Профессиональная педагогика

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет культуры и искусств»

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

УО «Белорусский государственный

университет культуры и искусств»

­­­­­­­­­­­­­­­­­ __________________ Ю.П. Бондарь

__________________ 2011 г.

Регистрационный номер № ВУ — ___/ баз.

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальностям

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям),

1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям),

1-16 01 10 Пение (по направлениям),

направлению специальности

1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные)

Минск 2011

Составитель

И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент

Рецензенты

Л.Н. Воронецкая, декан факультета дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.П. Яконюк, заведующая кафедрой теории музыки и музыкального образования учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор искусствоведения, профессор

Рекомендована:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от );

6 стр., 2991 слов

Основные положения концепции культуры и психологии искусства ...

... взрослого нашли широкое распространение в современной культуре. Цель работы - выявить основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. ... особенности его сексуальной ориентации, трансформируются в особенностях художественного творчества. «Современная культура не допускает сексуальность как самостоятельный источник наслаждения и склонна терпеть ...

президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.).

Ответственный за редакцию

Ответственный за выпуск И.А. Малахова

Пояснительная записка

Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности, где человек рассматривается как творец и созидатель исторического прогресса. В этой связи фундаментальное значение имеют художественно-эстетическое воспитание и творческое становление подрастающего поколения, поскольку оно в силу своих социально-психологических характеристик, является одной из движущих сил поступательного развития культуры, ее сохранения и приумножения. Музыкальное воспитание как составная часть эстетического воспитания личности решает проблемы формирования духовного потенциала человека и общества, о чем свидетельствуют исторические факты становления и развития мировых социокультурных систем.

Профессиональная музыкальная педагогика как учебная дисциплина нового поколения образовательных стандартов первой ступени высшего профессионального образования относится к циклу дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки студентов факультета музыкального искусства. Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики направлена на формирование педагогических компетенций и оптимизацию профессиональной подготовки студентов к практической работе в качестве руководителя любительского художественного коллектива, преподавателя музыкальных дисциплин на начальном и среднем уровнях профессионального образования, организатора эстетического воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы.

Профессиональной музыкальной педагогике предшествует учебная дисциплина «Педагогика» как основа теоретической педагогической подготовки студентов, а логическим продолжением этой подготовки является «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин» и педагогическая практика.

Целью учебной дисциплины «Профессиональная педагогика» является формирование у студентов научно обоснованных представлений о закономерностях процесса музыкального воспитания и обучения человека, становления и развития образованной, творческой, разносторонне мыслящей личности.

Задачи учебной дисциплины “Профессиональная педагогика” включают:

– овладение студентами знаниями по истории становления национальной и зарубежных систем музыкального воспитания и образования, по теории музыкального развития и формирования личности, по организации процесса музыкального воспитания и обучения;

– формирование у будущих педагогов-музыкантов основ музыкально-педагогического мастерства;

5 стр., 2037 слов

Музыкальное воспитание ребенка раннего возраста в семье

... по музыкальному воспитанию детей раннего возраста поможет в решении задач ФГОС дошкольного образования, а также помогут родителям обеспечить успешное развитие ребёнка в музыкальном плане, ... глава содержит материал, раскрывающий проблему влияния музыкального воспитания на развитие ребенка, а также рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей раннего возраста. Приложение содержит ...

– воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии педагога-музыканта, стремления к педагогическому самообразованию.

В результате освоения данной учебной дисциплины студенты должны знать:

– основные категории профессиональной педагогики, сущность закономерности и принципы музыкального воспитания, образования и развития личности;

– методы, формы и содержание музыкального воспитания и образования детей разного возраста;

– технологии музыкального воспитания и обучения детей в различных учреждениях социокультурной сферы и на начальной ступени музыкального образования;

– этапы истории развития музыкального воспитания и образования;

– сущность, структуру и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта.

уметь:

– анализировать педагогические явления и сопоставлять их с положениями педагогической теории;

– преподавать специальные музыкальные дисциплины, изучать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в своей музыкально-педагогической деятельности;

– планировать, организовывать и осуществлять процесс музыкального обучения и воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы;

– применять современные методы, средства и технологии музыкального обучения в практике учебно-воспитательного процесса;

– совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Логика изложения учебного материала предопределила структуру курса, состоящего из четырех разделов, выстроенных в соответствии с требованиями современной педагогической науки и развивающего обучения, по степени усложнения задач и содержания занятий. Первый раздел «Теория музыкального воспитания и развития» посвящен изучению сущности, закономерностей и принципов музыкального воспитания детей; структуры и содержания музыкальных способностей и креативности личности, факторов их развития, методики их диагностики. Второй раздел «История музыкального воспитания и образования» посвящен вопросам зарождения и становления систем музыкального воспитания и образования в Беларуси и в зарубежных странах. Третий раздел «Музыкальная дидактика» направлен на изучение педагогического процесса в музыкальном обучении: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание образования и его структура, методы, формы, средства и технологии музыкального обучения. Четвертый раздел «Музыкально-педагогическое мастерство педагога-музыканта» охватывает вопросы структуры, содержания и путей развития педагогического мастерства.

В ходе преподавания профессиональной педагогики используются интерактивные методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: создание и решение проблемных ситуаций, микро преподавание, деловая игра, самотестирование и самоанализ педагогических качеств, создание педагогических аннотаций и рецензий. Контролируемая самостоятельная работа осуществляется студентами на протяжении всего периода изучения дисциплины и представлена вопросами для обсуждения и сообщениями на семинарах, письменными заданиями, направленными на развитие креативности начинающих педагогов-музыкантов и формирование их творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности, вопросами для самоконтроля и экзаменационными вопросами.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» отводится 100 часов, из которых 36 – аудиторные занятия (30 ч. лекционные, 6 ч. семинарские).

Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

Завершается педагогическая подготовка студентов государственным экзаменом по педагогике и методике преподавания спецдисциплин, содержание которого включает учебный материал, в том числе и по профессиональной педагогике.

Примерный тематический план дисциплины

«Профессиональная педагогика»

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

лекц.

сем.

1.

Введение

2

2

Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития

2.

Предмет и основные категории профессиональной педагогики

2

1

3.

Процесс приобщения личности к восприятию музыки как педагогическая проблема

2

1

1

4.

Формирование и развитие музыкальных способностей детей

2

1

1

Раздел 2. История музыкального воспитания и образования

5.

Становление и развитие музыкального воспитания и образования в древние времена и в эпоху Средневековья

2

1,5

0,5

6.

Музыкальное воспитание и образование на белорусских землях и в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Просвещения

2

1,5

0,5

7.

Музыкальное воспитание и образование в XIX – начале XX вв. в западноевропейских странах и России

2

1,5

0,5

8.

Современная система музыкального воспитания и профессионального образования в Беларуси

2

1,5

0,5

9.

Зарубежные системы музыкального воспитания и образования ХХ века

2

2

Раздел 3. Музыкальная дидактика

10.

Цели и задачи, закономерности и принципы музыкального обучения

2

1,5

0,5

11.

Содержание музыкального образования

2

1,5

0,5

12.

Средства и методы музыкального обучения

2

1,5

0,5

13.

Формы организации учебного процесса в музыкальном обучении

2

1.5

0,5

14.

Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков

1

1

Раздел 4. Музыкально-педагогическое мастерство

15.

Специфика музыкально-педагогической деятельности

1

1

16.

Структура и содержание музыкально-педагогического мастерства

2

2

17.

Мастерство педагогического взаимодействия на уроках музыки

2

2

18.

Убеждение и внушение как способы коммуникативного взаимодействия педагога-музыканта с учащимися

2

2

19.

Сущность и структура педагогической техники педагога-музыканта

2

2

Всего:

36

30

6

Содержание дисциплины Введение

Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики, занимающаяся воспитанием, образованием и развитием человека средствами музыкального искусства и в ходе музыкально-творческой деятельности. Профессиональная педагогика как наука, вскрывающая закономерности, обосновывающая теоретические положения, разрабатывающая принципы, методы, формы, технологии музыкального воспитания и обучения детей и взрослых.

Цели, задачи и структура курса профессиональной музыкальной педагогики. Учебно-методическое обеспечение профессиональной музыкальной педагогики. Связь профессиональной музыкальной педагогики с другими дисциплинами. Роль и значение курса в структуре профессиональной педагогической подготовки будущих преподавателей музыкальных дисциплин.

Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития

Тема 1. Предмет и основные категории профессиональной педагогики

Объект профессиональной педагогики: музыкальное воспитание и музыкальное образование. Предмет профессиональной педагогики: сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс как развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие педагогов и учеников, направленное на преобразование личностных свойств и качеств последних под воздействие музыкального искусства.

Методологическая основа профессиональной педагогики и связь ее с другими науками. Характеристика основных категорий профессиональной педагогики. Музыкальное воспитание как процесс формирования личности средствами музыки. Музыкальное образование как процесс, результат и система подготовки профессионалов в области музыкального искусства. Музыкальное развитие как переход в новое качественное состояние музыкальных способностей, личностных свойств, познавательных процессов человека под воздействием музыкального искусства. Музыкально-творческая деятельность как процесс и результат преобразование окружающей действительности и собственной личности «по законам красоты» средствами музыкального искусства.

Тема 2. Процесс приобщения личности к восприятию музыки как педагогическая проблема

Восприятие музыки как один из видов музыкальной деятельности учащихся. Характеристика восприятия музыки как процесса, в основе которого лежит способность человека слышать и переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Зависимость характера восприятия музыки от уровня общего и музыкального развития человека. Специфика восприятия музыки как процесса эмоционального вживания в содержание музыкального произведения. Психологическая характеристика процесса восприятия музыки.

Определение процесса развития восприятия музыки учащихся как умения переживать чувства и настроения, выраженные композитором при помощи музыкальных звуков. Содержание алгоритма развития восприятия музыки учащихся: выявление главного настроения в произведении; определение основных средств музыкальной выразительности; рассмотрение особенностей развития художественного образа; выявление главной идеи произведения; нахождение в произведении личностного смысла каждым учащимся. Пути развития восприятия музыки учащихся.

Тема 3. Формирование и развитие музыкальных способностей детей

Понятие музыкальных способностей как комплекса индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного осуществления различных видов музыкальной деятельности. Классификация музыкальных способностей. Характеристика общих музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, мышления и их разновидностей, чувства музыкального ритма.

Определение музыкальности в широком смысле как способности восприятия и видения мира в форме музыкальных образов. Характеристика музыкальности в узком смысле как комплекса способностей, необходимых человеку для занятий музыкальной деятельностью. Эмоциональная отзывчивость человека на музыку как характерный признак музыкальности. Структура музыкальности как проблема музыкальной педагогики. Определение структуры музыкальности в трудах Б.М. Теплова.

Осмысление проблемы наследуемости музыкальных способностей в трудах психологов и педагогов на различных этапах развития научного знания. Биологизаторские и социологизаторские концепции развития музыкальных способностей.

Факторы развития музыкальных способностей детей: биологические и социальные. Условия развития музыкальных способностей детей. Диагностика музыкальных способностей детей на начальном этапе обучения: цели, задачи, содержание и методика организации.

Раздел 2. История музыкального воспитания и образования

Тема 4. Становление и развитие музыкального воспитания и образования в древние времена и в эпоху Средневековья

Синкретический характер искусства в первобытном обществе. Использование музыки, танца, пантомимы в ритуалах и обрядах. Применение музыки в придворных церемониях и религиозных обрядах в древних рабовладельческих государствах (Вавилон, Урарту, Египет, Сирия) в IV-III тысячелетиях до н.э. Появление первых теорий о ладах, интервалах, звукорядах. Разделение музыки на придворную, храмовую и народную.

Музыкальное воспитание в странах Древнего Востока. Воздействие взглядов философской школы Конфуция на развитие музыкального искусства Древнего Китая в VI в. до н.э.

Музыкальное воспитание в городах-полисах Древней Греции. Различия афинской и спартанской систем воспитания детей и применения музыки в процессе воспитания. Философские взгляды Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.) на сущность и функции музыки. Зарождение основных функций музыкального искусства.

Музыкальное образование и воспитание в эпоху Средневековья. Использование музыки в качестве средства религиозно-нравственного воздействия на людей в раннем и среднем средневековье. Григорианский хорал как образец духовной музыки этого периода. Певческие школы при монастырях и соборах как первые учреждения религиозного музыкального образования.

Рыцарские замки как центры светского искусства в период среднего средневековья. Возникновение в XI-XII вв. первых европейских университетов, где изучалась музыка в рамках философского учения о строении и гармонии мира.

Тема 5. Музыкальное воспитание и образование на белорусских землях и в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Просвещения

Всестороннее развитие личности как цель воспитания в эпоху Возрождения. Формирование нового отношения к музыке – как к искусству, воспитывающему чувства человека. Церковная, салонная, школьная, домашняя формы музицирования.

Деятельность во Франции и Нидерландах метризов. Консерватории Италии как учреждения начального образования для детей малоимущих слоев населения. Создание музыкальной академии и филармонического товарищества в Италии. Изобретение нотопечатания в Венеции.

Музыкальное воспитание на белорусских землях. Деятельность церковно-певческих и братских школ, а также школ при католических и протестантских церквях, иезуитских училищ. Преподавание музыки в рамках семи свободных искусств.

Развитие концертных жанров музыкального искусства в эпоху Просвещения. Создание новых жанров инструментальной (токката и фуга, прелюдия, вариации, сюита, концерт) и вокально-хоровой (опера, оратория, кантата) музыки.

Превращение приютов и пансионатов для малоимущих слоев населения в профессиональные учебные заведения: школы, училища, консерватории. Открытие Парижской консерватории в конце XVIII века как высшего музыкального учебного заведения.

Профессиональное музыкальное образование на территории Беларуси в XVII-XVIII вв. Деятельность пансионов, шляхетских училищ, музыкальных бурсов, театрально-музыкальных школ в Несвиже, Слониме, Гродно, Ружанах, Шклове и др. Создание театров при магнатских дворах Радивилов, Тызенгаузов, Огинских, Сапегов и др.

Тема 6. Музыкальное воспитание и образование в XIX – начале XX вв. В западноевропейских странах и России

Специализация музыкальной деятельности в западноевропейских странах: выделение профессии композитора, исполнителя, дирижера. Активизация концертно-гастрольной деятельности и открытие филармоний и филармонических товариществ.

Распространение музыкального просветительства и публицистики в Европе. Появление музыкальных газет и журналов. Появление новых отраслей науки: музыкальная эстетика, музыкальная психология, музыкотерапия, инструментовка и др. Формирование теоретических основ музыкального исполнительства.

Создание системы профессионального музыкального образования в Европе. Открытие консерваторий в Праге, Вене, Варшаве и др. Деятельность школ высшего мастерства. Усовершенствование музыкальных инструментов.

Открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

Деятельность Русского музыкального товарищества и создание музыкальных училищ, курсов, школ. Открытие частных музыкальных школ. Музыкальное обучение в Придворной певческой капелле (Петербург), Синодальном училище (Москва).

Деятельность Бесплатной музыкальной школы М. Балакирева и Г. Ломакина, народных консерваторий, бесплатных музыкально-хоровых курсов по музыкальному просвещению широких народных масс.

Тема 7. Современная система музыкального воспитания и профессионального образования в Беларуси

Компоненты системы музыкального воспитания и профессионального музыкального образования в Беларуси: участники (учащиеся и педагоги), учреждения и организации, органы управления, учебно-методические и регламентирующие документы. Структура системы музыкального воспитания и образования: учреждения музыкального воспитания, охватывающие все возрастные периоды жизни человека; учреждения профессионального музыкального образования.

Характеристика учреждений музыкального воспитания: семейное окружение, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, музыкальные кружки и студии, любительские музыкальные коллективы в учреждения культуры, учебных заведениях, на предприятиях.

Характеристика и принципы функционирования системы профессионального музыкального образования: многоступенчатость, преемственность, плановый характер развития. Ступени и уровни профессионального музыкального образования в Беларуси: начальное, среднее специальное, высшее, поствысшее.

Тема 8. Зарубежные системы музыкального воспитания и образования хх века

Современные тенденции развития музыкального воспитания и образования за рубежом: использование народной музыки для построения учебного процесса, внедрение доступных методов овладения музыкальной грамотой, применение технических средств обучения, отсутствие единых учебных планов и программ, применение групповых форм обучения игре на музыкальных инструментах.

Общая характеристика систем музыкального воспитания З. Кодая и К. Орфа. Пособие по музыкальному воспитанию К. Орфа «Шульверк» («Музыка для детей»).

Принципы музыкального воспитания К. Орфа. Содержание начального музыкального воспитания по К. Орфу.

Деятельность З. Кодая по созданию венгерской системы музыкального воспитания детей. Принципы музыкального воспитания З. Кодая. Методы музыкального воспитания З. Кодая. Создание учебного пособия «333 упражнения в чтении с листа».

Музыкальное воспитание в болгарских школах. Применение метода Б. Тричкова «столбица» для обучения нотной грамоте. Импровизация, хоровое пение и игра на музыкальных инструментах как основные виды деятельности учащихся на уроках музыки.

Музыкальное воспитание в Японии. Активное самовыражение и творческое проявление детей в музыке как цель музыкального воспитания в японских школах. Система музыкального воспитания в США. Оркестры, хоры, ансамбли, концерты для школьников как основные формы внеклассной работы по музыкальному воспитанию. Использование технических средств обучения и электронной музыки как путь развития творческих способностей учащихся на уроках музыки в Великобритании.

Раздел 3. Музыкальная дидактика

Тема 9. Цели и задачи музыкального обучения

Социальная обусловленность цели музыкального обучения и документы ее регламентирующие (закон «Об образовании» в Республике Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»).

Формирование музыкальной культуры личности как элемента ее духовной культуры – общая цель музыкального обучения на современном этапе развития общества. Художественно-эстетическое обоснование цели. Музыка как специфическая форма художественного отражения жизни, мыслей и чувств людей. Структура музыкальной культуры общества: музыкальные ценности; все виды деятельности по их созданию, воспроизведению, трансляции, восприятию, использованию; все субъекты этих видов деятельности. Личность как субъект музыкальной культуры общества. Компоненты музыкальной культуры личности: нравственно-эстетические чувства, вкусы, убеждения, потребности; музыкальные знания, умения, навыки; музыкально-творческие способности.

Условия реализации цели музыкального обучения. Иерархия целей музыкального обучения. Задачи музыкального обучения как пути реализации его цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

Тема 10. Закономерности и принципы музыкального обучения

Закономерности музыкального обучения как устойчиво повторяющиеся связи между компонентами процесса музыкального обучения. Классификация закономерностей: общие и частные. Общие закономерности: закономерности цели, содержания, качества, методов обучения, стимулирования обучения, управления обучением. Частные закономерности: дидактические, гносеологические, психологические, социологические, организационные.

Принципы музыкального обучения как исходные руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса в музыкальных учебных заведениях. Использование общепризнанных дидактических принципов в процессе музыкального обучения: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности знаний, связи теории с практикой обучающихся. Специфические принципы музыкального обучения: комплексного и последовательного развития музыкальных способностей ученика в разных видах музыкальной деятельности; единство эмоционального и рационального развития ученика в учебном процессе; единство художественной и технической сторон музыкального обучения.

Функции учебного процесса в музыкальном обучении: образовательная, развивающая, воспитательная. Структура учебного процесса в музыкальном обучении: подготовка к восприятию знаний, восприятие и закрепление знаний, выработка умений и навыков, контроль качества усвоения содержания образования.

Тема 11. Содержание музыкального образования

Содержание музыкального образования как педагогически адаптированная система музыкальных знаний и связанных с ними музыкальных умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Структура содержания музыкального образования: музыкальные знания, умения, навыки, музыкальный репертуар, музыкально-творческая деятельность. Музыкальные знания: общие и частные. Музыкальные умения как знания, примененные на практике. Уровни формирования музыкальных умений: репродуктивный, эвристический, творческий. Этапы формирования музыкальных умений: активизация ранее приобретенного жизненного и музыкального опыта ученика; представление новых знаний в форме организации поисковой ситуации; осмысление, усвоение, закрепление и углубление и творческое использование музыкальных умений в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальные навыки как умения, доведенные до автоматизма. Вокально-хоровые, дирижерские, музыкально-ритмические, исполнительские и др. навыки.

Классификация музыкального репертуара: педагогический (инструктивный и художественный) и концертный. Критерии отбора репертуара: эстетическая и художественная ценность произведения, педагогическая и воспитательная значимость, разнообразие стилей и жанров, соответствие возрастным особенностям исполнителей, национально-культурная основа.

Виды музыкально-творческой деятельности: восприятие музыкального произведения в процессе слушания или исполнения; получение знаний о музыкальном произведении или музыкальном искусстве в целом; собственно творческая деятельность в процессе осмысления, интерпретации, исполнения или сочинения музыкального произведения.

Образовательный стандарт, учебный план, учебная программа как документы, отражающие содержание музыкального образования.

Тема 12. Средства и методы музыкального обучения

Средства музыкального обучения как источники получения музыкальных знаний, формирования умений и навыков. Широкий и узкий смысл понятия средства музыкального обучения. Классификации средств музыкального обучения: печатные, предметы обучения, технические средства.

Методы музыкального обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Приемы и правила музыкального обучения.

Классификация и характеристика методов музыкального обучения по критерию целостного подхода к процессу обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Метод проблемного обучения как организация учебного процесса на основе создания проблемных ситуаций. Сущность проблемной ситуации в музыкальном обучении. Характеристика проблемных задач. Правила создания проблемных ситуаций. Уровни проблемности музыкального обучения. Правила выбора средств и методов музыкального обучения.

Тема 13. Формы организации учебного процесса в музыкальном обучении

Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. Характеристика групповых, индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных, классных и внеклассных, школьных и внешкольных форм музыкального обучения. Форма организации музыкального обучения как конструкция отдельного звена процесса обучения, вид занятий.

Урок как основная структурная единица учебного процесса. Разнообразие классификаций типов уроков по различным критериям: по способу проведения, по содержанию работы, по структуре.

Виды тематических моно уроков: в соответствии с основными видами музыкальной деятельности; в соответствии с содержанием учебной работы; в соответствии с этапами освоения музыкального содержания; в соответствии с использованными методами обучения.

Типовая структура комбинированного урока на начальной ступени музыкального обучения. Требования к современному уроку: максимальная насыщенность урока педагогически целесообразной деятельностью ученика; широкий тематический диапазон; единство образовательных, воспитательных и развивающих задач; организационная четкость и выбор рациональных методов, приемов и средств обучения; подготовка ученика к самостоятельной работе дома; развитие творческой инициативы и активности ученика.

Тема 14. Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков

Контрольно-оценочная функция деятельности педагога в музыкальном обучении. Виды контроля музыкальных знаний, умений и навыков: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы контроля: устный, письменный, практический, самоконтроль, тестовый.

Оценка как определение степени успешности освоения музыкальных знаний, умений и навыков. Проблема объективности оценки специальных музыкальных знаний. Отметка как количественное выражение оценки. Принципы оценивания в музыкальном обучении. Функции оценки музыкальных знаний, умений, навыков: стимулирующая, воспитательная, диагностическая, прогностическая.

Раздел 4. Музыкально-педагогическое мастерство

Тема 15. Специфика музыкально-педагогической деятельности

Компоненты музыкально-педагогической деятельности и их характеристика: цель, задачи, средства, объект, субъект, результат, социальная значимость. Направленность педагогической деятельности на осуществление социальной преемственности поколений, приобщение школьников к национальным и мировым образцам музыкальной культуры. Социальная обусловленность и нестандартность музыкально-педагогической деятельности по набору задач, средств, методов обучения.

Специфичность объекта музыкально-педагогической деятельности: ученик как активный участник педагогического процесса с неповторимыми индивидуальными качествами, мотивами, поведением, т.е. соучастник педагогического действа под названием музыкальное обучение. Педагоги и родители как субъекты педагогического воздействия.

Субъект-субъектная парадигма современной музыкально-педагогической деятельности. Специфика музыкального искусства как средства и цели обучения. Творческий характер деятельности педагога-музыканта.

Тема 16. Структура и содержание музыкально-педагогического мастерства

Педагогическое мастерство педагога-музыканта как комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Структура педагогического мастерства педагога-музыканта: гуманистическая направленность его деятельности и личности, профессионализм, педагогические способности, педагогическая техника.

Гуманистическая направленность личности педагога-музыканта и ее характеристика. Виды направленности ценностных ориентаций педагога-музыканта: на себя, на педагогический процесс, на учащихся, на цели педагогической деятельности. Профессионализм как фундамент педагогического мастерства. Особенности современного профессионального музыкально-педагогического знания: комплексность, синтетичность, личностная окрашенность. Уровни формирования профессионального музыкально-педагогического знания: методологический, теоретический, методический, технологический.

Общепедагогические и специальные способности педагога-музыканта. Коммуникативность, перцептивные способности, включающие профессиональную зоркость, наблюдательность, эмпатию, интуицию, динамизм личности, эмоциональная устойчивость, самообладание, уверенность в себе, оптимистическое прогнозирование, креативность, организаторские, исследовательские, конструкторские и другие общепедагогические способности педагога-музыканта.

Педагогическая техника как компонент музыкально-педагогического мастерства, объединяющий две группы умений: управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Тема 17. Мастерство педагогического взаимодействия на уроках музыки

Понятие педагогического взаимодействия. Эффективность педагогического взаимодействия на уроках музыки. Педагогическое общение и педагогические отношения как компоненты педагогического взаимодействия. Педагогическое общение как профессиональное коммуникативное взаимодействие педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического микроклимата.

Функции педагогического общения. Структура профессионального педагогического общения: прогностический этап, коммуникативная атака, управление общением, анализ осуществленного процесса общения.

Стили отношения педагога-музыканта к ученикам: положительный (устойчивый и ситуативный), неустойчивый, отрицательный (ситуативный и устойчивый).

Характеристика стилей педагогического руководства, применяемых педагогом-музыкантом на уроке: авторитарный, демократический, либеральный. Характеристика стилей педагогического общения: на основе дружеского расположения, дистанция, устрашение, заигрывание, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Педагогический такт как мера педагогически целесообразного воздействия педагога-музыканта на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Характеристика условий развития педагогического такта педагога-музыканта.

Тема 18. Убеждение и внушение как способы коммуникативного взаимодействия педагога-музыканта с учащимися

Убеждение как способ коммуникативного взаимодействия, формирующий новые взгляды и отношения или изменяющий ложные взгляды и отношения. Формы убеждения как способа коммуникативного взаимодействия. Структура убеждающего взаимодействия: знания – чувства – поведение. Условия эффективности убеждающего взаимодействия.

Внушение как способ оказывать влияние на психику и поведение человека незаметно для него самого с целью воздействия на его поступки, стремления, мотивы и установки. Условия эффективности педагогического внушения. Критерии классификации видов внушения: по источнику внушающего воздействия, по состоянию субъекта внушения, по цели воздействия, по результатам, по содержанию. Формы внушающего воздействия педагога-музыканта на учащихся: команды, приказы и внушающие наставления.

Научная организация труда педагога-музыканта как система обеспечения максимальной эффективности обучения и воспитания учащихся при рациональном использовании времени, сил и средств со стороны педагога и учащихся. Культура педагогического труда как собирательная характеристика личности и деятельности педагога-музыканта. Факторы, определяющие культуру труда педагога-музыканта.

Тема 19. Сущность педагогической техники педагога-музыканта

Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства педагога-музыканта, включающий совокупность приемов организации поведения педагога. Структура педагогической техники. Умение педагога-музыканта управлять своим поведением как владение организмом, мимикой, эмоциями, настроением, снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия, развитие социально-перцептивных способностей, внимания, наблюдательности, техники речи. Умение воздействовать на личность учащегося как совокупность дидактических, организаторских, конструктивных, коммуникативных умений и приемов предъявления требований, управления педагогическим общением. Этапы формирования творческого самочувствия педагога.

Информационно-методическая часть Литература

Основная

1. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

2. Кузьмініч, М.Л. Гісторыя харэаграфічнай і музычнай адукацыі: вучэб. дапам. / М.Л. Кузьмініч. – Мінск: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2007. – 163 с.

3. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 288 с.

4. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Э.Б. Абдуллина. – М.: Академия, 2003. – 272 с.

5. Основы педагогического мастерства: учеб. пособ. для пед спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под. пед. И.А. Зязюна.– М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

6. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / РАО, Ин-т худож. образования, лаборатория муз. иск-ва; науч. ред. Л.В. Школяр. – 2-е изд. – Москва: Флинта; Наука, 1999. – 336 с.

7. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – 2-е инд., перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2000. – 224 с.

Дополнительная

1. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию / Л.А. Баренбойм. – Л.: Сов. комп., 1979. – 352 с.

2. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. пед. вузов / Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

3. Грыгаровіч, Я.Д. Эстэтычная накіраванасць асобы студэнта: педагагічны аспект / Я.Д. Грыгаровіч. – Мінск: Бел. дзярж. ун-т культуры, 2002. – 403 с.

4. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

5. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1984. – 167 с.

6. Коган, Г.М. У врат мастерства / Г.М. Коган. – М.: Классика-XXI, 2004. – 136 с.

7. Ковалевская, А.А. Музыкально-эстетическое воспитание: дифференцированный подход / А.А. Ковалевская. – Минск: Технопринт, 2002.– 408 с.

8. Котикова, О.П. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронок. – Минск: НИО, 2003.– 123 с.

9. Кузьмініч, М.Л. Гісторыя музычнага выхавання і адукацыі (ад старажытнасці да ХХ ст.) / М.Л. Кузьмініч; Бел. ун-т культуры. – Минск, 2000. – 188 с.

10. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк. учреждений: в 2 ч. – Ч. 1. – Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова. – Минск: Бел. навука, 2002. – 160 с.

11. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк. учреждений: в 2 ч. – Ч. 2. – Художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск: Бел. навука, 2003. – 152 с.

12. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие / под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.

13. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.

14. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. для студентов высш. учеб. завед. пед. спец. / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

15. Цымбалюк, Е.А. Музыкальное образование в школе: диагностика, прогнозирование, мониторинг / Е.А. Цымбалюк. – Минск: БГПУ, 2003. – 163 с.

Тематика семинарских занятий и задания для самостоятельной работы

Семинар № 1. Развитие и диагностика музыкальных способностей и

креативности личности

1. Разработка проблемы музыкальности и музыкальных способностей в современной науке.

2. Структура музыкальности.

3. Процесс развития музыкальных способностей: закономерности и факторы.

4. Диагностика музыкальных способностей детей.

5. Сущность, структура и диагностика креативности личности.

Задание для самостоятельной письменной работы: предложить систему диагностических заданий для выявления уровня развития общих и специальных музыкальных способностей учеников детской музыкальной школы. Возраст ученика, уровень сложности и количество заданий выбрать самостоятельно.

Семинар № 2. История музыкального воспитания и образования

  1. Музыкальное воспитание в древние времена.
  2. Музыкальное воспитание в эпоху раннего и среднего средневековья (V – XIII вв.).
  3. Музыкальное воспитание в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).
  4. Музыкальное воспитание в эпоху Просвещения (XVII – XVIII вв.).
  5. Музыкальное воспитание и образование в западноевропейских странах, в России и на белорусских землях в XIX – начале XX вв.
  6. Становление и развитие советской системы музыкального воспитания и образования в России и Беларуси (1917 – 1991 гг.).
  7. Современные системы музыкального воспитания и профессионального музыкального образования в Беларуси.
  8. Системы музыкального воспитания за рубежом.

Задание для самостоятельной письменной работы:

Подготовить реферат о системе музыкального воспитания и образования в одной из зарубежных стран в соответствии с требованиями.

Семинар № 3. Музыкальная дидактика

1. Проблема целей и задач музыкального обучения.

2. Сущность закономерностей и принципов музыкального обучения.

3. Содержание музыкального образования и его структура.

4. Методы и средства музыкального обучения и критерии их отбора на уроке.

5. Формы музыкального обучения. Типы и виды уроков музыки.

6. Планирование и подготовка учителя к уроку. Требования к современному уроку.

Задание для письменной самостоятельной работы:

Сделать письменный анализ индивидуального или группового урока по любой музыкальной дисциплине и в любом учебном заведении по предложенному плану.

Требования к реферату по профессиональной педагогике

1. Структура реферата:

– титульный лист, на котором указывается учебное заведение, кафедра, предмет, по которому выполнен реферат, тема реферата, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, факультет, год выполнения реферата;

– содержание;

– два или три раздела, где первый раздел посвящен вопросам истории музыкального воспитания и образования в данной стране, а второй – современному состоянию музыкального воспитания и образования в данной стране, наличие третьего раздела по желанию студента;

– заключение;

– список использованных источников.

2. Объем реферата от 8 до 15 страниц. Оформление реферата на бумаге формата А 4 компьютерным способом.

План анализа урока по музыкальным дисциплинам

  1. Введение в урок
  1. Создание психологического настроя.
  2. Постановка целей.
  3. Формирование мотивов учения.
  1. Оснащенность урока
  1. Использование доски, дидактического материала, ТСО.
  2. Целесообразность использования средств наглядности.
  1. Содержание урока
  1. Соответствие методической структуры урока целям.
  2. Адаптация программы к данному классу, доступность изложения материала.
  3. Дифференциация заданий.
  4. Научность содержания.
  5. Связь изучаемого материала с жизнью, межпредметные связи.
  6. Нравственная и мировоззренческая направленность урока.
  7. Эстетическое воздействие урока.
  8. Использование эффективных методов обучения, их вариативность.
  9. Вариативность и эффективность форм контроля, самоконтроль.
  10. Активизация у учащихся интереса к предмету, занимательность, использование игровых методов.
  1. Психологические аспекты урока
  1. Смена видов деятельности на уроке.
  2. Учет времени активного внимания.
  3. Использование различных видов памяти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной, зрительной).
  1. Оценка деятельности учащихся
  1. Степень активности учащихся.
  2. Организованность и дисциплина.
  3. Речевое развитие учащихся, умение логически мыслить, аргументировано излагать свои мысли.
  4. Развитие навыков самостоятельной деятельности.
  1. Охрана труда на уроке
  1. Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха).
  2. Наблюдение за посадкой учащихся.
  3. Наличие динамической паузы.
  1. Взаимодействие ученика и учителя
  1. Уровень педагогического мастерства, культура, такт, внешний вид, речь учителя.
  2. Наличие обратной связи с учащимися.
  3. Обеспечение благоприятного психологического климата.
  1. Итоги урока
  1. Выполнение намеченного плана, степень достижения цели.
  2. Домашнее задание: объем, посильность.
  3. Использование воспитательных возможностей оценки.

Перечень средств диагностики результатов учебной деятельности студентов

Для контроля качества образования по дисциплине «Профессиональная педагогика» используются следующие средства диагностики:

— оценка решений типовых заданий;

— тестовые задания по отдельным разделам дисциплины;

— письменные контрольные работы;

— устный опрос на семинарских занятиях;

— составление рефератов по отдельным разделам дисциплины;

— выступление студентов на семинарских занятиях по разработанным ими темам;

— устный экзамен.