ВОПРОС 1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

ВОПРОСЫ:

1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

2. Основные категории педагогической науки.

3. Связь педагогики с другими областями научного знания.

4. Структура системы педагогических наук.

5. Методы научно-педагогического исследования.

 

ВОПРОС 1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

«Педагогика» в переводе с греческого означает «детоведение» (paidos – дитя, ago – веду).

Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал детей своих хозяев в школу. Учительствовал в этой школе другой раб, только учёный. Работа учителя оплачивалась на месте в зависимости от того, какой урок заказывал ученик – однодрахмовый или двудрахмовый. В понятии «педагогика» точно зафиксирован его главный смысл: непосредственная близость к ребёнку, «ведение» её по трудным дорогам взросления к высотам человеческой культуры.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путём приобретает определённые знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, игр, составивших содержание народной педагогики. Их роль очень велика как в жизни общества, так и отдельной семьи, конкретного человека. Народная педагогика старше педагогической науки!!!

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. К.Д. Ушинский сравнивал педагогическую практику без теории со знахарством в медицине.

В научной литературе слово «педагогика» употребляется в четырёх значениях:

1) как явление жизни (т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства);

2) как наука (изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства);

6 стр., 2994 слов

Лекция №1 Что такое педагогика:воспитание, образование, обучение.

... всех возрастов, разрабатывает общие основы обучения и воспитания в воспитательных учреждениях всех типов. 2) Возрастная педагогика – изучает особенности воспитания человека на различных этапах его развития ... характера) Внешние стимулируется силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой Это условия материальной жизни, окружающая человека среда, начиная с семьи и заканчивая ...

3) как учебная дисциплина (включающую в себя теоретический и прикладной аспекты обучения и воспитания);

4) как педагогическая практика (воплощающая положения и рекомендации системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми).

Что же такое педагогика как наука? Во взглядах учёных на педагогику существуют три концепции.

1. Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Этот подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку (т.е. область отражения педагогических явлений).

В педагогике оказываются представленными самые сложные объекты действительности (космос, культура и т.д.).

2. Другие учёные отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных у других наук (психологии, естествознания и т.д.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики сводится к совокупности фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

3. Третья концепция, продуктивная, по мнению В.В. Краевского, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Предмет науки– наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определённой целью данной наукой.

По мнению Сластёнина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., и др. учёных в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Ещё А.С, Макаренко указывал на ошибочность представления о том, что объектом педагогики является ребёнок. Объектом педагогикивыступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

9 стр., 4387 слов

Тестовый контроль по общепрофессиональным дисциплинам IV курс ЛД. 1. Недостающая часть термина "logia" — наука, изучающая явления старения органи

I вариант 1. Недостающая часть термина "...logia" - наука, изучающая явления старения организма: а) enter б) spondyl в) geront г) cardio 2. Ко II группе имен прилагательных относятся прилагательные а) 2 склонения б) 1-2 склонения в) 3 склонения г) 4 склонения 3. Значение термина "флеботомия" а) операция удаления вены б) уплотнение вены в) операция рассечения вены г) расширение вены 4. В слове " ...

Образование изучают многие науки (с разных сторон).

Предмет педагогики – это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни (В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов и др.)

Любая наука выполняет функцию выработки и систематизации объективных знаний о действительности (в соответствии с предметом).

В научной и учебной литературе (Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.) выделяют следующие функции педагогической науки: теоретическую и технологическую, каждая из которых реализуется на трех уровнях.

Теоретическая функция педагогикиреализуется на:

· описательном уровне (изучение передового и новаторского педагогического опыта);

· диагностическом уровне (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность);

· прогностическом уровне (раскрытие сущности педагогических явлений, нахождение глубинных явлений в педагогическом процессе, научное обоснование предполагаемых изменений).

Технологическая функция педагогики реализуется на:

· проективном уровне (разработка методических материалов);

· преобразовательном уровне (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции);

· рефлексивном уровне (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

13 стр., 6141 слов

Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения

... образования, обучения). • Кого учить? (субъекты обучения). • Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения). • Чему учить? (содержание образования, обучения). •- Как учить? (методы обучения). • Как организовать обучение? (формы организации обучения). • Какие необходимы средства обучения ... . Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 1981. 14. Педагогика: Учебник для ...

В соответствии с названными выше функциями реализуются основные задачи педагогики как науки.

 

ВОПРОС 4. Структура системы педагогических наук.

 

Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В её структуру входят:

Общая педагогика наука, изучающая наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.

Включает:

методологию педагогики (учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике);

дидактику (составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая общие закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования);

теорию воспитания (составная часть педагогики, система основных идей, концепций, раскрывающих закономерности и взаимосвязи процесса воспитания, его содержание, методы и формы);

методику (составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определённому предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению);

историю педагогики (область педагогики, изучающая состояние и развитие педагогических идей в их единстве с различными видами учебно-воспитательной практики (от образовательной политики государства до образовательной деятельности семьи, школьных и внешкольных учреждений) на разных ступенях развития человеческого общества, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования);

школоведение или управление образованием – междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.

12 стр., 5846 слов

Психология и педагогика профессиональной деятельности 2

(Наименование ВУЗа) Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Психология и педагогика» Тема: «Психология и педагогика профессиональной деятельности» Студента __________ __________________ Группа____________ Проверил _________ __________________ МОСКВА 200__ г. С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. ВВЕДЕНИЕ 2. Психология профессионального межличностного общения. 3. Специалист и ...

Возрастная педагогика (пренатальная, педагогика раннего детства (ясельная), дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика);

Профессиональная педагогика – область педагогической науки. В которой рассматриваются закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы подготовки специалистов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Включает в себя: педагогику высшего профессионального образования, педагогику среднего профессионального образования, педагогику начального профессионального образования, послевузовскую педагогику, военную педагогику, спортивную педагогику, театральную педагогику и т.д.).

Коррекционная (специальная) педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии.

Выделяют следующие области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, соматопедия и др.

Специализированные и междисциплинарные области и направления: внешкольная педагогика, исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика, компаративистская (сравнительная) педагогика, медиа-образование, мигрантская педагогика, этнопедагогика, педагогика толерантности (педагогика мира) и др.

18 стр., 8707 слов

Кафедра педагогики профессионального образования

Томский политехнический университет Институт инженерной педагогики Кафедра педагогики профессионального образования Рабочая тетрадь по курсу «Психология личности» Слушатель группы ________ _________________________(ФИО) Томск –2009 Автор-составитель – доктор психологических наук, доцент кафедры ППО ИИП Козлова Наталья Викторовна Содержание рабочей тетради помогает слушателям освоению курса в ...