ВНД в подростковом возрасте

Врождённая рефлекторная деятельность.

У новорожденного уже существуют многочисленные рефлексы с вестибулярного аппарата. Прежде всего, это установочный лабиринтный рефлекс головы, установочный рефлекс с туловища на голову, и шейный тонический рефлекс. Эти рефлексы обычно исчезают в первом полугодии, и к концу 1-го года жизни ослабляются и пропадают. Стабилизация у ребёнка тонических рефлексов, а также установочных, обеспечивающих нормальное положение головы, поддержание позы, постепенно с выработкой вестибулярных рефлексов и с анализом вестибулярных сигнализаций может стабилизироваться ко 2-му месяцу жизни. У новорожденных наибольшей чувствительностью обладает слизистая часть лица и губ.

При рождении у ребёнка сохраняется рефлекс Бабинского. Этот рефлекс проявляется, если провести по подошве пальцем, то большой палец стопы отклоняется к тылу, а 4 – к подошве.

Хоботковый рефлекс. Он возникает при касании области рта.

Сосательный рефлекс.

Кроме того, существуют защитные рефлексы. К ним можно отнести мигательный и хватательный. У ребёнка в этот период существуют нистагмоидные движения. Слуховая система ещё не разработана, хотя начинает функционировать уже в первые часы после рождения. Она вначале носит общую реакцию, генерализованную. То есть, ребёнок не концентрирует своё тело на источник звука.

Первая реакция на световые раздражения – это зрачковый рефлекс, который стабилизируется только к 4-му и 5-му месяцу жизни. К ранним реакциям относятся ориентировочные рефлексы. Новорождённый не фиксирует предмет взором. Эта способность формируется к 3-му – 5-му месяцу жизни. Это называется «реакция фиксации взора». В 3 месяца механизмы фиксации взора должны быть зрелыми.

ВНД 1-го года жизни.

Наиболее ранней формой приспособления выступают натуральные условные рефлексы. Самые первые из них наступают на 2-й неделе после рождения при строгом режиме кормления. При этом уже за 30 минут до кормления появляются сдвиги во внутренней среде организма: повышается количество лейкоцитов, увеличивается газообмен, после чего наступает пробуждение и беспокойство. Это есть натуральный условный рефлекс «на время». Ребёнок этого возраста в связи с этим очень резко реагирует на нарушения этого режима. Все остальные сигналы для него пока не значимы. Но к 10-му месяцу жизни ребёнка начинает интересовать внешняя обстановка, люди, ухаживающие за ним. Вырабатывается масса сенсорных раздражителей. Условные рефлексы этого периода вырабатываются при определённых сигналах, сохраняется стереотип осуществления рефлексов; и если хотя бы 1 сигнал выпадает из набора тех, что были при выработке, то рефлекс не осуществляется.

13 стр., 6399 слов

Первый месяц жизни ребенка

Новорожденный ребёнок Какой же он крохотный, думаете вы, разглядывая своего новорождённого малыша. Давайте разглядим его поподробнее вместе. Доношенные новорождённый ребёнок рождается с весом больше и равным 2,5 кг. Девочки весят примерно от 3200 до 3400 гр., мальчики весят около 3600 - 3700 гр. Рост новорожденного больше или равен 45 см., в среднем рост бывает около 52 см. Новорожденный ребёнок ...

Существует в этот период класс детей, у которых очень быстро образовываются рефлексы. У других медленнее. То есть начинает формироваться тип нервной системы. Мощно развивается вторая сигнальная система. Первая реакция на слова появляется после 6-ти месяцев жизни. Сначала ответ на сигнал не конкретен, и на вопрос «где мама?» ребёнок может посмотреть на мамин халат, пальто и т.д. То есть слово, как компонент, сначала проявляется в виде обобщённого ответа, а далее уже позже, в 1 – 3 года, приобретается самостоятельный характер как сигнал.

 

ВНД 1 – 3 года.

Этот период характеризуется мощным развитием манипуляционного системного аппарата. Ребёнок начинает усиленно формировать условные рефлексы на слуховые и зрительные сигналы. После 6-го месяца жизни эти системы начинают дифференцированно отвечать на сигналы. Несмотря на абсолютную сложившуюся взаимосвязь этих систем и окружающего мира, ещё требуется формирование качества ответных реакций. Этот период отличается необходимостью сохранения выработанных стереотипов, разрушения которых является крайне нежелательными для личности. Стереотипы должны сохраняться как можно дольше. Если говорить шире, то лучше их не разрушать до 5-ти лет. Особенно опасен период для невозможности разрушения стереотипов – это 2,5 – 3 года, ибо в это время очень сильны стереотипы, выработанные по зрительному анализатору. Поэтому очень важно трепетно относиться к этим стереотипам. Очень сильно начинает формироваться словесная система (вербальная, речевая).

Сначала слово не несёт определённой значимости, слово «мама» может быть обращено как к маме, так и к её вещам. Важно 1 условие: сохранение тех сигналов, которые сформировали этот рефлекс. При формировании речевой деятельности существуют 4 степени интеграции слов:

1. Слово имеет определённое значение, относящееся только к определённому предмету. Ребёнок называет куклу «ляля» (1 год).

2 стр., 751 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет).

Содержание 1. Психолого-медико-педагогическая консультация, ее функции и содержание работы. Содержание и методы изучения детей в ранние периоды жизни (от 0 до 3-х лет). Роль раннего выявления детей группы риска. Методы отграничения детей с нарушением интеллекта от сходных состояний. Методы исследования готовности ребенка к школьному обучению 3 2. Организация совместного изучения ребенка ...

Это относится только к данной кукле. Другие такие же куклы в руках других детей – не «ляля».

2. Слово обращено к однородным предметам. Тогда все подобные куклы будут называться «ляля» (ко 2-му году жизни).

3. Когда возникает название разнородных предметов. Например, кубики, куклы, шары называются «игрушки» (к 3-м годам).

4. Когда появляется обобщение. Игрушки, одежда, мебель называются словом «вещи».

Начинает работать прошлый опыт. Ребёнок всё ещё продолжает совершать много манипуляций. При выработке временной связи существует много межсигнальных реакций, которые могут проявиться и в более позднем возрасте.

ВНД 3 – 6 лет.

Этот возраст характеризуется резким снижением количества манипуляций, высокой стабильностью всех видов внутреннего торможения. Дети уже не производят большого количества манипуляций. Всё большее значение приобретает прошлый опыт, ранее образованные навыки. Стереотипы играют всё ещё существенную роль в жизни ребёнка. Ещё очень остры и крепки прямые временные связи. Например, счёт от 1 до 10 ребёнок осваивает легко. Обратный счёт вызывает у него затруднения, и вопрос решается только к школьному возрасту. При выработке временных связей возникает большое количество межсигнальных реакций. К 7-милетнему возрасту количество этих реакций уменьшается. У ребёнка в 5 лет ещё достаточно выражена система генерализации. А система специализации ещё достигается с трудом. К 3 – 5-ти годам жизни слово опирается на обобщающие свойства. Скорее всего, это называется «общность действий», которые можно производить с данным предметом. Например, на вопрос «что такое ложка» ребёнок ответит «чем едят». Возраст 3 – 6 лет является периодом проявления эмоций, которые носят нестойкий характер. Этот возраст называют возрастом аффективности. Главное в поведении ребёнка этого возраста – привлечение внимания к себе. Активно оградить себя от среды. Шестой год жизни является периодом подготовки к школе. Слово приобретает важный функциональный смысл. Начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью. Только с 6-летнего возраста ребёнок способен выполнить словесно-логическую инструкцию на основе предварительной обобщающей формулировки. Начиная с этого возраста, ребёнок способен удерживать программу действий, состоящую из ряда движений. Формируется система вероятности подкреплений.

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6–7 лет

... выступает уже в возрасте 3 лет. Исследования, проведенные на детях первого года жизни, позволили обнаружить признаки функциональной неравнозначности полушарий головного мозга к воздействию ... сформированость соматосенсорного гнозиса. Также выявлены значительная недосформированность речи, недоразвитие слухо-речевой памяти. Уровень развития воспроизведения ритмических структур в норме. 2) Высшие ...

Лет.

Это возраст начала обучения в школе. В этот период все процессы характеризуются достаточной силой и уравновешенностью, несмотря на то, что все виды внутреннего торможения выражены хорошо. Однако, дети ещё затрудняются выполнить мелкие и точные движения, хотя этот навык совершенствуется быстро. Ещё недостаточно развиты механизмы активного внимания и сосредоточенности. Наступает быстрое утомление. Сам факт школьного обучения является стрессирующим и оказывает определённое действие на психику ребёнка. При чём развитие коры в этом возрасте приближается к развитию коры взрослого человека. Очень ярко проявляются типологические особенности ВНД. Дети этого возраста отличаются по силе, уравновешенности, подвижности процессов возбуждения и торможения. Несмотря на то, что все эти характеристики развиты ярко, ещё крайне рано говорить о типе сформированной ВНД ребёнка, ибо в процессе становления ВНД ещё всё может измениться.

ВНД в подростковом возрасте.

Подростковый возраст состоит из 2-х этапов, иногда их называют периодами. Период от 11-12 лет для девочек и 13-15 для мальчиков является первой фазой подросткового периода. Происходит половое созревание, повышается возбудимость ЦНС, ослабевают процессы торможения, повышается раздражительность, утомляемость, расстраивается сон. В условно-рефлекторной деятельности отмечается увеличение межсигнальных реакций. Ухудшается дифференцировка сигналов. Отмечается широкая иррадиация возбуждения по коре. Возрастают скрытые периоды условных реакций. Речь замедляется. Ответы становятся лаконичными, стереотипными. Трудно построить новые условные связи на слово. Почти невозможно словесную продукцию сделать красивой, наполненной определениями. Всё большую проблему представляет объём школьного материала для заучивания. Период 13-15 для девочек и 15-17 для мальчиков является второй фазой подросткового периода. Это наиболее критическая полоса в жизни подростка. Возможны проявления психической неуравновешенности. Наблюдаются резкие перепады от бурного восторга до депрессии. Появляется резко критическое отношение к окружающим. В поле зрения критики попадают обычно близкие люди: родители, учителя, друзья. Период чрезвычайной обидчивости, большая склонность к слезам, часты проявления вспыльчивости и негативизма. ВНД заканчивает своё формирование к 17-ти годам. Но это происходит не всегда, иногда явления инфантилизма проявляются резко, и становление всех параметров может длиться до 21 года и позже.

Человеческие признаки строения мозга

1. Преобладание головного над спинным.

2. Преобладание новой коры над старым мозгом.

3. Наивысшее развитие лобных долей мозга.

4. Ни у одного животного нет такого количества и глубины борозд и извилин, как у человека, что увеличивает площадь коры, то есть серого вещества мозга.

5. Наличие второй сигнальной системы.

Память.

Как отмечал Шапутье, если научение – это процесс, позволяющий накапливать информацию в НС, то память нужно воспринимать как совокупность информации, приобретённой мозгом и управляющей поведением. Память пропускает события жизни через мозг. Некоторые события проходят бесследно, а некоторые задерживаются на какое-то время. Без этого механизма избирательной фиксации научение не было бы возможно. С другой стороны, если бы вся информация оставалась в коре, то нервные сети были бы перегружены, и деятельность мозга была бы парализована. Признаётся существование трёх уровней памяти:

1. Сенсорный. Сенсорная память – это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг отмечал, что следы от этой памяти сохраняются очень короткое время, порядка ¼ секунды. За это время решается вопрос, привлечёт ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если нет, то менее чем за секунду следы стираются, а сенсорная память заполняется новыми сигналами.

2. Кратковременный.

3. Долговременный.

Образы и память.

Существуют 3 вида образов:

1. Последовательные. Эти образы рождает сенсорная память, ибо они формируются на уровне рецепторов. Сохраняются несколько секунд, они бывают положительные и отрицательные. Положительные возникают, если человек смотрит на источник света, после чего закрывает глаза, то перед ним появляются пятна, которые сохраняются несколько секунд. Это возникает благодаря возбуждению колбочек сетчатки. Если же экспозиция (время действия) светового источника более длительна, то появляется отрицательный образ. Например: если долго фиксировать взором цветное изображение, а затем перевести взор на лист серой бумаги, то на нём появляется изображение в цветах, дополнительных к исходному. Согласно теории Гелинга, в сетчатке имеется 3 вида колбочек, отвечающих за восприятие цвета. За цвет красный и зелёный отвечают одни колбочки, за синий и жёлтый – другие, и третьи отличают светлые тона от тёмных. Нужно помнить, что мысленные образы – это продукт рецепторной памяти, и связаны они всегда с сигналами, которые находятся в коре мозга очень короткое время. Это примитивный рецепторный процесс.

2. Эйдетические. Это особый продукт кратковременной памяти. Оно бывает редко, чаще у детей, и заключается в том, что ребёнок может в мельчайших деталях воспроизвести увиденное. Эту память раньше называли «фотографической памятью». Но в отличие от фотографической памяти, при эйдетическом образе человек видит картинку перед собой, а при фотографической он вспоминает увиденное.

3. Мысленные. Эти образы относятся к долговременной памяти. Это наш «банк данных», где хранится абсолютно вся информация, которая существует в коре мозга.

Существуют различные гипотезы памяти: биохимические, синаптические и голографические.

Синоптическая теория: здесь главное, по мнению Хебба: различия между кратковременной и долговременной памятью состоят в различии структур нервных сетей. Сенсорная и кратковременная память, по мнению Хебба, обусловлена повторной циркуляцией (реверберацией) сигналов по многочисленным нервным путям, образующим замкнутые цепи. Поскольку сигналы возвращаются к одним и тем же местам, то возбуждение некоторое время может поддерживаться на определённом уровне и одновременно посылать возбуждения к другим центрам. Что касается долговременной памяти, то, по мнению Хебба, в результате повторной циркуляции возникает новое возбуждение, благодаря которому возникает новый след, который составляет основу памяти. При этом некоторые участки должны оставаться неактивными. Этот период может длиться порядка 15 минут, а иногда до часу. Его называют периодом консолидации, то есть периодом закрепления навыков.

Голографическая теория памяти. В основе этой теории лежит точка зрения, что никакая новая информация не может быть закреплена сама по себе. Она всегда взаимодействует с прошлым опытом, который уже имеется в памяти. Этот прошлый опыт составляет как бы ту фотопластинку, на которую проецируется новая информация. Например, если человек ест фрукт, по вкусу, запаху и виду напоминающий яблоко, то перед ним возникает образ уже известного для него продукта. В этой области очень много сделал светский учёный Хиден, даже попытался получить молекулу памяти, и назвал её S100. Однако учёный мир не принял эту теорию, и до сих пор вопрос о центре памяти остаётся открытым.

 

Процесс (определение) Классификация Закономерность Индивидуально типологические особенности Примечания
Восприятие (внимание) – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённом объекте. Оно является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности человека. Произвольное, непроизвольное. Свойства: рассеянность, концентрация, объём, распределение, переключение, устойчивость. 1. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. 2.Не имеет специфического продукта. 3.Внимание улучшает деятельность восприятия в целом. 4.Привлечению внимания способствует характер раздражителя, отношение раздражителя к потребностям, деятельность в целом. Гальперин, Выгодский, Лурия.
Восприятие как отражение целостных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Восприятие бывает произвольное и непроизвольное; пространства, времени, движения. По модальности: зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное, обонятельное. А также по сложности деятельности: симультативное, поэтапное. Осмысленность, целостность, предметность, избирательная направленность, структурность, константность. Восприятие формы, движения, пространства, иллюзии, галлюцинации. Зинченко, Лурия, Выгодский, Ананьев.
Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий из отражений отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии на определённые рецепторы. По принципу модальности: зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые, осязательные. По физическим признакам: контактные, дистантные, внутренние, внешние. По генетическому признаку: протопатические (вкус, обоняние). Скорость (по времени ощущения и действия раздражителя на анализатор не совпадает), пороги чувствительности. Абсолютный: нижний (минимальная величина раздражения, которая ещё вызывает ощущение), верхний (максимальная величина раздражения, которая ещё вызывает ощущение).

Синестезия – это совпадение (взаимодействие) ощущений разных модальностей. Адаптация – быстрое приспособление к внешним условиям (обонятельная и тактильная), и медленная зрительная, слуховая и вкусовая.

1. Качество. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности. 2. Длительность. 3. Интенсивность (сила раздражения), функциональное состояние рецептора. Лурия, Выгодский, Ананьев.
Память – это форма психического отражения, включающая в себя закрепление, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта. По характеру: двигательная, эмоциональная, образная, зрительная, обонятельная, осязательная, вкусовая, слуховая. А также произвольная и непроизвольная. Кратковременная, долговременная, генетическая. Наглядно образная, словесно логическая, комбинированная. Избирательная направленность, точность, объём, длительность сохранения, скорость запоминания. 1.Запоминание: кратковременное, долговременное, произвольное, непроизвольное, забывание, сохранение. Лурия, Выгодский, Леонтьев.

Психопатия.

Психопатия бывает возбудимая, паранойяльная, тормозимая, истерическая, неустойчивая, шизоидная, акцентуация характера.

1. Возбудимая психопатия. Основные черты: повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании с взрывчатостью, порой злобность, злопамятность, склонность к колебаниям настроения, фон настроения угрюмо-злобный, мстительность, вязкость аффективных реакций, склонность к бурным проявлениям аффекта в ответ на незначительные поводы. Недовольные всем люди. В колебаниях настроения возникают и радостные черты проявления. Однако, «радость к жизни» они не ощущают. Им не хватает холодной оценки, разумной оценки сложной ситуации, вставшей перед ними. У этих лиц возникают выраженные эмоциональные взрывы по незначительному поводу. Семейные конфликты часты. Они нетерпимы к чужому мнению. Они чрезвычайно эгоистичны, почти никогда не считаются с мнением окружающих их людей. Эти люди – отчаянные спорщики. В споре они стараются перекричать друг друга. Им свойственна прямолинейность, отсутствие гибкости, непреодолимое упрямство. Обычно из них вырастают «борцы за справедливость». Это мелочные, достаточно жадные люди, их интересы замыкаются личным благополучием. Они не уживчивы ни в семье, ни в коллективе. Они бывают мстительны, педантичны и аккуратны. С другой стороны, эти черты приобретают оборотный характер. С клинической отчётливостью эта психопатия формируется в 20 – 24 года.

2. Паранойяльная психопатия. Ведущим признаком этого типа является формирование сверхценных образований. В характере есть подозрительность, малая гибкость психики, повышенная самооценка. Обычно окончательное формирование этих образований заканчивается в 20 – 25 лет. Однако, уже в раннем детстве отмечается особое эмоциональное состояние ребёнка, в котором присутствует упрямство, прямолинейность, переоценка своих способностей, стремление к лидерству, самоутверждение, ярко выраженная гиперстеничность. Эти люди крайне чувствительны к игнорированию их мнения. Они склонны к преувеличению возникших разногласий. Они бескомпромиссны, они хотят в любой ситуации поступать только по-своему, они безапелляционны, с возрастом эти конституциональные особенности обычно усиливаются. Возникает костность, консерватизм, ригидность, утрированная принципиальность. Из них тоже получаются борцы за «справедливость». У них есть склонность к доминирующим идеям. Однако, они отличаются узостью мышления в сочетании с наивностью, банальностью и трафаретностью суждений. На фоне конфликтных ситуаций у этих лиц усиливается недоверчивость, подозрительность и мнительность. Обычно они обрастают «доказательствами» своих представлений и иногда в сложных жизненных ситуациях они формируют бред. И тогда возникают следующие бредовые идеи: «сутяжничество», «бред изобретательства», «бред ревности», в результате чего они могут убить свою жертву с переживаниями по этому поводу.

3. Истерическая психопатия. Главной особенностью этих личностей является желание обратить на себя внимание во что бы то ни стало. Поэтому поведение таких людей демонстративно и театрально. Оно лишено естественности и простоты. Им необходимо быть в центре внимания, они ждут, чтобы ими восхищались и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. Для истерического типа свойственна незрелость, инфантилизм, что не даёт возможности добиться поставленных целей. Их чувства поверхностны, неустойчивы, реакции часто неадекватны сигналу, который их вызвал. На высоте аффекта психопатические личности истерического типа сохраняют способность контроля над своим поведением, то есть происходит «игра на зрителя». Им свойственны резкие колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Смена настроения может не иметь серьёзного повода. Им свойственна некоторая «извращённость чувств» — когда показная доброжелательность сочетается с внутренней холодностью. Эти лица внушаемы и самовнушаемы. Для них чрезвычайно важно, чтобы была немедленная восхищённая реакция. Для этого типа характерен художественный тип мышления. Их суждения крайне противоречивы. Они не умеют логически сопоставлять факты. Им не хватает трезвой оценки, всё больше беспочвенная выдумка, и, несмотря на глубокую погружённость, они могут разграничить придуманное от настоящего. Для привлечения внимания к своей персоне они даже придумывают себе болезни, сопутствуя рыданиями, даже неопасными физическими повреждениями. Внутри этого типа существуют две подгруппы:

1) Возбудимая. К ней относятся люди стеничные, экстравертированные, экстравагантные, нетерпимые к замечаниям, жаждущие признания.

2) Тормозимая. К этой подгруппе относятся люди ранимые, чувствительные, склонные к фантазированию, с быстрой истощаемостью и невротическими реакциями, легко уходящие в «свой мир», в мир фантазий и вымыслов. Обычно истерическая психопатия формируется в 12 – 17 лет.

4. Тормозимая психопатия. Лица этого типа с раннего детства страдают определёнными чертами характера, которые мы называем мимозоподобными. Они слабые, часто болеют, подвергнуты простудам, достаточно пассивны, робки, нерешительны и чрезвычайно впечатлительны. С детства им свойственна эмоциональная лабильность (неустойчивость).

Характерен угнетённый фон настроения, даже при столкновении с незначительными трудностями. Эти черты уже проявляются достаточно ярко в раннем детском возрасте. Все эти черты называются астенические, которые в подростковом возрасте переходят в психостенические, появляется повышенная рефлексия, стремление к постоянному самоанализу, особое отношение к новизне сигнала, могут присоединиться навязчивые сомнения с последующим формированием фобий. При этом у них часто бывает плохой аппетит, отставание в половом развитии, различного рода перверсии, головные боли, расстройство сна. Всё это приводит к сложной адаптации с окружающей средой. Из-за довольно раннего формирования этого типа (12 – 15 лет) возникают проблемы и трудности с социальной адаптацией.

5. Неустойчивый тип. Основной характеристикой является душевная неустойчивость. Такие лица подобны мягкой глине, у них нет принципов, они слабовольны и слабохарактерны, часто поддаются чужому влиянию – как плохому, так и хорошему. Они часто неаккуратны и ленивы, это не холодные и не горячие люди, не имеющие глубоких привязанностей. При этом они могут быть обаятельны, симпатичны, мягки, любят компании, тяготятся одиночеством. Они склонны создавать себе кумиров. Часто они не доводят начатое дело до конца, особенно если это сопряжено с определёнными усилиями, из-за того, что им свойственны такие черты характера, как романтическая грусть и погружённая в себя мечтательность. Они легко и искренне раскаиваются в своих поступках, просят прощения, и тут же совершают снова. Эти люди часто плачут, обижаются, но они не злопамятны, и готовы обидчику простить всё, лишь бы тот сменил гнев на милость. С ними нельзя вести деловые переговоры, ибо к их обещаниям нужно прислушиваться очень осторожно. Эти люди часто «шатаются по жизни».

6. Шизоидная психопатия. Эти лица ранимые, застенчивые, инертные, достаточно необщительные, склонны к внутренним переживаниям своих эмоций, с затруднённым контактам с окружающими людьми, с наличием холодности и сухости в отношениях с близкими, с ярко выраженной угловатостью и чопорностью в поведении. Они склонны к самоанализу и к сентиментальному восприятию мира. Это способные люди, имеющие хороший запас знаний. Они любят фантазировать на далёкие от реальности темы, они всё время находятся в поиске максимальных самоудовлетворений, но без стремления к успеху и славе. У них непросто складываются отношения с друзьями и близкими.