Методы, формы и средства воспитания Методы воспитания

Метод воспитания– способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение цели воспитания.

Классификация методов воспитания

  1. методы формирования общественного сознания (внушение, убеждение, рассказ, беседа, лекция, диспут, пример).
  2. методы организации деятельности и формирования положительного поведения (педагогическое требование, поручение, приучение, упражнение, воспитывающая ситуация).
  3. методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование на «Звание самого классного класса).
  4. методы самовоспитания.

Методы формирования общественного сознания

Внушение– воздействие одного человека на другого или группу людей, рассчитанное на некритическое восприятие слов и выраженных в них мыслей и идей.

Главное условие внушения – авторитетность источника (человека, который внушает), доверие или отсутствие сопротивления со стороны воспитанника.

Внушение является эффективным средством влияния, но и опасным. Если пользоваться им часто, то можно воспитать личность, легко ведомую и поддающуюся влиянию другого человека, не имеющую своего мнения.

Следует различать убеждениекак систему знаний, взглядов и норм поведения и убеждение как способ их формирования (метод воспитания).

Убеждение как метод воспитанияможет иметь различные формы: диспут, дискуссия, беседа, рассказ учителя, личный пример.

Убедить – значит доказать логически, т.е. свести определенные положения к очевидным, бесспорным. Доказательство состоит из тезиса, аргументов и способа доказательства. Тезис – та мысль, которую надо доказать. Аргументы – то, с помощью чего доказывают тезис. Для доказательства подбирают аргументы, истинность которых не вызывает у учащихся сомнения. На основании аргументов строится умозаключение.

Логические ошибки:

  1. Подмена тезиса. Например, хотим доказать, что Мария Ивановна хороший учитель, а доказываем, что она хороший человек.
  2. Доказательство большего или меньшего, чем выдвинуто в тезисе.
  3. Аргумент не является достаточным основанием для доказательства тезиса. Например, для доказательства тезиса «Нужно писать грамотно» выдвигается аргумент «Стыдно быть неграмотным».
  4. «порочный круг» в доказательстве. Например, в утверждении: «Гуманист – это человек, придерживающийся гуманистических взглядов» в качестве аргументов используются положения, выдвинутые в тезисе.
  5. Аргументация к человеку или к публике, т.е. вместо убедительного положения доказывающий обращается к чувствам аудитории, к положительным или отрицательным характеристикам ученика.

Убеждение как метод взаимодействия должен удовлетворять следующим требованиям:

8 стр., 3803 слов

Методы аргументации и убеждения собеседника

... замечательном даре или передавать его другим. В данной работе изложены возможные тактики убеждения, методы аргументирования, показаны возможности защиты своей позиции, а также умения убеждать оппонентов и ... поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника. Но если эти приемы ...

  • Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности (в мл.шк. возрасте – сказки, в старших кл. – реальные события).
  • Убеждения должны строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого, необходимо знать истинную жизненную позицию школьника;
  • Убеждения должны содержать как обобщенные положения (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры;
  • При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты поведения, которые одинаково известны собеседникам; это помогает парализовать возможные сомнения как в действительности самого факта, так и в истинности выдвигаемого общего положения, вывода;
  • Убеждая других, воспитатель должен глубоко верить в то, что он сообщает.

Условия, повышающие эффективность убеждения:

  1. Авторитет убеждающего: чем лучше ученик относится к учителю, тем лучше он принимает его убеждения;
  2. Знание и учет особенностей психического склада убеждаемого.
  3. Учет интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
  4. Единство мысли, чувства, волевого стимулирования.
  5. Начинать убеждение надо с положительного.
  6. Аргументированность, доказательность выдвигаемых положений.
  7. Недопустимо расхождение слов и поступков учителя: пообещал – выполни, не можешь – не обещай.
  8. Использование упражнений, закрепляющих приобретение знаний: трудолюбие надо воспитывать трудом, а не только рассказами о труде, людях труда.
  9. Использование ситуации неожиданности.
  10. Использование ситуации выбора.

Рассказ и беседапомогают раскрыть содержание норм, принятых в обществе, расширить социальный опыт.

Требования к беседе и рассказу:

  • соответствие возрасту, интересам, желаниям, уровню воспитанности.
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Наличие наглядности.
  • Создание условий для проявления возможной активности ребенка, возможности высказаться.
  • Обязательное приведение примеров, интересных и значимых для детей.
  • Наличие элементов спора (для беседы).

Примериспользуется для формирования правильных представлений о силе, дружбе, красоте, смелости и т.д. В качестве примера могут выступать известные люди прошлого и настоящего, герои фильмов, книг, сверстники, родители, сам педагог. Педагог должен быть достойным примером Личности яркой и интересной и предоставлять детям те примеры, которые достойны подражания, но не превращать пример в кумира, которого ребенок копирует во всем, теряя свое собственное «Я».

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...

... виде незнакомого ему человека. Фактически от существа асоциального, младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающий мир улыбкой, плачем, радостью, испугом – человеческими ... от беспомощного новорожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца. Ребенка, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о ...

Методы организации деятельности и формирования положительного поведения

Педагогическое требованиеможет быть представлено в прямой форме (приказ, инструкция, предписание) или в косвенной (совет, пожелание, просьба).

Условия применения пед.требования:

  • Должно быть доведено до логического конца;
  • Должно быть инструктивным;
  • Должно быть позитивным (давать положительную программу действий, предлагать, а не запрещать что-то сделать);
  • Должно быть доступно для выполнения в реальных условиях.

Приучениепредполагает разумную организацию постепенного поэтапного овладения нормой поведения. Включает в себя ясное и краткое правило действия, показ образца формы поведения, эмоционально подкрепленное.

Поручение может быть временным (на короткий временной промежуток) и постоянным (на год, например, староста, звеньевой, хозяйственный сектор и т.д.), предполагает четкую инструкцию прав и обязанностей, анализ и оценку его выполнения.

Упражнениепредполагает многократное повторение действий или правил, норм поведения, формирует стойкие привычки. Упражнения должны быть интересны, значимы в глазах ребенка.

Воспитывающая ситуацияпредполагает выбор воспитанником способа действия. Она может быть естественной или искусственной (специально созданной).

Методы стимулирования.

Наказание – способ выражения отрицательной оценки деятельности воспитанника. Этот метод необязательный, например, теория свободного воспитания отвергала любое наказание. Наказание может быть косвенным, когда ребенку рассказывают о давно случившемся с кем-то, который совершил такой проступок, и прямым.

Условия применения:

  • Должно быть осознанно как справедливое и заслуженное,
  • Прибегать к наказанию только в том случае, если общественное мнение считает его справедливым и необходимым,
  • Должна быть оценка проступка, а не оценка личности,
  • Оценивая, не сравнивать ребенка с другими, только с самим собой,
  • Групповое наказание без выяснения степени вины каждого не эффективно, т.к. вызывает негативное отношение, мешает детям осознать свою вину.
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • За один проступок должно быть одно наказание.
  • Наказание должно быть соразмерно проступку.
  • Нельзя ничего забирать у ребенка в целях наказания, подаренного вами или кем бы-то ни было
  • Наказан – прощен
  • Наказание должно быть без унижения.
  • Ребенок не должен бояться наказания.
  • У маленьких детей наказание должно идти сразу за проступком.
  • Наказывая, помнить о внушении.
  • Никогда нельзя наказывать и ругать, когда ребенок болен или испытывает недомогание, когда ест, после сна, перед сном, во время игры, сразу после физической или душевной травмы – падения, плохой отметки, когда не справляется со страхом, когда хочет, но не получается,
  • Нельзя наказывать, когда внутренние мотивы проступка Вам непонятны,
  • Нельзя наказывать, когда Вы сами не в настроении.

Поощрение– способ выражения положительной оценки деятельности воспитанника.

28 стр., 13997 слов

"Внеурочная вокально-хоровая деятельность учащихся 1-4 классов ...

... обобщить методы музыкального воспитания учащихся начальной школы; - проанализировать и обобщить формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе. Новизна данной исследовательской работы заключается в обобщении методов и форм внеурочной вокально-хоровой деятельности младших школьников в условиях нового ФГОС. методов исследования, ...

В качестве поощрения может выступать похвала, награда (грамота, подарок) и т.д.

Возможна прямая и косвенная похвала.

Как нельзя хвалить:

  • Хвалить одного среди многих,
  • Хвалить за то, что достигнуто не своим трудом (силу, красоту, ловкость…),
  • Хвалить более двух раз за одно и то же,
  • Хвалить из жалости,
  • Хвалить из желания понравиться ребенку и его родителям.

Эффективной является похвала авансом, т.е. возможна похвала за то, чего нет, но будет.

Методы самовоспитания: самообязательство, самоконтроль, самоотчет, самовнушение, самоубеждение, самооценка, самоанализ, самокритика и др.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.

Первые попытки самовоспитания наблюдаются у дошкольников. В школьном возрасте нужна помощь педагога.

Приемы стимулирования самовоспитания:

  • Предоставление идеального образа, которому можно подражать,
  • Ознакомление ребенка с опытом самовоспитания других,
  • Создание значимой, привлекательной перспективы в общении, в профессии и т.д.
  • Формирование умения составлять режим дня.

Средства воспитания

Слово «средства» в толковом словаре русского языка имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во мн.числе) – предметы, приспособления для чего-либо; материальные ценности, деньги.

К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт),

предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.

В 19 веке К.Д.Ушинский называл средствами воспитания учение, труд, игру и саму жизнь ребенка в семье и школе, его отношения с окружающими, совместные дела и общение. А.С.Макаренко писал, что школа, режим и распорядок дня, все устройство жизни школы являются средством воспитания.

Формы воспитания

Форма воспитательной работыэто организованная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками.

13 стр., 6026 слов

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая ...

... в соответствующих возрасту видах деятельности. В дошкольном возрасте таким видом деятельности, конечно же, является игра. Поэтому образовательная ситуация, построенная в игровой форме, имеет большее педагогическое и ... Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, ...

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных пед.ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Деление на методы и организационные формы в воспитательной работе условно. Так, например, игра «Поле чудес» имеет форму организации (табло для карточек с буквами, игровой барабан с секторами и т.д.), поэтому ее можно рассматривать как организационную форму и наполнять своим содержанием; в то же время данная игра имеет внутреннее содержание и представляет собой способ активизации знаний, развития логического мышления, расширения круга знаний в различных областях.

Классификации форм воспитательной работы

  1. по количеству участников:
  • индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
  • групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
  • массовые – несколько классов, школа, район, город и т.д. проводят праздники, конференции, слеты, шествия и т.п.
  1. по основному виду деятельности(Н.Е.Щуркова):
  • формы познавательной деятельности;
  • трудовой,
  • общественно полезной,
  • эстетической,
  • физкультурно-оздоровительной,
  • ценностно-ориентационной.
  • в зависимости от метода воспитательного воздействия(Н.И.Болдырев):
  • словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
  • наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты…
  • практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа…
  1. в зависимости от метода воспитательного воздействия: слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение:
  • словесно-логические – осн. средство воздействия – убеждение словом (собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, беседы);
  • образно-художественные — осн. средство воздействия- совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические (концерт, спектакль, праздник);
  • трудовые формы — осн. средство воздействия – совместная работа, различная деятельность, в т.ч. общественно полезная.
  • Игровые (досуговые) формы — осн. средство воздействия – игра, совместный отдых, содержательное развлечение;
  • Психологические формы — осн. средство воздействия – элементы психологического тренинга, методы практической психологии, инд. и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, тренинги…
  1. по воспитательной задаче:
  • формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, митинги, кл.часы…
  • познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, тем.вечера, студии, секции, выставки…
  • развлекательные формы – утренники, вечера, капустники…

Азбука форм воспитательной работы

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... облегчения высказываний можно написать плакат с формами рефлексии и вывесить его перед участниками игры: 1. По содержанию: Что я ... театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – ... мелодрама; документальное кино. Сделайте рекламу своей, постановки. Вид и форма рекламы зависит от вашего выбора. Подготовка 15 минут, ...

Агитбригада, аукцион, бал, беседа, вечер, викторина, встреча, Знаменательный День (День гения, День знаний, День именинника, День Святого Валентина), дискотека, диспут, «Живая газета», заочное путешествие, игра («Брейн – ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?»), КВН, клуб, конкурсы, конференция, кружки, «Огонёк», олимпиада, политинформация, поход, праздник, просмотр и обсуждения фильмов, спектаклей, театр – экспромт, ток – шоу, турнир знатоков, фестиваль, эстафета, экскурсия, ярмарка и другие.

Все формы воспитательной работы можно условно разделить на индивидуальные, групповые и массовые.

Рассмотрим более подробно организацию внеклассной воспитательной работы в форме праздника.

Идея праздника.У каждого праздника — своя прелесть, свои краски и звуки. Но у всех праздников — одна примета: радость встречи с гостями. И взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника — веселого, нарядного, «вкусного», дружественного, сюрпризного. У каждого праздника своя идея. Для того чтобы праздник оставил след в памяти детей, эта идея должна иметь четкую социально значимую направленность. Так, например, Праздник 8 Марта символизирует идею уважительного отношения к Женщине, преклонения перед ней. Настоящий праздник — символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль. Значимая идея праздника — это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции. А если общество забывает свои традиции, оно разрушается. И это сегодня, на мой взгляд, очень актуально.

Праздник как коллективная игра.Праздник для маленьких детей — это коллективная игра. Ведь именно в игре наши малыши познают окружающий мир. Я считаю, что грамотно сочиненный детский праздник, развлекая, поучает. Гармония игры и поучения — волшебная сила праздничного искусства. Игры на празднике могут служить разным задачам — диагностическим, воодушевительным, познавательным, развлекательным, коррекционным и т.п.

Игра в структуре праздника

3 стр., 1235 слов

Влияние игр с правилами на межличностные отношения младших школьников ...

... систему коррекционно - развивающих занятий с применением игр с правилами. 3.Проанализировать и оценить эффективность использования игр с правилами, в системе коррекционно – развивающих занятий для ... методика: «Методика выбора друга». Цель исследования: выявление влияния использования игр с правилами на развитие межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности. Объект ...

Педагогический эффект игры:

  1. Игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
  2. Создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
  3. Сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Возникшие в процессе игры совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению.
  4. Игра выявляет личностные качества человека играющего – ловкость, находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже честность. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена игрой, а и формируют поведение человека. В народе говорят «В игре да в дороге познают людей».
  5. Игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.
  6. Игра полностью отвечает принципу единства познания и реакреации. Наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
  7. В игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Игра выбирается на уровне своих возможностей и потому человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как человек всегда может добиться мастерства и успеха, тогда как в профессиональной деятельности успех и признание приходят не всегда. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. К тому же выбор игр необычайно разнообразен.

Классифицировать игрыпо видам довольно сложно. Игры, например, могут различаться по месту проведения – за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале. В то же время, настольные игры могут проходить в зале или на сцене. Игры делят на подвижные, интеллектуальные, спортивные, творческие. Но спортивные тоже подвижные, а творчество – непременный компонент любой игры. По численному составу игры бывают индивидуальные, парные, командные (групповые).

По наличию или отсутствию конкурсности – состязательные и ролевые.

Нужно включать в программы праздников разные виды игр: спортивные и подвижные, игры-аттракционы, дидактические, познавательные, музыкальные, ролевые, сюжетные, деловые и организационно-деятельные, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-упражнения психологического характера.

Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Между ними есть существенное различие. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить, например, по какой системе будет проходить игра – по одновременному участию всех, последовательно по кругу или по олимпийской системе, когда проигравший выбывает и т.д. Фактически, условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:

  1. Правила должны быть просты. Особенно важно это учитывать, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий развлечений, человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится в игру, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп игры или разрушать ее.
  2. Игра должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей. Такая ситуация возникает тогда, когда при командной игре участники получают индивидуальные задания или когда проводится конкурс, который требует от участников определенных способностей – спеть, сыграть, нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не станет.
  3. Игра должна быть интересна для всех.
  4. Игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека.
  5. Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и способ привлечения к его выполне-нию, например, розыгрыш порядка участия по жребию, вытягивание конверта с заданием и др.

Все эти требования относятся к играм соревновательным, которые строятся на конкурентности, борьбе, столкновении.

Обязательный элемент соревновательных игр – судья или жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать игру и определять победителя. Оценка результата и определение победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной. Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к игре выражается фразой «а если проиграем, то что мы собственно теряем», несправедливое решение надолго оставляет осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой способ избежать субъективности – опереться на решение не одного, а нескольких судей, которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку.

Еще одним элементом соревнований являются награды победителям. Какой бы она не была, получение ее приятно. Приз венчает победителя. Его ценность не столько в его стоимости, сколько в том, как гласит пословица, что «не пиво диво, а честь дорога». Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать. Во-первых, приз должен соответствовать уровню и сложности игры. Во-вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Такая уравниловка обесценивает радость победы и не приносит морального удовлетворения. Подобное случается тогда, когда организаторы, движимые самыми лучшими побуждениями «никого не обидеть», достигают прямо противоположного результата. Вариант вручения призов всем участникам игры возможен, но при этом приз победителю должен оставаться основным, а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного. В-третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто символическим в виде грамоты, шуточной медали с соответствующей надписью и т.п. В-четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент игры, если его представить в скрытом виде, как «темный приз».

13 стр., 6388 слов

Ролевая игра «Отпуск для Снегурочки» Время проведения: 20 минут

... официальная заработная плата). Описание хода деловой игры Из группы студентов выделяются 4 человека, которые будут участниками ролевой игры. Остальные являются зрителями. Всем студентам объясняются ... цели и задачи деловой игры, всем зрителям раздаются материалы ...

В ролевых играхтакие требования отсутствуют, т.к. они представляют собой определенное поведение в предлагаемых условиях. В отличие от ролевых игр ребенка, побуждаемых стремлением подражать поведению взрослых в реальной жизни, у взрослого человека ролевая игра – это способ развлечения. В одних случаях такая игра не выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров человек обретает образ какого-либо известного персонажа, представителя другой эпохи, страны, народа (на карнавалах, маскарадах, культовых праздниках).

В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение, условное разыгрывание действа в условной обстановке. Содержание таких игр не носит сюжетного характера и произвольно в своих проявлениях. Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлекательным развлечением.

Конкурсы

Очень ярко проявляются индивидуальность ребенка в различных конкурсах. Ребята очень любят их и с удовольствием не только принимают участие в конкурсах, но и сами придумывают их: на празднике «Здравствуй, Зима!» можно провести конкурс сочинений «Моя снежинка», конкурс на лучшую елочную игрушку и т.д.

Итак,подытоживая все сказанное, можно утверждать, что будничные дни должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым необходима праздничная работа души и сердца, духовное обогащение и духовное самовыражение.

Но праздник — это не шоу с прожекторами, не стилизация подо что-то чужеродное… это торжественный Нестандартный, озорной Акт Творчества, Добра и Воспитания, основанный на общечеловеческих нравственных категориях.

Но только нельзя забывать, что праздники могут стать мостиками от нас, взрослых, к детям, лишь в том случае, если эти праздники будут делать талантливые, светлые, добрые люди. Организаторам детских праздников не должен изменять вкус. Ни в чем. Никогда!