Юридическая психология Заочное отделение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ч Е Л Я Б И Н С К И Й Ф И Л И, А Л

УТВЕРЖДАЮ И.О. директора РАНХиГС

_____________С.Г. Зырянов

«___» _____________ 2011 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Для заочного отделения

специальности 30 501.65 — Юриспруденция

Составитель: доктор психологических наук, доцент Н.И. Иоголевич

Челябинск

2011

Юридическая психология: Рабочая программа учебной дисциплины /

Сост.: Иоголевич Н.И. — Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС при

Президенте РФ, 2011.

Для студентов заочной формы обучения по специальности 30 501.65

«Юриспруденция».

Обсужден и утвержден на заседании кафедры. Протокол № 1 от «29»августа 2011 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины «Юридическая

психология"…4

Выписка из Государственного образовательного стандарта…4

Цель изучения дисциплины и требования к уровню ее освоения…4

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины…6

Учебная программа дисциплины…6

9 стр., 4010 слов

Методы и программа исследования в юридической психологии

... система и содержание юридической психологии. Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, в рамках ... ) Методы и программа исследования в юридической психологии Принципы научного исследования в психологии 1.объективность. ... - синдром дефицита внимания, - специфические расстройства (неодекватное развитие учебных, языковых, речевых, моторных навыков). Психопатическая личность: - говорливость; ...

Структура учебной дисциплины…13

Тематические планы изучения дисциплины…13

Список рекомендуемой литературы…16

Раздел 3. Задания для самостоятельной работы студентов…17

Вопросы для самостоятельной работы студентов…17

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету…18

3

4
дисциплина «Юридическая психология» частью подготовки специалистов с
является
высшим
Целью изучения студентами данного курса является ознакомление с психологическими состояниями преступника, свидетеля, потерпевшего, современными приемами в работе следователя, оперативного работника, судьи, адвоката.
Поэтому
неотъемлемой
Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
«Юридическая психология»
Выписка из Государственного образовательного стандарта
Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Ощущение, восприятие. Понятие и виды памяти. Мышление. Воображение и его виды. Внимание. Эмоции. Чувства. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания. Индивидуальнопсихологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения. Психология преступного поведения (психология преступления).

4 стр., 1734 слов

Психология личности в правоохранительной деятельности

... учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» Учебная дисциплина: «Юридическая психология» Контрольная работа Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Астрахань 2014г. 1. Раскройте правовое значение ...

Психология личности преступника. Психология преступного поведения (психология преступной группы).

Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. Психология личности юриста. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

Цель изучения дисциплины и требования к уровню ее освоения

профессиональным образованием и входит в состав блока дисциплин соответствующей специализации.

В соответствии с целью и требованиями ГОС ВПО к минимуму содержания и уровню подготовки студент должен:

а) иметь представление: о сущности сознания, роли сознания в поведении, общении и деятельности людей; формировании личности; о значении юридической психологии для решения практических задач современного общества в области приложениясоциально-психологическихзнаний;

б) знать: психологические закономерности воздействия права и правоохранительной деятельности на отдельных лиц, группы и коллективы; методысоциально-психологическогоисследования;

в) уметь: дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; интерпретировать собственные психические состояния; уметь самостоятельно применять методы социальнопсихологического исследования при решении фундаментальных и прикладных задач юриспруденции.

6 стр., 2700 слов

Характеристика личности и психология переводчика

... nbsp; Лекция 2 Характеристика личности и психология переводчика 1. Характеристика личности переводчика 2. Психология переводчика   1.В ... , соответствующих выбранному профилю переводческой деятельности делает эту деятельность более успешной и вызывающей меньшее ... , высокая работоспособность. Письменный переводчик экономических и юридических текстов. Помимо требований, предъявляемых к переводчикам ...

5

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

Учебная программа дисциплины

Тема 1. Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания.

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. Основные пути и направления в ее развитии.

Содержание, система юридической психологии как научной отрасли психологических знаний и как учебной дисциплины. Задачи, решаемые юридической психологией; ее роль в формировании личности юриста, в повышении эффективности и качества труда работников правоохранительных органов, юридических служб предприятий, учреждений, адвокатуры.

Юридическая психология в системе различных научных отраслей знания. Ее методологические, естественно-научныеи правовые основы. Междисциплинарные связи юридической психологии с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, с психологией управления, труда, а также с уголовным и гражданским правом и процессом, криминалистикой и криминологией. Связь юридической психологии с судебной психиатрией.

Тема 2. Понятие личности в психологии и правовой науке.

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, личность, субъект деятельности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Этапы формирования личности. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Неосознаваемое в структуре личности, в побуждениях человека. Цели изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

Тема 3. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. Методы психологической диагностики. Место и роль психолога при изучении психологических особенностей участников уголовного, гражданского процесса. Использование юристом психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

7 стр., 3108 слов

Понятие юридической психологии

... при изучении личности преступников; судебной психологии, исследующей психологические проблемы судопроизводства; правовой психологии, изучающей проблемы правового регулирования деятельности. Юридическая психология как область ... принятое в общей психологии понятие сознания, юридическая психология оперирует также производным от него понятием «правосознание», характеризующим отношение личности к нормам ...

Тема 4. Ощущение, восприятие.

Ощущение — элементарная форма чувственного отражения объективного мира. Виды ощущений, их закономерности и свойства. Понятие о порогах чувствительности анализаторов. Сенсибилизация.

6

Синестезия. Адаптация. Последовательные образы. Пространственная локализация раздражителя.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенности. Основные свойства и закономерности восприятия. Предметность, целостность восприятия, константность, активность, осмысленность. АпперцепцияИллюзии. Особенности восприятия предметов, пространства, времени, движения участниками уголовного процесса.

Влияние последствий несчастных случаев, аварий на производстве, экологических и других катастроф на процессы восприятия происшедших событий. Эффект «перцептивной защиты» и его роль в оценке несчастных случаев, происшедших по вине работника. Учет указанных факторов юристом, экспертом-психологом.

Тема 5. Понятие и виды памяти.

Понятие и виды памяти. Общая характеристика различных видов памяти. Образная, вербально-логическая,эмоциональная, произвольная и непроизвольная память. Закономерности мнемических процессов.

Запоминание (сохранение), воспроизведение и забывание. Явления реминисценции, ретроградной амнезии. Влияние криминогенной обстановки, катастроф, аварий, а также особенностей уголовного, гражданского процесса на память. Приемы, улучшающие запоминание.

Тема 6. Мышление

Мышление — высшая форма психического отражения человеком объективного мира. Использование особенностей мыслительных процессов в правоохранительной деятельности. Виды мышления. Этапы мыслительного процесса в ходе творческого поиска истины при расследовании (рассмотрении в суде) уголовных дел, в ходе разрешения гражданско-правовыхспоров, различных конфликтных ситуаций.

11 стр., 5231 слов

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в творчестве Л.С. Выготского

Проблема деятельности в психологии: понятие «деятельность» в творчестве Л.С. Выготского Реферат по курсу: «Методологические проблемы психологии» ... оправданным. Из идеи опосредования элементарных психологических функций психологическими орудиями проистекают, как минимум следующие ... интериоризированные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности» (Т. 3 стр. 146). Психическая ...

Тема 7. Воображение и его виды.

Связь воображения с восприятием, мышлением, памятью. Роль воображения в деятельности юриста.

Тема 8. Внимание.

Общая характеристика внимания и его основных свойств. Виды внимания. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, влияющие на качество внимания ее участников.

Тема 9. Эмоции, чувства.

Эмоции, чувства — специфическая форма отражения объективного мира, субъективного отношения к различным явлениям окружающей действительности. Соотношение понятий: эмоция, чувство, психическое

7

состояние. Виды эмоций и чувств, их краткая характеристика. Выражение эмоциональных состояний. Настроение. Состояния депрессии, страха, апатии, неопределенности, переживаемые участниками уголовного, гражданского процесса, лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств.

Тема 10. Состояния тревожности, психической напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.

Состояния тревожности, психической напряженности. Учение о стрессе Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Стадии развития стресса, его признаки. Двойственный характер стресса. Влияние стресса на профессиональную деятельность юристов.

Фрустрация. Механизм возникновения и ее роль в понимании причин агрессивного поведения, насильственных преступлений против личности, общественного порядка, совершения самоубийств.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Влияние ПТСР на поведение, психику людей.

Аффект. Уголовно-правовоезначение аффекта, причины его возникновения. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления против личности. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

Страдания. Психические, физические, нравственные страдания. Значение страданий при определении морального вреда потерпевшему.

Тема 11 Индивидуально-психологическиеособенности личности (темперамент, характер и его свойства).

Темперамент. Понятие о темпераменте как о динамической характеристике психической деятельности индивида. Типологические свойства нервной системы — основа свойств темперамента. Учение И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Учет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности. Учет юристом свойств темперамента различных участников процесса, иных лиц в ходе профессионального общения.

Характер и его свойства. Факторы, влияющие на формирование характера. Акцентуации характера. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические,характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям.

Тема 12. Предмет, основания, поводы назначения судебнопсихологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, порядок проведения.

Предмет, основания, поводы назначения судебно-психологическойэкспертизы (СПЭ).

Компетенция СПЭ. Комплексная судебная психолого-

8

психиатрическая экспертиза. Вопросы, решаемые экспертом-психологомв уголовном и гражданском процессе.

Подготовка и назначение СПЭ в ходе предварительного расследования, в судебном заседании при рассмотрении уголовных дел, при разрешении гражданско-правовыхспоров.

Порядок проведения СПЭ. Оценка, использование заключения СПЭ следователем, судом, защитой.

Тема 13. Психология преступного поведения (психология преступления)

Противоправные (преступные) проявления — разновидность антиобщественной деятельности. Проступок, правонарушение, преступление.

Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений. Структурно-психологическийанализ преступного действия. Взаимодействие объективных и субъективных факторов.

Мотивация преступного поведения. Отчуждение личности как психологическая предпосылка преступного поведения. Тревожность — психологическая основа преступного поведения. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Проблема так называемой профессиональной вменяемости.

Мотивы самоутверждения; защитная мотивация; мотивы замещения. Игровые мотивы. Мотивы самооправдания.

Элементы криминальной субкультуры. Жаргон и его функции. Татуировки как источник информации. Жесты как невербальные способы передачи информации в преступном мире.

Тема 14. Психология личности преступника

Личность правонарушителя как специальный объект психологического исследования. Понятие и содержание личности преступника, его правосознание. Психологические особенности личности преступника. Различные подходы к вопросу классификации личности преступников. Психологические типы преступников по признаку антиобщественной направленности, по глубине и стойкости антисоциальной направленности, по степени криминогенной активности, по мотивационным критериям. Понятие случайного преступника, ситуативного преступника. Криминальный профессионализм. Понятие профессионального преступника.

Психология корыстного преступника, насильственного преступника, неосторожного преступника. Психологические особенности женщинпреступниц.

Использование информации психологического характера о личности правонарушителя в ходе предварительного расследования, рассмотрения уголовных дел в суде.

9

Тема 15. Психология преступного поведения (психология преступной группы).

Понятие группы в социальной психологии. Психологическая характеристика больших социальных групп. Роль привычек, национальных обычаев, традиций, социальных установок в различных социальных группах людей. Общественная психология и индивидуальное сознание членов группы. Учет указанных явлений в предотвращении паники, массовых беспорядков, конфликтов на национальной почве, в районах стихийных и иных бедствий.

Групповая сплоченность и групповой конформизм. Феномен группового давления. Групповая совместимость членов группы. Психологическая основа межличностных взаимоотношений в группе (коллективе).

Психолого-правоваяоценка организованных преступных формирований (групп), их противоправной деятельности.

Типы преступных формирований: случайная преступная группа; преступная группа, совершающая преступления по предварительному сговору; организованная, устойчивая преступная группа (банда); сплоченная организованная преступная группа (организация); преступное сообщество (объединение) организованных преступных групп.

Круговая порука в преступной группе. Факторы, способствующие формированию круговой поруки. Признаки круговой поруки. Психологические методы нейтрализации круговой поруки, борьба с групповой преступностью.

Тема 16. Общаясоциально-психологическаяхарактеристика профессиональной деятельности юриста.

Психологическая напряженность деятельности следователя и оперативного работника. Властные полномочия — структурная составляющая деятельности следователя. Повышенная индивидуальная ответственность за правильность принятых решений и их исполнение. Направленность правоохранительной деятельности на преодоление противодействия обвиняемых, подозреваемых и других заинтересованных лиц.

Действия следователя и оперативного работника в проблемных ситуациях, обусловленных информационной неопределенностью. Деятельность следователя и оперативного работника в ситуациях тактического риска.

Разрешение проблемных, конфликтных ситуаций и ситуаций тактического риска в процессе раскрытия и расследования преступлений. Психологические особенности познавательной деятельности следователя и оперативного работника. Роль версий в раскрытии преступлений. Психологическая особенность процесса доказывания. Эвристическое мышление следователя и оперативного работника. Значение интуиции в следственной деятельности.

10

Юридическая психология Заочное отделение — Стр 2

Психологические основы следственной и оперативно — розыскной деятельности в ситуациях тактического риска. Фактор случайности и психологической готовности работников правоохранительных органов к внезапному изменению ситуации.

Тема 17. Психология личности юриста

Психологические особенности личности следователя. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста. Основные факторы профессиональной пригодности и соответствующие им социальнопсихологические качества личности (психограмма) сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. Прогнозирование индивидуальной успешности профессиональной деятельности юриста. Понятие профессиональной надежности. Концепция профессиональных ограничений для кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы. Объективные (внешние) и субъективные (психологические) критерии профессиональной пригодности лиц, отбираемых в правоохранительные органы.

Тема 18. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста.

Познавательная активность, продуктивность сознания. Развитый интеллект. Гибкое, творческое мышление. Высокая умственная работоспособность. Аналитический склад ума, прогностические способности, умение выделять главное. Развитые воображение, интуиция.

Нервно-психическаяустойчивость. Выносливость, высокий уровень работоспособности в условиях длительного воздействия перегрузок и других неблагоприятных факторов. Сохранение мотивации достижения успеха. Стенический тип реагирования в психогенных (фрустрирующих) ситуациях.

Тема 19. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

Коммуникативная компетентность юриста. Способность устанавливать и поддерживать эмоциональные контакты с участниками общения. Свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Способность к поиску компромиссов. Гибкость, адаптивность коммуникативного поведения. Адекватная самооценка, развитый самоконтроль.

Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений. Общая психотехника профессионального общения. Общение в рамках разнообразных профессиональных действий: как

11

общение с гражданином, обратившимся за помощью, при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки, других следственных действий. Приемы создания исходных благоприятных психологических условий для решения задач общения. Приемы развития благоприятной психологической атмосферы. Приемы нейтрализации психологических барьеров.

Тема 20. Психология допроса

Психология допроса свидетелей и потерпевших. Стадии формирования показаний, факторы, влияющие на полноту и достоверность показаний. Проблема наводящих вопросов. Учет психологических особенностей несовершеннолетних свидетелей и потерпевших при допросе. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого. Психологический контакт, мотивация показаний. Диагностика лжи и меры по ее предотвращению. Критерии и приемы правомерного психологического воздействия на лиц, противодействующих, установлению истины. Психологические особенности допроса подсудимого.

Тема 21. Организационно-управленческаяподструктура профессиональной деятельности юриста.

Психологическая концепция управления в органах правопорядка. Личность в системе управления. Психологический анализ деятельности и функций руководителя органа правопорядка. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка. Характеристика основных методов воздействия руководителя правоохранительного органа на подчиненных. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений.

Тема 22. Психологические особенности судопроизводства.

Психологические основы гражданского судопроизводства. Судебнопсихологическая и психолого-психиатрическаяэкспертизы в гражданском судопроизводстве.

Этические нормы в деятельности судьи.

Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.

Психологические основы полемики в судебном процессе. Психология отношений адвоката с прокурором и судом. Профессиональная культура адвоката: умение соединить в защите интересы общества и подзащитного.

12

Структура учебной дисциплины

Структура

Заочное

Заочное обучение

Заочное

обучение на

на базе средне-

обучение на

базе

профессионального

базе общего

высшего

образования

среднего

образования

образования

Общее количество

112

112

112

часов

Лекции (Л)

10

10

10

Практические занятия

2

2

2

(ПЗ)

Самостоятельная

100

100

100

работа (СРС)

Форма контроля

Зачет

Зачет

Зачет

Тематические планы изучения дисциплины

Тематический план для студентов заочного обучения на базе общего среднего образования

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам

темы

Всего

Л

ПЗ

СРС

1

Предмет, система и содержание юридической

6

2

4

психологии; юридическая психология в системе

научных отраслей знания.

2

Понятие личности в психологии и правовой

5

1

4

науке.

3

Психологические методы изучения личности

5

1

4

субъектов правоприменительной деятельности.

4

Ощущение, восприятие.

4

4

5

Понятие и виды памяти.

4

4

6

4

4

Мышление

7

Воображение и его виды.

4

4

8

4

4

Внимание

9

Эмоции. Чувства.

4

4

10

Состояния тревожности, психической

4

4

напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.

11

Индивидуально-психологическиеособенности

4

4

личности (темперамент, характер и его свойства).

13

12

Предмет, основания, поводы назначения судебно-

8

2

6

психологической экспертизы (СПЭ), ее

подготовка и назначение, порядок проведения.

13

Психология преступного поведения (психология

5

1

4

преступления)

14

Психология личности преступника.

5

1

4

15

Психология преступного поведения (психология

6

6

преступной группы).

16

Общая социально-психологическая

6

1

5

характеристика профессиональной деятельности

юриста.

17

Психология личности юриста.

8

1

2

5

18

Познавательная подструктура профессиональной

4

4

деятельности юриста.

19

Общение в профессиональной деятельности

6

6

юриста (коммуникативная подструктура).

20

Психология допроса.

6

2

6

21

Организационно-управленческаяподструктура

4

4

профессиональной деятельности юриста.

22

Психологические особенности судопроизводства.

6

6

Итого

112

10

2

100

Тематический план для студентов заочного обучения

на базе средне-профессиональногообразования

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам

темы

Всего

Л

ПЗ

СРС

1

Предмет, система и содержание юридической

6

2

4

психологии; юридическая психология в системе

научных отраслей знания.

2

Понятие личности в психологии и правовой

5

1

4

науке.

3

Психологические методы изучения личности

5

1

4

субъектов правоприменительной деятельности.

4

Ощущение, восприятие.

4

4

5

Понятие и виды памяти.

4

4

6

4

4

Мышление

7

Воображение и его виды.

4

4

8

4

4

Внимание

9

Эмоции. Чувства.

4

4

10

Состояния тревожности, психической

4

4

напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.

11

Индивидуально-психологическиеособенности

4

4

личности (темперамент, характер и его свойства).

12

Предмет, основания, поводы назначения судебно-

8

2

6

психологической экспертизы (СПЭ), ее

подготовка и назначение, порядок проведения.

14

13

Психология преступного поведения (психология

5

1

4

преступления)

14

Психология личности преступника.

5

1

4

15

Психология преступного поведения (психология

6

6

преступной группы).

16

Общая социально-психологическая

6

1

5

характеристика профессиональной деятельности

юриста.

17

Психология личности юриста.

8

1

2

5

18

Познавательная подструктура профессиональной

4

4

деятельности юриста.

19

Общение в профессиональной деятельности

6

6

юриста (коммуникативная подструктура).

20

Психология допроса.

6

2

6

21

Организационно-управленческаяподструктура

4

4

профессиональной деятельности юриста.

22

Психологические особенности судопроизводства.

6

6

Итого

112

10

2

100

Тематический план для студентов заочного обучения

на базе высшего образования

Наименование разделов, тем дисциплины

Объем в часах по видам

темы

Всего

Л

ПЗ

СРС

1

Предмет, система и содержание юридической

6

2

4

психологии; юридическая психология в системе

научных отраслей знания.

2

Понятие личности в психологии и правовой

5

1

4

науке.

3

Психологические методы изучения личности

5

1

4

субъектов правоприменительной деятельности.

4

Ощущение, восприятие.

4

4

5

Понятие и виды памяти.

4

4

6

4

4

Мышление

7

Воображение и его виды.

4

4

8

4

4

Внимание

9

Эмоции. Чувства.

4

4

10

Состояния тревожности, психической

4

4

напряженности. Фрустрация. Аффект. Страдания.

11

Индивидуально-психологическиеособенности

4

4

личности (темперамент, характер и его свойства).

12

Предмет, основания, поводы назначения судебно-

8

2

6

психологической экспертизы (СПЭ), ее

подготовка и назначение, порядок проведения.

13

Психология преступного поведения (психология

5

1

4

преступления)

14

Психология личности преступника.

5

1

4

15

15

Психология преступного поведения (психология

6

6

преступной группы).

16

Общая социально-психологическая

6

1

5

характеристика профессиональной деятельности

юриста.

17

Психология личности юриста.

8

1

2

5

18

Познавательная подструктура профессиональной

4

4

деятельности юриста.

19

Общение в профессиональной деятельности

6

6

юриста (коммуникативная подструктура).

20

Психология допроса.

6

2

6

21

Организационно-управленческаяподструктура

4

4

профессиональной деятельности юриста.

22

Психологические особенности судопроизводства.

6

6

Итого

112

10

2

100

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. М.: Изд-воНорма, 2007. 640 с.

2.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М: Юристъ, 2008. 488с.

3.Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Проспект, 2010. 472 с.

Дополнительная литература

1.Антонян Ю. С. Психология убийства. М., 2007.

2.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб., 2002.

3.Бартол К.Ч. Психология криминального поведения. СПб., 2004.

4.Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 2008.

5.Зубрилова И.С., Скрыпников А.и. Психологическое объединение оперативно-служебнойдеятельности сотрудников ОВД. М., 2001.

6.Илларионов В.П. Опыт организации ведения переговоров с преступниками.

7.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 2005.

8.Мариновская, И.Д. Юридическая психология М., 2005.

9.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2007.

16

Раздел 3. Задания для самостоятельной работы студентов

Вопросы для самостоятельной работы студентов

Самостоятельные виды работы: доклады, изучение вопросов по теме, работа с дополнительной литературой.

1.Психологическое воздействие на личность в юридической деятельности.

2.Психологический анализ личности преступника.

3.Проблема личности преступника с психическими аномалиями.

4.Структура профессиограммы следователя.

5.Структура профессиограммы судьи.

6.Структура профессиограммы адвоката.

7.Структура профессиограммы прокурора.

8.Психология допроса и очной ставки.

9.Психология обыска.

10.Психология предъявления для опознания.

11.Психология следственного осмотра.

12.Методика проведения судебно-психологическойэкспертизы.

13.Психологическая характеристика судебного процесса.

14.Психологические аспекты переговоров с преступниками.

15.Психология несовершеннолетнего преступника.

16.Психология женщины-преступницы.

17.Психология терроризма.

18.Психология переговоров с террористами и лицами, захватившими заложников.

19.Психология потерпевшего.

20.Психология свидетеля.

21.Психология поисковой и розыскной деятельности оперативного работника и следователя.

22.Психология проблемных ситуаций, возникающих в деятельности юриста.

23.Конфликтные ситуации и основные методы их разрешения в процессе расследования преступления.

24.Психологические приемы в работе юриста.

25.Психология преступной группы.

17

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1.Предмет, задачи, методы и принципы психологии применительно к юридической деятельности.

2.Понятие о психике. Классификация психических явлений.

3.Взаимосвязь трех уровней психической деятельности — сознательного, подсознательного, бессознательного.

4.Понятие о личности. Социализация личности.

5.Взаимосвязь биосоциальных факторов в психическом развитии личности. Интересы, склонности, идеалы и мировоззрение личности.

6.Темперамент. Основные виды темпераментов.

7.Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. Учет типов темперамента в юриспруденции.

8.Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцептация характера.

9.Возрастные особенности характера. Полоролевые особенности различия характера. Учет типов и черт характера в юридической работе.

10.Понятие направленности личности.

11.Потребности личности.

12.Мотивация и виды мотивационных состояний личности.

13.Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.

14.Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности отдельных видов ощущений.

15.Восприятие. Нейрофизиологические основы восприятия.

16.Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

17.Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления.

18.Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач. Интуиция в работе юриста.

19.Речь в юридической работе.

20.Воображение. Нейрофизиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.

21.Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти.

22.Эмоции. Физиологические основы эмоций и чувств. Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.

23.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий.

24.Понятие о деятельности и поведении.

25.Эмоционально-волеваярегуляция деятельности и поведения.

26.Психические состояния и их классификация. Характеристика видов

18

психических состояний.

27.Социально-психологическаяорганизация больших и малых социальных групп.

28.Психология общения и межличностных отношений. Значение общения в работе юриста.

29.Психология общения и речевая деятельность. Виды и функции речи. Психология речи в гражданском уголовном процессе.

30.Большие социальные группы. Психология массовидных явлений, массовой коммуникации и социального управления.

31.Межличностные отношения в конкретной социальной группе. Понятие референтной группы. Психология совершения преступления в составе преступной группы.

32.Предмет, метод, структура и задачи юридической психологии.

33.Краткий очерк развития юридической психологии.

34.Право как фактор социальной регуляции поведения личности.

35.Правовая социализация и десоциализация личности.

36.Профессиограмма профессии юриста.

37.Судебно-психологическаяэкспертиза в гражданском судопроизводстве.

38.Понятие личности преступника. Ценностно-ориентационнаястереотипизированная поведенческая схема личности преступника.

39.Типология личности преступника.

40.Психологические особенности отдельных категорий преступников.

41.Психология организованной преступности.

42.Психология преступного деяния. Психологические аспекты вины и юридической ответственности.

43.Психология следователя и следственной деятельности.

44.Этапы расследования и структура познавательно-поисковойдеятельности следователя.

45.Выявление мотивов преступления и анализ их информационного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.

46.Психология коммуникативной деятельности следователя.

47.Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля.

48.Психология осмотра места происшествия.

49.Психология обыска и выемки.

50.Психология допроса и очной ставки.

51.Психология следственного эксперимента.

52.Судебно-психологическаяэкспертиза в уголовном процессе.

53.Психологические аспекты уголовного судопроизводства:

54.Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных.

19

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector