Закономерности развития мотивации изучались многими отечественными психологами

Мотивация учения школьника и её развитие.

Мотивация учения- система мотивов, побуждающих деятельность учения. Эта мотивация основана на потребности в овладении знаниями, умениями и навыками, на потребности познавать явления окружающей действительности.

Закономерности развития мотивации изучались многими отечественными психологами.

— А.Н. Леонтьевв статье «Психологические вопросы сознательности учения», говорит о том, что для более эффективного понимания детьми жизненного значения знаний необходимо перевести объективно значимое в личностно значимое, т. е., понять значимость знаний с позиции самих учащихся.

— Н.Ф. Добрыниндля решения данной проблемы предлагает показывать практическую значимость знания. Необходимо, чтобы учащиеся на уроках решали больше практически жизненных задач.

— В 50-х гг. формирование мотивации учения рассматривалось в рамках исследований по воспитанию положительного отношения к учению: (В.И.Самохвалова, М.Н. Волокитина).Данные авторы говорили о том, что учителя должны формировать радость от учения, а не постоянно наказывать отметкой ученика. Ребенок, как и взрослый, не может постоянно жить в режиме «Нельзя!» (нельзя разговаривать на уроке, нельзя вставать, когда хочется, нельзя спросить и т. д.) В таких случаях у ученика не будет радости от учения, а это сигнал неблагополучия.

— В исследовании М.В. Матюхинойобнаружилось, что успешно можно формировать учебно-познавательную мотивацию, с помощью мотива и цельи деятельности. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т. е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Как правило, движение идет от цели к мотиву. При этом учителя не учитывают, что учащиеся плохо владеют умением целеполагания. Очень важно, чтобы дети не только получали «готовые» цели от учителя, но и принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условии их достижения.

8 стр., 3985 слов

Учение. Природа. Цели. Средства. Мотивы учения и их динамики

... мотивов. Формы выражения мотивов учения должны находиться в ноле зрения учителя; по ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика. Но затем желательно ... , с которыми связыва­ются мотивы учебной и трудовой деятельности. Основные цели учения: Совершенствование практических навыков должностных лиц, руководства (специалистов) комиссии по предупреждению ...

— Е.Ш. Сапожниковутверждает, что оценке должны подлежать не только результаты труда ребенка, но и его отношение к этому труду.

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и могла использоваться для экспресс-диагностики. Назовем пять таких блоков.

8 стр., 3772 слов

Мотивы учебной деятельности

... товарищей, занять определенное положение в классе). Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельность, её процессом и содержанием, не занимают ведущего ... потребность и мотивы учения. Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и ...

«ВИДЫ МОТИВОВ»

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятель-ности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
 — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
 — СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.

Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
 — ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доми-нировать в коллективе и т. д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

18 стр., 8887 слов

Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников

... в целом [17]. Структура учебной деятельности включает: ) мотивы; ) учебные задачи; ) учебные действия; ) действия контроля; ) действия оценки. Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Для ... к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники ...

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

ВНЕШНИЕ МОТИВЫпроявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т. д.
Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т. д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

19 стр., 9392 слов

Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха студента в учебной деятельности

... ответственности за успех и неудачу в совместной деятельности и общении. 1.2 Мотивация достижения в учебной деятельности студентов Мотивация ... внутренние детерминанты такие, как "нежелание", "лень", "отсутствие интереса". Все остальные сослались на внешние обстоятельства - от банальной ... условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. ...

Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.

Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

11 стр., 5145 слов

Как современная система отметок стимулирует учебно-познавательную деятельность учеников

... , чтобы учебно-познавательная задача, сохраняя уровни трудностей и, таким образом, опасность возможных неудач одних детей, все же вела их к успеху, от маленького успеха к ... о нем товарищей, учителей. При формировании внутренней содержательной самооценки учеником своей учебной деятельности особое значение приобретает раскрытие школьнику смысла, цели учения, образования ...

Развитие учебной мотивации

До школы

Одним из основных проявлений полноценного развития личности ребенка является наличие у него познавательных потребностей. Однако, это не означает наличие учебной мотивации, т.к.: во-первых, это еще не интерес к овладению учебными предметами, так как у дошкольника нет о них представления; во-вторых, данное обстоятельство не означает, что на базе познавательных потребностей автоматически разовьется учебная мотивация.

Поступление в школу

Новое положение в обществе создает основу для образования широких социальных мотивов. Эти мотивы обеспечивают ответственное отношение ребенка к учению в начале его школьной жизни.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector