преступления
. Социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности военной службы
. Уклонение от альтернативной гражданской службы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
«Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» — это одна из самых важных и актуальных тем в настоящее время.
Согласно части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Часть 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Проведение военной реформы и процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации требует дальнейшего развития и совершенствования законодательства, обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, соблюдения прав граждан на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Успешная реализация мероприятий и достижение целей военной реформы зависит от ряда задач, среди которых выделяются: качественное совершенствование организационно-штатной структуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечение их боевой и мобилизованной готовности, гарантирующей военную безопасность страны, приведение штатной численности военнослужащих к уровню, адекватному существующим и потенциальным военным угрозам, с учетом экономических возможностей государства, создание эффективной системы гарантий военнослужащим и гражданам, реализующим свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу.
Чтобы отвечать своему назначению, правовые нормы по вопросам реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой должны быть научно обоснованными, правильно отражать реальные процессы, истинные причины соответствующих явлений, точно учитывать потребности Вооруженных сил, личные интересы и убеждения граждан Российской Федерации, а также возможности государства.
Отношение молодёжи к службе в армии
... находящихся на службе государства (сухопутные войска, военно-воздушные войска противовоздушной обороны "военно-морские силы, а также силы боевого, специального, тылового обеспечения и формирование гражданской обороны). Ученые, ... институт 3. Определить престиж российской армии среди молодежи 4. Провести собственное исследование на тему «Отношения тульской молодежи к службе в армии» Глава 1. ...
Субъективизм, игнорирование объективной действительности особенно нетерпимы в работе с гражданами, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, так как ошибки могут повлечь за собой тяжкие последствия.
Исходя из этого данная тема курсовой работы приобретает особую актуальность. Дважды в год органы прокуратуры проводят проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военной службе, и каждый раз сталкиваются с одними и теми же причинами, не позволяющими надлежащим образом исполнять закон.
Также необходимо остановиться на проблеме, связанной с привлечением граждан к уголовной ответственности за уклонение от военной службы. Это -недостаточно четкое определение признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК РФ. Статья 328 УК РФ озаглавлена «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы». Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, которую граждане РФ проходят по призыву или добровольно (по контракту).
Объект этого преступления — установленный в государстве порядок управления в сфере исполнения воинской обязанности в форме военной службе.
Часть 1 ст. 328 предусматривает ответственность за «уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы».
Под призывом на военную службу понимается ряд подготовительных мероприятий организационного характера, направленных на пополнение вооруженных сил путем отбора граждан и направления их для прохождения федеральной государственной службы.
Прокурорская и следственная практика свидетельствует, что умысел у подавляющегося большинства нарушителей закона направлен не на уклонение от мероприятий, связанных с призывом. Все они стремятся уклониться от военной службы, выбирая для этого самые разные способы, один из которых неявка на призывные мероприятия.
Поэтому актуальность уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы заключается в том, что в обществе назрели потребности в анализе современных причин, мотивов, целей уклонения от прохождения службы, изучении ее социальной сущности и мотивов, влияющих на нее.
Актуальность темы определила и цель данной курсовой работы.
Цель работы является рассмотрение уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
Для изучения цели необходимо решить ряд важных задач:
.Изучить учебную и научную литературу по данной проблеме.
.На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания об уголовной характеристике уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
Психологические особенности обеспечения адаптации к новым условиям ...
... уклонение. Положение усугубляется и социально несправедливым принципом комплектования, согласно которому значительная часть молодежи имеет законодательную возможность получить отсрочку или вообще уклониться от прохождения службы. ... военнослужащих к воинской службе выступает объектом изучения многих наук: философии, военной социологии, военной педагогики, военной медицины, военной психологии и других. ...
.Рассмотреть сущность и специфику видов уклонения от прохождения военной и альтернативной службы.
.Систематизировать и обобщить полученную информацию.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
1 Уклонение от прохождения военной службы — состав преступления
В последнее время престиж военной службы значительно снизился из-за недостаточного внимания со стороны государства к проблемам социальной защищенности военнослужащих, а также низкого уровня их денежного содержания, постоянного участия Вооруженных сил в военных конфликтах. Многие военнослужащие не имеют жилья, уровень заработной платы менеджера среднего звена в коммерческой структуре в несколько раз превышает размер денежного содержания младших офицеров. Результатом стала значительная неукомплектованность Вооруженных Сил данной категории военнослужащих, а это в свою очередь приводит к неуставным взаимоотношениям между ними.
Порядок прохождения военной службы в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации содержит строгую регламентацию. Военнослужащие обязаны нести службу в течении установленного законом срока и находится в распоряжении части, гарнизона или иного места службы. Данный порядок основан на Законе о всеобщей воинской обязанности граждан Российской Федерации, Общевоинских Уставах Вооруженных Сил Российской Федерации и приказах Министерства обороны РФ. Порядок является непосредственным объектом преступлений, состоящих в уклонении от прохождения военной службы.
К этим преступлениям относятся:
.Самовольное оставление части или места службы (ч. 2 ст. 337 УК РФ).
.Дезертирство (ст. 338 УК РФ).
3.Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ).
Объективная сторона самовольного оставления части или места службы изложена в ч. 1 ст. 337 УК РФ (Приложение А), где сказано: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву…». Таким образом можно сказать, что самовольное оставление части или места службы означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира или начальника. Воинская часть, которую незаконно оставляет военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или других помещениях, находиться в походах или лагерях. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы. Неявка в срок на военную службу имеет место в случаях, когда военнослужащий при увольнении из части, при назначении, переводе, возвращении из командировки, отпуска или лечебного учреждения не является в установленный срок в часть без уважительных причин. Уважительными причинами неявки военнослужащего на военную службу можно считать — болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие препятствующее своевременной явке в часть или к месту службы.
Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы
... биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации ... военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы. Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как только приспособление, ...
Состав данного преступления носит формальный характер. Преступление считается оконченным, если виновный незаконно находился вне части или места службы, и не явился в часть в срок свыше двух суток, но не более десяти суток.
Субъективная сторона оставления части или места службы характеризуется прямым умыслом. Таким образом, неявка в срок на службу может быть совершена как умышленно, так и неосторожно.
Субъект преступления — военнослужащий, проходящий военную службу по призыву. Данный вид преступления квалифицирован в ч. 2 ст. 337 УК РФ.
Часть 3 ст. 337 УК РФ предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы, неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту.
Часть 4 ст. 337 устанавливает ответственность за «деяния, предусмотренные частью третей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца», соответственно усилив за это наказание. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу во всех случаях исключает цель уклонения от прохождения военной службы и тем самым отличается от дезертирства.
Также статья 337 УК РФ имеет примечание, согласно которому военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части или места службы явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть: внезапное тяжелое заболевание родителей или других близких военнослужащему лиц, требующее от него срочно прибыть к месту нахождения больного; оказание незамедлительной помощи близким родственникам, пострадавшим от стихийного бедствия, пожара и т.п.
Влияние психологических особенностей женщин на адаптацию к условиям ...
... настоящей статье рассмотрим отдельные вопросы прохождения военной службы военнослужащими женского пола. Порядок поступления на военную службу определяется нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон) и Положения о ...
В большинстве случаев причиной дезертирства являются неуставные взаимоотношения. Они становятся возможными из-за отсутствия надлежащего контроля над соблюдением воинской дисциплины со стороны воинских командиров и начальников, перекидывания контроля над соблюдением воинской дисциплины на старшин и сержантов, проходящих службу по призыву.
Дезертирство — это преступление, которое определяется в законе как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка с той же целью на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Объективная сторона дезертирства выражается в самовольном оставлении воинской части или места службы военнослужащим либо в неявке его в часть из отпуска, командировки или лечебного заведения. Дезертирство является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента выбытия военнослужащего из части или оставления места службы, либо с момента невозвращения в установленный срок из отпуска, командировки или лечебного заведения. Преступное состояние дезертира продолжается до тех пор, пока на нем лежит обязанность несения военной службы которая возложена на него Конституцией Российской Федерации (ст. 59) и Законом РФ «О воинской обязанности», в соответствии с которым на действительную военную службу подлежат призыву граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. По достижении 27-летнего возраста они освобождаются от призыва. Поэтому дезертирство как преступление фактически прекращается с момента отпадения у лица обязанности нести военную службу. Другими основаниями прекращения преступного состояния дезертира являются явка с повинной или задержание его органами власти.
Субъективная сторона дезертирства характеризуется только прямым умыслом и специальной целью — уклониться от военной службы.
Субъектами преступления являются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
Уголовный кодекс РФ в ст. 338 дает правовое понятие дезертирства и устанавливает следующую ответственность за совершение данного преступления:
дезертирство наказывается лишением свободы на срок до семи лет;
дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно совершенное группой граждан по предварительному сговору или организованной группой наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Военнослужащий, впервые совершивший дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 Уголовного кодекса РФ (Приложение Б), может быть освобожден от уголовной ответственности, если это явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Существуют разнообразные ситуации, которые могут быть признаны стечением тяжелых жизненных обстоятельств. Это, например, постоянные издевательства, унижение человеческого достоинства, допускаемые со стороны старослужащих. К таким обстоятельствам может быть отнесена и ситуация, когда у военнослужащего тяжело заболел кто-то из близких родственников, а командование воинской части отказало в предоставлении ему отпуска. Но не следует забывать, что оценку данных фактов производят работники органов военной прокуратуры, и если в ходе проверки будет установлено, что указанные военнослужащим обстоятельства не могли стать причиной дезертирства, он привлекается к уголовной ответственности.
Особенности применения полиграфа в государственной службе
... являются общественные отношения, возникающие на основе использования полиграфа в государственной службе. Предмет дипломного исследования. Предмет исследования составили правовые и организационные аспекты ... с помощью полиграфа. I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИГРАФА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ 1.1 Организационно-правовые аспекты использования полиграфа в практике деятельности государственных ...
Для того чтобы избежать уголовной ответственности за дезертирство, военнослужащему необходимо обратиться в органы военной прокуратуры в той местности, где он находиться, и представить доказательства наступления тяжелых жизненных обстоятельств. К таким доказательствам относятся различного рода справки, подтверждающие получение телесных повреждений, справки о болезни родственников и т.д. Кроме того, необходимо назвать людей, которые это могут подтвердить.
В ходе следственных действий работники военной прокуратуры обязаны проверить факты, изложенные военнослужащим, допросить всех лиц, которые могут подтвердить или опровергнуть обстоятельства, указанные им в качестве причины совершения дезертирства.
Также необходимо отметить и то, что военнослужащий, совершивший преступление, не обязан доказывать свою невиновность. Его вину должны доказать работники военной прокуратуры.
В отношении любого гражданина действует принцип презумпции невиновности до момента вынесения приговора суда. Статья 51 Конституции РФ предусматривает, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников.
За уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения или подлога документов, или иного обмана законом предусмотрена ответственность по ст. 339 УК РФ (Приложение В).
Объективная сторона преступления заключается в уклонении от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни либо иным способом. В основе уклонения от военной службы лежит обман. При симуляции болезни военнослужащий создает ложное представление у командира и других компетентных лиц о наличии у него заболевания, которое препятствует ему временно или постоянно нести обязанности военной службы, либо умышленно преувеличивает в тех же целях симптомы имеющегося у него недуга.
Иногда военнослужащий самолично либо с помощью другого лица повреждает себе те или иные органы, конечности, ткани, из-за того чтобы его признали непригодным к несению военной службы. Кроме этого некоторые уклоняются от военной службы посредством подлога документов т.е. военнослужащий представляет командованию подделанный самолично или по его просьбе другим лицом документ (например: о возрасте, о тяжелом заболевании кого то из родственников и т.п.) и на основании этого документа он получает временное или постоянное освобождение от несения обязанностей военной службы.
Выбор виновным того или иного способа обмана в целях уклонения от несения военной службы зависит от того, намерен ли он временно уклоняться от исполнения обязанностей военной службы (ч. 1 ст. 339 УК РФ) или ставит своей целью полное освобождение от этой обязанности (ч. 2 ст. 339 УК).
· Устранение социально-психологических причин конфликтов
... грамотная оценка результатов деятельности других работников. · Устранение социально-психологических причин конфликтов. · Блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер тогда, ... ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в ...
Имея намерение освободится от исполнения обязанностей военной службы на короткое время (ч. 1 ст. 339 УК РФ), военнослужащий обычно прибегает к подлогу документов или иному обману, а в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2 ст. 339 УК РФ) — к симуляции болезни или членовредительству.
Можно сделать вывод, что одним из способов уклонения от воинской службы может быть членовредительство, другие способы могут выражаться в симуляции или аггравации болезни, подлоге медицинских документов, которые свидетельствуют о негодности к воинской службе. Во всех перечисленных случаях проводится экспертиза состояния здоровья. Наиболее сложной и ответственной является судебно-медицинская экспертиза при подозрении на симуляцию и аггравацию заболеваний. Наибольшее судебно-медицинское значение имеет симуляция заболеваний. На практике возможна симуляция различных болезней, в основном характеризующихся субъективными симптомами и трудно поддающихся объективной диагностике, а также отдельных симптомов того или иного заболевания.
От симуляции также необходимо отличать аггравацию, т.е. преувеличение тяжести действительно имеющегося какого — то легкого заболевания или преуменьшение результатов лечения.
Также не следует путать симуляцию с искусственно вызванными заболеваниями и болезненными состояниями, а также с членовредительством.
Членовредительство — это причинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы. Оно может осуществляться путем нанесения себе механических повреждений ( острыми и тупыми предметами, огнестрельным оружием, посредством вызванных болезных состояний или утяжеления уже имеющегося расстройства здоровья.
Симуляция психических расстройств — это воспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психической болезни, отсутствующих в действительности. Истинная симуляция всегда носит умышленный и целенаправленный характер. Появления симуляции разнообразны и их определяет большое число факторов: осведомленность в области психиатрических знаний, наблюдение за поведение и высказываниями окружающих психически больных людей, отдельные реплики медицинского персонала, бытующие в обществе представления о симптомах психических заболеваний и т.п. При проявлении истинной симуляции накладывает определенный отпечаток личность, ее характерологические свойства, уровень интеллектуального развития и жизненный опыт.
Обычно в практике симулируют те продуктивные психопатологические симптомы, которые не требуют больших психических усилий и вместе с тем могут легко повторяться: вялость, однообразное поведение, отказ от еды, недоступность, мутизм, отдельные галлюцинаторные нарушения, бредовые идеи. Иногда симулируют симптомы, требующие большого физического и психического напряжения, речедвигательное возбуждение, ступорозные состояния, выраженные аффективные нарушения, расстройства мышления. Среди симулируемых негативных симптомов чаще всего наблюдаются жалобы на расстройство памяти, высказывания, характерные для эмоционального оскуднения, снижение энергетического потенциала. Изначально симуляция психических расстройств отличается выразительностью, изменчивостью проявлений, которые в дальнейшем бледнеют и становятся все более однообразными. При истинной симуляции возможны одновременно симуляция анамнеза и симуляция психического состояния.
Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...
... лицу, приговоренному к исправительным работам, ограничению по военной службе, ограничению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части ... до 2020 года предусматривает дальнейшее развитие наказаний, альтернативных лишению свободы. В этой связи предполагается придание ... гражданского общества. Наиболее остро сегодня стоит вопрос социально-психологической и воспитательной работы с несовершеннолетними ...
Если решение не принято, виновный изобличен до принятия этого решения, его действия квалифицируются как покушение на преступление.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью временно или постоянно уклониться от исполнения всех или некоторых обязанностей военной службы.
Субъект преступления — военнослужащий рядового состава, а также военнообязанный, призванный на военные сборы.
Таким образом, все эти преступления объединяет то, что сущностью преступного бездействия является уклонение от призыва на военную службу. Гражданин различными способами не принимает участие в призыве, он бездействует по отношению к призыву на военную службу, в то время как Закон требует от него конкретных действий. В Законе прямо указаны конкретные действия, которые обязан выполнить гражданин при призыве на военную службу. Если гражданин уклоняется от выполнения этих действий, то он совершает преступление.
2. Социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанности военной службы
Социально-экономические причины уклонения от исполнения обязанностей военной службы следует рассматривать в двух плоскостях: в обществе и в армии. Однако определяющие и главные причины преступности и, в частности, связанной с уклонениями от исполнения обязанности военной службы, кроются в самих Вооруженных Силах. Это связано с тем, что:
. Вооруженные силы хотя и не изолированный социальный организм, но, вместе с тем, относительно самостоятельный, с присущими только ему особенностями взаимодействия людей между собой и с обществом.
. Причины преступности в стране, воздействуя на преступность военнослужащих, неизбежно изменяются в условиях армейской действительности, но «внешние» причины могут спровоцировать уход из «армейской действительности».
. Внутри воинских коллективов действуют специфические криминогенные и антикриминогенные факторы, которые отсутствуют в обществе и они детерминируют уклонения от обязанности военной службы.
Таким образом, причины преступности военнослужащих тесным образом связаны с причинами преступности в стране и не могут рассматриваться в отрыве от них. В то же время Вооруженные Силы настолько своеобразный социальный институт, что некоторые причины, во-первых, гипертрофированно влияют именно на преступность военнослужащих, а, во-вторых, имеют место исключительно в среде военнослужащих.
Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков
... стоит задача широкого внедрения в практику различных новых превентивных служб - психологических консультаций, социально-педагогических центров, телефонов доверия, социальных приютов, реабилитационных центров, ... районе действуют до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и остро нуждающихся в научном обеспечении своей деятельности. ...
Когда речь идет о причинах уклонений от исполнения обязанности военной службы, нельзя исключать как «внешних» так и «внутренних» факторов данных преступлений, поэтому следует, говорить о причинах и условиях, как цельной ипостаси, являющейся криминально значимой и имеющей негативные последствия. Как известно, несмотря на определенные ограничения, существующие в российском законодательстве, армия не может быть полностью изолированной от политики. Поэтому и совершаемые в армии преступления, в том числе и уклонения от исполнения обязанности военной службы детерминированы многими политико-правовыми причинами.
Изучение мнений, наиболее близких к исследуемой проблеме политиков, военных социологов, психологов и представителей других областей знаний подтверждает данный вывод. В.В. Лунеев определяет, что объективных причин, способствующих уклонениям от службы, множество: разрушение мощного военно-политического блока (Варшавского Договора), где бывшая страна занимала доминирующие позиции, и вытекающее отсюда чувство национального унижения; тлеющий конфликт в Чечне, ежегодно пожирающий массу трудоспособной молодёжи; демографический кризис и ухудшающееся здоровье нации; разрушение, под улюлюканье либеральной прессы, системы работы с призывным контингентом; повсеместное и постоянное невыполнение правительством страны своих обязательств перед солдатами и офицерами; резкий идеологический крен, в результате чего спрос за невыполнение конституционных обязанностей стал, чуть ли не антиобщественным делом — из-за превознесения прав и свобод; экзальтированный поиск чёрных страниц в нашей военной истории и сегодняшних буднях армии; упадок ВПК, технической оснащённости и снабжения войск, в результате чего служба в российской армии стала расцениваться общественным мнением как непривлекательная обуза либо повинность, чего призывникам следует избегать.
Особенностью причин и условий, связанных с противоречиями в области национальных отношений в армии, до недавнего времени являлось расслоение военнослужащих по национальным, территориальным признакам, образование устойчивых землячеств, национальных группировок, добивающихся лидерства за счет различных форм криминального воздействия. Происходило это из-за насильственного смешения укладов жизни военнослужащих, языков, культур, привычек, особенностей народов. Если рассматривать правонарушения в сфере межличностных отношений в армии, то по исследованиям военных психологов землячество не подменяло дедовщину. Защита земляка старослужащим имела свои пределы — социальную градацию и негативные армейские традиции не позволено было ломать никому.
В литературе методология научного исследования социально-экономических детерминант преступности, как процесса дезорганизации общества базируется на следующих основных принципах:
. Преступность рассматривается как социальное явление. Социальная природа преступности проявляется в конкретном содержании элементов, которые в массе своей образуют данный социальный феномен. Этими элементами являются преступления — действия или бездействия конкретных людей, их поступки. Правовые нормы закрепляют социальные интересы общества, его экономические потребности. Преступления направлены против социальных запросов и интересов людей.
. Преступность рассматривается во взаимосвязи с другими явлениями и процессами, происходящими в обществе. Преступность как явление пронизывает все сферы общественных отношений — экономическую, социальную, духовную, причиняя им ощутимый ущерб. Негативная роль преступности в процессе развития общества как системы заключается в уроне, тормозящем развитие общества. Взаимодействие преступности и общества носит иной характер: показатели преступности существенно изменяются в зависимости от изменений, происходящих в условиях социально-экономической жизни людей.
. Весьма существенное значение имеет анализ социальной сущности преступности в ее движении и изменении при изучении прошлого, настоящего и прогнозировании будущего. Известно, что преступность как социальное явление появилась с возникновением государства и права. Но преступность не застывшее статическое явление, а процесс, который развивается в пространстве и времени, т.е. в динамике. Речь идет об изменениях количественных и качественных показателей преступности в целом за определенный период времени.
. Вследствие этого, при анализе общей динамики преступности должна учитываться борьба противоречий как внутри самой системы преступности, так и в контакте с другими социально-экономическими явлениями в обществе. Борьба внутренних и внешних противоречий, их двухстороннее взаимодействие являются источником развития самих общественных явлений, в том числе и трансформации преступности. Отсюда следует, что профилактика преступности, борьба с нею — это не только наказание за совершенные преступления, но и устранение негативных сторон социально-экономической жизни, во многом способствующих этим правонарушениям и преступлениям.
Из этого следует сделать вывод что, сама преступность как социально-экономическое явление неразрывно связана с процессами, происходящими в жизни социума и в армии как общественного института. Чем стабильнее причины и условия, порождающие преступность, тем устойчивее закономерности, присущие ей.
Изучение мнений о социально-экономических причинах уклонений от военной службы показало, что существует достаточно обширный спектр суждений на социально-экономические предпосылки исследуемых преступлений.
Армия, как и все государственные структуры, находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и подразделения в настоящее время вынуждены в определенной степени заниматься обеспечением самих себя. Это приводит к падению воинской дисциплины; увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих; усилению социального расслоения в войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем «своим делом». В результате значительного социально-экономического расслоения общества в войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или колледж.
Таким образом, «чисто» экономический фактор детерминирует преступления против военной службы. Однако бесспорно и влияние социально-экономической составляющей.
Поэтому, одним из основных мотивов уклонений является рост неудовлетворенности социально-бытовыми условиями службы, который оказывает все более негативное влияние на восприятие солдатами своей службы, порождая у них настроения к оставлению своей части.
Из вышеперечисленного можно сделать следующий важный вывод: причины социально-экономического характера, во-первых, остаются одной из серьезных проблем Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации; во-вторых, детерминируют новый виток проблем. Поскольку игнорирование или не умелая нейтрализация перечисленных проблемных факторов приводит к конфликтам в воинских коллективах, порождает слухи и домыслы, сеет недоверие к руководству объединений, соединений и воинских частей, толкает к нарушениям воинской дисциплины, увольнению с военной службы или уклонению от нее.
3. Уклонение от альтернативной гражданской службы
В конце 80-х — начале 90-х годов Россия подписала ряд международных документов, которые касались и права на АГС. Это право и было зафиксировано в Конституции 1993 г. В 1994 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект «Об альтернативной гражданской службе», который был отправлен на доработку, и до сих пор решение этого вопроса находится в подвешенном состоянии. Однако неразрешенность его уже сейчас таит в себе большие проблемы для нашего государства и многих его граждан.
Альтернативная гражданская служба — вид службы, которую гражданин Российской Федерации обязан нести в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных законом случаях.
Таким образом АГС — это обычная трудовая деятельность в соответствии с Трудовым кодексом, но с некоторыми особенностями. В частности, альтернативнослужащий не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях. Альтернативнослужащий, в отличие от солдата, имеет право на образование — по заочной или вечерней форме. В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах и домах престарелых, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, разносят почту, дежурят на метеостанциях.
Если верующие могут отказаться от службы в армии, обосновав это своим вероисповеданием, то другие граждане вправе заявлять не о вере, а об убеждениях, несовместимых с военной службой. «Убеждение — прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точка зрения». Убеждение, вступающее в противоречие с военной службой, — это твердое мнение человека об этой службе, приведшее его к решению о невозможности её прохождения.
Убеждения могут быть миротворческие, философские, морально-этические, политические, правовые либо иметь взаимодополняющее, комплексное содержание.
Право пройти АГС вместо армии имеет не только верующий, отвергающий для себя военную службу (к какой бы конфессии он ни принадлежал), но и любой гражданин, подлежащий призыву и не имеющий оснований для освобождения или отсрочки, если он желает защищать Отечество не в военной форме, а мирным трудом.
Вакансии для выбравших АГС распределяются в соответствии с образованием, квалификацией, опытом предыдущей работы, состоянием здоровья, потребностью организаций в трудовых ресурсах и предоставляются Рострудом. Количество свободных мест в 2005 году составляло 3.136, в 2008 году — 9.209. В 2010 году в организации АГС принимали участие 7 федеральных органов исполнительной власти и 67 органов исполнительной власти субъектов РФ. Роструд получил заявки на более чем 5.700 вакансий по 121 профессии от 563 организаций.
Представители коренных малочисленных народов направляются в оленеводческие бригады и предприятия, занимающиеся традиционными промыслами. Остальные направляемые на АГС служат, в основном, санитарами и почтальонами. Также наиболее востребованными являются специальности строительной отрасли (каменщик, дорожный рабочий, электрогазосварщик).
Разброс зарплат: от 3 800 руб. до 20 000 руб. К сожалению, из числа граждан, направляемых на АГС, 58% вообще не имеют специальности, а 15% имеют специальности, которые работодателями не востребованы. Более 70% «альтернативщиков» оставлены нести службу в субъектах РФ, из которых они призывались, так как всего около 10% вакансий включают предоставление общежития, поэтому принцип экстерриториальности АГС практически не соблюдается.
Ещё одной проблемой является направление желающего пройти АГС на работу на оборонные предприятия, что оказывается несовместимым с его убеждениями.
В 2010 году большая часть выбрала АГС из-за принадлежности к различным религиозным конфессиям — 324 человека, остальные 59 — из пацифистских убеждений. Заявлений от представителей малых народов не поступало. Из 383 призывников 295 направлены в организации, подведомственные 52 исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. 243 будут проходить АГС в учреждениях социальной сферы, 29 пройдут службу в образовательных учреждениях, а 23 человека — в сельскохозяйственных учреждениях. Остальные 88 граждан направлены в 5 федеральных органов исполнительной власти, из них в Федеральное агентство связи направлены 77 человек; в Роскосмос — 4; в Федеральное медико-биологическое агентство — 3; в Спецстрой — 2; в Федеральную службу исполнения наказаний — 2.
Всего за период с 2004 по 2010 годы было подано 5388 заявлений. В отношении 4072 (80,5 %) граждан вынесены заключения о замене военной службы альтернативной гражданской. На АГС направлено 2174 гражданина, из них 1411 граждан уволены с АГС по истечению срока службы, по семейным обстоятельствам и по заключениям военно-врачебных комиссий. На конец 2010 года АГС проходили 968 граждан.
В ходе весеннего призыва 2011 года на АГС направлено 294 человека. Граждане могут проходить АГС по 125 профессиям в 633 организациях; имеется более 4.870 рабочих мест. По состоянию на 12 июля 2011 года АГС проходят 979 граждан. В том числе: в федеральных органах исполнительной власти — 254 чел. (Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство связи); в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — 725 чел.
В период с 2007 по 2009 годы количество граждан, желающих пройти АГС, колебалось около показателя 450 человек в год, а в 2010 и 2011 годах их количество увеличилось в 1,7 раза. Наибольшее количество граждан проходит АГС на территории Краснодарского края, Ставропольского края, Московской и Смоленской областей.
Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной службой подается гражданином в военкомат по месту постановки на воинский учет не позднее полугода до начала того призыва, в ходе которого заявитель должен быть призван на военную службу (т. е. подлежащие призыву в осенний призыв подают заявления до 1 апреля, а призываемые весной следующего года — до 1 октября).
Те, у кого преждевременно, по истечении указанных сроков, прекратилось действие отсрочки (например, по причине отчисления из вуза), вправе подать заявление в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Соблюдение установленных законом сроков подачи заявления весьма важно, т. к. большинство отказов, вынесенных призывными комиссиями в предшествующие годы, мотивированы несвоевременной подачей заявления. Однако можно смело подавать заявление на обжалование решения в суд, так как данный пункт закона об АГС нарушает конституционные права, в частности ст. 59 Конституции РФ. Однако призывная комиссия вправе признать причины нарушения срока уважительными и вынести положительное решение. Заявление должно быть принято сотрудниками военкомата и представлено на рассмотрение призывной комиссии в любом случае, даже если оно подано позже положенного срока. Решение об отказе в праве на АГС, в том числе и по основанию нарушения срока и (или) порядка подачи заявления, полномочна принять только призывная комиссия. Решение призывной комиссии об отказе в праве на АГС может быть обжаловано в суде. Заявления рассматриваются в ходе призыва, предшествующего тому, в который заявитель должен быть призван. Если время призыва — осенью, значит, заявление должно быть рассмотрено в весенний призыв. В заявлении гражданин должен обосновать свой выбор, указав причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене военной службы АГС (ст. 11 ФЗ об АГС).
Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если характеризующие его документы и другие данные на самом деле не соответствуют его доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решение об отказе должно быть мотивированным, т. е. основанным на фактах, установленных комиссией и опровергающих доводы гражданина (ст. 12 ФЗ об АГС).
Право на отказ от воинской службы по убеждениям является важнейшим составляющим элементом права на свободу мысли, совести и вероисповедения, сформулированного во Всеобщей декларации прав человека, в Международном Пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Это утверждается также в резолюциях и рекомендациях, принятых Комиссией ООН по правам человека. Комитетом ООН по правам человека. Советом Европы и Европейским Парламентом. Эти органы настоятельно призывают правительства предоставить гарантии того, что гражданам, отказывающимся от обязательной воинской повинности по причине своих сознательных убеждений, будет дана возможность проходить альтернативную службу.
Уже с начала 90-х годов и вплоть до приятия Федерального Закона №113-ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» высказываемое желание пройти альтернативную службу становится способом уклонения от военной службы, однако юридически альтернативная служба не считается уклонением от воинской. При этом «уклонист» надеялся избежать и альтернативной службы в связи с затруднениями со стороны государственных служб, призванных обеспечить ему это право. Существенным звеном в реализации этого права являлось «Определение Конституционного Суда РФ» от 22 мая 1996 г., которое гласит: «Действия граждан, реализующих свое конституционное право на альтернативную гражданскую службу, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки предусмотренного названными законодательными нормами (ст. 80, ч. 1 УК РСФСР — уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и ст. 6 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года «О воинской обязанности и военной службе») правонарушения».
Таким образом, для призывников появился вполне легитимный способ уклонения от военной службы. Достаточно было заявить о своих убеждениях (религиозных, пацифистских, этических, философских, даже при отсутствии таковых).
Причем, им даже не требуется разъяснений и доказательств своих убеждений, поскольку это противоречит ст. 29, ч. 3 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них».
Однако развитие альтернативной службы и появление ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» привело к тому, что АГС — агитаторам пришлось избавиться от «правозащитных иллюзий 90-х годов». В стране появилась реальная возможность альтернативной службы, а вместе с ней — такое преступление, как уклонение от альтернативной гражданской службы. Ст. 5, п. 1 ФЗ «Об Альтернативной гражданской службе» гласит: «Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев».
Это преступление также характеризуется имеющимся умыслом. Социальные мотивы уклонения от альтернативной службы связаны с длительным сроком прохождения, тяжелыми условиями труда и мизерной зарплатой — все это, подкрепленное трудностями, связанными с получением права на АГС. Призывника отправляют в те места, где не хватает работников, чаще всего такими учреждениями являются больницы или дома престарелых. В них призывник обязан выполнять трудную работу в далеко не самых лучших санитарных условиях по 8 часов в день. Поскольку все эти организации являются бюджетными, зарплаты там за редким исключением выше 1500 рублей в месяц. Кроме того, срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования — 21 месяц.
Заключение
В процессе написания данной курсовой работы была изучена нормативная база, в которую вошли: Конституция Российской Федерации, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Постановления Пленума Верховного суда РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок прохождения военной службы по призыву.
Поэтому можно сделать вывод, что в первую очередь уклонение гражданина от призыва состоит в неявке гражданина по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины или путем причинения себе телесного повреждения, подлога документов или иного обмана незаконного освобождения от призыва на военную службу.
В случае уклонения гражданина от призыва, сотрудники военного комиссариата должны обратиться в полицию. Орган внутренних дел в пределах своей компетенции производят розыск и при наличии незаконных оснований задержание граждан, уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы, военных сборов, альтернативной службы.
Существующие и прогнозируемые случаи и тенденции уклонения от военной службы требуют создания определенной профилактической системы. Она должна помочь поэтапно, в зависимости от сроков службы, укреплять мотивацию военнослужащих к выполнению воинского долга. При этом должны учитывать и проблемы социально0бытового обеспечения военнослужащих, своевременность и справедливость распределения отпусков и многие другие факторы, способные содержать порывы и намерения к уклонению.
При этом стоит отметить, что значительные ресурсы затрачиваются на организацию розыска военнослужащих, самовольно оставивших часть.
В уголовном законодательстве способ уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы не конкретизирован. В разъяснении Пленума Верховного суда РФ можно определить признаки объективной стороны преступления, с точки зрения единообразного ее понимания в правоприменительной практике. Состав преступлений носит формальный характер. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 328 УК РФ, следует считать оконченным в момент неявки призывника в указанный срок к месту сбора без уважительных причин или в момент оставления сборного пункта с целью уклониться от призыва на военную службу. Если призывник решением призывной комиссии в результате подделки документов, либо использования заведомо подложного документа, то моментом окончания преступления следует считать момент принятия решения об этом призывной комиссией. В этих случаях виновный должен нести ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 328 ч. 1 и 327 УК РФ. В случае освобождения от призыва в результате дачи взятки, ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 328 ч. 1 и 327 УК РФ.
Способами уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы могут быть:
.Неявка без уважительных причин к месту прохождения службы в указанные в предписании сроки.
.Самовольное оставление места работы или места службы.
.Неявка без уважительных причин на работу.
.Обман.
.Отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что в настоящее время существуют четыре устойчивые группы риска, к которым относятся лица с негативной установкой на службу:
.Призывники, страдающие расстройствами здоровья, имеющие физические недостатки.
.Призывники слабо подготовленные к военной службе.
.Призывники, у которых сложилась неблагополучная обстановка дома.
.Призывники, которых напыляют для прохождения военной службы в «горячие точки».
военный гражданский служба уклонение
Глоссарий
№ п/пПонятиеОпределение1Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Связана с религиозными взглядами или иными вескими причинами. 2Армия часть вооружённых сил государства; например, РККА и РККФ, Советская Армия и ВМФ, армия вторжения, действующая армия, армия прикрытия, экспедиционная армия и т. п. 3Военная служба особый вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан государства (лиц без гражданства: Россия, США, Франция) на воинских должностях в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. 4Воинская часть организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооружённых Силах (ВС).
5Дезертирство это преступление, которое определяется в законе как самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка с той же целью на службу, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.6Законопроект документ c текстoм закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум. 7Конфессия особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. 8Призывник лицо подлежащее по законам государства призыву на военную службу в Вооружённые Силы (ВС), при призывной или смешанной системе комплектования ВС.9Симуляция психических расстройстввоспроизведение с различной степенью достоверности симптомов психической болезни, отсутствующих в действительности.10Членовредительствопричинение вреда своему здоровью с целью уклонения от несения обязанностей воинской службы.11Федеральный законфедеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации: кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.03.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Основная
Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / Под ред. В.П. Ревина. — М.: Юстицинформ, 2010.
Дополнительная
Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика / Л. Д. Гаухман. — М.: ЮрИнфор, 2009.
Кашепов В.П. Концепция развития уголовного законодательства. См. Концепция развития российского законодательства / под ред. Т. Я Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. — М., 2010.
Жариков Ю.С. Теория и практика обеспечения и охраны законности уголовно-правового регулировани: монография / Ю.С. Жариков. — М.: Юриспруденция, 2010.
Кадников Н.Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования/ Н. Г. Кадников. — М.: Юриспруденция, 2009.
Мацкевич И.М. Причины и условия преступности военнослужащих (по материалам криминологического исследования) // Правоведение. 2010. № 2. С. 28 — 30.
Чередниченко Е.Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации [Текст]: монография / Е.Е. Чередниченко. — М.: Волтерс Клувер, 2009.
Список использованных интернет ресурсов
Сторчак В.М. Современные проблемы альтернативной гражданской службы в России //
12 Губаева Л.В. Социально-экономические причины уклонений от исполнения обязанности военной службы //