Учреждение образования 16

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения

образования «Барановичский

государственный университет"

___________ В.И. Кочурко

«_____» _________ 2011 г.

Регистрационный № УД-ТПАЯ — 014/ 11 ФИЯ

ПРОГРАММА

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебная программа для специальности

1−02 03 06 Иностранные языки

1−02 03 06 Английский язык. Немецкий язык

1−02 03 06 Немецкий язык. Английский язык

2011 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

З.И. Корзун, старший преподаватель кафедры теории и практики немецкого языка;

Т.В. Шагун, преподаватель кафедры теории и практики английского языка

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой теории и практики немецкого языка

(протокол № 9 от 16.03.2011)

Заведующий кафедрой

_________ А.П. Мясоед

кафедрой теории и практики английского языка

(протокол № 14 от 25.03.2011)

Заведующий кафедрой

_________ И.А. Бартошевич

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Советом факультета иностранных языков учреждения образования «Барановичский государственный университет»

(протокол № 12 от 29.03.2011)

15 стр., 7410 слов

Теории развития личности 2

... как «инструмент действия». В его воспитательной практике теория инструментализма претворялась следующим образом: 1) умственные и ... воспитания – это направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, ... центральное место в формировании человека должен занимать родной язык--``сокровищница духа народа''; - воспитание должно формировать человека ...

Председатель

Совета факультета

____________ Н.Н. Круглякова

I. Пояснительная записка

1.1 Актуальность методической практики

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта специальности 1−02 03 06 Иностранные языки (с указанием языков) и Положения о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 860 о 03.06.2010.

Методическая практика является составной частью профессиональной подготовки студентов к деятельности преподавателя иностранных языков и носит комплексный характер, который требует от студента мобилизации и применения знаний, навыков и умений по избранной специальности.

Данный вид практики играет важнейшую роль в обеспечении качественной подготовки будущих учителей, так как она имеет определенную специфику, обусловленную спецификой самого предмета «иностранный язык». Иноязычная грамотность населения Республики Беларусь, являющаяся императивом времени, во многом зависит от того, насколько эффективно будут работать педагоги-специалисты. Именно в преподавании иностранного языка в школе, ввиду многоаспектности и чрезвычайной сложности организации процесса иноязычного речевого взаимодействия, начинающий учитель испытывает значительные трудности при реализации развивающего и воспитательного потенциала преподаваемого предмета.

Большинство этих трудностей связаны с несформированностъю умений организовать педагогическое взаимодействие с учащимися, в первую очередь, речевое взаимодействие на изучаемом иностранном языке. Практика выступает главным инструментом упреждающего преодоления указанных трудностей. В процессе практики целесообразно формировать, прежде всего, сложные (комплексные) умения, которыми невозможно овладеть на учебных занятиях. Методическая практика должна становиться реальным тренингом педагогического творчества в конкретной сфере школьного обучения.

5 стр., 2204 слов

Самоанализ результатов педагогической практики студента проводится по данной схеме.

... Учитель-предметник по ___________________________________________________ /подпись/ МП Критерии оценивания практики студента классным руководителем   Виды деятельности Балл Подпись учителя   Воспитательная работа:     ... с семьей, с общественными организациями и др.     6. Умение работать с отдельными учащимися и классным коллективом     7 ...

Данная практика направлена на практическое познание закономерностей и принципов педагогической деятельности, учет и реализацию их в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, теоретическое осмысление, изучение и анализ педагогических явлений и ситуаций, освоение технологий педагогической деятельности на основе развития самостоятельности, ответственности, активности и творчества будущего учителя.

Как и любая другая практика, методическая практика на 4-ом курсе многозначна по функциям, она носит обучающий, воспитывающий, развивающий, диагностический, адаптационный и интегративный характер, и организуется в базовых общеобразовательных школах, в т. ч. в учебных заведениях нового типа (лицеях, гимназиях).

1. 2 Цели и задачи методической практики

Цель методической практики — научить студентов применять полученные психолого-педагогические и методические знания в практической деятельности преподавателя по иностранным языкам и классного руководителя; использовать возможности методической практики для формирования профессиональных качеств, навыков и умений будущих педагогов.

Задачами практики являются:

1) формирование навыков организации своей педагогической деятельности;

2) ознакомление студентов с требованиями, предъявляемыми к преподавателю иностранного языка в современной школе, с программами по иностранным языкам; с компонентами УМК по иностранному языку;

3) приобщение студентов к непосредственной практической деятельности в качестве преподавателя иностранного языка и помощника классного руководителя;

4) выработка профессионально значимых навыков и умений, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы;

5) выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, формирование и закрепление умений анализировать собственную деятельность и её результаты;

3 стр., 1466 слов

Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики

... формулировать цели отдельных видов учебной деятельности. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я умею свертывать информацию, но так ... 4 3 2 1 Определенно НЕТ Я могу использовать имеющиеся средства обучения. Определенно ДА 5 4 3 2 1 Определенно ... кафедра акмеолигии ЗАДАНИЕ ПО АКМЕОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТКИ V КУРСА ГР. 2/2 Пыренковой ...

6) формирование навыков работы с ученическим коллективом;

7) обучение организации различных по форме занятий, наиболее эффективных при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням языковой подготовки учащихся;

8) обучение отбору и использованию соответствующих учебных средств, приемов, методов, организационных форм для проектирования технологии обучения иностранным языкам;

9) совершенствование умения использовать преподаваемый предмет в качестве средства воспитания творческой личности учащихся средней школы;

10) формирование у будущего учителя умений изучать педагогический опыт и творчески применять его в собственной деятельности.

1.3 Требования к уровню прохождения методической практики

В результате прохождения методической практики студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательном стандарте ОСРБ 1−02 03 06 — 2008 Иностранные языки (с указанием языков):

АК-1. Уметь применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических профессиональных задач в области создания и совершенствования инновационных технологий, организации учебно-воспитательного процесса;

АК-2. Иметь навыки организации исследования и его системного и сравнительного анализа;

АК-3. Уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

АК-4. Уметь применять междисциплинарный подход при решении проблем;

АК-5. Уметь использовать технические и программные средства компьютерной техники;

АК-6. Уметь формулировать и выдвигать новые идеи;

АК-7. Уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности.

14 стр., 6577 слов

Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении вычислительных задач

... . 2. Используя модель гидравлического пресса (рис. 1), установите связь между высотой поднятия поршней и величинами их площадей. Интересный опыт по обучению учащихся составлению ... из-за известного формализма в математических знаниях учащихся, из-за неумения применять их на практике. Поэтому при решении задач на первый план ...

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

СЛК-2. Быть способным к критике и самокритике;

СЛК-3. Уметь работать в коллективе;

СЛК-4. Быть подготовленным к саморазвитию и самосовершенствованию;

СЛК-5. Поддерживать и развивать благоприятную социально-психологическую обстановку в коллективе.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными (ПК) компетенциями, предусмотренными образовательным стандартом ОСРБ 1−02 03 06 — 2008 Иностранные языки (с указанием языков):

ПК-1. Использовать систему знаний о сфере образования и современных направлениях развития по специальности;

ПК-2. Анализировать сущность, содержание и структуру образовательных процессов;

ПК-3. Использовать различные методы, средства, формы обучения и воспитания, прогрессивные приемы руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, применять современные технические средства обучения;

ПК-4. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, методы и приемы работы;

ПК-5. Проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс, разрабатывать учебно-программную документацию;

ПК-6. Пользоваться эффективными способами коммуникации с учащимися, родителями;

ПК-7. Осваивать наиболее рациональные методы обучения и воспитания;

ПК-8. Организовывать учебно-методическую деятельность на основе выбора оптимальных методов, приемов, форм и средств обучения;

ПК-9. Осуществлять отбор и организацию учебного материала для аудиторной работы;

ПК-10. Использовать систему методических способов и приемов обучения аспектам языка и видам речевой деятельности на основе индивидуализации и дифференциации;

ПК-11. Планировать, конструировать и контролировать самостоятельную работу учащихся;

ПК-12. Разрабатывать контрольные задания для диагностики качества усвоения учебного материала;

ПК-13. Реализовывать на практике приобретенные знания и опыт для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся;

ПК-14. Определять научные цели и строить программу собственного исследования;

ПК-15. Самостоятельно осуществлять научный поиск, работать с научной и справочной литературой;

ПК-16. Применять методы анализа и синтеза в научно-исследовательской деятельности;

ПК-17. Анализировать и оценивать собранные данные;

ПК-18. Пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникаций;

ПК-19. Создавать творческую атмосферу и разрешать возникающие конфликтные ситуации в коллективе;

ПК-20. Осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по инновационным технологиям в области лингвистики, лингводидактики и смежных наук;

ПК-21. Осваивать современные методики преподавания учебных предметов по специальности;

В результате прохождения методической практики студент должен расширить представление о:

— сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основах;

− роли и значении исследовательского подхода к осуществлению педагогической деятельности и соответствующих формах и способах педагогического взаимодействия на уроке и во внеклассной работе;

− о наиболее существенных трудностях, с которыми сталкивается преподаватель иностранного языка, и научно обоснованных способах их преодоления посредством конкретных технологических операций;

− собственном личностном потенциале и путях продуктивного использования особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности;

— путях совершенствования мастерства учителя и способах самосовершенствования;

— требованиях к минимуму содержания и уровня подготовки учащихся, установленных государственным образовательным стандартом.

Для приобретения профессиональных компетенций ПК-1 — ПК-21 в результате прохождения практики студент должен знать:

  • содержание государственного стандарта общего среднего образования и учебных программ по дисциплинам специальности;
  • основные этапы развития теории и практики обучения иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике; основные понятия смежных с методикой наук;
  • современные методические подходы и методы обучения иностранным языкам в контексте идеи «диалога культур»;
  • формы контроля, критерии оценки уровня усвоения знаний и сформированности умений учащихся по изученным дисциплинам;
  • критерии анализа и оценки учебно-методических комплексов по специальности;

уметь:

− творчески использовать наличные компоненты учебно-методического комплекса по предмету, а также разнообразный раздаточный материал и ТСО;

  • планировать и проводить уроки разных типов;
  • реализовывать педагогическое общение на уроке средствами иностранного языка;
  • использовать современные методы, технологии и приемы организации образовательного процесса;
  • управлять самостоятельной работой учащихся;
  • осуществлять контроль качества учебных достижений учащихся;
  • осуществлять самоанализ профессиональной деятельности.

Студент-практикант должен овладеть обязательным минимумом профессионально значимых навыков и умений, которые определяются функциями преподавателя иностранного языка: конструктивно-планирующей, организаторской, воспитывающей и гностической (исследовательской).

Для этого следует:

— познакомить студента с общими условиями работы в школе;

— дать студенту возможность глубоко и точно изучить класс, где он будет проходить педагогическую практику, познакомить с документацией класса, с успеваемостью класса, выявить интересы учащихся и их отношение к иностранному языку как учебному предмету;

— научить студента проводить анализ языкового и речевого материала учебника и учебных пособий, осуществлять планирование и подготовку уроков разных типов с применением наиболее рациональных методов и приемов обучения, а также с использованием различных форм организации учебных занятий; проектировать и изготовлять наглядные пособия к уроку;

— научить студента-практиканта реализовывать составленный план и корректировать его с учетом конкретных условий обучения;

— организовать наблюдение и анализ уроков и внеклассных мероприятий под руководством группового руководителя, а также самостоятельный анализ уроков своих товарищей и учителей школы;

— обеспечить самоанализ и теоретическое осмысление своего педагогического опыта при подведении итогов педагогической практики и написании отчета.

II. Содержание практики

2. 1 Структура содержания методической практики

Методическая практика на IV курсе проводится в течение 1 недели в VIII семестре и рассматривается как учебная.

Перед выходом на практику проводится установочная конференция, на которой обсуждаются цели и задачи практики; студенты знакомятся с руководителями практики, получают необходимые указания по выполнению заданий, ведению документации, заслушивают приказ ректора о распределении по базам практики и инструктаж по технике безопасности.

Основная часть практики проходит на базе учреждений образования под непосредственным контролем методиста и самостоятельно.

В ходе прохождения методической практики студенты ведут дневник практики. Дневник практики предоставляется методисту — руководителю практики по ее окончании.

В ходе методической практики студенты-практиканты оформляют «методический портфель», в который входят вспомогательные материалы, конспект урока, образцы средств наглядности и/или раздаточного материала, создаваемого в ходе прохождения практики. «Методический портфель» возвращается студенту после окончания практики в целях дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

Разделы и темы практики

Содержание и формы работы

Развивае

мые умения

Итоги

Кол-во часов

Ознакомление с организацией учебного процесса по иностранному языку в средней школе

Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классах, работой учителя; изучение методического фонда класса, школы, технических средств и наглядных пособий, программ, календарно-тематических планов, конспектов уроков учителя и другой документации. Изучение классов, в которых будет проводиться практика. Выявление уровня знаний учащихся.

Адаптироваться к условиям средней школы

6

Посещение и методический анализ уроков иностранного языка разных типов.

Анализ различных видов и форм контроля сформированности знаний, навыков и умений учащихся по иностранному языку.

Наблюдение за педагогическим общением учителя с учащимися на уроках иностранного языка

Присутствуя и наблюдая уроки учителя обратить внимание на:

  • сбалансированность обучающих задач с развивающими и воспитывающими, глобальных — с конкретными, узкими;
  • уровень развития у учащихся умения учиться;
  • мотивы учебной деятельности детей;
  • виды познавательной деятельности (репродук­тивная, частично-поисковая, поисковая);
  • умение учителя работать с учебным материалом;
  • личностно-ориентированный подход на уроке: сочетание фронтальной, групповой и коллективной работы учащихся;

методы контроля деятельности учащихся и обучение их самоконтролю и самоанализу в процессе работы; анализ результатов работы, подведение итогов, оценка деятельности учащихся.

Анализиро

вать и оценивать эффектив

ность педагогичес-кого взаи-модействия, планиро

вать собствен-

ную педагогическую деятель-ность

Наблюдение и обсуждение уроков в устной форме, подробный их анализ.

Запись в дневнике Создание методической копилки.

30

Изучение методики проведения внеклассной работы по иностранному языку

Организовы-вать педа-гогическое взаимодей-ствие в ходе обуче

ния. Исполь

зовать наличные средства обучения предмету, собствен

ный лич

ностный потенциал

Оформление дневника практиканта

4

Разработка плана-конспекта урока иностранного языка и его проведение

  1. Планирование и разработка плана-конспекта урока по предмету ''Иностранный язык''.
  2. Работа с методической литературой, профессиональными журналами, школьными учебниками, творческий подбор материала, наглядных пособий и ТСО к урокам.
  3. Подбор наиболее эффективных форм, методов и приемов проведения урока с учетом особенностей физического и психического развития учащихся.
  4. Разработка и изготовление наглядных пособий, дидактического материала к уроку.
  5. Выполнение в работе с классом санитарно-гигиенических норм и требований.

6. Осуществление самоанализа и самооценки результатов собственной педагогической деятельности.

Организовы-вать педаго-гическое взаимодей-ствие в ходе обучения. Использовать наличные средства обучения предмету, собственный личностный потенциал

Разработка плана-конспекта урока, обсуждение его с методистами, корректировка плана.

Пополнение методической копилки

6

Обобщение материалов и подведение итогов практики.

  1. Подготовка отчета по результатам практики.

  2. Анализ роста собственного педагогического мастерства.
  3. Выполнение индивидуальных заданий

4 Подготовка к зачету по результатам методической практики.

Оформление отчетной документации

8

Итого

54

Количество уроков, проведенных студентом-практикантом − 1. Количество уроков, посещенных студентом-практикантом у учителя − 5. Количество уроков, посещенных студентом-практикантом у одногруппников − 5.

2.2 Организация самостоятельной работы студентов

При прохождении методической практики используются следующие формы самостоятельной работы:

  • посещение и методический анализ уроков иностранного языка различных типов;
  • разработка плана-конспекта урока иностранного языка;
  • подготовка отчета по итогам методической практики.

III. Информационно-методическая часть

3.1 Индивидуальные задания

1. Проанализируйте расписание уроков в средней школе, где осуществляется учебно-воспитательный процесс.

2. Проанализируйте приемы осуществления принципа индивидуализации и дифференциации на уроках иностранного языка в средней школе.

3. Изучите и проанализируйте орфографический режим в средней школе.

4. Проведите самоанализ личностных качеств, необходимых учителю иностранного языка.

5. Подготовьте методический портфель студента-практиканта.

6. Подготовьте отчет по результатам методической практики.

7. Проанализируйте базовый учебник (учебное пособие) по иностранным языкам в классе, где осуществляется учебно-воспитательный процесс.

8. Проанализируйте календарно-тематический план, планы-конспекты учителя-предметника в классе, где осуществляется учебно-воспитательный процесс.

9. Проанализируйте способы управления учителем познавательной деятельностью учащихся на уроках иностранного языка (поисковые, репродуктивные и частично поисковые).

3.2 Перечень вопросов к дифференцированному зачету

  1. Какие документы определяют языковую политику в Республике Беларусь?

  2. Какие документы определяют структуру и содержание учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам в средней школе?
  3. Каким Вы представляете себе учителя-профессионала?
  4. Какими профессионально-значимыми умениями должен овладеть будущий учитель иностранного языка для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам?
  5. В чем заключается роль педагогической практики в подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности?
  6. Почему цель обучения иностранному языку можно определить как основную методическую категорию? Как влияет цель обучения на методы и содержание обучения?
  7. Какие основные задачи ставятся на уроках иностранного языка и чем объясняется их разнообразие?
  8. Что представляет собой учебно-методический комплекс по иностранному языку? Каковы его основные части? Каково назначение каждого компонента учебно-методического комплекса?
  9. Что понимается под системой упражнений? Как она соотносится с основными положениями коммуникативной методики, целями и условиями обучения иностранному языку как средству общения и как учебному предмету?
  10. Какие существуют подходы к созданию комплекса грамматически, лексически и фонетически направленных упражнений? Какие из них реализованы в действующих учебно-методических комплексах?

3.3 Руководство методической практикой

Ответственность за организацию и проведение методической практики несут:

а) от высшего учебного заведения — декан факультета, заведующий кафедрой, методист по практике, преподаватель — руководитель практики;

б) от ОСШ — завуч по иностранным языкам/ завуч, учитель.

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра, обеспечивающая чтение теоретических курсов, связанных с методикой преподавания иностранных языков, реализующая выполнение учебных планов и программ практики.

Заведующий кафедрой:

− назначает руководителей практики;

− обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие еее учебным планам и программам;

− организует составление программ, форм отчетов по итогам практики;

− осуществляет строгий контроль за организацией и проведением практики студентов непосредственно в школе, за соблюдением сроков ее проведения.

Завуч по иностранным языкам/ завуч, учитель:

− обеспечивает нормальные условия для проведения практики, проводит соответствующую работу с коллективом;

− знакомит студентов с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, составом педагогов, документацией, учебно-материальной базой школы, работой педагогического коллектива;

− проводит совещание в начале и по окончании практики и участвует в оценке работы студентов.

Преподаватель-руководитель практики:

— обеспечивает школы и практикантов программой практики;

— участвует в установочной и итоговой педагогических конференциях;

— осуществляет контроль за организацией нормальных условий труда и техники безопасности;

— контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;

— проводит консультации для студентов при подготовке и проведении ими уроков;

— принимает и рассматривает отчеты студентов по итогам практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практики.

Учитель иностранного языка:

— знакомит студента-практиканта с составом учащихся класса, успеваемостью по иностранному языку, поведением, основными образовательными и воспитательными задачами по своему предмету, календарно-тематическим планом работы по иностранному зыку;

— помогает студенту в подготовке планов-конспектов по иностранному языку и планов внеклассных мероприятий;

— присутствует на уроках, участвует в их анализе и обсуждении;

— оценивает работу студента в качестве преподавателя иностранного языка;

— участвует в установочной и итоговой конференциях по методической практике.

Студент-практикант обязан:

— полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

— подчиняться правилам трудового распорядка школы;

— изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности;

— нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

3.4 Методы (технологии) обучения

Основными методами (технологиями) обучения, отвечающими целям прохождения методической практики, являются:

  • проблемное изложение, эвристическая беседа, вариативное изложение, обучающе-исследовательский метод, проектные технологии, групповые технологии, игровые технологии, дискуссия, видеотехнологии, мультимедийные технологии; моделирование профессионально-педагогических ситуаций, тестирование анализ конкретного опыта преподавания, которые реализуются в ходе подготовки и проведения уроков иностранного языка и анализа самостоятельной деятельности, а также деятельности коллег и преподавателей.

3.5 Диагностика компетенций студентов

Оценка результативности прохождения студентами методической практики в ходе дифференцированного зачета производится по 10-балльной шкале. Для оценки учебных достижений студентов используется следующий диагностический инструментарий:

  • подготовка методического портфеля;
  • защита выполненных в ходе методической практики индивидуальных заданий (АК-1, АК-3 — АК-7, СЛК-1 — СЛК-5, ПК-2 — ПК-15, ПК-17 — ПК-21);
  • защита отчета по итогам методической практики (АК-1 — АК-4, АК-6, АК-7, СЛК-1, СЛК-2, СЛК-4, ПК-1 — ПК-3, ПК-5, ПК-16 — ПК-20, ПК-21);
  • сдача зачета по итогам методической практики (АК-1, АК-4, АК-6, СЛК-1, СЛК-2, ПК-1 — ПК-6, ПК-8 — ПК-14, ПК-16, ПК-21).

3.6 Рекомендуемые формы проверки достижений студентов по методической практике

По окончании методической практики студент сдает дифференцированный зачет.

На зачет студент представляет:

− дневник по практике;

− психолого-педагогический и методический анализ 1-го посещенного урока учителя-предметника;

− развернутый план-конспект 1-го занятия;

− методический портфель;

− отчет по практике;

− характеристику, составленную учителем и заверенную директором школы.

Общие итоги методической практики подводятся на Совете факультета. Студент, не выполнивший программу методической практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную отметку при сдаче зачета, повторно направляется па практику в свободное от учебы время.

3.7 Примерные критерии шкалы оценок уроков педагогической практики

В качестве примерных критериев оценки методической практики могут использоваться:

− применение на практике основных методических умений;

− уровень и качество выполнения текущих и зачетных учебных заданий;

− степень использования элементов научно-исследовательской работы;

− проявление самостоятельности и творчества;

− уровень профессиональной этики;

− оценочные заключения руководителей практики.

3.8 Примерные критерии оценивания проведения студентом занятия в ходе прохождения методической практики по 10-балльной шкале

1 БАЛЛ − один ставится студенту при отсутствии психолого-педагогических знаний, знаний по предмету, неумении правильно составить план-конспект урока, наличии многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью руководителя практики от кафедры. Отметка 1 балл ставится за плохой конспект или его отсутствие.

2 БАЛЛА − два ставится при недостаточной психолого-педагогической подготовке; на уроке не решены учебно-воспитательные задачи, практикант допустил грубые ошибки теоретического и методического плана, которые оказали отрицательное влияние на ход урока. Студент не готов к уроку.

3 БАЛЛА − три ставится студенту, который допустил ошибки в изложении учебного материала, не умеет управлять классом, поддержать рабочую атмосферу; низкая эффективность урока, не подведены результаты.

4 БАЛЛА − четыре ставится студенту, который не может самостоятельно разработать план-конспект урока, основная дидактическая цель и план урока реализованы не полностью. На уроке использовались ТСО, но студент не владеет методикой их применения, нарушает требования по использованию технических и наглядных средств обучения, на уроке недостаточно сочетается коллективная и индивидуальная работа (студент работает с одним учащимся, оставляя без внимания класс); не проявляет методической инициативы в процессе проведения урока, не может выйти за рамки конспекта урока; имели место речевые ошибки, не исправлял ошибки, которые допускали учащиеся.

5 БАЛЛОВ − пять ставится студенту, который испытывал трудности при подготовке и проведении урока, но основная дидактическая цель и план урока реализованы без существенных изменений; допустил ошибки в применении технических и наглядных средств обучения, имели место недостатки в работе с доской; предпочтение отдавалось индивидуальной работе, при этом класс оставался без внимания, студент не проявил творчества, испытывал трудности в проведении самоанализа урока; построение урока не отвечает его теме и типу.

6 БАЛЛОВ − шесть ставится за урок, который соответствовал основным требованиям, предъявляемым к уроку, но есть некоторые недостатки теоретического и методического плана; студент не проявил необходимых умений в руководстве классом; в процессе ведения урока допущена несоразмерность, нарушены пропорции его основных компонентов; недостаточно использована активность учащихся.

7 БАЛЛОВ − семь ставится за урок, который соответствовал общепедагогическим требованиям, правильно определены методика и содержание работы на уроке, но студент уделял недостаточно внимания самостоятельной работе учащихся, работе с терминологией, недостаточно стимулировалась активность учащихся; имели место затруднения в создании проблемной ситуации на уроке; домашнее задание дано без инструктивных указаний.

8 БАЛЛОВ − восемь ставится студенту, который показал глубокие знания теории и методики преподавания предмета; выдержаны все требования, предъявляемые к современному уроку умеет правильно распределить время на уроке, сочетается коллективная и индивидуальная работа учащихся, осуществляется дифференцированный подход, используется демократический стиль общения, профессионально грамотно используется наглядность, ТСО и т. д. Допустил 1−2 незначительные ошибки теоретического или методического характера.

9 БАЛЛОВ − девять ставится за урок, который имеет цельную, последовательно реализованную дидактическую цель, характеризуется логическим, психологи ческим и организационным единством; на уроке использовалась поисковая и частично поисковая ситуация, которая моделируется с учетом возраста и уровня развития учащихся, применялись разнообразные методы и приемы обучения, студент придерживался педагогической этики.

10 БАЛЛОВ − десять ставится за урок, на котором наблюдалось уверенное оперирование студентом программным учебным материалом, использование новых технологий, креативный подход к планированию и проведению урока, высокий уровень профессионального мастерства. Студент продемонстрировал высокую педагогическую и речевую культуру.

3.9 Список литературы

3.9.1 Основная литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев. − Избранные психологические труды: В 2-х тт. Т.2. − М.: Педагогика, 1980. − С. 128 − 271.

2. Андреасян, И.М. Учимся учить. Педагогическая практика. Учебное пособие/ И.М. Андреасян. − Минск, Лексис, 2003. − 136 с.

3. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Книга для учителя/ В.А. Бухвалов. − М.: Просвещение, 1993. − 96 с.

4. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования/ В.И. Загвязинский. −М.: Педагогика, 1982. − 160 с.

5. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/ И.А. Зимняя. − М., 1991. − 160 с.

6. Индивидуализация в обучении иностранным языкам: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н.В. Кузьмина. −М.: Высшая школа, 1990. − 119 с.

8. Львова, Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы/ Ю.Л. Львова. − М.: Просвещение, 1985. − 158 с.

9. Маслыко, Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного языка/ Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько. − Минск: Вышэйшая школа, 1996. − 340 с.

10. Наумчик, В.Н. Воспитание творческой личности/ В.Н. Наумчик. — Минск, 1998. − 188 с.

11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272с.

12. Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания/ В.П. Пархоменко. − Минск: НИО, 1994. − 160с.

13. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур/ Е.И. Пассов. − М.: Просвещение, 2000. − 173 с.

14. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения/ И.И. Рыданова. − Минск: Беларуская навука, 1998. − 319 с.

15. Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе/ В.В. Сафонова. − М., 1987. − 115 с.

16. Фридман, Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя/ Л.М. Фридман. − М.: Просвещение, 1984. − 224 с.

17. Упражнения как средства обучения. Часть II: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

18. Формирование грамматических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

19. Формирование лексических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

20. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

21. Цели обучения иностранным языкам: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. — Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40 с.

22. Цыркун, И.И. Методическая инноватика: Научно-методическое пособие/ И.И. Цыркун. − Минск: БГПУ, 1996. − 152 с.

23. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. — 3-е изд. — М.: Филоматис, 2007. — 480 с.

3.9.2 Нормативные документы

  1. Баранова, Н.П. Концепция обучения иностранным языкам в системе непрерывного образования Республики Беларусь / Н.П. Баранова [и др.] // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2002. — № 3. — С. 21 — 28.

  2. Баранова, Н.П. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2009. — № 3. — С. 3 — 12.
  3. Баранова, Н.П. Концепция языкового образования (иностранный язык) в системе общего среднего образования (проект) / Н.П. Баранова, П.К. Бабинская, Н.В. Демченко // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2007. — № 1. — С. 17 — 24.
  4. Вучэбная праграма для агульнаадукацыйных устаноў з беларускай мовай навучання «Замежныя мовы: англійская, нямецкая, французская, іспанская. III-XI классы». — Мн.: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2009. — 132с.
  5. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2003. — № 3. — С. 49 — 59.
  6. Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2009. — № 3. — С. 54 — 64.
  7. Концепция образования и воспитания в Беларуси // Адукацыя і выхаванне. — 1995. — № 6.- С. 113 — 160.
  8. О контроле результатов учебной деятельности учащихся и их аттестации (методические рекомендации по учебным предметам) // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2002. — № 4. — С. 4 — 5.
  9. Образовательный стандарт. Общее среднее образование // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2007. — № 1. — С. 3 — 16.
  10. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III-XI классы // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2009. — № 3. — С. 13 — 27.
  11. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку // Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь. — 2009. — № 3. — С. 36 — 46.
  12. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки: английский, немецкий, французский, испанский. III-XI классы». — Мн.: Национальный институт образования, 2009. — 132 с.

3.9.3 Дополнительная литература

  1. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.

  2. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательсктй центр «Академия», 2004. — 264 с.
  3. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. — Мн.: ТетраСистемс, 2003. — 176 с.
  4. Лявонцьева, Т.П. Камунікатыўны падыход да навучання іншамоўным зносінам. Серыя «Лекцыі выкладчыкаў», № 8 / Т.П. Лявонцьева. — Мн.: МДЛУ, 1994. — 25 с.
  5. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб. пособие] / отв. ред. А.Н. Шамов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ МОСКВА: Восток-Запад, 2008. — 253 с.
  6. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. — М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  7. Пассов, Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея / Е.И.Пассов. — М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006. — 240 с.
  8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 272с.
  9. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе / С.Ф. Шатилов. — Л., 1986. — 223 с.

Дополнения и изменения к учебной программе по методической практике на ________ / ________ учебный год

№№ пп

Дополнения и изменения

Основание

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры теории и практики немецкого языка (протокол № ___ от ____________ 20___ г.)

Заведующий кафедрой

____________________ ________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________ ___________________

(подпись) (И. О. Фамилия)

23

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector