Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Челябинский институт (филиал)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧИ УрАГС
_____________С.Г. Зырянов
«31___» __08__ 2010 г
Рабочая программа учебной дисциплины
Конфликтология
ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030501.65 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Составители: доктор психологических наук, профессор Г.Г. Горелова,
кандидат политических наук, доцент Ю.Н. Хмара
Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
1.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.
4.2.Тематический план дисциплины
4.3.Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий
5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
6.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ
6.1.Темы курсовых работ
6.2.Вопросы для подготовки к экзамену
6.3.
По дисциплине Психологическая служба в образовании
... предпочтение либерального стиля общения. 22. В состав ПЗЛК практического психолога образования входят следующие качества (подчеркнуть): - терпимость и терпеливость к детям; - ... уровень притязаний; - школьная тревожность; - высокий социальный статус в классе; - низкая учебно-познавательная активность; - обостренное чувство справедливости; - несформированность свойств субъекта деятельности; - ...
7.
7.1. Основная литература
7.2.Дополнительная литература
8.
1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана для студентов специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Проблемы курса «Конфликтология» включены в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление» как часть «Управления персоналом».
«Конфликтология» как учебная дисциплина встроена в общую модель подготовки специалистов в соответствии с государственным образовательным стандартом. В рамках дисциплины изучается широкий круг вопросов, с которыми предстоит на практике заниматься выпускникам ЧФ РАНХ и ГС. Изучение этой дисциплины предусматривается на третьем курсе обучения.
2. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины изучение конфликтов в различных сферах общественной жизни, основных этапов развития конфликтологической мысли, стратегий и стилей поведения в конфликтных ситуациях возникающих в ходе профессиональной служебной деятельности на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в
Взадачи курса входит формирование у студента знаний о предмете, месте и роли конфликтологии в управлении и менеджменте организаций, сущности и методах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, стратегиях и стилях поведения в конфликтных ситуациях, механизмах, способах и методах ведения переговорного процесса.
3.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Врезультате изучения учебной дисциплины «Конфликтология» выпускник должен
знать:
•основные учения и понятия конфликтологии, их роль в формировании организационной культуры и социальном управлении
•основы этики поведения в конфликтных ситуациях
•сущность и применение
Задания для самостоятельной работы студентов. Объём дисциплины ...
... Содержание дисциплины № п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы Тема 1 Ощущения Общее место и ... работа 44 часа № п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и ... работа 89 часов № п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и ...
•виды медиаторства в урегулировании конфликтов;
•основы переговорного процесса;
•методологию и методику анализа конфликтных ситуаций;
•причины возникновения, предмет, структуру и способы предупреждения конфликтов;
•типологию конфликтов, специфику их проявления в различных сферах жизни общества;
•социальные, психологические и
•специфику прогнозирования, предупреждения и разрешения конфликтов в органах власти;
уметь:
•выявить и проанализировать суть конфликта
•использовать различные стили поведения в конфликте и различные стратегии разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления
•использовать адекватные переговорные техники в зависимости от типа конфликтной ситуации
•реализовать роль посредника в конфликтной ситуации
•прогнозировать и урегулировать внутриорганизационный конфликт
•организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия
•завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам
владеть:
навыками анализа конфликта в различных сферах общественной жизни;
технологиями использования различных стилей поведения в конфликте и различных стратегий разрешения конфликта в зависимости от ситуации управления;
адекватными переговорными техниками в зависимости от типа конфликтной ситуации; ролью посредника в конфликтной ситуации;
методиками прогнозирования и урегулирования внутриорганизационных конфликтов;
умениями организовать свое поведение в ходе конфликта так, чтобы снизить его деструктивные последствия;
умениями завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонамнавыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
Самостоятельн |
Общий |
Форма |
|||
|
|
|
объем |
|||
Всего |
Лекции |
Практич. |
ая работа |
контроля |
||
часов |
||||||
|
|
|
|
|
||
|
|
Заочное отделение |
|
|
||
10 |
8 |
2 |
80 |
90 |
Зачет |
4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для заочного отделения
|
|
Темы лекций |
|
|
|
1. |
Предмет конфликтологии |
|
|
1 |
|
2. |
История отечественной и зарубежной конфликтологии |
1 |
|||
3. |
Методы исследования и диагностики конфликтов |
1 |
|||
4. |
Теоретические основы конфликтологии |
|
|
1 |
|
5. |
Внутриличностные конфликты |
|
|
1 |
|
6. |
Конфликты в организации |
|
|
1 |
|
7. |
Конфликты в различных сферах общественной жизни |
1 |
|||
8. |
Теория и практика разрешения конфликтов |
|
1 |
||
|
Всего |
|
|
|
8 |
|
|
|
|||
|
Темы семинарских и практических занятий |
|
|||
|
|
|
|
|
|
1. |
Предупреждение, |
регулирование |
и |
разрешение |
2 |
|
конфликтов органами государственной власти и |
|
|||
|
местного самоуправления |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
2 |
4.3 Содержание тем дисциплины с указанием практических занятий
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА 1. Предмет конфликтологии Конфликтология как наука, ее предмет и задачи. Структура современной
конфликтологии. Актуальные
Современная конфликтология в системе наук. Междисциплинарные связи конфликтологии.
Роль конфликтологии в развитии российского общества Основные цели и задачи конфликтологии. Конфликтологические центры и их исследования. Методологические проблемы системного исследования конфликтов
ТЕМА 2. История отечественной и зарубежной конфликтологии История развития конфликтологии. Этапы становления конфликтологии
как науки. Конфиктологические идеи в древнеиндийской, древнекитайской и античной философии. Средневековая философия о конфликтах. Философия нового времени о конфликтах. Разработка в немецкой классической философии теории конфликта. Ч.Дарвин о борьбе видов.
Проблема конфликта в философии и социологии. Социальный конфликт как объект
Современные подходы к исследованию социальных конфликтов в зарубежной социологии (Р. Дарендорф, Л. Коуер).
Зарубежные политологические теории конфликтов.
Проблема конфликта в психологии. Специфика психологического подхода к исследованию конфликта. Западные школы психологической конфликтологии (К. Финк, Х. Тузард, А. Рапопорт, А. Акофф, Ф.Эмери, М Дойч и др.).
Традиции исследования конфликта в психоанализе, интеракционизме, когнитивной психологии, необихивиоризме, гуманистической психологии.
История отечественной конфликтологии. Периодизация и основные отрасли отечественной конфликтологии. Междисциплинарные подходы к исследованию конфликта: возможности и ограничения.
ТЕМА 3. Проблема эволюции конфликтов Эволюционная структура психики человека. Основные виды эволюции
конфликтов. Социобиология и проблемы конфликтов у животных.
Роль агрессии в животном мире. Типология конфликтов у животных (внутривидовые, межвидовые, интрапсихические) Внутривидовые конфликты у животных (борьба за жизненные ресурсы; конфликты, связанные с воспроизводством потомства; борьба животных за иерархическое место в группе
ТЕМА 4. Методы исследования и диагностика конфликтов Методологические принципы исследования конфликтов (принцип
развития; принцип всеобщей связи; законы и категории диалектики, принципы единства теории, эксперимента и практики; принцип системного подхода; принцип
объективности; принцип междисциплинарности; принцип преемственности; принцип эволюционизма; принцип личностного подхода).
Применение метода психологии в изучении конфликтов определение уровня внутриличностной конфликтности, изучение конфликтного
взаимодействия в социальных группах Y.
Модульная методика диагностики межличностных конфликтов. Ситуационный метод исследования конфликтов Методы изучения межгрупповых конфликтов (качественные методы,
математическое моделирование).
ТЕМА 5. Теоретические основы конфликтов Понятие конфликта. Уровни проявления и типология конфликтов.
Причины возникновения конфликтов (объективные факторы,
Структура конфликта: объект, субъект, особенности восприятия конфликтной ситуации. Функции конфликта: деструктивная, конструктивная, диагностическая. Динамика конфликта: основные этапы в развитии конфликта, эскалация конфликта. Информационный подход к изучению и регулированию конфликтов.
ТЕМА 6. Внутриличностные конфликты Теоретические подходы к пониманию внутриличностного конфликта.
Основные виды внутриличностного конфликта (мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки, невротический конфликт).
Генезис внутриличностного конфликта. Особенности переживания и последствия внутриличностного конфликта. Суицид как деструктивный способ выхода из внутриличностного конфликта.
Психологические условия предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов.
ТЕМА 7. Групповые конфликты Понятие групповых конфликтов и их классификация (конфликт
Управление конфликтами типа
Классификация межгрупповых конфликтов («руководство организации – персонал»,
внутри организации, конфликт между микрогруппами внутри коллектива, конфликт между неформальными группами в обществе).
Управление межгрупповыми конфликтами.
ТЕМА 8. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Семейные конфликты. Межличностные конфликты супругов, конфликты
во взаимоотношениях родителей и детей.
Конфликты между руководителями и подчиненными. Объективные и субъективные причины такого вида конфликтов. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». Разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными.
Конфликты в условиях учебной деятельности. Инновационные конфликты и их специфика.
ТЕМА 9. Конфликты в организации Классификация конфликтов в организации: межличностные,
межгрупповые; конфликты типа
ТЕМА 10. Конфликты в различных сферах общественной жизни Экономические конфликты, основные субъекты; уровни проявления
(макро и микро уровни); формы проявления (конкуренция, экономическая блокада, эмбарго, забастовка и др.).
Управление экономическими конфликтами. роль государственных органов в управлении экономическими конфликтами.
Политические конфликты: основные субъекты; специфические особенности; формы проявления (легитимные и не легитимные; митинги, демонстрации, революции, перевороты, политические кризисы, вооруженные конфликты).
Специфика международных конфликтов. Управление политическими конфликтами. Роль государства, международных, политических организаций, политических партий и объединений в управлении политическими конфликтами.
Конфликты в социальной сфере: объективные основы; формы проявления (недовольство, протест, бунт); роль
Конфликты в духовной сфере: многообразие; субъекты конфликтов; специфика проявления. Управление конфликтами в сфере духовных отношений.
ТЕМА 11. Основы предупреждения конфликтов Прогнозирование и профилактика конфликтов. Объективные,
Технология предупреждения конфликтов (изменения своего отношения к конфликту, способы и приемы воздействия на поведение оппонента, психология конструктивной критики, психокоррекция конфликтного поведения).
Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности как условия предупреждения конфликтов.
Предупреждение конфликтов и стресс.
ТЕМА 12. Теория и практика разрешения конфликтов Конструктивное разрешение конфликтов. Условия, факторы, стратегии и
способы разрешения конфликтов. Формы, исход и критерии завершения конфликтов.
Урегулирование конфликтов с участием третей стороны. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
Сущность, динамика, психологические механизмы и технология переговорного процесса. Психологические основы успеха на переговорах. Специфика ведения переговоров в различных сферах деятельности.
ТЕМА 13. Социальные технологии регулирования конфликтов. Роль органов власти в предупреждении и разрешении конфликтов.
Диагностика социальной напряженности и конфликтов. Социальная компетентность власти в процессе предупреждения и разрешения конфликтов Уровни регулирования конфликтов различными органами государственной власти. Региональные, межнациональные, внутриполитические конфликты и их специфика в различных регионах России. Управленческая и конфликтологическая компетентность служащих органов государственной и муниципальной власти.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1. Предпосылки формирования и основные этапы развития
1.Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.
2.Комплексный подход к изучению конфликтов.
3.Основные этапы развития конфликтологии.
4.Практическое значение конфликтологии
Тематика докладов
1.Конфликтологические идеи в древнеиндийской, древнекитайской и античной философии.
2.М. Макиавелли о сущности и природе социальных конфликтов.
3.Гуго Гроций о войне, мире и политике нейтралитета.
4.Английская философская и
5.
6.Немецкая классическая философия и природе социальных конфликтов.
7.Ч.Дарвин о борьбе видов в природе.
8.Проблема насилия в религиозных учениях.
ТЕМА 2. Конфликт как социальное и психологическое явление 1. Основные структурные элементы конфликта.
2.Классификация конфликтов:
– по сферам проявления;
– по степени длительности и напряженности;
– по субъектам конфликтного взаимодействия;
– по социальным последствиям;
– по предмету.
3.Причинны конфликтов:
4.Динамика конфликта:
–этапы конфликта;
–основные формы конфликта;
–типы конфликтных ситуаций.
Вторая часть данной темы изучается в виде деловых игр: «Жалоба» и «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях».
ТЕМА 3. Внутриличностные конфликты Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. З.
Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Левин, Л. Фестингер. Формы проявления и способы, разрешения внутриличностных
конфликтов.
Ю Конфликтология РПУД — Стр 2
Практическое занятие по теме: «Внутриличностные конфликты». Игратренинг. Тестирование самооценки характера по методикам Р.Л. Сэттела, Шварцландера, самооценка комплекса неполноценности.
ТЕМА 4. Поведение личности в конфликте Занятие №1.
Основные теории и модели поведения личности в конфликте. Стратегии поведения в конфликте.
Типология конфликтных личностей.
Практическое занятие № 2 по теме «Поведение личности в конфликте» Проводится на основе тестирования. Тест К.Томаса и тест по самооценке конфликтности.
Практическое занятие № 3 по теме «Оценка стратегий поведения в конфликте».
Проводится на основе тестирования: «Тактика поведения в конфликте»;
«Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж.Г.Скотт
ТЕМА 5. Межличностные конфликты
1.Понятие межличностного конфликта и его особенности.
2.Сферы проявления межличностных конфликтов: семья, коллектив, организация, общество.
3.Управление межличностными конфликтами. Основные причины, факторы, этапы.
4.Самооценка агрессии. Тест Ассингера. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири.
ТЕМА 6. Групповые конфликты
1.Понятие «групповые конфликты» и их классификация.
2.Управление групповыми конфликтами.
3.Межгрупповые конфликты и их классификация.
4.Управление межгрупповыми конфликтами. Вопрос обсуждается в форме анализа конфликтных ситуаций.
ТЕМА 7. Конфликты в организации
1.Основные виды конфликтов в организации.
2.Анализ конкретных конфликтных ситуаций в организации.
3.Деловая игра «Реформирование организации».
4.Программирование и предупреждение конфликтов в организации(вопрос рассматривается на основании метода анализа рабочих документов)
ТЕМА 8. Конфликты в сфере управления Семинар № 1
1.Источник конфликтов в сфере управления.
2. Специфика форм проявления управленческих конфликтов (дезорганизация, несогласие, напряженность, конфронтация).
3.Конфликты между руководителями и подчиненными. Объективные и субъективные причины.
4.Условия и способы предупреждения конфликтов по вертикали.
5.Оптимальные управленческие решения как основа предупреждения конфликтов между руководителями и подчиненными.
Практическое занятие № 2 «Управленческие решения».
Занятие проводится на основе
Практическое занятие № 3 «Стиль управления».
Тест «Определение стиля управления трудовым коллективом»; «Управленческая ситуация и направленность руководителя» (тест Ершова).
ТЕМА 9. Конфликты в различных сферах общественной жизни
1.Экономические конфликты.
2.Трудовые конфликты.
3.Внутренние политические конфликты.
4.Международные конфликты.
5.Конфликты в социальной сфере.
6.Конфликты в духовной сфере.
Темы докладов и рефератов
1.Движение силы и мотивация современных конфликтов в обществе.
2.Специфика экономических конфликтов в современной России и Уральском регионе.
3.Конфликты и власть.
4.Политические конфликты в современном российском обществе.
5.Политический терроризм.
6.Межнациональные и религиозные конфликты. Идеологические конфликты в современной России.
7.Конфликты в сфере культуры и искусства.
8.Компетентность государственной власти как главное условие предупреждение и разрешение общественных конфликтов.
ТЕМА 10. Социальные технологии регулирования и разрешения конфликтов
1.Диагностика конфликтных ситуаций. Методологические принципы исследования конфликтов.
2.Универсальная понятийная схема описания конфликтов.
3.Этапы анализа конфликтов.
4 Программа конфликтологического исследования.
ТЕМА 11. Технологии управления конфликтами
1.Понятие управления конфликтами
2.Содержание управления конфликтами.
3.«Оценка глубины конфликта» Тестирование с последующим анализом
иобсуждением.
4. Алгоритм управления конфликтами.
ТЕМА 12. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов Занятие № 1.
1.Основное содержание переговорного процесса.
2.Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.
3.Психологические условия успеха на переговорах.
4.Специфика проведения переговоров в различных сферах человеческой деятельности.
Практическая часть занятия № 1 «Психология переговорного процесса».
1. Самооценка подготовленности к проведению переговоров Тестирование «Умение вести деловые переговоры» и «Моя тактика ведения переговоров».
Занятие № 2.
«Конструктивное поведение в переговорах» Упражнение № 1. «Анализ своих действий в переговорном процессе». Упражнение № 2. «Возражение и ответы на них».
ТЕМА 13. Социальные технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
Занятие № 1.
Основные принципы эффективного общения. Технологии рационального поведения в конфликте. Практическая часть
Практическое упражнение № 1. Самооценка рационального поведения в конфликте
Практическое упражнение № 2. Самооценка рационального поведения в конфликте.
Практическое упражнение № 3. Развитие эмпатии. Упражнение № 4. Деструктивное поведение в конфликте
Элементы аутотренинга. Первая помощь в острой стрессовой ситуации Практическое занятие № 2 Проводится в форме деловой игры «Овладение искусством критики» В
конце занятия проводится тестирование по теме: «Критика и Вы».
ТЕМА 14. Предупреждение, регулирование и разрешение конфликтов органами государственной и муниципальной власти
Социальная напряженность и конфликты в условиях современной России. Источники и причины конфликтов в организации.
Психологическое управление в кризисном обществе. Конфликтологическая компетентность работников органов
государственной и муниципальной власти.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Данные рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения. Самостоятельная работа студентов по подготовке к занятиям по дисциплине «Конфликтология» предполагает освоение рекомендуемой учебной литературы и монографий, в соответствии с темой семинарского занятия, а также иной литературы, электронных баз и источников, реализации в процессе обучения требований по обеспечению прикладной направленности дисциплины.
Втечение семестра студент может подготовить один или несколько докладов, содержание которых должно иметь прикладной характер, т.е. отражать особенности организации и осуществления местного самоуправления конкретного муниципального образования, раскрывать тенденции, проблемы и пути их преодоления.
Вкачестве контрольных мероприятий, студентам может быть предложено написать эссе, в котором в сжатом виде необходимо изложить собственное мнение на заданную тему, а также письменные контрольные работы (тесты).
Текущие результаты самостоятельной работы оцениваются на семинарских занятиях. На семинарские занятия выносятся наиболее важные темы, от усвоения которых в значительной степени зависит овладение всей проблематикой курса в объёме учебной программы. В ходе семинарских занятий формируются умения студентов стройного логического изложения своих мыслей и ведения дискуссий; применения основных законов, категорий, и принципов научного конфликтологического знания для познания и преобразования в реальных условиях и процессах предстоящей практической управленческой деятельности.
Виды самостоятельной работы |
|
Объём в часах |
Для заочного отделения |
|
|
Самостоятельное изучение тем |
|
80 |
|
|
|
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ
6.1 Тест для определения соционического типа
Для определения соционического типа воспользуйтесь цифровым тестом (из пар высказываний определите одно, которое, по вашему мнению, более точно вас характеризует).
В итоге у вас получится четырехзначная цифра.
1.Ваша работоспособность равномерна, а если меняется, то только по известной вам причине. Вы не любите откладывать дела «на потом», предпочитая готовиться ко всему заранее, и не склонны менять свои планы или решения. Вас тяготит неопределенность, поэтому вы предпочитаете иметь четкий временной график работы.
2.Ваша работоспособность характеризуется подъемами и спадами активности, которые часто бывают у вас без определенных причин. Обычно вы не составляете планы наперед, предпочитая действовать по ситуации. Чаще всего принимаете решения и совершаете «прорыв» в последний момент. Вам трудно укладываться в сроки, подчиняться определенному графику или распорядку.
3.Вы не придаете большого значения эмоциональным разногласиям между людьми, пока они не задевают ваших принципов. В деловых отношениях профессионализм ставите выше других личных качеств и не идете на поводу у своих симпатий и антипатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни. Вас больше интересуют другие вопросы. Считаете, что важнее быть правым, чем приятным.
4.Вы хорошо разбираетесь в скрытых чувствах, побуждениях и взаимоотношениях людей. Охотно участвуете в обсуждении и решении их личных проблем. Долго помните и переживаете обиды. Склонны к компромиссам в делах ради сохранения хороших отношений. Ваша дипломатичность позволяет найти правильный подход к каждому.
5.Вы реалистичны, практичны и деятельны. Уверены в своих потребностях и умеете отстаивать свои интересы. Ваши высказывания конкретны, и вы не любите выслушивать длинные и абстрактные ответы. С недоверием относитесь к теориям, не проверенным практикой и опытом других. Всегда проверяете результаты сделанного.
6.Вы человек с развитым воображением, хорошо предвидите развитие событий, но можете проявлять рассеянность или медлить с внедрением своих планов. Часто уступаете свои позиции более активным и напористым партнерам. Вы любите экспериментировать, интерес к новому так велик, что может превалировать над пользой.
7.Вам обычно свойственны сдержанность и осторожность в высказываниях. Вы предпочитаете скрывать свое внутреннее состояние и стараетесь не выделяться среди других. Редко проявляете инициативу в знакомствах, предпочитаете привычный круг людей.
8.Вам присущи смелость, импульсивность, решительность. Вы не боитесь риска. Открыты и доверчивы. Вы охотно проявляете инициативу в новых делах и знакомствах. В работе часто отдаете сил больше, чем нужно, так что Вам трудно вовремя остановиться.
2368 – Дон Кихот — искатель
2457 – Дюма — посредник
1458 – Гюго — энтузиаст
1367 – Робеспьер — аналитик
1468 – Гамлет — артист
1357 – Максим — систематик
2358 – Жуков — организатор
2467 – Есенин — лирик
2458 – Наполеон — лидер
2367 – Бальзак — критик
1368 – Джек — предприниматель
1457 – Драйзер — хранитель
1358 – Штирлиц — администратор
1467 – Достоевский — гуманист
2468 – Гексли — инициатор
2357 – Габен – мастер Условно все эти типы можно разделить на 4 группы:
Практики: Штирлиц, Габен, Жуков, Максим Исследователи: Джек, Бальзак, Дон Кихот, Робеспьер Социалы: Гюго, Дюма, Наполеон, Драйзер Гуманитарии: Гамлет, Есенин, Гексли, Достоевский
6.2ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1.Место и роль конфликтологии в системе научного знания. Роль конфликта в системе социальных явлений.
2.Предмет, объект, методологические принципы кофликтологии.
3.Сущность конфликта. Соотношение понятий противоречие, спор, конфликт.
4.Структура конфликта. Субъективное восприятие конфликта и его
личностные элементы.
5.Типология конфликтов. Их классификация.
6.Динамика конфликта: этапы развития, периоды
7.Общие конструктивные функции конфликта
8.Общие деструктивные функции конфликта
9.Способы завершения конфликта. Завершение и разрешение конфликта.
10.Отражение конфликта в религии и искусстве. Проблема конфликта в учениях древних мыслителей.
11.Конфликтологические идеи в средние века.
12.Объяснение природы социального конфликта в Новое время.
13.Периодизация истории отечественной конфликтологии.
14.Характеристика отраслей отечественной конфликтологии.
15.Общая характеристика и отличительные черты зарубежной конфликтологии.
16.Психологическая традиция в зарубежной конфликтологии.
17.Зарубежная социология в изучении конфликтов.
18.Зарубежная политология в изучении конфликта
19.Модели развития конфликтных взаимодействий в зарубежной социологии. Диалектическая и функциональная модели классовых конфликтов (Р. Даррендорф, Л. Козер).
20.
21.Становление конфликтологической практики.
22.Внутриличностный конфликт. Причины и классификация внутриличностных конфликтов.
23.Последствия внутриличностных конфликтов.
24.Межличностный конфликт.
25.Семейные конфликты: причины (факторы).
26.Конфликты в организации, их типы.
27.Производственные конфликты: уровни и факторы
28.Инновационные конфликты: причины и способы предотвращения
29.Конфликты между социальными группами
30.Особенности политических конфликтов
31.Типология конфликтных личностей. Учет особенностей поведения психотипов личностей в конфликтах.
32.Профилактика конфликтов: принципы, предпосылки успешного управления.
33.Психологическое консультирование: структура, виды
34.Трудности профилактики конфликтов
35.Способы разрешения конфликта: тактика ухода и силовое подавление.
36.Способы разрешения конфликта: метод приспособления и сотрудничества.
37.Переговоры как способ разрешения конфликтов.
38.Конфликтогеные причины и методы их предупреждения
6.3.
Текущий контроль по дисциплине осуществляется в форме письменных или устных опросов, проводимых в течение семестра. Результат, достигнутый студентом в ходе опроса, оценивается в баллах по методике, утверждённой кафедрой. Учет рейтинга учебной группы студентов отражается в Технологической карте дисциплины, разрабатывается преподавателем, читающим лекции по данной учебной дисциплине, рассматривается на заседании кафедры и утверждается деканом факультета. Учебная дисциплина оценивается в баллах. Все виды учебной деятельности студента, выполняемые в рамках дисциплины, оцениваются по
Оценка |
Неудовлетворит. |
Удовлетвор. |
Хорошо |
Отлично |
|
Набранная сумма |
Менее 50 |
|
|
|
|
баллов (мах – 100) |
|||||
|
|
|
|
В
Перед началом изучения дисциплины или на первых занятиях студенты знакомятся:
справилами
ссодержанием рабочих программ учебных дисциплин;
со сроками сдачи освоенных модулей.
Для организации текущего контроля по каждому виду занятий дисциплины выделяются основные темы дисциплины, подлежащие контролю, и разрабатываются правила формирования рейтинговой оценки по дисциплине. По итогам текущего контроля и результатам зачёта по дисциплине формируется рейтинговый балл по данной дисциплине.
7.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
1.Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2009 г.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001г.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N
4.Федеральный закон от 12 января 1996 г. N
5.Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 57 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией»
2.УЧЕБНИКИ, ПОСОБИЯ, МОНОГРАФИИ
2.1ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.*Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты.- М.:
2.*Конфликтология: Учебник / Под ред.
3.*Козырев Г.И. Основы конфликтологии:
4.*Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: учебник для
*отмечены публикации, имеющиеся в библиотеке института
2.2ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Анцупов А.Л.., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2006.
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2002.
3.Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2006.
4.Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов СПб.: Речь, 2003.
5.Горелова Г.Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. – М.:
МПСИ, 2004.
6.Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2003.
7.Лоренц К. Агрессия. – М: Прогресс, 1994
8.Мириманова М.С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003.
9.Психологические тесты (для деловых людей) / Сост. Н А Литвинцева. –
М., 2004.
10.Рыжов О. Политические конфликты. – М, 2007 11.Современная конфликтология в контексте культуры мира / Под ред. Е.И.
Степанова. – М., 2007.
1.http://www.minzdravsoc.ru Официальный сайт Министерства Здравоохранения и Социального Развития Российской Федерации
2. — Официальный сайт Центра РАН
3.http://www.socionika.info/test.html — Сайт
4.http://www.sobrgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiy a.htm — Электронный учебник Анцупов «Конфликтология»
5.
6. iece002.htm учебное пособие Цыбульская М.В. Яхонтова E.C. «Конфликтология»
Справочные базы
1.
2.
8.
—компьютеры с доступом в Интернет;
—мультимедийное оборудование;
—
—интерактивная доска
—электронные тесты.
Программа учебной дисциплины обсуждена и утверждена на заседании кафедры. Протокол № 11 от 29.06. 2010 г.