ВОПРОС 1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

ВОПРОСЫ:

1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

2. Основные категории педагогической науки.

3. Связь педагогики с другими областями научного знания.

4. Структура системы педагогических наук.

5. Методы научно-педагогического исследования.

ВОПРОС 1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

«Педагогика» в переводе с греческого означает «детоведение» (paidos — дитя, ago — веду).

Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал детей своих хозяев в школу. Учительствовал в этой школе другой раб, только учёный. Работа учителя оплачивалась на месте в зависимости от того, какой урок заказывал ученик — однодрахмовый или двудрахмовый. В понятии «педагогика» точно зафиксирован его главный смысл: непосредственная близость к ребёнку, «ведение» её по трудным дорогам взросления к высотам человеческой культуры.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путём приобретает определённые знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, игр, составивших содержание народной педагогики. Их роль очень велика как в жизни общества, так и отдельной семьи, конкретного человека. Народная педагогика старше педагогической науки!!!

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. К.Д. Ушинский сравнивал педагогическую практику без теории со знахарством в медицине.

В научной литературе слово «педагогика» употребляется в четырёх значениях:

1) как явление жизни (т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства);

10 стр., 4749 слов

Объект, предмет и структура педагогической науки. Внедрение достижений в практику обучения воспитания

... воспитания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности. Педагогика (педагогическая энциклопедия) – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение ... научного потенциала и преемственностью со школьной педагогикой. 7) Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих людей, переориентация их на новые средства производства ...

2) как наука (изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства);

3) как учебная дисциплина (включающую в себя теоретический и прикладной аспекты обучения и воспитания);

4) как педагогическая практика (воплощающая положения и рекомендации системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми).

Что же такое педагогика как наука? Во взглядах учёных на педагогику существуют три концепции.

1. Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Этот подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку (т.е. область отражения педагогических явлений).

В педагогике оказываются представленными самые сложные объекты действительности (космос, культура и т. д.).

2. Другие учёные отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных у других наук (психологии, естествознания и т. д.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики сводится к совокупности фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3. Третья концепция, продуктивная, по мнению В.В. Краевского, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования.

Объект науки — категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

10 стр., 4599 слов

1. Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... - субъективные Объективные критерии – уровень дохода, объем власти, уровень престижа, образование. Субъективные – самоотнесение себя к той или иной страте. В науке известны 4 главных ... относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью, стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные явления или тема, по которым высказывают точки зрения индивиды, группы, широкая ...

Предмет науки- наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определённой целью данной наукой.

По мнению Сластёнина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., и др. учёных в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Ещё А. С, Макаренко указывал на ошибочность представления о том, что объектом педагогики является ребёнок. Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Образование изучают многие науки (с разных сторон).

Предмет педагогики — это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика — наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни (В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов и др.)

Любая наука выполняет функцию выработки и систематизации объективных знаний о действительности (в соответствии с предметом).

В научной и учебной литературе (Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.) выделяют следующие функции педагогической науки: теоретическую и технологическую, каждая из которых реализуется на трех уровнях.

Теоретическая функция педагогикиреализуется на:

· описательном уровне (изучение передового и новаторского педагогического опыта);

· диагностическом уровне (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность);

· прогностическом уровне (раскрытие сущности педагогических явлений, нахождение глубинных явлений в педагогическом процессе, научное обоснование предполагаемых изменений).

5 стр., 2102 слов

Концепции научного статуса педагогики. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики

... формы, методы и приемы педагогической деятельности педагогов и воспитанников. Основные функции и задачи педагогики Основными задачами педагогической науки являются:   v вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения ...

Технологическая функция педагогики реализуется на:

· проективном уровне (разработка методических материалов);

· преобразовательном уровне (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции);

· рефлексивном уровне (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

В соответствии с названными выше функциями реализуются основные задачи педагогики как науки.

ВОПРОС 4. Структура системы педагогических наук.

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В её структуру входят:

Общая педагогика - наука, изучающая наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.

Включает:

методологию педагогики (учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике);

дидактику (составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая общие закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования);

4 стр., 1627 слов

Здоровьесберегающие методы обучения в условиях информатизации адаптивной системы образования

... , элементом инновационных подходов к обучению, с другой — неотъемлемой составляющей любой методической системы обучения. Тесная взаимосвязь инновационного образования с обновляемыми методами обучения неоднократно отмечалась в наших ... .П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педвузов: В 2-х кн. / И.П. Подласый. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М ...

теорию воспитания (составная часть педагогики, система основных идей, концепций, раскрывающих закономерности и взаимосвязи процесса воспитания, его содержание, методы и формы);

методику (составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определённому предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению);

историю педагогики (область педагогики, изучающая состояние и развитие педагогических идей в их единстве с различными видами учебно-воспитательной практики (от образовательной политики государства до образовательной деятельности семьи, школьных и внешкольных учреждений) на разных ступенях развития человеческого общества, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования);

школоведение или управление образованием — междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.

Возрастная педагогика (пренатальная, педагогика раннего детства (ясельная), дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика);

Профессиональная педагогика — область педагогической науки. В которой рассматриваются закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы подготовки специалистов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Включает в себя: педагогику высшего профессионального образования, педагогику среднего профессионального образования, педагогику начального профессионального образования, послевузовскую педагогику, военную педагогику, спортивную педагогику, театральную педагогику и т. д.).

2 стр., 933 слов

Педагогика 16

... в системе образования в России, в системе непрерывного образования. Структура, содержание, ступени дошкольного образования. Пропедевтический характер дошкольного образования. Профессиональная деятельность специалиста в области образования. Педагог в ...

Коррекционная (специальная) педагогика — область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии.

Выделяют следующие области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, соматопедия и др.

Специализированные и междисциплинарные области и направления: внешкольная педагогика, исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика, компаративистская (сравнительная) педагогика, медиа-образование, мигрантская педагогика, этнопедагогика, педагогика толерантности (педагогика мира) и др.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector