Составить подробный план ответа на вопрос: «Типы и виды памяти»

Оглавление

Стр.

1. Составить подробный план ответа на вопрос: «Типы и виды памяти»

2. Составить схему мотивационной сферы человека.

3. Составить психологическую характеристику личностно-профессиональных качеств нотариуса

1. Составить подробный план ответа на вопрос: «Типы и виды памяти»

1. Общее представление о памяти.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим, быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно – рефлектрного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

2. Виды памяти и их особенности

2.1. Классификация видов памяти по характеру психической активности.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

2.2.1.Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждым раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Но общий характер движений все же сохраняется.

2 стр., 978 слов

Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические ...

... С. 116]. Они определяют успех индивида в различных видах деятельности (умственные способности, тон-кость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и пр.) и проявляются в общей ... задатков, или врожденных анатомо-физиологических особенностей человека (строения его мозга, органов чувств и движения и пр.), составляющие природную основу развития способностей [2, С. 8], которые могут ...

Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях мы часто производим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом пли с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности.

2.2.2.Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

2.2.3. Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

2.2.4.Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас и процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

2.2.Классификация памяти по характеру целей деятельности.

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

2.2.1.Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5)Индивидуально-психологические свойства ... данной подсистеме происходит интенсивная переработка информации, кроме того, именно рабочая память служит «местом пересечения» собственно памяти и других познавательных процессов: мышления, ...

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить).

2. От приемов заучивания.

Приемы заучивания бывают:

а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.

6) логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

2.3. Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.

Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1— 0,5 сек.

Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует).

Это второй уровень — кратковременная память.

2.3.1.Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2-кратного повторения. В среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».

2.3.2. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Она бывает двух типов:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

1).

ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

2).

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

2.3.3. Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

2.3.4. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

2.4. Качества памяти

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... многое непроизвольно у него запечатляется. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, ... психологического явления. Она не может сводить психологическое понятие и в особенности память человека к общим свойствам органической материи. Но вместе с тем она не ...

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

2. Составить схему мотивационной сферы человека.

С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека.

В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.

Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной, которые будут описаны ниже.

ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИ

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опасредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... многое непроизвольно у него запечатляется. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, ... психологического явления. Она не может сводить психологическое понятие и в особенности память человека к общим свойствам органической материи. Но вместе с тем она не ...

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:

что в деятельности человека находиться в зависимости от мотивационного воздействия.

Потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего

устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию — человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.

Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования не сможет состояться.

13 стр., 6193 слов

Психология деятельности нотариата

... и уважения к человеку". Территорией деятельности нотариуса является нотариальный округ. Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах ... деятельности нотариуса 1.1 Понятие нотариата. Организационные основы деятельности нотариата Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность нотариата, являются "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" ...

Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком.

Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемыми организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

* каково соотношение внутренних и внешних сил;

* как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

3. Составить психологическую характеристику личностно-профессиональных качеств нотариуса

Сегодня существуют и действуют две формы нотариата — государственный и частный. Отличие их в том, что государственный нотариус является по сути чиновником, не заинтересованным в результатах своей деятельности и по существу персонально ни за что не отвечающим. Организует его работу, обеспечивает материально-техническими ресурсами и несет ответственность за его деятельность государство. Частнопрактикующий нотариус помимо вопросов самообеспечения, самофинансирования еще обязан застраховать свою профессиональную деятельность. Он несет имущественную ответственность за все, что делает. Если в результате нотариальных действий понесла потери какаялибо сторона принимаемого соглашения или сделки, она вправе потребовать от нотариуса возмещения причиненного ущерба в судебном порядке. Объективно сегодня нотариус не может работать плохо. Он находится под двойным контролем: с одной стороны — это клиент, который может серьезно наказать его рублем за неправильные действия, с другой — это государство в лице вышестоящей региональной нотариальной палаты, органов юстиции и судебных властей, которые могут лишить его полномочий вплоть до пожизненной дисквалификации.

Нетрудно заметить, что в любой ситуации нотариус кроме необходимого профессионализма должен проявить высокий уровень общей и правовой культуры, такт и выдержку, доброжелательность к клиенту, суметь погасить в себе внутреннее раздражение, очень часто вызванное откровенной необоснованностью требований посетителя. Высока цена тем благодарностям, которые оставляют клиенты в книгах обращений и заявлений. Еще выше цена таких благодарностей в тех случаях, когда они выражены нотариусу при обоснованном отказе клиенту.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Должностное положение нотариуса налагает на него серьезные обязательства перед государством и обществом, гражданами и организациями как профессионального, так и нравственного характера. И значимость этих качеств, которыми должен обладать не только каждый нотариус, но и любой работник нотариальной конторы, будет непрерывно возрастать по мере расширения сферы нотариальной деятельности.

Нотариат требует высокообразованных и безупречных в нравственном отношении работников. Поэтому вопросам подготовки и воспитания кадров нотариата должно уделяться максимум внимания. Успешное решение этой проблемы во многом будет способствовать повышению авторитета нотариата. Даже теперь все еще бытует мнение, что нотариальная контора только тем и занимается, что заверяет копии документов. Конечно, эти действия в работе нотариуса имеют большой удельный вес, но теперь ему приходится совершать и такие действия, которые требуют не только глубоких познаний разных отраслей права, но и способности проникать в глубину житейских отношений людей.

Подготовка специалистов для нотариата начинается в вузе, затем — в период стажировки в нотариусы и продолжается в процессе работы, совершенствуясь и обогащаясь практикой.

Надо признать, что в учебных заведениях еще недостаточно популяризируется этот вид юридической деятельности, а поэтому многие выпускники юридических вузов имеют весьма туманное представление о нотариате. Недостаток знаний молодых специалистов в этой области приходится восполнять в процессе прохождения ими стажировки на должность нотариуса. Взгляд на нотариуса как на неудачника, которому не нашлось возможности применить свои знания в более престижной сфере юридической деятельности (в адвокатуре, суде, прокуратуре) навсегда остался в прошлом.

Изменения в экономическом развитии общества, появление многоукладности экономики, где важное место стала занимать частная собственность, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования нотариата, как государственного института, призванного обеспечить законность при решении вопросов, касающихся собственности, в сфере всевозрастающего гражданского оборота. В силу этого растет число физических и юридических лиц, нуждающихся в нотариальных услугах. В этих условиях возникает необходимость совершенствования деятельности нотариата, повышения профессионального уровня его работников.

Вряд ли кто станет сомневаться в том, что рост профессионализма работников нотариата неразрывно связан с престижностью и авторитетом должности нотариуса, с достойным уровнем оплаты его нелегкого труда. Сегодня же заработная плата нотариуса оставляет желать лучшего.

Вот почему государственным органам, от которых зависит организация и обеспечение деятельности нотариата, необходимо принять соответствующие меры для решения неотложных задач в этой области, в том числе и по обеспечению морального и материального поощрения работников нотариальных контор. При ограничении финансовых возможностей следует подумать о более рациональном и эффективном использовании для этих целей средств, получаемых за оказание нотариальными конторами дополнительных платных услуг. Не случайно же разработчики проекта Закона «О нотариате» указали, что кроме бюджетного финансирования государственных нотариальных контор на их содержание используются также средства, полученные за оказание дополнительных платных услуг правового и технического характера. Государство и его органы в центре и на местах должны сделать все необходимое для того, чтобы должность нотариуса была не менее престижной, скажем, чем должность судьи. В ряде стран Латинского нотариата стать нотариусом можно только на конкурсной основе, и при этом претендующий на должность должен уже иметь стаж юридической работы. Зачастую на открывшуюся должность претендуют до полусотни, а то и более кандидатов. И продвижение нашего нотариата в этом направлении объективно обусловлено, несмотря на все сложности.

11 стр., 5044 слов

Самоактуализация как интегративно личностная компетентность в ...

... исследований, посвященных проблеме самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно-технических работников, несмотря на то, что инженерно-техническая деятельность требует от своих субъектов активной ... Цель исследования: изучить феномен самоактуализации в профессиональной деятельности инженерно- технических работников. Объект исследования: самоактуализация как психологический феномен и ...

От современного нотариуса, как впрочем и от любого юриста, кроме правовой компетенции, широкого кругозора требуется соответствие его личностных качеств высоким нравственным требованиям. Для юриста требования нравственности имеют особый смысл. Честность, неподкупность, чувство долга, ответственность, порядочность, непредвзятость, объективность — это те основные качества, которыми должен обладать и нотариус.

Формированию нравственных качеств юриста уделяется большое внимание, особенно в последнее время. В юридических вузах введено преподавание курса «Юридическая этика», для юристов различных направлений деятельности разработаны и утверждены Кодексы чести, Правила профессиональной этики, различные положения, содержащие этические нормы. Приходится лишь сожалеть, что подобных документов не имеют нотариусы.

Поэтому заслуживает одобрения включение в проект Закона РФ «О нотариате» статьи о Присяге и Правилах профессиональной этики нотариуса.

Разработка таких Правил будет способствовать повышению нравственного фактора в деятельности нотариата, что положительно скажется на уровне обслуживания физических и юридических лиц и поднимет его авторитет в общественном сознании. Возможно, что со временем по примеру Российской Федерации будет принят и профессиональный Кодекс нотариусов.

Неверным было бы представление, что в прошлом и настоящем нравственная сторона деятельности нотариата лишена нормативной базы. В тексте присяги, изложенном в «Положении о нотариате и нотариальной деятельности в РФ » содержатся основные нравственные принципы, которые обязуется соблюдать каждый нотариус при осуществлении своих профессиональных функций. Более того, все содержание упомянутого Положения основано на нормах морали. Нравственные позиции нотариуса заложены в основных принципах нотариальной деятельности: законности, беспристрастности, независимости, тайне нотариального действия. Эти принципы конкретизированы в проекте Закона «О нотариате». Нормативные акты по вопросам нотариата всегда отражали нравственные принципы его деятельности. К этому следует добавить, что и нормы материального права, применяемые нотариусами при совершении нотариальных действий, полностью согласуются с требованиями морали.

Таким образом, деятельность нотариуса обуславливают правовые и нравственные регуляторы. Игнорирование любого из них недопустимо. В этой связи следует привести такой пример.

Данная ситуация возникла не в силу незнания законодательства, а в результате небрежности в работе, что не согласуется с нравственными требованиями. Вот почему несмотря на подробное нормативно-правовое регулирование совершения нотариальных действий, присутствие морального фактора здесь имеет исключительно важное значение. Но его значимость проявляется не только при совершении конкретного нотариального действия, но и в общении с клиентами, во взаимоотношениях с коллегами по работе. В любой ситуации нотариус должен осуществлять внутренний нравственный самоконтроль, соблюдать правила культуры, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои служебные обязанности. Ведь иногда поступают жалобы граждан не на сам факт отказа в положительном решении вопроса, с которым посетитель обращался в нотариальную контору, а на форму такого отказа: грубую и бестактную. Нравственный долг работников нотариата состоит в том, чтобы гражданин, покидая нотариальную контору, был уверен, что его вопрос решен в соответствии с законом, и к нему отнеслись внимательно.

Серьезный подрыв авторитету нотариата причиняют очереди в нотариальных конторах. Среди причин, их порождающих, очень часто присутствует и субъективный фактор, а это уже вопрос нравственного плана.

Как известно, в странах Латинского нотариата на одного нотариуса в среднем приходится от 20 до 30 тысяч населения, и очередей не наблюдается. В нашей стране в среднем на одного нотариуса приходится около 12-13 тысяч населения, то есть почти в три раза меньше, а очереди не изжиты. Нужно пристальней взглянуть на организацию работы нотариальных контор и их интенсивность работы.

В последние годы значительно увеличилось число нотариусов, чего нельзя сказать о технических работниках (консультантах, делопроизводителях, машинистках).

А ведь в странах Латинского нотариата у нотариуса имеется, как правило, не менее пяти помощников! У опытного нотариуса однажды спросили, как ей удалось совершить такое большое количество нотариальных действий за год, при хорошем качестве, да к тому же заслужить массу благодарностей посетителей за высокую культуру обслуживания, чуткое и внимательное отношение к их просьбам. Она ответила весьма коротко: «Со мной работают хорошие консультант и машинистка». Вот, оказывается, в чем еще секрет ее успеха!

На качество работы нотариальных контор в значительной степени влияют условия их размещения. В неприспособленных помещениях, в скученности одновременный прием граждан несколькими нотариусами практически невозможен, к тому же в таких условиях немудрено и допустить ошибку при совершении нотариального действия.

Органам юстиции, в ведении которых находится нотариат, следует настойчиво ставить эти вопросы перед государственными органами на различных уровнях. В этой связи можно сослаться на следующий пример. Не потеряла своей актуальности постановка этого вопроса и в наши дни. Тем более, что нотариат имеет на это полное моральное право. Доходы, поступающие в бюджет от деятельности государственного нотариата, в 3-4 раза, а то и более превышают расходы на его содержание, а частные нотариусы вовсе приносят только доход государству.

И все же успех дела определяет центральная фигура нотариата — нотариус, будь он государственным или частным. Современный нотариус должен быть как специалистом высокой квалификации, так и человеком высокой нравственности. Последнее качество определяет отношение нотариуса к людям, с которыми он ежедневно вступает в контакт, с коллегами по работе. Соблюдение нравственных принципов в нотариальной деятельности также важно, как и строгое следование требованиям закона. Иногда нотариусов называют «буквоедами». Но авторы этого слова, не подозревая, возвысили личность нотариуса, но не унизили. Именно таким нотариус и должен быть. Он в своей деятельности строго выполняет основной нравственный принцип — принцип законности. Несоблюдение этого принципа, как правило, ведет к тяжелым последствиям. Известно, что именно отсутствие устойчивых нравственных принципов способствовало совершению незаконных сделок отдельными нотариусами, что послужило поводом для возбуждения против них уголовных дел. Конечно, это единичные случаи, редкость, но к сожалению, они имели место.

Формирование у работников нотариата высоких моральных качеств надо начинать в вузе, а затем в период прохождения стажировки, когда опытный нотариус, будучи руководителем стажировки, может своему будущему коллеге помочь не только освоить практическое применение полученных в вузе теоретических знаний, но и развить в нем высокие моральные качества. Очень важно, чтобы органы юстиции на местах учитывали это обстоятельство при организации профессиональной стажировки, подборе кандидатов, а вопросы нравственного характера были в поле зрения квалификационной комиссии при приеме экзамена у лиц, прошедших стажировку.

Сказанное о нравственных требованиях, которым должен отвечать нотариус, целиком и полностью относится и к государственному, и к частному нотариусу.

Честность, порядочность должны быть присущи людям любой профессии. Если бы так было, наверное, и реформы у нас прошли бы намного легче, безболезненнее, чем это произошло на самом деле. Но для нотариуса — это действительно обязательная черта. Если нотариус не соблюдает законность, это уже не нотариус, он дискредитирует государство, давшее ему соответствующие полномочия, профессию и, конечно, самого себя.

Список использованной литературы:

1. Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.

3. Немов Р. С. Психология. 1995 г.

4. Общая психология. 1986 г.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: 2 т. 1989 г.

6. Блонский П. П. Память и мышление. 1979 г.