«Педагогика и психология высшей школы»

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

УО «Белорусская государственная академия связи»

________________А.О.Зеневич

« »___________2016 г.

Регистрационный № __________

Учебная программа

по учебной дисциплине для специальностей:

1-53-80-01 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям)

1-98-80-03 Аппаратное и программно-техническое обеспечение информационной безопасности

2016 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для учреждений высшего образования по специальностям второй ступени высшего образования «Педагогика и психология высшей школы», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 18 июля 2011 г., регистрационный № ТД-СГ.019/тип.

СОСТАВИТЕЛИ:

Н.Д. Корчалова, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой__гуманитарных наук_____________________________________________

(название кафедры — разработчика учебной программы)

(протокол № ___ от ____________);

Советом факультета инжиниринга и технологий связи

(протокол № ___ от ____________)

Методист НТО М.Н. Литвинова

Пояснительная записка

Учебный курс «Педагогика и психология высшей школы» является необходимым компонентом подготовки педагогических кадров для высшей школы. Опираясь на курсы «Основы психологии и педагогики» для высших учебных заведений, а также ряда дисциплин социогуманитарного цикла, он сводит в единую систему знания о процессе обучения в учреждениях высшего образования, позволяя проектировать элементы образовательного процесса, а также производить психолого-педагогический анализ конкретных образовательных ситуаций.

Рост интеллектуализации производства, переход к экономике, основанной на знаниях, необходимость инновационного развития общества предъявляют повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров в высшей школе. Повышение качества высшего образования может быть обеспечено через разработку и внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс вузов, обновление содержания и технологий подготовки будущих специалистов с учетом достижений фундаментальных наук и современного производства, динамики рынка труда и требований к развитию профессиональной деятельности. Решение задачи по повышению качества образования в вузе в значительной мере определяется качеством профессорско-преподавательского состава. В этой связи важнейшей становится проблема совершенствования подготовки преподавательских кадров для высшей школы через магистратуру (аспирантуру).

Сказанным обосновывается актуальность изучения учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» студентами магистратуры всех специальностей, направленной на формирование у них готовности к осуществлению в вузе профессионально-педагогической деятельности на высоком научно-методическом уровне, освоению образовательных инноваций и проведению исследований в сфере образования.

Цель курса «Педагогика и психология высшей школы» состоит в формировании у магистрантов системы психологических представлений о динамике, общих и специфических закономерностях процесса обучения в высшей школе, способах и возможностях его реорганизации. В качестве основания для разработки содержания и методического обеспечения курса выделены рефлексивно-аналитическая компетентность, предполагающая, ориентацию магистрантов в поле происходящих трансформационных процессов; овладение современными способами аналитики и описания феноменов учебной и педагогической деятельности, а также проектировочно-конструктивная компетентность, направленная на планирование образовательного процесса, определение стратегии и тактики педагогической и учебной деятельности в высшей школе.

Для отбора содержания психолого-педагогической подготовки магистрантов к преподавательской деятельности в вузе применялись практико-ориентированный подход, в соответствии с требованием которого выделены навыки и формы поведения, спланированы обучающие задачи и порядок их выполнения, а также когнитивный подход, направленный на развитие аналитико-аргументативных способностей обучаемых.

Программа по курсу составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и предполагает разрешение следующих задач.

  • Познакомиться с современными требованиями и основными концептуальными подходами к организации образовательного процесса в вузе.
  • Сравнить способы описания учебной и педагогической деятельности в рамках разных образовательных парадигм.
  • Проанализировать образовательный процесс посредством фиксации педагогических «действий» преподавателя и учебных «действий» студента.
  • Освоить способы проектирования учебного курса (модуля учебного курса), центрированного на организации учебной деятельности студентов.
  • Определять замысел, структуру, содержание, методическое обеспечение курса (модуля учебного курса).
  • Отслеживать соответствие целей, содержания, методов обучения и способов оценивания.
  • Очертить проблемное поле педагогики и психологии высшей школы и определить ее место в системе других научных дисциплин.
  • Охарактеризовать специфику различных подходов в педагогике и психологии высшей школы, в постановке ее проблем и обсуждаемых вопросов, привлекаемых ими методов.
  • Охарактеризовать основные аспекты деятельности студента в вузе: его учебную деятельность, процесс профессионализации, динамику ценностно-смысловой и мотивационной сфер в процессе обучения.
  • Рассмотреть содержание деятельности студента вуза с точки зрения компетентностного подхода.
  • Охарактеризовать педагогическую деятельность преподавателя вуза, обозначить факторы ее эффективности.
  • Представить многообразие современных инновационных подходов к описанию и реформированию современного высшего образования.
  • Определить психологические условия успешности и неэффективности реформирования высшей школы.

В результате освоения данного курса магистрант должен знать:

  • понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы; направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования; передовой педагогический опыт (включая международный) и инновации в сфере высшей школы;
  • современные подходы к анализу образовательных ситуаций;
  • специфику проведения психолого-педагогических исследований;
  • основные формы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, активизации самостоятельной работы студентов, проведения НИРС;
  • эффективные образовательные технологии, подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе на основе электронных средств обучения);

и уметь:

  • конструировать содержание обучения, устанавливать межпредметные связи;
  • использовать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;
  • проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов;
  • организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных особенностей студентов и управлять его качеством:
  • разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (включая электронные средства обучения), средства его диагностики и контроля;
  • устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми участниками образовательного процесса;
  • планировать и осуществлять научные исследования в области педагогики и психологии высшего образования;
  • производить микроанализ образовательного взаимодействия;
  • осуществлять выбор конкретного категориально-понятийного аппарата, позволяющего выстроить продуктивную рефлексивно-аналитическую позицию к образовательным ситуациям, устанавливать границы между различными теоретическими перспективами при анализе образовательных ситуаций;
  • определять цели и порядок аналитической работы, обобщать полученные результаты, осуществлять самоконтроль за производимой аналитической работой.

Количество часов, отводимое на изучение учебной дисциплины:

Программа рассчитана на 122 учебных часа, из них для очной формы получения образования – 52 аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – 34, практических занятий – 18.

Программа составлена для очной формы получения высшего образования.

Формы текущего контроля по учебной дисциплине:

По учебной дисциплине запланированы следующие формы текущего контроля для студентов очной формы получения высшего образования: устный опрос.

Формой текущей аттестации по учебной дисциплине является зачет.

Тематический план учебной дисциплины

Тематический план общеобразовательной дисциплины

«Педагогика и психология высшей школы» (очная форма получения образования)

 

№  п/п

Наименование разделов

Количество аудиторных часов

Количество часов УСР

(управляемой самостоятельной работы)

Лекции

Семинары

Всего

Раздел I

Общие основы педагогики высшей школы

8

4

12

10

Раздел II

Дидактика высшей школы. Основы воспитательной работы в высшей школе

16

8

24

30

Раздел III

Общие основы психологии высшей школы

4

2

6

20

Раздел IV

Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

6

4

10

10

 

Итого

34

18

52

70

 

Содержание учебного материала

Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы

Тема 1.1. Введение в курс «Педагогика высшей школы»

Педагогика высшей школы в системе педагогических наук. Объект, предмет педагогики высшей школы; ее задачи, функции и основные категории. Источники педагогики высшей школы: нормативно-правовые, учебно-методические, документальные, художественные, научно-публицистические и др. Межпредметные и внутрипредметные связи педагогики высшей школы с другими областями научного знания.

Логико-исторический анализ развития высшего образования. Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей ступени образования. Основные тенденции в истории и современном состоянии высшего образования.

Методологические основы педагогики высшей школы. Организация и логика научно-педагогического исследования в области высшего образования. Виды научно-педагогических исследований: фундаментальные и прикладные, пилотажные, лонгитюдные и панельные, монографические. Методы педагогических исследований: методы организации исследований, методы сбора данных, обработки данных, методы интерпретации и оценки. Педагогический эксперимент, опытная работа, обобщение передового педагогического опыта. Сочетание качественного и количественного подходов к изучению педагогических явлений.

Тема 1.2. Система высшего образования в современных условиях

Повышение роли высшего образования на современном этапе социокультурного развития. Внеобразовательные и образовательные тенденции, детерминирующие актуальность модернизации высшего образования. Высшее образование в условиях глобализационных процессов, информатизации и перехода к экономике, основанной на знаниях. Влияние на высшую школу общемировых и европейских интеграционных процессов и динамики рынка труда. Причины возникновения и развития Болонского процесса. Единое европейское пространство как условие повышения качества национальных образовательных систем и увеличения вклада высшего образования в экономическое и инновационное развитие.

Функции высшего образования в современных социально-экономических условиях. Закономерности и принципы развития системы высшего образования, направления его модернизации. Обусловленность целей, содержания и технологий высшего образования современным социально-государственным заказом на подготовку кадров. Фундаментализация образования.

Преемственность, непрерывность и вариативность высшего образования. Динамика традиций и инноваций, сочетание национального и интернационального в совершенствовании системы высшего образования. Система профессиональной подготовки кадров в вузах. Интеграция об-разования, науки и производства как условие повышения качества высшего образования. Компетентностный подход в высшем образовании.

Учреждения образования (высший колледж, институт, академия, университет), обеспечивающие получение высшего образования, их задачи. Университетизация высшей школы. Современный университет и его социокультурная миссия.

Послевузовское образование как условие непрерывного образования. Сущность, содержание и особенности подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Самообразование в системе непрерывного профессионального образов.

Раздел II. Дидактика высшей школы. Основы воспитательной работы в высшей школе

Тема 2.1. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы. Сущность, структура, движущие силы, функции процесса обучения в высшей школе. Преподавание: сущность, структура и основные компоненты. Учение как деятельность студента в образовательном процессе.

Проектирование целей и содержания обучения студентов.

Блочно-модульный и компетентностный подходы в проектировании содержания высшего профессионального образования. Социально-гуманитарный, естественнонаучный, общепрофессиональный и специальный блоки в содержании высшего образования и их роль в профессиональной подготовке специалиста.

Понятие о специальности, специализации, квалификации и компетенции. Образовательные стандарты в области высшего образования, их структура и функции; учебно-планирующая документация, определяющая содержание образования (учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия).

Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регулятивы преподавательской деятельности.

Факторы и условия, определяющие продуктивность процесса обучения.

Тема 2.2. Основные методы, формы и средства обучения в вузе

Понятие и сущность методов и приемов обучения в вузе. Классификации методов обучения. Традиционные и активные методы обучения в высшей школе. Методы контекстного обучения в вузе.

Условия, определяющие выбор и сочетание методов обучения.

Лекционно-семинарская система обучения в вузе. Становление и развитие лекционной формы обучения. Лекция как метод и ведущая форма организации учебного процесса в вузе. Функции и требования к подготовке и проведению лекции. Классификации современной лекции по различным основаниям. Критерии отбора лекционного учебного материала. Содержание и структура лекции. Факторы, повышающие эффективность лекционной формы обучения. Оценка качества лекции. Педагогическое взаимодействие лектора-преподавателя с аудиторией.

Семинарское занятие как важнейшая форма углубления теоретических знаний и формирования профессиональных умений. Виды, структура и формы организации семинарских занятий. Спецсеминары и просеминары. Практические занятия и практикумы. Требования к их организации и проведению.

Лабораторные занятия как форма закрепления и применения знаний, формирования и совершенствования практических умений.

Понятие о средствах обучения. Классификации средств обучения. Дидактические функции средств обучения. Педагогические требования, предъявляемые к средствам обучения в высшей школе. Компьютерные и телекоммуникационные средства в учебном процессе вуза, их дидактические возможности. Электронные учебные курсы и электронные учебники; педагогические принципы и технологии их разработки.

Понятие учебно-методического комплекса как средства обучения и его составные компоненты: учебные программы, учебники, учебно-методические пособия, практикумы и сборники задач, справочная и хрестоматийная литература, наглядные пособия, методы (технологии) обучения и др. Электронный учебно-методический комплекс.

Тема 2.3. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

Понятие о самостоятельной работе студентов, ее виды и уровни. Управляемая (контролируемая) самостоятельная работа; принципы, формы, способы и дидактические требования к ее организации. Самообразование как высший уровень самостоятельной работы студентов.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Использование электронных средств в рациональной организации самостоятельной работы. Соответствие содержания и форм самостоятельной работы, ее учебно-методического и информационного обеспечения современным требованиям подготовки выпускников и особенностям их будущей профессиональной деятельности. Тестирование как средство управления самостоятельной работой и ее контроля.

Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в подготовке будущего специалиста. Формы и способы организации НИРС в вузе. Связь учебной, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности студентов в учебном процессе. Роль совместной научно-исследовательской работы студентов и преподавателей (научных сотрудников) в развитии вузовской науки.

Курсовое и дипломное проектирование как вид самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Различные виды практик в системе профессиональной подготовки студентов в вузе, их цели, задачи, содержание. Анализ и оценка результатов практики студентов. Особенности организации и содержания практики магистрантов и аспирантов. Специфика организации и содержания педагогической практики на различных этапах образовательного процесса в вузе.

Требования к организации курсового и дипломного проектирования и студенческих практик, обеспечивающие самостоятельное выполнение студентами актуальных учебно-исследовательских задач (заданий) прикладного характера.

Тема 2.4. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе

Технологизация образовательного процесса вуза как средство повышения эффективности и качества профессиональной подготовки студентов. Понятие о педагогической (или образовательной) технологии. Классификации современных педагогических технологий. Критерии эффективности педагогических технологий.

Педагогические технологии эффективного формирования профессиональных компетенции. Технологии проблемного, модульного обучения, технология обучения как учебного исследования, коммуникативные технологии («мозговой штурм», групповая дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты и др.), игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры), проектные технологии, технология анализа социально-производственной ситуации (кейс-технология) и др.

Информатизация образовательного процесса вуза. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе, основанные на применении компьютерных и мультимедийных средств. Электронное обучение, его преимущества и ограничения. Дидактические требования к разработке и использованию средств компьютерного обучения: электронный учебный курс (на модульной основе), электронный учебник, аудио-, видеоситуации профессиональной направленности, электронные консультации, компьютерное тестирование и др. Разработка мультимедийного сопровождения учебного процесса. Дистанционное обучение в вузе. Сетевые образовательные платформы и дидактические условия их эффективного применения в учебном процессе. Использование Интернет-ресурсов в учебном процессе. Интерактивное обучение с оперативной обратной связью (интернет-форум и др.).

Тема 2.5. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза

Инновация как новшество и нововведение. Система нововведений в высшем образовании как средство обновления содержания образовательных программ и повышения качества профессиональной подготовки студентов. Основные задачи инновационных процессов в высшем образовании: изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта; внедрение в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования. Методика и этапы обобщения и внедрения передового педагогического опыта. Управление внедрением педагогических инноваций. Анализ и оценка вводимых педагогических инноваций, создание условий для их успешного использования.

Инновационная педагогическая деятельность преподавателя. Мотивация инновационной деятельности преподавателя. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности преподавателя.

Тема 2.6. Сущность процесса воспитания в вузе

Воспитание как социально-педагогическое явление. Цели, задачи и сущностные характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе. Воспитание как процесс формирования нравственно, интеллектуально и физически развитой личности выпускника, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества. Создание в вузе условий для эффективного формирования у студентов социально-профессиональной компетентности и мобильности, способствующих адаптации выпускников к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Функции, структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы процесса воспитания студентов. Основные педагогические условия и требования к организации воспитательного процесса, обеспечивающие его качество и эффективность.

Этапы и содержание процесса воспитания. Специфика содержания воспитания в условиях аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Воспитательный потенциал цикла социально-гуманитарных дисциплин. Основные направления воспитательной деятельности в вузе (идеологическое, гражданское, нравственное, экологическое, семейное, поликультурное воспитание, формирование здорового образа жизни, культуры трудовой и профессиональной деятельности).

Многообразие средств воспитания, их ключевые функции (наглядная, стимулирующая, инструментальная и др.) и характеристика. Организационные формы воспитания; их многообразие и общая характеристика.

Активные формы и методы воспитания, обеспечивающие вовлеченность студентов в социально значимую деятельность и приобретение ими опыта самостоятельного разрешения социально-профессиональных и личностных ситуаций (деловые и ролевые игры, проекты, участие в органах управления вузом, волонтерская работа, дискуссии и дебаты по социальной тематике и др.).

Условия и факторы отбора и сочетания методов, средств и форм воспитания в конкретной педагогической ситуации (коллективе).

Решение задач воспитания в процессе учебной деятельности. Содержательно-технологическая взаимосвязь активных аудиторных (учебных) и внеаудиторных (воспитательных) средств как условие эффективности образовательного процесса.

Самовоспитание, саморазвитие, самореализация личности студента. Структура и функции самовоспитания. Создание условий в вузе для самореализации личности студента. Формирование у будущих специалистов потребностей к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Раздел III. Общие основы психологии высшей школы

Тема 3.1. Предмет, задачи и методы психологии высшей школы

Предпосылки возникновения психологии высшей школы: история развития университетского образования; трансформация психологических представлений о границах возрастного развития, школа Б.Г. Ананьева. Миссия университета в современном обществе. Традиционный и инновационный подходы в психологии высшей школы. Основные направления развития психологии высшей школы. Психология высшей школы в системе психологических и смежных дисциплин. Методы психологии высшей школы и их специфика.

Тема 3.2. Психологические модели процесса обучения

Психолого-педагогические модели процесса обучения (Дж. Брунер, К. ДЖ. Джерджен, М. Мид, П. Ганье).

Соотношение обучения и развития в рамках организованного процесса обучения. Базовые антиномии теорий обучения: индивидуальная свобода vs общественный порядок; внутренние задатки vs внешние орудия в овладении деятельностью; конкретно-специфические vs универсальные моменты культуры. «Эксплицитные» и «имплицитные» теории образования как регулятивы процесса обучения. Принципы культурно-исторической теории образования: культурная относительность, внешние и внутренние ограничения, конструктивизм, взаимодействие, экстериоризация, инструментализм, институциональность, активность личности, гуманистичность.

Тема 3.3. Субъекты образовательного процесса в высшей школе

Характеристика личности студента и преподавателя как субъектов образовательного процесса вуза. Субъект-субъектные отношения в образовательном процессе.

Проблема соотношения общего и профессионального развития личности студента. Структура, этапы и условия успешного профессионального самоопределения и становления студента в вузе. Развитие профессионального самосознания и профессиональной направленности студента в образовательном процессе вуза. Профессиональная Я-концепция. Проблема профессиональной пригодности.

Проблема мотивации студента в образовательном процессе вуза. Психологические особенности трансформации познавательных мотивов в профессиональные мотивы, потребности и интересы. Компетентностно ориентированное вузовское образование. Условия и способы развития у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенции. Условия эффективной адаптации студентов к образовательному процессу вуза.

Профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы как воспитателю, преподавателю, методисту и исследователю.

Раздел IV психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

Тема 4.1. Учебная деятельность студента вуза

Учебная деятельность как особый вид деятельности. Психолого-педагогические подходы к пониманию учебной деятельности (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).

Специфика учебной деятельности студента вуза (А.М. Матюшкин, В.Я. Ляудис, В.А. Якунин): операционно-действенный, субъектный, мотивационный подходы. «Знание» и «метазнание» в структуре учебной деятельности. Структура учебной деятельности; виды и функции учебной деятельности. Этапы формирования учебной деятельности студента вуза. Критерии сформированности учебной деятельности. Саморегуляция учебной деятельности. Место и роль педагога и знания в различных моделях учебной деятельности. Практическая операционализация теорий учебной деятельности как основа организации учебного процесса. Управление и самоуправление учебной деятельностью. Условия, обеспечивающие развитие у студентов готовности к самообучению и непрерывному самообразованию в течение жизни.

Формирование у студентов способов учебной деятельности в информационной среде.

Развитие творческого мышления студентов в учебной деятельности. Критерии творческого мышления. Стимулирование творческой деятельности студентов. Проектная деятельность как условие обучения студентов творчеству.

Тема 4.2. Психологические основы педагогической деятельности в вузе

Цели и функции педагогической деятельности преподавателя вуза, ее структура и содержание. Контроль и его формы в педагогической деятельности преподавателя. Виды, уровни и критерии оценки педагогической деятельности.

Психологические условия эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы: профессиональные знания, умения, навыки, способности; имидж; личностные качества, характеристика самосознания (направленность личности, особенности ценностно-смысловой сферы).

Профессиональная рефлексия педагогической деятельности как ключевой элемент ее эффективности. Мотивация к самосовершенствованию. Коммуникация в системе «преподаватель — студент». Характеристика коммуникативных позиций в системе «преподаватель — студент». Способы и средства организации конструктивной коммуникации.

Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность как психологическая сущность профессионального мастерства. Творческий потенциал преподавателя и его развитие в процессе самообразования. Педагогическая культура преподавателя, этика и эстетика педагогического труда.

Тема 4.3. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе

Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания. Особенности социализации современной студенческой молодежи и характеристика ее ценностных ориентации. Информационная культура студента и условия ее формирования.

Межкультурная коммуникация. Условия, обеспечивающие развитие поликультурной компетентности студентов.

Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы. Диагностика межличностных отношений студентов в группе. Групповое взаимодействие студентов и управление им на основе самоуправления студентов.

Стили педагогического управления. Индивидуальный стиль деятельности и общения субъектов образовательного процесса и его учет в управленческой деятельности. Пути сотрудничества всех участников образовательного процесса. Вовлечение студентов в работу органов управления вуза и управление качеством профессиональной подготовки.

Учебно-методическая карта учебной дисциплины (заочная форма получения образования)

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Литература

Формы контроля знаний

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятель-

ная работа

1

2

3

4

5

6

7

Педагогика и психология высшей школы (52 ч)

34

18

70

1

Общие основы педагогики высшей школы (12 ч)

8

4

10

Лит. по I разделу

1.1

Введение в курс «Педагогика высшей школы»

— Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.

— Объект, предмет педагогики высшей школы; ее задачи, функции и основные категории.

— Основные тенденции в истории и современном состоянии высшего образования.

— Методологические основы педагогики высшей школы.

4

2

5

Осн. лит.

(1, 2, 10)

Доп. лит.

(1, 2, 7)

Опрос,

краткие сообщения

1.2.

Система высшего образования в современных условиях

— Роль высшего образования на современном этапе социокультурного развития.

— Закономерности и принципы развития системы высшего образования, направления его модернизации.

— Основные тенденции и принципы модернизации высшего образования.

— Организация высшего образования. Уровни и учреждения высшего образования.

4

2

5

Осн. лит.

(3, 4, 9)

Доп. лит.

(5, 7, 8)

Опрос,

краткие сообщения

2.

Дидактика высшей школы. Основы воспитательной работы в высшей школе (24 ч)

16

8

30

Лит. по II разделу

2.1.

Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

— Предмет, задачи и основные понятия дидактики высшей школы.

— Проектирование целей и содержания обучения студентов.

— Закономерности и принципы обучения.

— Факторы и условия, определяющие продуктивность процесса обучения.

4

4

Осн. лит.

(2, 5, 10)

Доп. лит. по разделу

(4, 10, 12, 13, 14)

Опрос,

краткие сообщения

2.2.

Основные методы, формы и средства обучения в вузе

— Методы обучения в вузе. Классификации методов обучения.

— Принципы и правила отбора методов обучения в высшей школе.

— Характеристика основных методов обучения.

— Средства обучения и их характеристика.

4

2

10

Осн. лит.

(1, 5, 8 )

Доп. лит. по разделу

(1-3, 6-9, 11)

Опрос,

краткие сообщения, круглый стол

2.3.

Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

— Понятие о самостоятельной работе студентов, ее виды и уровни.

— Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

— Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в подготовке будущего специалиста. Виды и формы НИРС.

2

2

4

Осн. лит.

(4, 7, 9)

Доп. лит.

(14, 15, 19)

Опрос,

выборочная проверка конспектов

2.4.

Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе

— Сущность и направления технологизации образовательного процесса вуза.

— Педагогические технологии эффективного формирования профессиональных компетенции.

— Информатизация образовательного процесса вуза.

2

2

2

Осн. лит.

(1, 4, 10)

Доп. лит. по разделу

(3, 4, 15, 19)

Опрос,

краткие сообщения

2.5.

Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза

— Инновация как новшество и нововведение.

— Управление внедрением педагогических инноваций.

— Инновационная педагогическая деятельность преподавателя.

2

1

5

Осн. лит.

(4, 8)

Доп. лит. по разделу

(11-13, 19)

Опрос,

Выборочная проверка конспектов,

краткие сообщения

2.6.

Сущность процесса воспитания в вузе

— Характеристики и особенности воспитательного процесса в вузе.

— Функции, структура воспитательного процесса.

— Этапы и содержание процесса воспитания.

— Методы, формы и принципы организации воспитательной работы в вузе.

2

1

5

Осн. лит.

(1, 10)

Доп. лит. по разделу

(1, 5, 13, 18)

Опрос

3.

Общие основы психологии высшей школы (6 ч)

4

2

10

Лит. по III разделу

3.1.

Предмет, задачи и методы психологии высшей школы

— Предпосылки возникновения психологии высшей школы.

— Традиционный и инновационный подходы в психологии высшей школы.

— Основные направления развития психологии высшей школы.

— Психология высшей школы в системе психологических и смежных дисциплин.

-Методы психологии высшей школы и их специфика.

2

4

Осн. лит.

(7, 8)

Доп. лит. по разделу (1, 6, 9, 11)

Опрос,

краткие сообщения

3.2.

Модели процесса обучения

— Психолого-педагогические модели процесса обучения.

— Соотношение обучения и развития в рамках организованного процесса обучения.

— Базовые антиномии теорий обучения.

— «Эксплицитные» и «имплицитные» теории образования как регулятивы процесса обучения.

— Принципы культурно-исторической теории образования.

1

1

3

Осн. лит.

(3, 4, 7)

Доп. лит. (1-3, 7, 11)

Опрос

3.3.

Субъекты образовательного процесса в высшей школе

— Студент и преподаватель как субъекты образовательного процесса в высшей школе.

— Проблема соотношения общего и профессионального развития личности студента.

— Профессионализация студента в вузе.

— Профессионально обусловленные требования к педагогу высшей школы.

1

1

3

Осн. лит.

(2, 6, 7, 8)

Доп. лит. (1, 5, 10, 13)

Опрос,

краткие сообщения

4.

Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе (10 ч)

6

4

10

Лит. по IV разделу

4.1.

Учебная деятельность студента вуза

— Учебная деятельность как особый вид деятельности.

— Психолого-педагогические подходы к пониманию учебной деятельности.

— Учебная деятельность студента вуза.

— Структура учебной деятельности; виды и функции учебной деятельности.

— Этапы формирования учебной деятельности студента вуза. Критерии сформированности учебной деятельности.

— Саморегуляция учебной деятельности.

2

2

4

Осн. лит.

(7, 8)

Доп. лит. (1, 3-5, 8, 10, 11)

Опрос,

краткие сообщения

4.2.

Психологические основы педагогической деятельности в вузе

— Структура и содержание педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

— Контроль, его формы и границы в педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

— Психологические факторы эффективности педагогической деятельности преподавателя высшей школы.

— Профессиональная рефлексия педагогической деятельности.

2

2

4

Осн. лит.

(7, 8, 9)

Доп. лит. (6-8, 12)

Опрос,

краткие сообщения

4.3.

Психологические основы воспитания и управления в высшей школе

— Психологические особенности студенческого возраста и их учет в организации процесса воспитания.

— Межкультурная коммуникация.

— Психологические аспекты воспитательной деятельности куратора академической группы.

— Стили педагогического управления в воспитательном процессе в высшей школе.

2

2

Осн. лит.

(4, 6, 9)

Доп. лит. (2, 6, 7, 9)

Опрос,

краткие сообщения

Информационно-методическая часть Перечень рекомендуемой литературы Основная:

  1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А. А. Андреев. – М., 2002.
  2. Березовин, Н. А. Педагогика высшей школы: теория. Хрестоматийные тексты. Творческие задания: учеб.-метод, пособие для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов: в 3 ч. / Н. А. Березовин, О. Л. Жук, Н. А. Цырельчук. – Минск, 2009.
  3. Бурдье, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / П. Бурдье, Ж.-К. Пассрон. – М., 2007.
  4. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск, 2002.
  5. Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редколл.: М. А. Гусаковский (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2006.
  6. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Л. Кандыбович. – Минск, 2003.
  7. Матюшкин, А. М. Актуальные вопросы психологии в высшей школе / А. М. Матюшкин. – М., 1977.
  8. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. – М., 2004.
  9. Теоретические вопросы образования : хрестоматия. В 3-х ч. / Под ред. А.А. Полонникова. Минск : БГУ.
  10. Чернилевский, Д. В. Педагогика высшей школы / Д. В. Чернилевский, О. К. Филатов. – М., 2005.

Дополнительная (литература к разделам)

Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы

  1. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М., 1995.
  2. Коммуникативный поворот современного образования. – Минск, 2004.
  3. Новиков, А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей / А. М. Новиков. – М., 2010.
  4. Пионова, Р. С. Педагогика высшей школы: учеб, пособие / Р. С. Пионова. – Минск, 2002.
  5. Попков, В. А. Теория и практика высшего образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М., 2005.
  6. Сорокопуд, Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. – Ростов н/Д., 2011.
  7. Яновский, О.А. Университетоведение / О.А. Яновский [и др.]. – Минск, 2001.
  8. Ясперс, К. Идея университета / К. Ясперс. – Минск, 2006.

Раздел II. Дидактика высшей школы. Основы воспитательной работы в высшей школе

  1. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб.-метод. пособие / А. И. Жук, Н. Н. Кошель. – Минск, 2004.
  2. Василейский, С.М. Лекционное преподавание в высшей школе / С.М. Василейский. – Самара, 1959.
  3. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В. Величко [и др.]. – Минск, 2001.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М., 2008.
  5. Леднев, В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В. С. Леднев. – М., 2002.
  6. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2003.
  7. Метод case-study. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2011.
  8. Методический портфолио университетского преподавателя. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2012.
  9. Методы активного обучения. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2003.
  10. Новиков, А. М. Методология учебной деятельности / А. М. Новиков. – М., 2005.
  11. Оценивание: образовательные возможности. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2006.
  12. Обучающиеся преподаватели в изменяющемся университете. Материалы третьей международной научно-практической. – Минск, 2002.
  13. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / Е. П. Белозерцев [и др.]. – М., 2004.
  14. Попков, В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пос. для студентов высших педагогический учебных заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М., 2001.
  15. Программа учебного курса как путеводитель для студента и преподавателя. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2008.
  16. Работа с текстом Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2003.
  17. Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». – Минск, 2007.
  18. Шумская, Л. И. Диагностика воспитательного процесса в вузе: учеб, пособие / Л. И. Шумская. – Минск, 2010.
  19. Штойер, Э. Как управлять изменениями в образовании: техники принятия решений и стратегии развития персонала / Э. Штойер. – Минск, 2004.

Раздел III. Общие основы психологии высшей школы

  1. Джерджен, К. Дж. Социальное конструирование и педагогическая практика / К. Дж. Джерджен // Социальный конструкционизм: знание и практика: Сб. статей / К. Дж. Джерджен. – Минск, 2003. – С. 116-144.
  2. Дискурс университета – 2013. Образовательные практики и метафоры обновления : материалы международ. науч.-практ. конф., Минск, 24–25 окт. 2013 / Белорусский государственный университет. – Минск, 2013.
  3. Дискурс университета: материалы Международных научно-практических конференций (Минск, 2010, 2011 гг.); под ред. А. А. Полонникова. – Минск, 2011.
  4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э Э. Сыманюк. – М., 2005.
  5. Инновационные методы обучения в гражданском образовании / В.В. Величко [и др.]. – Минск, 2001.
  6. Коммуникативный поворот современного образования. – Минск, 2004.
  7. Коржуев А.В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А.В. Коржуев. – М., 2003.
  8. Ортега-и Гассет Х. Миссия университета / Х. Ортега-и Гассет. – Минск, 2004.
  9. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование. – Минск, 2013.
  10. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С.Д. Смирнов. – М., 2004.
  11. Университет в перспективе развития / Под ред. А.М. Корбута. – Минск, 2007.
  12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М., 2002.
  13. Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога / М.П. Щетинин. – М., 1986.
  14. Ясперс К. Идея университета / К. Ясперс. – Минск, 2006.

Раздел IV. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе

  1. Брунер, Дж. Культура образования / Дж. Брунер. – М., 2006.
  2. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Г. Х. Валеев. – Стерлитамак, 2002.
  3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М., 1991.
  4. Гичан, И. С. Психология профессионального становления специалиста / И. С. Гичан. – Киев, 1997.
  5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на Дону, 1996.
  6. Матушанский, Г.У. Информационно-технологическая подготовка преподавателей высшей школы как средство развития их профессионально важных качеств / Г.У. Матушанский // Психологическая наука и образование. – 2001. – №3. – С.80-87.
  7. Полонников, А.А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / А.А. Полонников. – Минск, 2011.
  8. Университет как центр культуропорождающего образования / Под ред. М.А. Гусаковского. – Минск, 2004.
  9. Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психодидактические основы преподавания / Ю.Г. Фокин. – М., 2000.
  10. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. – М., 1989.
  11. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин. – СПб., 1999.
  12. Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке учителей / Т.С. Яценко. М., 1987.

Планы семинарских занятий

Тема. Учебная деятельность студента вуза

1. Сопоставительный анализ целевых основ различных теорий учебной деятельности.

2. Образовательные эффекты при различных способах организации учебной деятельности студента.

3. Рамочные условия организации процесса обучения, ориентированного на те или иные модели учебной деятельности.

Тема. Педагогическая деятельность преподавателя вуза как фактор организации учебной деятельности

1. Позиция преподавателя при операционно-действенном полагании учебной деятельности.

2. Позиция преподавателя при субъектно-формирующем полагании учебной деятельности.

3. Позиция преподавателя при проектном полагании учебной деятельности.

Тема. Психологические ограничения реформирования высшей школы

1. Имплицитные теории образовательного процесса студентов и преподавателей.

2. Социальные репрезентации «реформирования» образования.

Тема. Компетентностный подход к профессиональному обучению в вузе

1. Модели компетенций выпускника вуза и запрос рынка труда.

2. Проблемы нормирования компетенций выпускника.

3. Профессиональная и академическая компетентность студента.

Тема. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе

1. Педагогическое воздействие и ключевые условия его осуществления.

2. Естественная установка сознания в области образования.

3. «Доверие» как правило организации взаимодействия преподавателя и студента.

4. Правила образовательных взаимодействий (на примере работы с учебным текстом).

Тема. Ролевой анализ образовательного взаимодействия

1. Первичные и вторичные фреймы как основа образовательного взаимодействия.

2. Фрейм-анализ лекции.

Тема. Зарубежный опыт анализа образовательного взаимодействия

1. Образование как коммуникативная игра.

2. «Нормальная» и парадоксальная коммуникация в образовательных ситуациях. Определение себя и другого в образовательной коммуникации.

3. Образовательный дискурс и его правила.

Тема. Методы активного обучения в высшем образовании

1. Методы активного обучения: основные идеи, формы, способы организации занятий.

2. Распределение ролей участников процесса обучения, эффекты обучения.

3. Границы применения МАО в высшей школе.

Тема. Метод проектов в высшей школе

1. Метод проектов: история возникновения, обоснование.

2. Организация процесса обучения, позиции участников процесса обучения.

3. Границы применения метода проектов.

Тема. Экспертиза в высшей школе

1. Задачи экспертизы в высшей школе.

2. Позиции экспертов.

3. Методы экспертизы.

Перечень средств диагностики результатов учебной деятельности

Для диагностики результатов учебной деятельности студентов очной формы получения образования по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» используются следующие формы:

  • индивидуальные задания;
  • подготовка презентаций выступления студентов на семинарах по разработанным темам и выполненным индивидуальным заданиям;
  • зачет.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

Название учебной

дисциплины,

с которой

требуется согласование

Название

кафедры

Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

учреждения высшего

образования по учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и

номера протокола)

Пр.№__ от ____ 201__г.

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

на _____/_____ учебный год

п/п

Дополнения и изменения

Основание

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

_____________________________ (протокол № ____ от ________ 201_ г.)

(название кафедры)

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(ученая степень, ученое звание) (подпись) (И.О.Фамилия)