Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра социальной педагогики

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СЕМЬЕ, БРАКУ И ПРЕДБРАЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ

Допущен к защите ________

Заведующий кафедрой _______ _____________ (подпись) (фамилия, инициалы)

Протокол № ___ от ____________2014 г.

Защищен__________2014 г. с отметкой «_____________»

Курсовая работа студентки 332 группы 3 курса специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» дневной формы получения образования Кригер Ксении Казимировны

Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент А.В. Пищова

Минск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…3

Глава 1. Теоретическое изучение понятия семьи и брака

1.1 Семья и брак как социально-педагогический феномен…4

1.2 Студенческий возраст, как особый период формирования ценностных отношений к семье, браку…8

1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по формированию ценностного отношения студентов …13

Выводы по главе 1…17

Глава 2. Условия формирования ценностного отношения студентов к семье, браку, педбрачным отношениям

2.1 Социально-педагогическая диагностика отношения студентов к семье, браку и предбрачным отношениям …

9 стр., 4139 слов

Семейные отношения супругов в повторном браке

... не стоит забывать, решаясь на повторный брак. Отношения с детьми легче строить во втором браке, если в семье есть дети от первого и общие ... ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль ...

2.2 Возможности формирования ценностного отношения студентов к семье, браку и предбрачным отношениям …

Выводы по главе 2…

Заключение…56

Список использованных источников…61

Приложение

Введение

Семья — самое главное, что есть в жизни каждого из нас, сначала в которой рождаемся, потом, которую создаем. Семья — это главная защита и опора в жизни. Создание своей семьи — одна из важнейших задач человека на жизненном пути. Очень важно иметь рядом любящего и заботливого человека, который будет надежной опорой в любой ситуации. Брачный институт должен быть самым крепким и устойчивым, однако статистика говорит об обратном. Все больше молодых людей разводятся в течение первых нескольких лет брака. А иные вообще предпочитают не связывать себя узами браками, ставя на первое место карьеру и саморазвитие. Я считаю, все проблемы идут от неграмотности молодежи в вопросах создания семьи и брака. Все знания, ограничены не всегда положительным примером родителей. В школах, институтах эти темы практически не затрагиваются, а ведь построить хорошие отношения и как следствие хороший брак — тяжелый ежедневный труд.

Именно поэтому так важно разобраться в том, какие приоритеты у большинства молодежи и сформировать верное отношение к семье и браку.

Цель исследования — изучить особенности отношения студентов к семье и браку.

Задачи исследования:

1. Выявить отношение студенческой молодёжи к браку;

2. Определить ведущие жизненные приоритеты у студентов.

Объект исследования — студенты 3 курса БГПУ

Предмет — отношение студентов в семье и браку

13 стр., 6463 слов

Трансформация института семьи в условиях глобализации

... основных проблем. Объектом исследования является институт семьи в современных условиях. Предметом - трансформация и проблемы института семьи. § 1. Семья как институт Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное ... института, которая происходит, как минимум, по четырем параметрам: 1. Рождаемость (число рожденных детей) 2. Отношение к семье и браку 3. Отношение ...

Гипотеза исследования: Студенты положительно относятся к браку, если семья для них, находиться в приоритете жизненных ценностей

В исследовании были использованы следующие методы:

1) авторская анкета на выявление отношения студентов к браку;

2) методика «ценностные ориентации» М. Рокича;

3) качественный и количественный анализ социально-педагогического результатов исследования.

База исследования: БГПУ им М. Танка

Выборка испытуемых: 30 человек.

Глава 1. Теоретическое изучение понятия семьи и брака

1.1 Семья и брак как социально-педагогический феномен

Когда говорят о важнейших социальных институтах общества, в числе первых называют семью.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Семья — это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью [17, c.77].

Семья — это главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и многообразие отношений между родственниками — близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально — обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторжение брака.

8 стр., 3766 слов

Особенности исследования семьи и общества

... благополучного брака. Отношения внутри семьи сами не наладятся, их нужно учиться строить. И помощь родителей в этом «строительстве» является очень важной. Современное общество требует ... стать разработка механизмов и технологий активного использования возможностей семьи как социального института на благо общества. Кроме того, государственная семейная политика призвана решить задачи ...

Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций [10, c.115].

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Ученые выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в первый брак — образование семьи;

2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Выделяют два главных типа семьи — расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3−4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной — семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

12 стр., 5838 слов

Социальные факторы насилия по отношению к женщине в современной российской семье

... поведения по отношению к женщинам насилие семья женщина социальный Насилие в отношении женщин уходит своими корнями в исторически сложившееся неравноправие женщин и мужчин и традиционною дискриминацию женщин в общественной ... потребности жены. Большинство (60%) мужчин и половина (50%) женщин считают, что изнасилование в браке в принципе невозможно. По свидетельствам женщин: ·Только 13% из них ...

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства — патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности [11, c.78].

Основная функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

5 стр., 2048 слов

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

... основу семейных отношений составляет брак Семья - это базовая ячейка общества, которую характеризуют такими признаками, как: союзом мужчины и женщины; добровольностью вступления в брак; члены семьи связаны общностью ... на ребенка (младшего школьника). Объект курсовой работы - семья как фактор формирование личности ребенка. Предмет: отношения внутри семьи и их влияние на личность ребенка. Структура ...

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

1)воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2)хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3)экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4)сфера первичного социального контроля и моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

5)духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6)социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7)досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8)эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)сексуальная-эротическая — осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов [8, c.207].

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

20 стр., 9723 слов

Влияние детско-родительских отношений на личность младшего школьника

... отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. От отношения к ребенку родителей и других членов семьи ... потребностиАнализПолина З.++преобладание духовно общественных ценностейСаша Ф.++преобладание духовно общественных ценностейТимофей И.++ ... членов семьи, живущих вместе. В работе изображен отец, который недавно перестал жить вместе с ребенком по причине расторжения брака ...

Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли [18, c.20].

Таким образом, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивы вступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между представителями разных социально-демографических групп.

Брак — это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи. Брак — общественно признан и санкционирован юридически, или обычным правом союз, цель которого создания семьи, ее легализации в обществе. Брак — это социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, которая исторически меняется. Через брак общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанностизки.

Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Последний является совокупностью социальных норм, которые санкционируют отношения между мужчиной и женщиной, систему взаимных обязанностей и прав, существенных для функционирования института семьи. Брачные отношения между мужчиной и женщиной регулируются юридическими и культурными нормами.

Истории человечества известны следующие типы брачных отношений:

1) полигамия — брачный союз более двух партнеров Полигамия может быть реализована в вариантах полигинии, когда один человек имеет двух и более жен, и полиандрии — одна женщина находится в браке более ше, чем с одним мужчиной одновременно;

2) групповой брак — присущ первоначальном обществу и санкционирует одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин, которые не создают обособленных супружеских пар;

3) моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной;

4) по выбору брачного партнера: эндогамны (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп)

5)по мотивации партнеров: брак по любви, по расчету и по шаблону

6) по экономическому критерию: ровный, неровный (разница в возрасте, доходах между партнерами), калимний (выкуп за невесту) Последний тип брака существует у народов Азии и Африки

7) гостевой — супруги две квартиры и живет отдельно, посещая друг друга 2−3 раза в неделю;

8) повторный брак (вступление в брак с другим партнером после расторжения предыдущего брака);

9) гражданский брак — оформленный в органах государственной власти без участия церкви;

10) ранний брак — заключается между лицами, не достигшими 17−18 лет;

11) свингерство — брачное образования, предусматривает обмен женами и мужьями

12) Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание

13) Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Таким образом, брак — это своеобразный контракт, который заключается между тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. Во многих обществах государство только осуществляет юридическое заключение брака, а его посвящение осуществляет церковь. При этом посвящение брака перед церковным алтарем считается сильнейшей форме укрепления брака Вместе с тем, заключая брак, государство не может определять временные рамки его существования, т. е. в через определенный промежуток времени один из супругов может выступить инициатором развода [15,c.149].

1.2 Студенческий возраст, как особый период формирования ценностных отношений к семье, браку

Студенческий возраст — время, когда сформированные ценности определяют дальнейший путь личности. Это период, когда начинается новый жизненный этап, и очень важно, чтобы на этом этапе у студентов были сформированы моральные и духовно-нравственные ценности. Сформировалось ценностное отношение к главным определяющим человеческой жизни — семье и браку.

Семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающей не только за социальное воспроизводство, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, — благополучной.

Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам,

правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы. В настоящее время в динамике этого показателя наблюдаются две тенденции.

Первая — поляризация ценностных отношений среди членов семьи, как правило, родителей и детей.

Вторая — деформация семейных ценностей и появление отличных от традиционно сложившихся целей, идеалов, интересов и убеждений членов семьи. Каждая из этих тенденций оказывает дестабилизирующее воздействие на состояние современной семьи [14, c.34].

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных отношений, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностного отношения предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных отношений стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в

этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Ценностное отношение — это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам [9, c.10].

Система ценностных отношений не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.

Формирование ценностных отношений является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные отношения, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.

Таким образом, ценностные отношения выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные отношения относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Духовно-нравственные ценности — высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения. Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие.

Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, они включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества.

Особенностью духовно-нравственных ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

В эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое сообщество, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума» (Г.Н. Филонов).

Важным становится вопрос о формировании у молодежи семейных духовно-нравственных ценностей как общей культуры в аспекте брачно-семейного поведения.

Семейные духовно-нравственные ценности — это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народа, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство белорусского общества и государства.

Основная особенность семейных духовно-нравственных ценностей заключается в том, что их ориентация направлена на благо человека, семьи и жизни на земле. В духовно-нравственных ценностях соединяется забота о человеке, его признании как ценности, любовь и уважение к нему, почтительность и благоговение перед человеческой и всякой другой жизнью. Все это составляет содержательный аспект семейных духовно-нравственных ценностей [2, c.144].

Подготовка к семейной жизни является такой же значимой, как и подготовка к профессиональной деятельности, поскольку проблемы семьи не менее важны, чем карьерные вопросы. На должном уровне разрешить их способен человек, соответствующим образом подготовленный.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов свидетельствует о том, что стабильная семья может быть создана при определенной степени готовности к браку молодых людей. Содержание готовности личности к браку и семейной жизни представляет собой комплекс общетеоретических и специальных знаний, совокупность умений, которые будут приведены в действие при наличии у будущего семьянина гуманистической направленности личности [5, c.78].

По мнению Э. Эриксона, готовность человека к семейной жизни проявляется именно с того момента, когда он осознает, что готов к особенным интимным чувствам с целью соединения двух людей без опасения некой потери в себе.

Эту же мысль рассматривает и Б.С. Круглов, который говорит о психологической готовности к созданию семьи как о переходе в социальный статус семьянина и к выполнению связанных с ним новых обязанностей, а также об осознании значимости своих действий с точки зрения системы правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения. Он отмечает, что система подготовки молодежи к семейной жизни, наряду с формированием культуры и навыков межличностного общения, которое заключается в умении соизмерять свои интересы и поступки с интересами и поступками другого индивида, должна включать и воспитание гражданско-правового сознания.

По мнению исследователей проблем семьи и брака И.В. Гребенникова и В.И. Барского, ключевой предпосылкой гармонии супружества и прочности семьи является этико-психологическая готовность вступающих в брак. Исследователи считают этико-психологическую готовность к браку и нравственную направленность личности, ее психологический настрой ведущими компонентами, которые определяют комплекс качеств, необходимых будущим супругам. Они подчеркнули, что формирование этико-психологической готовности к браку невозможно без:

умения вступающих в брак спроектировать оптимальную и реальную модель своей будущей семьи, жилищные и экономические возможности и т. д.;

желания создать собственную семью и воспитывать детей, понимания сложности жизни в семейном коллективе, стремления идти на уступки и т. д.;

знаний, необходимых в будущем для обеспечения здорового рождения детей, их нормального развития и воспитания;

практических умений и навыков, обеспечивающих удовлетворение материальных потребностей семьи.

Другой точки зрения придерживаются И.С. Кон и Э.Ш. Камалдинова, которые связывали готовность к браку и семейной жизни с умением жить и действовать в реальном, а не воображаемом мире, а также с личной самостоятельностью, развитым чувством собственного достоинства и социальной ответственностью[13, c.16].

С.В. Ковалев подчеркивает, что исходными моментами готовности человека к браку и семье являются «деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни забот и ограничение личной свободы».

А.Н. Сизанов выделяет структурные компоненты готовности молодежи к семейной жизни: социально-нравственный, мотивационный, психологический и педагогический. Охарактеризуем каждый из них:

социально-нравственный — предполагает гражданскую зрелость (среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания, возраст), экономическую самостоятельность, здоровье [7, c.212].

Развитое нравственное осознание молодых людей — одно из важных условий готовности к созданию семьи. Оно проявляется в понимании молодыми людьми социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему супругу, представителям старшего поколения и другим членам семьи, в чуткости и такте при общении с ними. Развитие нравственного сознания предполагает наличие минимума правовых знаний о семье, знакомство с основами семейного законодательства (права и обязанности супругов, родителей, детей, правовые нормы, регулирующие отношения в браке, семье);

мотивационный — включает любовь как основной мотив создания семьи, стремление к самостоятельности (умение вести семейный бюджет, наладить быт, ухаживать за детьми и т. д.), материальная независимость от родителей, ответственность за создаваемую семью (согласованность позиций супругов), обоюдное желание иметь и воспитывать детей;

психологический — предполагает единство целей и сходство взглядов на жизнь вообще и семейную в частности, умение создать морально-психологический климат, устойчивость характера и чувств, развитые волевые качества личности;

педагогический — включает наличие знания закономерностей развития детей и их воспитания, навыки ухода за младенцем, умение передавать свой жизненный опыт детям, приучать их к хозяйственным делам, планировать семейный бюджет, организовать быт и досуг, создавать уют.

В.С. Мухина отмечает, что студенческий возраст — «чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу, свой жизненный путь». В период обучения в вузе происходит не только их профессиональное становление, но и заканчивается личностное самоопределение. Подготовка студенческой молодежи к семейной жизни является, по сути, завершающим этапом на длительном пути формирования юношей и девушек как мужей и жен, отцов и матерей. В высшей школе наступает период взросления человека, осознание им избранного жизненного и профессионального пути. Поэтому учреждения высшего образования призваны выполнять социальный заказ не только на подготовку специалистов в той или иной области профессиональной деятельности, но и на формирование готовности молодых людей, обучающихся в ней, к счастливой семейной жизни и воспитанию подрастающего поколения.

Формирование у студенческой молодежи готовности к семейной жизни предполагает воспитание ответственного (осознанного) родительства. Ответственное родительство — это интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений, позиций и убеждений относительно себя как родителя. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, и ее ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства.

Подготовка студентов к осознанному родительству начинается задолго до социального и духовно-нравственного созревания и взросления личности; содержание ответственного родительства определяется родительской программой и реально сложившейся моделью родительской семьи и родительского дома. Определяющим основанием подготовки к осознанному родительству является комплексное взаимодействие семьи и вуза по формированию семейных духовно-нравственных ценностей студентов.

Таким образом, важным фактором подготовки к ответственному родительству и супружеству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по семьеведению и пропаганде ценностного отношения к семье и браку, возрождению семейных традиций и обычаев [6, c.117].

1.3 Основные направления социально-педагогической деятельности по формированию ценностного отношения студентов

Главной целью подготовки студенческой молодежи к семейной жизни является выявление медико-социальных, психолого-педагогических условий, оптимизирующих процесс формирования их готовности к браку и семейной жизни.

В процессе использования технологий решаются следующие задачи:

раскрытие сущности семьи как социально-ценностного института;

анализ уровня готовности молодых людей в отношении деторождения;

выявление социального статуса будущих молодоженов, степень адаптации молодой семьи к современным условиям жизни.

Основными принципами формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей являются:

— принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка, реализация которого позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни; сформировать в их сознании образ «Я — будущий семьянин» («Я — будущая мать», «Я — будущий отец») как ценностный ориентир создания собственной семьи;

— принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки студента как будущего семьянина, направленную на оказание содействия и помощи девушкам и юношам в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания ответственного родительства (материнства или отцовства), а также помощь им в решении их индивидуальных проблем;

— принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса, ориентированный на уважительное отношение и принятие другого вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, отражающих активную социально-ценностную позицию и внутреннюю готовность личности к эффективному межличностному взаимодействию с людьми иной национальной, конфессиональной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и способов поведения, основывающихся на следующих функциях: мировоззренческой, регулирующей, психологической, воспитательной [12, c.127].

Совокупность данных принципов отражает специфику формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей, его целей, содержания, технологий.

Ведущими структурными компонентами концептуальной модели формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей являются следующие структурные компоненты: ценностно-целевой, содержательный, критериально-оценочный, технологический, организационно-управленческий, рефлексивный, результативный. Ценностно-целевой компонент включает цели, задачи, субъектов деятельности, семейные духовно-нравственные ценности. Субъектами деятельности являются родители (семья), студенты, педагоги образовательного учреждения (вуза) [20, c.17].

Содержательный компонент концептуальной модели включает комплексную Программу по формированию у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.

Критериально-оценочный компонент включает показатели сформированности у молодых людей семейных духовно-нравственных ценностей. Технологический компонент включает формы организации деятельности по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования их готовности к семейной жизни и воспитания у них ответственного родительства (материнства или отцовства).

Организационно-управленческий компонент включает следующие уровни управленческого взаимодействия семьи и вуза: стратегический, тактический, оперативный по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей.

Рефлексивный компонент связан с аналитико-рефлексивной деятельностью всех субъектов образовательно-воспитательного процесса по формированию у студентов семейных духовно-нравственных ценностей.

Результативный компонент представлен показателями сформированности семейных духовно-нравственных ценностей как основы формирования готовности студенческой молодежи к семейной жизни, ответственному родительству [3, c.260].

Можно выделить три этапа процесса формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей.

Первый этап — ориентационный, направленный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущений. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Второй этап — оценочно-смысловой, связанный с пониманием и осмыслением знаний о семье и семейных духовно-нравственных ценностях, умений и способов поведения в контексте этих понятий. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного на основе диалоговых отношений. Исследования рефлексивных слоев сознания показали, что процессы превращения значений в смыслы и наоборот происходят именно через действие означивания и осмысливания, по отношению к которым функцию посредника несет «Я-концепция» человека. На этом этапе в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции. Следует подчеркнуть, что духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек не просто оценивает, но и одобряет, то есть оценивает как добрые, благие, хорошие.

Третий этап — ценностно-деятельностный, в котором происходит присвоение субъектом личностного духовного смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью, регулятором образа жизни — ценностной ориентацией. Данный этап призван способствовать «вхождению» семейных духовно-нравственных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности мировоззрения и поведения. Выделенные этапы взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны между собой [8, c.230].

Специальную подготовку к семейной жизни следует практиковать еще в школе и проводить ее на всех этапах возрастного развития. Это могут быть специальные занятия в учебных заведениях, разработка литературы по данному вопросу, консультации в медицинских учреждениях и т. д. Главное — донести до молодых людей ценности семьи. Также могут выбираться различные формы учебных занятий: лекции; беседы; практикумы, имеющие цель отработать определенные навыки и умения, например, этика поведения, культура поведения юношей и девушек, микроклимат семьи и т. д.; размышления (о жизни, о себе, о самовоспитании, об особенностях юношеской любви); встречи (со специалистами в области медицины, психологии, педагогики, этике и др.).

Подготовка к семейной жизни — настоятельная необходимость, т.к. среди ценностей, созданных человечеством, семья является одной из важнейших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумела обойтись без семьи, играющей важную роль в укреплении здоровья и воспитания, обеспечении экономического и социального процесса общества, в улучшении демографических процессов.

Система подготовки к семейной жизни должна основываться на таких общепедагогических принципах, как духовность целенаправленного воспитания, его связь с практикой, взаимосвязь всех факторов, формирующих личность. Можно опираться на разнообразные виды деятельности студентов: учебную, игровую, трудовую, спортивную, семейно-бытовую и др. Молодым людям необходимо раскрыть значимость семьи, социальные роли супругов и родителей; а также наши нравственные качества: равноправное отношение к другому полу, дружба, уважение к матери, отцу, старшим и младшим, ответственность и верность, честность, сдержанность, доброта, уступчивость, осознание моральных основ брачно-семейных уз, любовь как истока брака, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми; правильное представление об идеальном муже, жене, отце, матери.

Для эффективности занятий можно использовать проблемные ситуации, практические задания, конференции, анкеты, закрытые вопросы, ролевые, творческие, дидактические игры, тесты, фильмы-уроки, экспресс-опросы, семейные гостиные. Для подготовки студентов к семейной жизни необходимо организовать педагогический процесс [4,199].

Главной целью педагогического процесса является достижение комплексности просветительской и воспитательной работы со студентами, воздействия преподавателей на сознание, чувства и поведение молодых людей. Работа по подготовке девушек и юношей к будущему супружеству в учебное и не учебное время с учетом имеющихся возрастных, психологических особенностей студентов даст возможность формировать педколлективу серьезное, вдумчивое отношение к проблеме семьи и брака.

С целью ознакомления студентов с законами о браке и семье можно использовать следующие методические приемы:

проведение лекций, бесед на морально-этические темы, психологические и моральные основы семейной жизни;

просмотры фильмов, спектаклей с последующим их обсуждением;

встречи с юристами, педагогами, психологами, врачами по вопросам подготовки молодежи к будущей семейной жизни;

формирование у молодых людей ответственности за будущее потомство.

Методическая работа по ознакомлению студентов с законами о браке и семье предполагает проведение дополнительных занятий по подготовке молодежи к семейной жизни с последующим анализом и выработкой рекомендаций.

Программа полового воспитания и сексуального образования должна включать в себя неразрывно связанные обучающий и воспитательный компоненты, обеспечивающие формирование у студенческой молодежи ценностных ориентаций, знаний и навыков, реализуемых в поведении, тем более, что половое воспитание неразрывно связано с общим нравственным воспитанием личности. При этом учебно-воспитательный процесс должен носить опережающий и профилактический характер [19,78].

Таким образом, интеграция традиционных и инновационных форм формирования у студенческой молодежи семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает эффективность этого процесса, стабильное функционирование и развитие сложной социально-педагогической системы «семья-вуз».

Выводы:

Семья — это главный институт человеческого общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Основная функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

Брак — это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи.

Студенческий возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных отношений, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностного отношения предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.

Глава 2. Условия формирования ценностного отношения студентов к семье, браку, педбрачным отношениям

2.1 Социально-педагогическая диагностика отношения студентов к семье, браку и предбрачным отношениям

Социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс получения информации о выявлении отношения студентов к семье и браку.

Диагностика проводилась на базе Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка.

В исследовании принимали участия 30 человек, студентки 3 курса, факультета социально-педагогических технологий, в возрастной категории от 20 до 21 года.

В ходе исследования я использовала две методики: авторская анкета на выявление отношения студентов к браку и методика «ценностные ориентации» М. Рокича (изучение терминальных ценностей).

1. Авторская анкета на выявления отношения студентов к браку. Анкета включает в себе 10 вопросов относящихся к теме брака и предлагает 3 варианта готовых ответов (Приложение 1).

Проведя интерпретацию данной анкеты, были полученные следующие результаты (Приложение 2).

2. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича, а именно, изучение терминальных ценностей, позволила выявить ценности, которые находятся в приоритете у студентов.

Респондентам предъявлялся список ценностей (18 ценностей).

В списке испытуемые присваивали каждой ценности ранговый номер. Предъявляется набор терминальных ценностей (Приложение 3).

В результате анализа ранжирования ценностей, в приоритете оказались такие как (Приложение 4):

— здоровье (физическое и психическое);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

— счастливая семейная жизнь;

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

— наличие хороших и верных друзей;

Ценность здоровье выбрали 87% студентов, любовь выбрали 77% студентов, счастливая семейная жизнь 70%, активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) и наличие хороших и верных друзей 53%.

Таким образом, семья по-прежнему остается главной человеческой ценностью и гипотеза: студенты положительно относятся к браку, если семья для них, находиться в приоритете жизненных ценностей — подтверждается.

Для данной выборки студентов, характерно положительно отношение к браку и сформированность духовно-нравственных ценностей, исходя из выбранных ими приоритетных.

2.2. Возможности формирования ценностного отношения студентов к семье, браку и предбрачным отношениям

Беседа с совместным обсуждением.

Цель: формирование у студентов осознанного отношения к созданию

семьи

Задачи:

— раскрыть сущность понятий «семья», «гражданский брак» и «предбрачные отношения»;

— формировать у студентов адекватные представления о функциях и

структуре семьи в современном обществе;

— раскрыть сущность понятия «готовность» и охарактеризовать составляющие готовности молодых людей к семейной жизни;

— проанализировать ценностные ориентации молодежи в области брачно

-семейных отношениях и охарактеризовать роль семьи во влиянии на

молодежь.

Продолжительность проведения:

рекомендуется рассмотрение данной темы в учебной группе на

нескольких кураторских часах.

Место проведения: учебная аудитория

Основа брачных отношений порождает

права и обязанности

. Моногамные

браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более по

здней и

наиболее распространенной в настоящее время формой брака.

Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся

форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что

«семья представляет собой более сложную систему взаимоо

тношений, чем

брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других

родственников или просто близких супругам и необходимых им людей"[8] .

Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после

появления детей брак перер

астает в семью. Социальная сущность брака

определяется, в конечном счете, господствующими общественными

отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности,

религии.

Брак является общественным механизмом, предназначенным для

регулиров

ания и управления теми многочисленными человеческими

отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В

качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1.Регулирование личных половых отношений.

2.Регулирование передачи и

получения наследства, правопреемства и

общественного порядка, что является его более древней и изначальной

функцией

этого времени началось накопление большого количества эмпирических

данных по многочисленным аспектам брачно

-

семейных отношений.

Проблематика семьи в этот перио

д становится все более актуальной, что

связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число

исследовательских центров. В социологии семьи и брака сделано немало.

Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно

-

категориа

льного аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию

социальной политики в сфере брачно

-

семейных отношений, имеются

плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный

эмпирический материал. При должной систематизации и дополнен

иях

разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать

фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической

теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных

институтов общества, придающи

х

ему стабильность и способность восполнять

население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает

ма

лой группой

-

самой сплоченной

и стабильной ячейкой общества.

На

протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных

групп

-

группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или

спортивную команду,

-

но лишь

семья

остается той группой, которую он

никогда не покидает.

В заключение мероприятия делают

ся

выводы о том, что создание семьи

является ответственным и п

родуманным шагом для каждого человека.

0

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector