Ю Конфликтология РПУД

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

" УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ"

Челябинский институт (филиал)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧИ УрАГС

_____________С.Г. Зырянов

«31___» __08__ 2010 г

Рабочая программа учебной дисциплины

Конфликтология

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 30 501.65 — ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Составители: доктор психологических наук, профессор Г. Г. Горелова,

кандидат политических наук, доцент Ю.Н. Хмара

Челябинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ

1.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1.Организационно-методическиеданные дисциплины

4.2.Тематический план дисциплины

4.3.Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий

5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ

6.1.Темы курсовых работ

6.2.Вопросы для подготовки к экзамену

15 стр., 7002 слов

По дисциплине «Учебная и производственная практики»

... учебная программа по дисциплине «Учебная и производственная практики» для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование ... с педагогами по содержанию, учебно-методическому обеспечению образовательного и ... дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины ... , социальных и экономических наук в различных сферах профессиональной ...

6.3.Бально-рейтинговаясистема оценки освоения дисциплины студентами

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

7.2.Дополнительная литература

8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана для студентов специальности 80 504.65 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Проблемы курса «Конфликтология» включены в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» как часть «Управления персоналом».

«Конфликтология» как учебная дисциплина встроена в общую модель подготовки специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом. В рамках дисциплины изучается широкий круг вопросов, с которыми предстоит на практике заниматься выпускникам ЧФ РАНХ и ГС. Изучение этой дисциплины предусматривается на третьем курсе обучения.

2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины изучение конфликтов в различных сферах общественной жизни, основных этапов развития конфликтологической мысли, стратегий и стилей поведения в конфликтных ситуациях возникающих в ходе профессиональной служебной деятельности на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательскихи образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях,общественно-политическихи некоммерческих организациях.

16 стр., 7640 слов

Глава I. Понятие конфликта и конфликтной ситуации

... конфликтов…………………………………………………………… Причины возникновения конфликта………………………………………. Условия протекания конфликта……………………………………………. Функции конфликтов……………………………………………………….. Глава II. Структура конфликта Субъект и объект (предмет) конфликтной ситуации……………………... Глава III. Стадии развития конфликта Предконфликтная стадия…………………………………………………… Непосредственно конфликт………………………………………………... Разрешение ...

Взадачи курса входит формирование у студента знаний о предмете, месте и роли конфликтологии в управлении и менеджменте организаций, сущности и методах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, стратегиях и стилях поведения в конфликтных ситуациях, механизмах, способах и методах ведения переговорного процесса.

3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Врезультате изучения учебной дисциплины «Конфликтология» выпускник должен

знать:

основные учения и понятия конфликтологии, их роль в формировании организационной культуры и социальном управлении

основы этики поведения в конфликтных ситуациях

сущность и применение системно-ситуационногои системноинформационного анализов конфликтов

виды медиаторства в урегулировании конфликтов;

основы переговорного процесса;

методологию и методику анализа конфликтных ситуаций;

причины возникновения, предмет, структуру и способы предупреждения конфликтов;

типологию конфликтов, специфику их проявления в различных сферах жизни общества;

социальные, психологические и социально-психологическиетехнологии регулирования и разрешения конфликтов;

специфику прогнозирования, предупреждения и разрешения конфликтов в органах власти;

уметь:

выявить и проанализировать суть конфликта

использовать различные стили поведения в конфликте и различные стратегии разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления

использовать адекватные переговорные техники в зависимости от типа конфликтной ситуации

реализовать роль посредника в конфликтной ситуации

прогнозировать и урегулировать внутриорганизационный конфликт

организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия

завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам

владеть:

навыками анализа конфликта в различных сферах общественной жизни;

технологиями использования различных стилей поведения в конфликте и различных стратегий разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления;

адекватными переговорными техниками в зависимости от типа конфликтной ситуации; ролью посредника в конфликтной ситуации;

методиками прогнозирования и урегулирования внутриорганизационных конфликтов;

умениями организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия;

умениями завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонамнавыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 ОРГАНИЗАЦИОННО — МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Кол-вочасов аудиторных занятий

Самостоятельн

Общий

Форма

объем

Всего

Лекции

Практич.

ая работа

контроля

часов

Заочное отделение

10

8

2

80

90

Зачет

4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для заочного отделения

Темы лекций

Кол-вочасов

1.

Предмет конфликтологии

1

2.

История отечественной и зарубежной конфликтологии

1

3.

Методы исследования и диагностики конфликтов

1

4.

Теоретические основы конфликтологии

1

5.

Внутриличностные конфликты

1

6.

Конфликты в организации

1

7.

Конфликты в различных сферах общественной жизни

1

8.

Теория и практика разрешения конфликтов

1

Всего

8

Темы семинарских и практических занятий

Кол-вочасов

1.

Предупреждение,

регулирование

и

разрешение

2

конфликтов органами государственной власти и

местного самоуправления

Всего

2

4.3 Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА 1. Предмет конфликтологии Конфликтология как наука, ее предмет и задачи. Структура современной

конфликтологии. Актуальные теоретико-методологическиеи прикладные проблемы современной конфликтологии.

Современная конфликтология в системе наук. Междисциплинарные связи конфликтологии.

Роль конфликтологии в развитии российского общества Основные цели и задачи конфликтологии. Конфликтологические центры и их исследования. Методологические проблемы системного исследования конфликтов

ТЕМА 2. История отечественной и зарубежной конфликтологии История развития конфликтологии. Этапы становления конфликтологии

как науки. Конфиктологические идеи в древнеиндийской, древнекитайской и античной философии. Средневековая философия о конфликтах. Философия нового времени о конфликтах. Разработка в немецкой классической философии теории конфликта. Ч. Дарвин о борьбе видов.

Проблема конфликта в философии и социологии. Социальный конфликт как объект философско-социологическогоисследования. Методологические истоки теории социальных конфликтов в философии и социологии (К.Маркс, Г, 3иммель).

Современные подходы к исследованию социальных конфликтов в зарубежной социологии (Р. Дарендорф, Л. Коуер).

Зарубежные политологические теории конфликтов.

Проблема конфликта в психологии. Специфика психологического подхода к исследованию конфликта. Западные школы психологической конфликтологии (К. Финк, Х. Тузард, А. Рапопорт, А. Акофф, Ф. Эмери, М Дойч и др.).

Традиции исследования конфликта в психоанализе, интеракционизме, когнитивной психологии, необихивиоризме, гуманистической психологии.

История отечественной конфликтологии. Периодизация и основные отрасли отечественной конфликтологии. Междисциплинарные подходы к исследованию конфликта: возможности и ограничения.

ТЕМА 3. Проблема эволюции конфликтов Эволюционная структура психики человека. Основные виды эволюции

конфликтов. Социобиология и проблемы конфликтов у животных.

Роль агрессии в животном мире. Типология конфликтов у животных (внутривидовые, межвидовые, интрапсихические) Внутривидовые конфликты у животных (борьба за жизненные ресурсы; конфликты, связанные с воспроизводством потомства; борьба животных за иерархическое место в группе

ТЕМА 4. Методы исследования и диагностика конфликтов Методологические принципы исследования конфликтов (принцип

развития; принцип всеобщей связи; законы и категории диалектики, принципы единства теории, эксперимента и практики; принцип системного подхода; принцип конкретно-историческогоподхода, принцип

объективности; принцип междисциплинарности; принцип преемственности; принцип эволюционизма; принцип личностного подхода).

Применение метода психологии в изучении конфликтов определение уровня внутриличностной конфликтности, изучение конфликтного

взаимодействия в социальных группах Y.

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов. Ситуационный метод исследования конфликтов Методы изучения межгрупповых конфликтов (качественные методы,

математическое моделирование).

ТЕМА 5. Теоретические основы конфликтов Понятие конфликта. Уровни проявления и типология конфликтов.

Причины возникновения конфликтов (объективные факторы, организационно-управленческие,социально-психологические,личностные).

Структура конфликта: объект, субъект, особенности восприятия конфликтной ситуации. Функции конфликта: деструктивная, конструктивная, диагностическая. Динамика конфликта: основные этапы в развитии конфликта, эскалация конфликта. Информационный подход к изучению и регулированию конфликтов.

ТЕМА 6. Внутриличностные конфликты Теоретические подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

Основные виды внутриличностного конфликта (мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки, невротический конфликт).

Генезис внутриличностного конфликта. Особенности переживания и последствия внутриличностного конфликта. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.

Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.

ТЕМА 7. Групповые конфликты Понятие групповых конфликтов и их классификация (конфликт

«личность-группа»:разновидность —«руководитель-коллектив»;"рядовой член коллектива — коллектив";«лидер-группа»).

Управление конфликтами типа «личность-группа»:основные этапы. Межгрупповые конфликты. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтных ситуаций межгруппового конфликта (деиндивидуализация взаимного восприятия; неадекватное социальное, групповое сравнение; групповая атрибуция).

Классификация межгрупповых конфликтов («руководство организации — персонал», «администрация-профсоюзы»,конфликт между подразделениями

внутри организации, конфликт между микрогруппами внутри коллектива, конфликт между неформальными группами в обществе).

Управление межгрупповыми конфликтами.

ТЕМА 8. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Семейные конфликты. Межличностные конфликты супругов, конфликты

во взаимоотношениях родителей и детей.

Конфликты между руководителями и подчиненными. Объективные и субъективные причины такого вида конфликтов. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». Разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными.

Конфликты в условиях учебной деятельности. Инновационные конфликты и их специфика.

ТЕМА 9. Конфликты в организации Классификация конфликтов в организации: межличностные,

межгрупповые; конфликты типа «личность-группа»;структурные конфликты: инновационные конфликты; позиционные конфликты; ресурсные конфликты; динамические конфликты; организационнотехнические; вадминистративно-управленческойсистеме; связанные с функционированием неформальной организации; связанные с функционированиемсоциально-психологическойсистемы отношений; трудовые конфликты и пути их разрешения.

ТЕМА 10. Конфликты в различных сферах общественной жизни Экономические конфликты, основные субъекты; уровни проявления

(макро и микро уровни); формы проявления (конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.).

Управление экономическими конфликтами. роль государственных органов в управлении экономическими конфликтами.

Политические конфликты: основные субъекты; специфические особенности; формы проявления (легитимные и не легитимные; митинги, демонстрации, революции, перевороты, политические кризисы, вооруженные конфликты).

Специфика международных конфликтов. Управление политическими конфликтами. Роль государства, международных, политических организаций, политических партий и объединений в управлении политическими конфликтами.

Конфликты в социальной сфере: объективные основы; формы проявления (недовольство, протест, бунт); роль информационно-аналитическойдеятельности в прогнозировании и предупреждении конфликтов в социальной сфере. Управление конфликтами в социальной сфере.

Конфликты в духовной сфере: многообразие; субъекты конфликтов; специфика проявления. Управление конфликтами в сфере духовных отношений.

ТЕМА 11. Основы предупреждения конфликтов Прогнозирование и профилактика конфликтов. Объективные,

организационно-управленческиеисоциально-психологическиеусловия профилактики и предупреждения конфликтов.

Технология предупреждения конфликтов (изменения своего отношения к конфликту, способы и приемы воздействия на поведение оппонента, психология конструктивной критики, психокоррекция конфликтного поведения).

Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности как условия предупреждения конфликтов.

Предупреждение конфликтов и стресс.

ТЕМА 12. Теория и практика разрешения конфликтов Конструктивное разрешение конфликтов. Условия, факторы, стратегии и

способы разрешения конфликтов. Формы, исход и критерии завершения конфликтов.

Урегулирование конфликтов с участием третей стороны. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Сущность, динамика, психологические механизмы и технология переговорного процесса. Психологические основы успеха на переговорах. Специфика ведения переговоров в различных сферах деятельности.

ТЕМА 13. Социальные технологии регулирования конфликтов. Роль органов власти в предупреждении и разрешении конфликтов.

Диагностика социальной напряженности и конфликтов. Социальная компетентность власти в процессе предупреждения и разрешения конфликтов Уровни регулирования конфликтов различными органами государственной власти. Региональные, межнациональные, внутриполитические конфликты и их специфика в различных регионах России. Управленческая и конфликтологическая компетентность служащих органов государственной и муниципальной власти.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Предпосылки формирования и основные этапы развития

1.Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

2.Комплексный подход к изучению конфликтов.

3.Основные этапы развития конфликтологии.

4.Практическое значение конфликтологии

Тематика докладов

1.Конфликтологические идеи в древнеиндийской, древнекитайской и античной философии.

2.М. Макиавелли о сущности и природе социальных конфликтов.

3.Гуго Гроций о войне, мире и политике нейтралитета.

4.Английская философская и общественно-политическаямысль о социальном конфликте Т. Гоббс, А.Смит.

5.Ж-Ж.Руссо о теории общественного договора.

6.Немецкая классическая философия и природе социальных конфликтов.

7.Ч.Дарвин о борьбе видов в природе.

8.Проблема насилия в религиозных учениях.

ТЕМА 2. Конфликт как социальное и психологическое явление 1. Основные структурные элементы конфликта.

2.Классификация конфликтов:

— по сферам проявления;

— по степени длительности и напряженности;

— по субъектам конфликтного взаимодействия;

— по социальным последствиям;

— по предмету.

3.Причинны конфликтов: социально-экономические,политические,социально-демографические,социально-психологические,индивидуальнопсихологические.

4.Динамика конфликта:

-этапы конфликта;

-основные формы конфликта;

-типы конфликтных ситуаций.

Вторая часть данной темы изучается в виде деловых игр: «Жалоба» и «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях».

ТЕМА 3. Внутриличностные конфликты Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. З.

Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Левин, Л. Фестингер. Формы проявления и способы, разрешения внутриличностных

конфликтов.

Ю Конфликтология РПУД — Стр 2

Практическое занятие по теме: «Внутриличностные конфликты». Игратренинг. Тестирование самооценки характера по методикам Р.Л. Сэттела, Шварцландера, самооценка комплекса неполноценности.

ТЕМА 4. Поведение личности в конфликте Занятие № 1.

Основные теории и модели поведения личности в конфликте. Стратегии поведения в конфликте.

Типология конфликтных личностей.

Практическое занятие № 2 по теме «Поведение личности в конфликте» Проводится на основе тестирования. Тест К. Томаса и тест по самооценке конфликтности.

Практическое занятие № 3 по теме «Оценка стратегий поведения в конфликте».

Проводится на основе тестирования: «Тактика поведения в конфликте»;

«Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж.Г.Скотт

ТЕМА 5. Межличностные конфликты

1.Понятие межличностного конфликта и его особенности.

2.Сферы проявления межличностных конфликтов: семья, коллектив, организация, общество.

3.Управление межличностными конфликтами. Основные причины, факторы, этапы.

4.Самооценка агрессии. Тест Ассингера. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири.

ТЕМА 6. Групповые конфликты

1.Понятие «групповые конфликты» и их классификация.

2.Управление групповыми конфликтами.

3.Межгрупповые конфликты и их классификация.

4.Управление межгрупповыми конфликтами. Вопрос обсуждается в форме анализа конфликтных ситуаций.

ТЕМА 7. Конфликты в организации

1.Основные виды конфликтов в организации.

2.Анализ конкретных конфликтных ситуаций в организации.

3.Деловая игра «Реформирование организации».

4.Программирование и предупреждение конфликтов в организации (вопрос рассматривается на основании метода анализа рабочих документов)

ТЕМА 8. Конфликты в сфере управления Семинар № 1

1.Источник конфликтов в сфере управления.

2. Специфика форм проявления управленческих конфликтов (дезорганизация, несогласие, напряженность, конфронтация).

3.Конфликты между руководителями и подчиненными. Объективные и субъективные причины.

4.Условия и способы предупреждения конфликтов по вертикали.

5.Оптимальные управленческие решения как основа предупреждения конфликтов между руководителями и подчиненными.

Практическое занятие № 2 «Управленческие решения».

Занятие проводится на основе контент-анализаи метода анализа документов.

Практическое занятие № 3 «Стиль управления».

Тест «Определение стиля управления трудовым коллективом»; «Управленческая ситуация и направленность руководителя» (тест Ершова).

ТЕМА 9. Конфликты в различных сферах общественной жизни

1.Экономические конфликты.

2.Трудовые конфликты.

3.Внутренние политические конфликты.

4.Международные конфликты.

5.Конфликты в социальной сфере.

6.Конфликты в духовной сфере.

Темы докладов и рефератов

1.Движение силы и мотивация современных конфликтов в обществе.

2.Специфика экономических конфликтов в современной России и Уральском регионе.

3.Конфликты и власть.

4.Политические конфликты в современном российском обществе.

5.Политический терроризм.

6.Межнациональные и религиозные конфликты. Идеологические конфликты в современной России.

7.Конфликты в сфере культуры и искусства.

8.Компетентность государственной власти как главное условие предупреждение и разрешение общественных конфликтов.

ТЕМА 10. Социальные технологии регулирования и разрешения конфликтов

1.Диагностика конфликтных ситуаций. Методологические принципы исследования конфликтов.

2.Универсальная понятийная схема описания конфликтов.

3.Этапы анализа конфликтов.

4 Программа конфликтологического исследования.

ТЕМА 11. Технологии управления конфликтами

1.Понятие управления конфликтами

2.Содержание управления конфликтами.

3.«Оценка глубины конфликта» Тестирование с последующим анализом

иобсуждением.

4. Алгоритм управления конфликтами.

ТЕМА 12. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов Занятие № 1.

1.Основное содержание переговорного процесса.

2.Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

3.Психологические условия успеха на переговорах.

4.Специфика проведения переговоров в различных сферах человеческой деятельности.

Практическая часть занятия № 1 «Психология переговорного процесса».

1. Самооценка подготовленности к проведению переговоров Тестирование «Умение вести деловые переговоры» и «Моя тактика ведения переговоров».

Занятие № 2.

«Конструктивное поведение в переговорах» Упражнение № 1. «Анализ своих действий в переговорном процессе». Упражнение № 2. «Возражение и ответы на них». Ситуационно-ролеваяигра «Переговоры».

ТЕМА 13. Социальные технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Занятие № 1.

Основные принципы эффективного общения. Технологии рационального поведения в конфликте. Практическая часть

Практическое упражнение № 1. Самооценка рационального поведения в конфликте

Практическое упражнение № 2. Самооценка рационального поведения в конфликте.

Практическое упражнение № 3. Развитие эмпатии. Упражнение № 4. Деструктивное поведение в конфликте

Элементы аутотренинга. Первая помощь в острой стрессовой ситуации Практическое занятие № 2 Проводится в форме деловой игры «Овладение искусством критики» В

конце занятия проводится тестирование по теме: «Критика и Вы».

ТЕМА 14. Предупреждение, регулирование и разрешение конфликтов органами государственной и муниципальной власти

Социальная напряженность и конфликты в условиях современной России. Источники и причины конфликтов в организации.

Психологическое управление в кризисном обществе. Конфликтологическая компетентность работников органов

государственной и муниципальной власти.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Данные рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения. Самостоятельная работа студентов по подготовке к занятиям по дисциплине «Конфликтология» предполагает освоение рекомендуемой учебной литературы и монографий, в соответствии с темой семинарского занятия, а также иной литературы, электронных баз и источников, реализации в процессе обучения требований по обеспечению прикладной направленности дисциплины.

Втечение семестра студент может подготовить один или несколько докладов, содержание которых должно иметь прикладной характер, т. е. отражать особенности организации и осуществления местного самоуправления конкретного муниципального образования, раскрывать тенденции, проблемы и пути их преодоления.

Вкачестве контрольных мероприятий, студентам может быть предложено написать эссе, в котором в сжатом виде необходимо изложить собственное мнение на заданную тему, а также письменные контрольные работы (тесты).

Текущие результаты самостоятельной работы оцениваются на семинарских занятиях. На семинарские занятия выносятся наиболее важные темы, от усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объёме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов стройного логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; применения основных законов, категорий, и принципов научного конфликтологического знания для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности.

Виды самостоятельной работы

Объём в часах

Для заочного отделения

Самостоятельное изучение тем

80

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ

6.1 Тест для определения соционического типа

Для определения соционического типа воспользуйтесь цифровым тестом (из пар высказываний определите одно, которое, по вашему мнению, более точно вас характеризует).

В итоге у вас получится четырехзначная цифра.

1.Ваша работоспособность равномерна, а если меняется, то только по известной вам причине. Вы не любите откладывать дела «на потом», предпочитая готовиться ко всему заранее, и не склонны менять свои планы или решения. Вас тяготит неопределенность, поэтому вы предпочитаете иметь четкий временной график работы.

2.Ваша работоспособность характеризуется подъемами и спадами активности, которые часто бывают у вас без определенных причин. Обычно вы не составляете планы наперед, предпочитая действовать по ситуации. Чаще всего принимаете решения и совершаете «прорыв» в последний момент. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться определенному графику или распорядку.

3.Вы не придаете большого значения эмоциональным разногласиям между людьми, пока они не задевают ваших принципов. В деловых отношениях профессионализм ставите выше других личных качеств и не идете на поводу у своих симпатий и антипатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни. Вас больше интересуют другие вопросы. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным.

4.Вы хорошо разбираетесь в скрытых чувствах, побуждениях и взаимоотношениях людей. Охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем. Долго помните и переживаете обиды. Склонны к компромиссам в делах ради сохранения хороших отношений. Ваша дипломатичность позволяет найти правильный подход к каждому.

5.Вы реалистичны, практичны и деятельны. Уверены в своих потребностях и умеете отстаивать свои интересы. Ваши высказывания конкретны, и вы не любите выслушивать длинные и абстрактные ответы. С недоверием относитесь к теориям, не проверенным практикой и опытом других. Всегда проверяете результаты сделанного.

6.Вы человек с развитым воображением, хорошо предвидите развитие событий, но можете проявлять рассеянность или медлить с внедрением своих планов. Часто уступаете свои позиции более активным и напористым партнерам. Вы любите экспериментировать, интерес к новому так велик, что может превалировать над пользой.

7.Вам обычно свойственны сдержанность и осторожность в высказываниях. Вы предпочитаете скрывать свое внутреннее состояние и стараетесь не выделяться среди других. Редко проявляете инициативу в знакомствах, предпочитаете привычный круг людей.

8.Вам присущи смелость, импульсивность, решительность. Вы не боитесь риска. Открыты и доверчивы. Вы охотно проявляете инициативу в новых делах и знакомствах. В работе часто отдаете сил больше, чем нужно, так что Вам трудно вовремя остановиться.

2368 — Дон Кихот — искатель

2457 — Дюма — посредник

1458 — Гюго — энтузиаст

1367 — Робеспьер — аналитик

1468 — Гамлет — артист

1357 — Максим — систематик

2358 — Жуков — организатор

2467 — Есенин — лирик

2458 — Наполеон — лидер

2367 — Бальзак — критик

1368 — Джек — предприниматель

1457 — Драйзер — хранитель

1358 — Штирлиц — администратор

1467 — Достоевский — гуманист

2468 — Гексли — инициатор

2357 — Габен — мастер Условно все эти типы можно разделить на 4 группы:

Практики: Штирлиц, Габен, Жуков, Максим Исследователи: Джек, Бальзак, Дон Кихот, Робеспьер Социалы: Гюго, Дюма, Наполеон, Драйзер Гуманитарии: Гамлет, Есенин, Гексли, Достоевский

6.2ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1.Место и роль конфликтологии в системе научного знания. Роль конфликта в системе социальных явлений.

2.Предмет, объект, методологические принципы кофликтологии.

3.Сущность конфликта. Соотношение понятий противоречие, спор, конфликт.

4.Структура конфликта. Субъективное восприятие конфликта и его

личностные элементы.

5.Типология конфликтов. Их классификация.

6.Динамика конфликта: этапы развития, периоды

7.Общие конструктивные функции конфликта

8.Общие деструктивные функции конфликта

9.Способы завершения конфликта. Завершение и разрешение конфликта.

10.Отражение конфликта в религии и искусстве. Проблема конфликта в учениях древних мыслителей.

11.Конфликтологические идеи в средние века.

12.Объяснение природы социального конфликта в Новое время.

13.Периодизация истории отечественной конфликтологии.

14.Характеристика отраслей отечественной конфликтологии.

15.Общая характеристика и отличительные черты зарубежной конфликтологии.

16.Психологическая традиция в зарубежной конфликтологии.

17.Зарубежная социология в изучении конфликтов.

18.Зарубежная политология в изучении конфликта

19.Модели развития конфликтных взаимодействий в зарубежной социологии. Диалектическая и функциональная модели классовых конфликтов (Р. Даррендорф, Л. Козер).

20.Социально-психологическийподход к конфликтам М. Дойча.

21.Становление конфликтологической практики.

22.Внутриличностный конфликт. Причины и классификация внутриличностных конфликтов.

23.Последствия внутриличностных конфликтов.

24.Межличностный конфликт.

25.Семейные конфликты: причины (факторы).

26.Конфликты в организации, их типы.

27.Производственные конфликты: уровни и факторы

28.Инновационные конфликты: причины и способы предотвращения

29.Конфликты между социальными группами

30.Особенности политических конфликтов

31.Типология конфликтных личностей. Учет особенностей поведения психотипов личностей в конфликтах.

32.Профилактика конфликтов: принципы, предпосылки успешного управления.

33.Психологическое консультирование: структура, виды

34.Трудности профилактики конфликтов

35.Способы разрешения конфликта: тактика ухода и силовое подавление.

36.Способы разрешения конфликта: метод приспособления и сотрудничества.

37.Переговоры как способ разрешения конфликтов.

38.Конфликтогеные причины и методы их предупреждения

6.3. Бально-рейтинговаясистема оценки освоения дисциплины студентами

Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результат, достигнутый студентом в ходе опроса, оценивается в баллах по методике, утверждённой кафедрой. Учет рейтинга учебной группы студентов отражается в Технологической карте дисциплины, разрабатывается преподавателем, читающим лекции по данной учебной дисциплине, рассматривается на заседании кафедры и утверждается деканом факультета. Учебная дисциплина оценивается в баллах. Все виды учебной деятельности студента, выполняемые в рамках дисциплины, оцениваются по 100-балльнойшкале.

Оценка

Неудовлетворит.

Удовлетвор.

Хорошо

Отлично

Набранная сумма

Менее 50

50−65

66−75

76−100

баллов (мах — 100)

В модульно-рейтинговой(технологической) карте дисциплины обязательно указывается шкала соответствия между оценками, выставленными по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной системе

Перед началом изучения дисциплины или на первых занятиях студенты знакомятся:

справилами балльно-рейтинговойсистемы контроля знаний студентов, изложенными в Положении обалльно-рейтинговойсистеме;

ссодержанием рабочих программ учебных дисциплин;

со сроками сдачи освоенных модулей.

Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные темы дисциплины, подлежащие контролю, и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине. По итогам текущего контроля и результатам зачёта по дисциплине формируется рейтинговый балл по данной дисциплине.

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕИСТОЧНИКИ

1.Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009 г.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ(ТК РФ)

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

4.Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

5.Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»

2.УЧЕБНИКИ, ПОСОБИЯ, МОНОГРАФИИ

2.1ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.*Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-279с.

2.*Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П.Ратникова.-2-еизд., перераб. Идоп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.-511с.

3.*Козырев Г. И. Основы конфликтологии: Учебник.-М.:ИД «ФОРУМ»,ИНФРА-М, 2007.-320с.-(Профессиональноеобразование)

4.*Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для вузов.-М.:Академический проект;Трикста, 2007.-799с.

*отмечены публикации, имеющиеся в библиотеке института

2.2ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Анцупов А.Л., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. — СПб.: Питер, 2006.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2002.

3.Бабосов Е.М. Конфликтология. — Минск, 2006.

4.Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов СПб.: Речь, 2003.

5.Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. — М.:

МПСИ, 2004.

6.Дмитриев А.В. Конфликтология. — М., 2003.

7.Лоренц К. Агрессия. — М: Прогресс, 1994

8.Мириманова М.С. Конфликтология. — М.: Академия, 2003.

9.Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н, А Литвинцева. -

М., 2004.

10.Рыжов О. Политические конфликты. — М, 2007 11. Современная конфликтология в контексте культуры мира / Под ред. Е.И.

Степанова. — М., 2007.

Интернет-источники

1.http://www.minzdravsoc.ru Официальный сайт Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации

2. — Официальный сайт Центра РАН

3.http://www.socionika.info/test.html — Сайт«Соционика-инфо».Тесты

4.http://www.sobrgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiy a. htm — Электронный учебник Анцупов «Конфликтология»

5.http://www.e-college.ru/xbooks/xbook058/book/index/index.html?go=part- 012*page.htm — учебное пособие Линичук Г. Г. «Конфликтология»

6. iece002. htm учебное пособие Цыбульская М.В. Яхонтова E.C. «Конфликтология»

Справочные базы

1.Справочно-правоваясистема «КонсультантПлюс»

2.Справочно-правоваясистема «Гарант»

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

-компьютеры с доступом в Интернет;

-мультимедийное оборудование;

-кейс-стади;

-интерактивная доска

-электронные тесты.

Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры. Протокол № 11 от 29.06. 2010 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector