Задания для самостоятельной работы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

Филологический факультет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. _________________________

Наименование образовательной программы, профиля: Направление подготовки «050100_62-09-1234-2362 Педагогическое образование», профиль подготовки «Иностранный язык»

Год обучения, группа: 2012-2013 уч.г., 26, 27, 28 группа

Семестр: 3

Наименование дисциплины: «Профессиональная этика»

Количество аудиторных часов на дисциплину: 36

Форма отчётности:реферат

Ф.И.О. преподавателя: к.ф.н., ст.преподаватель Ирина Александровна Берендеева

Утверждено на заседании кафедры _____сентября 20____г. протокол №_____

Аудиторные занятия

Виды занятий Формы работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
Лекции Посещение занятия 1,5  
Посещение занятия 1,5  
Посещение занятия 1,5  
Практические занятия  
Тема практического занятия Формы работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
Профессиональная этика как наука.   Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Мораль в жизни и профессии человека. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Моральные и этические учения.

 

Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Основные категории этики в контексте профессиональной принадлежности человека. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Профессионально-этический кодекс: сущность, цели, задачи. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Особенности общения и взаимодействия в профессиональной среде. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Этика делового общения. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос.

Дополнение к ответу. Участие в дискуссии.

0,5     0,5  
Педагогическая культура и этика профессиональной деятельности. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  
Морально-этические проблемы современной молодежи. Посещение занятия. Работа на практическом занятии: ответ на теоретический вопрос. Дополнение к ответу. Участие в дискуссии. 0,5     0,5  

Самостоятельная работа

Тема Форма работы Максимальное количество баллов Модуль (аттестация) Отметка о выполнении
По всему курсу Выполнение творческой задачи 0-6 1, 2, 3
По всему курсу Работа с таблицей 0-4 1, 2, 3
По всему курсу Аналитическая работа с источником 0-5 1, 2, 3
По всему курсу Выполнение письменного задания 0-6 1, 2, 3
По весму курсу Выполнение контрольной работы 0-8,5
По всему курсу Составление терминологического словаря 0-8
По всему курсу Выполнение реферата 0-10
По всему курсу Тестирование 0-12

Задания для самостоятельной работы

Выполнение творческой задачи

Методические указания к выполнению:поразмышляйте над указанными выражениями, сделайте свой выбор в пользу одного из двух и письменно аргументируйте свой выбор.

1. Рассудите:

  • «Человека образуют обстоятельства» (Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения);
  • «Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств» (Балашов Л.Е.).

2. Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

  • «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст);
  • «Знание – сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» – Э. Теллер).

3. Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

  • «…ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24);
  • «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В.О.Ключевский).

4. Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

  • Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно

(неизвестный автор);

  • Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят

власть (Б. Шоу).

5. Кто, по вашему мнению, прав и почему?

  • М. Монтень: «Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть,

предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один – единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми – вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста… и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню». (Опыты, гл. XX);

  • Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о

смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Этика).

6. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона «Гений – это терпение». С другой стороны, В.Г. Белинский писал: «Гений не есть, как сказал Бюффон,

терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности». Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

7. Какое из двух мнений вас больше устраивает? Почему?

  • «Не в силе правда, а в правде сила»;
  • «Кто сильнее, тот и прав» (вариант: «Сильный всегда прав»).

Аналитическая работа с источником

Методические указания к выполнению:Прочитайте предложенные фрагменты текстов, проанализируйте позицию автора, а затем сформулируйте свою точку зрения по вопросу. Выполните задания к тексту. Все свои умозаключения в виде тезисов зафиксируйте в тетрадь.

  1. Шрейдер Ю. А. Лекции по этике. – М., 1994. – С. 54. (Ю. А. Шрейдер – современный российский философ).

Мораль тем сильна, что формулирует абсолютные запреты, которые не следует преступать никогда. Иначе это не мораль, а беспомощный призыв быть хорошими…

Когда человек попадает в этически напряженную ситуацию, понимая, что ему предстоит нелегкий и опасный выбор, очень полезно заранее определить для себя, чего не следует делать ни в коем случае. Здесь нужен не конкретный расчет вариантов, а ясное понимание, что «я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать». Такая предварительная установка очень помогает не сделать непоправимый выбор, которого человек впоследствии будет стыдиться.

Хорошие варианты могут подвернуться по дороге, но они легче придут в голову, если будет прочно отсечено все, что абсолютно не дозволено делать. Если ты поставил себя в недвусмысленную позицию по отношению к злу, то добро найдет тебя само. Главное — избавиться от искушения в том, что в силу обстоятельств то или иное зло может быть оправдано. Это самая распространенная и самая опасная приманка. Более того, сущность зла в том, что оно маскируется под добро, под то, что в данных условиях выглядит лучшим выходом.

Вопросы и задания к тексту:1. Определите главную идею фрагмента. В каких словах текста вы находите подтверждение вашего мнения? 2. Что дает автору основание подчеркивать значимость установки «…я этого не сделаю никогда, хотя это мне будут настойчиво предлагать»? О каком непоправимом выборе говорит ученый? Что значит «непоправимый»? 3. Как вы поняли слова: «…добро найдет тебя само»? В каком случае это может произойти? Поясните на примере. 4. От какого искушения призывает избавиться ученый, размышляя о нравственном выборе человека? В чем коварство этого искушения? 5. Что значит — зло маскируется под добро? Встречались ли вы с такой ситуацией? Чем руководствовались в ее разрешении? 6. Изучаемый текст назван «Сила морали». В чем же состоит ее сила?

 

  1. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения. — М., 1988. – Т. 2. – С. 48. (К. Д. Ушинскийрусский педагог, писатель).

Нравственность и свобода — два такие явления, которые взаимообусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть, если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие.

Вопросы и задания к тексту:1. Какое действие автор называет нравственным? 2. Какими являются действия, совершенные по чужой воле, из-за страха или животной страсти?

 

  1. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989. – С. 205, 209. (И. С. Кон – современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования).

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль… играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»… Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях…

Вопросы и задания к тексту:1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции. 3. Моральный выбор — это всегда определенный индивидуальный поступок. Постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.

 

  1. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Антология мировой философии. – М., 1972. – Т. 4. – С. 241-242. (Н. Г. Чернышевский – русский мыслитель, литературный критик, публицист).

Очень давно было замечено, что различные люди в одном обществе называют добрым, хорошим вещи совершенно различные, даже противоположные. Если, например, кто-нибудь отказывает свое наследство посторонним людям, эти люди находят его поступок добрым, а родственники, потерявшие наследство, очень дурным. Такая же разница между понятиями о добре в разных обществах и в разные эпохи в одном обществе. Из этого очень долго выводилось заключение, что понятие добра не имеет в себе ничего постоянного, самостоятельного, подлежащего общему определению, а есть понятие чисто условное, зависящее от мнений, от произвола людей. Но, точнее всматриваясь в отношения поступков, называемых добрыми, к тем людям, которые дают им такое название, мы находим, что всегда есть в этом отношении одна общая непременная черта, от которой и происходит причисление поступка к разряду добрых. Почему посторонние люди, получившие наследство, называют добрым делом акт, давший им это имущество? Потому, что этот акт был для них полезен. Напротив, он был вреден родственникам завещателя, лишенным наследства, потому они называют его дурным делом… Отдельный человек называет добрыми поступками те дела других людей, которые полезны для него; в мнении общества добром признается то, что полезно для всего общества или для большинства его членов; наконец, люди вообще без различия наций и сословий называют добром то, что полезно для человека вообще.

Вопросы и задания к тексту:1. Что, по мнению Чернышевского, позволяет причислять поступки к разряду добрых? 2. Считаете ли вы, что один и тот же поступок можно охарактеризовать как добрый и злой? 3. Почему понятия добра и зла не могут быть постоянными во все времена?

 

  1. Долг // Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. – С. 143.

Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие5 в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Вопросы и задания к тексту:1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались? 3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте. 4. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие? 5. Чем вы объясняете многозначность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?

 

  1. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. – С. 115. (Э. Фромм – немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог).

Нет более гордого заявления, чем сказать: «Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. <…> Сократ предпочел смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасностей пути.

Этим людям прямо противоположны другие, которые, однако, уверяют, будто мотивом их поступков тоже является их совесть: инквизиторы, сжигавшие людей заживо на кострах именем своей совести; завоеватели, требующие действовать от имени их совести, тогда как превыше всех соображений ставят жажду власти. Поистине нет ни одного жестокого или равнодушного поступка, совершенного против других или против себя самого, который нельзя было бы подвести под веление совести; а это говорит о том, что власть совести в том и проявляется, что всегда испытываешь нужду в ее поддержке.

Вопросы и задания к тексту:1. Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своем полном опасности пути»? 2. В чем суть поступка Сократа с точки зрения следования принципам совести? 3. Почему, говоря о совести, часто употребляют глаголы молчит, говорит, спит, мучает? 4. Какова основная идея приведенного фрагмента? 5. Чем объясняется разнообразие точек зрения на сущность совести? 6. Какая из приведенных позиций вам представляется наиболее убедительной и почему? Ответ проиллюстрируйте примерами.

 

  1. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989. – С. 24, 238. (Д. С. Лихачев – ученый и общественный деятель, академик Российской академии наук).

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Вопросы и задания к тексту:1. Какова главная мысль каждого из приведенных фрагментов? 2. Сопоставьте главные мысли этих фрагментов. Если вы решите, что они противоречат друг другу, постарайтесь это доказать. Если же, напротив, увидите, что они дополняют друг друга, объясните, почему вы так считаете.

 

  1. Кант И. О педагогике // Цит. по: Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М., 1989. – С. 151-153, 154-155.(И. Кант – немецкий философ).

Нравственное воспитание состоит прежде всего в формировании характера…

Характер – это одновременно и наличие твердых намерений осуществить что-либо, и при этом способность реализовать намеченные планы, как говорит Гораций, вот что такое настоящий характер! Например, коли я уже пообещал что-либо кому-нибудь, я должен сдержать слово даже и в том случае, если бы мне это было и во вред. Человек, который решил что-нибудь сделать и не делает этого, не может более доверять самому себе; например, если кто-нибудь решит всегда вставать рано, чтобы заниматься, или что-нибудь сделать, или совершить прогулку, и станет затем весной отговариваться тем, что поутру еще холодно и что это может ему принести вред, летом же, что поутру так хорошо спится, а сон ему так приятен, и так будет откладывать задуманное со дня на день, то в конце концов он более не станет верить самому себе.

Сказанное не относится к намерениям, противоречащим нравственности. Когда характер проявляет дурной человек, это уже называется закоренелым упрямством, и его твердость в осуществлении замыслов достойна лучшего применения…

Следует обратить внимание юноши на то, чтобы любое решение его, к коему он пришел по зрелому размышлению, претворялось им на практике: в противном случае уж лучше не затевать никаких планов и не принимать окончательного решения…

Юноше следует указать также:

· на необходимость жизнерадостности и хорошего настроения, человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя;

· на необходимость ровного, спокойного расположения духа. Самовоспитанием можно добиться того, чтобы всегда оставаться человеком оживленным, не отягощающим собой никакого общества;

· на то, чтобы многое в жизни рассматривать как свой неизменный долг. Любой мой поступок должен обладать для меня ценностью не потому, что он отвечает той или иной моей склонности, а потому, что, совершая его, я тем самым исполняю мой долг;

· на необходимость любить других людей, а также помнить о том, что все мы — граждане мира…

· на необходимость, наконец, отчитываться перед самим собой каждый день, чтобы иметь возможность в конце жизни подвести итог ее ценности и значения.

Вопросы и задания к тексту:1. Как автор определяет характер? Почему он считает формирование характера основой воспитания нравственности? 2. В каком случае, по мнению автора, человек не может доверять сам себе? Приведите примеры, подтверждающие это мнение. 3. Как вы понимаете слова: «Человек живет в радости сердца своего, когда ему не в чем упрекнуть себя»?

 

  1. Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым // Интервью и беседы с Львом Толстым. – М., 1986. – С. 348. (Л. Н. Толстой – русский писатель, мыслитель).

В беседе по любимейшему для Л. Толстого вопросу о нравственном самосовершенствовании он говорит:

— Это самый частый вопрос, с которым ко мне обращаются. Таков уж человек. Но беда в том, что большинство так обыкновенно рассуждает: я не могу стать совершенным — так не для чего и стараться. Махнул рукой и поплыл по течению, как и все остальные. Это прискорбная ошибка в жизни многих. Борьба с собой и есть радость в жизни. Каждая маленькая над собой победа — шаг вперед. В области добра нет ведь границ для человека. Он волен, как птица! Что же мешает ему быть добрым?

— Трудно, Л. Н., жить по вашему нравственному учению, — вставили мы замечание. — Так я ведь не говорю, — любовно пояснил Л. Н., — стань завтра совершенством. Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся.

Вопросы и задания к тексту:1. С чем, по мнению Л. Н. Толстого, сталкивается человек, решая проблему нравственного совершенствования? Что автор называет ошибкой? Как вы думаете, почему? 2. О какой борьбе рассуждает Л. Н. Толстой? Что значит победить себя? Каким образом? 3. Как вы поняли слова мыслителя «в области добра нет ведь границ для человека»? 4. Раскройте связь между становлением личности и нравственным совершенствованием. Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

  1. Эпиктет. В чем наше благо // Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995. – С. 249-250. (Эпиктет – римский философ).

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

– А когда бывает человек похож на скотину?

– Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

– А когда он похож на дикого зверя?

– Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Вопросы и задания к тексту:1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное качество. Постарайтесь объяснить, в чем причина расхождений.

Выполнение письменного задания

Методические указания к выполнению:Дайте письменные ответы на предложенные вопросы, опираясь на собственный жизненный опыт, проиллюстрируйте свой ответ ситуациями из жизни.

1. Какое содержание вы вкладываете в формулу «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого?».

2. Какие варианты противоречий между «хочу», «могу» и «надо» вы готовы найти? «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

Как вы понимаете это высказывание?

3. У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

4. Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

5. Помните знаменитую фразу А. де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? Согласны ли Вы с этим? И что значит «приручить» кого-то? А Вы «приручали»? А Вас «приручали»?

6. Какая нравственная коллизия содержится в следующем высказывании Овидия: «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного»? Почему, на ваш взгляд, так происходит?

7. Согласны ли вы с утверждением Вл. Соловьева: «Высшая нравственность требует некоторой свободы и для безнравственности»?

8. Прокомментируйте высказывание Ж.-П. Сартра: «Я отвечаю за все, кроме факта моей ответственности».

9. Существует ли абсолютное добро? А абсолютное зло? Что означает выражение «Из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

10. В чем суть этики непротивления злу насилием? Способны ли Вы подставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

11. В чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

12. «В политике, как и в морали, нежелание добра уже является большим злом» (Ж.-Ж. Руссо).

Почему?

13. Возможны ли добродетели без пороков?

14. Американский философ Б. Данэм считает, что добрым является поступок, отвечающий одному или нескольким из следующих определений: 1) приятный для меня; 2) приятный для большинства людей; 3) одобряемый мной; 4) одобряемый обществом; 5) соответствующий моральному закону; 6) соответствующий идеалу; 7) означающий что-то, но мы не можем сказать, что именно; 8) ничего не означающий. Выберите определения, соответствующие Вашей точке зрения.

15. Как Вы объясните такое понимание диалектики добра и зла Ф.Ницше: «Те, кто до сих пор больше всего любили человека, всегда причиняли ему наисильнейшую боль; подобно всем любящим, они требовали от него невозможного»?

16. Что побуждает человека делать зло?

17. Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают НАСИЛЬНО?

18. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь…» Всегда ли правда – добро, а ложь – зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

19. Как вы объясните с позиций гуманистической этики следующее утверждение Горация: «Кто спасает человека против его воли, поступает не лучше убийцы»?

20. «Что лучше, – спрашивал в свое время Микеланджело, – зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и Вы на этот вопрос.

21. Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?

22. Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Согласны ли Вы с его высказываниями: «Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана»; «Сострадательные натуры, всегда готовые на помощь в несчастье, редко способны одновременно и на сорадость, при счастье ближних им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают неудовольствие».

23. Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или можно «обойти» долг стороной?

24. В.Г. Белинский писал: «Совесть никогда не бывает во вражде с убеждением, будет ли оно истинным или ложным». Прав ли он?

25. Какой из следующих «вариантов» исполнения долга представляет, на ваш взгляд, «высшую» и «низшую» его форму:

• из боязни осуждения за его невыполнение;

• с целью заслужить общественное признание;

• в результате понимания необходимости;

• по внутренней потребности?

26. Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

27. «Хочу» и «должен»… Неизбежно ли противоречие между ними?

28. Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?

29. Совесть и стыд. Что чему предшествует?

30. В чем вы видите различие понятий честь и достоинство?

31. Согласны ли Вы с утверждением, что унижая достоинство другого человека ты теряешь свое собственное достоинство. Почему же тогда, если ты не ответишь обидой на обиду, тебя считают человеком без собственного достоинства?

32. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

33. Что значит «гражданская честь»?

34. Что вы понимаете под «профессиональной честью»?

35. Что значит честь семьи?

36. Честолюбие – хорошо это или плохо?

37. Оцените следующее высказывание Ф. Ларошфуко: «Признак истинного достоинства человека в том, что даже завистники вынуждены хвалить его».

38. Актуально ли изречение Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть»?

39. Как Вы считаете, что дало основание французскому философу Д. Дидро утверждать: «Чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести»? В чем отличие смысла жизни от цели жизни?

40. Действительно ли «правда – хорошо, а счастье – лучше»?

Составление терминологического словаря

Методические указания к выполнению:работу по составлению терминологического словаря следует вести регулярно в течение всего семестра. При выполнении данного вида работы рекомендуется обращаться к этическим, философским словарям и справочникам, кроме того, могут использоваться критические и исследовательские работы, авторы которых также формулируют определения указанных понятий.

Авторитарность. Аксиология. Альтруизм. Аморальность. Аскетизм. Благо. Благодеяние. Благородство. Выбор нравственный. Выдержанность. Высокомерие. Гордость. Грубость. Деонтология. Добро. Добродетель. Доверие. Долг. Достоинство. Духовность. Жизненная позиция. Заносчивость. Золотое правило. Идеал. Императивность. Интериоризация. Конфликт моральный. Личность. Любовь. Милосердие. Мировоззрение. Мораль. Моральная свобода. Норма моральная. Общение. Обязанность. Оптимизм. Патриотизм. Принцип «середины» Аристотеля. Психологическая защита. Релятивизм. Репутация. Рефлексия. Ригоризм. Совесть. Сострадание. Социализация. Справедливость. Счастье. Терпимость. Толерантность. Требовательность. Уважение. Фамильярность. Честность. Честь. Эмпатия. Этика.

Выполнение реферата

Методические указания к выполнению:реферат – это вид самостоятельной письменной работы, представляющий собой краткий обзор содержания печатных и электронных источников по избранной теме. Цель работы над рефератом – обретение студентом навыков библиографического поиска литературы, аналитической работы с литературой, периодикой, интернет-источниками и последующего письменного оформления текста. Тема, выбранная студентом самостоятельно или из предложенного списка, обсуждается с преподавателям. При необходимости даются конкретные методические рекомендации по разработке структуры реферата.

Качество реферата оценивается по следующим параметрам:

· логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;

· чёткая структура (связь между разделами работы);

· грамотность оформления текстовой части работы.

Объём реферата должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста, оформленного в формате Word для Windows. Текст реферата должен быть оформлен 14 кеглем шрифта Times New Roman, межстрочный интервал – полуторный, красная строка – 1,25 мм, выравнивание – по ширине.

Структура реферата включает:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение (обоснование избранной темы, её важность, цель и задачи работы);

· основной текст (в ходе изложения основного текста необходимо использовать внутритекстовые сноски);

· заключение (должно содержать основные выводы по теме реферата: значимость данной темы в развитии данной отрасли научного знания);

· список используемых источников (должен содержать не менее 8–10 источников, включая словари, энциклопедии, монографии, периодику и интернет-источники; список литературы оформляется в соответствие с требованиями ГОСТа–2003).

Примерные темы реферата:

1. «Стоимость» человеческой жизни.

2. Ответственность человека как возможность.

3. Поступок как этическая категория.

4. Этика «разумного эгоизма».

5. Этические аспекты проблемы идеала.

6. Нравственная характеристика виртуального общения.

7. Нравственнно-психологические аспекты одиночества.

8. Оправданность моральных ожиданий и нравственных усилий в процессе профессионального становления.

9. Мораль в системе культуры.

10. Поиск нравственной гармонии.

11. Моральный конфликт и его разрешение.

12. Этическая мысль Востока.

13. Аскетизм как моральная ориентация человека.

14. Высшие моральные ценности в этических учениях Древнего Китая.

15. Моральные принципы и этические ценности буддизма.

16. Шариат и моральная регламентация повседневности.

17. «Третий глаз»: технология постижения смысла жизни.

18. Моральные принципы «Домостроя» и его роль в становлении русского менталитета.

19. Кодекс чести и зарождение светского этикета.

20. Этический идеал античности.

21. Эпикурейский идеал счастья.

22. Гуманизм и становление антропоцентристской этики.

23. Творчество как моральная ценность.

24. Мотив, цель и средства нравственной деятельности.

25. Роль СМИ в формировании нравственного выбора общества.

26. Нравственная культура личности.

27. Этикет как внешнее проявление нравственной культуры.

28. Воспитание как формирование моральных установок сознания.

29. Риск и ответственность профессионала.

30. Моральный авторитет руководителя.

31. Профессиональная инициатива и способность к риску.

32. Нравственные отношения в коллективе.

33. Профессиональная культура и эффективность профессиональной деятельности.

34. Возможность профессионального творчества.

35. Нравственные параметры педагогического труда.

36. Этические основания и принципы профессионального самоопределения.

37. Структура морального сознания и нравственного поведения.

38. Императив как принцип организации человеческого поведения.

39. Исторические типы нравственности.

40. Профессиональная этика: концепции, принципы, ориентиры.

41. Функциональная специфика морали и нравственности.

42. Природа морального конфликта.

43. Счастье как нравственная ценность.

44. Этические основы профессионального общения.

45. Речевой этикет в профессиональной деятельности преподавателя.

46. Нормы и принципы служебной этики.

47. Этические учения древнего мира.

48. Этика долга и образа жизни специалиста.

49. Мировоззренческий и нормативный ярусы профессиональной этики.

50. Профессиональная этика и проблемы межличностного общения.

Работа с таблицей

  1. Понятия «мораль» и «нравственность» часто употребляются как синонимы, тем не менее многие авторы справедливо указывают на имеющиеся смысловые различия этих понятий. Распределите перечисленные определения по понятиям «мораль» и «нравственность».
Мораль Нравственность
область практических поступков, обычаев, нравов
форма познания
регуляция поведения посредством жестких внешних, фиксированных норм, общественного мнения
сфера нравственной свободы личности, когда общечеловеческие требования совпадают с личными мотивами
выражает человечность, гуманность в идеальной, завершенной форме
фиксирует исторически конкретную меру гуманности
  1. Укажите стрелками соответствия между указанными моральными принципами и понятиями, характеризующими системы взглядов и образ жизни, определяемый этими принципами.
Наслаждение Альтруизм
Личное совершенство Перфекционизм
Милосердная любовь Утилитаризм
Польза Гедонизм

 

  1. Раскройте содержание (поставьте стрелки) основных нравственных принципов и порождаемых ими нравственных систем.
Гедонизм Сочетание приоритетного отношения к другим с доминированием частного интереса
Альтруизм Сочетание приоритетного отношения к себе с доминированием частного интереса
Утилитаризм Сочетание приоритетного отношения к себе с доминированием общего интереса
Перфекционизм Сочетание приоритетного отношения к другим с доминированием общего интереса
  1. Поставьте в соответствие каждому из следующих понятий его определение.
Понятие Определение
Достоинство А Предрасположенность человеческой природы к положительным потребностям
Великодушие Б Потребность самоуважения, противостоящая унижающим потребностям
Честь В Ценность человека, способность удовлетворить положительные потребности людей
Справедливость Г Соответствие оценок и ценностей
Героизм Д Господство высших человеческих потребностей над чисто личными
Гордость Е Признание ценностей независимо от преходящих личных потребностей
Самодовольство Ж Общественное признание ценности человека
Благородство З Завышенная самооценка
Совесть И Необходимость отстаивания ценности вопреки личным потребностям
Долг К Предпочтение высших потребностей потребности в жизни
Принципиальность Л Высокая, но не завышенная самооценка

Выполнение контрольной работы

Методические указания к выполнению: выполнение контрольной работы требует самостоятельного поиска литературы и ее изучения, на основе чего письменно излагаются ответы на вопросы. Вариант контрольной работы определяется преподавателем.

Вариант 1.

1. Личностный и профессиональный рост: моральные и нравственные приоритеты.

2. Накладывает ли профессия этические ограничения на человека?

Вариант 2.

1. Пути профессионального самосовершенствования.

2. Составьте перечень качеств и навыков (с учетом их важности и значимости), которыми должен обладать «образцовый» руководитель.

Вариант 3.

1. Свобода личности и дисциплина в профессии: проблема выбора.

2. Составьте перечень качеств и навыков (с учетом их важности и значимости), которыми должен обладать подчиненный.

Вариант 4.

1. Профессиональная инициатива и преследуемые ею интересы.

2. Предложите пути совершенствования индивидуальных и личностных качеств, необходимых в сфере человеческих взаимоотношений.